Секс в средневековье: был ли он

10 фактов о том, каким был секс и всё, что с ним связано, в Средневековье

Мы публикуем перевод увлекательной статьи канадского блогера, писателя и преподавателя Дэвида Мортона о различных аспектах сексуальности в эпоху европейского Средневековья.

ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ЗИГМУНД ФРЕЙД, ПОЖАЛУЙ, ОСТАЛСЯ БЫ БЕЗ РАБОТЫ: многие основные представления о сексе и морали мы переняли из тех тёмных времён, когда подавляющее большинство видов секса характеризовалось коротким, но ёмким словом «блуд». Прелюбодеяние и блуд порой карались смертной казнью, отлучением от церкви и прочими анафемами. При этом Церковь нередко потворствовала проституции, понимая, что это зло, но в условиях жизни людей в такой жёсткой моральной системе — необходимое зло.

При этом, как это обычно и бывает, наиболее любопытными к интимной стороне жизни оказывались сами судьи и каратели — священники, монахи и богословы. Хотя в начале средних веков церковнослужители получили право жениться и заводить детей, тем из них, кто жил в монастырях, от этого легче не стало. Подзуживаемые любопытством и имеющие возможность наблюдать за светской жизнью со стороны, богословы оставили массу описаний и свидетельств, благодаря которым мы имеем неплохое представление о том, каким секс был в средневековье.

1. КУРТУАЗНАЯ ЛЮБОВЬ: можешь посмотреть, но не смей трогать

Церковь запрещала открыто демонстрировать сексуальную заинтересованность, но допускала, что любовь и восхищение могут иметь с сексом что-то общее. Куртуазную любовь принято понимать как взаимоотношения между рыцарем и прекрасной дамой, причём рыцарю очень желательно быть отважным, а объекту его поклонения — недоступным и/или невинным. Допускалось быть замужем за кем-то другим и блюсти верность, главное — ни в коем случае не показывать ответных чувств к своему рыцарю.

Эта идея позволяла сублимировать эротические побуждения, превращая суровых воинов в трепетных юношей, в передышках между славными походами пишущими стихи и песни о любви к своей Прекрасной Даме. А сражаясь, непременно следовало посвящать Даме подвиги и завоевания. Ни о каком сексе речи не шло, но… кто же о нём не думал?

2. СУПРУЖЕСКАЯ ИЗМЕНА: держите свои штаны застёгнутыми на все пуговицы, сэр

Для тех, кто серьёзно относился к велениям христианской морали, секса вообще не существовало. Половые контакты были допустимы исключительно в браке. Добрачные же или внебрачные связи карались очень жестоко, вплоть до смертной казни, причём в качестве суда и палача также часто выступала Церковь.

Но дело было не только в христианских законах. Супружеская верность являлась единственным надёжным способом для мужчин дворянского происхождения быть уверенными в том, что их дети — действительно их. Известен случай, когда французский король Филипп, уличив собственных дочерей в связях с некоторыми из его вассалов, отправил двоих из них в монастырь, а третью убил. Что же касается провинившихся придворных, они были казнены жестокой публичной казнью.

В деревнях ситуация не стояла так остро: сексуальная распущенность присутствовала повсюду. Церковь боролась с этим, пытаясь заставлять грешников вступать в законные браки, и в случае, если люди так и поступали, даровала прощение.

3. СЕКСУАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ: никакого разнообразия

Церковь диктовала также как именно люди должны заниматься сексом. Все позы кроме «миссионерской» считались грехом и были запрещены. Под строжайший запрет попадали также оральный и анальный секс и мастурбация — эти виды контактов не приводили к рождению детей, что было, по убеждению пуристов, единственным поводом для занятий любовью. Нарушители карались сурово: три года покаяния и служения церкви за секс в любой из «девиантных» позиций.

Однако некоторые теологи того времени предлагали оценивать половые контакты более мягко, например, расположить допустимые позы в таком порядке (по мере возрастания греховности): 1) миссионерская, 2) на боку, 3) сидя, 4) стоя, 5) сзади. Богоугодной признавалась только первая позиция, остальные предлагалось считать «морально сомнительными», но не грешными. По всей видимости, причина такой мягкости заключалась в том, что представители знати, нередко страдающие ожирением, были не в состоянии заниматься сексом в самой безгрешной позиции, и Церковь не могла не пойти страдальцам навстречу.

4. ГОМОСЕКСУАЛИЗМ: Только смертная казнь

Позиция Церкви в отношении гомосексуализма была твёрдой: ни под каким предлогом! Содомия характеризовалась как «противоестественное» и «богопротивное» занятие и каралась только одним способом: смертной казнью.

В определении гомосексуализма Пётр Дамиан в своём труде «Гоморра» перечислял следующие способы заниматься сексом: одиночная мастурбация, взаимная мастурбация, совокупление между бёдрами и анальный секс (последнее, кстати, считалось настолько неприемлемым, что многие авторы старались даже не упоминать его в своих книгах). Святой Фома Аквинский расширил список так, что в него попадали любые формы и виды секса за исключением вагинального. Он также причислял к содомии лесбиянство.

В 12-13-м веках содомитов было принято жечь на кострах, вешать, морить голодом до смерти и пытать, разумеется, чтобы «изгнать демона» и «искупить грех». Однако существуют свидетельства того, что некоторые представители высшего общества всё же практиковали гомосексуализм. Например, об английском короле Ричарде I, прозванном «Львиное сердце» за исключительную храбрость и воинское мастерство, поговаривали, что на момент встречи со своей будущей женой он состоял в сексуальной связи со своим братом. Также король был уличён в том, что во время визитов во Францию «ел с одной тарелки» с французским королём Филиппом II, а ночью «спал в одной постели и имел с ним страстную любовь».

5. МОДА: Это гульфик или ты просто очень рад меня видеть?

Одним из самых популярных мужских модных аксессуаров в Средние века был гульфик — лоскут или мешочек, который крепился к передней части брюк, чтобы подчеркнуть мужественность, сделав акцент на половые органы. Гульфик обычно был набит опилками или тканью и застёгивался на пуговицы или завязывался тесьмой. В результате область промежности мужчины выглядела весьма внушительно.

Моднейшей обувью считались сапоги с длинными и острыми носами, которые также должны были намекать на кое-что не менее длинное в штанах их владельца.

Эти предметы одежды нередко можно видеть в картинах голландских художников того времени. Существует портрет Генриха VIII, одного из главных модников своей эпохи, изображённого одетым и в гульфик, и в сапоги.

Разумеется, Церковь не признавала эту «дьявольскую моду» и всячески пыталась препятствовать её распространению. Однако на короля страны и его ближайших придворных её власть не распространялась.

6. ФАЛЛОИМИТАТОРЫ: размер, соответствующий греховности желания

Есть некоторые свидетельства, что искусственные пенисы активно использовались в Средние века. В частности, записи в «покаянных книгах» — сводах наказаний за разнообразные грехи. Эти записи были примерно такими:

«Вы сделали что то, что некоторые женщины делают с предметами, имеющими форму фаллоса, размер которых соответствует греховности их желаний? Если да, вы должны каяться на все святые праздники в течение пяти лет!»

Фаллоимитаторы не имели никакого официального названия до эпохи Возрождения, поэтому их обозначали названиями предметов, имеющих удлинённую форму. В частности, слово «дилдо» происходит из названия продолговатой буханки хлеба с укропом: «dilldough».

7. ДЕВСТВЕННОСТЬ И ЦЕЛОМУДРИЕ: просто покайтесь

Средневековье высоко ценило девственность, проводя параллель между целомудрием простой женщины и Девы Марии. В идеале девушке следовало беречь свою невинность как главное богатство, но на практике это редко кому удавалось: мораль была невысока, а мужчины — грубы и настойчивы (особенно, в низшем сословии). Понимая, как трудно женщине оставаться целомудренной в таком обществе, Церковь сделала возможным покаяние и отпуск грехов не только для недевственных девушек, но даже и для родивших детей.

Женщинам, выбравшим такой путь «очищения» следовало раскаяться в грехах, а затем искупить их, примкнув в культу Богородицы-то есть, посвятив остаток своих дней жизни и служению монастырю.

Кстати, многие считают, что в те времена девушки носили так называемые «пояса верности», но на самом деле эти жуткие устройства изобрели (и пытались применять) только в 19-м веке.

8. ПРОСТИТУЦИЯ: процветание

Проституция процветала в Средневековье. В крупных городах проститутки предлагали свои услуги анонимно, не раскрывая настоящих имён, и это считалось честной и вполне приемлемой профессией. Можно сказать, что в то время Церковь молчаливо одобряла проституцию, по крайней мере, ничем не пыталась ей препятствовать.

Как ни странно, товарно-денежные отношения в сексуальных связях расценивались как способ предотвращения супружеской измены (!) и гомосексуализма, то есть как то, без чего невозможно обойтись. Святой Фома Аквинский писал: «Если мы запретим женщинам торговать своим телом, похоть выплеснется в наши города и разрушит общество».

