Приобщение ребенка к искусству

Консультация для родителей “Приобщение детей к искусству”
консультация на тему

Искусство – средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство не только доставляет эстетическое наслаждение, оно приобщает к одному из самых сложных искусств, которым необходимо овладеть каждому – это искусство видеть мир. Искусство помогает глубже познать окружающий мир, ярче чувствовать и больше замечать. Таким образом, искусство является особой формой познания и воспитания.

К сожалению, практика семейного воспитания показывает, что посещение театральных зрелищ, музеев, выставок является скорее исключением, чем правилом. Развитие ребёнка как гармоничной личности во многом зависит от нас, взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
priobshchenie_detey_k_iskusstvu.docx761.25 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей к искусству

Искусство – средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека с момента рождения и вводит его в окружающий мир через системы художественных образов, произведений. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. Внутренний мир ребенка ярко представляется в художественных произведениях, созданных им самим. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам красоты. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

Учитывая особенности искусства (тяготение разных видов искусства к взаимосвязи), важно использовать интегрированный подход к изучению искусства дошкольниками. Полноценное восприятие и понимание искусства детьми достигается при условии целенаправленного знакомства с искусством как результатом творческой деятельности. Художественное воспитание является частью эстетического воспитания. Оно неотрывно связано с задачами эстетического воспитания, всестороннего развития ребенка. Знакомство с каждым видом искусства предполагает знание истории искусства в целом, особенностей языка искусства (средств выразительности, материалов), форм его произведения. Таким образом, осуществляется знакомство детей с каждым видом искусства и одновременно раскрывается их взаимосвязь, взаимодействие. Выделяется народное, профессиональное, самодеятельное искусство. Детям дошкольного возраста доступно восприятие и освоение народного искусства во всем его многообразии, причем должен учитываться региональный, национальный аспекты. В первую очередь осуществляется знакомсто с тем, что близко ребенку, окружает его в повседневной жизни (в быту, на улице). Важным фактором творческого развития является семья, ее традиции. Желательно еще в дошкольном возрасте дать детям возможность попробовать свои силы в работе с разными материалами (глина, дерево, ткань, шерсть, бисер и т.д.), а также в различных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, театрализованной, игровой).

Знакомство с профессиональным искусством предполагает определенный уровень психического, интеллектуального и эстетического развития и вместе с тем способствует этому развитию. Ребенку среднего возраста и старшего дошкольного возраста уже должно быть доступно понимание терминов, понятий, истории искусства, средств выразительности, а также непосредственного восприятия произведений искусства (всевозможных выставок, театральных спектаклей).

Важным элементом знакомства с искусством являются самостоятельная художественная деятельность ребенка, организация специальных выступлений. Выставок детского творчества и т.п., где ребенок мог бы проявить свои чувства, мысли, отношение, способности и художественные умения.

Сообразно концепции эстетического воспитания искусство в педагогическом процессе используется в трех направлениях: в эстетическом оформлении развивающей среды детского учреждения, в котором протекает жизнь и деятельность детей; в ознакомлении детей с произведениями искусства как явлением отечественной и мировой художественной культуры; в развитии художественного творчества и способностей детей.

Искусство занимает особое место среди других эстетических ценностей и предстаёт перед воспринимающими его людьми в виде художественных произведений, созданных живописцами, скульпторами, писателями, музыкантами – всеми художниками в различные периоды исторического развития общества. Оно несёт в себе отражение как существующих, так и давно исчезнувших вещей, явлений природы и людей, сохраняет их образы для новых поколений. Искусство расширяет социальный опыт человека, его взаимодействие с природой и обществом, другими людьми. В этом проявляется коммуникативная функция искусства. Оно способствует также познанию окружающего мира через художественные образы в живописи, графике, скульптуре, архитектуре. В процессе обучения, образования детей возрастает просветительская роль искусства.. Изобразительное искусство обладает своим «языком», который помогает художнику выразить свои мысли, чувства, своё отношение к действительности. Образы искусства, благодаря знанию «языка», воспринимаются ярко, живо, формируются чувства, вызывают эмоциональное отношение к событиям и явлениям, помогают глубже воспринимать окружающую действительность.

Приобщение к изобразительному искусству начинается уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок получает первые художественные впечатления. В этот период он эмоционально воспринимает произведения искусства (картину, скульптуру, иллюстрацию, декоративные изделия), постепенно постигает их художественный «язык». Психологи отмечают возможности раннего зарождения у детей эстетического восприятия, которое в своём развитии проходит определённый путь становления. Эстетическое отношение к предмету предусматривает ряд познавательных моментов и в соответствии с этим умение соотносить форму и содержание, художественный образ и изображаемый предмет, умение, которое может возникнуть только на определённом этапе развития ребёнка. По данным психологов, восприятие произведений искусства проходит несколько ступеней развития: от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств, до достижения сути и глубины художественного содержания. Только к старшему дошкольному возрасту, в связи с накоплением впечатлений от знакомства с широким кругом явлений, с появлением жизненного опыта, способности к наблюдению, анализу, классификации, сравнению и другим мыслительным операциям, ребёнок способен оценить предмет искусства, увидеть разницу между реальностью и её изображением. Необходимо активно развивать у ребёнка эстетическое восприятие произведений искусства, учить его выделять выразительные средства художественного произведения, разных видов и жанров.

