Преимущества межнациональных отношений

Тема 14. Межнациональные отношения

Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:

– отношения между разными национальностями внутри одного государства;

– отношения между разными нациями-государствами.

Формы межнациональных отношений следующие:

Этнический конфликт (от лат. conflictus – столкновение).

Способы мирного сотрудничества довольно многообразны.

Самый цивилизованный путь объединения разных народов – создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии – французский, датский и немецкий, в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis – множественный).

При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.

Культурный плюрализм – показатель успешной адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций.

В современном мире практически не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран (9 % всех государств мира). В 25 государствах (18,9 %) основная этническая общность составляет 90 % населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89 %. В 31 государстве (23,5 %) национальное большинство составляет от 50 до 70 %, и в 39 странах (29,5 %) едва ли половина населения является этнически однородной группой.

Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов.

Анализируются социально-структурные изменения контактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредоточивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с опасениями за судьбу группы, – не только за потерю культурного своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией.

Исследователи, опирающиеся на коллективные действия, концентрируют свое внимание на ответственности элит, борющихся за власть, ресурсы. Очевидно, элиты прежде всего ответственны за создание «образа врага», представлений о совместимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды.

В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов, препятствующих общению, – «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело».

Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя С. Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, конфессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддийской и православной культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации – либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства.

Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм.

Этноцентризм – совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой.

Этноцентризм – уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Поэтому многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.

Современные социологи предлагают следующую классификацию причин межнациональных конфликтов.

Причины межнациональных конфликтов

Социально-экономические – неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.

Культурно-языковые – недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.

Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

Экологические – ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.

Экстерриториальные – несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.

Исторические – прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.).

Конфессиональные – из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.

Культурные – от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.

Социологи выделяют различные типы межнациональных конфликтов.

Межэтнические конфликты не возникают на пустом месте. Как правило, для их появления необходимы определенный сдвиг привычного уклада жизни и разрушение системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потерей смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический факторкак более древний, выполняющий функцию группового выживания.

Действие этого социально-психологического фактора реализуется следующим образом. Когда появляется угроза существованию группы как целостного и самостоятельного субъекта межгруппового взаимодействия, на уровне социального восприятия ситуации происходит социальная идентификация по признаку происхождения, по признаку крови; включаются механизмы социально-психологической защиты в виде процессов внутригрупповой сплоченности, внутригруппового фаворитизма, усиления единства «мы» и внешнегрупповой дискриминации и обособления от «них», «чужих».

Эти процессы могут привести к национализму.

Национализм (фр. nationalosme от лат. natio – народ) – идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Этнический – борьба народа за национальное освобождение, обретение собственной государственности.

Державно-государственный – стремление наций воплотить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счет малых народов.

Бытовой – проявление национальных чувств, враждебное отношение к инородцам, ксенофобия (гр. хепов – чужой и рКоЬов – страх).

Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму – шовинизм.

Шовинизм (фр. chauvinisme – термин происходит от имени Никола Шовена, литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

Одним из проявлений государственного национализма является геноцид.

Геноцид (от лат. genos – род и caedere – убивать) – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост – массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.

Объединение группы по этническому признаку происходит на основе:

предпочтения своих соплеменников «чужим», пришлым, некоренным и усиления чувства национальной солидарности;

– защиты территории проживания и возрождения чувства территориальности для титульной нации, этнической группы;

– требований о перераспределении дохода в пользу «своих»;

– игнорирования законных потребностей других групп населения на данной территории, признаваемых «чужими».

Все эти признаки обладают одним преимуществом для группового массового действия – наглядностью и самоочевидностью общности (по языку, культуре, внешности, истории и т. д.) по сравнению с «чужими». Индикатором состояния межнациональных отношений и, соответственно, их регулятором является этнический стереотип как разновидность социального стереотипа. При этом регуляция межгрупповых отношений с помощью этнического стереотипа приобретает как бы самостоятельное существование и психологически возвращает социальные отношения в историческое прошлое. Когда сталкиваются интересы двух групп и обе группы претендуют на те же блага и на ту же территорию (как, например, ингуши и североосетинцы), в условиях социального противостояния и девальвации общих целей и ценностей, национально-этнические цели и идеалы становятся ведущими социально-психологическими регуляторами массового социального действия. Поэтому процесс поляризации по этническому признаку неизбежно начинает выражаться в противостоянии, в конфликте, который, в свою очередь, блокирует удовлетворение базовых социально-психологических потребностей обеих групп.

При этом в процессе эскалации (расширения, наращивания, увеличения) конфликта объективно и неизменно начинают действовать следующие социально-психологические закономерности:

– уменьшение объема коммуникации между сторонами, увеличение количества дезинформации, ужесточение агрессивности терминологии, усиление тенденции использовать СМИ как оружие в эскалации психоза и противостояния широких масс населения;

– искаженное восприятие информации друг о друге;

– выработка установки враждебности и подозрительности, закрепление образа «коварного врага» и его дегуманизация, т. е. исключение из рода человеческого, что психологически оправдывает любые зверства и жестокости по отношению к «нелюдям» при достижении своих целей;

– формирование ориентации на победу в межнациональном конфликте силовыми методами за счет поражения или уничтожения другой стороны.