Наиболее привилегированные проститутки работали в публичных домах, менее — предлагали свои услуги на городских улицах, а в деревнях нередко было по одной проститутке на всё селение, и её имя было хорошо известно жителям. Однако там к проституткам относились с презрением, их можно было избить, изуродовать или вовсе бросить в тюрьму, обвинив в бродяжничестве и разврате.

9. КОНТРАЦЕПЦИЯ: делайте что хотите

Церковь никогда не одобряла контрацепцию, так как она препятствует рождению детей, но большая часть усилий церковников была направлена на борьбу с «неестественным» сексом и гомосексуализмом, поэтому в вопросе предохранения люди были предоставлены сами себе. Контрацепция рассматривалась скорее как незначительный моральный проступок, чем серьёзное прегрешение.

Кроме наиболее распространённого способа предохранения путём прерывания полового акта (то есть с помощью извлечения пениса из вагины до эякуляции) люди также пользовались презервативами из кишечников или мочевых и желчных пузырей животных. Такие презервативы использовались по много раз. По всей видимости, их функция состояла не столько в защите от нежелательной беременности, сколько в профилактике венерических заболеваний, в частности, широко распространённого в Европе сифилиса.

Также женщины готовили отвары и настои из трав, которые затем помещались во влагалище и с разной степенью эффективности играли роль спермицидов.

10. СЕКСУАЛЬНЫЕ ДИСФУНКЦИИ: больной, снимите трусы

Если мужчина по неизвестной причине не мог заниматься сексом, Церковь отправляла к нему «частных детективов» — умудрённых опытом деревенских женщин, которые осматривали его «хозяйство» и оценивали общее состояние здоровья, пытаясь выявить причину полового бессилия. Если пенис был деформирован или имелись другие заметные невооружённым глазом патологии, Церковь давала разрешение на развод в силу неспособности мужа к продолжению рода.

Многие средневековые европейские врачи были поклонниками исламской медицины. Мусульманские врачи и фармацевты первыми обратили внимание на такую проблему, как эректильная дисфункция, и разработали лекарства, терапию и даже специальную диету для таких пациентов.

Есть некоторые свидетельства, что искусственные пенисы активно использовались в Средние века. В частности, записи в «покаянных книгах» — сводах наказаний за разнообразные грехи. Эти записи были примерно такими:

5. Священнослужители и брак

История церковных браков в средние века весьма длинная и запутанная, на протяжении столетий происходили многочисленные изменения. В начале эпохи византийский император Юстиниан Великий аннулировал все браки членов Святого Ордена и объявил всех своих детей незаконнорожденными. Закон безбрачия после этого никто не отменял в течение сотен лет, но он не всегда соблюдался с особым рвением.

Также было различие между священнослужителями, которым было разрешено вступать в брак, и женатыми мужчинами, которым было разрешено принять сан. Последнее было более распространено. После Великого Раскола 1054 года обе церкви стали строже относиться к данному вопросу, и снова было введено безбрачие.

Хотя однополые отношения были «горячей темой» в средние века, внимание было обычно сосредоточено на мужчинах. Существует очень мало упоминаний о подобных отношениях среди женщин. Один из немногих средневековых законов, которые непосредственно касались женской страсти, происходит от французского трактата середины XII века Li Livres de jostice et de plet («Книга справедливости и мольб»). За женский гомосексуализм было предусмотрено такое же наказание, как и за мужской: членовредительство после первых двух «преступлений» и сожжение на костре в третий раз. Лесбиянство, кстати, рассматривалось как медицинская проблема.

Предпочтение миссионерской позы

Церковь считала секс всего лишь средством продолжения рода, поэтому самой распространённой позицией была миссионерская. В эпоху Средневековья полагали, что если мужчина находится сверху женщины, то это во много раз увеличивает её шансы забеременеть. Кроме того, священнослужители утверждали, что любая другая позиция противоречит природе, а такая поза, как «мужчина сзади», вообще была «собачьей» и размывала границы между человеком и животным.

На протяжении всего Средневековья церковные власти строго запрещали оральный и анальный секс. Поскольку при таком сексе нет никаких шансов на продолжение рода, он служит исключительно для получения удовольствия – а значит, является «грехом похоти».

Со временем некоторые служители стали чуть более прогрессивными. В XIII веке немецкий священник Альбертус Магнус перечислил по нисходящей пять позиций, от наиболее к наименее естественной: «миссионерская», «на боку», сидя, стоя и сзади. Хотя миссионерская поза по-прежнему считалась самой предпочтительной, священник рассматривал все остальные, как «сомнительные», но не «смертельно греховные».

Неудивительно, что в записях было немало грехов, связанных с сексом. Существовало довольно много различных правил покаяния, но одним из самых влиятельных сборников был труд «Liber Penitentialis» («Публичные покаяния») Феодора из Тарсуса, архиепископа Кентерберийского.

Публичная потенция

Многие стороны сексуальной жизни, ставшие приватными в процессе цивилизации, изначально были публичными. К примеру, раньше женщина могла получить развод, только доказав, что её муж — импотент. Поскольку целью брака было рождение детей, к обвинениям в бесплодии церковь относилась серьёзно.

Во время судебных процессов XIII–XIV вв. при осмотре потенциального импотента измеряли его пенис: считалось, что чем он короче, тем выше вероятность того, что мужчина бесплоден.

Присутствовавшие на заседании женщины порой даже специально возбуждали беднягу, чтобы посмотреть, реагирует ли его член на прикосновения. В XV в. обвинённый в импотенции муж вынужден был доказывать свою половую состоятельность в борделе, в присутствии священников и чиновников.

По свидетельствам историков, подобный случай имел место ещё в 1677 г., когда множество зевак собралось поглазеть, как некий стареющий маркиз пытался доказать свою мужскую силу. Маркиз заявил, что способен на половой акт, однако, по словам испытуемого, ожидающая за занавесками толпа стала препятствием для осуществления его намерения.

Итальянский бордель XV в. Хорошо видна тогдашняя мода на гульфики. Гульфик набивали так плотно, что он, по словам Монтеня, напоминал часть тела, о которой из пристойности не стоит упоминать

Сегодня мужское достоинство больше не измеряют публично, однако мужская сила по-прежнему является предметом обсуждения и досужего любопытства. Новую главу в историю потенции вписала виагра: рынок лекарств от эректильной дисфункции стремительно вырос в 2000-е гг., и сейчас их используют не столько для лечения импотенции, сколько для улучшения качества полового акта. Даже если гольф или садоводство интересуют мужчину куда сильнее, он всё равно должен исполнять свой мужской долг — и желательно как можно дольше.

В Средние века из-за нехватки места в одной кровати зачастую спало несколько человек, причём не только родственники, но также прислуга и гости. В XVI столетии стали появляться правила, определяющие границы стыдливости между юношами и девушками.

Так, Эразм Роттердамский писал, что, раздеваясь и вставая с кровати, нужно помнить о пристойности и не открывать посторонним глазам ничего такого, что природа и мораль велят нам прятать. Спустя пару столетий де ла Салль подчёркивал, что мужчина и женщина не должны ложиться в одну постель, если они не женаты, а если представители разных полов вынуждены спать в одной комнате, то кровати следует раздвинуть.

Даже брак не гарантировал приватности, хотя супруги и делили одно ложе. В конце XVI в. распространение в Англии пуританства привело к ужесточению контроля за моралью: официально этим занимались священники, а неофициально — соседи. Кумушки не только делились информацией с любопытствующими, сообщая им все интимные подробности, но и сигнализировали церковникам, если нормы морали были попраны.

Обычными темами для пересудов являлись соблазнение служанок или же привлекающая внимание половая жизнь супругов. Соседи также доносили священникам, если муж не вмешивался в любовные похождения своей супруги.

Время от времени священникам необходимо было напоминать о том, как греховны страсти

Даже аристократы и просто богатые люди в ту пору никуда не могли скрыться от глаз собственных слуг, которые шпионили за тем, что происходило в спальне хозяев. Если дворяне оказывались перед судом по обвинению в адюльтере, свидетелями обычно выступали именно слуги. То есть можно говорить о том, что сексуальной неприкосновенности как таковой не существовало.

В XVII в. эта проблема нашла отражение в архитектуре: отныне в жилищах состоятельных людей в спальню вёл отдельный коридор, а не анфилада комнат, как ранее. Также спальни стали размещать на верхних этажах, вдали от любопытной прислуги.

Однако следует отметить, что в старинном сословном обществе неловкость из-за того, что кто-то наблюдает за самыми интимными сторонами твоей жизни, чувствовали исключительно в присутствии представителей своего собственного или высшего класса.

Если же рядом находились люди, стоящие ниже тебя на общественной лестнице, отсутствие стыдливости считалось по отношению к ним едва ли не проявлением симпатии.

