Первые гаджеты вашего ребенка: извлекаем пользу

Гаджеты для детей: извлекаем пользу из технологий

Современные детки учатся печатать на компьютере даже раньше, чем писать прописью в своей первой тетрадке.

Но для многих детей гаджеты являются чуть ли не единственным увлечением. Нужно ли спасать ребенка от влияния научно-технического прогресса и приобщать к старым добрым краскам, пазлам и пластилину?

При грамотном подходе компьютеры, планшеты, телефоны или игровые приставки не так и вредны. Они развивают внимание, мелкую моторику, зрительное и слуховое восприятие. Поэтому Ваша задача – не оградить малыша от влияния современных технологий, а найти оптимальный баланс между количеством времени, потраченным на гаджеты и на обычные развлечения и занятия.

Развиваем познавательные функции

Если ребенка невозможно оттащить от компьютера, планшета или телефона, не давайте ему просто бездумно нажимать на кнопки. Предложите ему игры, которые расширят кругозор и помогут овладеть полезными навыками.

Тренируем внимание. Последовательные появления изображений в разных частях экрана помогут малышу научиться концентрировать внимание. Игры, которые построены по принципу «помоги зайчику собрать все морковки», – прекрасные тренажеры для развития внимания.

Учим цвета. Покажите ребенку, как можно использовать графический редактор (возможности рисования мышкой, как карандашом или кисточкой). Поначалу детские картины будут не на высоте, но постепенно сюжет преобразится, а ребенок перепробует все возможные миллионы цветов и поймет, чем зеленый отличается от фисташкового.

Зрительное восприятие. Игры, построенные по принципу нашего любимого «Тетриса», помогут Вашему непоседе сформировать представление о форме, размере и пространственных признаках предметов. В дальнейшем это поможет ему запомнить образы букв, цифр и различных символов.

Слуховое восприятие. Даже если шум детской игры Вам мешает, не просите ребенка выключить звук. Сочетание звукового сигнала с действием поможет маленькому игроку предчувствовать те или иные события (например, падение персонаж или появление бонуса).

Тренируем память. Поощряйте детские игры в программы типа «Мемори»: поле с карточками, перевернутыми «рубашками» вниз. За один ход можно открыть только две карты: очко получаем, если изображения совпадут. Такие задания отлично расширяют объем зрительной памяти и помогают ребенку научиться усваивать новую информацию.

Развиваем мелкую моторику. Когда ребенок управляет маленькой, но хитрой мышкой, он помогает своим пальчикам стать более ловкими и приучает их действовать по очереди и согласованно.

Изучаем буквы и цифры. Малыш нажимает на различные клавиши, неосознанно помогая самому себе запоминать некоторые символы.

Овладение новыми навыками

Даже если ребенок впервые потянулся к гаджету раньше года, с самого первого щелчка на клавиатуре старайтесь придать смысл его манипуляциям с заветными устройствами. Если ему понравился принтер, предложите вместе распечатать раскраску. Если у малыша появится привычка использовать технику по назначению, он может избежать интернет-зависимости в школьном возрасте. Так ребенок получит опыт последовательной целенаправленной деятельности, что очень важно в приучении к дисциплине и порядку.

Средство для общения. С малюсенького объясняйте ребенку, что Ваш телефон – это не просто мигающая игрушка, а средство связи. Научите его звонить бабушкам-дедушкам или другим родным. Такой подход поможет в будущем избежать постоянных просьб дать ему мобильный, чтобы поиграть.

Новая информация. Показывайте на собственном примере, что Интернет – это не просто площадка для игр, но еще и источник полезной информации. Пусть ребенок видит, что Вы не просто блуждаете по сайтам или в социальных сетях, а решаете какую-то конкретную задачу. Можете вместе поискать интересный мультфильм или рецепт торта для Дня рождения.

Дарья Колотняк, детский психолог: «Огромная ошибка родителей в том, что они показывают ребенку, что мобильный телефон или планшет – это средство борьбы со скукой. Если ребенок это поймет, то будет постоянно выпрашивать гаджет, когда ему нечем заняться. Не нужно вручать ему телефон в качестве развлечения, даже если вы уже целый час сидите в очереди к врачу. В этом случае лучше прогуляйтесь вместе по коридору, посмотрите на плакаты (обсудите их) и лишь в крайнем случае можно пускать в ход телефон или планшет».

Как развивать ребенка при помощи гаджетов

1-2 года

Сейчас у малышей активно развивается речь, поэтому есть смысл уделить особое внимание формированию его коммуникативных навыков. Предложите крохе поговорить по телефону с бабушкой, при этом приучайте его к соблюдению правил ведения беседы (поздороваться, спросить, как дела, рассказать о своих новостях и попрощаться в конце разговора).

Общение по телефону поможет в развитии фонематического слуха: когда малыш не видит артикуляции и мимики собеседника, он будет внимательнее прислушиваться к его словам.

Если ребенок смотрит мультфильмы на планшете, то выбирайте для него истории с простым и максимально реалистичным сюжетом, а затем вместе обсудите увиденное. Но в таком возрасте мультики должны быть не дольше 10 минут (например, Pixar и Disney предлагают много интересных короткометражек).

3 года

В более взрослом возрасте ребенок уже может освоить простейшие электронные игры, в которых нужно ловить или перемещать героев одним кликом. Такие манипуляции развивают моторику, внимание и ловкость. При помощи телефона можете начинать изучать цифры: показывайте и называйте их, а затем терпеливо ждите, пока ребенок найдет и нажмет нужную кнопку.

Сейчас детки наверняка смотрят мультфильмы с более сложным сюжетом, чем раньше. Можно использовать анимации в качестве визуализации тех сказок, которые Вы читаете на ночь. Но помните: сначала читайте книгу – и лишь затем смотрите одноименный мультик. Время по-прежнему не должно быть больше 10 минут.

Мамочка-форумчанка Ира делится своей историей: «Мой Мишка очень любит сначала слушать сказки по несколько раз, потом рисовать героев, и потом еще и мультик одноименный смотреть. Потом вместе обсуждаем, что представляли героев совсем другими, а мультипликаторы их нарисовали так. Иногда, правда, у Мишки картинки получаются даже интереснее, чем в мультике. Так забавно наблюдать за тем, как у него фантазия работает».

4 года

Интерес к рисованию подогревайте обучением навыкам работы в графическом редакторе. Пусть малыш экспериментирует с цветами, формами и размерами. Пойдет на пользу и игра с сюжетом, например, бродилка с поиском клада или сбором грибов.

Можно уже начинать знакомить ребенка с новыми функциями телефона, например, научите его фотографировать или включать музыку.

5-6 лет

Для деток такого возраста существует много обучающих программ и развивающих игр. Компьютер и принтер можно использовать для того, чтобы создавать красивые рисунки, открытки или приглашения на День рожденья.

Техника безопасности

Грамотный подход к использованию гаджетов лишь поможет детскому развитию, поэтому Вам стоит пользоваться некой «техникой безопасности».

1. Не стоит оставлять телефон или планшет в открытом доступе: ребенок должен спрашивать разрешения каждый раз, когда хочет их взять.

2. Заранее договоритесь о том, что перед компьютером, телевизором или планшетом малыш может проводить определенное количество времени, причем обязательно с перерывами.

3. Уделяйте как можно больше внимания общению сына или дочери со сверстниками. Приглашайте их в гости, придумывайте различные конкурсы и призы. Чем больше у ребенка будет такого «живого» общения, тем меньше шансов, что в будущем у него появится зависимость от гаджетов.

