Культура секса: что это такое

Культура сексуальных отношений

Культура сексуальных отношений — является частью культуры чувств и включает супружескую гармонию (см. Гармония интимных отношений), психологическую и сексуальную совместимость.

Ведущим в любовном влечении женщины является личностный (психологический) компонент, в котором ласковая забота и внимание со стороны мужчины составляют основные условия для беззаветной преданности любимому человеку.

Обычно, когда говорят об особой деликатности в первые недели совместной жизни молодоженов, почему-то имеют в виду только мужчину, А между тем немалая роль в формировании здоровье брачных отношений принадлежит и женщине. Женщине прежде всего надо заботиться о сохранении обаяния и женственности, причем не меньше, а может быть, даже больше, чем в период, когда она была еще невестой» Будьте чрезвычайно строги в выполнении всех гигиенических процедур, следите за своей внешностью, постельным бельем, будьте всегда и во всем привлекательны — в первую очередь с точки зрения собственного мужа.

Некоторые женщины сдерживают себя при интимной близости, т. к. считают» что непринужденность в порывах с их стороны свидетельствует о развращенности. Можно заверить таких женщин» что отсутствие скованности, необходимая естественность и откровенность в выражении своих чувств вполне закономерны и будут восприняты мужем с удовольствием.

Женщине перед интимным сближением нужна психоэротическая подготовка, особая психологическая настройка, соответствующий эмоциональный тонус, ибо без него близость для женщины будет безразличной или даже неприятной. Она более, чем мужчина чувствительна к ритуалу близости, слову, жесту, прикосновению, окружающей обстановке. Причем взаимозависимость «дня» и «ночи» для интимной жизни очень велика: неприятности на работе, невнимание со стороны мужа, его грубость, упреки, мелкие ссоры — все это, откладываясь в сознании женщины, тормозит у нее эротическую чувствительность. Для того, чтобы женщина могла испытать всю радость интимной близости» ее должно связывать с мужчиной чувство любви, дружбы, она должна питать к нему доверие, восхищаться им.

Немалую роль в прочности отношений и сохранении остроты чувства играет отсутствие монотонности, однообразия в совместной жизни.

Большую ошибку совершают те супруги, которые полагают» что, зарегистрировав брак, они могут уже не добиваться любви друг друга, так как супруг или супруга никуда не денется и любить обязан «по закону». Полагаясь на это ошибочное представление, многие некогда элегантные супруги превращаются в неряшливых мужей и жен. Отсюда часто между ними возникает взаимная неприязнь и утрачивается чувство любви. Нет, завоевывать любимого надо каждый день!

Нежность, чувство такта, взаимное внимание, чуткость должны постоянно сопутствовать семейной жизни. Физическое или умственное переутомление, неблагоприятная обстановка, волнение и множество других факторов отражаются и на чувствах женщины, и на возможностях мужчины. Но более заметно страдает в этом смысле мужчина. И если женщина позволит себе хотя бы в шутку подтрунивать над временной его слабостью, она допустит труднопоправимую ошибку. Насмешки глубоко западут в душу супруга, и при повторении бестактности у него зародится неприязнь и отчужденность. Ни в коем случае нельзя делать подобные вещи предметом обсуждения не только с подругами, но и с ним. Для того, чтобы мужчина был всегда «на высоте», ему тоже нужны соответствующие психологические условия. Надо постараться их создать.

Муж будет чувствовать себя лучше, увереннее, если жена не поскупится на ласковое слово, не оставит без внимания его успехи на работе, поступки, демонстрирующие заботу о семье, мужские достоинства. Только тогда, когда интимная близость подготовлена в течение дня всей атмосферой взаимных забот и душевной теплоты, она может принести и мужчине и женщине всю полноту и яркость ощущений.

В мире отмечаются ощутимые изменения норм поведения. Входящие в моду «раскованность», вседозволенность приводят к все более беспорядочным половым связям. Отсюда и распространение венерических заболеваний. Новые методы предупреждения беременности уменьшили страх перед нею. Исчезла боязнь заболеваний в связи с верой в силу антибиотиков. Большое развитие в последнее время получила коммерция сексуальных стимулов — кинофильмов, видеозаписей, книг, журналов, автоматов с порнографическими материалами.

Культура сексуального поведения касается не только общепринятого приличия, но и внешней опрятности, эстетичности одежды, соблюдения личной гигиены, и, разумеется, гигиены пола.

Секс и культура

Секс врожденная потребность человека. Людям необходим секс независимо от того, где они живут. И большинство людей занимаются сексом. Но в жизни разных людей секс занимает разное место. В большинстве своем люди имеют похожие сексуальные привычки, но различий тоже достаточно. Наука недавно обратила внимание на проблемы секса и культуры. Ученные пытаются разобраться как секс влияет на на культуру и как культура влияет на секс.

Заглянем в ночной клуб. Захватывающие представления, эротическое дефиле с элементами фетишизма. Публика здесь чувствует себя совершенно раскованно никаких комплексов. Люди самовыражаются как хотят. Существует только одно правило вы должны быть одеты в откровенные наряды из кожи и латекса. Не так давно такая вечеринка могла закончится экскурсией в полицейский участок. А сегодня это рядовое событие в Северной Америке. Но в мире еще не мало мест, где такая вечеринка выглядела бы оскорбительно. Но постепенно границы терпимости к различным сексуальным проявлениям расширяются. Мы знаем из истории что нетрадиционные сексуальные отношения обсуждались религией и обществом. Мастурбация и оральный секс тоже были в списке табу. Сегодня же в западной культуре об этом можно говорить совершенно спокойно.

-Секс влияет на культуру людей. Все люди очень разные. Их интересуют совершенно разные вещи и у них разная шкала ценностей. Мы заметили, что сексуальное поведение меняется от поколения к поколению. Возьмем поколение наших бабушек. В начале 20-го века большинство из них считали оральный секс грязным и отвратительным занятием. Не многие бы в то время согласились бы заниматься этим делом. Что касается нашего поколения, то мы являемся как бы переходным мостиком. Мы уже считаем, что это в общем-то не так уж и плохо и даже приятно. А вот уже у наших детей оральный секс не вызывает никаких сомнений это часть их сексуального багажа. (Доктор Элианор Матика-Тиндал профессор социологии университета Виндсор)

Такое поведение стало возможным из-за предела допустимого в отношениях между мужчиной и женщиной. Меняется культура меняется культура поведения. Конечно культура влияет на наше поведение, но она не загоняет нас в жесткие рамки из который нельзя вырваться. Система культурных ценностей влияет на сексуальные отношения человека. Сексуальная составляющая индивидуумов формируется под воздействием таких факторов как возраст, религиозная принадлежность, сексуальная ориентация, место проживания. Различие в границах дозволенного особенно ощутимы когда мы пересекаем географические границы.

Каждая культура по разному трактует сексуальные аспекты жизни. Но каждая культура трактует эти аспекты с позиции кто, где, что, когда и почему. Когда надо вступать в интимные отношения, почему и т.д И в том как общество отвечает на эти вопросы культура играет очень важную роль. Наука только недавно обратила внимание на вопросы касающиеся сексуальных различий. Рассмотрим к примеру возраст начала половой жизни. Согласно данных института сексуальных проблем и репродуктивного здоровья человека раньше всех начинают половую жизнь подростки США. В среднем это возраст 15 лет. Также в отличии подростков Канады, Франции и Англии американские подростки чаще вступают в случайны кратковременные сексуальные связи. Самыми активными странами в сексуальном отношении и по данным атласа сексуального поведения людей считается Россия, США и Франция. В этих странах люди занимаются сексом в среднем около 130 раз в год. В Гонконге частота занятия сексом колеблется в районе 30 раз в год.

-Культура оказывает влияние на нашу сексуальную активность. Мы действуем в соответствии с ценностными установками. Нам важно, что говорят о нас люди. Мы прислушиваемся к мнению прессы о том, как выбрать подходящего сексуального партнера и где следует заниматься сексом. Таким образом сексуальные отношения ограничиваются общим кругом общепринятых норм. (Доктор Элианор Матика-Тиндал профессор социологии университета Виндсор)

Несмотря на культурные различия появилась потребность в выработке универсального подхода к изучению сексуальной сферы. Европейская федерация сексологов выступает за то, чтоб проблемы сексуальных отношений рассматривались комплексно, на базе анализа мировой информации. Главным аргументом является то, что мир становится теснее и наше влияние друг на друга усиливается.