Так, согласно делла Каза, «определённые части тела стоит держать прикрытыми и не обнажать… разве что в присутствии человека, которого ты не стыдишься». Благородный господин мог рассматривать в качестве такового слугу или друга, принадлежащего к низшему сословию, и в те времена это вовсе не считалось высокомерной грубостью, а, напротив, рассматривалось как выражение особой привязанности.

У особ королевской крови и дворян долгое время существовала привычка принимать подчинённых в спальне перед отходом ко сну или сразу после пробуждения, а также отправляя естественные надобности. Невольно возникает вопрос: а не было ли это в действительности способом продемонстрировать таким образом разницу в положении?

Читайте также:  Почему любовник не дарит подарков и не помогает

После того как деление общества на сословия стало не столь строгим, а члены его, вследствие разделения труда, оказались вынуждены всё больше взаимодействовать друг с другом, люди, занимающие более высокое положение на социальной лестнице, начали чувствовать стыд также и в присутствии нижестоящих.

Приватность в нынешнем её значении возникла лишь в XIX в., когда дом и личная жизнь для всех социальных классов стали означать приблизительно одно и то же.

В современной культуре позицию «вышестоящих» занимают люди, зарабатывающие на своей публичности, — например, актёры и прочие знаменитости. Очевидно, обыватели считают, что звёзды не чувствуют стыда, когда их грязное бельё перетряхивают на глазах у всего честного народа: в СМИ одной из ключевых тем зачастую является сексуальная жизнь селебрити, поскольку «клубничка» хорошо продаётся.

Несмотря на то что подглядывать за соседями в наше время считается извращением, интерес к наблюдению за интимной жизнью других людей никуда не исчез. И помощником в этом вопросе, как и во многих других, стало телевидение. […]

В новом тысячелетии стало понятно, что публичная демонстрация сексуальности на телевидении быстро набирает обороты — и сбрасывает одежду. Бесконечное количество программ основывается на том, что там следует состязаться практически голышом.

Например, зрителю предлагается понаблюдать, как участницы голландского реалити-шоу «Королевы джунглей» (Queens of the Jungle) соревнуются между собой на фоне экзотических пейзажей, наряженные лишь в крошечные бикини, еле-еле прикрывающие стратегические точки.

Измена по-прежнему является основной причиной разводов, хотя подчас на страницах жёлтых газет изменщиков с подачи лайфстайл-гуру иногда стараются понять и оправдать. Извращённая двойная мораль при этом цветет пышным цветом на экранах телевизоров — где же ещё.

Фрагменты из книги Александра Бальхауса «Любовь и секс в Средние века»

Сначала секс, потом — любовь. Народный здравый смысл даже в Средние века ставил интересы плоти выше романтических фантазий. Это подтверждает фундаментальное исследование немецкого ученого*

*Книга Александра Бальхауса “Любовь и секс в Средние века” (перевод Татьяны Набатниковой) выходит в издательстве “Книжный клуб 36.6”.

Обычно будущая невеста заранее хочет убедиться, что будущий муж в состоянии исполнять “супружеский долг” и физически.

Таким образом, еще до свадьбы невесты проводят ночи (поначалу более, а потом все менее воздержанные) в объятиях своих суженых. Этот обычай носит разные названия: в Швейцарии он называется “сходить погулять”, в Швабии — “заделать шов”, в Баварии — “пооконничать”, во Франконии — “посудачить”. Об этих “пробных ночах”, или “шутовских свадьбах”, свидетельствуют поэты XII и XIII веков, такие как Рейнмар фон Хагенау и Гартман фон Ауэ.

Этот обычай, называемый “гостевой ночью”, не означает, что деревенская красавица расточает ласки и доказательства своей благосклонности налево и направо. Возлюбленному придется нелегко, ведь двери дома для него по-прежнему закрыты. Он должен залезть в чердачное окно, поскольку комната любимой — под крышей. Как он туда заберется, его дело. Чем опаснее и труднее путь, тем лучше — это лишь усиливает романтику и делает приключение интереснее, а для девушки служит доказательством силы и мужества ее суженого.

Это нелегкое предприятие поначалу не дает возлюбленному других преимуществ, кроме права побеседовать с девушкой, которая лежит в постели одетая и не выказывает никакого эротического интереса. Может быть, он рассказывает ей о будущем урожае и о том, как чувствует себя домашний скот. Девушка выслушивает занимательные сообщения жениха до тех пор, пока не заснет, что во время бесед такого рода, как правило, происходит очень быстро. Отважиться на проявление какой-либо настойчивости поначалу нельзя. Потому и называют эти первые посещения “гостевыми ночами”: жениху разрешается лишь проникнуть в комнату.

К тому же “гостевые ночи” возможны лишь в воскресные и праздничные ночи. В Швейцарии наутро после целомудренной ночи в компании возлюбленного мать девушки приносит дочери и гостю напиток в деревянной миске. Она садится на кровать и завтракает с молодыми. Мать будет оскорблена, если кто-нибудь усомнится в целомудрии ее дочери.

И только когда молодые достигают единодушия в своем желании стать парой и взаимное доверие возрастает, “гостевые ночи” превращаются в “пробные ночи”: мало-помалу оживляются не только беседы — девушка, шутя, дает парню возможность проявить свою страсть. В конце концов она позволяет ему застать себя врасплох в легком одеянии и, наконец, разрешает ему все, чем женщина может утолить чувственность мужчины.

Понятие “пробная ночь” говорит само за себя. Теперь пара ведет половую жизнь так, как будто они давно женаты, в то время как молодые, строго говоря, даже не обручены. “Пробные ночи” длятся до тех пор, пока оба не убедятся во взаимной физической пригодности для брака или пока девушка не забеременеет, после чего обычно сразу же следуют обручение и свадьба.

“Пробные ночи” — вполне разумный обычай, уберегающий от покупки кота в мешке, следовательно, честь девушки не страдает, если после нескольких “проб” она дает возлюбленному отставку. Правда, если “пробные ночи” становятся для нее обычным делом, окружающие начинают подозревать в ней скрытое “несовершенство”. У подобных ночных свиданий нет ограничения во времени, на самом деле это пробный брак, который либо когда-то прекратится, либо будет оформлен законным образом.

До нас дошло документальное свидетельство о “пробных ночах”, датированное 1378 годом. Граф Иоганн IV Габсбургский более полугода пытается составить пару обрученной с ним Герцланде фон Раппольштайн. Но поскольку он не способен к половой жизни, дама выставляет его за дверь, и это удостоверяется официально.

Известно также о “пробной ночи” императора Фридриха III и португальской принцессы Леоноры. Впрочем, родственники принцессы согласились на подобную процедуру только после того, как папа Пий II дал на то свое высочайшее благословение и написал, что эта церемония обычна для всех немецких князей.

Пока жених в Крестовом походе

“Счастливчик приведет домой невесту”,— гласит немецкая народная мудрость, однако в Средневековье это не всегда так. Ведь порой появление невесты — испытание нравственной стойкости. Например, когда мужчина сопровождает в брачные покои не свою невесту, а чужую, но при этом обязан возлечь с ней на свадебное ложе. Если жених не может явиться на свадьбу сам, он посылает заместителя, который должен исполнить все обязанности молодого супруга. Но на самом деле не все — и это как раз самое трудное в обязанностях “свадебного заместителя”, его рвение не должно заходить так далеко, как ему хотелось бы, особенно если невеста молода, хороша собой и желанна, а между нею и заместителем жениха нет никакой преграды, кроме обнаженного меча, который в конце концов можно отложить в сторону.

Так, в 1477 году, когда эрцгерцог Максимилиан брал в жены Марию Бургундскую, пфальцграф Людвиг фон Фельденц выступил в качестве полномочного представителя жениха. Он был обвенчан вместо своего поручителя и провожал невесту на брачное ложе. Как недвусмысленно добавлено в одном документе того времени, он возлег на брачное ложе в сапогах со шпорами и положил между собой и невестой меч. Эту часть свадебного ритуала называют “восшествием на брачное ложе”.

Как правило, этот ритуал используется, когда невеста живет в чужой стране и ее не могут отправить к суженому незамужней, а жених не в состоянии предпринять дальнее путешествие. Однако ночь, проведенная в одной постели, способна сблизить людей, что еще “опаснее”, если заместитель жениха будет сопровождать молодую жену в долгом путешествии к мужу.

В средневековой литературе достаточно историй об амурных связях молодой невесты и заместителя жениха, которые в конце концов превращают видимость венчания в реальный брак и сообща устраивают побег.

Что происходит, если мужчина не в состоянии произвести потомство? В Средние века нашли ответ и на этот вопрос: если супруг не способен зачать ребенка, в дело вступает так называемый брачный помощник. Нет ничего предосудительного в том, что суррогатный муж, возможно, сам женат и, оказывая помощь, изменяет собственной жене. Юридически эта проблема также решается по-разному. Мужчина может потребовать развода, если его жена не рожает детей, а жена на это права не имеет — она лишь может прибегнуть к услугам “брачного помощника”.

