Братья наши меньшие в доме

Классный час на тему “Братья наши меньшие”

Классный час

Тема: « Братья наши меньшие»

Цель: способствовать гармоничному развитию личности ребенка

Задачи: – Расширить кругозор учащихся;

Формировать стремление оберегать животных, проявлять заботу;

– Воспитывать внимательное отношение к животным.

Ход классного часа

– Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии. Посмотрите на выставку рисунков, книги, слова на карточках. Определите тему сегодняшнего мероприятия. (Дети составляют из слов – карточек, развешенных по классу, тему «О братьях наших меньших»). (СЛАЙД 1.)

-Сегодня мы будем говорить о тех, кто просто живет рядом с нами и своим присутствием приносит счастье и радость в наши дома. (СЛАЙД 2)

-Ребята, а кого мы называем нашими “ братьями меньшими”?

(Собак, кошек, птичек, других зверушек, тех, кто находится рядом с нами.)

-Почему мы их так называем?

(Во-первых, они часть мира, который нас окружает; во-вторых, они приносят огромную пользу, а главное – они очень часто нуждаются в нашей помощи.)

-Ребята, как вы думаете, можно ли представить мир без животных и птиц? (Нет. Они украшают нашу жизнь, делают ее интереснее и разнообразнее, с ними веселее и спокойнее).

Их не любить никак нельзя.

Они помощники в труде –

Они и выручат в беде,

И в дружбе очень верные.

Всем хорошо известно, какая огромная семья «братьев наших меньших» окружает нас. Здесь и насекомые, и звери, и домашние животные. Среди них много верных и преданных друзей. Любое животное, какое бы ни было, маленькое или большое, приносит немалую помощь. Но кроме помощи, они ещё вызывают приятные чувства, радость, восхищение, пробуждают добрые чувства, развлекают нас. Но помимо всего этого и сами животные нуждаются в ответных чувствах, в нашей заботе. Если у нас в семье есть питомец, мы должны о нем заботиться.

Учитель: – Как вы думаете, почему домашние животные с самых древних времен занимают важное место в жизни человека? (Ответы учащихся)

Домашние животные занимают большое место в нашей жизни. Они являются настоящими друзьями, становятся даже членами семьи. Они доставляют огромную радость в жизнь человека: поиграть с ними, последить за их повадками, поласкаться с ним и вам станет радостно и светло на душе. Наше питомцы скрашивают наше одиночество. Даже, как настоящий друг, могут помочь, утешить в трудную минуту.

Учитель: – Сегодня мы поговорим о тех животных, которые находятся совсем рядом, в одной квартире и во дворе. Наверное, почти у каждого из вас есть дома четвероногие друзья. Каких домашних животных вы знаете? (Ответы учащихся)

Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не жила собака. Она помогает людям во всем. (СЛАЙД 3)

Собака – верный друг и помощник человека с давних времён. Считается, что предок домашней собаки – волк – был первым животным, которого человек принял в свой дом. Это было очень – очень давно. Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку : не подкрался ли враг. А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию. Особенно чутка она ночью, ведь в прошлом собака была хищником.

Постепенно человек приучил собаку сторожить дом, она стала помогать на охоте : отыскивать дичь и приносить её хозяину, помогала хозяину защищаться.

В настоящее время в мире существует более 400 пород собак, но всех их можно разделить на 3 группы : служебные, охотничьи и декоративные.

Рассмотрите фотографии собак. Почему эти собаки называются служебными?

Служебные собаки – очень крупные собаки, мощные животные с оборонительной реакцией, беспредельно преданные человеку.

-Почему эти собаки называются охотничьими?

Охотничьи собаки – эти собаки преимущественно используются для различных видов охоты. У них развит очень хорошо охотничий инстинкт, направляемый человеком путем умелой дрессировки.

-Почему эти собаки относятся к декоративным породам?

Декоративные собаки. Назначение этих собак – дарить людям тепло и ласку. Общение с животным приносит ему радость.

Сейчас нам Асмеев Ерёма расскажет про свою собаку.

– Ребята, что вы узнали из рассказа Ерёмы?

– Какой породы собака у Ерёмы?

– Какие команды знает?

– А теперь послушаем песню про собаку, которую исполнит Хайдарова Луиза.

Песня «Пропала собака» (СЛАЙД 4)

Сейчас мы будем говорить о кошках. (СЛАЙД 5). Но сначала давайте покажем, как кошечки умеют двигаться. И выполним движения вместе с ними.

– Ребята, а что мы знаем о кошках?

– Кошка живет с человеком не одну тысячу лет. До сих пор она остается существом таинственным. В разные времена к ней относились по-разному.

В Древнем Египте кошку боготворили. Человека, убившего кошку, тоже убивали. А если кошка умирала сама, ее хоронили, осыпая ее сухими мышками.

В Европе кошку преследовали – думали, что в нее вселяется дьявол, и она приносит в дом несчастье.

Сейчас кошка – обыкновенный зверек.

– Какими качествами обладает кошка? (Ответы детей )

Каждый человек мечтает или мечтал когда-нибудь иметь собаку или кошечку. И неудивительно, ведь всякому хочется, чтобы у него был верный и преданный друг.

– Теперь рассмотрим какие бывают породы кошек. ( доска)

– Расскажите о своей кошке : назовите породу, как выглядит она, чем она интересна.

Про свою кошку нам расскажет Мухаметшина Евгения

– А сейчас поиграем в игру « Наши братья меньшие» (презентация)

Учитель: – Молодцы! Посмотрите, как много вы знаете домашних животных! Каждое из названных вами животных несет пользу человеку.

Стихи_________________________________

– Какие фильмы вы знаете с животными?

