Ребенок в новом коллективе: советы родителям

6 советов, как помочь ребёнку адаптироваться в новом классе

6 советов, как помочь ребёнку адаптироваться в новом классе

Ребёнок идёт в новый класс и ему нужно помочь сориентироваться. Фразы «Третий „Г“ по коридору налево» здесь будет недостаточно. В ответственный для семьи момент постарайтесь изолировать от семьи двоюродного дядю из дальнего пригорода, который всё время рассказывает, как он в детстве бил новичков и отличников, и перестаньте напевать песню: «Кто на новенького? Уноси готовенького!». Более ценными советами Инна Прибора вместе с психологом Инной Беляевой делятся ниже.

Почему ребёнку нужна помощь

Оказаться в незнакомом коллективе и работать в нём — сильный стресс для любого человека, а особенно маленького. Основные причины для тревог: как тебя примут, как оценят и что подумают про портфель с пришитым портретом плюшевого министра образования. Главная родительская роль сейчас — поддержать ученика, а не гудеть про испачканный воротничок рубашки. Незаменимой может стать поддержка учителя, особенно если он испытывает симпатию к ребёнку и к вам, но на это не всегда приходится рассчитывать.

Чтобы вписаться в любой коллектив, нужно пристально взглянуть на него и оценить, чем тут живут эти ребята в майках «Служу сатане»

Выясните, какие здесь нормы, правила, ценности. Нужно ли приседать и кланяться старосте, бросаться мокрой губкой или покачивать головой в такт речитативу биологички. Прикиньте, каковы опасности, с которыми может столкнуться ребёнок в этой компании и выработайте способ интеграции.

В интеграции ребёнку должны помочь его навыки, сильные стороны и ваша поддержка. Задача родителя состоит именно в том, чтобы мягко в беседах о детях, о классной рутине, об отношениях в классе помочь ребёнку разобраться в новой среде и выработать подходящую стратегию. При этом беседы о классной рутине не должны быть посвящены урокам и оценкам («Как? Тройбан по лит-ре?» — не самое выгодное начало для ободряющего разговора). Конечно, и эти волнующие вопросы можно обсуждать, но заход про оценки не поспособствует адаптации.

Что делать?

1. Нужно помнить, что отношения с ребёнком у учителей начинается с отношения «учитель — родитель».

С точки зрения авторитетного психолога Гордона Ньюфелда, это называется «передача привязанности». Суть приёма в том, что родитель должен пойти и подружиться с учителем. Наверное, не стоит заявляться с ящиком пива в дом к Елене Альбертовне, но вы всегда можете прийти в школу, рассказать о том, что вас очень интересуют проблемы школы, Елены Альбертовны и всех детей мира, что вы пишете научную монографию, статью об ответственных учителях, изучаете условия зимовки завучей, рисуете портреты женщин в очках или даже хотите предложить свою помощь, в основном моральную. Но можете передвинуть и вот этот аквариум.

2. Второй пункт по меткому выражению того же Ньюфелда называется «сватовство».

Процесс двухсторонний: учителю вы сватаете ребёнка, а ребёнку, уже потом, дома, учителя. Учительнице будет нелишним узнать, как ваш школьник волнуется, задаёт вопросы про учительницу, ждёт торжественного дня, выбирая ромашки. Расскажите ей, что вы чувствительная мать, а ваш ребёнок — ранимый человек, и не вынесет обычной для их школы традиции катания новеньких в тазу с лестницы. Ребёнка тоже успокойте: «Я рассказала Елене Альбертовне о твоём интересе к тритонам и лягушкам. Она с трепетом ждёт тебя и даже приготовила лучшее место в задних рядах».

3. Попробуйте договориться с учительницей о том, чтобы она дала вам возможность представить ребёнка классу.

Иногда учителя и сами просят рассказать новенького о себе или пытаются сообщить классу о человеке что-то ещё кроме фамилии и инициалов. Но у вас это точно получится лучше. Во время сватовства скажите, что вы и сами как раз замечательный профессионал, почётный рекламщик, и если вам удаётся продавать простакам электрические ватные палочки, то уж ребёнка вы сумеете представить в самом выгодном свете.

Родителям экстравертного склада будет просто выступить перед классом с рассказом о семье, общих интересах и увлечениях ребёнка

Интроверты и те, кто до сих пор боится отвечать у доски, могут собрать несколько предметов, которые расскажут о ребёнке (теннисный мяч, магнитик с гербом Серпухова и кусок шкуры буйвола), или сделать презентацию в «Пауэр Пойнт».

4. Новенький пошёл учиться. Уделите время совместным обсуждениям школьной жизни.

Не устраивайте допрос, а искренне интересуйтесь всеми важными мелочами: что ел? смеялся ли в школе? а над чем? было ли что-то огорчительное? Есть такая игра: взять список одноклассников и пройтись с ребёнком по фамилиям: как ты думаешь, кто из них кто? Кто отличник? Кто забияка? Кто шут? Кто с кем дружит? Предположи, с кем подружишься ты? Не забудьте, естественно, сообщить, что это первое впечатление, и все потом изменится. Интересно будет посмотреть, как ситуация сложится на самом деле.

Не забудьте и правда потом посмотреть и обратить внимание на то, что мальчик с фамилией Шкуродёров окажется застенчивым скрипачом и лучшим приятелем вашей дочери

Если у вас есть фото одноклассников (в сети, например) попробуйте вместе совместить имена с фотографиями. Это поможет вашему ребёнку лучше запомнить других детей, создаст у него ощущение, что они знакомы, а ещё и заставит его обращать внимание на одноклассников, подмечать черты характера, думать, а какие они? В общем, отвлечёт от тягостных размышлений «видно ли со стороны, что у меня одно ухо оттопыривается».

