Стресс – неотъемлемый спутник, сопровождавший нас

10 раздражающих недостатков партнера, которые может исправить мудрый человек

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Семейная жизнь — дело непростое, требующее гибкости, уступчивости и компромиссов. При этом общее настроение и гармония в доме зависят от обоих супругов. Мудрые люди умеют сохранить баланс в отношениях, преодолеть трудности и уладить любой семейный конфликт. Более того, если выбрать правильную модель поведения, то вы сможете мягко направить действия вашей половинки в нужное русло.

AdMe.ru решил разобрать некоторые распространенные недостатки партнеров и выяснить, каким образом настоящая мудрость в семейных отношениях может помочь сделать совместную жизнь пары лучше для обоих.

1. Не помогает в домашней работе, игнорирует уборку и прочие бытовые вещи

Решение: так как ведение домашнего хозяйства — это большой труд, не стоит обесценивать его самому и позволять делать это партнеру. Важно подчеркивать, что вы сделали по дому, как это было непросто и как вы устали. Тогда все начнут ценить ваш вклад в общий быт.

Помните, что чистота и порядок в доме находятся в зоне ответственности всех, кто в нем проживает, поэтому воспринимайте партнера не как помощника по ведению домашнего хозяйства, а как полноценного участника. Распределите домашние обязанности или, если у вас нет времени на уборку, попробуйте выделить в бюджете отдельную сумму на клининговую службу.

2. Мало участвует в воспитании детей

Решение: часто мужчины уклоняются от родительских обязанностей не потому, что им это неинтересно, а потому, что они просто не знают, что делать с детьми. Кроме того, бывает так, что жены не подпускают мужей к ребенку, поскольку думают, что сами справятся лучше. Психологи называют это «охраной матери». Поэтому чем раньше супруг будет вовлечен в процесс воспитания, тем лучше.

Постарайтесь держать его в курсе того, что происходит с ребенком, чтобы муж не выпал из вашего жизненного цикла, распределите роли и вместе выберите ту часть родительской ответственности, которую он возьмет на себя.

3. Часами зависает в гаджетах

Решение: если ваш партнер буквально одержим соцсетями или компьютерными играми, то это не повод на него злиться, возможно, таким образом человек компенсируют недостаток чего-то. Например, ласки или внимания. Также обращение к видеоиграм или соцсетям может быть способом справиться с чувством депрессии или беспокойства. В этом случае виртуальную реальность можно заменить чем-то другим, скажем, спортзалом, прогулками, бассейном.

При этом лучше не предлагать альтернативу компьютерным играм и гаджетам во время или сразу после очередного спора на эту тему. Дождитесь какого-то приятного совместного времяпрепровождения и отметьте, какой хороший сегодня был день и как было бы здорово повторять такие моменты почаще.

4. Не хочет принимать важные совместные решения

Решение: обычно с такими проблемами сталкиваются семьи, где один из партнеров — властный и сильный человек, который любит руководить. Часто за нежеланием человека принимать решение и отвечать за последствия стоит страх неудачи и последующего стыда. А если он не участвовал в решении проблемы, он как бы «в домике». Поэтому психологи советуют не упрекать партнера за возможные неудачи, а говорить, что вы верите в него и всегда готовы поддержать.

Попробуйте поступать так, как он решил, даже если это кажется вам неправильным, — вам ведь важно показать, что вы будете его слушать. Также в данном случае хорошо работает техника позитивного подкрепления — не забывайте хвалить вашу половинку за любое совершенное дело.

5. Сравнивает с мамой или отцом

Решение: мы несем в собственные семьи свое понимание семейной жизни, взятое из детства. Естественно, роли родителей очень важны, ведь это первый опыт общения ребенка с противоположным полом. Если отношения в семье были хорошими, дети на подсознательном уровне хотят построить в своей семье ту же самую модель отношений. Важный момент, о котором говорят психологи, — супругам бессмысленно конкурировать с родителями своих половинок, ведь у них совершенно разные роли.

Помните, что, как правило, сравнению подвергаетесь не вы лично, а какие-то ваши навыки и действия. Договоритесь, что ваша семья живет по своим правилам, которые вы устанавливаете вместе. После очередного сравнения с родителем скажите партнеру, что вы привыкли что-то делать или готовить именно так, и спросите, что именно ему не нравится в выбранном вами способе.

6. Замыкается в себе, не говорит про проблемы

Решение: часто супруги копируют поведение друг друга. Попробуйте чаще рассказывать партнеру про свои дела, делитесь подробностями, задавайте вопросы. Каждому человеку важно быть услышанным, поэтому выразите заинтересованность уточняющими фразами, жестами, пусть он видит, что его дела важны для вас. Еще бывает так, что из-за отсутствия информации мы начинаем надумывать себе проблемы.

Например, один пришел с работы не в настроении, а второй вместо того, чтобы спросить о причине, начинает накручивать себя и домысливать, что проблемы связаны с ним. Не стоит строить догадки, лучше прямо спросить, чем недоволен человек.

7. Игнорирует правила приличия и гигиену

Решение: многие раздражающие привычки связаны с тем, что дома человек расслабляется и забывает соблюдать правила хорошего тона. В этом случае отлично работает техника отвлечения.

Например, в следующий раз, когда вы увидите, как ваш партнер грызет ногти или хрустит пальцами, постарайтесь не возмущаться. Вместо этого отвлеките его — попросите принести вам воды или просто возьмите его за руку. Таким образом вы еще и проявите нежность и ласку.

8. Надолго занимает ванную

Решение: прежде всего важно понять тот факт, что если человек надолго запирается в помещении, то ему хочется побыть одному. Это нормально, ведь каждому порой нужно личное пространство. А где он может расслабиться и побыть наедине с самим собой? В идеале у каждого члена семьи должна быть своя комната, где можно закрыться, но, увы, это не всегда возможно.

Поднимите вопрос о личном пространстве, скажите, что вы понимаете, что партнеру хочется побыть в одиночестве, но при этом оговорите, что ванная — место общего пользования. Может быть, решением станут прогулки в одиночестве, а может быть, в ходе беседы вы придете к выводу, что вам нужна новая квартира с кабинетом.

9. Разбрасывает свои вещи по всему дому

Решение: если вы хотите, чтобы ваш партнер складывал вещи на свое место, вешал одежду на плечики и уносил посуду из гостиной на кухню, то вам нужно просто сформировать в нем этот навык. Здесь поможет сочетание негативного и позитивного подкрепления.

То есть если партнер не уносит за собой посуду на кухню или бросает грязные вещи на пол, то не ходите за ним и не складывайте все на место. Вполне возможно, что однажды человек останется без чистой одежды или тарелки и это будет для него отличным уроком. В то же время не забывайте про положительное подкрепление — хвалите партнера, когда он начнет класть вещи на место.

10. У партнера нет мотивации развиваться

Решение: вы не можете заставить человека стать более амбициозным, но можете его мотивировать. Можно наметить большую общую цель. Это может быть покупка машины, квартиры, большое путешествие. Главное, чтобы эта мечта была важна для обоих. Движение к общей цели очень сближает партнеров. Если человек будет точно знать, к чему стремиться, то он сумеет преодолеть любые трудности.

Также можно мотивировать любимого человека своим примером — больше читайте, посещайте курсы, прокачивайте профессиональные навыки, совершенствуйтесь. Возможно, ему захочется тоже заняться саморазвитием.

