Методики раннего развития ребенка

5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы

© Photo by li tzuni on Unsplash

Рассматриваем основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок. Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение. Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

Основные методики детского развития

1. Методика Марии Монтессори

В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития. При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.

Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.
На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.

Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.

На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.

2. Методика Николая Зайцева

Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым. В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.
Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.
У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.
На занятиях у детей развивается творческое мышление.

В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.

Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

3. Методика Глена Домана

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества. По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения. Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.

Дети запоминают большое количество информации.

Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.

Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.

Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

4. Вальдорфская методика

Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей. В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.

Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.

Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.

Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.

Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.

Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.

5. Система Никитиных

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности. Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет. Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.

Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить ее и превратить в образ жизни, что ведет к тому, что дети будут проводить с ними много времени.

Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.

Система помогает очень рационально организовать время.

Отсутствие индивидуального подхода к ребенку.

Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.

Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

Детские развивающие центры. Вести детей или нет?

Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям. Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный. Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Да, ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития — это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей. А самое главное — ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Развивающие методики для детей

Для дошкольного развития и воспитания ребенка на сегодняшний день существует большой выбор различных методик и систем развития. Много разработано пособий с разными методиками для раннего развития ребенка. Открываются садики, работающие по авторской системе воспитания. Сложная задача стоит перед родителями – как выбрать из всех методик лучшую для своего ребенка? Можно ли совмещать разные методики для развития своего ребенка? Как можно в домашних условиях применить ту или иную методику? Итак, развивающие методики для детей.

Самые популярные методики дошкольного образования: Н. Зайцева; М. Монтессори; Б.П. и Л.А.Никитиных. Их активно используют как родители, воспитатели для детей дошкольного возраста, так и учителя и психологи для школьников. Эти развивающие игры интересны детям. В них играют в детских садах, семьях и школах.

Методика Зайцева

Чтобы подготовка к школе ребенка оказалась более чем успешной, обратите внимание на методику «Кубики Зайцева». Эта методика обучению чтению, русскому языку и не только.

Автор методики — Николай Зайцев, педагог — новатор из Санкт-Петербурга, руководитель центра «Нестандартные технологии в образовании»

Обучение чтению

Развивающие методики для детей. Классический принцип обучения чтению с помощью букв сложен, не является естественным, развивает речевые комплексы у детей. Автор разработал складовой принцип обучения чтению маленьких детей. Слад – это слог, сочетание согласной буквы с гласной, или сочетание согласной буквы с мягким или твердым знаком или же одной буквы. «Природные» склады, утверждает автор методики Николай Зайцев, понятны каждому с самого младенчества. Когда малыш начинает говорить, он произносит эти буквосочетания или звуки. По методике Зайцева это склады.

«Кубики» Николая Зайцева — это набор картонных кубиков (52 шт.) со звучащим наполнением. Кубики отличаются по размерам и цвету.

Таким образом, метод «кубиков Зайцева» развивает три зоны восприятия ребенка: слуховую, зрительную и тактильную. На стенках кубиков написаны склады. Например, кубик: Н-НА-НО-НУ-НЫ-НЭ. С помощью кубиков можно выкладывать разные слова. Это позволит ребенку 3,5—4 лет научиться читать. Сам автор считает, что методику «Кубики» можно использовать для детей с двух лет.

Как заниматься по методике Зайцева

Занятия нужно проводить в игровой форме, т.к. ребенку проще воспринимать материал через игру.

  • Для занятий нужно купить или изготовить самостоятельно по образцу методический материал (кубики Зайцева, таблицы), без которых не воз­можен процесс, описанный в авторской методике.
  • Применение методики опирается на индивидуальный темп каждого ребенка, поэтому спешка здесь не приветствуется.