Восприятие живописи детьми . Ранние эмоциональные переживания, связанные с восприятием искусства, красоты, нередко оставляют неизгладимый след в душе ребёнка. С годами это первое, не всегда осознанное, тяготение к прекрасному переходит в потребность знать и понимать искусство. По данным исследователей, при восприятии живописи разных жанров дети больше предпочитают картину бытового жанра и меньше натюрморт и пейзаж. Сюжетная картина привлекает детей интересным, увлекательным содержанием. При этом они, как правило, не обращают внимания на эстетические стороны картины. Натюрморты и особенно пейзажная живопись вызывают интерес у ребёнка изображением предметов, явлений природы, цветовыми сочетаниями, колоритом. В картинах бытового жанра детей привлекают различные темы: спорт, образы животных. Интерес к тематике неодинаков у девочек и мальчиков. Мальчики проявляют наибольший интерес к спортивной и героической темам, а девочки – к миру животных. У отдельных детей отмечается устойчивый интерес к одной определённой теме. Дети 5-7 лет, выбирая «самую красивую» картину, способны руководствоваться эстетическими чувствами, вызываемыми гармонией цвета, яркостью красок, их сочетанием. Дети 3-4 лет, воспринимая картину, как правило, ещё не выделяют эстетические качества, их привлекают способы изображения («потому что рисовали красками»). Осознать и выразить в словах свои эмоции, названные элементарными эстетическими качествами изображённых предметов, ребёнок в этом возрасте не может. Но именно эти качества его привлекают, воздействуют и вызывают радостные эмоции. Пейзажная живопись близка детям по их наблюдениям природы, оказывает эмоциональное и эстетическое воздействие, что проявляется в их речи. Дети находят свои поэтические образы для характеристики воспринимаемого явления, используя метафоры, сравнения и другие средства выразительности. Поэтический текст оказывает положительное влияние на восприятие картины, углубляя её восприятие. Он помогает детям осознанно воспринимать выразительные средства, использованные художником, видеть в них средства характеристики образа. Необходимым условием понимания социальной значимости содержания жанровой живописи является личностное отношение к выраженным в живописи социальным явлениям. Оно выступает показателем эмоционального восприятия жанровой живописи, а также немаловажным фактором в процессе формирования социализации личности дошкольника. Большое влияние на восприятие детьми произведений изобразительного искусства оказывает стиль художественного изображения. Лаконичная, яркая по колориту картина вызывает стойкие эстетические чувства. В детском саду необходимо иметь подборку художественных репродукций изобразительного искусства разных видов и жанров.

Восприятие детьми графики . Первые книги с яркими, красивыми иллюстрациями художников открывают перед ребёнком окно в мир живых образов, в мир фантазии. Ребёнок раннего возраста эмоционально реагирует, увидев красочные иллюстрации, он прижимает к себе книгу, гладит рукой изображение на картинке, разговаривает с персонажем, нарисованным художником, как с живым. В этом огромная сила воздействия графики на ребёнка. Она конкретна, доступна, понятна детям дошкольного возраста и оказывает на них огромное воспитательное воздействие. Психологи, искусствоведы, педагоги отмечали своеобразие восприятия детьми графических изображений: тяготение к красочному рисунку, причём с возрастом большее предпочтение они отдают реальной окраске, то же самое отмечается и в отношении требований детей к реалистичности форм изображений. В старшем дошкольном возрасте дети отрицательно относятся к условности формы. Восприятие произведений графического искусства может достигать различной степени сложности и полноты. Оно во многом зависит от подготовленности человека, от характера его эстетического опыта, круга интересов, психологического состояния. Но больше всего это зависит от самого произведения искусства, его художественного содержания, идей. Чувств, которые оно выражает. Рассматривая иллюстрацию, дети дошкольного возраста не только эмоционально откликаются на цвет и форму, но и осмысливают то, что изображено. Художественный образ в иллюстрации воспринимается детьми активно, эмоционально. Своими движениями, жестами дошкольники часто подражают персонажам, они с любопытством рассматривают необычную позу, выражение лица человека. Форма, манера рисунка влияют на характер восприятия, глубину наблюдений. Воспринимая иллюстрации, ребёнок мысленно участвует в изображённых на них действиях героев, переживает их радости и печали. Иллюстрации, где художники используют условные приёмы, искажают форму, грубо нарушают композицию рисунка, дети отвергают, выражают неудовлетворение. Когда иллюстрации вызывают интерес, дети проявляют желание рассказывать, описывать изображенное на картинке. Особенно любимы детьми иллюстрации в книгах о животных, они предпочитают рисунки с изображением зверей, в которых передано полное сходство. Иллюстрация как своеобразный вид искусства тесно связана с книгой. Способность воспринимать её в единстве с текстом является одним из показателей эстетического восприятия, так как графическое изображение даёт возможность увидеть и понять содержание стихотворения, рассказа или сказки. Не случайно дети выбирают книги с иллюстрациями и сами стараются «читать» с их помощью. Эстетическое восприятие иллюстрации проявляется в умении ребёнка описывать изображаемое действие, разбираться во взаимоотношениях между персонажами, героями произведения. Следует высоко оценить значение иллюстрации в детской книге, так как с её рассматривания начинается другой этап в познании окружающего, дети охотно идут за художником в новый мир живых образов, вымысла, сочетания реального и сказочного. Они с интересом включаются в этот процесс, в эту игру фантазии и воображения.

Восприятие скульптуры детьми . В окружающей действительности дети встречаются с произведениями скульптуры разных видов (монументальной, станковой, скульптурой малых форм). При восприятии пластического образа они учатся понимать специфику «языка» скульптуры, так как она даёт трёхмерное изображение предмета в реальном пространстве, обогащает ребёнка новыми способами художественного видения. В отличие от живописи, графики, образы скульптуры имеют реальный объём и специфический материал. Это вызывает у воспринимающего ощущение весомости, тяжести, желания прикоснуться к скульптуре, понять пластическую позу, ритмическую композицию. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, целесообразно, прежде всего, использовать скульптуру малых форм анималистического жанра. Скульпторы-анималисты подчёркивают психологические характеристики животного, отражая его внутренний мир (работы В.А. Ватагина), или стремятся подчеркнуть декоративность, пластичность форм (работы И.С. Ефимова). Для развития эстетического восприятия надо знать художественный «язык» скульптурного произведения. При рассматривании скульптурных фигур дети отдают предпочтение скульптуре, натурально передающей образ животного. Отсутствие знаний о специфике художественного «языка» скульптуры приводит детей часто к неправильным суждениям. Для развития творчества в изобразительной деятельности важны не только навыки и умения, надо научить ребёнка эстетически воспринимать образы искусства разных видов и жанров. С этой целью в детском саду используются произведения изобразительного искусства, но знакомство с ними чаще всего осуществляется посредством рассматривания репродукций, иллюстраций, слайдов. Интерес к скульптуре у детей проявляется в мимике, активных действиях, обследованиях. Они могут самостоятельно охарактеризовать скульптуру, понимают пластику движения, выразительность окраски. Воспринимая форму во время специально организованного обследования, ребёнок запоминает её при помощи мышечного чувства и одновременно усваивает некоторые способы изображения предметов, фигур.