Пока вы каждый день болтаете о школе, расскажите свои истории, или вспомните сюжеты книжек и кино. Обратите внимание на актуальных для ребёнка героев.

5. На время школьной адаптации создайте дома атмосферу сплошного принятия.

Отмените давление, строгие нравоучительные беседы и критический подход к порядку в детской комнате. Пусть во всех комнатах квартиры пока царят исключительно любовь и восхищение ребёнком.

Проявляйте больше участия в ребёнке, проводите мероприятия по снятию стресса

Ходите в долгие семейные прогулки, катайтесь на каруселях, ловите в обнимку покемонов, медленно читайте вслух, завернувшись всей семьёй в плед, и каким-то образом держите при этом чашку с ароматным чаем, ешьте мороженое, зарывшись в кучу жёлтых листьев. В общем, имеет смысл вести себя так же глупо, как улыбающиеся люди из мотиваторов в ленте фейсбука. Хвалите ребёнка, давайте ему позитивную обратную связь, даже когда мороженое упало в чай, а чай в плед, вы лишь улыбаетесь, а не орете.

6. Когда ребёнок идёт в школу, не забудьте дать ему какой-то артефакт, дающий силу.

Маленький сувенир, который напоминает о вас, о семейном путешествии, о чем-то важном для ребёнка. Положите ему в рюкзак записку с ободряющими словами, музыкальную шкатулку, статуэтку двуглавого орла, наклейку «спасибо деду за победу», сушёную голову змеи. Кроме стратегии поведения, у человека должен быть ресурс, на который можно опереться. Дом, семья, культура, прочитанные книги, любимые истории, стихи и песни — это хорошая опора, которую ребёнок носит с собой в любой непонятной ситуации.

Ребенок в новом классе
консультация по теме

Чаще всего успешной адаптации мешает именно тревога родителей. Если вы очень переживаете по поводу школы, сначала справьтесь со своими чувствами. Вы опасаетесь, что вашему ребёнку будет труднее в новом классе? Боитесь, что его будут обижать? Не готовы к тому, что у него может поменяться статус в новом коллективе? Тревожитесь, что его станут слишком сурово наказывать? Нервничаете по поводу того, что другие дети научат его каким-то плохим словам или поступкам?

Скачать:

ВложениеРазмер
vash_rebenok_v_novom_klasse.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Ваш ребенок в новом классе!

(рекомендации родителям в помощь для

адаптации ребенкав новом классном коллективе)

Здравствуйте, уважаемые родители детей, оказавшихся в новом для себя классном коллективе! Сейчас во многих образовательных учреждениях вынуждены сливать маленькие классы, чтобы обеспечить наполняемость класса в 25 учеников. Каждый из вас беспокоится, сможет ли ваш ребёнок достаточно быстро и безболезненно адаптироваться к переменам в его новой «школьной» жизни. Поэтому мы продолжаем разговор с вами о том, как нам, родителям помочь своим детям в этом сложном процессе.

Чаще всего успешной адаптации мешает именно тревога родителей. Если вы очень переживаете по поводу школы, сначала справьтесь со своими чувствами. Вы опасаетесь, что вашему ребёнку будет труднее в новом классе? Боитесь, что его будут обижать? Не готовы к тому, что у него может поменяться статус в новом коллективе? Тревожитесь, что его станут слишком сурово наказывать? Нервничаете по поводу того, что другие дети научат его каким-то плохим словам или поступкам?

Не стесняйтесь этих чувств и фантазий. Всем любящим родителям пришлось пройти через эту стадию. Вам тоже нужно время, чтобы привыкнуть к мысли, что ваш ребенок уже подрос и вступает в новую фазу самостоятельной жизни. Понадобится время, чтобы обсудить свои чувства с близкими, посмеяться над своими страхами, поговорить с будущими учителями. Встретившись с преподавателями заранее, вы сможете лучше понять, кому вы доверяете своего ребёнка. Сможете спросить, сколько детей в классе; что обычно делают, если кто-то заболел, подрался; каким образом связываются с родителями в экстренных случаях?

Ответы учителей помогут вам принять правильное решение. Когда вы сами почувствуете уверенность, то сумеете передать своё спокойствие ребенку – школьнику.
Психологи утверждают, что чем проще и обыкновеннее будет выглядеть ваш ребенок, тем легче ему будет найти своё место среди ровесников. Ребёнок, у которого чересчур яркая дорогая одежда, необычные, привлекающие внимание карандаши, пеналы, тетради, банты, становится похожим на яркую бабочку, он привлекает к себе слишком пристальное внимание и легко становится объектом насмешек. В стремлении к сплочению детский коллектив быстро разделяет массу на «своих» и «чужих». В «свои» попадают те, которых большинство. В «чужие» записывают меньшинство – скажем, ребёнка с явным физическим дефектом или единственного мальчика во фраке и с бабочкой среди детей в майках и джинсах.

Если ваш ребёнок неминуемо относится к меньшинству (слишком полный или слишком маленький ростом, единственный представитель другой национальности в классе и т.п.), то придётся заранее встретиться с педагогами и рассказать им, как вы помогаете ему справиться с его сложностями. Расскажите, как вы учите его преодолевать смущение и защищать своё достоинство. Спросите у педагогов, как они решают подобные проблемы, не стесняйтесь откровенно рассказать и обратить их внимание на проблемы своего ребенка.

