Ошибки воспитания: рекомендации

10 основных ошибок в воспитании детей

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно.

В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

Ошибка первая — обещание больше не любить

«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить»

Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло, как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Теперь мамочка больше не будет любить тебя». Как часто многие из нас произносят эту фразу.

Обещание больше не любить своего малыша — одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка — малыш будет воспринимать вас как людей лживых.

Намного лучше сказать так: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю».

Ошибка вторая — безразличие

«Делай что хочешь, мне все равно»

Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то малышу, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным. А нас оставит в покое.

Никогда не надо показывать малышу, что вам все равно, чем он занимается. Кроха, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Словом, замкнутый круг. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.

Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».

Ошибка третья — слишком много строгости

«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная»

Дети должны слушаться старших беспрекословно — это самый важный в воспитании принцип. Дискуссии здесь не допустимы. Не важно, сколько ребенку — 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.

Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим — почему и зачем».

Ошибка четвертая — детей надо баловать

«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам»

Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство — такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Нравоучения, неудачи, неудовлетворенность — в наших силах избавить малышей от всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.

Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот — он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», — вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

Ошибка пятая — навязанная роль

«Мой ребенок — мой лучший друг»

Ребенок — главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый.

Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

Ошибка шестая — денежная

«Больше денег — лучше воспитание»

Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.

Любовь не купить за деньги — звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызения совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для малыша намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас САМЫЙ-САМЫЙ.

Ошибка седьмая — наполеоновские планы

«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс»

Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап и мам — дать детям самое лучшее образование. Не важно, если малышам этого не очень-то и хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.

К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока малыш еще маленький и слушается взрослых, но затем… желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами — это может быть и прием наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

Ошибка восьмая — слишком мало ласки

«Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка»

Приласкать младшую сестренку? Какая ерунда! Поцеловать маму? Пообниматься с папой? Да на это нет времени. Многие взрослые считают, что ласки в детском возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации. Короче, никаких объятий и поцелуев — есть более нужные и серьезные вещи.

Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно все-таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь активно — это может оттолкнуть их.

Ошибка девятая — ваше настроение

«Можно или нет? Это зависит от настроения»

Неприятности на работе, плохие отношения в семье, как часто взрослые «выпускают пар» на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом пригласить малыша и купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке.

Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое — постарайся быть ко мне снисходительным».

Ошибка десятая — слишком мало времени для воспитания ребенка

«К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя»

Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.

Взрослые часто забывают простую истину — если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Крохе это необходимо.

ошибки семейного воспитания
консультация на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
oshibki_semeynogo_vospitaniya.docx14.28 КБ

Предварительный просмотр:

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение, и как часто затрудняемся объяснить, что же такое хорошие родители?

Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить и могут с абсолютной точностью предвидеть поведение своих детей в различных ситуациях? А можно ли назвать хорошими родителями тех родителей, которые пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, когда сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка? По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших родителей. И повышенная родительская уверенность и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы все учимся быть родителями так же, как учимся быть мужьями, женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки , и сомнения, и временные неудачи, которые сменяются победами.

На формирование личности подрастающего человека сильное влияние оказывает весь образ жизни семьи. И если отец и мать имеют о семейном образе жизни неправильные представления, если они не способствуют созданию педагогически целесообразного уклада жизни семьи, то это отрицательно сказывается не только на формировании отдельных качеств ребенка, а на уровне воспитанности личности ребенка в целом.

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит взрослых в тупик. . А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. И родители время от времени совершают ошибки.

Ошибки родителей условно можно разделить на две группы:

1. Неправильные действия отцов и матерей, связанные с отрицательным влиянием на детей, всего уклада жизни семьи, их личного примера.

2.Неправильные представления и поступки родителей, связанные с конкретным воздействием на ребенка.

Научные сотрудники попросили группу родителей школьников перечислить ошибки в семейном воспитании. Отцы и матери отметили более 50 различных ошибок.

Часто встречающимися явились следующие ошибки:

-на воспитание детей обращалось мало внимания в первые годы их жизни.

-отсутствие единых требований и четкой линии воспитания.

-слепая, неразумная любовь

-единственный ребенок является чрезмерным центром внимания всех взрослых членов семьи

– у родителей было трудное детство, поэтому они считают, что детство их ребенка должно быть беззаботным, легким

– нетребовательность родителей к детям

-плохое представление о задачах и целях воспитания

-поддержание недовольств ребенка школой, учителями

-деление родителями детей на любимых и нелюбимых.

К ошибкам семейного воспитания можно отнести и стремление отдельных родителей переложить заботы по воспитанию детей на учебные заведения, отстранение детей от посильного домашнего труда, отсутствие такта по отношению к ребенку, ссоры родителей в присутствии детей, вредные привычки родителей (алкоголизм, наркомания) переоценка родителями своих воспитательных возможностей.

К сожалению, отрицательное влияние всех ошибок распространяется не только на учебные успехи, но и на многие нравственные качества подростка, в том числе и на его общественную активность. На учебные успехи особенно сильно влияет отсутствие единых требований родителей в воспитании. Там, где эта линия соблюдается, 61% детей успешно учится.

В большинстве случаев в результате ошибок семейного воспитания формируется трудная личность подростка, начинается конфликт ребенка в семье, в школе, в обществе.

Рассмотрим десять характерных ошибок, которые допускаются родителями в воспитательном процессе.

Обещание больше не любить

«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить».

Родители часто не довольны тем, что дети оспаривают любую просьбу. По их мнению, отпрыски делают это назло, и призывать их к здравому смыслу бессмысленно. Угрозы здесь также не действуют. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить». Угроза больше не любить ребёнка – довольно серьёзный метод воспитания. Хотя обман – не лучший способ воспитания , угроза родителей в этом случае не будет иметь должного эффекта. Однако эта угроза, как правило, быстро забывается. Дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, родители могут надолго потерять доверие ребенка – он будет воспринимать их как лживых людей. Лучше сказать

« Делай, что хочешь, мне все равно» , – часто говорят родители, устав от капризов сына или дочери. Они не спорят, не ищут аргументы, не доказывают что-либо, считая, что незачем напрягаться и нервничать, так как ребенку пора учиться самому решать свои проблемы и готовиться к самостоятельной взрослой жизни. Но родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально плохих поступков. Ребенок будет ждать, последует ли за проступком критика. Лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вовсе не нравится родителям. Можно сказать, например: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но хочу помочь, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе понадобится помощь, можешь спросить у меня совета».

Слишком много строгости

Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают , что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Многие родители считают, что детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут на шею .Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это сделать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Ситуация осложняется , если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным отношением к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта.

Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминает дрессировку. В таких случаях ребенок будет беспрекословно выполнять все в присутствии родителей и сознательно забывать обо всех запретах, когда их нет рядом. Убеждение лучше чрезмерной строгости. При необходимости можно сказать ребенку: «Ты сейчас сделаешь так, как говорю я, а вечером мы спокойно все обсудим».

Детей надо баловать

«Пожалуй , я сделаю это сама. Моему ребенку это не по силам»

Детство – короткая пора, и чтобы оно было прекрасным, в силах родителей избавить детей от многих трудностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание своего чада. Но избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Если держать их под колпаком родительской любви, это может привести к множеству проблем. Гиперопека –излишняя забота о ребенке , приводит к пассивности, несостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Убирая буквально каждый камушек с дороги ребенка, родители не делают его счастливее. Скорее, наоборот, он часто ощущает свою беспомощность и одиночество. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», – вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

«Мой ребенок – мой лучший друг», – заявляют иногда родители. Для них ребенок – главное в жизни, с ним можно поговорить обо всем. Он понимает их, как настоящий взрослый. Действительно , дети- самое прекрасное что у нас есть. Однако это дети! У них должны быть свои друзья , свои интересы, свои секреты. Да, дети, бывает, делают все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Они даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых. К сожалению, при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

«Больше денег – лучше воспитание», – убеждены некоторые родители. Но любовь не купить за деньги. В семьях с невысоким достатком взрослые, бывает, делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Родители не должны чувствовать угрызений совести, если не могут исполнить любое его желание. Любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого кошелька родителей. Счастливым его делают не деньги, а осознание того, что он для родителей самый-самый.