– Сделав выводы, сейчас мы с вами составим правила ухода за домашними животными.

Правила ухода за домашними питомцами. (СЛАЙД 7)

-Следить за питанием. Следить, чтобы всегда был корм, свежая вода, чтобы корм подходил для данного животного (слайд 8)

-Ухаживать за местом. Убирать клетку, место, лоток, следить за чистотой посуды, из которой едят, пьют.(слайд 9)

-Выгуливать (собак) (слайд 10)

-Ухаживать за внешним видом. Расчесывать, вычесывать, стричь когти, чистить глазки. (слайд 11)

-Следить за состоянием здоровья. Делать прививки; как и человек, животное может заболеть. Надо быть очень внимательным, чтобы вовремя оказать помощь. Ведь животное не может о ней сказать. Надо обращаться к специальному врачу, который лечит животных – ветеринару.(слайд 12)

-Проявлять доброжелательное отношение. Не обижать, не бить, приласкать, поиграть.( слайд 13, 14)

-Дрессировать (воспитывать). Приучать к месту, учить командам. (слайд15)

Учитель: – Часто животных берут в дом, не подумав о том, что они нуждаются в обязательном уходе: их надо кормить, выгуливать (особенно собак), следить за чистотой. Ребята, ваши маленькие друзья постоянно нуждаются в заботе и ласке. С их появлением в доме у хозяев прибавляется хлопот. Поэтому прежде чем привести в дом своего любимца, вы должны серьезно об этом подумать и посоветоваться с родителями. Завести питомца – это ответственный шаг. Нужно, чтобы все члены семьи были согласны. Вы должны подумать, хватит ли у вас сил, времени, желания, ответственности, чтобы заботиться о нем. Нередко, ребята, поиграв немного, выбрасывают своих питомцев на улицу. Дети! Помните, вы несете ответственность за своего маленького друга!

Песня « Человек собаке друг» (слайд 16)

Подведение итогов

– А сейчас мы с вами посмотрим видеоролик «Наши меньшие братья» (слайд 17)

– Как мы должны относиться к нашим домашних питомцам? (Ответы учащихся ) К жизни всегда нужно относиться бережно в любом ее проявлении. Представьте себе на минуту нашу планету без пения птиц, без животных, без общения с ними. Представьте, что больше нет собак и кошек в наших домах и можно животных увидеть только на картинках.

Такие мысли не приносят радости, правда? (Ответы учащихся)

Ведь, несмотря на то, что у многих из животных острые зубки и коготки, домашние животные беззащитные и нуждаются в нашей заботе.

– Что вы узнали на занятий?

– Какие породы собак у нас существуют? Какую собачку вы бы хотели взять к себе домой?

– А какие породы кошек у нас есть? Какую кошечку вы бы хотели взять к себе домой?

Рефлексия

У вас на парте лежит раскраска, у девочек кошечка, а у мальчиков собачка. Сейчас вы должны с помощью карандаша нарисовать мордочку. Если вы сегодня на этом занятий работали и узнали новое для себя, а также если начнете ухаживать за животными и любить их, то рисуем радостную мордочку. А кто, не работал и не узнал нового для себя, то рисует грустную мордочку.

Ребята, я хочу, чтобы вы, придя сегодня домой, взяли на руки своих питомцев, посмотрели им в глаза и сказали: «Я никогда тебя не предам». На этом наш классный час завершается. Всем спасибо за внимание. И на память нашим гостьям мы бы хотели подарить закладки для книг, чтобы читали и узнавали много нового про животных. ( слайд 18)

Братья наши меньшие, которые спасли жизнь своих хозяев

Конечно, братья наши меньшие нуждаются в защите человека. Однако иногда они сами становятся ангелами-хранителями своих хозяев.

Эти самоотверженные домашние животные со всех уголков света – настоящие герои и поистине достойны мировой славы! Их ум, смелость и преданность своим хозяевам вызывают восхищение. И нам, людям, остается только учиться этим качествам у своих питомцев и брать с них пример.

Попугай Вилли

Молодые американские студентки снимали жилье в Денвере. В тот день Саманта была на лекциях, а Миган сидела дома с ее двухлетней дочерью Ханной. Миган готовила на кухне печенье, как вдруг услышала из комнаты крики домашнего питомца девочки – большого говорящего попугая Вилли. Птица неистово повторяла: «Мама! Малыш! Мама! Малыш!»

Миган бросилась в комнату и обнаружила девочку задыхающейся: Ханна подавилась. Попугай бегал рядом и продолжал кричать. Миган удалось спасти ребенка: злосчастный кусок еды выскочил из горла. Как только Ханна перестала задыхаться, попугай сразу замолчал.

Питбуль Кило

Житель Статен-Айленда (США) отдыхал дома со своей подругой, когда в дверь постучали: на пороге стоял человек, одетый в униформу службы доставки. «Нельзя ли мне воспользоваться вашей шариковой ручкой?», – спросил незнакомец, но как только его впустили, тут же достал оружие. Находившийся дома питбуль Кило не стал долго раздумывать: почуяв опасность, он бросился на грабителя. Преступник успел выстрелить в голову собаке, но пуля прошла по касательной, не задев жизненно важных органов. Ограбление было предотвращено, а пес быстро пошел на поправку и уже через несколько дней смог выходить на улицу.

Домашняя свинья Лулу

Острый сердечный приступ застал жительницу Пенсильвании Джоанн Олтсман дома. К счастью, в этот момент рядом находилась ее свинья Лулу, которую женщина держала в доме в качестве питомца. Увидев, что хозяйка упала на пол, свинья выбралась на улицу и пошла к дороге. По пути она серьезно поранилась, но это ее не остановило. Свинья встала посреди дороги, пытаясь привлечь внимание водителей.