4. Планируйте совместный досуг ярким и интересным. Так малыш и сам начнет проявлять интерес к тому или иному виду деятельности, обзаведется своими хобби, которые помогут ему не увлекаться компьютерными играми или серфингом в интернете.

Самое важное в жизни ребенка – это общение с родителями, поэтому проводите с ним как можно больше времени, вместе изучайте мир современных технологий – и тогда этот мир станет верным другом, а не заклятым врагом.

Пользуйтесь лишь развивающими играми и программами, подталкивая ребенка к новым подвигам в его взрослении!

Консультация «Современные дети и гаджеты»

Ольга Мельникова
Консультация «Современные дети и гаджеты»

Современных детей трудно представить без технологичных гаджетов. Даже 3-4-летние малыши сегодня умело играют на планшетах, а дети постарше комфортно чувствуют себя в интернете. Но может ли любовь к электронным устройствам причинить реальный вред детскому здоровью? И стоит ли ребенку запрещать пользовать ими?

Как и у каждого явления, у современного бума технологий есть явные плюсы и минусы. Гаджеты действительно могут навредить и физическому, и психологическому здоровью ребенка, если ими злоупотреблять. Однако их правильное и дозированное по времени использование способно принести ощутимую пользу. Мы попробуем рассмотреть все аргументы «за» и «против», но сначала обратимся к рекомендациям врачей. Они считают, что «золотая середина» — это пребывание ребенка у монитора (компьютера, планшета или смартфона)со следующей продолжительностью:

Дети 4-5 лет — не более 15 минут;

6 лет — 20 минут; 7-9 лет — 30 минут;

10-12 лет — 40 минут;

3-14 лет — 50 минут.

Если складывается так, что занятие предполагает более длительное нахождение перед монитором, необходимо делать хотя бы 10-минутые перерывы. Эти цифры могут показаться довольно суровыми. Но по мнению специалистов, даже взрослый человек не должен работать за компьютером беспрерывно более часа.

Мамы и папы, настороженно относящиеся к техническому прогрессу, часто говорят про пагубное «компьютерное излучение». На самом деле, как раз этого стоит бояться меньше всего. Современные устройства, то есть компьютеры, планшеты и смартфоны, не превышают допустимой нормы электромагнитного излучения, если, конечно, не иметь дело с гаджетами 10 часов подряд. Однако опасения на счет проблем со зрением уже не такие беспочвенные.

Известно, что люди, проводящие много времени за компьютером, страдают от так называемого синдрома сухого глаза. Это связано с тем, что из-за постоянной концентрации внимания человек перед монитором реже моргает. Дети очень увлечены игрой или просмотром мультфильма, и они забывают о таком простом действии. В результате слезная пленка высыхает и источается. Появляется ощущение сухости или «песка» в глазах, с которым дети борются своеобразно — начинают тереть их грязными руками, что, в свою очередь, может привести к конъюнктивиту.

Близорукости же стоит бояться, если ребенок систематически держит экран на маленьком от себя расстоянии. Глаза вынуждены постоянно повышать резкость изображения, что чревато спазмом зрительных мышц. Оптимальное расстояние между глазами и монитором — 60-70 см, но при условии, что знаки и картинки не слишком мелкие, а разрешение дисплея не ниже 960640 пикселей.

Другая проблема связана с общим физическим развитием и, как следствие, ослабленным иммунитетом. Долгое сидение перед компьютером или с планшетом в руках лишает ребенка возможности двигаться, приводя к спазмам мышечных групп и нарушению осанки. Обычно такие неприятности испытывают офисные сотрудники. Для детей же они особенно опасны, так как их мышечный и костный скелет все еще находится в стадии развития.

Наконец, интерактивные развлечения нередко приводят к головным болям, поскольку статичное напряжение, в первую очередь, ощущают мышцы шеи. От этого сдавливаются кровеносные сосуды, и снижается приток насыщенной кислородом крови к головному мозгу. Отсюда и головные боли, которые проходят только после хорошей физической разминки или активной прогулки на свежем воздухе.

Детские психологи считают, что злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости, когда ребенок все свободное время старается посвящать компьютерным играм и онлайн-просмотру мультиков, отказываясь от других развлечений. Лишившись любимого электронного устройства, дети начинают чувствовать себя некомфортно и капризничать.

С другой стороны, такая зависимость появляется только в том случае, если у малыша нет альтернативных интересов. Постоянно находясь дома без определенных занятий, ребенку проще потратить свободное время на компьютер. Но как только появляются другие развлечения (прогулки, кружки, игры с родителями, он достаточно легко обходится без гаджетов.

Некоторые специалисты бьют тревогу из-за того, что дети слишком много времени проводят в сети и лишаются навыков реального общения. Надо заметить, что виртуальное общение сегодня — норма жизни, и в какой-то момент все дети осваиваются в социальных сетях. Не стоит беспокоиться только потому, что ваш ребенок иногда «чатится» с одноклассниками вместо того, чтобы позвонить им. Однако если у него нет хороших друзей в учебном заведении, и в компании других детей он ведет себя очень скованно — это уже сигнал о возможных проблемах.

Также родители опасаются, что в онлайн-пространстве слишком много вещей, от которых хотелось бы оградить ребенка до определенного возраста. Действительно, «вседозволенность» интернета может сослужить плохую службу в детские годы. Но эта проблема сегодня решаема благодаря множеству программ родительского контроля. Они позволяют ограничивать время пребывания малыша за монитором (компьютер будет работать только в течение установленного вами времени, а также блокируют весь «взрослый» контент — как целые сайты, так и рекламные баннеры.

Польза гаджетов

Гаджеты можно рассматривать не как средство развлечения, а как реальную помощь в развитии ребенка. Существует множество сайтов и учебных приложений, направленных на развитие мелкой моторики, реакции, логики, памяти и других важных навыков. Малышам гораздо больше нравится учиться в игровой форме, и под присмотром родителей такие занятия могут быть очень эффективны. Даже привить любовь к чтению намного проще, если время от времени читать красочные интерактивные книги.

Ребенок школьного возраста вполне может пользовать такими приложениями, как график дел, расписание уроков, ведение дневника и т. д. Это развивает навыки самостоятельности и учит извлекать пользу из гаджетов, а не рассматривать их только как развлечение.

Кроме того, специальные приложения даже помогают заниматься спортом. Вы с легкостью найдете тренировочные видеоуроки для ребенка или для всей семьи, где уже будет подобран комплекс упражнений. Их нельзя рассматривать как полноценную замену спортивным секциям, но они прекрасно подходят для проведения утренней гимнастики и разминки в течение дня.

В целом, электронные устройства уже прочно вошли в нашу жизнь, и нет смысла полностью запрещать их использование ребенку. Но надо четко контролировать время, которое малыш будет тратить на интерактивные развлечения, а также извлекать выгоду из детских обучающих программ.

«Малыши и гаджеты: польза или вред?» Консультация для родителей Консультация для родителей “Малыши и гаджеты: польза или вред?” Все родители знают, насколько притягательны для детей телевизионные пульты,.

Консультация для педагогов «Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми» СЛАЙД №1Консультация для педагогов. Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми. Современные дошкольники легко и с удовольствием.

Консультация для родителей «10 причин не давать детям гаджеты» Консультация для родителей «10 причин не давать ребенку гаджеты!» Смартфоны и планшеты стали неотъемлемой частью жизни как взрослых, так.

Консультация для родителей дошкольников «Какие они современные дети?» КАКИЕ ОНИ, СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ? Современные дети отличаются от предыдущих поколений больше, чем когда-либо: за весь известный нам отрезок истории.