«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс».

Мечта многих любящих родителей, особенно тех, кто в детстве был лишен возможности заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис. Став родителями, они задались целью дать детям самое лучшее образование. Их не волнует, что ребенок этого не очень-то и хочет. Такие родители убеждены, что со временем дети оценят старания взрослых. К сожалению, так бывает далеко не всегда. Часто блестящее будущее в воображении взрослых разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, например, музыкой. Он слушается взрослых, пока он маленький, но затем… С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Желая вырваться из клетки родительской любви, ребенок начинает выражать протест доступными ему способами – грубостью, уходом из дома и даже приемом наркотиков. Поэтому при заполнении дня ребенка нужными и полезными занятиями не стоит забывать и о его желаниях, оставляя время для личных дел.

Слишком мало ласки

«Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка».

Некоторые родители считают, что ласки в детском возрасте приведут в дальнейшем к проблемам в личной жизни, что, кроме объятий и поцелуев, есть более нужные и серьезные вещи. Однако следует помнить, что дети любого возраста стремятся к ласке: она помогает им ощущать себя любимыми, придает уверенности в своих силах. Желание приласкаться должно исходить не только от родителей, но и от самого ребенка.

«Не лезь – видишь у меня плохое настроение»

Родители часто срываются на детях при неприятностях в семье или на работе, думая, что это останется незамеченным детьми.

. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом приласкать или купить давно обещанную вещь – и все будет в порядке.

Когда взрослые, будучи в дурном расположении духа, запрещают что-то ребенку, а назавтра, когда настроение улучшилось, это же разрешают, он делает вывод: все равно, что и как я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако если родители чувствуют, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А при плохом – постарайся быть ко мне снисходительным».

Слишком мало времени для воспитания ребенка

«К сожалению, у меня совсем нет времени », – так говорят своему сыну или дочери некоторые родители, забывая простую истину – родили ребенка, значит, надо и время для него найти. В противном случае их чадо будет искать родственные души среди чужих людей и быстро отдалится от собственных родителей. Между ними вырастет стена непонимания, отчуждения, а может быть, и вражды. Разрушить такую стену бывает очень сложно. Даже если день родителей расписан по минутам, необходимо вечером найти хотя бы полчаса (здесь важнее качество), посидеть с ребенком, поговорить с ним, напомнить о том, что, несмотря на вашу занятость, подросток всегда может рассчитывать на родительскую помощь и поддержку.

Еще одна распространенная ошибка семейного воспитания- это непоследовательность в воспитании .

Сегодня можно одно, завтра другое, а послезавтра – нельзя ни первое, ни второе. В результате у ребенка нет четких границ дозволенного, внутри которых он мог бы спокойно существовать. Такой подход подрывает основы основ – ощущение безопасности и доверие к миру. Часто непоследовательность особо ярко проявляется в подходах к воспитанию у отцов и матерей. Как правило, мамы больше склонны жалеть и меньше требовать, принимать со всеми достоинствами и недостатками, т.е. руководствуются безусловной любовью – люблю просто так. Папы чаще своим отношением способствуют развитию. Они поощряют успехи, достижения и руководствуются условной любовью – любят за что-то. И то и другое для ребенка важно. Безусловная любовь создает надежду и доверие к миру. Это основа основ. Условная – показывает путь развития. Эти функции в реальной семье чередуются, нет четкого распределения между матерью и отцом. Но важно и материнское начало и отцовское начало. Разница во взглядах на воспитание может корениться и в детстве самих родителей. Воспитывая своего ребенка, родители часто удовлетворяют свои детские нереализованные желания и потребности. Понятно теперь откуда несовпадение. Ведь каждый поет свою песню: каждый из разных семей, от разных отцов и матерей, у каждого своя личная история.

Воспитание в семье может быть самым разным – от абсолютного тотального контроля до невнимания к своему ребенку вообще. Лучше всего, когда родители присматривают (ненавязчиво) за своим ребенком, постоянно ему советуют как поступить (опять же ненавязчиво, а играючи), когда ребенок и родители вместе выполняют какую-нибудь, например, домашнюю работу, что-то делают сообща. Это приносит свои плоды. У таких детей очень развито взаимопонимание с родителями. Они их слушаются. И прислушиваясь к их мнению, дети готовы постоянно помогать таким родителям, и, как правило, успеваемость у таких детей на должном уровне.

Устранение ошибок семейного воспитания.

-осуществление помощи семье: информационной, посреднической, досуговой, социальной и педагогической

-проведение индивидуальных консультаций для более открытого и доверительного разговора с детьми и родителями

-проведение классных часов с целью выяснения мнения детей на заданную тему, ее обсуждения и определения возможных форм поведения в заданной ситуации

-контрольные посещения на дому для определения уровня и степени признаков неблагополучия

-проведение диагностических методик по данной проблеме

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, родителям необходимо помнить общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение :

-принимать активное участие в жизни семьи;

-всегда находить время , чтобы поговорить с ребенком;

-интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

-уважать права ребенка на собственное мнение

-не оказывать нажима на ребенка, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решение

-уметь сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

Существует несколько моделей правильного семейного воспитания.

  1. Ситуация авансирования доверием , когда доверие дается авансом еще неокрепшей личности, но уже готовой оправдать его. В семье создаются условия для выражения доверия со стороны родителей.
  2. Ситуация непринужденной принудительности – это механизм влияния конкретной ситуации не в виде бескомпромиссного требования родителей, а в виде актуализации уже имеющихся мотивов поведения в новых условиях, обеспечивающих активное участие в жизни семьи, благодаря чему складывается позиция субъекта, творческого соучастника
  3. Модель семейного воспитания, когда ребенок ставится перед необходимостью и получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка (конечно под контролем взрослых). Иногда ситуация выбора приобретает характер конфликтной ситуации, в которой происходит столкновение несовместимых интересов и установок.
  4. Модель семейного воспитания, где присутствует ситуация творчества. Суть ее заключается в создании таких условий, в которых актуализируются выдумка, воображение, фантазия ребенка , его способность к импровизации, умение выйти их нестандартной ситуации. Каждый ребенок талантлив, нужно только развивать в нем эти таланты, делать для ребенка условия, которые будут для него наиболее приемлемы.

Выбор модели семейного воспитания зависит прежде всего от родителей. Нужно учитывать возраст ребенка, его психологические особенности, уровень развития и воспитанности.

Л.Н.Толстой подчеркивал, что воспитание детей есть только самосовершенствование, которому никто не помогает настолько, как дети.

Часто родители воспитывают своих детей так, как воспитывали их. Необходимо понимать, что ребенок- это тоже личность, хоть и маленькая. К нему нужен свой подход. Необходимо присматриваться к своему ребенку, изучать его привычки, анализировать его действия , делать соответствующие выводы и, исходя из этого, вырабатывать свою методику воспитания и обучения.

Методы семейного воспитания, как и все воспитание, должны быть основаны, прежде всего, на любви к ребенку. К ребенку нужно проявлять гуманность и милосердие. Вовлекать его в жизнедеятельность семьи, как равноправного ее члена. В семье отношения должны быть оптимистичными, что поможет ребенку в дальнейшем преодолевать трудности, чувствовать «тыл», которым является семья.

Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, трудные взаимоотношения с окружающими.

Воспитание подростков: типичные ошибки родителей

Словосочетание «подростковый возраст», пугающе действует на родителей. Все мамы и папы, за редким исключением, понимают, что этот период, который специалисты оценивают как трудный этап с судьбоносным решением, не самый легкий в жизни ребенка.

Подросток пребывает в конфликте не только с окружающими, но и, в первую очередь, с самим собой. Так, влюбленность расценивается как чувство наивысшего порядка, родительская забота — жесткой диктатурой.

Совершая ошибки, пробуя самостоятельно делать шаги во «взрослой» жизни, ребенок прощается с детством. Однако реалии таковы, что незрелость социальной адаптации вновь возвращает его в детский мир. А все потому, что принимать решения — это свобода, а нести за них ответственность — непосильное бремя, которое максималист-подросток не готов принять.

Особенности подросткового возраста

Долгожданный момент, когда подросток входит в жизнь взрослую, предваряет неоднозначный период становления личности. Продолжительность этой стадии развития равняется приблизительно 7 годам. Одиннадцатилетний возраст — начало резкого изменения психической составляющей подростка, интенсивного формирования физических параметров тела. Существенный скачок в росте сравним с молниеносным развитие плода от зачатия до 2 лет.

Угловатая фигура подростка, обусловленная некой нескладностью, отсутствием четких пропорций, — показатель быстрого роста скелета, за которым ткани мышц не успевают развиваться. Значительное увеличение в объеме сердечной мышцы, легких позволяет дыханию быть глубоким и выполнять главную задачу: обеспечивать кислородом растущий, молодой организм. Общее состояние подростка подвержено колебанию давления, что провоцирует боль головную.

Перестраиваясь на уровне гормонов, организм молодого человека на пути к половому созреванию. Рост числа эстрогенов у девочек, количество тестостерона у юношей — норма в период взросления.

Андрогены, уровень которых так же растет, способствуют формированию вторичных половых признаков. К чему приводят все эти изменения?

С медицинской точки зрения, перечисленные процессы порождают совершенно оправданную и вполне объяснимую смену настроения, делают нестабильным эмоциональный фон, вызывают повышение возбудимости, сопровождающейся иногда крайней степенью импульсивности.

Следствием подросткового возраста могут стать и состояния депрессивные, а именно: действия агрессивного характера, ощущение тревоги, проблемы поведения.

Первостепенную важность подростки отдают взаимоотношениям со сверстниками. Примеряя на себя совершенно разные социальные роли, ребенок в этом возрасте находится в активном поиске собственного осознания. Формирующееся социумом мировоззрение, непреодолимое желание разобраться в себе — все это вызывает противоречия, проблемное восприятие ситуаций.

Ранний подростковый период: с 10-11 до 14 лет жизни

Данный период специалисты расценивают как промежуточную составляющую между последними днями детства и наступающим взрослением. Непреодолимое желание стать частью мира «отцов» столь сильное, что центральную часть в жизни начинает занимать социум, а именно: сверстники.

На уровне физиологии все довольно ясно. Кора головного мозга не может больше управлять подкорковыми процессами, контроль ослабевает и подросток просто не способен отвечать за эмоции. Все реакции протекают достаточно медленно, отсюда и непонимание между взрослыми и детьми, ведь уже нет мгновенного повиновения, беспрекословного подчинения, да и ответ на вопрос не сразу следует.

Изменения психологической составляющей происходит во взаимодействии с памятью, которая на данном этапе ослабевает, и мышлением. Возрастает чувствительность ко мнению о подростке окружающих людей, что влечет крайнюю степень обидчивости. Одни ребята готовы промолчать, затаив переживания, иные — бунтарствуют, демонстрируют отвержение всяких норм.

Средний подростковый период: от 14 до 16-17 лет

14 лет — время градации установок моральных наряду с социальными. Сомневаясь, совершая поступки по подобию старших, подросток абсолютно не уверен до конца, поэтому проявляет при малейшей просьбе объяснить свои мотивы, грубость, сопровождающуюся раздражительностью, упрямство, выливающееся в непослушание.

Ощущение мира посредством восприятия самого себя приводит иногда и к крайностям. Излишнее уединение, постоянное одиночество — сигнал для родителей. Это не значит, что поразмышлять в тишине опасно для жизни, но системность этого должна насторожить.

Порой одни подростки под давлением социальных обстоятельств не проявляют желаемых эмоций, другие — эмоционируют, впадая в крайности. Например, часто ребенок обличает взрослых во лжи, неумении сдерживать данные слова.

Непринятие подростками мнения «отцов» печалит взрослых. Случается, что буйная раздражительность связана с навязывающимся мнением о следовании по стопам родителей. Тактика со стороны взрослых проигрышная, поскольку порождает протест, который может закончиться скандалом, а иногда и уходом из стен дома.

Поздний подростковый период: от 16-17 лет до взрослого возраста

Поведение подростков на этапе от 16 лет подвержено их саморегулированию. Ценности постепенно начинают располагаться в иерархическом порядке. Мотивы, побуждающие к размышлению и осмысливанию, формируют частичное понимание существующего в мире взрослых законодательства, принять который придется.

17 лет — возраст выбора, сделать который для подростка непросто. Опасение допустить ошибку, не справиться с поставленными задачами приводит к пассивности в действиях, уклонению. Переломный момент приходится на окончание школьного образования. Социум давит на профессиональное самоопределение, а подросток растерян.

Склонность пребывать в долгих раздумьях, юношеский страх перед несостоятельностью — все это черты подростка в 17 лет. Излишняя опека родителей, неустанное бдение за жизнью ребенка, диктат способны породить в сомневающемся ребенке неуверенность, которая постепенно перерастет в скованность.

С чем связаны сложности в воспитании?

Трудности в организации воспитательного процесса в отношении детей преодолевают взрослые: мамы и папы. Предъявляя требования, родитель может попасть впросак, если сам не соответствует тем установкам, которые задает детям. Взрослые, являющие собой пример, не расходящийся в словах и поступках, справляются с воспитательной задачей легче.

Не проявленная родителями на должном уровне забота о собственных чадах в первые годы жизни, когда столь необходимы материнская ласка и отцовская поддержка, служит причиной трудностей в воспитании.

Доминирование в иерархии ценностей родителей карьеры искажает представление подростка о семье, поэтому и ослабевают узы семейные, а дети отдаляются.

Опека на грани родительского безумия действует удушающе на подростка. Если забота проявлялась и в детстве, то это привычные для детей эмоции. В случае, когда родители с годами пришли к осознанию несостоятельности как мамы и папы, то, спохватившись рьяно, можно натолкнуться на протест.

Типичные ошибки родителей при воспитании сыновей-подростков

Почему-то принято в обществе считать правильным ту воспитательную позицию по отношению к юношам, когда только суровая муштра способна сформировать настоящего во всех смыслах мужчину. И не берется в расчет опыт, полученный отцами от своих родителей, когда такая диктатура оставила в воспоминаниях только лишь надломленную и искалеченную юность.

Безусловно, что мужественность прививается с детства. Вот только лишив мальчика проявлений ласки, чувства родительской любви, внимания к его миру, можно воспитать жестокого и бесчувственного мужчину. Случается и так, что навязчивое желание взрослых вырастить по собственному образцу юношу доминирует, не учитываются особенности индивидуального характера.

Опасно восклицание: «Ты же будущий мужчина!» Ребенок претерпевает изменения в психике по мере взросления, поэтому мужественность формируется постепенно, а проявление определенных «слабостей» допустимо для каждого. Если взрослый непоследователен в воспитательном процессе: балует либо впадает в ярое наказание, то ждать положительного результата не придется.