-В западной культуре пылкие и страстные романы считались прелюдией к сексу. Сегодня наблюдается широкое распространение западных взглядов на отношение полов по всему миру. Хорошо это или плохо, восприятие этой проблемы меняется. (Доктор Элин Хетфилд профессор психологии Гавайского университета)

Более развитая культура неизбежно влияет на менее развитые. Тщательные исследования в области культуры секса могут помочь нам лучше узнать друг друга.

-Накапливая информацию мы меняем наш взгляд на сексуальные отношения. (Джозефина Вонг консультант по сексуальному здоровью)

Понять как формируются представления о сексе помогает изучение сексуальных практик той или иной культуры. Отношение культуры к сексу влияет на то, как человек относится к себе с позиции культурных норм.

Это Дуэн Морисаг. Дуейн гомосексуалист, он ВИЧ-инфицирован. Жизнь которую он ведет является результатом столкновения двух культур в вопросах секса. Дуэйн приемный ребенок. Его детство прошло в сельской общине в Канаде. Когда его половое созревание завершилось, он понял, что сексуальная ориентация не будет принята его окружением.

-Я знал, что меня усыновили. Меня мучили вопросы, что я за личность, кто я такой и каково мое место в обществе. Я жил в приемной семье. Из-за всего этого я чувствовал себя второсортным, у меня было несколько срывов. Я сбежал из дома и какое-то время жил на улице (Дуейн)

Беспорядочные половые контакты без применения средств защиты привели к заражению СПИД-ом. В тот же период Дуейн начал принимать наркотики, но он решил вырваться из этого порочного круга. Он разыскал свою родную семью и открыл для себя новую культуру.

-С того дня как я нашел свою родную семью, моя жизнь изменилась потому, что я знал теперь кто я есть на самом деле. (Дуейн)

Существуют культуры, которые не отвергают гомосексуализм, а принимают его как данность. Что отвергает одна культура, другая может принимать и обосновывать. Живя в канадской глубинке, Дуейн испытывал дискриминацию в отношении своей ориентации. В культуре же народов к которой принадлежит Дуейн, таких людей называют двуполыми и относятся к ним с почтением.

-Двуполым называется человек, который имеет и мужские и женские признаки. Из истории коренных народов мы знаем, что двуполые люди играли в обществе важную роль. Они являлись советниками вождей, шаманами, лекарями, они были хранителями истории рода, они опекали стариков, они были войнами, они были мужчинами и женщинами и занимали свое место в обществе определенное место. (Дуейн)

Переход из консервативной сельской общины к коренным жителям с их культурными традициями круто изменили жизнь Дуейна Морисакса. Из уличного бродяги он превратился в достойного представителя своего народа. В этом удивительном примере культура помогла обрести личность. Как не странно, но культуры, в которых существует лояльное отношение к разнообразным сексуальным проявлениям встречаются в самых разнообразных уголках мира.

В мире разнообразных сексуальных проявлений каждое общество распределяет иерархию ценностей в соответствии со своей сложившейся культурой. Документальные свидетельства собранные по всему миру подтверждают тот факт, что интимные отношения между лицами одного пола являются распространенными в туземных культурах. Часто такие практики не только допускались, но и фактически поощрялись. В новой Гвинее мужчины малайзийского племени должны были накапливать семенную жидкость в течении нескольких лет. Для этого они глотали сперму более зрелых мужчин либо получали ее через анальное отверстие.

Через сперму, согласно религиозным представлениям, юношам передавалась мужская сила, которая превращала их в воинов. Прибывшие в новую Гвинею европейцы, принесли с собой христианскую веру. Отношение к однополой связи изменилось. То, что когда-то было допустимым и не стыдным стало табу. На отношения полов могут влиять сразу несколько культур одновременно. Это заставляет нас обратится к роли сексуального просвещения в обществе.

-Недостаток знаний о сексе, отсутствие уважения к своему партнеру может привести к таким последствиям как: СПИД, венерические болезни, незапланированные беременности, аборты, сексуальные расстройства эти проблемы объединяют всех молодых людей, уровень сексуального образования которых недостаточен (Доктор Эли Колеман профессор в области человеческой сексуальности)

Изучение различных культур помогает разобраться и в других вопросах. Как определить границу между дозволенностью и моралью?

-Если человек свободно говорит о сексе, то мы почему-то начинаем испытывать к нему неприязнь. Кто же станет публично обсуждать такие щекотливые темы. (Доктор Элианор Матика-Тиндал профессор социологии университета Виндсор)

На планете сохранились места где до сих пор сексуальные привычки и предпочтения характерные для большей части людей не считаются нормальными. В таких случаях культурные различия принимают форму столкновения.

-В нашей работе по изучению разных культур хотели разобраться в нормативном конфликте, который возникает в душе человека. С одной стороны мы стараемся быть терпимыми ко всякому разнообразию, с другой стороны у нас есть общечеловеческие нормы и ценности в которые мы верим. Мы живем в соответствии со сложившимися представлениями о том, как должен жить человек (Доктор Дик Рабсон профессор истории Гавайского университета)

В Африке, в Азии и на ближнем востоке есть такие места, где проводится обряд обрезания у женщин, включающее удаление части гениталий. Это довольно болезненная операция, которая часто приводит к сложным осложнениям. В остальном мире такую практику осуждают, расценивая это как повреждение женских гениталий. Должны ли мы терпимо относится к увечьям женских гениталий, которые являются обычным делом в другой культуре. А как относится к убийствам младенцев женского пола, так как обществу нужны мальчики? Это те вопросы, которые сдерживают нашу казалось бы безграничную терпимость к разнообразию сексуальных проявлений в разных культурах. В некоторых культурах еще осталась практика проверки девственности девушек. Это делается для того, чтоб убедиться, что у девушки не было половых контактов до брака. Если ее девственная плева повреждена, это значит, что она уже не девственница. В этом случае женщину могут изгнать из общества, а иногда и убить. Чтоб избежать таких последствий, женщина готова идти на разные хитрости иногда даже приходится прибегать к хирургическому вмешательству, а именно к восстановлению девственной плевы.

Во время гименорафии накладываются швы на разорванную плеву. Когда остатков для восстановления плевы недостаточно, производится рассечение стенок женского влагалища. Хотя данный вид операции достаточно простой, большинство женщин в мире считают эту операцию унизительной и бессмысленной. Исследования показываю, что на такие жертвы готовы идти те женщины, которые воспитаны на культуре с сексуальными установками, которые остальной мир уже не приемлет. Различные культуры различаются между собой по отношению к женщине. Возьмем к примеру западную культуру. Главным ее достижением является абсолютное равноправие полов. В традиционных культурах считается, что женщина является существом более низкого порядка чем мужчина. Хотя конечно существуют и исключения из правил.

На западе принята государственная программа сексуального просвещения. Ребенок вооруженный необходимыми знаниями сможет уберечь себя от ошибок. Например в скандинавских странах любое воспитание начинается с детского сада. Окончив начальную школу, дети имеют представления об отношении полов и планировании семьи.

-Я считаю, что сексуальное образование не должно ограничиваться только знаниями о безопасном сексе. Половое воспитание должно начинаться с пеленок. Все имеет значение: как мы держим ребенка, как мы общаемся с ним, как мы воспитываем в нем чувство любви к себе, к своему телу ребенок должен чувствовать, что его любят. А когда ребенок начинает ходить, вступают в силу наши слова. (Джозефина Вонг консультант по сексуальному здоровью)

Конечно сексуальное просвещение не решает всех проблем, особенно, когда нормы морали вступают в противоречия с жизнью. Но необходимые общие знания помогают найти выход из нормативного конфликта. Мир развивается и людские отношения периодически выплескиваются за рамки сложившихся общественных институтов.

Читайте также:  Почему сильные мужчины любят стервозных женщин?

Наиболее распространенным общественным институтом является брак. Брачные традиции сформировались из культурных традиций разных стран. Почему мы связываем себя именно узами брака. Это выражение пришло к нам из Африки, где во время брачной церемонии жениха и невесту связывали руки жениха и невесты за запястья. Этот ритуал символически соединял молодых в единое целое. А вот самая, наверное, распространенная традиция обмениваться обручальными кольцами, уходит своими корнями в древний Рим. Римляне считали круглую форму знаком вечности. Назначение брака сохранять и продолжать род.