Сводничество со стороны супруга, как правило, подлежит суровому наказанию, однако в некоторых крестьянских правовых уложениях оно разрешается, а в случае импотенции супруга — даже предписывается. При этом дело доходит до странных ритуалов. Незадачливый супруг должен созвать соседей и попросить их помочь его жене, поскольку сам он это сделать не в силах. Он прямо-таки напрашивается на оскорбления, насмешки, презрение и становится вечной мишенью для злословия. Тем не менее он вынужден разыгрывать этот фарс, поскольку жена по собственной инициативе не может пойти к соседу — это была бы супружеская измена.

Соседа, правда, нельзя принуждать к выполнению этой просьбы. Ведь он может побаиваться собственной жены или испытывать отвращение к предлагаемой женщине — как бы то ни было, его отказ будет принят во внимание. В этом случае мужу остается послать жену на ближайшую ярмарку, нарядить ее получше и поручить ей там осмотреться. Здесь право собственности мужа на жену не только доводится до крайности, но и извращается. Если мужчина не может сам произвести потомство, женщина обязана воспользоваться заменой, противно ей это или нет, нравится ей суррогатный супруг или нет. Она должна лечь и позволить совершить над собой то, что необходимо для исполнения ее долга.

После такого полового сношения женщина ест жареную курицу, схожую со “свадебной”, которой лакомятся новобрачные на супружеском ложе. Это блюдо должен подать муж, что, наверное, немного забавно, однако таким образом супруг подтверждает: половой акт выполнен с его согласия, а детей, зачатых таким образом, он готов считать своими.

Бордель под управлением князя

Бордель можно было найти в любом средневековом городе: с 1273 года — в Аугсбурге, с 1278 года — в Вене, с 1292 года — в Гамбурге, с 1293 года — в Базеле, с 1300 года — в Эсслингене. В Штеттине в 1309 году была целая “женская улица”, граничившая с городской стеной (возможно, само название “бордель” объясняется расположением на окраине, по-французски bord — “край”). В 1403 году Регенсбург называет свой бордель “свободным домом, получившим разрешение совета”.

Бордели в те времена по большей части называют женскими домами.

Необходимость женских домов никем не оспаривается, ведь они служат не только для защиты благопристойных девушек и женщин, но и для надзора за “безнравственностью”. Бордели не бывают частными заведениями, которые городская власть всего лишь терпит, обычно это собственность города, князя, а то и церкви, ими управляют должностные лица или арендаторы. Объявлять девушек служащими — так сказать, специалистками по общественным связям — было бы слишком смело, тем не менее они находятся в ведении властей. Занятие подобным ремеслом на законных основаниях — красноречивый штрих городской жизни. Даже совсем незначительные по числу жителей города хотят иметь свой женский дом, скорее они откажутся от ратуши, чем от такого доходного дела. Промысел тщательно регулируется, о здоровье проституток заботятся, они находятся под защитой города, как и сами женские дома.

Женщины, зарабатывающие на жизнь таким образом, равно как и люди, руководящие заведениями по поручению властей, хоть и считаются грешными в глазах общественности, но признаются безусловно необходимыми, поскольку противодействуют распространению среди горожан “еще большего греха”.

Чем больше людей посещает женские дома, тем больше от них прибыли. Арендаторы уплачивают изрядные пошлины казне, а порой даже епископам и духовным учреждениям. Тот факт, что духовное лицо владеет женским домом и получает прибыль от такого рода деятельности, отнюдь не считают возмутительным. Даже папская курия в Риме имела доходы от женских домов, в XVI веке временами достигавшие двадцати тысяч дукатов в год. Имеются свидетельства, что епископ Страсбургский, в 1309 году разрешивший открыть женский дом, и архиепископ Майнцский получали ежегодные доходы от “свободных дочерей”. Случалось, что заведение числилось собственностью правителя, как это видно из ленного договора 1395 года, в котором в качестве владельца “общего женского дома” в Вене упомянут герцог Альбрехт IV Австрийский.

Проституция цвела пышным цветом не только в городах — ни один военный поход не обходился без обоза с публичными женщинами.

Во времена Карла Великого проституция во Франкском королевстве уже распространена настолько широко, что воспринимается как досадное бремя.

Только на первый взгляд может показаться, что войны, которые вел Карл, не способствовали распространению проституции. Наоборот, именно они благоприятствовали расцвету продажной любви. Когда в стране жизнь становилась опасной, проститутки примыкали к войску, и это временами создавало командованию продовольственные проблемы.

Властители и полководцы того времени и последующих веков не только допускают проституцию в своем войске, но и рассматривают женский обоз как своего рода гарем, предоставляющий лучших женщин для высших чинов и их свиты. Проститутки терпят лишения, связанные с походом, перемещаясь либо пешком, либо верхом. Нередко до двух тысяч “продажных баб” ездят в обозе армии, среди них несколько сотен передвигаются верхом — значит, были проститутки, которые могли позволить себе известную роскошь. Владетельные князья не скупились на деньги и украшения для своих военно-полевых метресс, несмотря на жалобы, что кое-кто из этих дам наряжается роскошней, чем оставшаяся дома супруга.

Толпы доступных женщин следуют за крестоносцами на Восток. Летопись монаха Бертольда сообщает, что еще в 1096 году к первому отряду молодых воинов примкнули женщины в мужской одежде, и считает поражение войска наказанием за распутство крестоносцев.

Полководец строгой морали, император Фридрих I Барбаросса, с самого начала Третьего крестового похода (1189 год) велит изгнать из военного лагеря пятьсот проституток, воров и бродяг, а при походе на Милан в 1158 году запрещает воинам держать возле себя женщин. У тех, кто осмеливается нарушить этот запрет, отнимают доспехи и оружие, к ним относятся как к отлученным от церкви. И все же когда несколько недель спустя, при переходе через реку По, императору пришлось бросить часть обоза, в нем оказалось множество женщин.

Когда доля дам, дарующих радость, в конце концов непомерно увеличивается по отношению к численности войска, наступает время принимать меры. В 1339 году в Швейцарии бернцы собрались освободить родной город, осажденный врагами из кантона Во, и, чтобы облегчить продвижение войска, военный совет был вынужден запретить женщинам следовать за ним.

В 1342 году итальянский кондотьер немецкого происхождения Вернер фон Урслинген тоже оказался в затруднительном положении: при численности его войска в три с половиной тысячи солдат количество проституток, мальчишек и разного рода мошенников достигало тысячи. Чтобы держать в страхе это “войско в войске”, над ним поставили начальника с большими полномочиями, “фельдфебеля над шлюхами”, которому подчинялись как проститутки, так и шайка обозных мальчишек. Такая организационная мера стала популярной, и положение “фельдфебеля над шлюхами” теряет престиж лишь к Тридцатилетней войне.

Чтобы хоть как-то оправдать присутствие женщин, в походе на них возлагаются различные обязанности, не имеющие ничего общего с основным ремеслом. Они стирают, готовят для солдат, торгуют разными товарами и ухаживают за ранеными. В результате проститутки ведут отнюдь не праздную жизнь, их даже привлекают к работам по строительству укреплений, они, как и мужчины, вынуждены передвигаться форсированным маршем, “нагруженные одеялами, плащами, тряпками, горшками, котлами, сковородами, метлами, обмундированием и всяческим прочим скарбом”. Они шагают, подоткнув юбки, по пыли и грязи, иные даже босиком.

Но не только сомнительный сброд тащится с войском через пол-Европы, есть там и девушки авантюрного склада из лучших домов. “Садик Венеры”, сборник текстов и песен XVII века, содержит рассказ двух солдат, живописующих — по всей видимости, с натуры — молодую знатную даму, которая сбежала с солдатом и стала “бродячей шлюхой” в знак протеста, потому что супруг бил ее “по морде”.

PDF-версия

  • 48
  • 49
  • 50

Известно также о “пробной ночи” императора Фридриха III и португальской принцессы Леоноры. Впрочем, родственники принцессы согласились на подобную процедуру только после того, как папа Пий II дал на то свое высочайшее благословение и написал, что эта церемония обычна для всех немецких князей.

Мы создаем общение

  • История
  • 19 января 2017, 14:27

Из-за чрезмерного влияния Церкви сексуальная жизнь в Средние века была регламентирована до крайности. Но, несмотря на это, люди всё равно занимались сексом. И, как вы сможете сейчас убедиться, секс в те времена был не таким уж и скучным, как мы привыкли думать.

Проституция считалась необходимым злом

Проституция была широко распространённым явлением на протяжении всей эпохи Средневековья, а поскольку священнослужителям это не нравилось, они предпринимали немало усилий, чтобы покончить с ней. Клирики понимали, что для многих мужчин секс был необходимой потребностью, и что полный запрет проституции мог принести больше вреда, чем пользы. Они боялись, что в таком случае мужчины начнут соблазнять респектабельных женщин или, того хуже, пристрастятся к гомосексуализму.