Бонус: похвала всегда сильнее любых указаний на недостатки

Семейные психологи напоминают: какие бы чужие недостатки вам ни хотелось исправить, не стоит упрекать и пилить партнера. Скандалы и жалобы только ухудшат ситуацию, поэтому лучше выбрать мягкую тактику поведения и чаще хвалить любимого человека.

Также не забывайте, что у вас не получится сделать из партнера нового, удобного вам человека. Если вы решительно и грубо начнете нарушать его личные границы — натолкнетесь на резкое сопротивление. Вы можете лишь договориться с ним о каких-то изменениях, которые сделают вашу совместную жизнь счастливее.

С каким из этих недостатков партнера вы сталкивались и хотели бы исправить?

Психологическое содержание адаптации к профессиональной деятельности

Дата публикации: 04.05.2014 2014-05-04

Статья просмотрена: 1100 раз

Библиографическое описание:

Федосеева А. В. Психологическое содержание адаптации к профессиональной деятельности // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 827-829. — URL https://moluch.ru/archive/65/10765/ (дата обращения: 11.03.2020).

Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой. В современном мире очень важна адаптация человека в социальной среде. Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями деятельности.

Ключевые слова:Философско-методологические аспекты, адаптирование, невербальная активность, организационная адаптация, социальная адаптация, экономическая адаптация, педагогическая адаптация, психологическая адаптация.

Social adaptation process of active adaptation to the conditions of the individual social environment; personality type of interaction with the social environment. In today’s world is very important human adaptation in the social environment. Social adaptation provides human adaptation to the prevailing social environment due to the ability to analyze current social situation, their awareness of opportunities in the current social environment, the ability to keep their behavior in line with the main objectives of the activity.

Keywords: Philosophical and methodological aspects, adapt, nonverbal activity, organizational adaptation, social adaptation, economic adaptation, pedagogical adaptation, psychological adaptation.

Что из себя представляет социальная адаптация?

Она представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает устойчивость и равновесие к влиянию и воздействию социальной среды. Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды как радикальных экономических и социальных реформ так и в периоды жизнедеятельности человека.

В настоящее время усиленное внимание к разработке этой проблемы детерминировано потребностями решения практических задач, связанных с ускорением процесса адаптации человека к новым условиям в различных сферах жизнедеятельности:, бытовой, профессиональной, политико-правовой и др. Воздействие на ход включения личности в новую социальную среду с целью оптимизации этого противоречивого процесса, возможно лишь в том случае, если познана его сущность, структура и механизмы, а также специфика его протекания в различных областях социальной жизни.

В современной научной литературе проблемы адаптации рассматриваются в нескольких направлениях: кибернетическом, психологическом, социологическом, педагогическом, биологическом, медицинском. Философско-методологические аспекты социальной адаптации групп представлены в работах, П. И. Царегородцева, И. Д. Калайкова [2,57], В. Ю. Верещагина и других ученых. Социально-психологические аспекты адаптации стали предметом исследования таких психологов, как, А. Н. Леонтьев [4,78], Г. А. Балл, С. Л. Рубинштейн [5,400], А. А. Бодалев, Л. П. Гримак, и др. Педагогические аспекты адаптации рассмотрены в трудах О. Л. Берак, Н. Ф. Талызиной, В. В. Давыдова [1,112], Н. Н. Березовина и многих других исследователей. С учетом указанных и многих других направлений в изучении адаптационных процессов существует множество определений, характеризующих различные аспекты данного явления.

Обобщая труды выше названных ученых имеют важное методологическое и теоретическое значение, указывают перспективы развития индивидов в социальной практике. в системе социальной защиты населения остается недостаточно исследованной проблема социальной адаптации, которая объективно требует более глубокого изучения, особенно в контексте технологизации социальной работы.

Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Процесс адаптации — это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, педагогические, психологические, технологии и методы освоения социального пространства. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития. Социальность — это сущностная сторона человека, его качественная характеристика.

Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесь является социальная. Полная социальная адаптация человека включает экономическую, управленческую, физиологическую, педагогическую, профессиональную и психологическую адаптацию.

1. Организационная (управленческая) адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.

2. Социальная адаптация — это процесс управляемый. Управление им может осуществляться как в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее, внепроизводственной, допроизводственной производственной, постпроизводственной жизнедеятельности, так и с участием самоуправления. Последнее предполагает самокритичное, требовательное, отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам.

3. Экономическая адаптация. Это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый «социальный блок», включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню, пенсий, зарплаты и пособий. Они должны отвечать не только социокультурным, но и физиологическим потребностям человека. Нельзя говорить о полноценной социальной адаптации человека, если он беден или влачит нищенское существование или является безработным.

4. Педагогическая адаптация. Это приспособление к системе образования, воспитания и обучения, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него, географических, наследственных, природных факторов, хотя последние и не играют решающей роли в его социализации.

Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к поворотным моментам, критическим периодам,сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает предпосылки готовности к активной, полноценной адаптации.

5. Психологическая адаптация. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, морально-этические ориентации и политические, экологическая обстановка, процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно. В 1936 г. канадский физиолог Г. Селье ввел понятия «адаптационный синдром» и «стресс» [4,46]. Адаптационный синдром — это совокупность реакций организма человека в ответ на неблагоприятные воздействия (стрессоры). Стресс — это состояние психологической напряженности в процессе деятельности в сложных условиях как повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах (например, работа космонавта).

Стресс — неотъемлемый спутник жизни. Он может не только снизить, но и повысить устойчивость организма к вредным болезнетворным факторам. Стрессом, в широком понимании, являются и, любовь, и творчество, безусловно, приносящие удовлетворение и защищенность от внезапных «ударов» жизни.

Нормальная жизнедеятельность человека немыслима без определенной степени нервно-психического и физического напряжения. Человеку свойствен определенный оптимальный тонус напряжения. Каждый человек должен изучить себя и найти тот уровень напряжения, при котором он чувствует себя наиболее «комфортно», какое бы занятие он ни избрал. В противном случае может развиться дистресс безделья.

Так, для человека, оказывающегося без работы, особенно опасным является длительное состояние незанятости. Именно длительная незанятость действует разрушающе на личность, подрывает ее способность вернуться в систему социальных отношений полноценным работником. Западная статистика свидетельствует, что если человек находится без работы более года, то он, как правило, теряет способность найти работу.

В системе психологической адаптации большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, такие как дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (гештальттерапия, психодрама трансактный анализ), методы, основанные на невербальной активности (хорео-терапия, музыкотерапия, арт-терапия пантомима, и т. д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы.

Психологическая поддержка является частью более широкой программы социальной помощи индивидам по ликвидации кризисных ситуаций и оказанию помощи человеку или группе лиц (информационная, психологическая, правовая, сексологическая и др.). Главные усилия социальных работников должны быть направлены на содействие социальной адаптации в новых социально-экономических условиях (в восстановлении веры в духовные ценности,помощь клиенту в поиске работы в утверждении социального статуса и др.).

Читайте также:  Получить тонкую осиную талию поможет обруч

6. Профессиональная адаптация — это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новым особенностям конкретной специальности, условиям труда и социальному окружению. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения личной и общественной мотивации труда и других причин.

Адаптация включает широкий круг понятий: от элементарного опыта приспособления живого организма к среде до сложнейшей социально-психологической адаптации личности в процессе ее социализации. В рамках системного подхода адаптация личности выражается и процессом, и результатом функционирования целостной саморегулирующейся системы, адаптивность которой обеспечивается за счет взаимодействия отдельных ее элементов.

Следовательно, полноценное исследование адаптации человека возможно лишь при реализации комплексного подхода к изучению всех уровней организации человека: от психосоциального до биологического с учетом их взаимосвязей и взаимовлияний.