В острых конфликтных ситуациях одной из первых промежуточных фаз его урегулирования является юридизация конфликта.

Само по себе подписание каких-либо соглашений еще не гарантирует погашения конфликта. Определяющей является готовность сторон их выполнять, а не использовать в качестве «дымовой завесы» для продолжения попыток добиваться своих целей неправовыми средствами. Для этого, в свою очередь, необходимо хотя бы частичное преодоление конфликта интересов или по крайней мере снижение его остроты, к чему может повести, например, появление в отношениях между сторонами новых стимулов: суровая экономическая необходимость, заинтересованность сторон в ресурсах друг друга, «премии» за урегулирование конфликта в виде международной или иностранной помощи – могут (правда, не всегда) переключить интересы конфликтующих сторон в иную плоскость и значительно притушить конфликт.

Таким образом, в социально-политическом плане пути к преодолению межнациональных конфликтов лежат либо через хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта.

Существующие межнациональные проблемы (территориальные споры, стремление к суверенизации; борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования; дискриминация языка, образа жизни; проблема беженцев, вынужденных переселенцев и т. д.) требуют значительных усилий для их разрешения.

Пути разрешения межнациональных проблем

– Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

– Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.

– Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.

– Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры – национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.

– Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.

C6. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Ответ: Могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии современных межнациональных отношений: Интеграция; экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество). Стремление ряда народов сохранить или обрести культурно-национальную самостоятельность, автономию (например, корейское меньшинство в Японии).

ГИА по обществознанию

Этнические общности

Наряду с классами, сословиями и другими группами социальную структуру общества составляют и исторически сложившиеся общности, называемые этническими. Этносы – это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы. Среди этнических общностей выделяют род, племена, народности и нации 1 .

Род

Исторически формирование этнических общностей можно отсчитывать от момента распада первобытного человеческого стада. Первоначально возникает род – группа людей, объединенных кровным родством. Члены рода осознавали свое родство и носили общее родовое имя. Род включал в себя несколько или много семей.

Читайте также:  Как избавиться от недоверия в отношениях?

Появлению рода способствовало возникновение первобытной общины, экономической основой которой являлась общинная собственность. Совместное ведение хозяйства на основе общинной собственности, естественно-уравнительное распределение вещей, в первую очередь продуктов питания, совместный быт и развлечения способствовали образованию такой общности как род. Можно сказать, что род выступает как самая первая производственная, социальная и этническая группа людей, объединенная в одно целое совместной трудовой деятельностью, кровнородственным происхождением, общим языком, общими религиозными и мифологическими верованиями, обычаями и чертами быта.

Племя

Несколько родов могли объединяться в племя. Основу единства племени составляют кровно-родственные связи; кроме того, племя проживает на определенной территории, у его членов общий язык или диалект, свои обычаи и культ, совместная хозяйственная деятельность, зачатки внутренней организации (племенной совет).

Появление племени объясняется необходимостью прежде всего сохранения и защиты среды обитания (территории проживания, мест охоты и рыболовства) от посягательств со стороны других человеческих объединений. Более многочисленный состав населения намного облегчал задачу переселения и устройства жизни на новых территориях. Немаловажное значение имело также предохранение от вырождения рода, которое грозило ему из-за сексуальных отношений между кровнородственными Homosapiens 2.

Народность

Народность – тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на кровнородственном, а на территориальном единстве.

Народности образуются на основе смешения племен и племенных союзов и характеризуются возрастанием значения территориальных связей, формированием общего языка на основе племенных диалектов. Народности свойственно и наличие хозяйственных связей, элементов общей культуры, общего собирательного имени. С развитием товарно-денежных отношений происходит превращение народностей в нацию, хотя некоторые из них в силу своей малочисленности и недостаточной развитости не смогли стать национальными образованиями 3.

Нация

Нация – это исторически высшая форма этносоциальной общности людей, характеризующаяся единством, территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, этнически, самосознания. Под единством территории следует понимать компактность проживания нации.

Представители нации говорят и пишут на одном языке, понятном (несмотря на диалекты) всем членам нации. У каждой нации свои фольклор, обычаи, традиции, менталитет (особые стереотипы установки мышления), национальный быт и т.д., т.е. своя культура. Сплочению нации способствует и общность исторического пути, пройденного каждым народом.

В современном мире насчитывается от 2500 до 5000 этносов, но лишь несколько сотен из них являются нациями. В составе современной Российской Федерации более 100 этносов, в том числе около 30 наций 4.

К вопросу об этносах примыкают также такие понятия как национальность, народ, этнографическая группа, диаспора.

Национальность – это принадлежность человека к определенному этносу.

Народ – это население определенного государства.

Этнографическая группа – это общность людей, говорящая на одном языке с той или иной нацией, но имеющая некоторые особенности в быту, традициях, обычаях.

Диаспора – это большая группа того или иного этноса, живущего вне страны своего происхождения 5.

Межнациональные отношения

Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.

Уровни межэтнических взаимоотношений:

  • взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни;
  • межличностные отношения людей различной этнической принадлежности 6 .