После тщательной подготовки ребёнок приходит в новую школу или новый по составу класс. И вот – момент, которого вы так боялись. Ребенок начинает заметно нервничать перед тем, как идти в школу, может даже отказываться идти в новый класс. Для разрешения подобных трудностей имеет смысл придерживаться простых правил:
1. Готовьте ребёнка к событию заранее.
2. Поднимите ребенка пораньше, чтобы у него было время спокойно умыться, одеться, позавтракать, полностью проснуться и немножко с вами подурачиться. Зарядившись с утра положительными эмоциями, он куда легче перенесёт грядущее волнение.
3. На прощание дайте ребёнку сюрприз: маленький подарочек, смешной рисунок или забавную печатку на ладошку. Подбодрите его и будьте позитивны и спокойны сами.
4. Пожелайте ему доброго дня, скажите, что любите его. Спокойно обнимите и уходите, помахав рукой.

После того, как ваш ребенок придёт домой, спросите, что хорошего у него сегодня произошло. Постарайтесь не торопить с ответом и внимательно выслушайте рассказ.

Для успешной адаптации ребёнку нужно научиться проявлять гибкость, оптимизм, чувство ответственности. Ему необходимо выработать умение переключаться с одного вида деятельности на другой. Именно вы должны научить ребенка тому. Что все люди разные и не все должны нам нравиться, но мы должны быть терпимыми к окружающим и уметь находить общий язык.

Поддержка всей семьи, мягкий юмор, терпение и доброжелательность, спокойствие и готовность дать маленькому человеку больше самостоятельности в выполнении домашнего задания и подготовке к следующему учебному дню непременно сделают его более защищённым и уверенным в своих силах.

Дорогие родители, очень важно, чтобы именно вы, родители, были позитивно и терпимо настроены по отношению к новым одноклассникам и новым педагогам вашего ребенка. Чтобы во всех возможных конфликтных ситуациях безоговорочно не становились всегда на сторону своего ребенка, а пытались рассмотреть ситуацию объективно. Важно, чтобы именно вы, мама и папа, подавали своему ребенку нужный пример уважения, терпимости и принятия окружающих людей.

На своем примере вы, родители, способны показать своему ребенку, что, то, как к человеку относятся члены его коллектива, в котором ему предстоит находиться во многом зависит от него. А ведь впереди у вашего ребенка еще множество опытов адаптации к новым коллективам: новому классу в старшей школе, курсу в ВУЗе, трудовому коллективу, семье, наконец, которую он будет создавать самостоятельно, и т. д.

ПОМНИТЕ: ответственность за воспитание ваших детей несёте полностью ВЫ, РОДИТЕЛИ! Только ВЫ и никто другой! Дети копируют поведение взрослых в семье. Они видят то, что вы хотите скрыть от них. Вольно или невольно они перенимают опыт своих родителей.

Эту же мысль несёт в себе стихотворение Себастьяна Бранда, которое я адресую вам и себе, конечно, как маме:

Ребенок учится всему,

Что видит у себя в дому

Родители – пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб

Пусть помнит, что

С лихвой получит

От них все то, чему их учит.

Мы за дела свои – в ответе

Легко толкнуть Детей – на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом…

Итак: ВСЁ – и хорошее, и плохое – человек получает в семье. ЭТО ВАЖНЕЙШАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ.

ПОМНИТЕ: Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда разговариваете с ним, поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете – всё это имеет большое значение для вашего ребёнка. И ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия.

Статью подготовила классный руководитель 6 класса МБОУ «Гимназия г. Алдан» М. И. Витевская по материалам журналов «Мамина школа» и «Учительской газете».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал будет полезен родителям “новичков” в школе. Статья содержитНесколько коротких правил для родителей. Советы родителю на адаптационный .

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся.

Возраст детей: 15-16 лет.Тема:«Права ребенка в новом веке»Перспективная цель: Познакомить детей с основным законом – Конституцией России.Актуальная цель: Дать представление о правах ребенка.Зада.

Как сделать подарок к новому годуЭнциклопедия людей и идей: Новый Год 2014. Встреча Нового 2014 года. Поздравления с Новым Годом 2014. Стихи к Новому году. Новогодние тосты, рецепты Мясо запеченное по.

Подарок на новый год женщине 40 летКаждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. И не потому, что традиция у нас такая, а потому, что каждый раз, спрашивая у жены разрешения привести на праздник д.

Рабочая программа учебного курса алгебры для 7 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, на осн.

Цель: познакомить с основным законом – Конституцией России.Задачи: дать представления о правах ребенка; объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; формировать предст.

Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе

Переезд, смена места жительства всегда влечет за собой стресс. Особенно ярко он проявляется у маленьких детей, которые еще не понимают всех причин переезда. В новом детском саду все не так, по-другому.

Дети не сразу принимают в компанию, воспитательница ведется себя иначе. Короче говоря, ребенка взяли из привычного мира и поместили в другой, совсем чужой. Снова начнется адаптация, но теперь больше шансов, что она пройдет без особых проблем. Все зависит от уровня психологического развития ребенка.

Сейчас ему особенно тяжело, так что родители должны уделять малышу много внимания. В новом садике нужно со всеми подружиться, найти общий язык. С вашей помощью ребенку будет гораздо легче справиться с этой сложной задачей.

Переход из садика в садик

Вы решили переехать. Конечно, это, может быть, очень радостное, позитивное событие. Например, новая хорошая квартира, престижный район. Но маленький ребенок дошкольного возраста (3-6 лет) еще не очень понимает, что же происходит. А вы уже решили его судьбу: малыш переходит в новый детский садик.