Брак становится предметом культурного конфликта, например, в случае, так называемого, организованного брака. В 19 веке во многих европейских странах было принято подбирать жениха дочери или невесту сыну без их согласия. В некоторых культурах такая практика сохранилась до сих пор.
Первую жену Рони Сигмунду нашли родители. Когда Рони было 16, его семья уехала из Торонто в Индию, чтоб найти молодую невесту старшему сыну.

-В ночь перед помолвкой мы с братом спали в одной комнате. Мы с братом проболтали всю ночь. Брат сказал мне, что любит другую девушку, она австрийка, а под утро он понял, что он не может женится, но так как предложение уже было сделано, решили, что на месте брата должен быть я. (Рони Сигмунд)

Согласившись женится и не нарушив культурных традиций Рони спас свою семью от позора. Когда Рони исполнилось 19 молодые люди поженились. После свадьбы они уехали в Канаду.

-Наши отношения с Ретни складывались в традиционной для нас манере. Я был лидером в семье, а жена подчинялась мне. Она старалась выполнять все мои желания. Наши отношения не были партнерскими. Я чувствовал себя не ловко и старался скрыть тот факт, что я женат. Я даже вел себя как холостой мужчина. Получалось, что вне дома я был свободным молодым человеком, но а дома традиционным индийским мужем. (Рони Сигмунд)

Перенести свои национальные традиции на запад оказалось очень не просто. Через 10 лет брак Рони распался. Он женился второй раз. На этот раз по любви, что ближе для западной культуре.

-Культура и секс неразрывно связанны между собой. Культурные ценности формируют сексуальное поведение, которое влияет на отношения. Как личности и как любовники мы или следуем культурным нормам или нарушаем их. Лично у меня уже есть опыт и того и другого поведения. (Рони Сигмунд)

В 21 веке соединение людей принадлежащих разным культурам становится все более распространенным явлением. Нам становится все легче общаться друг с другом, мы открыты для общения. Границы между сексуальными культурами будут постепенно стираться. Множество людей получат возможность разобраться в своей половой принадлежности. Сексуальные нормы меняются. Сексуальные революции в Америке, изобретение средств контрацепции для женщин, женская эмансипация все это повлияло на наше отношение к сексу.

Но основные общечеловеческие ценности остаются неизменными. Нас всех объединяет любовь. Мы все любим и хотим быть любимыми, хотим ощущать себя нужными. Наука продолжает наблюдать за чередой изменений влияющих на мировую культуру. Вряд ли нам удастся постичь этот многообразный мир сексуальных отношений, но мы стараемся держать руку на пульсе, что называется быть в нужном месте и в нужное время.

Секс в человеческой культуре. Психологические функции секса

Фрагмент книги Нартова-Бочавер С.К., Бочавер К.А., Бочавер С.Ю. Жизненное пространство семьи: объединение и разделение. М.: Генезис. 2011

Книга адресована практическим психологам и другим специалистам, а также широкому кругу читателей, заинтересованных в укреплении семейных ценностей.

Секс в культуре

Если пища — это условие физического существования человека и его личностного роста, то секс и все, что с ним связано, отражает способность к творчеству у зрелой личности. Не случайно к сексу надо долго готовиться, это ответственно. Изначально он нацелен на продолжение рода, однако мы, люди, так далеко ушли от этой изначальности, что относимся к сексу в первую очередь как к социальному явлению. Некоторые психологи всерьез полагают, что даже половая принадлежность человека определяется его самосознанием, принятием поведения, типичного для мужчин или женщин. Д. Моррис пишет, что в области секса «мы терпим серьезный крах в попытке отделить основную, репродуктивную, функцию сексуальных отношений от второстепенных, и все же в условиях людского зверинца это не помешало превращению секса в многофункциональный суперсекс, несмотря на подчас катастрофические последствия для самих людей» (Моррис, 2001, с. 92). Поэтому сексуальное поведение глубоко символично и часто представляет собой метафору жизни вообще, что отчетливо прослеживается в ненормативной лексике, присутствующей в культуре каждого народа.

Для взрослого человека его сексуальное благополучие представляет собой одну из основ самоподтверждения и одновременно — инструмент для манипулирования другими, обретения свободы, самоутверждения, иначе говоря — чувства авторства собственной жизни. Для западных культур на протяжении тысячелетий характерно отождествление личности и ее сексуального потенциала, мужчины и его фаллоса. Фаллос — участник многих мифологических сюжетов; даже верстовые столбы в Греции (гермы) представляли собой каменную веху с изображением лица человека (обычно известного и всеми узнаваемого) и его фаллоса, видимо, самых значимых частей человеческого тела. Поэтому не удивительно, что психоанализ возник именно в Европе. Отсюда — все психологические трудности, которые связаны с успешным или безуспешным сексом и даже представлением о нем. Плата за это отождествление — функциональные сексуальные расстройства у мужчин и женщин.

В других культурах дело обстоит иначе. На островах Полинезии, например, никому не придет в голову грустить из-за того, что сексуальный контакт не удался: если так произошло, значит, кому-то из богов было угодно сегодня не озадачивать человека именно этими делами. Неудачи не оцениваются как таковые и не приводят к депрессиям; как следствие, там нет функциональной импотенции и сексуальной слабости.

Можно сказать, что после Фрейда роли секса в нашей жизни придается преувеличенно большое значение, однако и недооценивать его тоже нельзя. Сексуальная жизнь человека самоактуализированного естественна и свободна от принуждения, она диалогична и беспроблемна: не вызывает избыточного интереса или чрезмерного желания превращать естественную часть семейной жизни в занятие, требующее особого отношения. Секс есть продолжение повседневной жизни.

Для понимания семейной обстановки совершенно необходим минимум информации и об этой стороне жизни, которая может представляться совсем по-разному каждому из партнеров. В практике консультирования достаточно часто приходится слышать, что сексуальная жизнь для одного из супругов была «тяжелой работой». Очень важно, что человек испытывает после близости — усталость или прилив сил, в зависимости от этого можно понять, переживает ли он праздник, обычные жизнерадостные будни или отдает супружеский долг. Одна из распространенных форм оскорбления в семейной жизни — это сексуальные провокации и унижения с недооценкой способностей партнера.

Главную особенность эротических отношений у людей составляет гиперсексуальность — очевидная избыточность сексуальных контактов и вообще внимания, уделяемого этому явлению в культуре и индустрии, в соотношении с воспроизводимым потомством. Выражение «сексуален как животное», в сущности, вообще не имеет смысла, потому что у животных секс всегда функционален и в нем нет ничего излишнего. А у людей эта сфера жизни непропорционально раздута в силу того, что выполняет множество других, помимо биологических, функций.

Психологические функции секса

Какие же психологические функции выполняет секс в современной жизни? Над этим размышляли многие; итоги этих размышлений мы кратко изложим. Важно осознавать, что смысл секса в его разнообразных аспектах открывается не последовательно, а одновременно, причем для каждого из супругов это может происходить по-разному.

Прежде всего, конечно, без секса (практически) невозможно размножение. Для того чтобы приобрести потомство, спаривание — необходимый процесс. Однако у нас, людей, вовсе не каждый акт направлен на рождение ребенка; средства контрацепции все совершенствуются. И вообще люди, испытывающие влечение к противоположному полу, вовсе не обязательно любят детей. Поэтому очевидно, что этот мотив к тому чтобы заниматься сексом — не основной.

Секс помогает спастись от одиночества, то есть служит средством создания пары, продолжая один из биологических инстинктов. У людей поиск пары проявляется в готовности и желании полюбить. Конечно, присутствие секса в отношениях укрепляет это желание. Однако если кто-то лишен этой потребности изначально или она ослабла в силу жизненных событий, партнер может чувствовать себя обделенным, «используемым». Кроме того, на этой функции секса основано неразделенное стремление к исключительности отношений, иначе говоря, — к верности. Не для каждого его партнер — единственный, и для успешных отношений желательно трезво оценивать меру взаимности.