Способы мирного сотрудничества

  • Этническое смешивание: разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки.
  • Этническое поглощение (ассимиляция): представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции.
  • Создание многонационального государства (культурный плюрализм), в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными (в Бельгии – французский, датский и немецкий, в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский) 7 .

Тенденции в развитии наций

Межнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных этносов, народов, наций через сферы общественной жизни. Формы интеграции: экономические и политические союзы (Евросоюз), транснациональные корпорации, международные культурные центры, взаимопроникновение религий, культур, ценностей.

Межнациональная дифференциация – процесс разъединения, разделения, противостояния различных этносов, народов, наций. Формы дифференциации: самоизоляция, протекционизм в экономике, национализм в различных формах в политике и культуре, религиозный фанатизм, экстремизм.

Формы межнациональных отношений

  • Этническая миксация – смешивание разных этнических групп и возникновение нового этноса (Латинская Америка).
  • Ассимиляция – (в этнографии) слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Различают естественную ассимиляцию, возникающую при контакте этнически разнородных групп населения, смешанных браках и т. п., и насильственную ассимиляцию, характерную для стран, где национальности неравноправномерны.
  • Аккультурация – взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого.
  • Мультикультурализм – политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.
  • Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации. Виды национализма: этнический; державно-государственный; бытовой.
  • Шовинизм – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм; крайняя, агрессивная форма национализма.
  • Дискриминация – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п.
  • Сегрегация – политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации.
  • Апартеид – крайняя форма расовой дискриминации, означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.
  • Геноцид – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.
  • Сепаратизм – стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии 8 .

Межнациональные конфликты (в узком смысле) происходят между государствами, либо внутри конфедерации, которую составляет ряд политически самостоятельных стран, населённых разными этносами.

Межнациональный конфликт (в широком смысле) – это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности её членов.

Причины межнациональных конфликтов:

  • экономические причины – борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами (земля, недра);
  • социальные причины – требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенстве при приёме на работу, особенно на престижные места в органах власти;
  • культурно-языковые причины – требования сохранения или возрождения, развития родного языка, сплачивающего этнос в единое целое.
  • Историческое прошлое взаимоотношения народов.
  • Этнодемографические причины – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.
  • Конфессиональные различия.

Типы межнациональных конфликтов:

  • конфликты стереотипов (этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа», армяно-азербайджанский конфликт);
  • конфликт идей: выдвижение тех или иных притязаний, обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в своё время идея Уральской республики);
  • конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения 9 .

Пути решения межнациональных конфликтов

  • Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.
  • Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.
  • Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.
  • Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры – национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.
  • Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.
  • Предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.
  • Применение широкого спектра санкций. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека 10 .

Обществознание

Межнациональные отношения

Обложка урока взята с источника.

Онлайн-курсы для школьников и родителей

План урока:

Около 40 тысяч лет назад на Земле появился новый биологический вид – человек разумный, который в течение тысячелетий расселялся по всей поверхности суши. Все многообразие современных типов людей можно объяснить разными природными факторами, которые влияли на людей в зависимости от их географического положения (места расселения на Земле). Ученые, занимающиеся изучением больших групп людей, отдельно выделяют такие понятия как народ, нация, национальность.


(Источник)

Понятия: племя, народ, нация, национальность

Ученые выделяют разные этнические общности (этносы) – исторически сложившиеся устойчивые группы людей, отличающиеся между собой биологическими характеристиками, общей территорией проживания, языком, религией, традициями. К этническим общностям относят племена, народы, нации. Формирование этносов происходило поэтапно, по мере расселения людей по планете и в процессе развития общественных отношений между ними.

В первобытном обществе люди жили общинами – крупными кровнородственными группами. Общины состояли из нескольких десятков семей, проживавших совместно ради повышения шансов на выживание. Общины являлись первыми типами этноса, они представляли собой первые устойчивые общности людей.

В каждой общине были свои обычаи, люди в общине помнили о своих предках и почитали их. Со временем, некоторые общины вынуждены были объединяться друг с другом, чтобы защитить себя от воинственных соседей. Так появились племена – предшественники древних народов.

Племя – это относительно устойчивая группа людей, проживающая на общей территории, обладающая собственным языком, традициями, организацией власти. Племена в свою очередь стали объединяться в племенные союзы, из которых впоследствии сформировались древние государства.

С зарождением государственности наступил новый этап развития этноса, на смену племенам пришли народы. Народы – это большие исторически сложившиеся группы людей с совместной территорией проживания, общими биологическими и социальными признаками. К биологическим признакам разных народов относят:

  • Цвет кожи;
  • Разрез глаз;
  • Рост;
  • Особенности строения тела.