Для детей 2,5-3 лет этот процесс может быть практически незаметным. Появляются новые лица, игры, но атмосфера остается практически неизменной. В новом детском саду все так же, как и в старом. Что ж, это значит, что адаптация проходит очень успешно.

Для детей постарше это может быть весьма болезненный процесс. Тут дело даже не в том, нравится или не нравится садик. Они привыкли к друзьям, завязали с ними прочные отношения. Полюбилась воспитательница, нянечки, садик. А теперь, без объяснения причин, пришлось все это оставить. Для детей 4-5 лет перемена места может быть весьма сложной. Родителям необходимо подойти со всей серьезностью к проблемам ребенка.

Повторная адаптация

Когда вы впервые отвели малыша в садик, то уже столкнулись с первичной адаптацией. Смена стиля жизни, режима, питания… Все поменялось очень резко. Первые несколько недель для ребенка и его родителей прошли тяжело. Возможно, он не понимал, что вообще делает в детском саду.

Для ребенка нет ничего очевидного в том, что он теперь «взрослый», пора идти в садик. Он часто задает вопросы: почему нельзя остаться дома? Со временем происходит полная адаптация (в большинстве случаев). Малыш привыкает, ему даже многое в садике нравится: уроки, творчество, игры, прогулки, появились и товарищи.

Все выглядит так, будто проблемы кончились. А потом вдруг приходится менять садик. Так уж получается, ведь возить малыша через весь город в старый сад никак не выйдет. Привычная жизнь опять переворачивается с ног на голову.

Взрослым людям гораздо проще принять перемены: они психологически к ним готовы. Они понимают необходимость, оценивают выгоду от перемены места. Конечно, всегда жаль оставлять любимую работу, привычный коллектив, но явный карьерный рост и повышение зарплаты манят нас перейти на другое место. Для маленького ребенка все это совершенно незнакомо. Он снова проходит адаптацию, только теперь не к садику, а к месту.

Новые друзья

В вашем первом садике все дети пришли в группу в одно и тоже время. А значит, подружиться было проще. Их объединяли общие интересы, они в одно время познакомились друг с другом. Теперь же, получается, другая ситуация: коллектив уже сформировался, а ребенок должен влиться в него. Чем младше ребенок, тем проще для него проходит адаптация в коллективе. Дети просто предлагают дружить и начинают играть вместе.

Если же в новом детском саду уже есть свои группки друзей, дети давно общаются, то часто свое место в новом коллективе приходится «завоевывать». Этот момент зависит от психического развития ребенка и готовности к социальной жизни. Первый садик должен был научить его знакомиться, общаться, строить дружеские отношения. Если первичная адаптация прошла без проблем, то и здесь трудностей быть не должно.

Привыкнуть к воспитательнице

Никто и не говорил, что новая воспитательница будет хуже. Иногда она, наоборот, более молодая, активная, больше времени проводит с детьми. Ребенку привыкнуть к новому взрослому должно быть легче, ведь воспитатель обычно идет навстречу новенькому. Помогает влиться в коллектив, устраивает для детей знакомство с новичком. Хотя привязанность к своему первому воспитателю все время будет провоцировать сравнение.

Здесь есть опасный момент, за которым необходимо следить не только воспитателю, но и родителям. В новом детском саду малыш может отказываться слушаться воспитателя. Мотивирует он это тем, что «в старом садике воспитательница была лучше».

Родители не должны поощрять такое поведение или списывать его на адаптационный период. Важно дать понять, что любить своего прошлого воспитателя — это хорошо, правильно, нормально. Можно даже несколько раз навестить свой старый садик, поговорить с прошлым воспитателем. Квалифицированный новый воспитатель, конечно, сумеет завоевать доверие ребенка со временем.

Но новый воспитатель обязательно должен иметь авторитет у ребенка. Формирование уважительного отношения ко взрослым, понимание роли учителя идет именно из детского возраста.

Нет смысла требовать уважение к учителю в школе от малыша, которого не научили этому заранее.

Помощь родителей

Без помощи родителей очень сложно адаптироваться в новом детском саду. Возможно, ребенок еще никогда не переживал такой ситуации, как смена места. Необходимо помочь ему справиться со своими проблемами и переживаниями. Вы можете ответить на многие вопросы ребенка, но главное — подготовить его к переходу в новый садик. Чтобы это не произошло вдруг, внезапно. Конечно, если у вас есть достаточно времени, начните такие разговоры за 2-3 месяца до переезда.

Поговорите с ребенком

Малыш еще маленький, но уже многое понимает. Конечно, сразу разобраться во всех хитростях взрослой жизни тяжело. Объясните, что он будет «учиться» в новом детском саду, но это не наказание. Это необходимость. Расскажите о том, что его ждет:

  • новая квартира и его личная комната;
  • рядом находится интересный парк/музей/детские кружки;
  • так ближе к дому бабушки/других родственников;
  • и т.д.

Обязательно поговорите о положительных перспективах переезда. В любом случае они есть. Если даже вы уезжаете из города, от привычных удобств, предложите ему больше гулять по лесу, собирать осенью грибы вместе. Так переезд не будет казаться ему таким уж страшным событием. Особенно если к нему подготовиться заранее.

Про новый садик тоже обязательно расскажите. Будет лучше, если вы несколько раз приедете к нему вместе. Если отправляетесь на разговор с директором или воспитателем, попросите разрешения взять ребенка с собой. Так он сможет в спокойной атмосфере пройтись по детскому саду, посмотреть на комнаты, игрушки.