1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986. — 240 с

2. Калайков И. Д. Цивилизация и адаптация/Пер. с болг. Бедихина A. M.- М.: Прогресс, 1984. 240 с.

3. Крайг, Г. Психология развития Текст. / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000. -992с.

4. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Мысль, 1965. 570 с.

5. Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М., 1997,463 с.

6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1999. — 705 с.

7. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М., 1960

8. Талызин Н.Ф Педагогика психология, «Академия», 1998. — 288 с.

9. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — 240 с.

Социальная адаптация в современных условиях (стр. 1 из 6)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На тему: “Социальная адаптация в современных условиях”

1.1. Сущность и содержание социальной адаптации. 4

1.2. Виды адаптации. 5

1.3. Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов. 9

Технологии социальной адаптации личности к военной службе. 16

2.1. Социальная адаптация военнослужащих, уволенных в запас. 22

2.2. Трудности социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас. 26

2.3. Психологический аспект социальной адаптации. 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 34

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Адаптация занимает существенное место в содержании социальной работы. Она характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, а с другой – является отражением определенного результата социальной работы, который может выступать критерием ее эффективности. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизма – необходимое условие профессионализма социального работника. Адаптивные процессы обеспечиваются соответствующей технологией.

Задачей курсовой работы является изучение специфики социальной адаптации в современных условиях на примере адаптации призывников к военной службе и проблем социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас.

Объектом курсовой работы является фактор социальной адаптации в современных условиях.

Предметом курсовой работы является социальная адаптация военнослужащих, уволенных в запас.

ГЛАВА 1.

1.1. Сущность и содержание социальной адаптации

Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.

Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды, как жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ.

В настоящее время, усиленное внимание к разработке этой проблемы детерминировано потребностями решения практических задач, связанных с ускорением процесса адаптации человека к новым условиям в различных сферах жизнедеятельности: профессиональной, бытовой, политико-правовой и др. Воздействие на ход включения личности в новую социальную среду с целью оптимизации этого противоречивого процесса, возможно лишь в том случае, если познана его сущность, структура и механизмы, а также специфика его протекания в различных областях социальной жизни. ¹

В совокупности труды этих ученых имеют важное теоретическое и методологическое значение, указывают перспективы развития в социальной практике. Вместе с тем необходимо отметить, что остается недостаточно исследованной проблема социальной адаптации в системе социальной защиты населения, которая объективно требует более глубокого изучения, особенно в контексте технологизации социальной работы.

Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности.

В современной научной литературе проблемы адаптации рассматриваются в нескольких направлениях: биологическом, медицинском, педагогическом, психологическом, социологическом, кибернетическом. Философско-методологические аспекты социальной адаптации групп представлены в работах В.Ю. Верещагина, И.Д. Калайкова, П.И. Царегородцева и других ученых.

В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды.

Процесс адаптации – это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития. Социальность – сущностная сторона человека, его качественная характеристика. Исключением здесь могут быть только психически больные люди или те, кто не прошел с детства этапы социализации (“эффект Маугли”).

1.2. Виды адаптации

Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесь является социальная. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию. Управленческая (организационная) адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.

Социальная адаптация – процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления.

Социально-психологические аспекты адаптации стали предметом исследования таких психологов, как A.А. Бодалев, Г.А. Балл, Л.П. Гримак, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. Педагогические аспекты адаптации рассмотрены в трудах Н.Н. Березовина, О.Л. Берак, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной и многих других исследователей. С учетом указанных и многих других направлений в изучении адаптационных процессов существует множество определений, характеризующих различные аспекты данного явления.

Последнее предполагает требовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам.

Экономическая адаптация. Это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый “социальный блок”, включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека. Нельзя говорить о полноценной социальной адаптации человека, если он беден или влачит нищенское существование или является безработным.

Педагогическая адаптация. Это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Следует указать и на то, что адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов, хотя последние и не играют решающей роли в его социализации.

Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.

В последнее время особую актуальность для педагогов приобрела проблема дезадаптации детей и подростков. В России около 45 миллионов детей и подростков оказались вне системы школьного образования; десятки тысяч превратились в бомжей; 20% имеют опыт употребления наркотических средств; 16% испытывают в школах физическое и 24% – психологическое насилие; до 76% детей школьного возраста имеют различные формы психических нарушении (среди дезадатированных школьников эта цифра возрастает до 95%); смертность от самоубийств среди подростков выросла за последние 5 лет на 60%, детско-подростковая преступность, особенно по тяжким и групповым преступлениям, растет быстрее, чем преступность взрослого населения.

Психологическая адаптация. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д.

В 1936 г. канадский физиолог Г. Селье ввел понятия “стресс” и “адаптационный синдром”. Стресс – это состояние психологической напряженности в процессе деятельности в сложных условиях как повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах (например, работа космонавта). Адаптационный синдром – это совокупность реакций организма человека в ответ на неблагоприятные воздействия (стрессоры). Эти понятия получили чрезвычайно широкое распространение. Одна из основных причин популярности теории стресса состоит в том, что она претендует на объяснение многих явлений повседневной жизни, реакций человека на неожиданные события, возникающие трудности: развитие самых различных заболеваний, как соматических, так и психических.

Стресс – неотъемлемый спутник жизни. Он может не только снизить, но и повысить устойчивость организма к вредным болезнетворным факторам. Стрессом, в широком понимании, являются и любовь, и творчество, безусловно, приносящие удовлетворение и защищенность от внезапных “ударов” жизни.

Нормальная жизнедеятельность человека немыслима без определенной степени физического и нервно-психического напряжения. Человеку свойствен определенный оптимальный тонус напряжения. Каждый человек должен изучить себя и найти тот уровень напряжения, при котором он чувствует себя наиболее “комфортно”, какое бы занятие он ни избрал. В противном случае может развиться дистресс безделья.

Илья Плужников: «Проблема не в стрессе, а в том, что его вызвало»

Как получить меньше вреда от плохого стресса и больше пользы от хорошего

Всеволод Выводцев для ПостНауки

Постоянный стресс приводит к обострению хронических заболеваний — и отодвигает проявления болезни Альцгеймера. Для нормального развития ребенку полезен стресс в спортзале и за партой, но не в общении с одноклассниками и родителями. Стресс может разрушить психику — или выявить давно возникшие проблемы. О противоречивой природе этого важного механизма соучредитель ПостНауки Роман Авдеев поговорил с психологом Ильей Плужниковым.

— Поговорим о стрессе. Как он влияет на нас и как мы можем с ним справиться? Что такое «плохой» и «хороший» стресс: можно ли плохой превратить в хороший, может ли хороший помочь справиться с плохим? И что вообще такое стресс?

— Стресс — это понятие, которое появилось, когда биологи занялись изучением адаптации. Как только окружающая среда от нас что-то требует, мы должны к этому требованию адаптироваться — это эволюционный механизм. И вот этот момент адаптации к новому требованию среды назвали стрессом.

— Есть ли разница между стрессом у человека и у животного?

— У человека есть дополнительные виды стресса — информационный, социальный стресс. Но на нейрофизиологическом уровне стресс у всех проявляется примерно одинаково.

— Стресс можно как-то измерить? Какие метрики используют ученые, изучая стресс?

— Биологическим маркером стресса является уровень кортизола в крови. Его можно измерить. Исследования показывают, что повышенный уровень кортизола коррелирует с психическими расстройствами, с дезадаптацией, с частыми соматическими заболеваниями и так далее. Автор одного из исследований о нейробиологии стресса прямым текстом говорит: чтобы снизить стресс, врач может проверить уровень кортизола и при необходимости прописать снижающие его препараты.