Машины проезжали мимо, но один шофер, управлявший трейлером, остановился. Он увидел кровь на брюхе свиньи и решил отвести ее к владельцам. Следуя за Лулу, мужчина вошел в дом и заявил с порога хозяйке: «Вашей свинье нужна помощь!». «Мне тоже», –прошептала дама, – Вызовите врача!». В тот же день Джоанн сделали операцию на сердце. Она выжила благодаря верной Лулу.

Читайте также:  Каким подарком удивить мужа на 23 февраля?

Ездовые собаки Конюхова

Несколько лет назад знаменитый путешественник Федор Конюхов провалился под лед во время арктической экспедиции. Он двигался на собачьей упряжке, лед выдержал пробежавших по нему собак, а пятисоткилограммовые нарты – нет.

Если бы не отважные питомцы, путешественник наверняка погиб бы в ледяной воде, тем более – при морозе в -26° С. Верным ездовым собакам удалось вытащить нарты и хозяина из воды!

Джек-рассел-терьер Барби

У 72-летней британки Розмари Филд было очень плохое зрение, поэтому она не заметила того, что случайно опрокинула включенную лампу. Пенсионерка уснула, а через несколько минут в доме начался пожар. Почувствовав дым, ее собачка, джек-рассел-терьер по кличке Барби, прыгнула в постель к хозяйке и начала ее будить. К счастью, Розмари проснулась и вызвала пожарных.

Умная Барби получила награду Королевского общества защиты животных за то, что спасла жизнь своей хозяйке.

Кот Смадж

На прогулке братья-британцы Итан и Эштон Фентоны поссорились с местными мальчиками. Завязалась потасовка, дети повалили младшего из братьев на землю, собираясь его побить. Но не тут-то было! Кот Фентонов, Смадж, который по счастливой случайности в тот момент гулял рядом, прыгнул на одного из обидчиков малыша и вцепился в него когтями. Этим он так напугал мальчишек, что те разбежались врассыпную.

В 2014 году отважного Смаджа выдвинули на ежегодную премию «Кошка года в Британии».

Бдительная собачка Лилибель

Американская школьница Меган Вейнгарт больна тяжелой формой пищевой аллергии, которая проявляется в виде анафилактического шока, что смертельно опасно. Особенно остро девочка реагирует на орехи. Это удивительно, но каждый день верная собачка Лилибель обнюхивает каждое блюдо своей юной хозяйки на предмет наличия в нем орехов. Если она чувствует запах опасного ингредиента – подает Меган знак.

А в периоды обострения болезни девочки Лилибель сопровождает ее в больнице.

Лабрадор Джедай

С двухлетнего возраста юный американец Люк страдает сахарным диабетом 1-го типа. Родители завели сыну чёрного лабрадора по кличке Джедай, который прошел специальную подготовку как помощник людям с диабетом.

Это случилось ночью, когда все спали. Люк лежал рядом с мамой. Вдруг Джедай залаял и принялся будить женщину, навалившись на нее всем своим весом. Дори, мама Люка, сразу все поняла: она вскочила и измерила уровень сахара сына. Он был запредельно низким.

«Люк лежал рядом, всего в нескольких сантиметрах от меня, а я спала и не подозревала, что ему плохо – написала позже Дори на своей странице в «Фейсбуке»,– Если бы не пес, сын бы погиб».

Старый верный Макс

Трехлетняя австралийка Аврора незаметно от родителей вышла со двора и направилась к лесным зарослям. За ней увязался глухой и полуслепой пес Макс. Верный питомец очень любил девочку и старался всегда находиться рядом, что и спасло малышку. Отойдя от дома примерно на два километра, она заблудилась, и все 15 часов, которые кроха провела в лесу, от нее не отходил старый Макс.

Аврору и собаку спасатели и родные нашли лишь наутро. Малышка услышала в лесу голос бабушки и откликнулась. Когда люди приблизились к кустам, в которых сидела девочка, первым к ним бросился полуслепой пес.

Малышку осмотрели: к счастью, она была в порядке. А когда ее взяли на руки, спасатели заметили, что от девочки сильно пахнет мокрой собачьей шерстью: верный Макс всю ночь пытался ее согреть.

Открытое занятие «Братья наши меньшие»

Анастасия Кириллова
Открытое занятие «Братья наши меньшие»

Цель: обеспечение всестороннего и гармонического развития воспитанников, формирование нравственных чувств.

• Активизировать и расширять знания о животных;

• Пробуждать добрые чувства по отношению к природе;

• Формировать заботливое отношение к ней;

• Коррекция и развитие памяти.

• Коррекция и развитие внимания.

• Коррекция и развитие мышления.

• Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия.

• Коррекция и развитие связной устной речи.

• Коррекция и развитие мелкой моторики рук.

• Воспитывать интерес к занятиям.

• Воспитывать коллективизм и умение работать в нем.

• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и к «братьям нашим меньшим».

• Следить за правильной посадкой и осанкой детей во время занятия.

• Планировать объем материала с учетом психофизических особенностей воспитанников.

• Способствовать созданию благоприятного психологического климата;

• Соблюдать режим охраны зрения;

• Создание комфортных условий обучения и воспитания, при которых воспитанник чувствует свою успешность и самостоятельность;

Оборудование: интерактивная доска, разрезные картинки с изображением животных.

Ход урока

Этапы и виды работы на уроке Деятельность педагога Деятельность воспитанников Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

Орг.момент Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии. Сегодня мы будем говорить о тех, кто просто живет рядом с нами и своим присутствием приносит счастье и радость в наши дома.