Элементарные знания о скульптуре дают возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы. Разнообразие скульптурных материалов (камень, дерево, металл, керамика) значительно обогащает сенсорный опыт детей, а небольшие размеры скульптуры малых форм делают её доступной восприятию каждым ребёнком. Скульптура малых форм анималистического жанра не только эстетически обогащает старших дошкольников, но и даёт им возможность получать новые знания о животных. В значительной степени этому способствуют занятия по лепке, составление творческих рассказов по скульптуре, в процессе которых происходит формирование у детей начальных суждений, эстетической оценки. В заключение следует отметить, что только комплексное воздействие изобразительного искусства всех видов и жанров будет способствовать гармоничному развитию личности ребенка, его эстетического восприятия, художественных способностей в творчестве.

Искусство не только доставляет эстетическое наслаждение, оно приобщает к одному из самых сложных искусств, которым необходимо овладеть каждому – это искусство видеть мир. Искусство помогает глубже познать окружающий мир, ярче чувствовать и больше замечать. Таким образом, искусство является особой формой познания и воспитания.

К сожалению, практика семейного воспитания показывает, что посещение театральных зрелищ, музеев, выставок является скорее исключением, чем правилом. Развитие ребёнка как гармоничной личности во многом зависит от нас, взрослых.

Искусство в развитии ребенка

Многогранная, всесторонне развитая личность всегда высоко ценится. Поэтому быть просто образованным мало, надо иметь широкий кругозор, уметь мыслить творчески, легко решать сложные задачи. Родители всегда стремятся к тому, чтобы ребенок вырос образованным и умным.

Ребенка учат языкам, чтению, письму, счету и еще много чему. За эти действия отвечает левое полушарие мозга. Но необходимо развивать и другое полушарие. А для этого надо заниматься с ребенком музыкой, рисованием, танцами, лепкой, и другими видами искусства. Искусство играет важную роль в развитии ребенка.

Появилось искусство в самом начале развития человечества. С его помощью человек выражал и выражает свои чувства, мысли, эмоции. Только человек может так выражать себя, животным это несвойственно. Сегодня искусство воспитывает, призывает к правильным и благородным поступкам, пробуждает в человеке все самое прекрасное. Естественно, искусство расширяет кругозор человека, делает его более развитым.

Как влияет искусство на ребенка?

Ребенок все время творит: рисует, лепит, шьет, играет, поет, делает разные поделки, танцует, клеит, вырезает из бумаги. Продукты его творчества тоже являются искусством. Ведь через них ребенок выражает свои эмоции и чувства, мысли и желания.

Кроме того, искусство:
• развивает правое полушарие;
• развивает интеллект;
• помогает ребенку научиться творчески мыслить;
• расширяет кругозор;
• развивает речь, память, внимание, мышление;
• приобщает к культурной среде;
• формирует нравственность;
• помогает научиться анализировать, наблюдать и интерпретировать;
• помогает решить эмоциональные или психологические проблемы;
• формирует личность.

Искусство учит ребенка смотреть на мир не только своими глазами, но и глазами другого человека. Учится состраданию и сопереживанию. Искусство учит ребенка видеть красоту и беречь ее. Поэтому человек, с детства приобщенный к искусству, вырастает гармонично развитой, нравственной личностью.

Кроме того, разные виды декоративно-прикладного творчества развивают мелкую моторику. А мелкая моторика помогает развивать память, усидчивость и внимание. Поскольку эти качества важны для обучения, дети, которые занимаются творчеством, будут более успешны в учебе.

То есть, искусство неразрывно связано с интеллектом, мышлением, а также эмоциями и чувствами.

Как приобщать ребенка к искусству?

Прежде всего, поощряйте занятия вашего малыша с самого детства. С раннего возраста включайте ребенку разную музыку, давайте в руки краски и пластилин. Не волнуйтесь, что малыш испачкается, ведь с помощью творческих занятий он развивается. Неважно, что сначала зайчик из пластилина совсем не будет похож на настоящее животное, а солнышко будет кривоватым кружочком. Ведь важен не результат, а сам процесс.

Приобретите необходимые материалы для творчества и храните их отдельно. Если ребенок тянется к определенному занятию, запишите его в кружок. Там он получит больше информации об интересующем его занятии.

Конечно, нужно посещать различные мероприятия, связанные с выставками работ художников или скульпторов, прослушиванием музыкальных произведений. Рассказывайте ребенку подробнее обо всех видах искусства. Изучайте вместе литературу про художников, писателей, композиторов, скульпторов.

Храните все, что делает ваш малыш. Ребенок должен видеть, как бережно относятся к его творчеству. Это формирует уверенность в себе. Не пытайтесь подогнать его творения под общепринятые правила. Не всегда солнце должно быть желтым, а трава – зеленой. Ребенок может воспринимать окружающий его мир не так, как другие люди. Не забывайте, с помощью искусства люди выражают свои эмоции, мысли и чувства, а не просто копируют действительность. Поэтому позвольте ребенку быть творцом.

Организуйте домашний театр – кукольный, пальчиковый или с переодеваниями, театр теней, выставку работ малыша, концерт с участием всех членов семьи. Это очень важно для ребенка и побуждает его создавать все новые произведения искусства. Обсуждайте с ребенком репродукции, музыкальные произведения, скульптуры, спектакли. Побуждайте его размышлять и рассказывать, что он чувствует.

Если человек не творил в детстве, во взрослом возрасте он испытывает проблемы в общении, ему трудно найти себя и свое место в жизни, создать семью. Именно поэтому приобщать ребенка к искусству необходимо с раннего возраста. Возможно, ребенок и не свяжет свою дальнейшую жизнь с искусством, но в любом случае, его жизнь станет интереснее.

Как видите, искусство необходимо для развития ребенка. Оно формирует гармоничную личность и развивает потенциал, не только творческий, но и интеллектуальный, помогает решить много психологических и эмоциональных проблем.

Как приобщить дочку-сыночка к искусству и музеям?

В последние десятилетия посещать вставки, лофтовые арт-пространства и галереи с инсталляциями современного искусства стало моднее, чем тусовки. Креативные воркшопы, мультимедийные интерактивные инсталляции, столы с сенсорными экранами 4K, лёгкий лаунж — такое выигрышное сочетание искусства с развлекательно-образовательной программой превратило «музейную скукотищу» в живые, эмоционально и культурно насыщенные мероприятия. Сюда теперь приходят и с друзьями, и с дочками-сыночками.