Ссоры отца с матерью, на глазах у растущего сына, станут со временем причиной жестокости в отношении женщин. Этот же показатель и кроется в несогласованности действий мамы и папы в воспитании сына.

Пагубным для формирования юноши является сравнение со сверстниками, акцент на неприемлемом поведении, навязывании негативных установок. Злоупотребление интеллектуальным развитием юноши в ущерб физическому недопустимо.

Типичные ошибки родителей при воспитании дочерей-подростков

Очевидны промахи родителей и в организации воспитательного процесса в отношении дочерей. Ошибочны установки, когда строгость — это лучший рычаг воздействия на прыткого подростка. Так называемые рукавицы, «ежовые», никогда не возымеют эффект, если девочка не получит в большей степени заслуженной нежности, отцовской заботы, материнской опеки.

Если отец либо мать категоричны, неумолимы, только и делают, что отдают неподлежащие обсуждению приказы, то дочь, замкнувшись в себе от неприятия ее личности, затаит обиду на мужской пол в целом.

Иная сторона медали проявляется в воспитании, когда дочь возносят родители на пьедестал. Превращая гиперопекой жизнь дитя в сказку, совершается ошибка, которая может дорого стоить дочери в будущем. Вседозволенность в условиях подобного воспитания искажает восприятие мира, формирует ощущение того, что все создано только для ребенка, и при желании можно все легко получить.

Позиция, когда дочь — друг, соратник – ущербная, и, в первую очередь, для самой взрослеющей девушки. Материнское своеволие в обсуждении любых вопросов, в том числе и интимных, надломает неокрепшую детскую психику. Излишняя тайная критика поведения отца тоже может послужить преградой в отношениях с мужчинами в последующем.

Некоторые родители противятся рождению дочери, не принимая подарок судьбы. Поэтому берут на себя ответственность воспитать из дочки мужеподобного отпрыска, в котором тайно желают видеть сына. Несмотря на сопротивление, принимают все усилия в этом кощунственном деле воспитания.

Советы психологов

Родители часто полагают, что, когда ребенок маленький, он нуждается в трепетной заботе, максимальном внимании. И это, действительно, так. Вот только подросток в период пубертата напоминает младенца, который беспомощен и одинок. Как не представляется здравым оставить без внимания малыша, так и невозможно бросить на долгом пути становления взрослеющего ребенка.

Диалог — лучшее речевое взаимодействие с подростком, так как ни демократия, ни диктат не способны в полной мере удовлетворить потребность в общении между близкими людьми. Зная круг общения ребенка, занимающие его голову проблемы, родитель показывает свое участие с жизни любимого чада. Осторожность в оценках внешнего облика ребенка, его интересов заслужит уважение со стороны подростка.

Период перехода из детства в мир взрослых ознаменован щемящим сердце чувством одиночества. Именно на этом этапе подросток нуждается в общении, а именно: высказаться и быть услышанным. Однако не стоит поощрять неправильное поведение ребенка. Для этого опять же стоит прибегнуть к диалогу.

Пример, явленный самим родителем, когда не приветствуется и не пропагандируется в семье употребление бранных слов, осуждающих речей, обличительных фактов в адрес других людей — самое лучшее средство в воспитании достойного человека.


Топ из 10 ошибок родителей в воспитании детей

Любой из родителей мечтает хорошо воспитать своего малыша. Что лично вы вкладываете в это «хорошо»? Являются ли ваши методы воспитания правильными? Молодые родители допускают множество ошибок, которые негативно сказываются на физических возможностях вашего чада, его психическом состоянии. Как избежать основных ошибок в воспитании? Об этом мы и поговорим сегодня.

№1 Обвинения и угрозы

Метод воспитания посредством обвинений, угроз, запугивания, устыжения – абсолютно дикая ошибка, пришедшая к нам из прошлого. Большинство из вас помнят фразу «Как тебе не стыдно!», но при этом продолжают применять ее к своим деткам. Чувство стыда вызывает желание опустить глаза, оно парализует активность и убивает любую инициативу. Разве небольшой промах того стоит? Ведь ошибки, допускаемые детьми, не приводят к каким-либо глобальным проблемам.

Наряду с чувством стыда многие родители активно используют чувство вины. Обвиняя, многие пытаются дать детям своеобразный толчок (или стимул?) к достижению успеха. Только эти благие намерения не оправдываются, ребенок начинает замыкаться. Постоянные обвинительные высказывания родителей приводят к тому, что у малыша пропадает интерес к жизни, он ощущает себя ни на что не способным созданием.

Применение запугивания и угроз тоже ни к чему хорошему привести не может. Крайне низкий процент людей может безболезненно избавиться от чувства страха. В основном же такое состояние не побуждает к действию, а имеет совершенно обратный эффект – паралич всех ощущений, неспособность действовать самостоятельно. Не растите морального инвалида, устрашайте ребенка как можно реже. Особенно это относится к знаменитой фразе «Мы больше не будем тебя любить». Для маленьких детей это шок, истерика, для более взрослых – психологический дискомфорт, желание сделать назло. Вы в любом случае эту угрозу не выполните, и малыш начнет это понимать со временем. Такие пустые, неоправданные угрозы скоро начнут восприниматься им как ложь и просто перестанут действовать. К тому же детка просто потеряет к вам доверие и будет видеть ложь в любых ваших словах.

№2 Непоследовательность и несогласованность в воспитании

Начиная с самого раннего возраста у ребенка должны сложиться четкие границы дозволенного. Неправильно каждый день менять требования и запреты. В такой обстановке дети часто теряются и совершенно перестают ориентироваться в разных «можно» и «нельзя».

Детей нужно любить безусловной любовью, замечая при этом их успехи и поощряя за маленькие победы. Проступки также не должны остаться незамеченными, но обойдитесь без крайностей. Просто объясните ребенку, что вы все равно его любите, но такого поведения не одобряете. Оставьте в стороне любое насилие, террор, покажите ребенку путь развития, а дальше он сможет идти сам.

Требования к детям должны быть одинаковыми у всех членов семьи (дружная семья гору свернет, или как преодолеть разногласия в воспитании ребенка). Иначе они просто научатся приспосабливаться к ситуации. Тот родитель, чья позиция воспитания совершенно невыгодна для малыша, заметит неуважение в свою сторону, его мнение перестанет быть авторитетным.

№3 Неровное отношение к детям

Зачастую родители свои проблемы и неприятности переносят на общение с детьми, что в корне неправильно. В одни моменты времени мы их целуем, балуем, покупаем все, что просят. Уже завтра можем кричать, злиться или просто замыкаемся, не обращаем на них никакого внимания. Разные «можно» и «нельзя» целиком зависят от нашего настроения.

В результате такого поведения дети делают простой вывод – неважно, что я сделал, все зависит от маминого (папиного) настроения. Они не видят вашей радости за их маленькие достижения, не осознают, что вы расстроены их проступками.

Если вы не хотите вырастить психованную особь, начинайте контролировать свои эмоции. Отвыкайте срывать на младших свою злость, ведь они просто не знают, чего от вас можно ожидать в следующий момент времени. Скорее всего, малыш просто замкнется в себе, отстранится от вас. Вернуть доверие будет гораздо сложнее, чем сейчас вовремя успокоиться.

№4 Категорический запрет

Определенный круг запретов у детей должен быть, но любой из них нужно объяснить. Ребенок должен понимать, почему ему запрещено одно и разрешено другое, на чем основано такое мнение родителей.

Прежде чем запретить, постарайтесь разобраться в причинах. Почему ваш ребенок это сделал? Возможно, он не просто так “наелся краски, а пополнил свой организм какими-то отсутствующими веществами”…

Любые категорические запреты, которые вы не удосужились объяснить, научат малыша делать то же самое втайне от вас.