Однако биологические свойства не являются определяющими, намного важнее социальные признаки, к которым относятся:

  • Традиции и обычаи народов. У восточных народов сильны обычаи гостеприимства, почитания старших, традиционно мужчины пользуются большим уважением в обществе, нежели женщины. Западные народы так же чтят свои традиции, передающиеся из поколения в поколение. Однако со временем, народ может забыть о собственных традициях и перенять традиции другого народа или нации.
  • Особенности быта. У разных народов мира свой быт, сформировавшийся в зависимости от местности, в которой проживали люди. К примеру, люди, жившие на побережьях рек и морей, традиционно стали заниматься рыболовством, в меню у них стали преобладать рыбные блюда, а среди всех видов транспорта развитие получили морские или речные суда.
  • Общий язык народа. Хотя язык является отличительным признаком народа, разные народы могут использовать один и тот же язык. К примеру, народы, проживающие на территории России (казахи, татары, башкиры, болгары, буряты и другие) могут использовать русский язык для общения между собой.
  • Манера поведения и манера общения.
  • Национальное самосознание – это чувство духовного единства человека со своим народом, самоотождествление себя с ним.


(Источник)

Нацией называют совокупность народов, проживающих на территории определенной страны и являющихся ее гражданами. Нация является более многочисленной, чем отдельно взятый народ, главной объединяющей силой для нации становится единое политическое устройство страны, ее хозяйственный уклад.

Между отдельными народами и нациями складываются межнациональные отношения. Развитие межнациональных отношений может принимать мирные формы, а может приводить к возникновению крупных военных конфликтов.

Читайте также:  Женатый любовник не пишет, не звонит, не назначает встреч

Межнациональные отношения в прошлом и сегодня

Истории народов тесно переплетаются между собой, так как многообразные этнические общности не жили обособленно, постоянно контактировали друг с другом, вступали в различные взаимоотношения. Между отдельными племенами, народами, нациями отношения развивались по двум основным сценариям:

  1. По пути интеграции – сближения, сплочения, объединения отдельных народов и национальностей.
  2. По пути дезинтеграции – разобщения народов, конфликтов между многообразными племенами, этносами или нациями.

Среди процессов сплочения представителей разных этносов и нацийученые выделяют:

  • Консолидацию – объединение нескольких групп этносов, родственных друг другу, в один более крупный народ. Процессы консолидации происходили на территориях древнейших государств, в большинстве стран мира. Племена или народы, близкие друг другу традициями, религиозными верованиями, языком- постепенно сливались в одно целое.


(Источник)

Пример. Многочисленные восточнославянские племена: тиверцы, уличи, древляне, волыняне, полочане, вятичи и прочие объединились в древнерусский народ. У этих племен был схожий быт, религиозные верования (язычество), язык, традиции. Процесс консолидации ускорили тесные хозяйственные связи между отдельными восточнославянскими племенами, межплеменные браки.

  • Ассимиляцию – растворение одного малого этноса в другом, более крупном народе. При этом малый этнос терял свою самобытность, полностью утрачивал свои отличительные особенности, самостоятельность. Ассимиляция могла происходить мирным путем, а могла принимать форму насильственного захвата одного народа другим.

Пример 1. Славяне, переселившиеся в древности на греческие острова, со временем утратили свое национальное самосознание. Они переняли письменность и культуру греков, полностью растворились в другой национальности – греческом населении.

Пример 2. В начале 15 века под власть Османской империи попали народы Болгарии и Сербии. Некоторые из них переняли турецкие обычаи, язык, религию. Так от основной части сербов отделились те, которые переняли турецкую культуру, они образовали отдельную этническую общность, которую назвали санджаклии. Из болгар, ассимилировавших с турками, появилась другая этническая общность – помаки.

  • Межэтническую интеграцию – взаимодействие в многонациональном государстве крупнейших этносов, существенно различающихся между собой культурой, языком, религиозными воззрениями. Благодаря межэтнической интеграции не происходило слияния разных национальностей в один народ, но у них появились некоторые общие черты в культуре и быте.

Пример. На территории Британской Индии (с 1858 по 1947 г) совместно проживал иранский народ и индийский. Эти народы не объединились друг с другом, не потеряли своего национального самосознания, но за годы взаимодействия у них появились некоторые общие традиции, сложились схожие условия быта.

Кроме процессов сближения национальностей мира история знает множество примеров дезинтеграции народов. В основе разобщения единого народа лежит желание отдельной этнической общности обрести независимость, разорвать экономические, политические и культурные связи с основной частью нации. Ярким примером дезинтеграции нации людей является распад Югославии. Ставшие некогда единым целым, жители Югославии в 1991 году решили отделиться друг от друга. Так крупное государство распалось на 6 частей, ставших небольшими независимыми государствами: Словенией, Хорватией, Македонией, Боснией и Герцеговиной, Сербией, Черногорией.


(Источник)

Важно! Процессы интеграции и дезинтеграции народов земли продолжаются и сегодня. Они происходят в течение длительного времени, оказывают огромное влияние на судьбу всего человечества.

Причины межнациональных конфликтов

Иногда между определенными национальностями возникают непримиримые противоречия, которые приводят к межнациональным конфликтам. Межнациональные противоречия могут возникать как внутри одного государства, так и между разными государствами. Поэтому межнациональные конфликты бывают внутригосударственными и международными.

Межнациональный конфликт – это конфронтация (противостояние), конкуренция, соперничество между разными нациями, которые приводят к столкновению наций друг с другом.