Читайте также:  Первый триместр беременности

Консультация для родителей «Какие они современные дети?» КАКИЕ ОНИ, СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ? Современные дети отличаются от предыдущих поколений больше, чем когда-либо: за весь известный нам отрезок истории.

Консультация для родителей «Родителям об играх и игрушках. Современные дети, современные игрушки» Дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин. Во-первых, современное общество требует.

Консультация для родителей «Современные гаджеты и их влияние на ребёнка» Консультация «Современные гаджеты для детей и их влияние на ребёнка» Прогрессивный 21 век подарил человечеству массу технологичных изобретений.

Консультация психолога «Гаджеты и дети. Вред и польза» ГАДЖЕТЫ И ДЕТИ. ВРЕД И ПОЛЬЗА. Современный мир сложно представить себе без использования смартфонов, планшетов, компьютеров. Большинство.

Современные дети больше не верят в сказки СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ БОЛЬШЕ НЕ ВЕРЯТ В СКАЗКИ И ДЕДА МОРОЗА? Расставаться с детством, с его атрибутами, привилегиями, символами всегда сложно.

Современные гаджеты в жизни наших детей: польза или вред? Современные гаджеты в жизни наших детей польза или вред? Выделим плюсы: -Касание сенсорного экрана, нажимание сенсорных кнопочек,.

Ребенок и гаджеты: как избежать зависимости и извлечь пользу?

Мы живем в век технологий, в котором нельзя представить себе жизнь без разнообразных ноутбуков, планшетов и смартфонов. Дети начинают интересоваться гаджетами чуть ли не с пеленок. И у родителей возникает вопрос – насколько это увлечение безопасно?

Мария Коновалова
психолог, Яхрома

Одни взрослые считают современные гаджеты в руках ребенка «злом» и стараются ограждать своих малышей от них как можно дольше. Однако желание родителей обойтись без технических новинок неосуществимо без отрыва от реальности. Так или иначе ребенок столкнется с гаджетами: у друзей или родственников, в школе или секции. К тому же ребенка невозможно поместить «под купол» или перестроить окружающий мир под свои взгляды.

Другие родители считают так: чем раньше познакомить ребенка с техникой, тем лучше он научится ею пользоваться и будет успешнее в будущем. Между тем, частое использование ребенком гаджетов (к ним можно отнести и «старый добрый» телевизор) порой дает вовсе не тот благотворный эффект, на который надеялись мамы и папы.

Истина, как известно, находится посередине. Чтобы сформировать свое мнение о современных «игрушках» для детей, необходимо представлять все их положительные и отрицательные стороны.

Чем опасны гаджеты для ребенка?

Итак, рассмотрим, имеют ли под собой почву опасения многих взрослых, особенно представителей старшего поколения.

Проблемы со здоровьем. Раннее знакомство ребенка с телевизором, компьютером, планшетом действительно влечет за собой риск возникновения ряда заболеваний: ухудшение зрения, проблемы с опорно-двигательным аппаратом, лишний вес. В их основе – малая подвижность детей и неправильная осанка во время «общения» с гаджетом. В группу риска попадают малыши с уже имеющимися проблемами со здоровьем, поэтому важно регулярно консультироваться с врачами, чтобы отслеживать реальное состояние здоровья ребенка и в соответствии с этим выстраивать его отношения с гаджетами.

Из-за гаджетов формируется «спина игромана»
Датские хирурги пришли к выводу, что повальное увлечение детей смартфонами, планшетами и другими девайсами приводит к серьезным проблемам с позвоночником. Ведь ребята могут часами сидеть, согнувшись. В итоге портится осанка. Доктора даже придумали название для этого недуга – «спина игромана». Поэтому родителям надо следить за позой малыша, когда он играет, и корректировать ее по мере необходимости.

Сложности в развитии эмоциональной сферы. Многие психологи обеспокоены тем, что у детей из-за гаджетов все чаще появляются нарушения эмоциональной сферы (неадекватные вспышки агрессии, истерики, тревожность, общая бедность эмоциональных проявлений). Конечно, нельзя сказать, что всему виной именно компьютерные устройства. Скорее, их необдуманное использование провоцирует возникновение психологических проблем. Детская психика не всегда способна выдержать тот поток информации и ту активность сенсорного воздействия, которую несет гаджет. Поэтому ребенок быстро становится зависимым от электронных игрушек и виртуального мира, из которого потом сложно вырваться.

Нарушения интеллектуального развития. Покупая ребенку новый диск или скачивая новую программу, взрослые заботятся о его развитии. Однако результат иногда не радует. Сегодня многие родители замечают, что их дети начинают позже говорить, имеют логопедические проблемы. Казалось бы, малыши постоянно слышат речь из включенных телевизоров и компьютеров, но в раннем возрасте овладение речью происходит только в общении со взрослыми, в диалоге, причем насыщенном эмоционально. Ребенок не может так взаимодействовать с техническими устройствами. К тому же гаджеты, преподносящие ребенку готовые образы, способствуют обеднению мышления, воображения, способности концентрироваться и заинтересовываться. Ребенку постоянно нужна внешняя стимуляция, чтобы удерживать внимание на чем-то.

Ребенок и гаджеты: у этой дружбы могут быть плюсы

Впрочем, современные электронные устройства для детей имеют и свои положительные стороны, которые нельзя сбрасывать со счетов.

Обучение и развитие ребенка. С помощью компьютера ребенка можно познакомить ребенка с целым миром живой и неживой природы, разнообразной деятельностью людей. И этот процесс не будет скучным и утомительным. Существует множество развивающих программ и игр для детей разных возрастов: на логику, мышление, моторику, обучение цветам, формам, цифрам и буквам, программы по изучению иностранных языков для малышей, компьютерная графика и т.д. Раннее развитие и подготовка к школе собственными силами становятся благодаря современным гаджетам доступнее и проще. К тому же ребенку было бы неплохо научиться самостоятельно пользоваться домашним компьютером перед поступлением в первый класс, это точно пригодится.

Отвлечение малыша. Этот момент отмечает большинство родителей, хоть раз столкнувшихся с ситуацией длительного ожидания с маленьким ребенком. Иногда мы готовы предложить малышу что угодно, лишь бы он потерпел еще чуть-чуть. И тогда телефон или планшет с музыкой, фотографиями и играми – просто спасение, настоящая палочка-выручалочка, которая позволяет справиться с делами и избежать конфликта. Не стоит только забывать, что использовать отвлекающую способность электронных игрушек нужно лишь изредка, иначе ребенок быстро к ним привыкнет.

Ребенок и гаджеты: стратегия для умных родителей

Получается, что при детальном рассмотрении в отношениях «ребенок-гаджеты» можно обнаружить как плюсы, так и минусы. Поэтому даже те родители, которые скептически относятся к достижениям науки и техники и стремятся уберечь своих малышей от их негативного воздействия, должны понимать, что исключить гаджеты из жизни ребенка невозможно. Но в раннем и дошкольном возрасте малышу необходимо четкое руководство взрослых в процессе освоения сложных технологий.

Дозируем время, отведенное для игр и просмотров. Конечно, так удобно, когда малыш занят, но следить за временем необходимо для детского здоровья. Время для игр и занятий на электронных устройствах должно определяться не только исходя из стандартных возрастных норм (детям младше 5 лет не рекомендуется проводить у монитора больше 15 минут подряд при норме около 1 часа в день), но и в зависимости от индивидуальных особенностей малыша, которые лучше всего известны родителям. Чем малыш возбудимее, тем меньше времени он должен проводить с гаджетом.