Прямых запретов на проституцию не существовало, однако был принят ряд законов, подчёркивающих низкое положение проституток в обществе. Они были обязаны носить одежду определённого покроя, чтобы отличаться от приличных дам. Проститутки должны были жить только в определённых городских районах и не могли рассчитывать на судебную защиту. Бордели обычно скромно маскировались под бани или мастерские.

Импотенция была основанием для признания брака недействительны

В Средние века во многих европейских странах были приняты законы, которые считали половой акт неотъемлемой частью церемонии бракосочетания. По этой причине, если один из партнёров оказывался неспособным к продолжению рода, другой имел право потребовать признать брак недействительным. Неспособность выполнить супружеский долг могла привести к суду, в ходе которого человек должен был доказать, что он физически не способен заниматься сексом.

Читайте также:  Зачем мужчины лгут? Зачем и для чего мужчины лгут?

Есть десятки зарегистрированных в средневековые времена случаев, когда мужчин проверяли на импотенцию во время судебных заседаний. Самый известный из них произошёл в 1198 году, с королём Франции Филиппом II и его второй женой Ингеборг, дочерью датского короля Вальдемара I. По какой-то причине Филипп возненавидел Ингеборг и не хотел, чтобы она была королевой Франции. Ему пришлось доказывать суду, что их брак нельзя считать действительным, поскольку он страдал «временной импотенцией».

Женщины использовали контрацептивы

С древних времён люди придумывали многочисленные способы, чтобы избежать зачатия. Тем не менее, до недавнего времени историки считали, что использование противозачаточных средств в Средние века значительно сократилось. Прежде всего, это резко осуждалось католической церковью, которая считала рождение детей «даром Божьим» и единственной причиной для заключения браков. Кроме того, как полагают учёные, женщины не были заинтересованы в предотвращении беременности из-за высоких показателей младенческой смертности.

Однако демографические исследования показывают, что женщины старше тридцати лет беременели значительно реже. Предполагается, что после наступления данного возраста они начинали использовать различные методы контрацепции. Тем не менее, письменных свидетельств этого имеется крайне мало – вероятно, это было связано с осуждением служителями церкви средств контрацепции. Историки считают, что в эпоху Средневековья существовала культура устной передачи секретов контрацепции, когда способы предохранения от нежелательной беременности переходили от одной акушерки к другой – «из уст в уста».

Самыми распространёнными методами контроля над рождаемостью были прерванный половой акт и такие растительные контрацептивы, как средства из корней лилии или листьев руты.

Церковники считали, что акушерки принуждают женщин к сексу с дьяволом

Эпоха позднего Средневековья отмечена, среди всего прочего, повсеместной «охотой на ведьм». Её жертвами стали десятки тысяч людей, в основном женщин, которых преследовали за колдовство. Существовало множество причин, по которым женщину могли объявить ведьмой. Одной из них было занятие акушерством.

Обстановка значительно ухудшилась после того, как папа Иннокентий VIII издал в 1484 году буллу «Summis desiderantes affectibus» («Всеми силами души»), которая признавала существование ведьм и поощряла их преследование. В продолжение буллы инквизитор Генрих Крамер написал «Malleus Malificarum» («Молот ведьм»), который до сих пор считается самым важным трактатом о колдовстве. Крамер заявил, что никто не навредил католической вере больше, чем акушерки. Он обвинял акушерок в том, что они обманом принуждают молодых женщин вступать в секс с дьяволом, а затем используют некрещёных младенцев в своих корыстных целях.

Однако многие историки утверждают, что, несмотря на влияние «Malleus Maleficarum», акушерки редко обвинялись в колдовстве. Хотя они упоминаются и в других текстах по демонологии, процессы над «акушерками-ведьмами» – это, скорее, современный миф, навеянный произведениями таких ранних историков, как Маргарет Мюррей.

Иногда священникам разрешали жениться

История женитьбы священников в Средние века является длинной и запутанной. Законы, связанные с этой темой, неоднократно менялись на протяжении нескольких столетий. В начале эпохи Средневековья византийский император Юстиниан Великий аннулировал браки всех членов Святого Ордена и объявил своих детей незаконнорожденными.

Закон о безбрачии оставался в силе в течение сотен лет, но он не всегда соблюдался с должным рвением. Существовало также различие между условиями для священнослужителей, которым разрешали жениться, и женатыми мужчинами, желавшими принять сан. Последнее было более распространённым явлением, однако это должен был быть их первый брак. При этом, как правило, ожидалось, что мужчины после принятия сана проявят сексуальное воздержание.

После Великого Раскола в 1054 году обе церкви стали строже, и в Католической церкви в очередной раз вступил в силу обет безбрачия. Женитьба священников была запрещена на Первом Латеранском соборе в 1123 году. Она снова стала обычным делом во времена Реформации; сам Мартин Лютер был женат на Катарине фон Бора.

Лесбиянство считалось медицинской проблемой

О женской гомосексуальности существует очень мало упоминаний. Один из немногих средневековых законов, направленных конкретно против лесбиянства, изложен во французском трактате середины XIII века «Li Livres de jostice et de plet» («Книга о судах и справедливости»). В нём предусмотрено наказание за женский гомосексуализм наравне с мужским: в случае первого и второго раза – физические увечья, на третий – сожжение.

Лесбиянство рассматривалось как медицинская проблема, вызванная одним из двух расстройств. Первое было сформулировано древнегреческим врачом Галеном, который считал, что отсутствие секса может вызвать скопление семени в женском влагалище. В качестве лечения рекомендовался оргазм, который, как правило, должна была вызвать акушерка с помощью горячих припарок. Второе расстройство связывали с заболеванием женских половых органов. Считалось, что у женщин мог развиться пенисоподобный отросток, который, выступая за пределы их влагалища, пробуждал желание заняться сексом с другой женщиной.

мля, ну красиво ведь! Скажите, мужики И схалявить можно

Романтика существовала – но только не в браке

Раньше брак рассматривался как утилитарная практика, не имеющая отношения к любви. Тем не менее, в позднее Средневековье возникла новая литературная концепция, изображавшая романтические отношения в совершенно ином свете.

Она была известна как «куртуазная любовь», хотя на самом деле этот термин появился лишь в XIX веке, во Франции. В эпоху Средневековья эта литературная концепция называлась «красивой любовью». Она возникла из поэзии трубадуров XI века, вышедших из французских провинций Аквитании и Шампани. Их произведения воспевали восторженные отношения между рыцарями и дамами.

Все любовные романы имели несколько общих черт: отношения были тайными, внебрачными, и только между аристократами. Женщина почти всегда была замужней, и незаконность встреч только сильнее разжигала любовь между героями.

Произведения о «куртуазной любви» подчёркивали такие черты, как порядочность и благородство, которые мы до сих пор считаем рыцарскими. Тем не менее, нет никаких доказательств того, что подобная практика когда-либо существовала в реальности, а не только в стихах.

Трансвеститы

Переодевание в одежду другого пола никогда не было широко распространённой практикой, во многих частях мира к этому и сейчас относятся с неодобрением. Неудивительно, что в средневековой Англии это было под запретом, однако это не означает, что такого никогда не происходило. В одном из Оксфордских исследований приведено 13 случаев, когда женщины переодевались в мужчин. Эти описания взяты из английских источников XV века. Записи свидетельствуют о том, что случаи переодевания мужчин встречались не реже.

Большинство трансвеститов, как правило, были проститутками, которые занимались этой практикой для удовлетворения своих сексуальных желаний (или желаний своего клиента). Со временем власти стали предпринимать множество мер, чтобы преуменьшить распространённость таких случаев. Утверждалось, что подобные действия были пороком, свойственным другим культурам, и совершались только иностранцами.

Предпочтение миссионерской позы

Церковь считала секс всего лишь средством продолжения рода, поэтому самой распространённой позицией была миссионерская. В эпоху Средневековья полагали, что если мужчина находится сверху женщины, то это во много раз увеличивает её шансы забеременеть. Кроме того, священнослужители утверждали, что любая другая позиция противоречит природе, а такая поза, как «мужчина сзади», вообще была «собачьей» и размывала границы между человеком и животным.

На протяжении всего Средневековья церковные власти строго запрещали оральный и анальный секс. Поскольку при таком сексе нет никаких шансов на продолжение рода, он служит исключительно для получения удовольствия – а значит, является «грехом похоти».

Со временем некоторые служители стали чуть более прогрессивными. В XIII веке немецкий священник Альбертус Магнус перечислил по нисходящей пять позиций, от наиболее к наименее естественной: «миссионерская», «на боку», сидя, стоя и сзади. Хотя миссионерская поза по-прежнему считалась самой предпочтительной, священник рассматривал все остальные, как «сомнительные», но не «смертельно греховные».