Мультимедийная выставка Ван Гог

У многих мам возникает вопрос, с какого возраста следует начать приобщение ребёнка к искусству, музеям. Однозначного ответа нет, поскольку все дети разные по темпераменту и темпу развития. Кто-то может полчаса сосредоточенно заниматься делом, другие же не усидят на месте и пары минут. Большинство родителей сходятся во мнении, что ознакомление детей дошкольного возраста с искусством оптимально начинать примерно с трёх-четырёх лет. А как превратить культурное мероприятие в интересное, чтобы у ребёнка впоследствии остались положительные эмоции и благоприятное впечатление, вы узнаете далее.

С чего начать приобщать дочку или сыночка к музеям?

Выберите для первого посещения что-то, что вашему ребёнку реально интересно. Пусть это будет не особо про искусство, зато вы простимулируете заинтересованность к музеям и желание узнавать что-то новое впоследствии. И в любом случае расширите кругозор своего малыша. После, вам гарантированно море позитивных эмоций, которыми дитё будет взахлёб делиться еще несколько дней.


Интерактивная платформа по формированию ландшафта и водоёмов

Вряд ли кто из детворы откажется от посещения Палеонтологического музея. У родителей даже появилась особая шутка на этот счёт: «Если вы знаете все виды динозавров, значит вы или палеонтолог, либо вам четыре года». В Москве о жизни доисторических гигантов дети смогут узнать в «Дарвиновском музее», в парке динозавров «Эволюция», «Этномир» или «Dino Club».

Экскурсию по выставке с экскурсоводом дополняют интерактивные залы, короткие научные фильмы в 3D-кинотеатре, мастер-классы по лепке фигурок, масок из глины, а также зона развлечений с батутами, горками, бассейнами с шарами. Такой формат идеально подходит для детей 4-8 лет, они увидят воочию то, чего не встретят больше нигде, а после рассеют утомление за активными развлечениями.

В дальнейшем переходите к приобщению детей к искусству «по-взрослому». Если у ребенка есть страсть к археологии, идите знакомится с сокровищами фараонов в Египетский зал музея изобразительных искусств имени Пушкина А.С., а если к робототехнике — в музей науки и технологий, к примеру, в «Экспериментаниум». Если ваш малыш эстет, ему обязательно понравится в картинной галере или на выставках дизайна. Поход в галерею с интерактивом станет незабываемым событием не только для детей, но и для вас. Воплощение удивительных инновационных идей в этой сфере отслеживайте в видео с ежегодного международного фестиваля «Интермузей».

5 полезных рекомендаций по приобщению ребёнка к искусству

  1. Выбирайте музей или выставку, до которой просто доехать. Не идите в музей в дождливый день. Приходите в утренние часы по будним дням, как правило, тогда там наименьшее количество посетителей. Не стремитесь обойти все залы за раз, потратьте на культурную программу не более 40-60 минут.
  2. При ознакомлении детей с изобразительным искусством попросите их рассказать, что они сами думают о произведении. Малышам не важно кто автор и что тот пытался изобразить. Провоцируйте своего ребёнка задействовать собственную фантазию, образное мышление. На первых порах большее значение имеет восприятие искусства детьми, а не их просвещение.
  3. Забудьте по экзаменацию усвоенного материала. Лучше расскажите, какая картина или что именно в ней понравилась вам. Поинтересуйтесь без занудства, какая из работ стала его любимой и почему.
  4. Купите какие-нибудь мелочи в сувенирном магазинчике с напоминанием о выставке: магнитик, тарелку, блокнот, подставку, открытку с репродукцией, —не важно. Чуть позже зрительная память активирует информацию, которую ребенок почерпнул в этот день.
  5. Обязательно загляните в кафе.

Приобщение детей к искусству:

  • формирует чувство хорошего вкуса и богатство внутреннего мира;
  • развивает EQ-интеллект, образное и креативное мышление;
  • повышает уровень эрудированности.

Перечисленные скиллы Институт будущего (IFTF) причислил к наиболее востребованным навыкам будущего. Все эти навыки вашему ребёнку мы поможем развить в онлайн-школе АртСмартик. Приходите, инвестируйте в счастливое будущее своего ребёнка уже сегодня!

Приобщение детей к искусству

Искусство – средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека с момента рождения и вводит его в окружающий мир через системы художественных образов, произведений. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. Внутренний мир ребенка ярко представляется в художественных произведениях, созданных им самим. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам красоты. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

Учитывая особенности искусства (тяготение разных видов искусства к взаимосвязи), важно использовать интегрированный подход к изучению искусства дошкольниками. Полноценное восприятие и понимание искусства детьми достигается при условии целенаправленного знакомства с искусством как результатом творческой деятельности. Художественное воспитание является частью эстетического воспитания. Оно неотрывно связано с задачами эстетического воспитания, всестороннего развития ребенка. Знакомство с каждым видом искусства предполагает знание истории искусства в целом, особенностей языка искусства (средств выразительности, материалов), форм его произведения.

Таким образом, осуществляется знакомство детей с каждым видом искусства и одновременно раскрывается их взаимосвязь, взаимодействие.

Выделяется народное, профессиональное, самодеятельное искусство. Детям дошкольного возраста доступно восприятие и освоение народного искусства во всем его многообразии, причем должен учитываться региональный, национальный аспекты. В первую очередь осуществляется знакомсто с тем, что близко ребенку, окружает его в повседневной жизни (в быту, на улице). Важным фактором творческого развития является семья, ее традиции. Желательно еще в дошкольном возрасте дать детям возможность попробовать свои силы в работе с разными материалами (глина, дерево, ткань, шерсть, бисер и т.д.), а также в различных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, театрализованной, игровой).

Знакомство с профессиональным искусством предполагает определенный уровень психического, интеллектуального и эстетического развития и вместе с тем способствует этому развитию. Ребенку среднего возраста и старшего дошкольного возраста уже должно быть доступно понимание терминов, понятий, истории искусства, средств выразительности, а также непосредственного восприятия произведений искусства (всевозможных выставок, театральных спектаклей).

Важным элементом знакомства с искусством являются самостоятельная художественная деятельность ребенка, организация специальных выступлений. Выставок детского творчества и т.п., где ребенок мог бы проявить свои чувства, мысли, отношение, способности и художественные умения.

Сообразно концепции эстетического воспитания искусство в педагогическом процессе используется в трех направлениях: в эстетическом оформлении развивающей среды детского учреждения, в котором протекает жизнь и деятельность детей; в ознакомлении детей с произведениями искусства как явлением отечественной и мировой художественной культуры; в развитии художественного творчества и способностей детей.