Активно разделяем досуг малыша. Каждый просмотр передачи, новая игра или информация, полученная из обучающей программы, должны быть совместно осмыслены, прочувствованы и проработаны. Ребенка нужно вводить в мир технологий плавно и постепенно, сопровождая и направляя его на этом пути, а не стремясь освободить свое время, заменяя свое присутствие новыми игрушками. Чаще интересуйтесь у малыша, чем он занимается, обсуждайте его успехи и достижения, а в свои свободные дни старайтесь занять ребенка чем-то не менее увлекательным, чем гаджеты. Помните, что настольные игры, прогулки, посещение зоопарков и музеев, игра в футбол на улице позволят ему почувствовать вкус реальной жизни.

Формируем адекватное отношение ребенка к гаджетам. Компьютерные игры для детей можно вводить только после того, как ребенок освоил традиционные виды детской деятельности – рисование, лепку, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное – когда малыш научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.) А предоставлять свободный доступ к информационной технике стоит только после выхода ребенка из периода дошкольного детства (после 6–7 лет), когда он уже готов к ее использованию по назначению. Самая важная задача родителей в вопросе приобщения ребенка к гаджетам – сформировать у него такое восприятие этих устройств, при котором они не будут для него жизненно необходимой ежедневной потребностью или вожделенной наградой. Ребенок должен понимать, что гаджеты – это лишь помощники в получении новой информации и знаний, «штучки», которыми можно развлечь себя в периоды одиночества или длительного ожидания.

Подчеркиваем практическую значимость девайсов. Расскажите малышу, что умение обращаться с гаджетами позволит ему, когда он подрастет, быстро получать и передавать информацию, находить друзей по всему миру и общаться с ними, смотреть фильмы и слушать музыку, обрабатывать и хранить фотографии, делать покупки в интернет-магазинах, бронировать номера в отелях. В общем, «дружба» с дейвайсами позволяет делать то, что облегчает жизнь современного человека и делает ее приятной.

Так что родителями не надо бояться знакомить ребенка – в свое время! – с электронными гаджетами. При разумном подходе они будут приносить только пользу.

Совет педагога

Ребенок рано или поздно выйдет на просторы Интернета. Пусть он почувствует себя исследователем. А вы учите его добывать информацию. Допустим, малыш хочет узнать интересные факты о насекомых. Поищите ответ в Сети. Расскажите ему, что сначала надо напечатать свой вопрос в строке поиска, нажать на Enter, прочитать первые 2–3 ссылки. А можно и фото посмотреть. Не забудьте установить на компьютер специальный фильтр, который будет отсеивать опасные ресурсы.

Звездные родители о гаджетах

Ольга Будина, актриса, и Наум (10 лет)

Я долго сопротивлялась, не покупая сыну айфон, и в итоге Наум стал последним ребенком в классе, у кого его не было. В итоге я сдалась. Но в душе переживаю, что иду на поводу у этой дурацкой моды.

Алиса Хазанова, актриса, Мина (11 лет) и Эва (7 лет)

Я не считаю нужным изолировать детей от компьютера и ТВ. Главное – установить правила. Мои дочки играют по 20 минут в день и смотрят только некоторые программы.

Ирина Дубцова, певица, и Артем (9 лет)

Сын внимательно следит за новинками из мира гаджетов, у него есть все модные девайсы. Свой iPad mini Артем использует в качестве видеокамеры и снимает веселые моменты нашей жизни.

Гаджеты и дети: «тупеем» или «умнеем»?

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» ( 1Кор.6:12 ).

Развитие научно-технического прогресса повлияло на характер общения людей, изменило стиль и способы коммуникации, выдвинув на первое место использование электронных устройств. Человечество оказалось пленником гаджетов, позволяющих мгновенно получать необходимую информацию, быть на связи с родными, друзьями, коллегами, находясь при этом в любой точке земного шара. Как же влияет информационно-компьютерная экспансия на наших детей? Возможно, сюжеты из футуристических сценариев не за горами, и виртуальная реальность станет неизбежной действительностью их будущего, а посему есть ли смысл родителям бороться с гаджетами?

Крис Роуэн из Канады, детский терапевт, биолог, автор книги «Виртуальный ребенок», пишет в статье, опубликованной в Huffington Post: «Я призываю родителей, учителей и правительство запретить пользование всеми портативными электронными приборами детям до 12 лет». Не слишком ли радикально? Крис Роуэн выдвигает следующим доводы в пользу запрета:

1. Неверное стимулирование мозга

Мозг младенца троекратно увеличивается в своих размерах от рождения до двух лет и продолжает расти вплоть до 21 года. Развитие мозга в раннем возрасте определяется раздражителями окружающей среды или их отсутствием. Стимулирование мозга избыточным воздействием гаджетов, Интернетом или телевидением, как показывают исследования, связано с когнитивными задержками, повышенной импульсивностью, снижением способности к саморегуляции.

2. Задержка в развитии

Статичное времяпрепровождение влечёт за собой недостаток движения и может привести к задержке физического и умственного развития.

Телевидение и компьютерные игры — пример непищевых привычек, которые напрямую связаны с эпидемией лишнего веса. Среди детей, которые балуются портативными устройствами, ожирение встречается на 30% чаще.

Сухие цифры по США говорят, что 60% родителей вообще не контролируют, как тесно их чада дружат со всевозможными гаджетами, а три четверти семей разрешают детям таскать за собой электронику в кровать. Свечение экранов телефонов, планшетов и ноутбуков препятствует началу сна, что приводит к сокращению времени отдыха и недосыпанию.

5. Психические заболевания

Ряд зарубежных исследований проводят чёткие параллели между видеоиграми, Интернетом, телевидением и их негативным влиянием на психику молодёжи. Так, игромания становится причиной неудовлетворённости жизнью, увеличения тревожности и усиления депрессии. Всемирная сеть, в свою очередь, приводит к замкнутости и развитию фобий.

6. Жесткость на ТВ и в компьютерных играх находит своё отражение в реальной жизни. Ребёнок получает готовую схему поведения, которую он может реализовать в окружающей его действительности. И самое важное, множество исследований приходят к одному и тому же выводу: насилие с экрана имеет как краткосрочный, так и долгосрочный эффект — агрессия может проявиться далеко не сразу.

7. Цифровая деменция

Научные наблюдения доказывают, что увлечение телевизором в возрасте от одного до трёх лет приводит к проблемам с концентрацией внимания к седьмому году жизни. Дети, которые не могут сосредоточиться, попросту теряют возможность что-либо узнать и запомнить. Постоянный поток быстрой информации приводит к изменениям головного мозга, а после к деменции — снижению познавательной деятельности с утратой ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых.

Чем больше родители проверяют почту, стреляют в монстров и смотрят сериалы, тем больше они отдаляются от своих детей. Нехватка внимания взрослых часто компенсируется всё теми же гаджетами и цифровыми технологиями. Каждый одиннадцатый ребёнок в возрасте от 8 до 18 лет — «цифровой наркоман».

9. Вредное излучение

В 2011 году Всемирная организация здравоохранения и Международное агентство по изучению рака классифицировали радиоизлучение сотовых телефонов и других беспроводных устройств как потенциальный канцероген, определив в группу 2B «возможно канцерогенных для человека» факторов.

Если не знать меру, гаджеты могут отрицательно влиять и на здоровье детей. От них можно получить разные проблемы:

  • Раздражительность.
  • Ухудшение зрения и осанки.
  • Нарушение режима.
  • Снижение качества учёбы.