Были предусмотрены покаяния за каждый конкретный сексуальный грех

Когда дело доходило до покаяния, Церковь хотела быть уверенной, что грешники каются правильно, поэтому в Средние века существовало множество «покаянных трактатов» – книг, с подробным описанием покаяния за каждый конкретный грех. Священники после исповеди записывали каждый совершённый грех и наложенную за него епитимию.

Неудивительно, что в записях было немало грехов, связанных с сексом. Существовало довольно много различных правил покаяния, но одним из самых влиятельных сборников был труд «Liber Penitentialis» («Публичные покаяния») Феодора из Тарсуса, архиепископа Кентерберийского.

По наставлениям Феодора, если мужчина согрешил с другим мужчиной или животным, ему следовало каяться в течение десяти лет. Женщинам за блуд с другой женщиной надлежало каяться три года. За онанизм мужчины должны были на протяжении четырёх дней воздерживаться от мяса, в то время как наказание для женщин длилось в течение целого года. Это относилось только к девственницам или вдовам; наказание для замужних женщин было ещё более строгим. Извержение семени в рот было худшим из зол и требовало покаяния в течение всей оставшейся жизни.

В Средние века во многих европейских странах были приняты законы, которые считали половой акт неотъемлемой частью церемонии бракосочетания. По этой причине, если один из партнёров оказывался неспособным к продолжению рода, другой имел право потребовать признать брак недействительным. Неспособность выполнить супружеский долг могла привести к суду, в ходе которого человек должен был доказать, что он физически не способен заниматься сексом.

Сексуальные запреты и предписания в средневековье. Факты о сексе в Средние века

Согласно церковному указу жена во время полового акта должна была вести себя скромно и тихо, то есть лежать спокойно, как можно меньше шевелиться, не издавать звуков и прочее, ночные рубашки при этом, конечно, не снимались. И вот однажды муж, воротясь домой с охоты поздно ночью, отправился к жене в спальню, исполнил свой супружеский долг.
Надо сказать, что жена вела себя, как обычно, то есть была холодна и безмолвна, а на утро выяснилось, что она ещё вечером, пока муж был на охоте, умерла. Эта история дошла до самого папы, так как несчастный не удовлетворился обычной исповедью и отправился замаливать свой грех в Святой город. После чего был издан указ, в котором женщинам, во время исполнения супружеских обязанностей, полагалось время от времени подавать признаки жизни. Короче, церковь сняла запрет на абсолютную женскую пассивность, не отрицая при этом большой сдержанности.

Вообще-то, сексуальные запреты и предписания пронизывают не только Средние века, а всю историю человечества. Священнослужители и законодатели, мыслители и революционные деятели извели многие тонны глины, папируса, пергамента и бумаги, пытаясь объяснить людям, как, с кем, когда, для чего и в каких условиях можно или нельзя заниматься сексом.

А в средние века такая тенденция была просто глобальной.
Это время, которое мы называем «темным», и многие основные представления о сексе и морали мы почерпнули из них, мракобесных и страшных, пронеся эти представления как знамя торжества морали.

В те времена сексуальная жизнь человека находилась под неусыпным контролем священников. Подавляющее большинство видов секса называлось емким словом «блуд». Прелюбодеяние и блуд порой карались смертной казнью, отлучением от церкви.
Но, в то же время, эти самые контролеры – священники были весьма любопытны к интимной жизни человека, уж очень им хотелось знать, что происходит в постелях мирян. Подзуживаемые любопытством, богословы оставили массу описаний и свидетельств, благодаря которым мы имеем хоть какое-то представление о том, каким секс был в средневековье.

Есть некоторые свидетельства, что искусственные пенисы активно использовались в Средние века. В частности, записи в «покаянных книгах» — сводах наказаний за разнообразные грехи. Эти записи были примерно такими:

Заниматься сексом в Средневековье было непросто

Забудьте о романтике, о прекрасных дамах в беде и благородных рыцарях в сияющих доспехах на белом коне. Потому что проявлять свою любовь, а именно заниматься сексом, в эпоху Средневековья, начиная с V века и заканчивая XV, было очень проблематично.

Например, считалось грехом заниматься любовью по воскресеньям, средам, пятницам и субботам. А также днем и без одежды. Если у жены месячные, она беременна или кормит ребенка — тем более. То же касалось времени Великого поста, Пасхи, других церковных праздников и постов. На самом деле разрешалось заниматься сексом в том случае, если супруги хотели завести ребенка, но запрещались ласки партнера, непристойные поцелуи, «развратные» позиции. И не дай бог кто-то получит удовольствие во время процесса, ни-ни.

Как вы можете себе представить, найти укромное местечко, чтобы уединиться, в те далекие феодальные времена было тоже сложно — часто помещения были тесными, холодными и сырыми. Вот в полях или в амбаре на сене было и то удобнее.

Согласно церковному указу, жена во время полового акта должна была вести себя скромно и тихо, то есть лежать спокойно, как можно меньше шевелиться, не издавать звуков и прочее. Ночные рубашки при этом, конечно, не снимались. И вот однажды муж воротясь домой с охоты поздно ночью, отправился к жене в спальню, исполнил свой супружеский долг.

Надо сказать, что вела себя, как обычно, то есть была холодна и безмолвна, а наутро выяснилось, что она ещё вечером, пока муж был на охоте, умерла. Эта история дошла до самого папы, так как несчастный не удовлетворился обычной исповедью и отправился замаливать свой грех в Святой город. После чего был издан указ, в котором женщинам, во время исполнения супружеских обязанностей, полагалось время от времени подавать признаки жизни. Короче, церковь сняла запрет на абсолютную женскую пассивность, не отрицая при этом большой сдержанности.

Чтобы помочь людям в этом трудном деле, у церкви была книга или церковное уложение о наказаниях «Пенитенциал», где говорилось о периоде для зачатия детей. Согласно этой книге, все позы, кроме «миссионерской», считались грехом и были запрещены.

Под строжайший запрет попадали также оральный и анальный секс и мастурбация — эти виды контактов не приводили к рождению детей, что было, по убеждению пуристов, единственным поводом для занятий любовью. Нарушители карались сурово: три года покаяния и служения церкви за секс в любой из «девиантных» позиций.

Вообще-то, сексуальные запреты и предписания пронизывают не только Средние века, а всю историю человечества. Священнослужители и законодатели, мыслители и революционные деятели извели многие тонны глины, папируса, пергамента и бумаги, пытаясь объяснить людям, как, с кем, когда, для чего и в каких условиях можно или нельзя заниматься сексом.

В те времена сексуальная жизнь человека находилась под неусыпным контролем священников. Подавляющее большинство видов секса называлось емким словом «блуд». Прелюбодеяние и блуд порой карались смертной казнью, отлучением от церкви.

Но в то же время эти самые контролеры священники были весьма любопытны к интимной жизни человека, уж очень им хотелось знать, что происходит в постелях мирян. Подзуживаемые любопытством, богословы оставили массу описаний и свидетельств, благодаря которым мы имеем хоть какое-то представление о том, каким секс был в средневековье.

Но в те времена не только церковь осуждала любые неподходящие виды любви — особы королевской крови, дворяне и помещики яростно наказывали любвеобильную молодежь. Французский король Филипп IV, известный как Филипп Красивый, однажды обнаружил, что некоторые из рыцарей были вовлечены в отношения с его тремя незамужними дочерьми. Мужчин он арестовал и казнил, а дочерей сослал в монастырь — замаливать грехи.

Интересно, что проституция в Средние века процветала и либо игнорировалась церковью, либо рассматривалась как необходимое зло в этом мире. Даже Фома Аквинский, итальянский философ и теолог, считал, что «если уничтожить публичных женщин, то сила страстей все разрушит».

Во многих городах работали бордели, а жриц любви можно было отличить по одеянию, на котором красовалась яркая желтая полоса. Нередко среди постоянных клиентов встречались люди из высших сословий.

Как мы рады, что живем не в эпоху Средневековья!

Под строжайший запрет попадали также оральный и анальный секс и мастурбация — эти виды контактов не приводили к рождению детей, что было, по убеждению пуристов, единственным поводом для занятий любовью. Нарушители карались сурово: три года покаяния и служения церкви за секс в любой из «девиантных» позиций.

6. Отпустите его, если ваши отношения пытаетесь сохранить только вы

Если вам кажется, что вы взяли на себя весь труд по поддержанию ваших отношений, если только вы отдаете им все свое время, чувства и усилия, хорошенько подумайте о том, а стоит ли оно того.

Если кто-то действительно любит вас, беспокоится о вас, хочет быть рядом с вами и нуждается в вас, этот человек никогда не позволит вам взвалить на себя эту неподъемную ношу.