Искусство занимает особое место среди других эстетических ценностей и предстаёт перед воспринимающими его людьми в виде художественных произведений, созданных живописцами, скульпторами, писателями, музыкантами – всеми художниками в различные периоды исторического развития общества. Оно несёт в себе отражение как существующих, так и давно исчезнувших вещей, явлений природы и людей, сохраняет их образы для новых поколений. Искусство расширяет социальный опыт человека, его взаимодействие с природой и обществом, другими людьми. В этом проявляется коммуникативная функция искусства. Оно способствует также познанию окружающего мира через художественные образы в живописи, графике, скульптуре, архитектуре. В процессе обучения, образования детей возрастает просветительская роль искусства.. Изобразительное искусство обладает своим «языком», который помогает художнику выразить свои мысли, чувства, своё отношение к действительности. Образы искусства, благодаря знанию «языка», воспринимаются ярко, живо, формируются чувства, вызывают эмоциональное отношение к событиям и явлениям, помогают глубже воспринимать окружающую действительность.

Приобщение к изобразительному искусству начинается уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок получает первые художественные впечатления. В этот период он эмоционально воспринимает произведения искусства (картину, скульптуру, иллюстрацию, декоративные изделия), постепенно постигает их художественный «язык». Психологи отмечают возможности раннего зарождения у детей эстетического восприятия, которое в своём развитии проходит определённый путь становления. Эстетическое отношение к предмету предусматривает ряд познавательных моментов и в соответствии с этим умение соотносить форму и содержание, художественный образ и изображаемый предмет, умение, которое может возникнуть только на определённом этапе развития ребёнка. По данным психологов, восприятие произведений искусства проходит несколько ступеней развития: от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств, до достижения сути и глубины художественного содержания. Только к старшему дошкольному возрасту, в связи с накоплением впечатлений от знакомства с широким кругом явлений, с появлением жизненного опыта, способности к наблюдению, анализу, классификации, сравнению и другим мыслительным операциям, ребёнок способен оценить предмет искусства, увидеть разницу между реальностью и её изображением. Необходимо активно развивать у ребёнка эстетическое восприятие произведений искусства, учить его выделять выразительные средства художественного произведения, разных видов и жанров.

Восприятие живописи детьми . Ранние эмоциональные переживания, связанные с восприятием искусства, красоты, нередко оставляют неизгладимый след в душе ребёнка. С годами это первое, не всегда осознанное, тяготение к прекрасному переходит в потребность знать и понимать искусство. По данным исследователей, при восприятии живописи разных жанров дети больше предпочитают картину бытового жанра и меньше натюрморт и пейзаж. Сюжетная картина привлекает детей интересным, увлекательным содержанием. При этом они, как правило, не обращают внимания на эстетические стороны картины. Натюрморты и особенно пейзажная живопись вызывают интерес у ребёнка изображением предметов, явлений природы, цветовыми сочетаниями, колоритом. В картинах бытового жанра детей привлекают различные темы: спорт, образы животных. Интерес к тематике неодинаков у девочек и мальчиков. Мальчики проявляют наибольший интерес к спортивной и героической темам, а девочки – к миру животных. У отдельных детей отмечается устойчивый интерес к одной определённой теме. Дети 5-7 лет, выбирая «самую красивую» картину, способны руководствоваться эстетическими чувствами, вызываемыми гармонией цвета, яркостью красок, их сочетанием. Дети 3-4 лет, воспринимая картину, как правило, ещё не выделяют эстетические качества, их привлекают способы изображения («потому что рисовали красками»). Осознать и выразить в словах свои эмоции, названные элементарными эстетическими качествами изображённых предметов, ребёнок в этом возрасте не может. Но именно эти качества его привлекают, воздействуют и вызывают радостные эмоции. Пейзажная живопись близка детям по их наблюдениям природы, оказывает эмоциональное и эстетическое воздействие, что проявляется в их речи. Дети находят свои поэтические образы для характеристики воспринимаемого явления, используя метафоры, сравнения и другие средства выразительности. Поэтический текст оказывает положительное влияние на восприятие картины, углубляя её восприятие. Он помогает детям осознанно воспринимать выразительные средства, использованные художником, видеть в них средства характеристики образа. Необходимым условием понимания социальной значимости содержания жанровой живописи является личностное отношение к выраженным в живописи социальным явлениям. Оно выступает показателем эмоционального восприятия жанровой живописи, а также немаловажным фактором в процессе формирования социализации личности дошкольника. Большое влияние на восприятие детьми произведений изобразительного искусства оказывает стиль художественного изображения. Лаконичная, яркая по колориту картина вызывает стойкие эстетические чувства. В детском саду необходимо иметь подборку художественных репродукций изобразительного искусства разных видов и жанров.

Восприятие детьми графики . Первые книги с яркими, красивыми иллюстрациями художников открывают перед ребёнком окно в мир живых образов, в мир фантазии. Ребёнок раннего возраста эмоционально реагирует, увидев красочные иллюстрации, он прижимает к себе книгу, гладит рукой изображение на картинке, разговаривает с персонажем, нарисованным художником, как с живым. В этом огромная сила воздействия графики на ребёнка. Она конкретна, доступна, понятна детям дошкольного возраста и оказывает на них огромное воспитательное воздействие. Психологи, искусствоведы, педагоги отмечали своеобразие восприятия детьми графических изображений: тяготение к красочному рисунку, причём с возрастом большее предпочтение они отдают реальной окраске, то же самое отмечается и в отношении требований детей к реалистичности форм изображений. В старшем дошкольном возрасте дети отрицательно относятся к условности формы. Восприятие произведений графического искусства может достигать различной степени сложности и полноты. Оно во многом зависит от подготовленности человека, от характера его эстетического опыта, круга интересов, психологического состояния. Но больше всего это зависит от самого произведения искусства, его художественного содержания, идей. Чувств, которые оно выражает. Рассматривая иллюстрацию, дети дошкольного возраста не только эмоционально откликаются на цвет и форму, но и осмысливают то, что изображено. Художественный образ в иллюстрации воспринимается детьми активно, эмоционально. Своими движениями, жестами дошкольники часто подражают персонажам, они с любопытством рассматривают необычную позу, выражение лица человека. Форма, манера рисунка влияют на характер восприятия, глубину наблюдений. Воспринимая иллюстрации, ребёнок мысленно участвует в изображённых на них действиях героев, переживает их радости и печали. Иллюстрации, где художники используют условные приёмы, искажают форму, грубо нарушают композицию рисунка, дети отвергают, выражают неудовлетворение. Когда иллюстрации вызывают интерес, дети проявляют желание рассказывать, описывать изображенное на картинке. Особенно любимы детьми иллюстрации в книгах о животных, они предпочитают рисунки с изображением зверей, в которых передано полное сходство. Иллюстрация как своеобразный вид искусства тесно связана с книгой. Способность воспринимать её в единстве с текстом является одним из показателей эстетического восприятия, так как графическое изображение даёт возможность увидеть и понять содержание стихотворения, рассказа или сказки. Не случайно дети выбирают книги с иллюстрациями и сами стараются «читать» с их помощью. Эстетическое восприятие иллюстрации проявляется в умении ребёнка описывать изображаемое действие, разбираться во взаимоотношениях между персонажами, героями произведения. Следует высоко оценить значение иллюстрации в детской книге, так как с её рассматривания начинается другой этап в познании окружающего, дети охотно идут за художником в новый мир живых образов, вымысла, сочетания реального и сказочного. Они с интересом включаются в этот процесс, в эту игру фантазии и воображения.