В психологии используются опросники. В конце 1970-х годов американские психиатры Томас Холмс и Ричард Рэй разработали шкалу стресса (она кочевала из одной классификации психических расстройств в другую, и только в DSM-5 ее не было). Они опросили огромное количество людей о том, какие события были для них самыми стрессовыми, и сделали список: смерть близкого человека — 100 баллов, развод — 73 балла и так далее.

Есть там и такие пункты, как, например, отпуск (13 баллов), женитьба (50 баллов). Вы в самом начале упоминали хороший стресс. Действительно, еще Ганс Селье, который считается отцом-основателем теории стресса, выделял [ 1 ] Hans Selye. Stress without Distress. Signet, 1974 эустресс и дистресс. Первый — хороший, мобилизует организм. Второй тоже мобилизует, но с ним организм не в силах справиться.

От насморка до ПТСР

— Что, если человек длительное время испытывает дистресс?

— В 1970-х годах психиатр Джордж Энджел разработал биопсихосоциальную концепцию — диатез-стресс-модель [ 2 ] Engel G. The need for a new medical model: A challenge for biomedicine // Science. 1977. № 196. P. 129-136 . Он показал (а после него и многие другие), что большинство хронических заболеваний содержат в себе и биологические, и психологические, и социальные факторы. А стресс их запускает.

— То есть каких-то специфических стрессогенных заболеваний нет — стресс может способствовать возникновению любого?

— Именно. За исключением так называемых стрессовых расстройств. Это отдельная рубрика в психиатрической классификации, куда входит очень узкий спектр заболеваний.

Прежде всего это острая реакция на стресс, когда у человека из-за каких-то ужасных событий возникает острая депрессия или он впадает в длительный ступор.

Это и всем известное посттравматическое стрессовое расстройство: события, связанные с угрозой жизни и значительно меняющие картину мира субъекта, повреждают психику. Например, «вьетнамский синдром», «афганский синдром» — примеры боевого ПТСР.

— Иммунитет связан со стрессом?

— Очень сильно. Например, первым симптомом депрессии могут быть частые простуды.

— Влияет ли стресс на умственные способности?

— Да, повышенный кортизол коррелирует с результатами тестов на память.

— Может ли стресс привести к структурным изменениям в головном мозге?

— Исследования показывают, что у пациентов с ПТСР действительно есть изменения в мозге. Но тут сразу возникает вопрос о причинно-следственной связи. Это у них изначально была плохая резистентность к стрессу, поэтому они заболели ПТСР? Или ПТСР вызвало изменения в мозге? Я считаю, что, скорее всего, первый вариант.

— А на гены стресс может влиять? Передаваться по наследству?

— «Впаять» в гены ничего нельзя. Но можно повлиять на их экспрессию — то, как они будут работать у конкретного человека, как будут взаимодействовать. Условно говоря, изменить не анатомию, а физиологию.

Но обычно это очень тонкие изменения, последствия которых неочевидны. Нельзя сказать, что «дети военного времени» все одинаково «ненормальные». У них может быть другая биохимическая картина вследствие голода. А могут быть последствия отсутствия контакта с отцом.

Хороший стресс

— Я занимаюсь бегом. Когда пробежишь марафон, уровень кортизола зашкаливает. Значит, это стресс?

— Да, это стресс. Но к периодически возникающим небольшим дозам стресса организм приспосабливается. Вы закаляетесь не только физически, но и психологически. Это хороший стресс.

Социальная активность тоже хороший стресс: каждое новое знакомство — маленький выброс кортизола. Как и смена работы, карьерный рост, новые задачи.

— Как хороший стресс влияет на организм в долгосрочной перспективе?

— Исследования показывают, что у людей, которые в течение жизни постоянно испытывали позитивный стресс, снижается риск проявления болезни Альцгеймера. Сама болезнь никуда не девается: она генетически запрограммирована. Но поражение клеток не приводит к слабоумию. Человек не знает, что болеет. Только лет через десять резко становится слабоумным.

А у тех, кто вел спокойную жизнь, но перенес хотя бы две или более настоящие травмы (потерю близкого человека, развод, я уж не говорю об онкозаболеваниях, изнасилованиях, войнах и так далее), риск возникновения старческого слабоумия повышается очень сильно.

— Что могут сделать родители, чтобы наполнить жизнь ребенка хорошим стрессом? Про физическую активность понятно: пусть занимается физкультурой, участвует в соревнованиях…

— Поддерживать самооценку. Если ребенок участвует в соревнованиях и у него получается, он знает, что дальше будет сложнее, но уверен, что выдержит, — он этот стресс перенесет с достоинством и самоуважением, с принятием себя. А если родители-перфекционисты задирают планку, начинается плохой стресс: «Что будет, если я не выиграю? Что скажет мама, если я надену не те пуанты?» Важно мягко продвигать ребенка вперед и всячески давать положительную обратную связь.

Читайте также:  Что такое гипертония?

— Если мы ребенка максимально изолируем от стресса, то его умственные способности…

— Не разовьются. Но при этом, если стресс будет слишком сильным, — например, его буллят в школе, — он просто не сможет учиться, усваивать знания.

Должен быть баланс. Чтобы на ребенка не давили, но постоянно ставили ему новые задачи.

Лучший способ защиты от стресса

— Давайте поговорим о борьбе со стрессом. Все мы знаем такие методы, как бутылочка пива на ночь, курение, заедание…

— Вы говорите об ужасных вещах.

— Но они же работают!

— Предположим, человек живет счастливо, но тут у него случается небольшой стресс. Если ему в этой ситуации приходится «лечиться» алкоголем, значит, вся предыдущая жизнь не подготовила его к этому пустяку. А если стресс постоянный и сильный и человек вдруг открывает для себя, что ему становится легче от рюмашки, это путь к алкоголизму.

Лучший способ защиты от стресса — активность. Физическая нагрузка, спорт — это все реально работает.

Другой способ — когнитивный. Включите рефлексию, интроспекцию. Не называйте то, что с вами происходит, стрессом: стресс лишь проявление некоего неблагополучия, которое вы в данный момент переживаете. Поймите, какие события в прошлом к этому привели и есть ли у вас ресурсы на будущее, чтобы совладать с ситуацией. Попробуйте переосмыслить ситуацию, взглянуть на нее с другой стороны; выпишите «за» и «против». Задействуйте социальные связи, попросите помощи у близкого человека. Всему этому психотерапевты учат пациентов.

— Можно ли лечить стресс сном?

— Исследования показывают, что люди, которые правильно спят — без недосыпа, но и не пересыпая, — живут дольше, у них меньше проблем с психическим здоровьем. Существует целая концепция связи тревожных расстройств с циркадными ритмами, выработкой мелатонина.

Но тут снова вопрос о причинно-следственных связях. Вы не спите, потому что вы в стрессе? Или у вас стресс из-за недосыпа? Возникает порочный круг.

— Как-то расплывчато.

— Давайте скажем так: есть корреляция между ведением здорового образа жизни и отсутствием дистресса.

— Помогает ли справиться со стрессом медитация?

— Да, это тоже активный метод. Сложный метод, которому нужно учиться, чтобы он начинал работать. Так называемая третья волна когнитивной психотерапии основана на медитации: психотерапевты в определенный момент открыли, что практики, применяемые буддистскими монахами, помогают пациентам справиться с тревогой.

— Кстати, как психотерапевты работают с людьми в стрессе?