Обострению отношений между нациями способствует ряд факторов, которые часто становятся причинами межнациональных конфликтов:

  • Соперничество за овладение природными ресурсами;
  • Расхождения в религиозных взглядах;
  • Споры из-за месторасположения границ, территориальные споры;
  • Конкуренция в торговле, политике, сфере образования или спорте;
  • Национальная дискриминация (ограничение или полное лишение нации или этнической общности прав и свобод).


(Источник)

Кроме того, распространенной причиной межнациональных конфликтов становится чувство национальной гордости. Национальная гордость – это чувство уважения к собственной нации, осознание своей неразрывной связи с ней, восхищение и любовь к собственному народу, его национальным традициям, обычаям, религии, языку, истории.

Проблема национальной гордости состоит в том, что некоторые нации считают себя самыми лучшими, не уважают чувств других народов, стремятся возвыситься над ними. Самым ярким примером, когда гордость нации привела к мировой трагедии, является Вторая мировая война. Гитлер заявил, что немецкий народ является представителем единственной чистокровной и высшей нации на Земле – арийцев. Все остальные нации, по мнению Гитлера, являлись низшими, подлежали частичному уничтожению и порабощению. Особенным гонениям подвергались евреи и цыгане, которых уничтожали миллионами.

Из-за национальной и расовой нетерпимости проблема межнациональных конфликтов возникает снова и снова, так как многие межнациональные противоречия не разрешаются в течение десятков, а иногда и сотен лет.

Пути преодоления межнациональных конфликтов

Современные политики выделяют три главных пути разрешения межнациональных конфликтов:

  1. Признание необходимости отказа от насилия и готовность разных наций идти на компромисс (взаимные уступки); Осознать, что насилие не является выходом, в настоящее время очень просто, стоит только задуматься о последствиях применения ядерного и других современных видов оружия.
  2. Применение санкций (различного рода запретов со стороны мирового сообщества к государству – агрессору);
  3. Создание межнациональных союзов.

Решение межнациональных конфликтов является важной задачей каждой страны, так как такие конфликты представляют серьезную опасность для благополучия отдельных государств и зачастую всего мира.


(Источник)

В чем преимущество межнациональных браков?

Автор: Лилия УТИКЕЕВА

Опубликовано : 2013-03-22 09:32:26

Об этом и многом другом рассуждает Гузель СТОЛЯРОВА, автор исследования «Феномен межэтнического взаимодействия: опыт постсоветского Татарстана».

Свадьба и национальность

– Гузель Рафаиловна, межнациональных союзов становится больше?

Гузель СТОЛЯРОВА , доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и этнологии КФУ (отделение истории культурного наследия Института истории КФУ), родилась в 1956 г. в г. Мамадыш. Окончила КГУ. Автор 140 научных трудов, в том числе, 2 монографий, 8 учебно-методических работ. Владеет русским, татарским, английским языками.

– Я исследовала три республики – Татарстан, Чувашию и Марий Эл. Везде в 1970-1980-е наблюдался скачок числа и доли межнациональных браков, это совпало с началом всесоюзных строек – например, завода «КАМАЗ» в Челнах, когда пришла в движение масса молодого, трудоспособного и мобильного населения. В таких условиях заключалось очень много смешанных союзов. В последующие годы их доля увеличивалась несущественно – на 3-5%. Эта тенденция к незначительному росту сохраняется из-за высокой степени смешанности населения по этническому составу. Хотя есть граница, дальше которой большого роста не будет.

В сельской местности смешанных браков заключается меньше, чем в городе, хотя и тут разброс очень большой. Например, в Сабинском или Актанышском районах, где 90% населения – татары, показатель меньше. А в районах с традиционно смешанным населением – больше.

– Изменилось ли отношение людей к межнациональным бракам?

– По моим данным, примерно каждый 3-й такой союз заключался при неодобрении родителей, которые опасались, что разные культуры, ментальность приведут к отсутствию взаимопонимания. Хотя народы, которые издавна живут вместе, почти не имеют таких различий – например, татары и русские, чуваши и удмурты. К выходцам с Кавказа или Средней Азии несколько другое отношение – срабатывают определённые стереотипы.

Второй мощный фактор, появившийся в последние 20 лет на волне религиозного ренессанса, – это разные религии будущих супругов. Но жизнь сама расставляет всё по местам. Есть масса примеров, когда один из супругов умирает, второй завещает похоронить себя на том же кладбище, даже если он другой веры. Я видела один памятник, установленный на две могилы, на нём вырезан знак, соединяющий символы двух различных религий.
При рождении детей часто проводят два обряда – и крещения, и имянаречения. А ребёнок, повзрослев, сам определяется с вероисповеданием. То есть в нормальных семьях люди находят выход из любой ситуации.

Полезный выбор

– Часто ли межнациональные браки заканчиваются разводами?

– Статистика по средневолжскому региону свидетельствует: однозначного вывода, какие браки здесь крепче – межэтнические или этнически однородные – сделать невозможно, картина по разным годам и разным населённым пунктам постоянно меняется. Вообще разводы происходят на очень сильной эмоциональной волне: люди сами придумывают причину и часто экстраполируют на национальность. Спрашивала одну женщину: «Считаете ли вы, что развод произошёл из-за того, что у вас смешанный брак?». Она ответила: «Конечно, потому что он – такой-то национальности, а они все пьяницы». Но это не повод, истинная причина в том, что человек пьёт. То есть предпосылки разводов обычно социальные.