– О ком, догадайтесь, пожалуйста, сами. Посмотрите на выставку рисунков, книги, слова на карточках. Определите тему сегодняшнего мероприятия. (Дети составляют из слов – карточек, развешенных по классу, тему «О братьях наших меньших»). (Слайд 1)

Дети приветствуют учителя, слушаю название новой темы и отвечают на заданные им вопросы. Следить за правильной посадкой и осанкой детей

Коррекция и развитие внимания

Актуализация имеющихся знаний Объяснение понятия «Братья меньшие»

-Ребята, а кого мы называем нашими “ братьями меньшими”?

(Собак, кошек, птичек, других зверушек, тех, кто находится рядом с нами.)

-Почему мы их так называем?

(Во-первых, они часть мира, который нас окружает; во-вторых, они приносят огромную пользу, а главное – они очень часто нуждаются в нашей помощи.)

-Ребята, как вы думаете, можно ли представить мир без животных и птиц? (Нет. Они украшают нашу жизнь, делают ее интереснее и разнообразнее, с ними веселее и спокойнее). (слайд 2)

Ребята отвечают на вопросы. Коррекция и развитие памяти

Изучение нового материала Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не жила собака. Она помогает людям во всем.

Собака – верный друг и помощник человека с давних времён. Считается, что предок домашней собаки – волк – был первым животным, которого человек принял в свой дом. Это было очень – очень давно. Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху,к незнакомому звуку: не подкрался ли враг. А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию. Особенно чутка она ночью, ведь в прошлом собака была хищником.

Постепенно человек приучил собаку сторожить дом,она стала помогать на охоте: отыскивать дичь и приносить её хозяину, помогала хозяину защищаться.

В настоящее время в мире существует более 400 пород собак,но всех их можно разделить на 3 группы: служебные, охотничьи и декоративные.

Рассмотрите фотографии собак. Почему эти собаки называются служебными? (Слайды 3-6)

Служебные собаки – очень крупные собаки, мощные животные с оборонительной реакцией, беспредельно преданные человеку.

-Почему эти собаки называются охотничьими?

Охотничьи собаки – эти собаки преимущественно используются для различных видов охоты. У них развит очень хорошо охотничий инстинкт, направляемый человеком путем умелой дрессировки.

-Почему эти собаки относятся к декоративным породам?

Декоративные собаки. Назначение этих собак – дарить людям тепло и ласку. Общение с животным приносит ему радость.

-Ребята, а какие интересные факты о собаках знаете вы? (Ответы детей)

Ученики слушаю воспитателя и отвечают на заданные им вопросы. Коррекция и развитие внимания.

Физкультминутка А теперь предлагаю вам немного отдохнуть. Повторяют за движениями воспитателя. Коррекция и развитие общей координации.

Изучение нового материала Сейчас мы будем говорить о кошках.

– Ребята, а что мы знаем о кошках?

– Кошка живет с человеком не одну тысячу лет. До сих пор она остается существом таинственным. В разные времена к ней относились по-разному.

В Древнем Египте кошку боготворили. Человека, убившего кошку, тоже убивали. А если кошка умирала сама, ее хоронили, осыпая ее сухими мышками.

В Европе кошку преследовали – думали, что в нее вселяется дьявол, и она приносит в дом несчастье.

Сейчас кошка – обыкновенный зверек.

– Какими качествами обладает кошка? (Ответы детей)

Каждый человек мечтает или мечтал когда-нибудь иметь собаку или кошечку. И неудивительно, ведь всякому хочется, чтобы у него был верный и преданный друг.

Уход за животными – это трудное, но интересное занятие. Мы должны ухаживать за ними, как за собой. Если вы взяли в дом животное, то отнеситесь к этому серьёзно. Вашему питомцу следует выделить его территорию, свою миску для корма и воды, которую необходимо мыть после каждого кормления. Владелец животного обязательно должны периодически обращаться к ветеринару для осмотра животного, обследования и прививок. Эти меры предохраняют человека от заражения.

Но бывает еще и так. Завел человек собаку или кошку, а она требует внимания, заботы. Надоели человеку эти заботы, и выбросил он животное на улицу, предал друга. Предательство – один из самых отвратительных поступков человека. Помните об этом!

Слушают воспитателя. Коррекция и развитие внимания.

Первичная проверка усвоения знаний Игра: «Собери картинку»

У вас на столах лежат конверты с разрезанными картинками животных. Соберите картинку и назовите животное. Работа проводится в парах

Слушают воспитателя и выполняют задание. Коррекция и развитие внимания, памяти.

Коррекция и развитие мелкой моторики рук.

Итог занятия – Что интересного вы узнали сегодня о братьях наших меньших?

– Как мы должны относиться ко всем животным?

-Что вам понравилось больше всего?

-В заключение нашего мероприятия мне бы хотелось узнать ваше настроение в данный момент. У вас на столах лежат кружки-солнышки. Нарисуйте на них выражения своего лица и покажите мне.

Консультация для родителей «Наши меньшие друзья!» МБДОУ Д/С №27 «Сказка» Консультация для родителей «Наши меньшие друзья!» Подготовила Воспитатель: Соловей.

Краткосрочный проект «Братья наши меньшие» в подготовительной группе 2019 год Название проекта: «Братья наши меньшие» Продолжительность проекта: с 15. 07 – 19.07 июля. Тип проекта: познавательный, творческий.

Наши девочки поздравляют наших мальчиков или стенгазета «Наши мальчики-наши защитники» Совсем недавно мы отметили замечательный праздник День Защитников Отечества. Делали подарки папам, дедушкам, дядям и братикам. Но и про.