— Зависит от того, с чем пришел пациент. Один решил сменить работу, а там нагрузка, к которой он не привык. А другая подверглась сексуальному насилию, для нее весь мир разрушен. В первом случае будет что-то вроде коучинга: будем учить человека задействовать внутренние ресурсы, налаживать связи с новыми коллегами или просить помощи у друзей. А во втором речь пойдет, метафорически выражаясь, о реконструктивной психотерапии: нужно будет доказывать пациентке, что мир, может, не идеален, но все же достаточно хорош.

— Помогают ли антидепрессанты справиться со стрессом?

— Если антидепрессанты выписал врач, то да. Потому что врачу природа вашего расстройства виднее: возможно, проблема уже не в стрессе, а в более серьезных вещах.

Как определить меру стресса

— Можно ли точно сказать, в какой момент хороший стресс переходит в плохой?

— Для ПТСР перечислены конкретные ситуации (онкология, изнасилование, война, стихийное бедствие и так далее) — если вы попадете в одну из них, есть высокая вероятность, что вы заболеете ПТСР.

Если говорить о повседневном стрессе, то для европейского взрослого человека, я думаю, это осознание неадекватности эмоциональной реакции: тревоги слишком много, она доставляет слишком сильный дискомфорт, возникают вегетативные проявления — от потеющих ладоней до панических атак, — а стрессоров, которые должны были бы ее вызывать, нет. Если на протяжении какого-то времени — у каждого своя норма реакции — человек не может справиться сам или справляется при помощи неадекватных методов вроде алкоголя, значит, с ним что-то не так.

— Если появилась тревога, то человек уже живет в стрессе?

— Нет. Тревога, как и первичная стрессовая реакция, — это базовый адаптационный механизм. Сигнал о том, что что-то идет не так и нужно принимать решение. Если человек живет совершенно без тревог и забот, в какой-то эйфории, это тоже своего рода безумие.

Феноменологически и даже, наверное, биологически стресс и тревога — похожие вещи. Тревога — это психологическое понятие. А стресс — та же тревога, но на языке эволюционной биологии.

— Так как же определить, что вот сейчас уже накроет?

— Все очень индивидуально. Люди годами живут с паническими атаками, депрессией, психосоматическими расстройствами и не обращаются к врачам и психологам, потому что считают, что «ну вот жизнь такая». Живут в очень тяжелом стрессе, истощают свой организм; у них нарушается синаптическая передача в нейронах, изменяются физиологические процессы в сердце, в периферической нервной системе…

— Мне наш разговор напоминает анекдот про сына, который обращается к папе: «Папа, как правильно выпивать, где мера?», а тот ему: «Да если бы я знал, сынок».

— В середине прошлого века, когда активно изучали стресс, всем казалось, что одно простое понятие может многое объяснить. Но все гораздо сложнее. Стресс оказался лишь неспецифической реакцией, которая запускает цепочку других процессов, уже специфических.

Представьте человека, который едет в трамвае, прикладывает карточку, она не срабатывает, и он разносит весь трамвай. Это стресс? Ну да, фрустрация. Но проблема не в том, что карточка не сработала. И не в том, что человек разнес трамвай. А в том, почему у него гипертрофированная или парадоксальная реакция на небольшой стрессор. Это может быть признаком какого-то расстройства.

Поэтому для психологии стресс интересен только с точки зрения стрессовых и постстрессовых расстройств. Во всех остальных он является лишь триггером. Очень часто пациенты жалуются на низкую стрессоустойчивость. Начинаешь расспрашивать — а там депрессия. Но говорить о депрессии людям тяжело, проще сказать, что стрессоустойчивость барахлит, надо ее подкачать, как мышцу.

— Но при этом стресс необходим?

— Ганс Селье на последней странице своей книги писал, что вся наша жизнь — стресс. Как в том анекдоте: если вы проснулись и у вас ничего не болит, значит, вы умерли.

От стресса до “Загнанной лошади” – Психолог

  • Психология взрослых
    • Почему арт-терапия?
    • Весеннее обострение
    • Вверх по лестнице возрастных кризисов
    • Созависимые отношения – невыносимая любовь
    • Зависимость от любви. Постскриптум
    • Как пережить измену
    • Как пережить развод
    • Ревность – яд и лекарство любви
    • Выкидыш на раннем сроке беременности
    • Переболеть расставание с любимым человеком
    • Одиночество – путь к свободе или депрессии?
    • Жить после смерти близкого человека
    • От стресса до “Загнанной лошади”
    • Апатия – обезболивающее для души или потеря смысла жизни?
    • Верь в себя!
    • Социофобия. “Я” в коробке
    • Страх публичных выступлений. От драмы позора до софитов успеха
    • А счастье-то совсем рядом. на работе
    • О верности для близости
    • Что такое психологическая помощь?
  • Серия “Трудные люди”
    • Гневливые люди
    • Тревожные люди
    • Жертва века
    • Перфекционизм. Вечная мания быть отличником.
  • Семейная психология
    • Психолог для молодожёнов
    • О взаимопонимании в отношениях
    • Семейные конфликты между супругами или как правильно ссориться
    • Семейные кризисы
    • Не прогнуться под семейным тираном
    • Приёмные и такие родные
    • Эмоциональное сгорание родителей гиперактивных детей
    • От чего зависит семейное счастье
    • Зачем родителю психолог?
    • Как стать счастливым родителем
  • Психология беременных
    • Зачем беременным психологическая помощь?
    • Эмоциональные нарушения беременных
    • Страх родов? Потрудитесь не бояться!
    • Психологическая неготовность к материнству. По дороге к безнадёге.
    • Как не растолстеть во время беременности
    • Этнопсихология беременности и родов
  • Детская психология
    • Для чего нужен детский психолог?
    • Кризис 3-х лет у ребёнка
    • Одиночество ребёнка
    • Как справиться с истериками у ребёнка
    • Агрессия у ребёнка, и от чего дети дерутся
    • Ребёнок-левша. Психологические особенности
    • Гиперактивные дети. Как выжить и адаптироваться
    • Про детские и подростковые страхи
    • Ребёнок-Тиран
    • Учебная мотивация детей и подростков. Рекомендации для родителей
    • Развод и ребёнок
    • Когда родительская любовь – яд для ребёнка. Гиперопека и сверхконтроль
    • От чего зависят гармоничные взаимоотношения родителей и детей
    • Как выработать родительский авторитет
    • Дети-погодки – испытание не для слабых
    • Гаджетозависимость – ликвидатор успеваемости
    • Детско-родительская созависимость. Оковы любви
  • Подростковая психология
    • Психологические трудности подростков
    • Подростковая лень
    • Одиночество подростка
    • Я урод! О подростковой дисморфофобии
    • Гадский возраст. О трудных родителях подростков

От стресса до “Загнанной лошади”

“Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?”

Все стрессы можно разделить на психологические и физиологические.
Физиологические возникают от температурных стрессоров (холод, жара) или механических, вызывающих боль или любой сильный дискомфорт. Яркий пример физиологических стрессов: тренировки космонавтов, восхождения альпинистов, подготовка спортсменов к олимпийским играм и мировым чемпионатам. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Другой вид стрессов: психологические. Это ответ психики на тягостные факторы, к которым она не готова. Психологические в свою очередь бывают информационные и эмоциональные. Информационные стрессы возникают в условиях, когда необходимо работать с большими объёмами информации или интеллектуальная нагрузка не соответствует возможностям человека. Классический пример, аврал на работе, первый месяц на новой должности или месте работы, внештатная ситуация, уйма дел.
Эмоциональные стрессы – это те, которые вызывают душевные переживания и потрясения. Обстоятельства, от который они могут возникнуть: измены, разводы, неуспеваемость или непослушание детей, смерть близкого человека и т.д.