Так что старайтесь связать свою судьбу с тем, кто воодушевляет вас, кто в отношениях с вами отдает не меньше, чем берет, кто готов сражаться за то, чтобы вы остались в его жизни. Ищите человека, который будет искренне считать, что ему с вами безумно повезло.

Ищите человека, который будет благодарен вам за все, что вы для него делаете, человека, для которого и вы будете готовы на все.

Ищите человека, который будет благодарен вам за все, что вы для него делаете, человека, для которого и вы будете готовы на все.

Какой парень больше не нужен?

Все люди являются хорошими. Однако не с каждым парнем вам нужно строить отношения. Есть определенные признаки, которые могут указывать на то, что союз следует разорвать, иначе вы будете становиться все несчастнее, а отношения – менее крепкими и гармоничными. Какой парень больше не нужен?

  1. Тот, который вам врет. Вранье между партнерами – залог разрыва отношений, а не их сохранности. Врут те люди, которые уже не любят, не ценят и не уважают своих партнеров. Отношения пошли по «плохой» колее, они чем-то уже испорчены. Это заставляет вашего партнера врать. Неужели вам это нравится? Вы готовы потратить всю свою жизнь на человека, который вам врет? Примите решение расстаться с тем, кто выбрал тактику врать, нежели говорить правду и строить с вами нормальные отношения.
  2. Тот, который перестал тебя смешить. Когда девушка влюблена, она словно не замечает, с кем общается. У нее находится пелена перед глазами, когда его шутки кажутся смешными, а рассказы – интересными. Если вдруг пелена спала, и вы понимаете, что абсолютно не увлекаетесь своим партнером, то пора с ним расставаться. Дальше все станет еще хуже. Любовь не вернется, как и розовые очки снова не наденутся. Если вас не устраивает тот человек, который вас больше не смешит, пора с ним расставаться.
  3. Тот, кто постоянно находится в плохом настроении, ходит мрачным и лишенным радости. В такой ситуации девушки обычно начинают жалеть своих парней, искать причины их плохого настроения, «лечить» их. На самом деле причина такого грустного состояния парня может быть банальная – он просто понял, что уже не любит свою девушку. По каким-то причинам он не расстается с ней, даже изменяет или начинает гулять с друзьями, чтобы только не видеться с партнершей. Он весел и жизнерадостен везде, но только не в компании с девушкой. В такой ситуации точно нужно расставаться, поскольку все будет только ухудшаться.
  4. Тот, кто перестал вас возбуждать. Общество в один голос говорит о том, что секс не является главным в отношениях. Однако когда сам человек лишается возможности заниматься сексом с любимым человеком либо, наоборот, он жаждет секса, но испытывает отвращение к нынешнему партнеру, то здесь данный лозунг не работает. Секс является частью отношений. Если вас воротит или неприятно тело вашего партнера, это является главным знаком того, что пора расставаться.
  5. Тот, кто ничего не делает ради отношений. Вся инициатива исходит исключительно от вас. Вы предлагаете провести время вместе, планируете отпуск, создаете романтические вечера, а он в ответ либо воротит носом, либо всем пользуется, но сам ничего не предлагает. Отсутствие какой-либо инициативы проявляется в том, что все ссоры пытаетесь усмирить только вы, решаете проблемы лишь вы, после скандала стараетесь примириться исключительно вы. Отсутствие каких-либо предложений со стороны партнера говорит о том, что он уже не желает строить дальше отношения. Он либо стесняется, либо пока еще не осознал этого, поэтому и не расстается с вами.
  6. Тот, с кем вы постоянно ссоритесь по мелочам. Вполне нормально притираться к партнеру, что будет также проходить через ссоры и скандалы. Только если конфликтные ситуации не решаются, а ссоры начинают возникать по любой мелочи, то это уже указывает на некоторое отторжение и даже неприязнь к партнеру. Если партнеру абсолютно все не нравится в вас, а вам не нравится все, что связано с партнером, то пора расставаться.
  7. Тот, с которым вы не хотите отдыхать и проводить время вместе. Все чаще вы ловите себя на мысли о том, что вам хочется отдохнуть отдельно от своего партнера. Вас устраивает, когда он уходит к друзьям или занимается своими делами. Чем больше вы отдаляетесь, тем легче и счастливее вы становитесь. Это уже говорит о том, что ваши отношения распались.
  8. Тот, в отношениях с кем ничего не меняется. Стабильность – это хорошо, но лишь на уровне чувств. В отношениях же должна происходить динамика. Если у вас есть какие-то планы, а вы их не можете реализовать, тогда отношения являются неперспективными. Если вы ничего не достигаете в течение длительного времени, значит, отношения вас тормозят, не развивают. Стоит задуматься над их необходимостью, если вы не готовы всю жизнь потратить на то, что уже имеете, не мечтая о чем-то большем.
Читайте также:  Как проверить своего парня на измену и верность?

перейти наверх


Однозначно пора с парнем расставаться, если он явно вас ущемляет, унижает, угнетает, бьет, оскорбляет. Здесь нет ничего, что стоило бы терпеть и ради чего сохранять отношения. Если партнер вас принижает как личность, то он не достоин вашего времени и чувств. Он не ценит отношения, а использует их, чтобы самоутвердиться, показать свою силу, стать увереннее в себе и пр.

10. Несмотря на попытки разобраться в ситуации, один или оба партнера начинают увлекаться другими

Совет для партнеров: на этом этапе совершенно очевидно, что в отношениях чего-то не хватает. Возможно, это неразрешимо. Прислушивайтесь к своей интуиции, пытаясь уважать чувства партнера. И никогда не обманывайте друг друга.

Совет для партнеров: как мы уже говорили, общение – ключевой момент в отношениях. Но это не значит, что нужно окатывать друг друга всеми эмоциями. У настоящих партнеров должна быть грамотная стратегия общения друг с другом.

Как понять, что пора расстаться с человеком? Признаки и советы психолога

Как понять, что пора расстаться? Порой люди живут вместе, но уже не чувствуют привязанности друг к другу. Они понимают, что нужно бы расстаться, но мысль о том, что будет совершена непоправимая ошибка, не дает покоя. Как порвать отношения и при этом не задеть чувства некогда любимого человека?

Как понять, что пора расстаться? Порой люди живут вместе, но уже не чувствуют привязанности друг к другу. Они понимают, что нужно бы расстаться, но мысль о том, что будет совершена непоправимая ошибка, не дает покоя. Как порвать отношения и при этом не задеть чувства некогда любимого человека?

Когда с парнем пора расставаться: как это понять?

Кажется, что отношения уже не приносят радости? Вы постоянно сомневаетесь и хотите понять, нужен ли вам это парень? Порой не так просто принять решение, особенно, если вопрос касается отношений с другим человеком, ведь между вами было столько всего хорошего.

Расставание – это всегда сложный этап, который нужно пережить, но как к нему прийти, и нужен ли он? Если вы не знаете, пора ли вам расстаться с этим парнем или нет, то обязательно прочтите рекомендации, которые изложены ниже. Вы приблизитесь к верному решению и сможете сделать для себя правильный выбор.

1. Вы стали мало общаться. Вспомните начало ваших отношений: вы не могли друг без друга и минуты. Он постоянно слал вам романтичные сообщения, заваливал посланиями ваш автоответчик, если вы были заняты, а разговоры ваши измерялись не минутами, а часами.

Вам всегда было что обсудить и чем поделиться, вы могли рассказывать нелепые глупости из своей жизни, а он вас внимательно слушал и искреннее смеялся. Он делился своим впечатлениями, рассказывал о друзьях, смешных ситуациях и постоянно говорил комплименты. Но шло время, и вы стали общаться значительно меньше.

Сейчас вы заметили, что вам с ним абсолютно не интересно, что он ничего толкового вам не рассказывает, а все ваши попытки пообщаться приводят к нелепому молчанию, раздражению у обоих и к ссорам.

2. Вы не обсуждаете будущее. Буквально вчера вы говорили о том, как будет выглядеть ваш дом, как вы построите счастливую семью и как вместе бок о бок реализуете ваши мечты. Но прошло время, и ваша мечта кажется для вас абсолютно не связанной с этим парнем. Вы вполне можете представить себя через 10-20 лет, но вам абсолютно не интересно об этом говорить со своим парнем.

А в чем может заключаться проблема? Вы просто его разлюбили, вам уже не интересно представлять свое будущее спустя годы, а тем более обсуждать это с ним. Вы можете думать о карьерном росте, путешествиях, но уже не так сильно вы хотите семью и детей, а парень, с которым вы находитесь в отношениях, кажется в ваших планах лишним.

3. Вы перестали стараться для этого человека. Раньше вы могли часами спорить о том, куда вы отправитесь вместе, чтоб здорово провести время. Учитывая тот факт, что мужчины и женщины разные, безусловно, у вас были разногласия. Вы настаивали на походе в кино на драматический фильм, а он хотел посетить футбольный мяч. В итоге вы приходили к определенному решению, а потом могли часами друг друга обвинять или наоборот – делились яркими впечатлениями.