Так адаптация начнется еще за несколько месяцев до момента поступления в новый садик. Это место уже не будет казаться каким-то страшным, далеким, незнакомым. Если увидеть садик и познакомиться заранее с воспитателем, все покажется проще. Малыш будет уверен в себе, когда настанет день идти туда уже не на экскурсию.

Отвечайте честно на вопросы

Как только вы скажете о том, что теперь нужно будет ходить в другой садик, появится масса вопросов. Для ребенка важно, чтобы он мог поговорить с вами честно. Расскажите ему причины (или хотя бы часть причин), почему нужно сменить садик, дом, место проживания. Скажите, что вам тоже немного страшно/волнительно по этому поводу. Вопросы могут быть разные, но старайтесь отвечать на них честно. Это ваша поддержка. Она может успокоить ребенка.

Дайте немного времени

В новом детском саду может сначала не понравиться. Будьте к этому готовы. Малыш еще не забыл, как весело было с друзьями, какие у них были игры и развлечения. Теперь же группа может не принимать его поначалу. Ругать за это других детей бессмысленно. Ваш малыш обязательно должен проявить свои коммуникативные навыки. Родителям нужно набраться терпения. Новая адаптация начнется сразу же и может проходить так же, как и первая. Плач, нежелание идти в садик, просьбы забрать его домой, вернуть в старый сад…

Главное – относиться разумно к этой ситуации. Проблемы детей для самих детей кажутся неимоверно важными и серьезными. Родителей может раздражать такое поведение. Дайте ребенку немного времени пройти это испытание. Повторная адаптация может длиться 1-2 недели – у коммуникабельных детей все пройдет быстрее.

Примените некоторые психологические приемы, чтобы облегчить этот период:

  • Постарайтесь первые несколько дней в новом детском саду забирать малыша раньше, до дневного сна.
  • Постепенно увеличивайте время пребывания ребенка на новом месте. Сначала только первая половина дня, потом и прогулка, обед, сон. Так, постепенно, привыкнуть будет проще.
  • Приходите забрать, но останьтесь на 10-15 минут поговорить с воспитателем. Понаблюдайте за малышом, за тем, как он ведет себя.

Главное, будьте терпеливы и войдите в положение малыша. Сейчас забирать его из сада по первому требованию или из-за скандала будет неправильно. Так вы лишь даете ему возможность манипулировать вами. Привыкать к этому детям нельзя.

Не ругайте за слезы

Сейчас нужно поддерживать вашу кроху, всячески помогать ему. Слезы означают, что психика борется со стрессом посредством своих защитных механизмом. Ребенку может быть страшно, грустно, непонятно. Лучшее, что можно сделать, это поддерживать, говорить, советовать. Но не ругать.

Сейчас родители — самые важные люди. Если к ним нельзя прийти со своей проблемой, переживанием, то к кому можно? Проблемы в новом детском саду могут быть, так что будьте готовы выслушать, помочь, даже если проблема кажется незначительной. Тогда вы сможете построить доверительные отношения с вашим ребенком.

Как ребенку влиться в новый коллектив

Стресс от 1 сентября – вещь неизбежная. Но он усиливается во много раз, если ребенок идет в новую школу.
Как ему вести себя, чтобы завоевать авторитет у одноклассников?

Так получилось, что в прошлом году я вынуждена была перевести сына-третьеклассника в другую школу. Для ребенка это стало настоящей трагедией. Своих прежних одноклассников он знал еще с детского сада, со многими дружил, его уважали и считали лидером.
1 сентября сын проснулся и сказал, что никуда не пойдет. Пришлось в добровольно-принудительном порядке умыть, одеть, и папа повел его — заплаканного, с красными глазами—в новый класс.
С тяжелым сердцем пришла встречать его после уроков, придумывала слова, которыми буду уговаривать его пойти на занятия на следующий день.
И что же? Мой мальчик выбежал радостный, довольный, в окружении ребят и стал взахлеб рассказывать о том, как здорово прошел первый день.

Далеко не всем детям удается подавить застенчивость, проявить дружелюбие и продемонстрировать свои сильные стороны, попадая в новый коллектив. Многое зависит и от учительницы—получится ли у нее мягко ввести новичка в коллектив.

Навести мосты
«Ребенок все чувствует так же, как взрослый. Вам будет комфортно в новой обстановке? Вряд ли. Чтобы понять, что переживает ребенок, представьте себя, например, при переходе на новую работу. Как бы вы себя вели?»

Во-первых, наверняка поговорила бы с начальником и расспросила о коллективе.
Во-вторых, возможно, нашла бы повод познакомиться с кем-то из будущих коллег чуть раньше.
«Вот и с ребенком-новичком до начала занятий подойдите к учительнице, познакомьтесь, расскажите о своем сыне или дочери. Она покажет ему или ей класс, школу, расскажет об особенностях учебы именно в этом заведении, о детях, которые здесь учатся. Тогда будущий ученик не так растеряется 1 сентября», — советует педагог. Неплохо будет взять телефоны родителей двух-трех активных учеников и пообщаться еще и с ними.
Спросить, чем интересуются ребята в классе, что собирают, какие секции посещают.
Может, кто-то согласится встретиться — тогда ваш ребенок придет в школу, где у него уже будет приятель.