Отечественные авторы на столь категоричны в отношении гаджетов, предлагают находить мирный путь сосуществования с ними. Так, А.В. Ковалева, к.с.н., доцент кафедры социальной работы и психологии Тихоокеанского государственного университета пишет:

Читайте также:  Признаки появления глистов у ребенка

«В настоящее время мировое сообщество обеспокоенно распространением гаджетов и особое беспокойство вызывает их использование в кругу детского сообщества. Родители констатируют: «Раньше, когда мы собирались компанией — наши дети играли между собой, а теперь мы наблюдаем, как они с упоением поглощены своими гаджетами, и обычные ролевые игры им уже не интересны. Им интересней кнопки понажимать». И действительно, сейчас мы можем наблюдать типичную картину в сообществе детей, увлеченных своими техническими устройствами.

Известно, что гаджеты это общечеловеческая проблема, свойственная всем странам, где гаджеты довольно распространены и не являются новинкой, это уже не требует доказательств. Сталкиваясь с житейской проблематикой, возникает естественное желание искоренить ее. Однако известно также, что никто еще не придумал как от этой проблемы уйти. Очевидно, что если мы не можем с ней справится, то необходимо, хотя бы научиться с ней жить. Это не значит смириться, это значит найти компромисс, что вызывает необходимость взглянуть на сущность проблемы. Чтобы найти альтернативы нужно понять, чем нас беспокоит проблема, что нас тревожит в чрезмерной любви ребенка к гаджету. Обращаясь к глубинным противоречиям между признанием необходимости технического прогресса и его негативных влияний в сфере детского использования можно обнаружить два утверждающих фактора.

Первое утверждение. Отдавая предпочтение гаджету, дети не имеют возможности получать житейского (жизненного) опыта, что дают им обычные детские ролевые игры: дочки — матери, больница, школа, магазин, «казаки — разбойники» и многое другое.

Отсутствие чего-либо нужного порождает необходимость подумать, чем это компенсировать. И здесь есть возможность использования альтернатив. Первоосновой в данном вопросе является развитие способностей к межличностному взаимодействию, коммуникационных навыков, формирование способностей к поиску оптимальных действий в конкретных ситуациях и т.п. Для данного комплекса лучшим способом усвоения являются ролевые игры. Однако, если детское мировоззрение не получает информацию из игр, значит необходимо эту информацию предоставить в другом виде.

Существенный вклад в данное должны делать, прежде всего, родители. Как альтернатива, это тривиальные разговоры с ребенком, диалоги в горизонтали «вопрос — ответ». Важно, чтобы разговор не сводился к монологу, а формировался именно в рамках диалога, поскольку он предполагает инициирование мыслительной деятельности ребенка. Постановка вопросов в виде житейских ролевых ситуаций, позволяет ребенку, в силу своих способностей, концентрировать свою мысль на поиске верного решения. Ребенок должен самостоятельно находить ответ на предложенные ситуации. В ходе разговора, в случае затруднительных для ребенка ситуаций, родитель помогает справиться с предложенными задачами готовыми решениями с обоснованием последних. И здесь важно не превращать такие беседы в «уроки». Они должны быть непосредственны по своему характеру и вместе с тем часты по времени использования. Необходимо заполнять разговорами с ребенком любое свободное семейное время.

В данном контексте проблемы очень важно с ребенком разговаривать как с взрослым, не нужно его лишать взрослых проблем. В ходе общения ситуация интерпретируется на уровне детского мировоззрения, подбирается тот сленг, который ребенок поймет, переводя взрослые обстоятельства на детские примеры. Рассмотрим пример. «На работе проблемы с начальником, родитель переживает». Стоит ли об этом разговаривать с ребенком? Казалось бы, зачем ему об этом знать? Однако это тоже ролевая ситуация, с подобными в жизни сталкиваются люди. И об этом ребенок должен знать, ему должно быть известно, что люди могут испытывать препятствия, с которыми человек способен справиться при помощи необходимых решений. Таким образом, в разговоре с ребенком ситуация должна быть представлена как она есть, по взрослому с детской интерпретацией: «У меня на работе появилась трудная ситуация с коллегой, из-за которой у меня плохое настроение (далее на помощь приходит аналогия), это как будто ты обидела Машу (уважаемая подруга в глазах ребенка) и она больше не хочет с тобой общаться». Таким образом, ребенок проецирует ситуацию на себя и проникается ею, что дает активность мыслительному процессу с бОльшим эффектом.

Таким образом, роль разговоров родителей с ребенком, осмысленных диалогов между ними оставляет за собой важную роль в снятии напряженности использования детьми гаджетов. Впрочем немалую важность подобные разговоры несут за собой и в других областях воспитания. В данном контексте они выступают носителями компенсаторных акций в познании мира.

Второе утверждение. У ребенка происходит потеря всех приоритетов перед гаджетом. Интерес к нему захватывает ребенка так, что ничего другого он делать не хочет.

Согласимся, что гаджетами грешат не только дети, но и взрослые люди, только в этом вопросе мы отличаемся от детей. Отличаемся присутствием и мерой ответственности. Предположим, что если взрослому человеку необходимо исполнить работу на производстве или в доме по хозяйству, то он откладывает гаджет в сторону и осуществляет сначала то, что ему необходимо выполнить первоочередно. По мере увеличения мотивации личности растет и чувство ответственности. Если я не сделаю свою работу — лишусь рабочего места, не приготовлю ужин и не накормлю свою семью — будет стыдно перед самим собой и т.д. Ответственность появляется тогда, когда понимаешь зачем тебе это нужно. Откладывая воспитание ответственности в ребенке, он все больше не справляется с ее исполнением, следствием чего развлечения становятся центральными в его поведенческой деятельности.

Это ставит перед нами задачу научить ребенка ответственности. И это проблема проблем. В современном обществе в различных областях отмечаются тенденции снижения личной ответственности. Это отражается как в семейных отношениях (распространение «гражданских» браков, оставление детей на плечи государства или супруга, утрачивание связи с пожилыми родителями и т.д.), так и на внесемейных уровнях (производственная сфера, учебная деятельность студентов и т.д.).

Ответственности вообще сложно научить, это весьма важная и трудная задача. Педагоги говорят, что ребенка приучают к ответственности с малого. В первую очередь для привития навыков ответственности в доме у ребенка непременно должно быть (скорее не очень приятное) обязательство, такое дело которое кроме него никто больше не сделает. В разных семьях избирают разные обязательства (мытье полов, вынос мусора, уборка за животными и мн. др.), но оно должно быть. Причем это дело, должно быть полезным не столько для него самого, сколько на благо всей семьи. Найти мотивацию для ребенка удел самого родителя, но точно не за материальные ценности и тем более не за деньги, здесь важен моральный норматив.

Формирование ценностных ориентиров также является весьма важным направлением, поскольку ценности являются базисным основанием проявления ответственности. Необходимые ценности в паре с ответственностью будут выдерживать партнерские отношения между ребенком и гаджетом.

Разрешив задачу по усвоению ребенком ответственности, мы приобретем массу положительных моментов. Она, как известно, важна в жизни и не только во взаимодействии с гаджетом. Усвоив навыки ответственности, ребенку не сложно будет, расставив приоритеты, отвлечься от любимой игрушки. А если ребенок сможет в нужный момент отложить свое устройство, то нет ничего страшного в его использовании. В конце концов, ученые в использовании гаджетов усматривают и полезные навыки.