№5 Чрезмерная опека

Есть такая категория мам, которых условно можно назвать «мамы-наседки». Такие мамочки излишне опекают своих детей, что тоже приносит вред их развитию.

В каждом определенном возрасте дети уже могут что-то делать самостоятельно. У каждого человека время такой самостоятельности индивидуально, но приблизительные границы все-таки существуют. Например, первоклассник в состоянии одеваться и обуваться сам, не нужно это делать за него. Пусть он лучше несколько раз застегнет куртку неправильно, прежде чем выйти из дома, но зато он сделает это САМ.

Такая гиперопека отрицательно сказывается на разных сторонах жизни вашего чада. Он долгое время не сможет найти друзей, не научится высказывать свое мнение и отстаивать его, а может и «заработать» невроз.

Развивайте самостоятельность своих детей и поощряйте любые их инициативы. Позвольте детям помогать старшим, пусть пока неумело. Не стоит игнорировать их желания и вводить тотальный контроль за их общением с друзьями. Оставьте небольшое личное пространство, позвольте испытать чувство риска.

Не спешите на помощь моментально, позвольте ребенку самому решить проблему или попробовать найти выход из сложной ситуации. Идеальный вариант – обмен мнениями. Выслушайте, как ребенок хочет поступить в конкретной ситуации, выскажите свое мнение и оставьте принятие решения за ним. Пусть это будет его ошибка, его маленький опыт.

№6 Излишняя требовательность и баловство

Ребенок не должен находиться в рамках постоянной строгости и непомерных требований. Небольшие промахи и шалости должны обязательно прощаться. Иначе вы разовьете в своем малыше упрямство, неуверенность, раздражительность.

Это совсем не значит, что нужно отступить от своих ежедневных требований и устраивать постоянные поблажки. Но в роли дрессировщика тоже выступать не надо. Используйте метод убеждения, объясняйте, почему нужно делать так и нельзя по-другому. В противном случае ребенок научится выполнять требования только в вашем присутствии и забывать о них, когда вас нет рядом.

Излишнее баловство тоже не выход. Выполняя все детские «хочу», вы просто растите эгоиста, которому не нужно прикладывать абсолютно никаких усилий для выполнения собственных желаний. Кроме того, воспитанный таким образом ребенок, неспособен нормально адаптироваться к условиям жизни во взрослом возрасте, он просто не сможет преодолеть даже самое мизерное препятствие.

№7 Недостаток ласки

Детки любого возраста нуждаются в ласке. Именно она позволяет им ощутить себя любимыми. Не отказывайте своему ребенку в этом удовольствии, дайте ему немного уверенности в себе и своих способностях.

Важный момент – ласку нельзя навязывать. Не заставляйте детей целовать вас насильно, формируя тяжкую обязанность. Любые объятия и поцелуйчики должны идти от души.

№8 Наполеоновские планы

Пожалуй, у любого человека есть своя нереализованная мечта. Став родителями, многие начинают перекладывать эти мечты на своих отпрысков и «запихивать» их в различные кружки и секции.

Оставьте ребенка в покое и дайте ему выразить собственное мнение. У вашего ребенка наверняка есть свои предпочтения относительно дополнительных занятий, вот пусть он и развивается в этом направлении.

В противном случае вы только разовьете чувство протеста, и еще неизвестно, во что это выльется в дальнейшем. Как минимум, вы можете обеспечить своего ребенка низкой самооценкой и недовольством своими способностями.

№9 Недостаток времени

Одна из ошибок родителей – мало времени на занятия с детьми. Все мы очень заняты на работе и в повседневной жизни, у нас есть свой круг обязанностей, но это совершенно не значит, что о потребностях ребенка нужно забыть. Он нуждается в вашем внимании и совместном проведении времени.

Недостаточно просто проводить ребенка в сад или школу, купить понравившуюся вещь, приготовить еду. Важно уметь выкраивать время и на увлечения вашего чада. Посмотрите вместе мультфильм или выберите время для совместной прогулки. Иначе ваш малыш будет чувствовать себя забытым, искать утешения на стороне. Не позволяйте чужим людям стать ближе родных.

Читаем также:

№10 Денежный вопрос

Замена любви деньгами непозволительна, но практикуется часто. Понятно, что вы пытаетесь заработать как можно больше, чтобы у ребенка было все необходимое. Но деньги не способны заменить родительскую любовь и ласку. Любая самая дорогая покупка померкнет, если малышу недостает вашего внимания и заботы.

Ребенок растет счастливым, когда ощущает свою значимость для родителей. Совместные увлечения значат для него гораздо больше, чем толщина вашего кошелька.

И, пожалуй, самое главное – личный пример. Нельзя требовать от детей того, на что вы сами не способны. Они учатся на ваших поступках, поэтому, прежде всего, сумейте воспитать себя.

Избегая типичных ошибок в воспитании, вы всегда будете для своего малыша авторитетной личностью и сами не заметите, как ваши требования исполняются. Малыш не будет делать ничего запретного просто потому, что не захочет вас огорчать. Научитесь уважать и понимать своего ребенка, и он ответит вам взаимностью.

Еще 7 ошибок воспитания, которые мешают детям добиться успеха:

Основные ошибки в воспитании детей. М. Полонски

В интервью Марианна Полонски рассказывает об основных ошибках родителей в воспитании детей. Шаблонные методы воспитания не дают возможности ребенку стать счастливым человеком…

Топ-5 ошибок родителей – ребенок начинает манипулировать

Часто мы недооцениваем возможности наших детей, считая их просто маленькими и несмышлеными. Вот только когда время уже упущено, мы ловим себя на мысли что делаем все так, как говорят и требуют того наши дети. Как распознать юного манипулятора и как найти общий язык с таким ребенком, расскажут наши эксперты.

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен – присоединяйтесь!

Неправильное воспитание детей: топ-20 ошибок современных родителей в воспитании дошкольников

Очень часто родители допускают ошибки в воспитании детей, даже не осознавая этого и не придавая особого значения. Неправильное воспитание детей может отрицательно повлиять на дальнейшее формирование личности ребенка, на психологическое развитие, а также на взаимоотношения в семье.

Все любящие родители желают счастья и успехов своему крохе, заботятся о его воспитании и развитии. Воспитание ребенка -это тяжелый труд, где родителям необходимо не только заниматься малышом, но и учиться работать над собой и своими ошибками и слабостями: учиться контролировать свои эмоции, сохранять спокойствие и самообладание, принимать ребёнка таким, какой он есть, доверять, уважительно относится к его мнению, давать больше свободы его действиям и т.д.

Из этой статьи вы узнаете 20 типичных ошибок большинства современных родителей в воспитании детей и их последствия. Возможно, в каких-то пунктах вы узнаете себя и по-новому посмотрите на процесс воспитания.

Как нельзя воспитывать детей

1. Стыдить, запугивать, угрожать

Использование таких мер в воспитании дошкольника — это ужасная ошибка родителей. Многие помнят фразу из детства «как тебе не стыдно». Пристыжая малыша, у него пропадает всякое желание проявлять инициативу, блокируется любая активность. Неужели, малейший промах этого стоит? Большинство детских ошибок на самом деле очень незначительны и не способны привести к большим и серьезным проблемам.

Также среди многих родителей очень популярно использовать чувство вины, думая, что таким образом у ребёнка появляется мотивация для достижения цели. На самом деле это может привести к тому, что малыш может замкнуться в себе. Если часто обвинять кроху в чем-либо, он начинает думать, что не на что не способен, угасает интерес к жизни.