Восприятие скульптуры детьми . В окружающей действительности дети встречаются с произведениями скульптуры разных видов (монументальной, станковой, скульптурой малых форм). При восприятии пластического образа они учатся понимать специфику «языка» скульптуры, так как она даёт трёхмерное изображение предмета в реальном пространстве, обогащает ребёнка новыми способами художественного видения. В отличие от живописи, графики, образы скульптуры имеют реальный объём и специфический материал. Это вызывает у воспринимающего ощущение весомости, тяжести, желания прикоснуться к скульптуре, понять пластическую позу, ритмическую композицию. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, целесообразно, прежде всего, использовать скульптуру малых форм анималистического жанра. Скульпторы-анималисты подчёркивают психологические характеристики животного, отражая его внутренний мир (работы В.А. Ватагина), или стремятся подчеркнуть декоративность, пластичность форм (работы И.С. Ефимова). Для развития эстетического восприятия надо знать художественный «язык» скульптурного произведения.. При рассматривании скульптурных фигур дети отдают предпочтение скульптуре, натурально передающей образ животного. Отсутствие знаний о специфике художественного «языка» скульптуры приводит детей часто к неправильным суждениям. Для развития творчества в изобразительной деятельности важны не только навыки и умения, надо научить ребёнка эстетически воспринимать образы искусства разных видов и жанров. С этой целью в детском саду используются произведения изобразительного искусства, но знакомство с ними чаще всего осуществляется посредством рассматривания репродукций, иллюстраций, слайдов. Интерес к скульптуре у детей проявляется в мимике, активных действиях, обследованиях. Они могут самостоятельно охарактеризовать скульптуру, понимают пластику движения, выразительность окраски. Воспринимая форму во время специально организованного обследования, ребёнок запоминает её при помощи мышечного чувства и одновременно усваивает некоторые способы изображения предметов, фигур.

Элементарные знания о скульптуре дают возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы. Разнообразие скульптурных материалов (камень, дерево, металл, керамика) значительно обогащает сенсорный опыт детей, а небольшие размеры скульптуры малых форм делают её доступной восприятию каждым ребёнком. Скульптура малых форм анималистического жанра не только эстетически обогащает старших дошкольников, но и даёт им возможность получать новые знания о животных. В значительной степени этому способствуют занятия по лепке, составление творческих рассказов по скульптуре, в процессе которых происходит формирование у детей начальных суждений, эстетической оценки. В заключение следует отметить, что только комплексное воздействие изобразительного искусства всех видов и жанров будет способствовать гармоничному развитию личности ребенка, его эстетического восприятия, художественных способностей в творчестве.

Искусство не только доставляет эстетическое наслаждение, оно приобщает к одному из самых сложных искусств, которым необходимо овладеть каждому – это искусство видеть мир. Искусство помогает глубже познать окружающий мир, ярче чувствовать и больше замечать. Таким образом, искусство является особой формой познания и воспитании.

Наш адрес: 195426, Санкт-Петербург, ул. Ленская дом 4, корпус 4, литер А. Телефон: 524-08-18, 521-87-24

Приобщение ребенка к искусству

Доплата за классное руководство: как оценить 24 часа “боевой готовности”?

Средняя зарплата учителя в России. Часть 2: «Где живут самые бедные педагоги?»

Средняя зарплата учителя в России. Часть 1: «Где живут самые богатые педагоги?»

Опрос

Кто занимается оформлением вашего кабинета?

Мой кабинет оформлен в соответствии со стандартами нашей школы и на ее средства

Концепцию оформления утверждает администрация, но занимаются этим учителя и родители за свои деньги

Я сам(а) оформляю свой кабинет на собственные средства так, как считаю нужным

Кабинеты оформляем общими усилиями за счет самых разных средств

Всего проголосовало: 95

Текущий номер

Именно оно дарит минуты счастья, уверена Ирина Хисматуллина

номер 10, от 10 марта 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Идея вывода из массовой школы одаренных детей вызывает беспокойство. Талантливых учеников тем или иным путем собирают в определенных образовательных организациях, которым выделяется повышенное финансирование. Таким образом, из бюджета, предназначенного для 15 миллионов среднестатистических школьников, начался отъем денег в пользу 0,8% других, одаренных. Чем это грозит? На этот вопрос отвечает член-корреспондент РАО Игорь Смирнов.

Конкурс “Успешная школа” завершился, наступило время подведения итогов. Важно, чтобы все новые идеи и прорывные технологии, выдвинутые передовой практикой, вошли в современное общее образование. В чем заключается ценность состязания и что важно перенять школам? Рассказывает Михаил Богуславский, доктор педагогических наук, член экспертной группы и жюри конкурса.

Современные авторы неслучайно посвящают книги выпускникам начальной школы. Проблем и трудностей у ребят, переживающих переломный период своей жизни, хватает. Но в то же время от грустного до смешного всего один шаг – все как в реальной жизни. “Такие разные четвероклассники” – новый обзор книжных новинок от Станислава Секретова.

Рожденной в солнечной Грузии маленькой девочке Тамрико уже в детстве пророчили великое будущее. Природа одарила красавицу не только яркой внешностью, но и большим музыкальным талантом. Сегодня за ее плечами страны и города, в ее биографии выступления с разными звездами мировой величины. В интервью “Учительской газете” Тамара Гвердцители рассуждает о современном эпатаже, российско-грузинских отношениях и о том, почему современные мужчины не поют серенады.