Несмотря на общие для всех стадии стресса все люди совершенно по-разному на него реагируют. Различают: «стресс кролика», «стресс вола», «стресс льва».
Человек, испытывающий стресс по типу льва в стадии мобилизации становиться собранным, активным, при угрозе его жизни или финансовому состоянию первым начинает нападать или действенно защищаться. Как правило, стадии мобилизации или сопротивления у таких людей длятся долго, и они благополучно разрешают в них свои проблемы. Люди, которые испытывают стресс по типу кролика, под воздействие стрессоров входят в ступор, как бы замирают, их действия не отличаются стремительностью как у «львов», и мысли не столь молниеносны, они фактически пережидают тяжёлую ситуацию, будучи незаметными, мимикрируют. Их приспосабливаемость в стадии мобилизации в этом и состоит, чтобы переждать, пока проблемы не решаться сами собой с минимальными от себя усилиями. Тем не менее из-за сильного страха под воздействием неблагоприятных обстоятельств, очень быстро наступает стадия истощения, ведь «кролики» слабы и астеничны. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

«Стресс вола». Название говорит само за себя. «Волы» мобилизуясь начинают усиленно вкалывать, отдаваясь решению проблемы целиком. Немудрено, что такое переживание стресса наиболее конструктивно: сложная жизненная ситуация как правило благополучно разрешается. Фаза истощения наступает нескоро, но, когда она всё-таки возникает, «волы» сильно измождены, а вот восстанавливаться как правило они не умеют. Им нужно быть особенно внимательными к своему здоровью, уметь отдыхать.

В целом стресс полезен для человека, он тренирует его иммунную систему, развивает волю, без него невозможно справиться со многими жизненными задачами. Однако, стресс необходим человеку лишь кратковременно. Если фаза истощения не прекращается и человек не спешит восстановить свои исчерпанные ресурсы, возникает дистресс. Это состояние, при котором измученный организм начинает страдать от нервно-психического истощения и болезней. Дистресс очень опасен. Если первоначально он проявляется как отсутствие сил и энергии на негативном эмоциональном фоне, то при запущенном состоянии это уже полное физическое и психическое истощение, с чередой хронических заболеваний.
Где же грань стресса и дистресса? На третьей фазе стресса: истощении. Как только она началась, нужно уйти от стрессоров (факторов, вызывающих стресс) и восстанавливаться.
Признаки затянувшегося стресса : чрезмерная утомляемость, раздражительность, человек с трудом засыпает (кора головного мозга сильно расторможена, поэтому он не может отключиться – мысли крутятся без конца и уснуть), взбудораженность и агрессивность, трудно взять себя в руки, импульсивность, принятие ошибочных решений, на фоне дезориентации, трудности с концентрацией внимания, рассеянность, снижение памяти, энергетическое истощение, сильные страхи и тревога, нарушение мышления, неряшливость.

Для того, чтобы оставаться здоровым, а также повышать уровень жизни необходимо восстанавливаться от стресса. Для этого нужно расслабляться, отдыхать, и тренировать стрессоустойчивость.
1.Переключайтесь. Высокая стрессоустойчивость – это, прежде всего, умение быстро переключаться от факторов, вызывающих стресс. Пример: аврал и конфликты на работе. Рабочий день закончился, тут же абстрагируетесь от работы и предвкушаете, как придёте домой и проведёте вечер в приятной семейной обстановке, пусть даже и в хлопотах, но с добрым сердцем и в хорошем настроении. Не умеете переключаться – напряжение выльется на родных, ведь даже мелочь вызовет бурю негодования на фоне сильного стресса. Дальше пойдёт цепная реакция – проблемы с мужем, ребёнок подерётся в школе, вызовут родителей, стресс ещё больше усилиться и дальше по кругу.
Так что, первое что необходимо сделать – научиться переключаться. Мысли навязчиво лезут в голову, тогда закройте глаза и представьте себе эти мысли в виде осенней, опадающей с деревьев листвы, не впускайте в свою голову ничего.
Визуализируйте (зрительно представьте) ситуацию, связанную со стрессом, закрыв глаза и увидев её как в кино, а потом мысленно уменьшайте изображение до размера точки.
Научитесь отдыхать, усилием воли абстрагируясь от проблем и максимально получая удовольствие от того, что Вам приятно, сосредоточившись на настоящем моменте. Когда же необходимо принять решение и активно действовать, абстрагируйтесь от эмоций и хладнокровно делайте своё правое дело, ни в чём не сомневаясь.
2.Физическая активность. Возникновение эмоционального стресса (конфликты, семейные ссоры, детско-родительские отношения) часто приводит к выбросу адреналина. Тогда ощущается, что «некуда себя деть», никак не успокоиться, всё «закипает внутри», при этом утрачивается контроль над собой и поведение становится очень импульсивным. Существует простая формула «Выброс адреналина – нужно двигаться». Лучше всего выскочить из дома и пройтись очень быстрым шагом, желательно, где есть деревья. Идти нужно «куда глаза глядят». Нет возможности выйти, тогда энергично сделайте уборку: помойте, полы, окна. Другой вариант, поприседайте, отожмитесь, попрыгайте, побоксируйте грушу. Стресс нужен живому существу, чтобы убегать от опасности, поэтому всё, что происходит в Вашем организме, когда Вы испытываете сильный стресс, особенно эмоциональный, вызывает реакцию бежать и очень активно двигаться. Не будете физически выплёскивать энергию – эмоции взорвут Вас изнутри и тогда легко «натворить дел».
3.Дышите. Ровное безмятежное спокойное дыхание творит чудеса по части снятия стресса. Три раза в день выполняйте следующее дыхательное упражнение: на счёт раз, вдох носом, на два, три, четыре ровный медленный выдох ртом, как будто задуваете свечу. И так, десять раз.
Это упражнение также можно выполнить при сильных волнениях – Вы сразу успокоитесь. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