Поддержка родителей
Сколько бы мы ни подбадривали свое чадо, сколько бы ни внушали ему, что «все будет хорошо», и ни рассказывали, что бывали в его шкуре, — это не решит проблемы. Для ребенка предстоящая ситуация — настоящее испытание, и его не успокаивает факт, что родители когда-то успешно прошли через то же самое. Психологи предлагают уменьшить беспокойство ребенка с помощью следующих приемов.
Ангел-хранитель. Расскажи историю о том, что на его плече будет сидеть невидимый ангел-хранитель, который поможет в случае трудностей и никому не даст Машу (Петю) в обиду. И если малышу будет неуютно, с ним можно тихонько поговорить. Объясни, что ангел-хранитель есть у каждого из нас, что он оберегает нас от неприятностей и на него можно положиться. Хорошо вместе прочитать молитву.
Позитивный сценарий. Попроси ребенка рассказать об идеальном дне в новой школе. Каким он его видит? Этот рассказ должен быть в настоящем времени: «Я вхожу в класс, на меня все смотрят и т. д.» Пусть повторит его перед сном. Озвучивая желаемое, человек программирует положительный сценарий.
В школу идет. двойник. Переход на новое место учебы — шанс по-новому построить отношения и с учителями, и с одноклассниками, исправить свои ошибки. Пусть ребенок расскажет, каким бы он хотел быть — общительным, веселым, знающим. А затем представит, что он превратился в своего двойника с таким замечательным характером. Заметь также, что в новой школе не знает о его бывших неудачах и никто не станет смотреть на него, как на белую ворону.
Талисман. Перед выходом из дому дай ученику какую-то мелочь в качестве талисмана, приносящего удачу: гипсовую фигурку, монетку, украшение. И проводи его в этот день хотя бы до ворот школы.

По одежке встречают
К новенькому отношение всегда настороженное: что за зверь, как себя поведет? Но, с другой стороны, у него есть преимущества: он—центр внимания, к нему прикованы все взгляды, его личность пробуждает интерес, который уже давно не вызывают другие одноклассники. Как он сейчас себя проявит, такое место ему и определят в классе: первое впечатление самое сильное. Поэтому очень важен момент первой встречи.
Для младших школьников большую роль сыграет то, как именно учитель представит новенького и введет в коллектив. «Узнав заранее об увлечениях ученика, вкратце характеризую его перед классом. Пусть учитель попросит детей понять его чувства и вспомнить, как они сами были новичками. Затем все ученики становятся в круг, называют свои имена, подают друг другу руки, улыбаются».
Старшеклассники не играют на переменах в игры. И туг только от подростка зависит, как его примут. Лучшая тактика — не стараться сразу раскрыться и завоевать доверие, а вести себя приветливо, непринужденно, но вместе с тем скромно. «В каждом классе есть своя иерархия и свои правила.
Новичку важно показать: он готов их принять. Не старайся всем понравиться, ни перед кем не заискивай. Ребята после лета будут делиться впечатлениями, смеяться. Не стой в стороне, подойди, спроси: «А можно и я послушаю?» Слушай, кивай, улыбайся, но не перебивай и не лезь в разговор, пока не спросят»,—дает психолог «советы по выживанию» подросткам. Стоит заметить, что социализация мальчиков и девочек происходит по-разному. Девчонки настроены более дружелюбно, они легче примут новенькую, если она не будет слишком ярко выделяться на их фоне. Мальчишки же начнут провоцировать нового ученика, задираться. Сыну посоветуй вести себя приветливо, но «наезды» и оскорбления пресекать.

Как выделиться, не выделяясь
Как продемонстрировать свои сильные стороны, каждый ищет сам. Родители могут подсказать, направить, помочь подготовиться к урокам, найти дополнительный материал, чтобы ученик заинтересовал класс интересным сообщением или удивил знанием иностранного. Но педагоги предостерегают завоевывать ложный авторитет, хвастаясь вещами (мобильный последней модели, дорогие туфли), достижениями родителей («А у меня папа. »), жизненными благами («Да у нас в семье у каждого машина», «Мы живем в кругом районе»). Объясни сыну или дочери, что в ситуации, когда дети хвастаются материальными ценностями, лучше просто промолчать или отвечать уклончиво: «Не хуже, чем остальные», «Живем как все». А если начнут «брать на слабо», сказать: «Просто я не придаю этому большого значения».

Если его не принимают
Родителям в этой ситуации важно помочь ребенку сформировать позитивную самооценку, убедить, что он не только не хуже других детей, но и имеет ряд талантов, которыми может гордиться. Заручившись вашей поддержкой, он сумеет завоевать интерес одноклассников. Организуйте с мужем, например, поход в лес для всего класса. Запишите сына или дочь на курсы игры на гитаре либо современные танцы— эти умения всегда поднимают авторитет в подростковой среде. Важно не оставлять ребенка одного с его проблемами, принимать участие в его жизни.

Взрослый адаптируете в новом рабочем коллективе около трех месяцев, ребенку же обычно достаточно двух недель.

Как он адаптировался?
Определить, что у ребенка проблемы с общением в новой школе, можно по таким признакам.
• Сын или дочь ходит в школу с явной неохотой, капризничает, а выходных ждет, начиная с понедельника.
• Ему никогда не звонят одноклассники, и он никому не звонит.
• Сразу после уроков он идет домой, никогда не остается поиграть с друзьями.
• В новой школе учится уже несколько недель, но ничего не рассказывает о новых одноклассниках, ты не знаешь никого из его класса.
• На все расспросы о школе отвечает очень неохотно, говорит, что в прежней все было лучше.
• Начал особенно комплексовать по поводу своей внешности или отсутствия каких-то атрибутов (мобильный не той модели, старые кроссовки и т. д.).
Обязательно поговори с ребенком по душам, ведь в детстве закладываются самые сильные комплексы.