В условиях современности уже нет возможности отречься от технических устройств. Да и есть ли в этом необходимость? Они несут в себе удобство, комфорт, а в некоторых случаях даже необходимость. Однако в распространении гаджетов становится главной задачей уберечь детей от осознания приоритетности технических устройств. Главная роль в урегулировании проблемы использования детьми гаджетов ложится, главным образом, на плечи родителей. Здесь отражают себя различные методы и ресурсы воспитания. Все они известны родителям в современном обществе, однако, не осознавая степень их важности, используются родителями не в полную силу, что дает возможность техническому прогрессу брать верх над социальными навыками» 1

С одной стороны, с помощью Интернета и гаджетов находить информацию стало легко и просто. Не прикладывая усилий, ребенок получает знание о чем-либо. С другой стороны, информации стало слишком много, и в процессе поиска нужной, ребенок может потеряться и застрять в ненужной, а также получить какое-то лишнее знание от переизбытка информации. В свою очередь пресыщенность информацией существенно снижает эффект новизны и соответствующую мотивацию учения-познания, затрудняет осознание и понимание содержания. Т.А. Хагуров 2 пишет о том, что эти способности стремительно исчезают у детей компьютерного века: «вместо понимания формируются простейшие интеллектуальные навыки распознавания и комбинаторики, блокирующие самостоятельность мышления».

Проблема понимания также связана с переизбытком информации, который засоряет сознание и подавляет самостоятельное мышление. Поэтому среди выпускников школ, ставших нашими студентами, немало весьма эрудированных, но всё меньше тех, кто может «держать мысль» (М.К. Мамардашвили) и способен к системному мышлению, основанному на соединении воображения и интуиции с обоснованием и доказательностью.

Наличие безграничного доступа к информации ведет к тому, что у детей формируются поверхностные знания, совмещенные к тому же с «клиповым» сознанием. То есть они знают немного обо всем, прыгают «по верхам», перескакивают с одной темы на другую, ни одну из них глубоко не анализируя.

Стоит ли говорить, что из-за гаджетов многие дети перестали читать, а малыши даже недослушивают читаемые им вслух сказки, а просят включить мультик.

Пашков А.Г., д.п.н., профессор Курского государственного университета:

«Наибольшее внимание посетителей социальных сетей привлекают сообщения с картинками, а также специальные ресурсы, на которых только изображения. Старая добрая наглядность, назначение которой в обучении — дать толчок самостоятельной мысли ученика (Я.А. Коменский), вытеснена яркой и завершённой зрелищностью, а учитель (преподаватель) всё чаще выступает в роли презентатора.

Но тысячелетиями сознание и мышление детей формировались в условиях получения информации со слуха, когда в процессе развития ребёнок овладевал словом, состоящим из акустических образов — звуков речи, устанавливал связи между слова

Речь и вербальное мышление «гаджетных детей» недостаточно развиты, поэтому они функционально слегка глухие, немые, ограниченные, хотя и считаются талантливыми. Речь перестаёт быть важной составляющей детской жизни, так как многие дети, поглощённые яркой и многообразной виртуальной средой, не умеют слушать и слышать, не умеют выражать свои мысли и чувства. Разносторонние, многомерные понятия нередко понимаются примитивно, а глубокие чувства, не имеющие зрительного образа, сводятся к «смайлам» и «лайкам». Даже самые навороченные гаджеты не могут донести до детей, что такое грех, совесть, честь, долг, отвага, стыд, сострадание, самопожертвование. Однако именно эти понятия делают человека Человеком, выступают культурными и нравственными регуляторами его жизни» 3

Есть ли все же польза от гаджетов?

Разработчики приложений прикладывают много усилий, чтобы гаджеты приносили реальную помощь в развитии ребенка. Существует множество сайтов и учебных приложений, направленных на развитие мелкой моторики, реакции, логики, памяти и других важных навыков. Малышам гораздо больше нравится учиться в игровой форме, и под присмотром родителей такие занятия могут быть очень эффективны. Школьники могут пользоваться такими приложениями, как график дел, расписание уроков, ведение дневника и т. д. Это развивает навыки самостоятельности и учит извлекать пользу из гаджетов, а не рассматривать их только как развлечение.

Игры также могут быть не только развлекательными, но и обучающими. Вряд ли ребенок поумнеет, играя целый день в планшет. Тут важно понять, во что именно он играет. Например, «стрелялки» наряду с внимательностью могут развить агрессию. Стратегии или квесты представляют меньшую опасность, но сильно «затягивают».

Предпочтительнее начинать знакомство ребенка с просветительских игр, энциклопедий. Например, компьютерная игра ««Святой равноапостольный князь Владимир и духовные потомки великого крестителя Земли Русской» позволяет в интерактивной форме приступить к изучению младшими школьниками ряда вопросов по истории христианства и православия, истории Отечества через познание образов Святых земли русской, выдающихся воинов и деятелей просвещения, прославивших нашу Родину: святого равноапостольного князя Владимира, святого благоверного князя Ярослава Мудрого, святого благоверного князя Александра Невского, святого Преподобного Сергия Радонежского, святого благоверного князя Дмитрия Донского, праведного воина Федора Ушакова.

Уже выросло поколение родителей, которые знакомы с компьютером с детства, играли в разные игры, но не стали зависимыми.

Однако не всем так везет, и некоторым детям изначально категорически нежелательно погружаться в виртуальность. Если у ребенка после игр в планшет появляется агрессивность, либо постоянное ненасытное желание быть в сети, о гаджетах не может быть и речи. В подобных вопросах следует непременно руководствоваться советом духовника (если таковой имеется), своими наблюдениями и опытом.

Примечания

1 ГАДЖЕТЫ В ДЕТСКОЙ СРЕДЕ: МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ. А.В. Ковалева, 2014 – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 ноября 2014 г. 2014 г., г. Уфа). — Уфа: Аэтерна, с.92

2 Сноска на статью

3 ЛИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: КУДА ВЕДУТ ЧЕЛОВЕКА ЭЛЕКТРОННЫЕ «ГАДЖЕТЫ»?- Пашков А.Г. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2016, Том 22

Дары современности: ТВ и гаджеты. Польза или вред?

Различные достижения науки в виде технологичных гаджетов — всевозможных ноутбуков, компьютеров, смартфонов, интернет и ТВ настолько прочно вошли в нашу жизнь, что теперь трудно даже представить ее без них.

Естественно, малыши с раннего детства начинают проявлять интерес к этим любопытным устройствам. И беспокойство родителей о том, насколько контакты с техникой безопасны для развития ребенка, абсолютно понятны. Давайте разберемся: в чем вред, а в чем польза?

Однозначного ответа о вреде и пользе тех или иных устройств, разумеется, нет. Все мы понимаем, что в мире, который настолько сильно зависит от технологий связи, быстрого поиска и обмена информацией, навыки владения техникой просто необходимы ребенку. Поэтому совсем ограничивать знакомство малыша с миром гаджетов не очень дальновидно.

Однако все хорошо в меру, и то, что приносило пользу в развитии интеллекта и эмоциональной стороны вашего чада, может смениться достаточно серьезным вредным воздействием. Поэтому сегодня наша главная задача — разобраться, как научить ребенка использованию современных технологий только с пользой для развития его личности.

ПЛЮСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАДЖЕТОВ

1. Помощник в развитии.

Гаджет, безусловно, следует рассматривать, как помощника в развитии ребенка. Существует бесчисленное множество различных программ, игр и приложений, которые позволяют развивать те или иные качества малыша, легко вовлекая его в игровой процесс. Конечно, гаджет не заменит игрушки, которые позволяют постигать мир через ощущения, запахи и вкус. Но то, что с помощью гаджета ребенок развивает мелкую моторику пальцев, слуховое и зрительное восприятие, логику, память и внимательность бесспорно.