После обретения партнера, «второй половины», секс способствует укреплению психологии отношений между мужчиной и женщиной. В благополучном случае они стремятся побыть друг с другом вдвоем, не хотят расставаться, и влечение усиливается после вынужденной разлуки. Вероятно, эта функция секса совершенно отсутствует в супружеских парах, живущих порознь. В традиционном же браке тоска и желание быть с партнером подразумевают также переживание сексуального одиночества в его отсутствие.

Все эти функции имеют отношение к продолжению рода, поэтому, как правило, они знакомы семейным людям. Опыт переживания поиска объекта влюбленности, расставания как «маленькой смерти», гордости за создание новой жизни присутствовали у каждого, кто имел или имеет детей. Но есть и другие легко и эффективно решаемые посредством секса задачи, эстетические, психотерапевтические, социальные, которые оторвались от биологических программ, направленных на продолжение рода. Однако они культивируются в людском сообществе, придавая сексу самостоятельную ценность и превращая его таким образом в повод для тщеславия, в «суперсекс». Эти свойства секса не всегда осознаются, однако многие строят свое эротическое поведение именно на них.

Секс ради снятия физического и психологического напряжения (физиологический секс) не имеет никаких созидательных целей; он служит исключительно физиологической саморегуляции. Люди одинокие, даже в состоянии физиологической девственности, тем не менее, испытывают самопроизвольные оргазмы, обычно под влиянием эстетических впечатлений или сновидений. Есть данные, что количество эротических сновидений усиливается в случае попадания в однородную с точки зрения пола среду, например, в тюрьму или армию. Строго говоря, для решения этой задачи партнер противоположного пола не является необходимым условием, нужный эффект может вызываться мастурбацией или использованием предметов, замещающих пенис или вагину. Подобные предметы всегда были в ходу в закрытых сообществах, а с развитием сексиндустрии стали доступными каждому. Наблюдения за животными также свидетельствуют о том, что в искусственных условиях они часто прибегают к мастурбации. Очевидно, что физиологический секс в семье совершенно необходим, и ситуативное отсутствие влечения у одного из партнеров не делает бесполезной сексуальную близость. Случается, что для супругов один и тот же акт совокупления значит разное, но в любом случае нужен обоим.

Секс может представать и как творческая, исследовательская деятельность, как эксперимент. В начале супружеской жизни экспериментирование присутствует практически всегда, служа взаимному приспособлению, поиску комфортных поз, подходящего темпоритма и хронотопа. Затем любопытство у многих насыщается. Но не у всех. Поиск новизны ведет либо к углублению сексуальных опытов с близким любимым партнером, либо к экстенсивному развитию сексуального познания, то есть к поиску новых партнеров. Эксперименты «на стороне» не всегда могут устраивать постоянного партнера, и в этом издержки подобного использования смысла секса. Другой издержкой является провоцирование соревновательности в обиженном партнере или партнерше, потому что сексуальный опыт трудно скрыть. Вероятно, поиск новизны обусловлен свойствами темперамента человека, его склонностью к новым впечатлениям или к сохранению хотя и монотонного, но надежного, добротного секса.

Секс приносит удовольствие. В природе существует множество объектов и явлений, которые вызывают эстетические чувства: закат и восход, цветение и плодоношение. Секс продолжает этот ряд. Однако, как и все на свете, он может быть уродливым и красивым. Иногда требуется специальное воспитание или хотя бы понимание того, что секс — не потому ночное явление, что его нужно стыдиться. Это измерение супружеских отношений — часть взаимного уважения супругов.

«И не было бы этого стыда и срама пьяных соитий, когда лежишь, исполненная ненависти, а на тебе девяносто килограмм дергаются, по-сухому бьют, как на кол насаживают, и грудь в синяках, как после побоев, бурые синяки потом год проходили. И вонь перегарная, и запах низа, от которого тошнота подкатывает, и качает, как в трюме, и только бы до сортира добежать, чтобы выблевать все это в его сияющее белое нутро…».

(Л. Улицкая «Первые и последние»)

Секс также может быть лекарством от скуки для тех, кто помещен в однообразные условия или кто не умеет структурировать свою жизнь. Собственное тело — самый доступный объект для того, чтобы им заняться и таким образом развлечь себя. Это может быть простое самообследование, желание грызть ногти, выдавливать прыщи или менять прически. Секс с партнером или без него также позволяет скрасить одиночество. Интенсивная и разнообразная эротическая жизнь в трущобах и странах с низким экономическим положением, по-видимому, в качестве одной из причин имеет как раз отсутствие зрелищ. Все-таки секс имеет начало, середину и конец, и он не однообразен. В зависимости от широты кругозора супругов этот мотив секса может существовать также и в семье, и он эффективно выполняет свою функцию спасения от серости жизни.

Секс — лекарство и от напряжения. В жестких временных рамках, в экстремальных условиях (например, в условиях кризиса или на войне) людям требуется не столько вдохновение и возбуждение, сколько успокоение. В этом случае они не стремятся к разнообразию, напротив, монотонность и стереотипность для них — это отдых. Это расслабление и напоминание о том, что, помимо стрессов, в мире много приятной рутины. И если подворачивается возможность сексуального контакта, он используется совершенно не креативно, а, в общем, тупо и однозначно, но эффективно приводит к нужной цели. Если кто-то из супругов постоянно испытывает стрессы, партнеру нужно понимать, что, возможно, ему сейчас не до экспериментов. Он способен либо на рутинный секс, либо ни на какой вообще. С другой стороны, переживающий стресс человек в силу естественной стыдливости может даже не догадываться о том, что секс может ему помочь. Доходчиво объяснять это во все времена удавалась «сексработницам».

Способность приносить сексуальные радости может быть предметом коммерческих отношений, основанных на так называемом «поощрительном спаривании» (Дольник, 2003). Существует точка зрения, что поощрительное спаривание первоначально возникло у древних женщин как способ привязать к семье кормильца, ставшего необходимым в связи с ускорением интеллектуального развития человека, что требовало хорошей белковой пищи, которая не могла быть добыта для ребенка только матерью с ее занятием собирательством. Секс как приманка стал использоваться широко, в том числе при заключении браков-мезальянсов, когда одна из сторон вообще эмоционально не включена в секс. В этом случае партнерам обычно известно, на чем основан их брак, и выработаны негласные правила, предписывающие взаимообмен психологическими бонусами: кому что разрешено и что может наказываться. Эти правила представляют собой тайну двоих.

Секс у людей (впрочем, эпизодически — и в других биологических сообществах) служит также мерилом социального статуса, установления субординации. Как правило, женщина оказывается в роли подчиненной, а мужчина — в доминантной роли. В этом случае секс не имеет никакого отношения к задачам размножения, он предназначен для демонстрации силы, мощности, меры деспотичности самца по отношению к самке. Именно эта задача секса реализуется при разных вариантах домашнего насилия. Самоподтверждение через унижение женщины присуще мужчинам с пониженной самооценкой и самоуважением, и поскольку таких мужчин немало, то и случаи жестокости нередки.

В семейной жизни самоутверждение через сексуальное унижение и провокации может принимать и более изощренные формы, например, супруг может испытывать к своей жене, любимой и самостоятельно выбранной, влечение только в том случае, если она является предметом поклонения других мужчин и демонстрирует готовность в них влюбиться. Если жена однозначно верна, муж начинает изменять ей сам. Подобные супружеские игры во многих семьях существуют в течение многих лет, представляют собой предмет негласного соглашения и, по-видимому, вносят оживление и тонус в семейную жизнь.

Читайте также:  Как расстаться с женатым любовником правильно?

Однако сексуальные возможности самца демонстрируются не только по отношению к самке; в мужской среде тоже принято соревноваться в области достижений, прямо или символически, для повышения социального статуса. Коллекция побед над женщинами также характеризует в основном не очень уверенных в себе людей (потому что истинная любвеобильность предполагает уважение к женщинам, которые никогда не оказываются в положении конкуренции с соперницей и чаще всего об этих соперницах вообще не знают).

Ну и конечно, секс может выполнять психотерапевтическую функцию, осуществляться «из сострадания» Это самый простой способ пожалеть, поддержать, помочь расслабиться и почувствовать себя ценным, любимым и дорогим.