Наши приложения

12 июля 2016, 7:03
«УГ Москва», №30 от 23 июля 2013 года

Приобщение к искусству

​Важнейшая задача современного общества – обеспечение детям достойного воспитания и образования, которые включают в себя доступ не только к новым знаниям и технологиям, но и богатым культурным ценностям, накопленным человеческой цивилизацией. Учительская газета

Художественная культура занимает важнейшее место в жизни общества, снижение ее уровня порождает духовный вакуум, нарушает принципы нормального развития социума. Искусство – содержательное ядро художественной культуры, один из основных механизмов познания человека и окружающей его действительности, формирования системы его ценностных установок. Для ребенка восприятие искусства один из путей освоения мира, существенно влияющий на становление его личности.
Наиболее благоприятен в этом отношении период дошкольного детства, когда дети предрасположены к восприятию различных видов искусства. Это объясняется тем, что ведущая в психике ребенка эмоциональная сфера, а искусство эмоционально по своей природе. Актуальное направление современной педагогики – педагогика искусства, приобщение детей к лучшим образцам искусства различных видов и жанров.
Проблема ознакомления детей с искусством может быть решена при использовании качественных программ и технологий, при высоком уровне профессиональной подготовки педагогов, ведущих художественные занятия, и их взаимодействии со всем педагогическим коллективом. Дополнительные возможности в этом отношении предоставляют новые образовательные комплексы, поскольку в них можно с успехом реализовать систему работы с детьми, обеспечив в ней преемственность дошкольного и школьного уровней.
Приобщение детей к искусству начинается на дошкольной ступени, значение которой трудно переоценить. Дошкольников отличают повышенная любознательность, открытость ко всему новому, эмпатия, познавательная активность, эмоциональная отзывчивость к произведениям разных видов искусства. Дети чутко воспринимают музыку, сопереживают героям сказки, картины, спектакля, их высказывания и оценки всегда эмоционально окрашены.
Приобщение дошкольников к искусству успешно осуществляют на интегрированных музыкальных занятиях, которые высокоэффективны с точки зрения развития у детей образного мышления, речи, воображения, креативности. На этих занятиях детей приобщают к ценностям мировой художественной культуры, предлагая им высокохудожественные и доступные их восприятию произведения различных видов искусства.
Музыкальный репертуар, предлагаемый детям, включает в себя произведения разных эпох и стилей: И.С.Баха и В.А.Моцарта, А.Вивальди и Й.Гайдна, М.И.Глинки и П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова и С.С.Прокофьева. Впервые детям дошкольного возраста предлагают произведения неизвестных авторов ХIII и ХVI веков, достаточно широко представлена музыка современных композиторов: Г.Свиридова, В.Гаврилина, С.Слонимского, В.Кикты, В.Агафонникова, Р.Леденева.
Дети знакомятся и с эталонными, высокохудожественными картинами И.Левитана, И.Шишкина, В.Серова, В.Васнецова, иллюстрациями И.Билибина и В.Конашевича, произведениями народно-прикладного искусства, художественной фотографией. Представленные дошкольникам литературные произведения также очень разнообразны: это древнерусский фольклор, поэзия ХIХ века, стихи современных детских авторов.
Эффективность ознакомления детей с искусством значительно возрастает при условии координации действий всех участников педагогического процесса. Не менее важно и участие родителей в этой интересной работе, привлечение их вместе с детьми к богатейшему миру искусства. Педагоги обеспечивают расширение культурного пространства ребенка – организацию совместных с родителями посещений музыкальных театров, филармонических концертов, художественных музеев. Посещение театров, историко-архитектурных ансамблей также связано с воздействием на ребенка различных видов искусства: архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, художественного слова. Дети впитывают в себя разнообразные художественные впечатления, это способствует амплификации, обогащению их художественного и общекультурного развития.
Экскурсии в музыкальный театр и музей – своего рода кульминация в ознакомлении детей с той или иной темой на занятиях в детском саду. Прослушав и просмотрев в видеозаписи, например, балет «Золушка» Сергея Прокофьева, дошкольники глубже и осознаннее воспринимают целостный образ этого балетного спектакля в музыкальном театре, ознакомившись с лютней и клавесином, тем, как они звучат и выглядят на старинных гравюрах, заинтересованно рассматривают их в Музее музыкальной культуры имени Михаила Глинки.
Итог встречи с искусством – обязательное последующее обсуждение произошедшего в жизни детей культурного события, а также воплощение полученных ими ярких впечатлений в различных видах художественного творчества. Дошкольники открывают для себя волшебную силу искусства и при достаточном богатстве впечатлений стремятся их выразить в собственном «творческом продукте» в разных видах детской деятельности (музыкальной, театрализованной, художественно-речевой, изобразительной). При этом дети совершенствуют собственные возможности, реализуют свой творческий потенциал.
Красота и гармония искусства привлекают родителей. Для них в детском саду регулярно проводят открытые занятия, музыкальные гостиные и вечера, на которых звучит классическая музыка, демонстрируют визуальный ряд с произведениями изобразительного искусства, видеозаписями хореографических миниатюр, фрагментов концертов и балетных спектаклей. Дети, восхищая родителей своими познаниями, отгадывают музыкальные загадки, танцуют, играют в оркестре, рисуют музыку и участвуют в музыкальных спектаклях.
Как показала практика, продуманная система работы с детьми на дошкольной ступени, к сожалению, иногда утрачивается в школе. Накопленные дошкольниками художественные впечатления, знания об искусстве и потребность детей в творчестве там не всегда оказываются востребованными. Об этом с горечью говорят сами дети и их родители, приходя после школы в детский сад: «Мы больше не рисуем музыку», «В театр мы с классом не ходим, как раньше ходили в детском саду».
Положительную роль в улучшении этой ситуации могут сыграть новые образовательные комплексы, при условии что в них будет выстроено единое художественно-эстетическое направление, реализация которого будет начинаться на дошкольном этапе и преемственно продолжаться на школьном. При этом тезаурус художественных впечатлений, приобретенный дошкольниками, будет служить пропедевтикой, подготовкой школьных учебных курсов «Музыка» и «Мировая художественная культура».

Т.РУБАН, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник МИРО

Комментарии

Сетевое издание. Зарегистрировано Роскомнадзором 6 июля 2012 года

Эл No. ФС77-50440

Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции.