В любом случае вы проявляли активность и постоянно спорили. Это нормальные отношения, хуже, когда люди охладели друг к другу или стали равнодушны. Теперь вы вообще не хотите никуда с ним идти или придумывать варианты того, как весело провести время. Вам лучше без него, поэтому спокойно отпускаете его на матчи, а сами наслаждаетесь одиночеством дома или идете по своим делам. Вам больше не интересно настаивать на своих планах, вы миритесь с его предпочтениями и стараетесь отстраниться.

4. Вы мгновенно вспыхиваете от раздражения. Вам уже абсолютно всё равно, узнает ли кто-то о том, что у вас проблемы в отношениях, или нет. Вы как спичка, мгновенно загораетесь от любого его слова или поступка. Вас стало раздражать в нем все. Вы спокойно можете начать ссориться в общественном месте, абсолютно не стесняясь и не пытаясь подобрать какие-то слова.

Уже невозможно контролировать раздражение вне зависимости от ситуации. Вы уже забыли о том, что такое уважение друг к другу, часто можете оскорблять парня, а он вас. Раньше вы легко решали любой конфликт и относились к незначительным ссорам достаточно иронично, без какого-либо желания обидеть человека. Сейчас вы ссоритесь при малейшем поводе, а для примирения должно пройти много времени.

5. Вы ему больше не доверяете или доверие к вам потерял он. Не стоит забывать о том, что невозможно создать хороший союз между двумя людьми при отсутствии доверия. Важно понимать, что вы не должны волноваться, когда ваш парень не рядом с вами, а он должен быть уверенным в том, что вы полностью принадлежите ему. Если вы слышите о том, как он упрекает вас в неверности, лжи или постоянно за вами следит, то это верный знак того, что ваши отношения себя изжили.

То же самое касается вашего отношения к нему. Если вы постоянно сомневаетесь в его словах, не верите и постоянно в чем-то подозреваете, то стоит как можно быстрее расстаться с парнем и найти того, рядом с кем вам будет спокойно и комфортно.

6. Изменение в восприятии парня. Если женщина любит мужчину, то она будет любить его недостатки. Помните ли вы, каким смешным и милым казался в начале отношений его нос картошкой? А его странный смех был удивительно необычным, но всё равно вы смеялись, ведь искренне любили. Теперь, глядя на него, помимо некрасивого носа вы еще видите прыщи или неаккуратно подстриженную бороду, а как только он начинает смеяться, вас от раздражения бросает в дрожь.

Безусловно, невозможно считать такие отношения нормальными, ведь вы постоянно испытываете негатив и не хотите находиться с ним рядом. Такой признак также говорит о том, что у таких отношений нет будущего, вас лучше расстаться уже сейчас.

7. Отсутствие секса. Близость – это один из важных составляющих хороших отношений между мужчиной и женщиной. В начале вас обоих накрыла буря страсти, вы не могли и дня прожить без близости с любимым человеком. Постепенно секс стал скорее необходимостью, чем спонтанным желанием стать ближе и подарить удовольствие своему единственному.

Вы пытались имитировать оргазм, чтоб не обидеть его, а вскоре и вовсе стали неохотно принимать участие, просто ради галочки. Он перестал волноваться о том, получили ли вы удовольствие, вы стали далеки друг от друга и вступаете в интимную связь через силу. Если вы думаете, что вскоре все изменится, и ваш секс вновь будет бурным, то вы глубоко заблуждаетесь. Скорее расставайтесь с этим человеком и начинайте жизнь с чистого листа, чтоб не потерять интерес к сексу навсегда.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”

Расставание – это всегда сложный этап, который нужно пережить, но как к нему прийти, и нужен ли он? Если вы не знаете, пора ли вам расстаться с этим парнем или нет, то обязательно прочтите рекомендации, которые изложены ниже. Вы приблизитесь к верному решению и сможете сделать для себя правильный выбор.

Не хочется делиться, разговаривать. Совсем

Этот пункт закономерно следует из предыдущего. Потому что, психологически, нам поддержка и одобрение нашего мужчины (или жены, девушки) больше не нужны. Так, зачем вообще чем-то делиться?

Здесь есть оговорка. Необходимо отличать для себя стойкое, длительное нежелание быть в контакте и делиться от временной обиды. Потому что, если это просто ссора, то мы можем остыть. А затем, всё-таки найти в себе ресурсы и начать разговаривать.

Но, как бы долго этот процесс ни продолжался, он подходит к концу. И, вулкан утихомиривается. Теперь только остывшая холодная лава, превратившаяся в камни, напоминает о том, что здесь некогда происходило.

20 вопросов, которые помогут понять, что вам пора расставаться

Мы подготовили для тебя список вопросов, которые помогут разобраться в своих чувствах. Только будь честна, нет смысла врать самой себе. Отвечай по порядку и коротко: «да», «нет», «не знаю».

1. Действительно ли ты считаешь этого человека самым подходящим для тебя?

2. Возможно ли такое, что этот человек просто помогает тебе скрасить определенный период жизни? Если на предыдущий вопрос ты ответила «Не знаю», скорее всего, ты боишься одиночества, поэтому готова коротать время хоть с кем-нибудь.

3. Готова ли ты подождать неделю, прежде чем расстаться окончательно? Если на предыдущий вопрос ты ответила утвердительно, дай себе неделю. За это время хорошенько подумай, что привело тебя к решению разойтись.

4. Что привлекло тебя в этом человеке? Запиши пять качеств, которые когда-то очаровали тебя в партнере. Что это было: надежность, чувство юмора, твердый характер?

5. Что дарило счастье вам обоим ? Запиши минимум две вещи, от которых вы оба получали удовольствие.

6. Можете ли вы оба снова вернуться к тем моментам, которые дарили вам удовольствие? И сделает ли это возвращение тебя счастливой?

7. Каковы сильные и слабые стороны ваших отношений? Записывай все, что приходит в голову. Можно сделать таблицу, так тебе будет удобнее анализировать ситуацию.

8. Перевешивает ли хорошее плохое во всех этих списках? Постарайся дать объективную оценку. Бывает так, что хороших пунктов наберется все десять, но один плохой перевешивает своим негативом всю силу добра.

9. С учетом всех сделанных списков и оценок ты все еще хочешь расставания?

10. Если бы инициатором расставания был твой партнер, какие слова ты бы хотела от него услышать?

11. О каких счастливых моментах ваших отношений ты бы хотела услышать от него и рассказала бы сама?

12. Готова ли ты на самом деле произнести решающую фразу и не вступать в споры и ссоры? Понимаешь ли, насколько болезненны твои слова для когда-то любимого человека?

13. Поможет ли вам временное расставание для обдумывания всех моментов? Такие просьбы от партнера обязательно будут, и ты должна быть к ним готова, решив что-либо для себя.

14. Если партнер что-то изменит в себе и своем поведении, готова ты продолжить отношения? Действительно ли человек способен радикально измениться или все эти попытки — временное явление?

15. Останетесь ли вы друзьями после расставания? Часто бывшие воспринимают дружеские отношения как лазейку или обещание когда-либо возобновить отношения. Если это твой случай, подумай о том, как порвать связь быстро, без надежды на дружбу и без шансов на манипулирование.

16. Готова ли ты выдержать боль, гнев и даже агрессию партнера, которого ставят перед фактом расставания? Эта готовность поможет тебе сохранить спокойствие и силу духа. Печаль в том, что заранее невозможно сказать, как отреагирует человек.

17. За что ты можешь поблагодарить партнера? Очень трудно во время расставания удержаться от взаимных обид и упреков. Обязательно подчеркни все хорошее, что есть в человеке, которого ты когда-то любила. Но уточни, что даже память о хорошем не изменит твоей решимости.

18. Почему ты не можешь дать ему второй шанс? Такой вопрос от партнера непременно поступит. Готова ли ты сохранить твердость и решимость?

19. Готова ли ты к реальному одиночеству? Когда ты в отношениях, одиночество кажется чем-то призрачным, далеким и таким прекрасным. Но реальность может оказаться совершенно другой. Внезапно освободится куча времени — ты знаешь, что с ним делать? После первоначальной эйфории от свободы наступят будни — какими они будут? Представь в деталях свою будущую жизнь без этого человека, чтобы быть готовой к приступам грусти и печали.

20. Это точно конец? Загляни в самую глубину своего сердца: что оно подсказывает? Действительно ли это конец ваших отношений или у вашей пары есть какие-то другие проблемы, которые мешают вам развиваться?

Расстаться спокойно и по-дружески — высший пилотаж, которым, к сожалению, владеют не все. Расскажи, какие вопросы к самой себе или партнеру помогли расставить точки над i во время расставания?

18. Почему ты не можешь дать ему второй шанс? Такой вопрос от партнера непременно поступит. Готова ли ты сохранить твердость и решимость?

Ссылка на основную публикацию