4.Йога и медитация. Не упустите возможности позаниматься йогой и медитацией. Ничего лучше для снятия напряжения и овладения навыками самоконтроля ещё не придумали.
5.Четыре стихии. Речь идёт о воде, огне, воздухе и земле. Эти стихии прекрасно снимают стресс и укрепляют дух. Постарайтесь как можно чаще взаимодействовать с ними, а лучше каждый день, в целях укрепления психического здоровья. Вода: плавание, дельфинарий, рыбалка, обильное питьё чистой воды, принятие ванны и душа. Огонь: свечи, камин, костёр и т.д. Воздух: свежий воздух за городом, морской ветер или с залива, ароматы и т.д. Земля: работа в огороде и в саду, сбор цветов, прогулки по лесу и парку. Четыре стихии наполнят Вас энергией и вернут утраченные силы.
6.Дела по силам. Не беритесь за то, что выше Ваших возможностей. Берегите себя. Выбирайте работу по силам. Здоровье одно и нервные клетки действительно не восстанавливаются. Люди, которые регулярно взваливают на себя, то что им с огромным трудом даётся, истязают свой организм и психику – давят свои эмоции и получают букет болезней. Сильный человек – прежде всего тот, который реально оценивает свои возможности. Действуйте рационально.
7.Планируйте. Как часто кажется, что дел невпроворот, и в то же самое время мы ловим себя на мысли, что и работали – не работали, и отдыхать – не отдыхали, и много времени просто потратили впустую. Очень важно себя организовать, распланировать все дела, досконально всё прописав в ежедневник, и действовать по плану максимально погружаясь в решение задач, и наоборот отдыхая, полностью от всего отрешаясь, что очень важно, когда подойдёт время для отдыха.
8.Защита от манипуляций. Манипуляции, а также нарушение психологических границ многократно усиливают стрессы. Люди, которые не поддаются манипуляциям, умеют защититься от психологических атак, значительно меньше страдают от стрессов, чем ранимые и те, которые регулярно становятся объектами для манипуляций.
Известные техники:
1). «Туман на воде». Когда на Вас нападают, представьте себя густым туманом на воде. В него можно бросить камень, а ему всё равно, ему ничего не делается. Вас «поливают грязью», а Вы – туман на воде, Вам всё равно – что такое камень против тумана на воде?
2). «Заезженная пластинка». Вы просите человека о чём-то, а он искусно отговаривается, и Вам очень трудно настоять на своём. Тогда Вы, не обращаете внимания на отговорки и повторяете свою просьбу, пока человек не согласится её выполнить. Он Вам аргументированные отговорки, а Вы ему повторяете просьбу спокойно и настойчиво. Так Вы добиваетесь своего, не поддаваясь манипуляциям.
Но самое главное, когда Вы чувствуете, что кто-то хочет сбить Вас с толку и заставить делать то, что Вам совсем не нужно, осознайте, что это манипуляция, и спокойно преследуйте свои интересы.
9.Релаксация. Самоконтроль и регулирование своей психики напрямую зависит от умения расслабляться. Включите расслабляющую музыку, лягте на твёрдую поверхность. Далее пройдитесь внутренним взором по всему телу, найдя самый напряжённый участок, расслабьте его, далее опять отыщите самый напряжённый участок и расслабьте его и т.д. пока, а Вашем теле не останется ни одного мышечного зажима. Полежите так 10 мин., потом откройте глаза, медленно сядьте и постепенно встаньте.
10.Отдых и сон. Сон для человека такая же необходимость, как и вода. Отсутствие сна – само по себе стресс. Полноценный сон в ночное время (заснуть человек должен до 22 часов), восстанавливает истощённые физические и психические ресурсы человека и помогает справляться со стрессами и нагрузками. Чистая приятная постель, успокаивающая музыка, ванна с пеной перед сном, запах лаванды и шалфея, хорошо проветренная комната – замечательный антураж ночного отдыха. «Вырубите магнитофон с мыслями в голове» – дайте мозгу отдых, позаботьтесь о его здоровье.
У каждого человека свои ассоциации с отдыхом, но всё-таки это то, что приносит удовольствие и радость. Может быть, это поход в театр или на выставку, плавание в бассейне или катание на сноуборде, вышивание или гончарное ремесло. Главное, чтобы отдыхая, уходить от всех забот и наслаждаться жизнью, испытывать радость и наслаждение.

Читайте также:  Самомассаж тела: как это

11. Иппотерапия. Общение с лошадью снимет накопившееся напряжение, даст мощную энергетическую подпитку при эмоциональном истощении, поможет обрести стрессоустойчивость, расслабиться и восстановиться от стрессов.

12.Помощь психолога. Обратитесь за помощью к специалисту. Я работаю с людьми, истощёнными и угнетёнными стрессами, как длительными, хроническими, так и острыми, кратковременными. Помогаю им восстановиться, управлять своими стрессами, недопускать дистресс, развить стрессоустойчивость (создать положительный образ себя, укрепить уверенность в себе, научиться защищаться от манипуляций и легко реагировать на критику, изменить негативные мысли на позитивные, ставить перед собой реалистические цели). Эту помощь Вы можете получить, как очно, так и по скайпу , или в форме телефонной консультации. Записаться на консультацию можно здесь=>=>=>

Стрессы – неотъемлемые спутники современного человека. Умение управлять своими стрессами стало необходимостью как для успешности, так и для счастливой и здоровой жизни. При этом важно понимать: дошли до дистресса – ликвидируйте всё, что вызывает стресс или уйдите от этих стрессоров и займитесь восстановлением своего психического здоровья. У каждого человека свой психический ресурс, и от того как быстро Вы его исчерпаете, зависит сколько Вы ещё проживёте и насколько полноценной будет Ваша жизнь. «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?»
01.12.2014
Храмченко Надежда

Неочевидная сторона эффекта Даннинга — Крюгера

Многие люди думают, что понимают суть эффекта Даннинга – Крюгера, прочитав его описание где-нибудь в википедии или на любом другом популярном ресурсе. Однако в силу своего низкого уровня квалификации в области социологии часто оказывается так, что они совершенно недооценивают глубину и разнообразие форм его проявления, причём даже у самих себя. Даже читая про этот эффект они не осознают, как далеки от понимания его реального смысла, испытывая в точности то когнитивное искажение, о котором говорится в описании, которое они читают. В социологии есть вещи, осмысление которых требует понимания того, что осмысляешь. О подобных «замыканиях» я буду говорить довольно часто, поскольку они составляют основу наших научных исследований в «Социальном Лесничестве».

Суть эффекта Даннинга – Крюгера, казалось бы, проста: человек в силу своей низкой квалификации в чём-либо склонен переоценивать своё понимание вещей в этой области и при этом не осознаёт свой низкий уровень квалификации. Выражаясь афоризмами, можно сказать то же самое словами Бертрана Рассела:

Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности.

Истинное знание — в том, чтобы знать пределы своего невежества

Ф. М. Достоевскому приписывают также фразу вроде такой:

Дурак, который понял, что он дурак, уже не дурак.

Подобных фраз много. И вот, прочитав такую, наш читатель уже думает, что раз он понимает заложенный в неё смысл, то он уже точно не дурак, что он обладает знанием и понимание настолько, что к нему подобные фразы применять бессмысленно. Удивительно то, что смысл подобных фраз понимают почти все… и почти все думают, что к ним всё это не относится. И почти ко всем как раз относится.

Наша проблема со стороны выглядит примерно так: человек прочитал что-то про эффект Даннинга – Крюгера, проникся мыслью, согласился с ней, быстро нашёл примеры из своей жизни, как он безуспешно пытался объяснить что-то человеку, который ничего не понимает в некоторой области, но упорно пытается спорить, а может быть и себя вспомнил, как он думал, что в чём-то разбирается, пока на самом деле не начал разбираться. Человек этот думает, что понял суть феномена, научился его распознавать и следить за тем, чтобы самому не оказаться его жертвой… и тут же становится очередным образцом, по которому данный эффект можно изучать. Почему? Потому что в силу своей низкой квалификации в области социологии он не видит, что суть данного метакогнитивного искажения гораздо серьёзнее, чем в этих поверхностных описаниях. Я попробую пояснить это здесь хотя бы кратко на примерах со всё увеличивающейся сложностью обнаружения в них эффекта Даннинга – Крюгера. Чем дальше вы будете читать, тем больше вероятность, что вы ничего не поймёте. Далее пойдут абзацы текста, почти не связанные между собой сюжетом, кроме разве лишь наличия в них всё усложняющегося проявления обсуждаемого когнитивного искажения.