Сюда же можно отнести и различные запугивания и угрозы, которые, по мнению родителей, также помогают подтолкнуть малыша к правильным поступкам. Но эффект от таких методов совершенно противоположный: у ребенка появляется страх, он не может сделать что-либо самостоятельно. Малыш может вырасти моральным инвалидом. Обратите внимание на такую фразу: «я больше не буду тебя любить». Ее категорически запрещено говорить ребенку. У малышей она вызывает стресс и истерику, у более старших ребят — душевный дискомфорт, появляется острое желание сделать назло. Данное обещание все равно вы не выполните, и ребенок скоро это поймет. Малыш перестанет вам доверять и все ваши слова будет воспринимать, как враньё.

2. Непоследовательность в воспитании

С раннего возраста малыша следует установить определенные правила и придерживаться их всей семьей. У ребёнка должно быть четкое понимание того, что можно, а что нельзя. Не нужно сначала малышу что-то запрещать, а на следующий день разрешать. В противном же случае кроха запутается и ему сложно будет понять запреты родителей.

Ребенка нужно правильно хвалить за достижения и успехи, а за плохое поведение и проступки — наказывать. Но и наказание должно быть правильным и адекватным. Физическое наказание неприемлемо — бить детей нельзя ( почему нельзя наказывать детей физически ). А вот лишить малыша какого-либо удовольствия, например, сладкого или просмотра мультфильмов, будет уместно. Постарайтесь объяснить ребёнку, в чем конкретно он провинился, скажите ему, что вы его очень сильно любите, но его поведение вас сильно огорчает.

Установленные правила должны соблюдать все члены семьи, бабушки и дедушки в том числе. Так, если перед едой запрещено есть сладости, то этого правила должны придерживаться все. Не должно быть такого, что у бабушки малышу дозволено больше, чем дома. Дети могут подстраиваться под различные ситуации, и в итоге мнение родителей для малыша становится менее авторитетным.

3. Хвалить ребёнка за каждую мелочь и преувеличивать его способности и достижения

Есть такие мамы и папы, которые настолько зациклены на своем малыше, что даже самое пустяковое действие или достижение вызывает у них невероятный восторг, чувство гордости. Они постоянно говорят ребёнку, что он лучше всех, что у него получается что-то лучше других, что он особенный и т.д. Такая бесконечная и преувеличенная похвала также опасна для крохи, как и её отсутствие ( как правильно хвалить ребенка ).

Если постоянно хвалить ребёнка за каждую ерунду, то истинный смысл похвалы исчезает, у малыша пропадает всякое желание что-то делать. После любого малейшего усилия он будет ждать слова восхищения и одобрения. В будущем ему будет сложнее адаптироваться к жизни, ведь не каждый человек будет восхищаться им и его успехам. Он столкнется с различными проблемами и не будет готов к ним. Критику такие люди обычно тоже не воспринимают, потому что всю жизнь у мамы с папой он был самым лучшим ребенком.

Старайтесь хвалить малыша за реальные достижения, успехи, усилия и инициативу. Не нужно слишком переоценивать его способности, иначе в дальнейшем ребенок может сильно разочароваться в том, что это на самом деле оказалось не так.

4. Ребёнок — главный член семьи

Часто происходит так, что малыш становится центром семьи, и все домочадцы выполняют только его потребности, жизнь начинает крутиться только вокруг него. Таким образом, взаимоотношения между родителями могут испортиться, ведь все силы и все внимание переключаются на маленького человечка.

Безусловно, малышам необходима помощь родителей, их любовь, забота и внимание. Однако, если каждый член семьи постоянно будет действовать только в интересах карапуза, то он может вырасти избалованным, эгоистичным человеком. Правильней будет создать такие условия в семье, где каждый сможет получать свою долю внимания. Это поможет малышу стать более снисходительным и более самостоятельным в жизни.

5. Навязывать детям свои желания и мечты

Существуют такие родители, которые по каким-то причинам не смогли реализовать свои мечты. Кто-то мечтал стать художником, дизайнером, врачом, руководителем и т.д. Ребёнок для них становится инструментом для осуществления желаемого. Но это в корне неверно.

Ребёнок является продолжением мамы и папы. Но у каждого человека свой жизненный путь и не нужно принуждать его идти той дорогой, которую выбрали вы, не обращая внимания на мнение, желание и способности крохи. Иначе ребенок вырастет несчастным человеком, неуверенным в своих силах, и виноваты в этом будете именно вы. В малыше важно раскрывать его индивидуальные таланты и двигаться в этом направлении.

6. Не учить ребенка справляться со своими эмоциями

На жизненном пути человека встречаются множество различных неприятных ситуаций. В случае, когда родители не учат кроху контролировать своё эмоциональное состояние, а также справляться с трудностями, то они, в свою очередь, нарастают как снежный ком, и маленькому человечку в силу своей неопытности становится очень сложно.

Таким образом, малыша с раннего возраста необходимо учить справляться с негативными эмоциями и чувствами:

  • Показывайте ребенку на своем примере, как контролировать эмоции;
  • Покажите малышу различие эмоций, их названия;
  • Делайте упор на его душевные ощущения;
  • Скажите ребёнку, что своими переживаниями можно делиться с родными;
  • Не нужно ребёнка осуждать за негативное проявление эмоций;
  • Сопереживайте вместе с ним.

7. Ругать и критиковать за неудачи и ошибки

Если часто критиковать ребенка за любую ошибку, он начинает остро нуждаться в том, чтобы быть самым лучшим во всем. Если малыш допустил оплошность, он начинает думать, что ни на что не годится, у него ничего не получится. Это отрицательно может сказаться на психологическом развитии: дети вырастают злыми, с нестабильной психикой.

8. Не учитывать возраст ребёнка

Иногда мамы и папы настолько сильно стремятся воспитать ребенка самостоятельным (читайте статью воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста ), что поручают ему такие обязанности, которые малышу не под силу выполнить, либо слишком сложно: регулярно ухаживать за младшим братиком или сестренкой, самостоятельно приготовить себе обед или ужин и т.д. Лишая ребенка его детства, есть вероятность, что в дальнейшем у него сложится отрицательное понимание о семье.

Также не стоит требовать от ребенка определенных навыков и умений, если они не соответствуют возрасту карапуза. Известно, что малышам младшего возраста очень сложно сосредоточиться на одном занятии. Обычно его хватает на 5-10 минут, затем внимание карапуза переключается на что-либо другое. Не нужно за это ругать ребёнка и требовать усидчивости. Важно понимать, что всему своё время.

9. Гиперопека

Чрезмерная опека заключается в том, что родители лишают своего малыша всякой инициативы и самостоятельности. Таким образом, они ограждают малыша от всевозможных разочарований и ошибок. Такие мамы и папы практически все делают за ребенка и ему начинает казаться, что он действительно сам ничего не может сделать или решить.

Гиперопека-это действенный путь вырастить из ребенка неудачника. В каждом возрасте есть приблизительные границы того, что ребёнок должен уметь делать. Например, дошкольник вполне способен самостоятельно обуться, одеться. Даже если это пока не совсем хорошо получается, позвольте малышу делать это самому. Не убивайте в ребенке самостоятельность!

Если малыш в 3 года ещё сам не может выйти на улицу, то хотя бы в песочнице не стойте над душой. Отойдите чуть дальше, чтобы ребёнок был в поле зрения и позвольте ему играть так, как хочет он. Чрезмерная опека приводит к тому, что в дальнейшем человек не в состоянии принимать правильные решения, ему сложней будет находить общий язык с окружающими, отстаивать своё мнение.

Воспитывайте самостоятельного ребенка. Хвалите за любую инициативу, поручайте домашние обязанности согласно возрасту и индивидуальным особенностям и обязательно доверяйте ребенку, учитесь принимать его выбор, начиная от самостоятельного выбора одежды для прогулки и заканчивая спутником жизни.