Идея!
Испеки домашний торт и попроси учительницу после уроков раздать всем по кусочку, чтобы отметить прибытие новенького в класс.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку адаптироваться в новом коллективе»

Наталья Плахтеева
Консультация для родителей «Как помочь ребёнку адаптироваться в новом коллективе»

У вас в семье изменились планы – переезд на новое место жительства. Так бывает в семьях очень часто в силу разных причин или обстоятельств. Взрослым людям гораздо проще принять перемены, так как они к ним готовы.

А вот для ребёнка все это совершенно незнакомо. Переезд, смена места жительства и детского сада, всегда влечёт за собой стресс. Ведь в новом детском саду всё не так, всё по-другому. И даже приветливый и добрый голос нового воспитателя: «Ребята, у нас в группе новенький!», звучит не так, как голос любимого воспитателя в прежнем детском саду. Да, там, в прежнем детском саду, остались друзья, воспитатели, нянечка и сам садик.

В этом случае очень важна работа воспитателя группы. Для развития комфортного психоэмоционального состояния малыша воспитатель создает обстановку дружелюбия, доверительности, формирует атмосферу благоприятного взаимодействия и общения ребёнка со всем детьми группы. Также воспитатель обращает внимание на индивидуальные возможности каждого ребёнка.

Речь воспитателя носит эмоциональной характер. В ней присутствует интерес, прямое обращение, сравнение, вопросы, удивления. И дети довольно чутко ощущают, когда воспитатель интересуется их делами и проблемами.

Да, работа воспитателя очень важна, но и без помощи родителей ребёнку очень сложно адаптироваться в новом детском саду, поэтому им необходимо подойти со всей серьезностью к проблемам своего ребёнка.

Надо помочь ребёнку справиться со своими проблемами и переживаниями. Родители должны ответить на многие его вопросы, но главное — подготовить его к переходу в новый садик. Чтобы это событие не произошло вдруг, внезапно, начинайте говорить с ребёнком об этом заранее. И хоть он еще маленький, но уже многое понимает.

Объясните, что он будет ходить в новый детский сад, но это не наказание, а необходимость. Расскажите о том, что на новом месте его ждет, например,

– новая большая квартира, где у него будет его личная комната;

– рядом с домом отличная спортивная площадка;

– вы переезжаете в район, который находится поблизости от дома, где живут дедушка с бабушкой, поэтому можно будет видеться чаще;

– рядом с домом протекает красивая река или находится парк, развлекательный центр и т. д.

Обязательно поговорите о положительных сторонах переезда. Тогда он не будет казаться ребёнку таким уж страшным событием.

Про новый садик тоже обязательно расскажите. Будет лучше, если вы несколько раз приедете к нему вместе или, проходя мимо, немного постоите и посмотрите, как весело там играют дети.

Если вы впервые идёте в детский сад на разговор с заведующей или воспитателем, возьмите и ребёнка вместе с собой. Так он сможет в спокойной атмосфере пройтись по детскому саду, посмотреть на помещение группы, игрушки.

В этом случае адаптация начнется еще за несколько месяцев до момента поступления в новый сад. И он уже не будет казаться каким-то страшным и незнакомым.

Постарайтесь первые несколько дней в новом детском саду забирать ребёнка раньше, например, до дневного сна. Затем увеличивайте время пребывания его в детском саду. Так, постепенно, ребёнку будет проще привыкнуть.

Когда пришли забрать ребёнка, останьтесь на 10-15 минут, поговорите с воспитателем и понаблюдайте за своим ребёнком, за тем, как он ведет себя, как играет со сверстниками

Постройте с воспитателем группы добрые доверительные отношения. Ведь воспитатель – это не только специальность, это призвание.

Детский сад способен многое дать ребёнку и в плане развития, и в плане взаимоотношений с коллективом.

Если правильно подготовить ребёнка к новому коллективу и облегчить ему непростой период адаптации, то общение со сверстниками и воспитателем для них будет полезным и очень познавательным.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку преодолеть осеннюю хандру» После яркого солнечного лета наступает дождливая серая осень. Особенности нашего климата – это резкая смена погоды и естественно в межсезонье.

Консультация для родителей «Как помочь будущему первокласснику адаптироваться к школе» «Как помочь будущему первокласснику адаптировать к школе» Практически все дошколята хотят идти в школу, получать 5-ки, хотят стать взрослыми.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду» Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду? Вы ещё только встали, а малыш уже твёрдо заявил, что сегодня он в садик не пойдёт! Вы.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку повзрослеть. Кризис трёх лет» Данная консультация поможет родителям малышей разобраться в понятии “кризис трёх лет”, а также, что делать, как себя вести, как реагировать.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку в период адаптации» «КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМУ САДУ» Уважаемые родители! Кажется, только недавно Вы принесли своего малыша из роддома,.

Памятка для родителей «Как помочь ребенку быстро, успешно адаптироваться к детскому саду» Памятка для родителей «Как помочь ребенку быстро и успешно адаптироваться к детскому саду» Когда ваш малыш придет в детский сад, для него.

Памятка для родителей. Советы, как помочь ребёнку адаптироваться к условиям ДОУ Памятка для родителей. Советы как помочь ребёнку адаптироваться к условиям ДОУ. 1. Позитивный эмоциональный настрой. • Очень важно говорить.

Консультация педагога-психолога для родителей «Нужен ли детский сад моему ребенку и как помочь ему адаптироваться?» Если говорить об идеальной ситуации, то лучшее место для развития ребенка до четырех с половиной, пяти лет — это все-таки семья. В раннем.