Я далека от того, чтобы пропагандировать или защищать смешанные браки. Но у них, несомненно, есть позитивные черты. Такая семья – очень благоприятная среда для взаимодействия культур. Когда один родитель говорит, скажем, на татарском, другой – на русском, создаются естественные возможности для того, чтобы выучить эти языки. Это особенно важно для детей, которые всё прекрасно усваивают. Дети в таких семьях вырастают толерантными, потому что для них люди разных национальностей – это данность, ведь они сами выросли в такой семье.

– Противники межнациональных союзов в качестве аргумента приводят размывание этноса.

– С этим можно поспорить. В советское время, когда меж­этническое взаимодействие всячески поощрялось и пропагандировалось, только у двух народов на всём пространстве СССР сократилась численность за счёт ассимиляции и широкого участия в смешанных браках – у мордвы и карел. Между тем в 1990-е, когда в нашей республике активно развернулся этап суверенизации, предсказывали, что дети в смешанных браках будут выбирать преимущественно титульную национальность. Этого как раз не произошло. В 1993 году был принят «Закон о языках», согласно которому все, кто так или иначе контактирует с населением, начиная от президента и заканчивая полицейским, должны хорошо знать оба госязыка. Достигнут ли такого результата? Далеко нет! Я считаю главной и единственной причиной отсутствие у людей мотивации.

– Представители интеллигенции называют такую мотивацию – сохранение языка как одно из средств самоидентификации народа.

– У всех национальных движений, будь то в Прибалтике или в регионах России, примерно один и тот же лозунг: «Язык – душа народа. Умирает язык – умирает народ». Если посмотреть на народы мира с исторической точки зрения, это не совсем так. Сколько их сменило язык за историю своего существования, не изменив при этом самосознания и названия? К примеру, ирландцы остались ирландцами, несмотря на то, что они говорят на английском языке. Почти все народы Латинской Америки говорят на испанском, но они не называют и не считают себя испанцами. То есть идентичность и родной язык – не всегда совпадающие категории.

– Из чего складывается самоидентификация?

– На мой вопрос «что для вас основное в определении национальности?» люди говорили и о рождении в определённом месте, о родителях, о языке, культуре. Феномен: молодой человек считает тебя татарином, родным языком называет татарский, но при этом языка он не знает. Это уже чисто психологическое восприятие.
Национальное самосознание поддерживается и на государственном уровне. Идеологических средств для этого существует множество. Например, та же государственная символика: гербы, гимны, флаги и т.п. Каждый элемент что-то утверждает именно для титульной группы. К примеру, в РТ приняли текст гимна, в его основе лежит татарская музыка, которая у меня лично ассоциируется с татарской культурой, хотя сам гимн звучит на двух языках.

Одно преимущество точно есть – никогда не случится кровосмешения. Не бывает врождённых уродств. Значительно выше интеллект.

2013-03-23 20:40:58 – Татьяна Павловна Гришкова
Украинка+русская. Интеллект выше среднего. Был)))
2013-03-23 20:46:37 – Николай Филиппович Леонов
Пустые, бестолковые исследования, типа этого, являются основой написания таких же пустых всех уровней диссертаций.
2013-03-23 21:09:54 – Ильсия Исхаковна Альтапова
Я не соглашусь с некоторыми утверждениями:
1.`. Есть масса примеров, когда один из супругов умирает, второй завещает похоронить себя на том же кладбище, даже если он другой веры.` У нас, если муж и жена разной веры, хоронят на разных кладбищах.
2.`. При рождении детей часто проводят два обряда и крещения, и имянаречения`. Слышу впервые! У меня был ученик, где папа татарин, а мама русская. Так вот он рассказывал, что между родителями часто происходят ссоры из-за того, что папа хочет сыну сделать обрезание, а мама – крестить.
3.`. Такая семья – очень благоприятная среда для взаимодействия культур. Когда один родитель говорит, скажем, на татарском, другой на русском, создаются естественные возможности для того, чтобы выучить эти языки.` На словах может быть это и так, но в дейсвительности, в смешанных семьях все говорят на русском языке. Это из личных наблюдений. У меня были и учатся дети смешанных браков. В прошлом году на уроке во 2 кл. прочитали в учебнике вопрос: ваш родной язык? Так девочка из такой семьи чуть не заплакала.
Вот вам и преимущества межнациональных браков.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:


Вакансии для учителей

3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

Межнациональные отношения

Межнациональными называются отношения между разными государствами, а также между разными народами одного государства.

Рассмотрим две тенденции межнациональных отношений современного мира. Первая – интеграция – тесные взаимовыгодные межнациональные контакты, сотрудничество в политике, экономике, культуре. В современном глобальном мире быстро растущим производительным силам тесно в рамках одной нации или одного государства. Идёт процесс широкой кооперации стран. Ярким примером экономической интеграции наций и государств является Европейский союз, объединяющий около 30 государств Европы. Примером политической интеграции служит ряд международных организаций, возглавляемых ООН. А примером культурной интеграции является празднование Рождества, хэллоуина и т.д. Интеграция государств способствует стиранию национальных границ и единению человечества. Важным принципом построения межнациональных отношений является толерантность, взаимоуважение наций.