Многие приложения служат дополнительным ресурсом для обучения: например, некоторые программы учат детей грамоте, рисованию, математике. Ребенок школьного возраста тоже может извлечь большую пользу из гаджетов: такие приложения, как график дел, расписание занятий и тренировок приучат ребенка к самостоятельности, обучат умению планировать свои дела и нести за них ответственность.

Читайте также:  Когда начинать чистить зубы ребенку?

2. Способ занять ребенка.

При определенных обстоятельствах (например, во время ожидания приема врача или путешествия в машине) гаджет окажет верную службу. Вы легко займете ребенка, и он не будет чувствовать беспокойства или дискомфорта от ожидания. Гаджет даже может стать инструментом, позволяющим занять ребенка физически: например, специальные приложения с обучающими видеоуроками или подвижными играми (например, танцы) обеспечат физическую нагрузку и игру одновременно.

3. Целый мир в кармане.

Всемирная сеть дает доступ практически к любой информации, а это значит, что ребенку не придется всегда носить с собой огромное количество тяжелых книг. (Это, ко всему прочему, приятно сэкономит бюджет). Умение искать и находить нужную информацию пригодится в жизни и разовьет логику, мобильность и адаптивность ребенка к разным ситуациям. А еще эта черта гаджетов покажет ребенку, что технологии — это не только развлечения, но и источник полезной и нужной информации.

4. Быстрое обучение в дальнейшем.

Ребенок, который с детства контактирует с гаджетами, пользуется компьютером и интернетом, гораздо легче осваивает более сложные технологии в дальнейшем. В школе он точно не растеряется на уроках информатики и с гораздо большим усердием займется изучением информационных технологий.

ГАДЖЕТЫ: МИНУСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

1. Негативное влияние на здоровье.

Этот аспект вызывает наибольшие опасения у родителей. К счастью, современная техника оказывает все меньше и меньше вреда благодаря тому, что наука позволяет делать ее более эргономичной и совершенной. Но если злоупотреблять гаджетами, негативные последствия не заставят себя ждать. Самое распространенное — это ухудшение зрения, нарушение осанки и гиподинамия, ухудшение памяти и способности концентрировать внимание, если ребенок долго и в неправильной позе сидит у компьютера.

2. Неполноценное усвоение информации.

Гаджеты способствуют развитию малыша и успеваемости ученика, но не заменяют основные процессы познания и обучения. Виртуальные технологии — это лишь часть мира. Важнейшие вещи, которые необходимо пизучить ребенку, находятся вокруг него: предметы, имеющие свою форму, запах, цвет, материал, окружающая природа, животные, люди и т.д.

3. Снижение творческого потенциала.

Когда ребенок постигает мир, свое восприятие он отражает через творчество в самых затейливых формах: малыш использует разные материалы, цвета, формы, виды деятельности. Гаджеты же предлагают достаточно ограниченный спектр возможных форм для развития творчества. Обычно игры и приложения запрограммированы достаточно узко, тем самым не позволяя дать волю фантазии ребенка.

4. Уход в виртуальное пространство.

Не все дети предпочитают виртуальное общение реальному. Но все же многие из них, особенно дети, имеющие трудности в общении, зачастую попадают в зависимость от социальных сетей и общения в чатах. В таких случаях страдает не только общение со сверстниками, но и отношения в семье, школе, досуговых учреждениях.

ГАДЖЕТЫ: ИНСТРУКЦИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ

  1. Несмотря на все плюсы использования, гаджеты никогда не станут предметом первой необходимости. Многие важные для развития ребенка вещи легко осуществить и без использования гаджетов.
  2. Вся техника, которой пользуется ребенок, должна соответствовать его возрасту. Не покупайте гаджеты «на вырост» или для того, чтобы ребенок соответствовал последним модным трендам.
  3. Малышам раннего возраста лучше всего приобретать планшеты и другую технику, специально созданную для их возраста. С таким гаджетом вы будете уверены, что он точно полезен для ребенка, и вы сможете легко контролировать процесс его использования малышом.
  4. Главное правило — это соблюдение баланса во всем. Никакая виртуальная игра не заменит реальную деятельность: занятия творчеством, спорт, подвижные игры, чтение книг, прогулки.
  5. Следите, чтобы ребенок не находился за компьютером больше разрешенной специалистами нормы. В среднем это 30-50 минут в день. Если занятие требует больше времени, следите, чтобы ребенок делал перерывы по 10 минут и не пропускал гимнастику для глаз.
  6. Не давайте ребенку пользоваться гаджетами перед сном: такая активность перед засыпанием возбуждает нервную систему, ребенок может плохо спать, с трудом засыпать или видеть ночные кошмары.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

По данным исследования, проведенного Институтом современных медиа MOMRI (Modern Media Research Institute):

  • К 10 годам почти у каждого ребенка в России есть свой гаджет.
  • У 25% детей уже в 3–4 года имеется какой-либо гаджет.
  • Самый распространенный «детский» гаджет — планшет.
  • 71% детей в возрасте от 3 до 10 лет играют в игры и используют приложения на телефоне или планшете.
  • При том что 76% родителей играют с ребенком в различные развивающие игры, только 15% пап и мам играют в развивающие игры вместе со своими детьми, используя телефон и планшет.

«Влияние гаджетов на психику ребенка»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

«Влияние гаджетов на психику ребенка»

Скачать:

ВложениеРазмер
vliyanie_gadzhetov_na_psihiku_rebenka.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

« Влияние гаджетов на психику ребенка »

Современный мир практически невозможно представить без всевозможных гаджетов: компьютеров, мобильных телефонов, планшетов. Дети, с присущей им любознательностью и наивностью, с удовольствием погружаются в технологические устройства. Давайте же рассмотрим более детально проблему влияния гаджетов на психику ребенка, и попытаемся найти пути решения.

Проблеме влияния гаджетов на детей, стали уделять особое внимание. Целые научно-исследовательские институты, психологи и педагоги стараются выявить неблагоприятные последствия таких увлечений. В ходе изучения вопроса, ученые составили список с основными побочными явлениями :

• Довольно сильные нервные расстройства. Могут сопровождаться нервными тиками, нарушением речи, заиканием и «проглатыванием слов» .

• Нарушение психики в целом. Как правило, это агрессия во всех ее проявлениях. Она может проявляться в тот момент, когда вы пытаетесь забрать у ребенка гаджет, а может и в любых других обстоятельствах. Бывает, для того, что бы сорваться, малышу достаточно просто сделать что-то не так, как он задумал. Бывает, что дети пытаются физически напасть на родителей (с кулаками или предметами) .

• Из-за нарушений психики пропадает нормальный сон. Частые кошмары, бессонница, «разбитое» состояние по утрам – первый признак зависимости.

• Сбивается процесс приема пищи. Это случается в том случае, когда ваше чадо привыкло питаться с постоянно включенным планшетом (компьютером, телефоном, по которому идет что-то интересное). Конечно, современным мамам так проще накормить ребенка, но именно в такой момент дети не чувствуют вкуса пищи. Они даже не до конца понимают чувство голода или сытости.

• Проблемы в школе. Ученые заметили, что зависимость от современных устройств оказывает пагубное влияние на успехи в школе.

• Появление стойкой зависимости. Это с родни наркомании и алкоголизму. Родителям достаточно несколько раз оставить ребенка с планшетом или компьютером на неограниченное время, и возникает замкнутый круг. Ребенок все чаще просит устройство, а взрослые все чаще получают свободное время (пока их чадо занято) ;

Особенно опасно длительное сидение за гаджетами для детского здоровья.