Для того чтобы супружеская жизнь была многомерной и интересной, нужно уметь проявлять творчество. Любящие супруги и хорошие возлюбленные — это не всегда социально надежные и высокостатусные люди, часто их сильные стороны заключаются лишь в способности опоэтизировать быт и совместную жизнь. Пища и секс — важные характеристики семейной жизни. Нет ничего удивительного в том, что люди духовно близкие все же расстаются, если домашнее меню состоит из пельменей, которые готовятся пять минут, и пельменей, которые готовятся десять минут. Из бытия выпадают все те возможности проявления симпатии и любви, которые позволяет совместная трапеза. Которую можно устраивать и в постели.

© Нартова-Бочавер С. К., Бочавер К. А., Бочавер С. Ю. Жизненное пространство семьи: объединение и разделение. М.: Генезис. 2011
© Публикуется с разрешения издательства.

Сексуальная культура современной молодежи

Рубрика: Психология и социология

Статья просмотрена: 5713 раз

Библиографическое описание:

Рукавицина О. А. Сексуальная культура современной молодежи // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 367-371. — URL https://moluch.ru/archive/39/4503/ (дата обращения: 12.03.2020).

Суть любви — это наслаждение, которое

дают пять чувств: слух, осязание, зрение,

вкус, обоняние, объединенные с душой

и сопровождаемые разумом.

Проблемы сексуальной культуры в последние десятилетия активно исследуются представителями разных наук. Это связано с тем, что глубокие изменения в трудовой, бытовой, досуговой деятельности, вызванные научно-техническим прогрессом, привели к качественным преобразованиям в отношениях между мужчинами и женщинами в интимной сфере. Под сексуальной культурой в данном исследовании понимается совокупность ценностных ориентаций, норм, знаний и образцов поведения, реализуемых в сфере секса. Актуальность социологического исследования сексуальной культуры современной молодежи определяется следующими обстоятельствами:


Недостаточный уровень сексуальной культуры молодежи и, как следствие, рост числа абортов, распространение ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом и венерическими заболеваниями.

Активная пропаганда СМИ беспорядочного сексуального поведения и необходимость выработки ценностей в сфере секса.

Повышение сексуальной активности молодежи, сопровождающейся снижением возраста сексуального дебюта, массовым распространением добрачных связей и т.п., что часто приводит к негативным последствиям для физического и морального состояния молодых людей.

Цель нашего исследования заключалась в выявлении состояния сексуальной культуры студентов Национального исследовательского университета «Белгородский государственный университет» института государственного и муниципального управления (далее НИУ «БелГУ» ИГМУ). Для этого необходимо было выявить факторы формирования сексуальной культуры молодежи и определить степень сформированности ее компонентов.

Генеральную совокупность данного исследования составили студенты НИУ «БелГУ» ИГМУ численностью 611 человек. Используя для отбора метод квотной выборки, мы опросили 30 студентов НИУ «БелГУ» ИГМУ, из которых 20 девушек и 10 молодых людей. Возраст большинства опрошенных – 19-21 лет (56,57% от общего числа). Респондентам было предложено ответить на 20 вопросов анкеты.

Анализ полученных данных представлен ниже. Оптимальным возрас­том для начала половой жизни большинство студентов (70%) назвало 18-20 лет. Так считают 40% молодых людей и 85% девушек. Большинство опрошенных парней (50%) ответили 14-17 лет (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы считаете, какой возраст является оптимальным для начала половой жизни?»

На открытый вопрос о том, сколько сексуальных партнеров должно быть у человека в течение жизни, были получены следующие ответы: 26,67% считают, что партнер должен быть один; 20% ответили, что их должно быть два-три; 16,67% &#; не более пяти; 13,33% придерживаются мнения о пяти-десяти партнерах и 6,67% считают, что сексуальных партнеров должно быть много (400 и более).

Диаграмма 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы считаете, сколько сексуальных партнеров должно быть у человека в течение жизни?»

Не приемлют измену 66,67% респондентов. 6,67% ответили, что считают измену приемлемой и еще 16,67% приемлют только мужскую измену (см. диаграмму 3).

Диаграмма 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы относитесь к измене?

Стоит сказать, что этот вариант выбирали только молодые люди, и что он является у них самым популярным (его отметили 50% парней). Интересно то, что вариант «приемлю только женскую измену» не выбрал никто. Это говорит о гендерных различиях и двойных стандартах. Одновременное наличие нескольких сексуальных партнерш у юношей намного более приемлемо для российского общества, нежели у девушек.

Большинство респондентов (86,67%) считают допустимыми сексуальные отношения до брака (90% опрошенных парней и 85% девушек). Из них 30% допускают их только при возникновении серьезных отношений (20% юношей и 23,33% девушек). Данные результаты говорят об актуальности внебрачных отношений и об их социальном и моральном принятии. О неприемлемости секса без заключения брака заявили 10% опрошенных (см. диаграмму 4).

Диаграмма 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Допустимы ли для Вас сексуальные отношения до брака?»

80% опрошенных студентов считают необходимым использовать средства защиты при занятии сексом. Придерживаются обратного мнения 10%. Данные результаты говорят о высоком уровне контрацептивной культуры и о понимании ответственности за себя и своего сексуального партнера.

Ответы на вопрос «Согласны ли Вы, что сексуальные отношения всегда связаны с чувством любви и привязанности?» распределились следующим образом: 43,33% сказали «да», еще 16,67% – «скорее да», 10% – «скорее нет» и 30% уверенно заявили, что нет (см. диаграмму 5).

Диаграмма 5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Согласны ли Вы, что сексуальные отношения всегда связаны с чувством любви и привязанности?»

Интересно отметить, что при ответе на этот вопрос мнения девушек и молодых людей кардинальным образом разделились. Большинство девушек (75%) с той или иной степенью уверенности связывает сексуальные отношения с чувствами любви и привязанности, большинство же опрошенных парней (70%) придерживается обратного мнения.

Что касается сексуальных норм молодежи, то наиболее часто выбираемыми вариантами у парней являются стремление к достижению взаимного удовольствия (90%), различие пола и взаимное согласие (по 80%). Самыми популярными ответами девушек являются взаимное согласие (70%), различие пола и отсутствие ущерба здоровью (по 45%). Анализируя полученные результаты, заметим, что варианты «различие пола» и «отсутствие ущерба здоровью» выбрало лишь 56,67% и 50% соответственно. Отсюда можно сделать вывод, что гетеросексуальное поведение в среде современной молодежи утрачивает свою нравственную монополию и имеет место терпимость к иным стилям сексуальной жизни (среди которых би- и гомосексуализм и садомазохизм).

Лишь для 40% всех респондентов нормой является единственность партнера и лишь для 23,33% зрелость. Это подтверждает трансформацию сексуальных норм молодежи.

Все опрошенные знают о существовании болезней, передающихся половым путем. Что касается профилактики этих заболеваний, то большинство респондентов (46,67%) считает необходимым для этого ответственный выбор партнера, использование средств защиты и регулярный осмотр у врача. Стоит обратить внимание, что этот вариант является самым популярным у женского пола (его выбрали 50% опрошенных девушек). Для 36,67% респондентов достаточным является лишь ответственный выбор сексуального партнера. Этого мнения придерживается большинство юношей (60%). Результаты представлены на диаграмме 6.

Диаграмма 6. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы считаете, что необходимо делать для профилактики болезней, передающихся половым путем?»

В качестве источников информации о сексе большинство студентов выделили телевидение (73,33%), интернет и друзей (по 56,67%). Газеты и журналы назвали 26,67%, другое (книги (в т.ч. научные), радио, личный опыт и близкие родственники) – 20%, родителей &#; 13,33% (см. диаграмму 7).

Диаграмма 7. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Из каких источников Вы получаете информацию о сексе?»

Выбирая наиболее авторитетный источник информации, 26,67% респондентов назвало друзей, по 16,67% &#; родителей и другое. Телевидение назвали 10%, интернет &#; 6,67% (см. диаграмму 8).

Диаграмма 8. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какой из выбранных источников является для Вас наиболее авторитетным?»

Интересно отметить, что друзей в качестве наиболее авторитетного источника информации выделили 41,67% опрошенных в возрасте 16-18 лет (что является самым популярным ответом в этой возрастной категории) и лишь 17,65% респондентов 19-21 лет.