Вторая тенденция межнациональных отношений – дифференциация , это обратный интеграции процесс, когда нации стремятся к самостоятельности, разъединению и противостоянию. Характерной чертой дифференциации является, к примеру, усиление протекционистских мер в международной торговле, националистические и экстремистские взгляды. Стремление наций к дифференциации привело к появлению таких социально-опасных явлений, как:

национализм и его крайняя форма шовинизм, выражающиеся в ненависти к другим нациям;

сегрегация – принудительное отделение одной нации от другой по какому – либо признаку, например, расовая дискриминация;

геноцид – физическое уничтожение нации – особо тяжкое преступление против человечества;

сепаратизм , заключающийся в стремлении нации отделиться от государства и создать своё самостоятельное государственное образование;

этническая чистка – политика насильственного изгнания лиц иного этноса с территории страны.

Третья тенденция межнациональных отношений – глобализация (подробнее здесь ).

Таким образом, существуют две основные формы межнациональных отношений: мирное сотрудничество (стабильные отношения) и этнический конфликт (нестабильные отношения). О мирном сотрудничестве речь идёт тогда, когда нации взаимодействуют, приносят друг другу пользу. Основными формами мирного сотрудничества являются этническое смешивание путём межнациональных браков и этническое поглощение – естественная или насильственная ассимиляция, при которой одна нация полностью утрачивает свой язык, культуру и национальное самосознание. Этнический конфликт возникает в результате столкновения интересов разных наций и часто перерастает в вооруженную борьбу.

Причины этнических конфликтов и пути их разрешения

Причинами этнических конфликтов могут быть:

борьба за политическую власть или политическую независимость;

неравенство в обладании материальными ресурсами и благами;

ущемление прав, ценностей, интересов этноса;

этноцентризм – превосходные взгляды этноса к собственной культуре и отвержение другой культуры;

ухудшение экологической обстановки на территории одного этноса из-за действий другого и другие.

Этнические конфликты приводят к тяжёлым последствиям, гибнут люди, разрушаются культурные ценности. Урегулирование этнических конфликтов, с одной стороны, зависит от деятельности международных организаций (прежде всего ООН) и комиссий, которые должны учитывать интересы каждой из конфликтующих сторон. А с другой стороны, зависит от внутренних установок самого человека. Очень важно, чтобы каждый человек не допускал насилия, придерживался гуманистических взглядов к решению этнических вопросов и поддерживал толерантные межнациональные отношения.

Сохранение стабильных межнациональных отношений является главной целью национальной политики любого государства. Основными её направлениями являются:

    обеспечение равноправия всех наций, проживающих в государстве, например, законы РФ гарантируют право каждого гражданина самому определять национальную принадлежность;

    создание условий для сохранения этнической культуры, например, преподавание родного языка в школах;

    организация мероприятий, сближающих нации и расширяющих культурные связи, например, проведение международных фестивалей песни и танца;

    профилактические меры, направленные на пропаганду нетерпимого отношения к национализму, шовинизму.

    ‍ Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто – то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно здесь или здесь

    Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
    Инстаграм Абулова Барият
    YouTube канал «Школа обществознания»
    ВК паблик «Школа обществознания»

    © Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!

    Основные тенденции развития и формы межнациональных отношений

    В обществознании под межнациональными отношениями подразумевается специфическая форма взаимных связей между этнонациональными группами в разных областях общества. Хотя вид этих взаимоотношений существует с древних времен, но само определение появилось совсем недавно. Его ввел английский философ Джереми Бентам, который этим термином охарактеризовал политические взаимодействия между крупными странами.

    Тенденции развития этносов

    Сейчас в мире существуют 2 устойчивых направления развития отношений между нациями — это дифференциация и интеграция. Межнациональная дифференциация означает разделение этносов и наций, стремление их к самостоятельности, сохранению народной культуры и развитию самосознания. Эта тенденция ведет к двум разным целям:

    1. С одной стороны, попытка повысить внимание к возросшим потребностям нации и раскрыть ее потенциал.
    2. С другой, полная изоляция с усилением развития политического и культурного национализма.

    Интеграция наций ведет к их объединению, наращиванию связей между народами, интернационализации общественной жизни и взаимообогащению культур. Межнациональные взаимоотношения могут происходить между народами как в одном государстве, так и разными странами.

    При этом интересы обладают двойственной природой, а именно:

    1. Потребность сохранить самобытность и уникальность культуры.
    2. Возможность ее обогатить и развить в результате взаимодействия с другими народами.

    В этом случае сложной задачей считается сохранение прав народных меньшинств. К ним относятся представители этноса, проживающие в конкретной стране и считающиеся ее гражданами. В то же время они не являются коренной нацией, но причисляют себя к народной общине и стараются сохранить культурное наследие. Чтобы реализовать основные тенденции развития межэтнических отношений, следует придерживаться некоторых гуманистических принципов:

    • отказ от какого-либо насилия и давления;
    • соблюдение прав и свобод человека независимо от нации;
    • решение разногласий мирным путем с возможным привлечением третьей стороны;
    • повышение уровня развития сотрудничества в экономике и культуре.