Консультация для родителей «Наши меньшие друзья» Какое место занимают домашние животные в жизни человека? Многие просто не представляют своей жизни без них. В этом нет ничего удивительного,.

Открытое интегрированное занятие «Наши дедушки и папы» Открытое интегрированное занятие на тему «Наши дедушки и папы» Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие,.

Открытое родительское собрание в старшей группе «Журнал «Это наши дети!» Важнейшее требование, которому сегодня должен отвечать современный детский сад, чтобы обеспечить целостностное личностное развитие ребёнка.

Читайте также:  Клещевина - посадка и уход, клещевина: выращивание

Открытое занятие «Сестрица Весна и братья месяцы» Восп. Дети, какие вы знаете весенние месяцы? – Март, апрель, май -Давайте посмотрим на лэпбуке, какие картинки с приметами марта находятся.

Братья наши меньшие в доме

Не обижайте брошенных собак,
Скучающих под лавкой у подъезда.
Они хотят любить вас просто так,
Но не всегда, в душе для них есть место…

Они служили правдой до конца,
Не думая конечно о разлуке.
Вы только посмотрите им в глаза,
Они полны отчаянья и скуки…

Не обижайте богом вас прошу,
Для них, вы были ангелом бессмертным.
И даже если, вам не вмоготу,
Нет друга лучше, чем питомец верный…
… показать весь текст …

Если холодно станет в доме
И подать будет не кому ложку,
В том подъезде, в большом коридоре,
Подбери себе чёрную кошку.

Воцарит в твоём доме тепло,
И врагом одиночество станет.
Ты поймёшь как тебе повезло,
Наблюдать эту морду в сметане.

Если вдруг стало очень плохо,
Организм твой от боли не спит.
То она, будто чувствуя что-то,
Ляжет к месту, где сильно болит.
… показать весь текст …

Когда мы завели второго кота, добрые люди говорили мне не сильно вмешиваться в межкошачьи отношения.
А получается так. Гладишь Васю, бежишь к Сене, гладишь Сеню, бежишь к Васе.
Если упоминаешь при Васе Сеню, то несколько раз вслух говоришь: «А Вася-то у нас какой хороший. А Вася, Вася, Васенька».
Это чтоб Вася не подумал, что у нас только и разговоров о Сене.
Чтоб лишний раз не травмировать Васю «Сеней», мы придумали Сене подпольную кличку — Начальник. При Васе мы не спрашиваем:”Ты не…
… показать весь текст …

Когда животные болеют.
частичка жизни…
как без них, глядят в глаза,
и я жалею,
что говорить я не умею
и не осилила язык.

Верный друг

Если рядом есть милый
Кот
Или верный твой друг —
Собака,
Значит кто-то тебя
Ведь ждёт
Из оконного полумрака.

И не всё так грустно
Вокруг
И не всё одиноко
В мире,
Если в доме есть
Верный друг
… показать весь текст …

По дымящейся автостраде
пробегали стада стальные.
Всем куда-то им было надо,
все зачем-то они спешили…
Вдруг ворвались в рутину страсти:
будто с неба, упав спросонок,
посредине проезжей части
оказался «слепой котёнок».
Кто-то выбросил бедолагу,
на ходу разрешив проблемы.
Пощадит ли Господь бродягу,
выбрав лучшее из дилеммы?
… показать весь текст …

Хоть не болтливая собака,
но понимает все, однако
и взглядом, жестом выражает,
порыв души, а слов… не знает)))

Лежу на полу.
Здесь по крайней мере тепло, а я замёрз ужасно. Трогать меня боятся, я понимаю. Пусть я слабый и голодный, но зубищи-то мои при мне, никуда не делись.
Обходят стороной, опасаются. Правильно делают.
— Маш, зови Васильича из подсобки, пусть прогонит эту псину! Кто её сюда пустил, хотела бы я знать!
Никто не пустил. Я сам зашел за кем-то следом. Кто ж меня пустит.
Лежу. Греюсь. Боюсь. Виду не показываю.
_________________

Я долго колебалась — цепочка или браслет. Цепочк…
… показать весь текст …

Бессонная ночь или голубенькие глазки

Мы за два рубля купили кошку,
а теперь проблем у нас — на сто!
Ведь ее не выбросишь в окошко,
не вернешь хозяйке ни за что.

Мы тогда совсем не ожидали,
Что котенок будет так игрив.
но её ночные игры нас достали!
Плюс весна и гормональный взрыв!

Мы давно привыкли к нашей Ланке,
И понятно, что обратно не вернем.
Но надоели «шоу» мелкой хулиганки:
ведь этой ночью снова не заснем!
… показать весь текст …

Сия поучительная история случилась, когда рассказчику, то есть мне, было всего-то годика четыре, ну, может пять, на пределе.
Ввиду абсолютной молодости и вредности отпрыска, а также молодого состояния родителей, дитятко было успешно отправлено к дедушке и бабушке в деревню.
Наслаждаясь природными ландшафтами и вкусными бабушкиными пирожками, ребенок не забывал проявлять настойчивую любовь и научное любопытство к флоре, а особенно к фауне. А больше всего он полюбил ставить научные эксперимент…
… показать весь текст …

***
Была у меня как-то кошка. У этой королевы вообще с едой были особые отношения. Она ее не любила. От слова совсем. Никакую. Чтоб она хоть что-то пожрала, нужно было её поймать и запихать первый кусок в рот, при этом она орала и царапалась. Ну, после первого куска, кое-как распробовав, таки начинала есть.
Ничем не болела, ветеринар поставил единственный диагноз — дура. Который, в последствии, только подтверждался. Зато красивая была.