То, что основным источником сексуальной информации у молодежи является телевидение, представляет собой негативную тенденцию. Ведь с экранов через кино- и видеофильмы, заказные рекламные ролики на молодых людей обрушивается шквал сексуальной информации, где превозносятся сексуальные удовольствия, и приуменьшается, либо вовсе игнорируется ответственность за сексуальные отношения. Молодежь пронизывают нескончаемой информацией реально не существующих сексуальных отношений. Интернет, хотя имеет массу достоинств, среди которых доступность и наличие всевозможных видов информации о сексе, также является недостаточно достоверным источником. Дает надежду лишь то, что немногие студенты назвали телевидение и интернет в качестве наиболее авторитетных источников сексуальной информации.

Таким образом, компоненты сексуальной культуры молодежи сформированы в разной степени и претерпевают значительные изменения. Главными факторами формирования сексуальной культуры молодежи являются СМИ (в первую очередь телевидение и интернет) и социум (особенно друзья). Что касается социальных и культурных факторов, то они, хотя и играют свою роль (особенно это проявляется в системе гендерных отношений в обществе и в стереотипах), но сейчас претерпевают значительные изменения.

На основе полученных в ходе опроса данных можно предложить следующие рекомендации:


Сексуальное воспитание молодежи. Это предполагает формирование у подрастающего поколения ответственного сексуального поведения, воспитание целомудрия, подготовка юношества к созданию крепкой семьи, основанной на верности и чистоте.

Сексуальное просвещение молодежи. Для этого необходимо:

    рекомендовать вузам разного профиля ввести факультативный курс сексологии для своих студентов;

    создать просветительские каналы по проблемам пола и сексуальности [1, с. 191];

    открыть специальный сайт для молодежи в Интернете, где будет доступна полезная информация, и где можно будет получить ответы на волнующие вопросы от компетентных людей;

    создать для молодежи «горячую» линию, где в случае возникновений вопросов и критических ситуаций, они смогут получить помощь от квалифицированных сексологов, психологов и медиков.


    Цензура СМИ. Многие популярные современные фильмы затрагивают сильные и откровенные сексуальные темы. Большинство таких посланий базируется на упрощенных моделях взаимодействий мужчины и женщины. Именно поэтому необходима государственная цензура. Это может быть запрет показа таких передач до определенного времени суток, либо требование к их создателям избегать сексуальных сцен в фильмах в таком количестве и в контексте «свободных отношений».

Что касается цензуры Интернета, то технически это не так сложно, для этого можно просто автоматически удалять тексты с определенными словами, либо отслеживать появление сайтов с искаженной информацией о сексе и удалять их. Нужно обратить внимание на то, что это должно происходить в рамках государственной политики.

1. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Дубна, 2001.

Отель Любви. Японская культура секса

Японцам очень трудно заниматься сексом в своих квартирках с тонкими стенками. Тут им на помощь приходят отели любви (такие, например, как Angel Love Hotel в Осаке), которые посещает и стар и млад …

Современная сексуальная культура в Японии тесно связана с традиционной японской культурой и теми социально-экономическими преобразованиями, которые нация пережила в XX веке.

Сексуальная культура в Японии на протяжении веков развивалась отдельно от континентальной Азии. В Японии доминирующей религией является синтоизм, который не считает сексуальную связь греховной и не воспрещает её. Японская официальная (конфуцианская) культура осуждала любовь как слепую страсть, но подконтрольный сознанию секс такого возмущения не вызывал. В отличие от христианского Запада, где проповедовалось сексуальное воздержание, в Японии придерживались другой точки зрения, базировавшейся на принципах даосизма. Чтобы достичь счастья долгой жизни, человеку необходимо стремиться к гармоничному взаимодействию инь и ян (японское «ин» и «ё»). Для этого надо было развивать тело, средством для чего служил секс. Женщина понималась как младший инь, то есть нечистый инь, потому что даже в самой пассивной женщине присутствует активный элемент ян. Дополнительный элемент питает и укрепляет основной. Инь олицетворяло влагалище и жидкость, увлажняющую женские половые органы. Поскольку совокупление было одним из главных путей к небесам, не было причин окружать его молчанием. Женщине при таком подходе уделялось огромное внимание. Женская инстанция инь считалась неисчерпаемой. Мужчина обязан был довести женщину до оргазма. Питание мужчины субстанцией инь должно было поступать от различных женщин. «Если мужчина постоянно меняет женщин, с которыми имеет сношения, от этого будет большая польза». В выборе женщин для этих целей существовали определённые правила. Девушка не обязательно должна быть красива, но она должна быть приятна, хорошо воспитана, маленького роста и с хорошими формами, с короткой шеей и маленькой ножкой. От неё требовалась мягкость, покорность, целомудренность и порядочность.

Гармонию инь и ян передавали откровенно эротические изображениями полового акта как в литературной, так и в изобразительной форме (работы Утамаро «Любовный сюжет», Корусай «Монахиня с любовником» и т. д.). Вместе с этим обнажённое тело, ровно как и любовные отношения, никогда не являлись предметом «высокого искусства», эстетического любования. Японцы не создали ничего подобного античной культуре, где предметом изображения являлось тело как таковое. Высокая литература и поэзия эпохи Токугава были напрочь лишены любовной составляющей, а столь популярные «весенние картинки» имели скорее сугубо практическое назначение, нежели эстетическое. Их никогда не вешали на стены, где традиционно главное место занимали картины и каллиграфические рисунки.

В Средние века элита широко практиковала полигамию, а в среде простого населения были широко распространены добрачные половые контакты (ёбаи). В Японии вплоть до Реставрации Мзйдзи целомудрие девушки не являлось обязательным условием брака. Более того, часто случалось, что девушка, имевшая «успех» у городских мужчин, становилась желанной для многих односельчан, мечтавших взять в жёны опытную женщину, которая смогла бы раскрыть радости городской жизни. Достаточно своеобразно к целомудрию подходили и аристократы, которые не осуждали жену, если её первым мужчиной становился более влиятельный человек. И только среди военного сословия целомудрие было одним из условий брака. Если же невеста оказывалась не девственницей, то позор в первую очередь ложился на всю семью, а общество особенно осуждало её мать, так как именно она не смогла дать должного воспитания дочери.

С появлением европейских миссионеров, проповедовавших греховность человеческой плоти, сексуальная культура в Японии обрела новые табу. В 1883 году был издан закон, запрещающий содержание наложниц. Под большим влиянием западных идей стали формироваться правила морали и этикета для женщин, которые раньше распространялись лишь на представительниц самурайского класса.

Разделение социальных ролей
«Невинные» мужчины

На протяжении веков в японском обществе с его строгими нормами поведения мужское сексуальное желание являлось естественным и само-собой разумеющимся. По этой причине в случаях с любыми проявлениями мужской похоти (японцы используют термин сукэбэ[ja], то есть распутность), включая даже девиантные, такие как свиданиями зрелых мужчин со школьницами, продажа ношенного белья половозрелых девушек (бурусэра[ja]), приставаниями в общественном транспорте (тикан), осуждение вызывают лишь сами девушки и женщины, которые обладают «порочными» телами, однако ни в коей мере не сами мужчины, чьи сексуальность поощряется в любых формах, даже маргинальных.

«Непорочные» женщины

С начала эпохи Эдо японские мужчины стали строго разграничивать женщин на тех, которые могут являться объектом сексуального желания (гейши и проститутки), и тех, чьи тела лишены сексуальности (матери и жёны). «Женская сексуальность не могли идти рука об руку с материнством, — писала японская исследовательница Тиэко Арига. — Сексуальные женщины не должны были становиться матерями, а матери не могли быть сексуальными».

В начале XX века в Японии стала насаждаться представления о «хорошей жене и мудрой матери». Согласно новым законам и сформированному в массовом сознании образу, положение благочестивой и целомудренной жены в семье сводилось к выполнению исключительно семейных обязанностей. Причём с юридической точки зрения даже внутри семьи женщина не обладала какими-либо правами: без согласия мужа она не могла занимать деньги, дарить и получать подарки т. д. По выражению профессора Хидэо Танаки[ja], правоспособность женщины мало чем отличалась от правоспособности умственно отсталого. Женщины не могли подавать на развод, за измену мужу предусматривалось лишение свободы, тогда как в отношении подобных правонарушений со стороны мужчин закон оставался немым. Слегка забитые и инфантильные жёны в представлении японцев выступали как партнёры по жизни, но не как объекты сексуального вожделения. Их участие в политической жизни страны осуществлялось посредством рождения и воспитания сыновей — новых солдат Империи. По этой же причине дом и внутренние покои не выступали в качестве сферы интимной, приватной жизни, а секс с женой был направлен на выполнение репродуктивной функции, а не на получение плотского удовольствия.