1. Негативное воздействие на физическое развитие и здоровье. Этот аспект влияния гаджетов на детей стоит рассмотреть подробнее. Если ребенок излишне увлечен планшетом или ноутбуком, то может пострадать :

– зрение – если малыш проводит за монитором больше получаса в день, есть риск, что через шесть месяцев острота его зрения значительно снизится, ведь детские глаза испытывают огромную нагрузку;

– осанка – дети за компьютером часто сутулятся, что чревато искривлением позвоночника и многочисленными трудностями с осанкой в будущем;

– головной мозг – от длительного нахождения в одной позе может нарушиться циркуляция крови в конечностях, внутренних органах, страдает, в том числе, и головной мозг, что крайне негативно сказывается на интеллекте ребенка, чревато снижением концентрации внимания и памяти.

2. Неполное освоение информации. Да, гаджеты помогают детскому развитию, однако малышам в раннем возрасте необходимо задействовать все каналы восприятия. Ребенку важно потрогать, покрутить, осмотреть со всех сторон мячик, чтобы понять, что он круглый и может катиться. Развивающие же мультфильмы не способны показать все многообразие мира, поэтому ребёнок не может полностью изучить тот или иной предмет.

3. Понижение творческой активности. Ни один компьютер, ноутбук или смартфон не заменит детям настоящей работы с различными материалами, радость от создания чего-то нового своими ручками. В реальной жизни малыши фантазируют и воплощают задумки в лепке, вырезании, раскрашивании, создании аппликаций.

4. Уход в виртуальное пространство. Безусловно, не каждый ребенок заменяет реальный мир компьютерной игрой и общением в соцсетях. И все же некоторые дети впадают в серьезную зависимость от гаджетов, сосредотачивая все свои интересы на виртуальном мире. Страдает не только общение с ровесниками, но и учеба, взаимоотношения с родителями. Если вы хотите не допустить возникновения зависимости от компьютера у детей и снизить возможное отрицательное влияние электронных устройств, нужно правильно их использовать, придерживаясь нескольких важных правил.

Положительное влияние гаджетов на детей.

Последствий пользования гаджетами предостаточно, но есть ли от них плюсы? Стоит ли вообще давать ребенку доступ до столь опасных приборов? Как мы знаем, во всем есть не только отрицательные, но и положительные стороны. Разберемся, что хорошего можно извлечь ребенку из пользования гаджетов, как правильно давать пользоваться этой техникой, чтобы она приносила пользу, а не вред! Поэтому некоторые родители не запрещают, а просто минимизируют отрицательное влияние гаджетов на детей.

1. Наличие компьютера позволяет осуществлять обучение, не выходя из дома – это удобно не только для школьников, но и для дошкольников. Масса развивающих заданий, когда малыш в игровой форме запоминает цвета, геометрические фигуры, буквы и много другой полезной информации.

2. По телевизору включайте одобренные вами мультфильмы, а не мультсериалы типа «Губка Боб квадратные штаны» или «Котопес» с недалекими сюжетами. Учите своих детей извлекать пользу, объясняйте, что интернет это кладезь самой разнообразной информации, а какую стоит оттуда черпать – это уже решать ему.

3. Временные рамки пользования компьютером – важны! Вопрос использования гаджетов детьми стоит в том, с какого возраста и сколько по времени можно ребенку владеть «вожделенным» планшетом. Так детям до года желательно вообще не смотреть телевизор и не пользоваться другими техническими устройствами. И, кстати, когда телевизор включен фоном – для вас, и кажется, что ребенок играет рядом на полу и ничего не видит, это не так. Чаще всего боковым зрением ребёнок также наблюдает быстро сменяющиеся кадры на экране, а кроме того слушает то, что вы смотрите, а значит его внимание становится рассеянным и ребенок перестает концентрироваться на своем основном занятии. Малышам от 1-4 лет тоже нежелательно давать в пользование компьютер. Однако в случае, если его необходимо отвлечь, и нет больше других средств, допустимо нахождение перед экраном не больше 10-20 минут в день! Детям в возрасте 4-7 лет – 20-50 минут нахождения перед телевизором или компьютером за весь день! Кроме того, желательно это время разбивать на небольшие кусочки по продолжительности, по 10-15 минут. В возрасте с 7-14 лет гаджет допустимо давать в использование на 60-80 минут в день, для тех, кто старше 14 лет не более двух часов в день.

Несмотря на все плюсы гаджетов, помните, что планшеты или телефоны не являются предметами первой важности и необходимости для дошкольников и малышей раннего возраста. Полноценное развитие возможно и без всех этих «чудес техники» , но если вы все-таки хотите порадовать свое чадо, то следуйте принципу – техника для ребенка должна соответствовать его возрасту.

Детям до шести лет лучше приобретать детские планшеты, которые предназначены именно для этого возрастного периода. В этом случае вы будете уверены, что гаджет полезен для ребенка, да и контролировать увлеченного его вам станет намного проще.

Зависимость от гаджетов может развиться, если родители начнут подменять реальное взаимодействие с малышом различными электронными устройствами. Не используйте компьютер, чтобы увлечь ребенка, пока вы готовите обед или занимаетесь уборкой. Лучший выход – привлекать детей в этот процесс. Нельзя допускать, чтобы малыш находился за компьютером больше установленных возрастных норм. Так, детям до трех лет не следует сидеть за ноутбуком больше часа в день, а каждые 20 минут необходимо устраивать физминутку, чтобы отдохнули глазки. Деткам постарше можно разрешить проводить больше времени за монитором, однако перерывы также обязательны.

Старайтесь придерживаться возрастных рекомендаций, указанных к компьютерным играм и мультфильмам. Информация, предназначенная для более взрослых детей, может перегрузить ребенка и даже привести к нервному срыву. Не следует выдавать малышам гаджеты перед засыпанием. От мельтешения ярких картинок на экране нервная система детей возбуждается, из-за чего они плохо спят, видят во сне кошмары или не могут заснуть вовсе. Напоследок хочется сказать, что все же не стоит запрещать детям пользоваться современными достижениями техники.

Мы живем в эру технологий и прогресса, а значит, навыки и умения в этой области пригодятся малышам в будущем. Чтобы избежать возможных проблем, следите за временем, которое ваше ребёнок проводит за планшетом или смартфоном. И не забывайте, что реальное общение с ребенком нельзя подменить никакими, даже самыми дорогими и новомодными устройствами.

Выйти из такой зависимости, порой очень тяжело.

• Физические нарушения. У тех, кто чаще пользуется гаджетами, наблюдались проблемы с осанкой и болевые ощущения в шейном отделе. Все время, находясь в статической позе, увлеченный ребенок не замечает положения своего тела;

• Зрение. На этот счет много споров в последнее время, но врачи все же настаивают на частых перерывах в работе за компьютером и просмотре планшета.

Как отвлечь ребенка от гаджетов?

• До трех лет никакого знакомства с современными «игрушками» . Как бы тяжело для родителей не было, но даже знакомства с мультфильмами на планшете должно произойти после 3-х лет;

• До шести лет постарайтесь найти ребенку компанию. Если даже он не посещает детский сад, постарайтесь чаще гулять с ним на детских площадках. Сон не позже 21.00;

• До десяти лет постарайтесь как можно больше узнать о жизни вашего ребенка в соцсетях. В таком возрасте невозможно запретить пользоваться интернетом и соцсетями, но можно контролировать данные действия.

Понятно, что дети живут в современном мире и убрать гаджеты из их жизни полностью нереально. Даже если в вашей семье не будут пользоваться телефонами и планшетами, дети будут это видеть у сверстников. Но каково объективное влияние гаджетов на детей? Не принесет ли это вреда вашим детям?

Ссылка на основную публикацию