***
Был у меня кот. На еду сие чудо было очень вредное — подавай нам к столу свежеиспеченный турецкий батон, добавленный в вареную свежайшую кильку. В край обнаглев, кот начал есть только с ложки, подносимой ко рту. И вот, родители уехали на отдых. Я, как не умеющая готовить особа, с едой не заморачивалась. Родители приехали через 2 недели — открыв дверь, и, увидев картину, как кот трескает огуречные жопки в прихожей с пола, они поняли, что век аристократии подошел к концу…

Братья наши меньшие

Домашние животные вносят в нашу жизнь разнообразие. Некоторые хлопоты, сложности и неудобства компенсируются той радостью, которую приносит общение с четвероногим другом. А если возникнет опасность, даже самая маленькая и слабая собака самоотверженно бросится на защиту любимого хозяина.

Помните сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», где Лис наставляет Маленького принца быть в ответе за тех, кого он приручил.

Братья наши меньшие требуют заботы, внимания, времени и средств.

Помните: вы получите от своего домашнего питомца то, что сами в него вложите.

Обязанности владельцев животных

Содержание собак и кошек в свою очередь требует соблюдения ряда правил, чтобы не доставлять беспокойства другим. Вот некоторые из них:

Владельцы животных обязаны:
Регистрировать их в течение 5 суток со дня приобретения. Регистрация собак проводится в жилищно-коммунальных службах, взимающих квартплату с выдачей регистрационного удостоверения на собаку и жетона.

Не допускать загрязнения собаками и кошками квартир, лестничных клеток, лифтов, подвалов и других мест общего пользования в жилых домах, а также дворов, детских площадок, тротуаров, улиц.

При выгуле животных иметь совок и полиэтиленовый мешок для сбора и утилизации собачьих экскрементов.

Выводить собак в места общего пользования (двор, улицу и т.д.) только на коротком поводке и наморднике, исключая щенков до 3-месячного возраста и декоративных собак.

Перевозить животных крупных пород в намордниках и на коротком поводке в сопровождении взрослого лица, на задней площадке салона. Собак декоративных пород, щенков, кошек, пушных зверей перевозить в сумках, корзинах, мешках, клетках и т.п.

Выгуливать собак в местах, отведенных для этих целей. Принимать меры к обеспечению тишины.

Сообщать в ветеринарное учреждение о каждом случае заболевания или падежа животного.

Предоставлять по требованию ветеринарных специалистов собак и кошек для проведения предохранительных прививок против бешенства, осмотра, диагностических исследований и лечебно-профилактических обработок.

Запрещается:
Содержать незарегистрированных собак.

Приводить животных в магазины, на предприятия общественного питания и бытового обслуживания населения, в места отдыха людей.

Содержать животных в местах общего пользования жилых домов: на лестничных клетках, чердаках, подвалах, коридорах, на балконах и лоджиях.

Купать собак в местах массового купания.

Следует помнить, что собаки и кошки, находящиеся без владельцев на улицах, в скверах, во дворах, садах, парках, на бульварах, рынках и в местах общего пользования жилых домов, подлежат отлову.

В городе Минске введена специальная регистрация бойцовых и других пород собак, представляющих опасность для населения. Владельцы собак, уклоняющиеся от регистрации собак и специальной регистрации бойцовых и других пород собак, представляющих опасность для населения, от уплаты сбора и допустившие нарушение правил их содержания, привлекаются к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере до десяти базовых величин (статья 15.47 Кодекса об административных правонарушениях).

С владельцев собак ежемесячно взимается сбор в зависимости от пород.

Рекомендации владельцам животных

При выборе собаки вы должны учесть, что характер животного должен соответствовать характеру его хозяев, образу жизни семьи, ее привычкам.

Если у вас артистическая натура, вы любите участвовать в художественной самодеятельности, ни один праздник не обходится без вас, вам необходим друг, который способен ценить ваши таланты. Этот друг — пудель. Потому что, по мнению знатока животного мира Альфреда Брема, именно пудель способен проявлять в нужную минуту сочувствие, смеяться, плакать, ликовать от счастья, как истинный актер.

Если вы одиноки, жалуетесь на здоровье и уже не решаетесь совершать длительные прогулки, заведите себе японского хина, который прекрасно обходится без прогулок на свежем воздухе. Или мопса. Псы этой породы всегда веселы, энергичны, подвижны и ласковы с хозяином. Они будут развлекать вас.

Если вы заведете шпица, знайте, что эти собачки очень чутки. Своим внезапным беспокойным поведением они предупреждают хозяина не только о грозе, но и незваном госте.

Если вы захотите иметь надежную охрану (но, конечно, не злую собаку, надписями о которой на воротах пугают прохожих), то ирландский терьер с достоинством выполнит эту миссию. Он не только станет охранять дом, но уничтожит в нем всех крыс, а с домашними животными будет жить в мире и дружбе.

Самые меньшие братья

Размышления о растениях в контексте литературы – духовной и художественной

Братья наши меньшие – так в странах христианской культуры называют животных, в особенности, разумеется, домашних. Растения у нас принято называть более обтекаемым, в сущности, мало обязывающим выражением “зеленые друзья”, однако почему бы и не присвоить им “звание” самых меньших братьев?

Дело даже не в том, что это вполне соответствует положению вещей в мире и поэтому укладывается в русло естественнонаучных теорий, а в том, что такое название, как представляется, соответствует тому глубинному осознанию роли растений в жизни человека, которое проявляется в литературе. В этой статье мы и будем говорить в первую очередь о том, какими глазами смотрит на растения литература – и не только художественная.