10. Не обращать внимание на мнение ребенка

Иногда родители придерживаются такой позиции, что если они взрослые, значит — главнее, и только их мнение является правильным, не принимая во внимание мнение и желание малыша. Такой метод воспитания очень схож с гиперопекой, только здесь родители не столько чрезмерно переживают за малыша, что готовы делать все за него, сколько превозносят себя только потому, что они взрослые и уже набрались определенного жизненного опыта.

Если не учитывать мнение ребёнка, то он вырастает безынициативным, не умеющий принимать решения, чаще других поддающийся давлению со стороны людей. Запомните, что инфантильность — это вина родителей. Предоставляйте малышу право выбора, прислушивайтесь к его мнению и учитесь вместе их обсуждать.

11. Эгоизм

Это одна из самых распространенных ошибок молодых родителей. Нередко происходят такие ситуации, когда мама или папа устали и хотят отдохнуть, но громко играющий рядом малыш становится неким раздражителем и с ним не хочется проводить время. В итоге кроха чувствует себя отвергнутым и не нужным. Однако ребёнку очень важно общение с родителями.

В данном случае родителям стоит контролировать свои эмоции и попытаться объяснить малышу, что именно в данный момент вы очень устали или плохо себя чувствуете, и вам необходим отдых. Но позже вы обязательно с ним поиграете. Научите ребенка относиться с пониманием к таким ситуациям. Таким образом, вы поможете развить чувство сострадания.

12. Сравнивать ребёнка с другими

Ни в коем случае нельзя сравнивать малыша с другими детьми, указывая на то, что кто-то сделал лучше. «Вот какую красивую собачку нарисовал Петя», «а вот Катя одевается быстрей тебя», «смотри, как хорошо ведёт себя Вася», слыша такие фразы от родителей, у малыша может развиться комплекс неполноценности, упасть самооценка, думая, что он ни на что не способен и хуже других.

13. Отсутствие похвалы и поощрения

Как уже говорилось выше, перехваливать, либо вовсе не хвалить малыша — грубая ошибка молодых родителей. Ребёнка хвалить нужно, он, как и любой человек, нуждается в одобрении, добрых словах.

Если ребёнка совсем не хвалить, то у него пропадает любой интерес, ему ничего не хочется делать, зная, что это все равно никто не оценит. У него нет ни стимула, ни мотивации, ни желания для свершения новых дел. В итоге малыш вырастает неуверенным в собственных силах, не верит в успех, у него низкая самооценка.

Хвалите малыша за любые достижения, за стремление что-то сделать, за старания. Если вы заметили, что ребенок все больше внимания уделяет определённому роду деятельности, поощряйте его.

14. Постоянные необоснованные запреты

Конечно же, определенные запреты должны присутствовать в жизни малыша, и каждый из них родители должны обосновать ребёнку. Он должен осознавать, по какой причине именно это ему запрещено.

Перед тем, как запретить малышу что-то, хорошенько подумайте, а действительно ли это так необходимо малышу? Безусловно, любые запреты, касающиеся здоровья и жизни малыша — понятны. Но есть и такие, в которых совершенно нет необходимости. Например, ребёнок хочет полить цветы, но родители понимают, что у него не получится, половина воды окажется на полу, да и вообще по своей неосторожности малыш может упасть со стула, либо разбить горшок. Как вы считаете, такой запрет обоснован? Скорей всего нет. Если ребенок так хочет проявить активность в домашних делах — помогите ему. Покажите, как нужно сделать правильно, контролируйте его действия. Так вы поможете крохе стать ответственным за свои действия, малыш будет учиться и набираться опыта на собственных ошибках.

15. Недостаток тепла и родительской ласки

Детям всех возрастов необходима забота и ласка самых близких и дорогих людей. Благодаря такому проявлению чувств, ребенок чувствует себя любимым и нужным. Дарите малышу такую радость как можно чаще. Но и не принуждайте малыша насильно целовать или обнимать вас. Иначе такие действия превращаются в обязанность. Любое проявление теплых чувств должно быть от сердца.

16. Мало времени уделять ребёнку

Это ещё одна очень распространенная и типичная ошибка многих современных родителей. Очень часто мамы и папы слишком заняты работой, домашними обязанностями, что на своего малыша остается слишком мало времени. Но это не говорит о том, что потребности и желания крохи можно отодвинуть на второй план. Малышу просто необходимо внимание родителей, совместные игры и занятия.

Не стоит думать, что купив очередную игрушку, вы смогли компенсировать недостаток общения. Старайтесь планировать свои дни так, чтобы и на малыша у вас оставалось время. Выделите час для просмотра мультфильма или прогулки в парке. В противном случае, малыш может почувствовать себя не нужным и будет искать успокоения в других людях. Не дайте им заменить вас.

17. Денежный вопрос

К сожалению, очень часто родители думают, что можно «откупиться деньгами», купив новую игрушку или сладости. Таким образом, они пытаются компенсировать недостаток внимания для своего карапуза. Конечно, вы стремитесь заработать деньги, чтобы обеспечить малыша, чтобы он ни в чем не нуждался. Однако, даже самые большие деньги никогда не заменят ребёнку любовь и внимание мамы и папы. Даже самая дорогая игрушка не вызовет радости, если малыш страдает от одиночества, от нехватки родительской ласки.

Малыш будет счастливым и удовлетворенным, если чувствует, что он очень важен для своих родителей.

18. Показывать свое безразличие

Некоторые родители считают, что если проявлять безразличие (можешь делать, что угодно, мне все равно), то ребёнок быстрее станет самостоятельным. Споры ни к чему не приведут, зачем искать какие-то доказательства, напрягаться. Пусть ребёнок сам решает проблемы.

Не следует малышу показывать свое безразличие. Поняв это, ребёнку захочется проверить, «настоящее» ли оно. Вероятно, что кроха будет прибегать к не совсем хорошим действиям, поступкам, ожидая, станут ли родители его критиковать за это.

Лучший вариант — сформировать дружеские взаимоотношения, даже если его поведение вас в корне не удовлетворяет. Можно показать ребенку свое несогласие, но обязательно добавив, что в любом случае вы всегда готовы помочь крохе, если он будет в этом нуждаться.

19. Чрезмерная строгость в воспитании

Для многих родителей беспрекословное послушание — это главное правило в семье. И не имеет значение, сколько лет ребенку. И ни в коем случае не нужно проявлять мягкость, иначе малыш сядет на шею.

Детям важно знать и понимать, что и зачем они выполняют. Чрезмерная строгость часто непонятна малышам. Воспитание превращается в дрессировку. И если дома ребенок вас слушает, то вне родных стен и без вашего взора, он может нарушать все запреты. Поэтому важно понять, что убеждать намного лучше, чем постоянно держать малыша в «ежовых рукавицах». Обсуждайте с ребенком, почему конкретно так делать нельзя. Такой метод воспитания пойдет только на пользу.

20. Не делать то, чему учите ребёнка

Родители для малыша — самый главный пример в его жизни. Ребенок копирует их поведение, подражает им, перенимает взгляды на жизнь. Именно поэтому мама и папа должны следить за собой, своими поступками и поведением. Если же родители учат кроху правилам поведения, что можно делать, а что нельзя, но сами не соблюдают их, то и ребенок в будущем будет вести себя также.

Учите малыша правилам поведения в социуме на своём собственном примере. Покажите, что нужно заботиться о более слабых, соблюдать чистоту на природе, не врать и нести ответственность за свои слова и поступки.

Заключение

Конечно, идеальных людей не бывает. И быть идеальным родителем — это тоже практически никому не под силу. Все мы живые люди, со своими эмоциями, переживаниями и взглядами на жизнь. Но использование неправильных методов воспитания детей приводит к печальным последствиям: дети неуверенные в себе, закомплексованные, не могут нести за себя ответственность, не самостоятельные, недолюбленные, а от того и злые и этот список можно продолжать практически бесконечно. Задумайтесь об этом и примите решение, что для вас важнее: будущее ребенка или же свое удобство на данный момент? Правильное воспитание ребенка — это фундамент успешного становления личности. И каждый родитель для этого должен приложить максимум усилий.