    Большую роль в современном мире играет глобализация, которая характеризует процесс сближения наций на основе сотрудничества в политике и экономике. Примером могут послужить транснациональные корпорации, политические объединения и культурные центры.

    Формы отношений

    К основным формам взаимодействия наций относятся: мирное сосуществование и конфликт между народами. В свою очередь, способы мирных взаимоотношений довольно разнообразные. Сюда входят:

    1. Миксация народов — появление нового этноса в результате смешивания различных национальных групп. Например, на протяжении нескольких этапов взаимодействия между испанцами, португальцами, местными индейцами возникла латиноамериканская нация.
    2. Поглощение одного народа другим (ассимиляция) — особенность этого способа заключается в слиянии одного этноса с другим. При этом один из них утрачивает свой язык, культуру и национальное самосознание. Ассимиляция бывает естественной, которая возникает при взаимодействии разнородных групп населения или в результате смешанных браков, и насильственной, появляющейся в странах, где национальности обладают различными правами.

    Образование многонациональных государств считается самым верным способом объединения разных народов. При этом обязательно должны соблюдаться социальные права и свободы каждой нации. Например, в некоторых странах Европы существует несколько государственных языков (Бельгия, Швейцария и т. д. ).

    Многонациональное государство

    В чем проявляются межнациональные отношения, можно рассмотреть на примере России. Это одно из крупнейших государств, где проживает множество народов. Самый многочисленный из них — русские, численность которых составляет около 78% от общего количества населения.

    Следом идут татары (3,7%) и украинцы (1,4%). Наличие большого количества наций требует правильной и продуманной государственной политики, сущность которой состоит в урегулировании межэтнических взаимоотношений. Сюда входят:

    • национальное строительство;
    • препятствие проявлениям национализма;
    • мирное разрешение конфликтов между нациями;
    • поддержка развития этнических культур.

    Все пути решения межнационального взаимодействия определены в Конституции Российской Федерации и «Концепции национальной политики РФ». Периодически выходят дополнительные документы, которые уточняют деятельность государства в укреплении взаимодействия наций и межнациональных отношений.

    Причины конфликтов между народами

    Чаще международные конфликты возникают от столкновения субъективных мнений о своей правоте. Начинаются и развиваются такие представления от лидеров определенного класса или культуры. Затем они постепенно распространяются ниже по всем звеньям социальной иерархии.

    При этом зачастую для воздействия на народные массы используется подача фальсифицированной информации. Если взять любой народ, его интересы будут меньше выражены относительно других. Как правило, в разногласиях между нациями заинтересованы небольшие группы людей, обладающих влиянием в мире.

    Обычно такая группа и ввергает в конфликты свои народы. Противоречия между нациями могут происходить как внутри одного государства, так и между разными странами. К факторам, которые способствуют обострению конфронтации, относятся:

    • конкуренция за владение природными ресурсами;
    • противоречия во взглядах на религию;
    • территориальные споры;
    • конкурентная борьба в торговле, политике, образовании и спорте;
    • дискриминация некоторых наций.

    Помимо этого, одной из причин конфронтации считается чувство национальной гордости. Под этим подразумевается осознание неразрывной связи с собственной нацией, восхищением своим народом, традициями, религией, языком и историей.

    Проблема в том, что многие народы считают себя лучшими и стремятся возвыситься над другими нациями. Самый яркий пример — это Вторая мировая война, когда фашисты заявили, что народ Германии является представителем единственной чистокровной арийской нации.

    Остальные народы считались низшими по положению и подлежали уничтожению. В этот период особенно пострадали евреи и цыгане, которых за войну было уничтожено несколько миллионов. Сейчас из-за национальной ксенофобии проблема конфликтов между нациями возникает с новыми силами.

    Пути решения проблемы

    Вся сложность в урегулировании межнациональных конфликтов состоит в том, что универсальных решений этой проблемы попросту не существует. Мировая практика показывает, что единственным действенным путем считается мирное урегулирование.

    Решение этого вопроса с помощью военной силы обладает эффективностью только на короткий период и в отдельных регионах. Как только войска покидают эту область, в ней вспыхивает конфликт с новой силой. Одним из вариантов разрешения конфронтации считается деконсолидация сил, то есть их разделение.

    В этом случае инициатива переходит к группам, которые склонны к компромиссам и способны провести соответствующие переговоры. Сначала необходимо любыми способами прервать конфликт, установив временное перемирие.

    Такой тайм-аут дает возможность снизить накал страстей противоборствующих сторон. Для предотвращения конфликтов проводятся мирные переговоры с участием противоборствующих сторон и третьей силы, которая выступает гарантом исполнения принятых договоренностей.

    Чтобы избежать начала и развития региональных войн, следует применять только комплексный подход к урегулированию межнациональных конфликтов. Кроме того, сейчас появилась необходимость пересмотреть некоторые законодательные документы, регулирующие вопросы жизни населения, вовлеченное в межнациональные столкновения в России и Европе.

    Читайте также:  Как себя чувствует любовница женатого мужчины?
    Ссылка на основную публикацию