В послевоенное время строгое разграничение социальных ролей («жена-домохозяйка» и «муж-кормилец») привело к кризисному явлению в японских семьях, которое с одной стороны проявилось в кризисе отношений между супругами (в том числе и в сексуальном плане), а с другой — в смещении сексуального желания мужчин на молодых «девиантных» девушек, которые были продуктом тех самых несчастливых семей.

«Порочные» женщины

Институт проституток существовал в Японии на протяжении многих веков. В 1872 году был издан «Закон об освобождении проституток[ja]», позволявший последним уйти от эксплуатации сутенёрами. Впрочем дыра в законе привела к тому, что проститутки стали предоставлять услуги в частном порядке. В тот же период был наложен запрет на совместное купание в банях, продажу сюнги, а также оголение в публичном месте.

Сразу после окончания войны в Японию начали прибывать американские оккупационные войска. При совместном финансировании японского правительства и предпринимателей для них была учреждена Ассоциация специальных развлечений (Токусю иан сисэцу кёкай), а именно — сеть публичных домов, женщины для которых подбирались в сельской местности. Однако в связи с быстрым распространением венерических заболеваний военнослужащим было запрещено пользоваться этими заведениями. В январе 1946 г. оккупационные власти направили японскому правительству памятную записку об отмене системы проституции в Японии (Нихон ни окэру косе сэйдо хайси ни кансуру обоэгаки), Министерство внутренних дел уведомило губернаторов о необходимости введения запрета проституции. В январе 1947 г. был опубликован Императорский указ № 9 о наказании лиц заставляющих женщин заниматься проституцией (Фудзе ни байин сасэта моно надо-но сёбацу ни кансуру текуго). Таким образом в законодательном порядке система проституции была ликвидирована В ноябре 1951 г. 80 женских организаций по инициативе Христианского женского общества трезвости создали Совет против возрождения системы лицензированной проституции Косё сэйдо фуккацу кёгикай) и начали движение за преобразование Императорского указа № 9 в закон. Это движение продолжалось до 1956 года, когда был принят Закон о предотвращении проституции (Байсюн босихо).

В современной Японии в связи с действующим законом, который запрещает совершение полового акта за денежное вознаграждение, платные сексуальные услуги предоставляются в завуалированной форме.

Школьницы как социальный слой и их сексуальный образ

Образ школьниц как представительниц модернизованного общества был сформирован в Японии ещё в начале XX века. В послевоенное время привлекательных для мужской аудитории образ молодых невинных девушек стал активно эксплуатироваться деятелями масс-культуры как в музыке, так и в кинематографе. Поп-идол 1970-х Момоэ Ямагути приобрела известность в 13 лет, когда исполнила песню «Зелёный персик[ja]» с припевом «Делай со мной, что хочешь. Пусть все говорят, что я плохая». В кинематографе образ школьниц, подвергающимся насилию, в том числе сексуальному, стал активно эксплуатироваться с начала 70 гг. Одними из первых «розовых фильмов», произведённых крупнейшей кинокомпанией Nikkatsu, стали трилогия «Женская старшая школа» с Дзюнко Нацу[ja] в главной роли и «Доклад о старшей школе: Белая грудь Юко[en]» (1971). В следующем году компания Toei, главный конкурент Nikkatsu, запустила серию сексплотейшнов «Пугающая женская школа[en]» (1972—1973). Режиссёр Норифуми Судзуки признавал: «Я делал то, что требовала от меня компания. Пожалуйста, не ищите в этих фильмах какого-то авторского самовыражения. Я был торговцем от индустрии низкопробного кино, ремесленником, свободным от идеологии». Кинокритик Тосио Такасаки[ja] так объяснял всплеск интереса киноиндустрии к школьницам: «Взять нечто чистое и невинное, вроде школьниц, и поместить их в не безневинную ситуацию — это мечта каждого мужчины». По его мнению, фильмы с голыми, подвергнутыми насилию школьницами были идеальной приманкой для киноаудитории, которая на 100 % состояла из мужчин. С начала 1990-х годов образ школьниц начала активно использоваться в порнографии.

В начале 1990-х годов на фоне острого экономического кризиса новое поколение молодых школьниц осознало «рыночную стоимость» своих тел, в результате чего распространение получила практика эндзё-косай — оплачиваемых свиданий, на которых мужчины среднего и старшего возраста проводят время с девушками, покупая их время за деньги и/или подарки. Среди причин этого явления исследователи называют становление общества потребления в Японии, которое повлекло за собой стремление молодых девушек к повышению социального статуса путём приобретения дорогих брендовых вещей, деньги на которые они не могут получить от родителей. Другой причиной стал неблагополучный семейный фон: во многих японских семьях отцы и матери редко принимают совместное участие в решении домашних проблем и воспитании детей.

Секс в разных мировых культурах

В жизни любого общества огромное значение имеет сексуальное поведение, то есть совокупность поступков, психических реак­ций, переживаний, установок, половых отношений, связанных спроявлением и удовлетворением половых влечений. В разные эпохи и у разных народов взгляды на сексуальные отношения замет­но менялись. Несколько десятков лет назад в Западной Европе и США произошел процесс, получивший название сексуальной революции. Спустя примерно три десятилетия эта своеобразная революция добралась и до России. Специфика сексуальной рево­люции заключается в полной раскрепощенности и независимости половых связей от семейных традиций, религиозных норм, взгля­дов общества, сложившихся в прошлом. Сексуальную револю­цию нельзя оценивать по принципу «хорошо или плохо». К ней необходимо относиться как к объективному массовому процес­су, который, несомненно, будет изменяться, эволюционировать и постепенно приведет к тому, что на некоторое время сформи­рует определенные морально­этические и правовые нормы. Эле­менты этих норм уже можно наблюдать в некоторых европейских странах, где законодательно разрешены однополые браки и се­мьи геев и лесбиянок обладают всеми гражданскими правами. Тем не менее всплеск сексуальности преимущественно в моло­дежной и подростковой среде, беспорядочные половые связи, нетрадиционный секс имеют ряд серьезных отрицательных по­следствий, которые общество не может игнорировать. Чтобы понять сущность сексуальной революции, целесообразно обра­титься к сексуальным традициям прошлого и настоящего в раз­ных культурах.

Секс в культуре Африки.

Во многих странах Африки принад­лежность к различным ветвям христианства или ислама обусловаивает установки относительно секса, однако существует ряд черт, отличающих так называемую культуру Черной Африки от других.
В представлении африканцев космос имеет мужское и женское начало. Секс как бы связывает эти начала. Это, однако, не ведет к единству, понимаемому европейцами как партнерство. Супруже­ство преследует скорее определенные прокреативные и экономи­ческие цели, а не партнерство как идеал. Женщина в Африке – преж­де всего мать, а секс лишь обусловливает встречу с партнером, который дает ей радость материнства. Ее жизнь подчиняется пле­менным нормам и племенным обычаям. Личность в такой культу­ре лишена яркой индивидуальности.
В Африке отсутствует установка на сексуальную скромность, понятие сексуального стыда. Образцы сексуального поведения традиционны, существуют нормы послушания старейшинам, по­лигамия, вера в действенность магии, сексуальные табу относи­тельно кровных родственников. Общественное мнение проявля­ет либерализм относительно мастурбации, добрачных сексуальных контактов, в то же время часто осуждаются гомосексуализм, кро­восмешение (особенно нарушения сексуального табу).
Тяга к семейному кругу, устройство общественной жизни, стремление к гармонии с окружающим миром, с миром магии, духов приводит к тому, что сексуальное поведение африканцев отличается высоким эмоциональным накалом, естественностью, свободной экспрессией.

Секс в культурах индейцев Южной Америки.