Ошибки в воспитании детей, или как «не испортить» ребенка

Наряду с необходимыми эмоциональными факторами, которые способствуют благополучному развитию психики детей, выделяют и наиболее распространённые ошибки в их воспитании. Первичный социум, который окружает ребёнка с момента рождения – это его родители. Именно от их грамотного поведения зависит, насколько успешно пройдет становление личности ребёнка и его адаптация к окружающему миру.

Типичные ошибки родительского воспитания

Как бы прекрасна не была любовь, её нужно «принимать» в умеренных количествах. Нежелательные последствия возникают как в результате недостатка заботы, так и при чрезмерном родительском внимании. В первом случае ребёнок чувствует свою ненужность и ущербность, во втором – быстро принимает господствующие позиции и манипулирует членами семьи. Малыш не сталкивается с отказами и запретами, он получает всё, чего требует душа. Родители всячески ублажают своё чадо, чтобы его настроение ни в коем случае не испортилось, иначе хитрый ребёнок воспользуется всеми своими оружиями – капризами, истерикой, плачем. И взрослые падут ниц перед всесильным карапузом, который в реальной жизни столкнётся с непреодолимыми трудностями и несправедливостями. Чтобы избежать проявлений не самых лучших качеств человеческого характера в ребенке, попробуем разобрать наиболее типичные ошибки, которые совершают родители.

Разрушительная забота

Опасности поджидают беззащитного ребёнка на каждом шагу, так зачем же его вообще учить ходить? Иногда родители настолько перебарщивают со своей заботой, что берут на руки ребёнка при первых признаках плача, голода, желании куда-то пойти и вообще при любом признаке жизни. Долгие годы раннего детства проходят на руках у мамы, задания на умственное развитие тоже выполняет она, чтобы не перегрузить бедного малыша. Ребёнок предельно ограждён от воздействия окружающей среды и одновременно от полноценного развития.

Лишение самостоятельности чревато не только ожирением, но и задержкой в физическом, интеллектуальном и психическом развитии.

Человек, выросший в чрезмерной заботе, не сможет безболезненно войти в социум, когда это понадобится. Позвольте малышу познавать мир самостоятельно, но под вашим чутким надзором.

Дефицит любви

Ребёнка постепенно может настичь осознание того, что родители его совсем не ждали и нисколько не хотели. Порой молодые, неопытные и неприспособленные к воспитанию детей родители не скрывают того, что появление нового члена семьи нарушило их привычный распорядок. Теперь они вынуждены «возиться» с ребёнком, который часто ещё и не отвечает требованиям своих родителей. Если в семье есть ребёнок с ограниченными возможностями, обычно он не страдает от недостатка заботы, а вот его братья или сёстры чувствуют себя заброшенными, так как не нуждаются в постоянном надзоре.

Дети, лишённые родительской любви, не чувствуют себя в безопасности, враждебный мир становится ближе и мешает полноценно развиваться психике ребёнка.

Излишняя строгость

Многие родители хотят воспитать образцово-показательного ребёнка, чтобы все смотрели и завидовали. Нелегко быть жертвой такого эксперимента. Малыша загружают требованиями, которым он не всегда может отвечать в силу своего возраста, на ребёнка возлагается чрезмерная ответственность не по годам, а об отдыхе и играх и речи идти не может. Родители часто не могут сопоставить свои ожидания возможностям ребёнка на том или ином этапе развития. Не стоит забывать, что гармоничное развитие мышления невозможно без совершения ошибок. Как же научиться их преодолевать, если строгие надзиратели наказывают маленького исследователя за каждый неверный шаг? Такой подход – верный путь к подавлению в ребёнке познавательной активности. Защитная реакция будет препятствовать быстрому решению задач и другой интеллектуальной деятельности, что затормозит развитие ребёнка на многие месяцы.

Унизительное сравнение

«Почему Петя смог, а ты нет?!». Да потому что родители, которые произносят подобные фразы, ничего не понимают в детской психологии и хотят вырастить не человека, а преступника с комплексом неполноценности. Сравнивать ребёнка, который не отличается выдающимися данными в какой-то сфере, с более успешными ребятамихудший вариант воспитания. Затронуть и без того хрупкое достоинство ребёнка – большая ошибка, которая чревата печальными последствиями. Малыш поймёт, что любое его действие никем не будет оценено, оно заранее обречено на провал, порицание или наказание, а родители становятся ходячими источниками унижений. Постоянное пребывание в напряжении и страхе приводит к вполне ощутимым физическим недомоганиям и болезням, таким, как недержание мочи и кала, мигрень, рвота. В итоге в детях зреет протест, который может вырасти в серьёзное преступление.

Может показаться, что в воспитании слишком много нюансов, о которых родителям нужно постоянно помнить. Обидного слова ребенку не скажи, лишний раз не поцелуй, напрасно не балуй и много еще чего, за чем крайне сложно уследить в своем поведении, поскольку новоиспеченные родители не задумывались над этим прежде. Выстроить свою систему воспитания не просто и не стоит этого делать с наскока. Опытные родители для начала посоветуют определиться с основами.

Базовые воспитательные приемы

Определиться с принципами построения отношений с ребенком могут помочь два довольно распространенных инструмента воспитания. Это «наказание – поощрение» и «родительский пример».

«Наказание – поощрение»

Следуя логике различных поведенческих теорий, психика человека во многом формируется этими двумя действиями, в первую очередь со стороны родителей. Желая закрепить в ребенке определенную черту его личности, они поощряют его и формируют среду для дальнейшего ее развития. В случае, если какие-то эмоционально-волевые проявления в характере ребенка являются для них нежелательными, следует наказание.

При этом специалисты советуют, в формировании личности ребенка прибегать преимущественно к поощрению. Наказание рекомендуют использовать лишь в тех случаях, когда на то есть серьезные основания.

Стоит отдельно остановиться на физическом наказании. Детские психологи выступают против этого метода. Однако допускают ситуации, когда физическое наказание использовать необходимо. К примеру, в ситуациях оперативного пресечения угрожающего здоровью и жизни ребенка поведения.

Родительский пример

Родителям важно знать, что дети реагируют на все их действия практически с самого момента рождения. Поэтому так важно быть хорошим примером для них даже в мелочах. К примеру, хотите, чтобы сын или дочка соблюдали правила гигиены и самостоятельно мыли руки перед едой, покажите, как это нужно делать, и будьте сами последовательны в этом.

Совместные утренние гигиенические процедуры — отличная возможность не только привить ребенку нужные навыки, но и пообщаться

Заключение

Конечно, это далеко не все, что нужно знать о построении системы детского воспитания, но это то, что поможет составить свое представление об условиях и отношениях, в которых должен расти именно ваш ребенок. Более того методы и инструменты могут разниться от одного эксперта к другому. Но вряд ли кто-то возразит, что есть что-то эффективнее приучения к порядку и дисциплине.

Родители должны понимать, что достичь полноценного развития можно только разумными мерами воспитания. Проступки ребёнка, безусловно, требуют внимания родителя, наказания должны быть своевременными и адекватными уровню совершённого деяния. Не лишайте ребёнка радостей жизни, просто откладывайте на некоторое время их встречу, сокращайте часы игр, если ребёнок только что нашкодил. Любое наказание можно применять лишь с учётом психологических особенностей ребёнка, после изучения его душевной организации.

Читайте также:  Как правильно спланировать путешествие с детьми?
Ссылка на основную публикацию