Возьмём для начала простейший пример. Пить и/или курить вредно. Те, кто об этом не знают и делают это – яркие жертвы эффекта Даннинга – Крюгера. Многие из них при этом закусывают выпивку «соусом доктора Фокса», который выражается в советах врачей или якобы научных исследованиях. Они не способны осознать, что пить и курить вредно в силу тех же особенностей интеллекта, которые и являются причиной употребления этих ядов (кто не понял, одна из этих особенностей – тупость). То есть, грубо говоря, ситуация такая: умный человек достаточно умён, чтобы не пить и не курить по собственному выбору, а глупый не достаточно умён, чтобы самостоятельно додуматься не употреблять алкогольный и табачный яд, и не достаточно умён, чтобы поумнеть и бросить данные привычки, если они у него были. Перефразирую Ф. М. Достоевского, упомянутого вначале, – если дурак поймёт, что он дурак – он перестанет делать то, что делает его дураком (в данном примере – пить и/или курить).

Идём дальше. Взять, скажем, начинающего фотографа. Ведь не даром по интернету ходят шутки про таких людей, что, дескать, купил зеркалку и уже считает себя профессиональным фотографом, а если купил скальпель – то уже профессиональный хирург. Ведь и правда, с хорошей профессиональной техникой фотографии и правда будут получаться на твердую «четверку с плюсом», если у человека хотя бы руки растут из плеч, а поскольку большинство не в состоянии отличить искусство от ширпотреба, такие фотографии будут оценены выше, чем они того стоят. Не понимая свою низкую квалифицированность в области фотографии, человек тоже не будет осознавать, что по сути его работы – помойка. В эту же категорию примеров попадают начинающие дизайнеры, программисты, частные строители (шабашники) и т. д.

Горе-строитель, у которого в частном доме рухнул потолок, скажет, что «надо было толще арматуру брать», но не скажет, что не сделал расчёт плиты перекрытия на распределённую и сосредоточенную нагрузку, потому что он в принципе не знал о необходимости таких расчётов, а когда его уволят, или когда горе-заказчик пошлёт его лесом, он не будет понимать за что, так как в принципе не способен осознать узость своего понимания строительной механики. Часто такая ситуация возникает с шабашниками, которые не понимают, почему им не платят за работу то, что они якобы заработали. Им невозможно объяснить, почему тот или иной элемент в строительстве они сделали неправильно, потому что у них на всё один ответ «мы так всю жизнь делали, наши деды так делали, и ничего», а фразу «расчёт балки на прогиб» они никогда и не слышали. Корче говоря, объяснить некомпетентному человеку то, что он некомпетентен, невозможно именно в силу его некомпетентности.

Я нередко наблюдал за попытками так называемых «ферматистов» предъявить своё изящное доказательство Великой Теоремы Ферма. С одной стороны, удивляет их настойчивость пропихнуть полную математическую несуразицу, а, с другой стороны, — их неспособность понять аргументы людей, которые действительно понимают математику. Фанатику-ферматисту невозможно объяснить, в чём ошибка в его доказательстве. Он будет с пеной у рта доказывать, что «научная мафия специально не хочет признавать моё доказательство…», будет обвинять математиков в том, что они сговорились и не пропускают талантливых людей в науку, чтобы не потерять свою работу и т. д. Есть довольно много таких обиженных на науку людей, которым в силу их непонимания математики невозможно объяснить, что их «доказательства» не являются доказательствами Теоремы, однако у них есть сайты, где они говорят, что вот, их обижают, их не признают… аналогично дело обстоит с другими учёными, которых сейчас модно называть «альтами» или «альтернативными учёными». Почти все они не владеют логикой, но не способны понять это, так как не владеют логикой.

Некомпетентный начальник, не понимающий основы управления, скорее всего свалит всё на подчинённых, будто это они не справляются с задачей, в то время как он не понимает (и не может понять в силу узости своих представлений), что именно он неверно наладил схему управления. Возможна и другая ситуация: подчинённые в силу своей некомпетентности в области управления будут думать, что во всём виновато управление, не понимая, что это они такие бездарные, что завалили проект. Вообще просто понаблюдайте за людьми, они часто ищут оправдания своих неудач на стороне, а заслуги объясняют именно своими личными качествами.

Здесь, кстати тоже есть интересная особенность нашего общества, попадающая в нашу тему: многие думают, что во всём виновата власть, с другой стороны считают себя достаточно компетентными, чтобы её выбирать и вообще разговаривать о политике, вести кухонные разговоры на политические темы и говорить в духе «надо было этому Путинку так сделать:…» Осознать свою некомпетентность в политической сфере эти люди не могут сами знаете почему.

По данной теме можно вообще привести множество примеров, где описываемый эффект работает в полной мере: от фанатичного увлечения футболом до коллекционирования каких-нибудь монеток, от увлечения компьютерными играми до попыток строить карьерную лестницу в официальной науке (это не все поймут, но когда-нибудь я поясню). Все люди, страдающие подобной ерундой, не способны в силу своей некомпетентности в вопросах нашего жизнеустройства осознать, что занимаются ерундой. Осознание смысла своей жизни и необходимости действовать в соответствии с этим смыслом для них является пустым звуком, потому что уровня их понимания хватает только на ерунду.

Есть такая популярная шутка про марксистов. Марксистов не существует. Человек, который понимает марксизм, никогда марксистом не будет, а тот, который не понимает, марксистом не является. Эта шутка содержит в себе обсуждаемый нами эффект, но она очень не понравится «марксистам»… они её не поймут… сами знаете почему.

Гораздо более сложным является непонимание последствий своих решений в жизни. Есть такое наблюдение, что люди не понимают причины происходящего с ними. Например, человек живёт в плохих условиях, постоянно должен торчать на работе ради каких-то копеек, постоянно что-то в его жизни не ладится. Он не может осознать, в чём именно причина, но часто находит «простые объяснения» тем последствиям, которые всю жизнь и разгребает, которые по сути являются всего лишь оправданиями. Скажем, женщина может найти простое объяснение того, почему она до сих пор «сильная и независимая» в фразе «все мужики козлы», одновременно с этим мужчины могут найти такое же объяснение своих неудач в другой не менее известной фразе. Вообще, любящие поплакать о своей судьбе люди – это все те, кто полностью находится под властью эффекта Даннинга – Крюгера. Осознать причину своих неудач они не могут именно потому, что причина эта – та же самая причина, которая привела их к этим неудачам, то есть неспособность мыслить и принимать правильные решения. Если бы они действительно понимали свою жизнь, не было бы и неудач, не было бы и необходимости плакать. Когда у человека что-то не ладится в жизни, далеко не всегда он способен отыскать длинную-предлинную цепочку причинно-следственных связей, которая, возможно, тянется на многие годы, и отыскать её начало. Почему? Потому что он, в силу узости своих представлений об этом мире, не знает (а если ему сказать, то не поверит), что подобные цепочки действительно существуют и их действительно нужно уметь раскручивать. Они не могут осознать, что каждое действие в этом мире имеет последствия. Причём нередко причина от следствия может отстоять на многие годы и даже десятилетие. Однако это уже сложная тема, она явно требует отдельного разговора.

Ну и последний пример на сегодня (но не последний по своей сложности) – есть люди, которые реально думают, что понимают эффекта Даннинга – Крюгера. Так вот… они его не понимают! Подумайте сами, почему. В качестве подсказки задайте себе вопрос: вот вы прочитали эту статью, и что? Вы думаете, что поняли её смысл?

Несмотря на вышесказанное, всегда есть способ «проломить» замкнутый круг, образованных эффектом Даннинга – Крюгера. То есть с одной стороны дурак не может стать умным именно потому что дурак, но, с другой стороны, люди умнеют. Из любого замкнутого социологического круга есть выход, то есть можно научиться понимать то, что для своего понимания требует это же самое понимать изначально. «Замыкания» всегда имеют точку входа и выхода. Но как же их отыскать?

Ссылка на основную публикацию