Южную Америку населяли и населяют племена как патрилинейные с доминиру­ющей ролью мужчины, отца, так и матрилинейные, в которых почиталась женщина, мать. Имеются модели единобрачия (моно­гамии), многоженства (полигамии), многомужества (полиандрии), пробных браков и т.д. В мифологии этих культур особое место за­нимает сексуальная тема. Среди распространенных сюжетов — осуждение насилия, несчастная любовь, измена, кровосмешение, гомосексуализм, содомия.
В некоторых культурах одобрялись добрачные половые отноше­ния. Они имели место и во время пьяных оргий, открытого сожи­тельства в присутствии других, но в большинстве культур они носили интимный характер. У отдельных племен существовал за­прет на добрачные отношения. Заключение брака было связано с соблюдением определенных принципов, возрастных рамок и т.д. Дефлорация (лишение девственности) проводилась у каждого племени по­разному. Во многих культурах существовало право первой ночи, принадлежащее колдунам, вождям. В некоторых пле­менах молодые мужчины должны были заключать браки со стары­ми женщинами для того, чтобы познать тайны интимных отно­шений. Дифференциация форм сожительства в различных этни­ческих группах отражала существующие культурные, религиозные традиции, одобрение или запрет, например орализма, анализма и группового секса.
Многообразие культур индейцев Южной Америки затрудняет создание единого образа сексуальных установок. Однако общей чертой для них является позитивное отношение к сексу, терпи­мость к различным формам половой активности. В то же время в отношениях к женщине, формам брака, изменам, девиации (раз­личным отклонениям) существовало большое разнообразие. Муж­чины имели право на большую сексуальную свободу.

Секс в китайской культуре.

В Китае эпохи Ин и Чжоу (II тыс. до н.э.) доминировал культ фалла. Здесь были найдены фалли­ческие символы, относящиеся даже к эпохе неолита. Уже в древ­нейшие времена существовали элементы оргиастических действ во время весенних праздников, что, впрочем, характерно для многих аграрных культур древнего мира.
Под влиянием даосизма, конфуцианства и буддизма измени­лись установки относительно секса, брака, а в наши дни влияние на эти установки оказала «культурная революция».
По мере роста влияния конфуцианства все больше ценилась женская чистота, преданность мужу. Они рассматривались как важ­нейший фактор семейной жизни, материнства. В конфуцианстве светские этические нормы доминировали над религиозными, но принижалась роль чувств в жизни человека, их следовало подавлять и подчинять разуму, как нечто более низкое по сравнению с ним. В период «культурной революции» (60­е годы XX в.) была предпринята попытка разрушить конфуцианские традиции и навязать новые идеи. Государство, используя правовое регулиро­вание, ограничивает количество детей и навязывает однодетную модель семьи. Тем не менее половые отношения в китайской куль­туре остались под большим влиянием конфуцианства.

Секс в индийской культуре.

Индия — праматерь многих наро­дов, культур и традиций. Народы, населяющие Индию, принима­ют секс как ценность и придают ему мистическое значение.
Индуизм — одна из древнейших религий мира с миллионами верующих. В рамках этой религии существует богатая сексуальная культура. Она учит, что знание о любви и сексе имеет божествен­ные истоки и состоит из ста тысяч источников, разработанных Праджапати — Богом, творцом Вселенной.
Индуизм от других религий отличает принцип сексуального наслаждения как блага, ценности. Секс трактуется не только как источник новой жизни. В обширной литературе, посвященной любви и сексу, подчеркивается, что женская сексуальность слож­на и обусловлена многими факторами: воспитанием, опытом, конституцией, типом стимулов, необходимых для сексуального пробуждения. Половая жизнь сравнивается с тончайшей борьбой, в ходе которой мужчина активен, а женщина проявляет сопротивление. Подробно описаны более девяноста позиций половых контактов, позволяющих получить большее сексуальное наслаж­дение. Позиции часто носят названия животных: кот, пес, осел, мул, корова, жаба, тигр. Секс не сводился лишь к удовольствию, к чувствам, он имел и магическое значение. Удачные партнерские узы считались одним из важнейших условий счастья, доступного человеку.

Секс в культуре ислама.

К религиям, позитивно относящимся к сексу, можно отнести ислам. Многие установки относительно секса заимствованы им из других религий, из доисламских культур. Араб­ские племена, среди которых впоследствии возник ислам, вели типично патриархальный образ жизни. Практиковалась полигамия. Общественное положение женщины было намного ниже положе­ния мужчин. В арабской литературе существовала богатая сексу­альная символика, принятая позднее исламом.
Женщина воспринималась в исламе как сексуальная партнер­ша мужчин, возносилась благодарность Аллаху за создание жен­ской красоты, за ее обаяние, способность возбуждать желание у мужчин, за красоту глаз, волос и линий ее тела. Мужчина рас­сматривался как существо более возвышенное по сравнению с женщиной, которая была собственностью мужчины и подчиня­лась его власти (мужу, отцу, брату).
Ислам создал модель сексуальной гигиены, цель которой со­держать тело в чистоте. Женщины в период менструации счита­лись нечистыми. Мужчина должен был пройти обряд обрезания, женщины также подвергались ритуальной операции — клиторо­дектомии. По­магометански, практикующий мастурбацию досто­ин проклятия, но в обыденной жизни за нарушение этого прави­ла особого наказания не следовало.
Законы, освященные исламом, регулировали многие вопросы сексуального поведения и навязывали определенные нормы, за­преты и предписания. Например, это касалось запрета на гомо­сексуализм, отклонения от принятых норм поведения наказыва­лись. Следует заметить, что ригоризм в исламе не исключает тер­пимости. Правоверный, который согрешил, преступил закон, не считался навсегда потерянным человеком: он должен был только осознать свою вину.
Ислам не имеет сложной догматики, одобряет полигамию и рассматривает секс как благо. Возможно, этим объясняется доста­точно быстрое завоевание им популярности в культурах других народов, в частности Африки, и большое число последователей сегодня.

Секс в культуре Запада.

В Европе были созданы многочисленные трактаты о любви. Они отражали духовное богатство этой культуры, ее противоречия, в частности тягу к сексу, эротизму и аскетизм.
Подводя итоги рассмотрению сексуального поведения в культурах мира, можно выделить пять моделей соединения любви и секса:

• Платоническая модель. Секс в такой модели трактуется как нечто низменное, а цель человека — достигнуть высшей, одухотво­ренной любви, лишенной эротики. Эта модель характерна как для христианства, так и для некоторых направлений буддизма.

• Чувственная модель. В ней любовь отождествляется с желани­ем, чувственностью, секс является основным моментом (ислам, сексуальная любовь в культуре Запада).

• Интегральная, психофизическая модель. Согласно этой моде­ли любовь и секс неразделимы, они образуют единство (такое понимание свойственно некоторым так называемым примитив­ным культурам, большинству великих культур, некоторым направ­лениям христианства).

• Модель противопоставления любви и секса. В ней любовь и секс трактуются как противоположные сферы. Секс может быть без любви, сексуальные контакты между партнерами могут происходить без чувственной основы (оргиастические культуры, коллективный секс с обменом партнерами, некоторые примитивные культуры).

• Модель секса без любви. Мужчину и женщину объединяет только секс, между ними возможна лишь определенная симпа­тия, привязанность и не более. Эта модель чаще всего встречается в примитивных культурах.

Таким образом, в культурах мира, среди моделей интимных отношений явное преимущество имеет модель, соединяющая секс с любовью. Ее можно назвать универсальной моделью.

Секс в современной культуре.

Социологи различных стран, изучающие проблемы секса, отмечают, что в современную эпоху уве­личивается число женщин, испытывающих оргазм, возрастает частота интимных отношений и продолжаются они до глубокой старости, расширяются сексуальные контакты, одобряются раз­личные формы интимной жизни.

Новые сексуальные обычаи обладают как положительными, так и отрицательными чертами. Положительными сторонами этого явления можно считать рост сексуальной просвещенности, пози­тивную оценку секса, обогащение сексуальной жизни, увеличение возможностей лечения сексуальных расстройств, рациональное планирование рождаемости и др. Отрицательные стороны совре­менной сексуальной нравственности включают автономизацию секса, соперничество полов, определенную заданность в сексуальном поведении, погоню за оргазмом как единственным смыс­лом интимных отношений, дезориентацию в системе сексуальных ценностей.

Читайте также:  Правила знакомств, которые должна знать каждая женщина
Ссылка на основную публикацию