В Библии, описывающей движение человечества к Богу, растениям уделяется достаточно места, чтобы можно было понять, насколько важна их роль в жизни человека. Растения часто упоминаются в притчах; так, в 4-й главе книги пророка Ионы пророк огорчается и раздражается оттого, что жители Ниневии покаялись перед Богом, и Тот пощадил город. Бог же произрастил большое растение, чтобы Иова укрывался в его тени от зноя, а на следующий день сделал так, что растение засохло, и раздражение пророка достигло от этого крайних степеней. И тогда Бог сказал ему, что если он так сокрушается о растении, то как же Ему, Богу, не жалеть города, в котором более ста двадцати тысяч человек и множество скота? Тем самым все живые существа – люди, животные, растения – выстраиваются в одну цепочку потому, что все они достойны любви и сожаления.

Читайте также:  Украшаем дом с помощью декупажа

Этот библейский афоризм широко известен в цивилизованном мире. Незнакомство с ним людей, хотя и образованных, но получивших атеистическое воспитание, привело к комическому казусу: один из лучших романов известного американского фантаста Клиффорда Саймака был назван им парадоксальным образом “Всякая трава – плоть”, потому что в нем речь идет о мыслящих растениях. Эти слова, очевидно, поставили переводчика и издателя в тупик, и они не нашли ничего лучшего, нежели выпустить в свет русский перевод под бледным и невразумительным названием “Все живое. “. Так и теперь издают.

Но не только хрупкость растений привлекает внимание Библии; в ней подчеркивается и их невероятная жизненная сила – на этот раз в сравнении с духовными возможностями человека. Здесь на первый план выступает способность маленького зернышка развиваться в мощное дерево или приносить обильные плоды, хотя последнее происходит не всегда. В притче о сеятеле говорится о том, что семя, посеянное при дороге, поклевали птицы; посеянное на неглубокой, каменистой почве быстро взошло, но ростки увяли под лучами солнца; посевы среди сорняков были заглушены ими, и только то зерно, что было посеяно в хорошую, “добрую” землю, проросло, вызрело и дало плоды. Значение этой притчи Христос объясняет так: если человек слышит Его слово и не понимает, то враг рода человеческого вытесняет слово правды, как птицы клюют зерно при дороге; если это слово человек даже и принимает с радостью, но при гонениях отступает, то слово было посеяно как бы на камне; посевы в сорняках означают, что человек слишком заботится о материальном, временном – богатстве и успехе, и его благие мысли и намерения оказываются бесплодными.

Таким образом, эта притча говорит о том, что только постоянный и разумный человек способен утвердиться в правде и усвоить ее себе на благо. Масштабы же этого блага, перерастающие сферу земной жизни и выводящие человека в вечность, рисует притча о горчичном зерне, которая говорит о том, что если человек усвоит хотя бы крохотное зернышко веры в вечную жизнь, то эта вера вырастет в мощное дерево и даст свои плоды – вечное спасение. Таким образом утверждается в Библии принципиальная схожесть растения и человека, состоящая в том, что они созданы единым Творцом, подчиняются общим законам бытия и достойны любви и внимания.

Наверное, самая известная (если судить по числу упоминаний в литературе) из подобных Евангельских притч – это притча о лилиях полевых (Мф 6:28 и сл.). В греческом оригинале Евангелия в этом месте стоит слово, способное обрадовать любителей комнатных растений: кринум, обозначающее сейчас хорошо известное декоративное крупноцветковое растение. Правда, Библия, мягко говоря, значительно старше классификации Линнея, поэтому о каком точно растении здесь идет речь, выяснить затруднительно. Эту маленькую притчу хочется привести целиком:

“. Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!” В притче заключается цепочка сравнений: лилии по красоте и великолепию сравниваются с царем Соломоном; по хрупкости своего существования – с людьми, что нам уже знакомо. Далее же следует весьма замечательное утверждение: Бог заботится о людях куда больше, чем о прекрасных цветах, и дает им больше, нежели блистательную, но эфемерную красоту.

Литературная виртуозность этой притчи (отмеченная в свое время Г. К. Честертоном) сделала ее, если можно так сказать, персонажем известного романа другого знаменитого американского фантаста, даже более известного у нас, чем К. Саймак. Речь идет о Рэе Бредбери и его книге “451° по Фаренгейту”, – мрачной антиутопии, на которую все более и более походит наша жизнь. В романе рассказывается о мире, где царят высокие технологии, где люди не мыслят жизни без телевизора, а телеэкраны тем временем стали огромными, как стены, и в моду входят “гостиные”, все четыре стены которых – это экраны, с которых виртуальные “родственники” ведут с хозяевами дома долгие бессмысленные разговоры, до боли напоминающие тексты нынешних “мыльных” сериалов. В этом мире человеку не разрешается оставаться наедине с собой, со своими мыслями, с природой (а значит – и с Богом); пешеходные прогулки заставляют полицию присматриваться к тем, кто не желает разъезжать на автомобилях со все более нечеловеческими скоростями: эти люди считаются подозрительными, и если их сбивает машина, общество вздыхает с облегчением. Реклама, световая, звуковая, цветная, лезет в глаза и уши на каждом шагу, в доме, в городе, в метро, и от нее некуда деться. Но главное в этом выморочном мире – строжайший запрет на чтение книг, даже на наличие книг в доме. По любому анонимному доносу к преступному владельцу книг выезжает пожарная команда и сжигает вместе с книгами дом, а если владелец не проявляет раскаяния, то и его самого. Эти пожарные просто не знают, что когда-то их работой было тушить пожары; теперь их единственная задача – жечь книги.