Ссылка на «УГ» обязательна.

Выходит с 1924 года; электронная версия – с 1995 года.

Key title: Ucitel’skaa^ gazeta (Online) || ISSN 1607-2162

Как приобщить ребенка к искусству

Формирование духовной, эстетической и культурно-развитой личности − сложный процесс, который состоит их нескольких важных частей. Для достижения хороших результатов в обучении и воспитании ребенка нужно равномерно вводить в его жизнь несколько важных навыков:

  • непосредственно навыки малыша в прикладном творчестве;
  • эстетические знания о поведении в обществе;
  • общий уровень культурного развития ребенка.

Навыки прикладного творчества формируются при помощи знакомства и обучения различным видам выражения при помощи красок, лепки и др. Эстетические знания формируются через копирование поведения взрослых в домашнем кругу и в окружении людей. Общий уровень культурного развития повышается при ознакомлении малыша с различными видами искусства.

Зачем ребенку искусство?

Посещая театр, музеи и кино, ребенок:

  • знакомится с новыми для него видами выражения внутреннего мира;
  • развивает фантазию и расширяет мировоззрение;
  • получает новый опыт общения с людьми и произведениями их творчества;
  • приобщается к искусству;
  • формирует нравственное понимание жизни, четче разграничивает понятия добра и зла;
  • учится видеть скрытое, начинает разграничивать понятия «красивое» и «прекрасное».

Приобщение ребенка к искусству — важный шаг на пути формирования личности и возможность развить художественно-эстетические таланты.

Как и когда начинать развивать понимание искусства

Ознакомление малыша с произведениями искусства происходит с его рождения. Многие даже не задумываются, что часто используют для успокоения ребенка или его занятия истинные достижения человеческого творчества. Различные колыбельные, кукольные театры из перчаток являются отражением вашего понимания искусства. Детей занимает изучение этих предметов, им нравится наблюдать и понимать суть на своем уровне. Задача родителей – помочь малышу научиться чувственно воспринимать шедевры и получать от этого удовольствие.

Большинство методик сверхраннего развития предлагает знакомить с простыми произведениями еще с пеленок. Классические методики предлагают начинать с того момента, когда ребенок будет готов воспринимать и учиться глубже видеть суть того или иного творения.

Так, ознакомление с изобразительным искусством предлагается начинать с 3 лет, ближе к 4 – кукольный театр, 5-6 – классические постановки. Приобщение к музыке стоит начинать еще до рождения.

Главным требованием к приучению к искусству является легкость преподнесения и интерес малыша.

Лучше отложить на некоторое время работу по ознакомлению, чем впоследствии преодолевать отторжение.

Приобщение к изобразительному искусству: когда и как?

Приобщение к изобразительному искусству имеет большое влияние на общее развитие:

  • развивается разговорная речь;
  • формируется понятие о добре и зле;
  • расширяется кругозор;
  • появляется понимание того, что можно выражать свои мысли не только через общение, но и творческим путем.

Именно желание к самовыражению при помощи различных вариантов прикладного искусства помогает легче преодолевать различные кризисные явление детского и подросткового возраста. Умение донести свою мысль, используя подручные материалы — важный этап в формировании креативной и открытой миру личности.

Знакомство с картинами, скульптурами, барельефами, произведениями народного творчества помогают показать возможные методы и техники для реализации порывов внутреннего мира.

Искусство для детей до 2-х лет

Начинать знакомство с творчеством различных художников можно начинать уже в 1-2 года. В этом возрасте дети любят изучать картинки в своих книжках со сказками, поэтому можно иногда предлагать для обсуждения произведения классиков. Это могут быть различные натюрморты, где ребенок сможет увидеть знакомые ему фрукты, изображения мадонны с ребенком, сюжеты с животными. Много таких изображений используется в рекламе и на упаковках различных товаров. Хорошо остановить взор на таком изображении и поговорить.

Привлекая внимание малыша к картинам, на которых изображены знакомые сюжеты, родители могут спрашивать, что изображено, нравится ли ему, какие чувства вызывает. Помогая сформировать ответ, взрослые развивают детскую речь. В этом возрасте дети только учатся разговаривать, поэтому чаще всего их рассказ будет простым, состоящим из тех «слого-слов», которыми они пользуются (куп-куп, би-би). Но стремление отвечать очень важно.

Искусство для детей в 3 года

К трем годам, когда речь уже будет более полной и качественной, можно предложить рассказать, что он видит и чувствует в более красочной форме. Подсказывайте малышу варианты, задавайте наводящие вопросы. Пробудите его фантазию, наведя на рассуждение, какой сюжет изображен, что происходит на картине. Можно предложить придумать предысторию.

Хорошо в возрасте трех лет, изучая картины, спрашивать, какие знакомые цвета, формы и предметы есть на картине. Это делается, чтобы привлечь внимание, развить внимательность и показать, что картины можно обсуждать. Важно, чтобы они имели подходящий сюжет и давали пищу для рассуждений.

Старший дошкольный возраст

В 4-6 лет можно начинать знакомство не только с произведениями, но и их авторами. Рассказывать об их жизни, технике, творческом пути.

Для детей 5-6 лет уже можно ставить задачу придумать сюжет, который был до и после изображения. Хорошо знакомить с пейзажами и натюрмортами.

Приобщение к изобразительному искусству включает в себя и знакомство с традиционными предметами. Предлагается изучить орнамент, бытовые вещи. Хорошо рассказать о повторяемости различных узоров и объяснить, что некоторые из них значат. Уже после 5 лет можно предложить посетить музей народного искусства, выставку и т.д.

Идем на выставку с ребенком

Посещение выставки и музея требует дополнительной подготовки. Нужно рассказать, что он увидит. Спросить — хочет ли он посетить предлагаемое место. Объяснить правила поведения в таких местах. Малыш должен понять, почему в музеях и на выставках нельзя шуметь и бегать, зачем люди ходят смотреть на картины.

Во время посещения не стоит долго задерживаться у одного изображения. При малейшем проявлении скуки у вашего малыша нужно переходить к другому объекту. Вероятнее всего первое посещение музея или экспозиции не будет полноценным, большую часть работ вы не сможете посмотреть. Главное помнить, что ребенку должно быть интересно. Если заставлять рассматривать изображения долго и принудительно, можно навсегда отбить желание посещать такие заведения.

Читайте также:  Как обустроить небольшую квартиру?
Ссылка на основную публикацию