Памятка для родителей «Как помочь ребёнку преодолеть тревожность» Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 г. Тары» Тарского муниципального района Омской области Памятка для.

Творческая гостиная «Как помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду?» (для родителей детей 3–4 лет) Цель: сформулировать совместно с родителями способы помощи детям в адаптации к детскому саду. Задачи: 1) создать доброжелательную атмосферу.

Как помочь ребенку адаптироваться в коллективе

Даже взрослый человек, отправляясь в первый раз на новую работу, испытывает некоторое волнение от предстоящей встречи с будущими коллегами. Что уж говорить о ребенке, для которого до недавнего времени мир ограничивался лишь родственниками и близкими друзьями? Как это ни печально, но иногда мы, родители, сами способствуем тому, что сын или дочь не умеют выстраивать отношения со сверстниками.

Тщательно оберегаемые и выросшие в бесконечной заботе ребятишки просто не готовы к принятию самостоятельных решений. И это не пустые слова: если чадо хочет поиграть, мы за руки ведем его к песочнице и знакомим с другими малышами, при первой же ссоре в той же песочнице первые бежим на помощь своему ненаглядному карапузу. Все это неизменно откладывается в подсознании крохи, и он убеждается: старшие всегда рядом, и бояться нечего.

К сожалению, с приходом в детский сад или школу малыша неминуемо ждет огромное и, возможно, первое крупное разочарование – он больше не центр вселенной, и постоять за него абсолютно некому. Тут недалеко и до настоящего стресса. Неслучайно ведь многие дети закатывают мамам и папам по утрам настоящие истерики: «Никуда не пойду!» А ведь всего этого могло бы и не быть, если бы с самого раннего дества чадо учили самостоятельности. Как это сделать?

  • Позвольте ребенку самому выбирать друзей. Даже если какое-то время ему придется играть в одиночестве – ничего страшного. Рано или поздно он сам с кем-то подружится.
  • Не пытайтесь немедленно решить детские конфликты. Пусть он сам научится отстаивать свои интересы. Вмешивайтесь лишь в самом крайнем случае.
  • Во время споров не стоит постоянно принимать сторону своего малыша. Будьте справедливы, иначе ребенок решит, что ему все и всегда будет сходить с рук.
  • Когда малыш приходит к вам с жалобой, не переживайте и не давайте быстрых советов. Слезы от мелких споров закаляют характер. Самое правильно решение в данной ситуации – выслушать и вместе подумать над сложившейся ситуацией. Пусть ребенок наравне с вами ищет пути решения той или иной проблемы.
  • Поручите крохе какие-нибудь обязанности по дому. Например, если малыш любит возиться в воде, пусть помоет посуду. Это можно делать начиная с 3-х лет. Просто купите красивую яркую губку и вкусно пахнущую пену. Такое нехитрое занятие даст маленькому человечку почувствовать, что он за что-то отвечает сам.
  • Также полезно будет подарить ребенку какую-то вещь из мира взрослых. Например, термометр. Повесьте его на окне в детской, и пусть чадо ежедневно сообщает взрослым, какая сегодня на улице температура.
  • Поощряйте самостоятельность в принятии решений. Например, пусть малыш сам скажет, кого он хочет позвать на свой день рождения. Не противтесь, если это будут друзья по песочнице, а не дети ваших приятелей. В конце концов, можно позвать и тех, и других. Главное, чтобы малыш ощутил, что его мнение учли.

Все эти несложные действия помогут ребенку ощутить себя не только частью семьи, но и самостоятельным, взрослым человечком, готовым отправиться в новый, еще незнакомый коллектив своих ровесников.

Все такое новое вокруг

Вот и приближается дата, когда драгоценное чадо должно отправиться впервые в детский садик или школу. Как сделать так, чтобы первые дни в разлуке с семьей не стали для ребенка испытанием и не выработали стойкую неприязнь к новому месту? Кое-что в наших силах.

В первую очередь это подготовка малыша к грядущим переменам. Для этого объясните отпрыску, что такое детское учреждение и зачем туда ходят дети. Например, в садик, чтобы играть и ждать, пока родители вернутся с работы. А в школу, чтобы получать знания. При этом старайтесь создать как можно более положительный образ того или иного заведения, расскажите, как там весело и интересно. Так ребенок избавится от страха, а это уже полдела.

Также не лишним будет познакомить малыша с садиком или школой заранее. Например, сходите туда во время дневной прогулки. Можете зайти на территорию, чтобы малыш на все посмотрел и немного освоился. Тогда ему останется лишь подружиться с ребятами. Кроме того:

  • Будет плюсом, если в коллективе, куда пойдет малыш, уже будет несколько знакомых детей (например, из тех, с кем он играет во дворе).
  • Лучше заранее пройти медосмотр и начать пить витамины. Даже легкое простудное заболевание, за которым последует временное отсутствие, может навредить. Пока чадо будет поправляться, другие ребята успеют подружиться – вернувшись, он опять окажется «новеньким».
  • И еще немаловажно, если малыш идет в первый класс – позаботьтесь, чтобы у него были минимальыне знания по программе. Умение читать, писать, считать станет плюсом для ребенка. Его начнут уважать одноклассники. А значит, проблем с общением быть не должно.

И помните, период адаптации длится до полугода, поэтому стоит набраться немного терпения и не торопить события. Ведь как известно, все бывает в первый раз!

Читайте также:  Ползунки для новорожденных - как приобрести, какие, когда надевать
Ссылка на основную публикацию