Вспомнив о Бредбери, нельзя не привести его замечательный рассказ “Зеленое утро”, в котором самые меньшие братья человека, пусть и огромные, оказались в состоянии преодолеть чуждость Марса, чтобы придти на помощь человеку. Содержание этого рассказа вкратце таково: человек стремится вырваться с Земли, утратившей обаяние природного мира, все свои силы и средства вкладывает в полет на Марс. и выясняется, что он не может там жить: слишком мало атмосферного кислорода, старая планета утратила растительность. Здесь он обречен на жизнь инвалида, на Земле – даже если он сможет туда добраться – он будет нищим и несчастным. И тогда он просит дать ему мотоцикл и семена земных деревьев и уезжает один (с небольшим запасом кислорода, чтобы дышать, когда уж совсем невмоготу) в марсианскую пустыню. И день за днем сеет, а земля позади него остается все такой же сухой и безжизненной, и дождя все нет и нет. Наконец, на грани отчаяния, он в один из вечеров засыпает у костра. А ночью идет дождь, и утром обнаруживается, что таинственная планета с благодарностью приняла семена из другого мира и взрастила их с невероятной скоростью. Один из заключительных абзацев рассказа таков:

Утро было зеленое. Насколько хватало глаз, к небу поднимались деревья. Не одно, не два, не десяток, а все те тысячи, что он посадил, семенами или саженцами. И не мелочь какая-нибудь, нет, не поросль, не хрупкие деревца, а мощные стволы, могучие деревья высотой с дом, зеленые-зеленые, огромные, округлые, пышные деревья с отливающей серебром листвой, шелестящие на ветру, длинные ряды деревьев на склонах холмов, лимонные деревья и липы, секвойи и мимозы, дубы и вязы, осины, вишни, клены, ясени, яблони, апельсиновые деревья, эвкалипты – подстегнутые буйным дождем, вскормленные чужой волшебной почвой”.

Не правда ли, замечательная иллюстрация к словам о семенах, павших на добрую почву? Неудивительно, потому что Рэй Бредбери – не только писатель, но и христианский проповедник, и библейское понимание сосуществования природы и человека для него естественно и органично; он и сам чувствует и умеет показать, как помогают человеку его собратья по творению, пусть и лишенные разума, но не лишенные любви и красоты, как они умеют отвечать добром на доброе отношение к себе. В сущности, любить растения очень просто – нужно всего-навсего давать им жить.

Знаменательно отношение к растениям святителя Луки (Войно-Ясенецкого), выдающегося ученого-медика и иерарха-исповедника. Владыка пишет:

“В молитве Святому Духу именуем Его подателем жизни. И если даже в неорганической природе так ясно присутствие Духа, то, конечно, и растения и животных надо считать одухотворенными. Самый общий, самый распространенный в природе из всех даров Святого Дyxa есть дух жизни, и он, конечно, свойственен не только животным, но и растениям . весь растительный и животный мир обладает по крайней мере низшим из даров Святого Духа – духом жизни”*

Мотив любви к цветам человека в беде – пожалуй, один из самых распространенных в мировой литературе. В сказочном мире, созданном пером Андерсена, больной ребенок в каморке под крышей любуется побегом в ящике за окном, а куст роз в “Снежной королеве” (особенно в переработке этой сказки Евгением Шварцем) становится центральным символическим двигателем всего сюжета. Однако совершенно особняком в сказочном саду Андерсена расположен печальный уголок, где разыгрывается действие одной из сказок, в которой много грусти и мало волшебства. Все там очень “жизненно”, как любят говорить некоторые критики: дети посадили в клетку птичку и поместили туда же кусочек дерна с полевой маргариткой, чтобы было красивее. А потом они уехали на воскресенье, забыв и про птичку, и про цветок. Птичка, погибая от жажды, тем не менее не тронула цветка, хотя выщипала всю траву. Они очень жалели друг друга, но поделать ничего не могли. Птичка умерла, маргаритка завяла. Вернувшиеся дети устроили птичке торжественные похороны – еще бы, какая интересная игра! А цветок просто выбросили.

Казалось бы, зачем все это? Как-то даже неловко после всех ужасов, которые натворили за прошедшие чуть ли не два века и взрослые, и – увы! – дети. Но давайте подумаем: может быть, оттого и происходят ужасы, что на “пустяки” внимания не обращают? Может быть, стоит встревожиться наконец оттого, что уже лет двадцать, как наши школьники в списке необходимых, на их взгляд, человеческих качеств доброту, как правило, опускают? Может быть, воспитание сердца все-таки необходимо? Вот и датский сказочник прошлого века умудрился показать связь бессердечия с безответственностью, жестокостью, эстетической тупостью, наконец – а при таком синдроме какой разговор может быть о полноценной личности.

К сожалению, современная художественная литература оставляет впечатление, что ей не до растений; в мире постмодернистских построений и людям-то выжить тяжело. Литература же, которую можно условно обозначить как познавательную, либо повествует о “пользе”, которую можно извлекать из растений, либо оценивает их с точки зрения их “оккультной” ценности. Это, разумеется, достойно сожаления, но тем не менее утверждает растения в статусе самых меньших братьев: как и мы, они страдают от гримас общества потребления и мучаются в окружении неоязычества. Но поскольку не твари определяют судьбы творения, а Сам Творец, нам в нашем отношении к растениям полезно помнить, что они были – и будут! – лучшим украшением Райского Сада.

*Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Дух, душа, тело. Б. м., б. д. – с. 72, 75.

Фото на заставке: flickr.com, Matt Cohen , цветок кринум, “герой” притчи Христа о лилиях полевых (Мф 6:28).

Фрагмент статьи из журнала “Альфа и Омега” №3 (21) 1999 г.. Опубликована в 1(9) номере “Фомы” за 2000 г. с согласия автора

Напоминаем нашим читателям, что непосредственно через наш сайт, можно:

Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!

Ссылка на основную публикацию