Методика «Кубики Зайцева» Видео:

Книги. Методика Зайцева

Общество «Методики Зайцева» издает различные пособия автора:

  1. «Кубики Зайцева». Для занятий в домашних условиях можно изготовить их самостоятельно (скачать шаблоны).
  2. «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию». Увлекательная игра, которая содержит набор карточек для занятий. Быстро увеличивает словарный запас ребенка. Учит читать целыми словами.
  3. «Тысяча +» (скачать) — обучение математике.
  4. «Кто вокруг меня живет, что вокруг меня растет». Учебное пособие с карточками для детей, которые учатся читать.
  5. «Песенки и потешки». В приложении диск с песенками
  6. «Чистоговорки и скороговорки». Обучает правильно говорить.
  7. Зайцев Н. А., Струве Г. А. «Читай и пой» — веселые и неприхотливые песенки-потешки для занятий.
  8. Зайцев Н.А. «Письмо. Чтение. Счет» (скачать книгу)
  9. Афанасова Е.Г. «Игротека письма и чтения Н.А.Зайцева», здесь популярно описаны методы игр и занятий. (скачать книгу)
  10. Песенки-подпевки самого автора. (скачать)

Методика развития Монтессори

Развивающие методики для детей. Программа подготовки к школе ребенка может быть разработана и в соответствии с методикой (системой развития) Марии Монтессори. Большое внимание в этой методике уделяется развитию чувств, ощущений и мелкой моторики ребенка.

Автор методики, Мария Монтессори — это итальянский педагог, ученый, психолог, врач, работала с «особыми» детьми.

В то время, «особых » детей не лечили и не обучали, а просто изолировали от общества. М. Монтессори разработала специальный комплекс упражнений и развивающих игр, чтобы развивать мелкую моторику пальчиков для плохо говорящих детей. Благодаря чему ее воспитанники показывали удивительные результаты в своем развитии.

Принципы методики М.Монтессори

Девизом работы М.Монтессори было: помоги ребенку сделать всё самостоятельно

  1. Да-да, именно самостоятельно! Не за него, не вместе с ним, а самостоятельно. Только самостоятельное действие продвигает развитие ребенка на шаг вперед и формирует интерес. Формирование интереса – это первый принцип методики Монтессори.
  2. Учитывайте сенситивные периоды развития ребенка. В своем раннем развитии, дети переживают несколько сенситивных (чувствительных к развитию) периодов восприятия окружающего мира. Во взрослом состоянии они не повторяются. В раннем детстве происходит развитие определенного участка мозга. Поэтому очень важно создать вокруг ребенка развивающую среду, которая будет стимулировать развитие тех умений и навыков. Нужно внимательно следить за появляющимися у детей возможностями. У всех они проявляются в разное время. Но если их вовремя не заметить, ребенок потеряет интерес к этому на всю жизнь. Второй принцип методики Монтессори — индивидуальный подход.
  3. Развитие умственных способностей через развитие тонкой моторики на пальцах рук и ног. На кончиках пальцев ребенка находятся нервные окончания, которые нужно стимулировать для лучшего развития мозговых процессов. Разработанные М.Монтессори игры, упражнения по развитию сенсорных ощущений ребенка легли в основу ее развивающей методики или даже системы воспитания по Монтессори.
  4. Все пособия для игр по методике Монтессори очень легко сделать из того, что есть под рукой!

Методика Монтессори. Видео

Мария Монтессори. Книги

  • Мария Монтессори. Мой метод.
    Это первая публикация на русском языке фундаментального труда уникального итальянского педагога, психолога и врача Марии Монтессори. Идеи автора о свободном саморазвитии ребенка в специально обустроенной развивающей среде остаются актуальными спустя 100 лет.
  • Марии Монтессори. Методика раннего развития От 6 месяцев до 6 лет
    В этой книге подробно описаны способы создания развивающей среды для ребенка, упражнения, которые не только обучают, но и радуют.

Методика Никитиных

Основной девиз методики Никитиных: развитие должно быть творческим и свободным. Развивающие занятия необходимо чередовать: интеллектуальные, творческие, спорт. Спортивная атмосфера играет основную развивающую роль, поэтому в доме должны быть созданы все условия для занятия спортом.

Система воспитания Никитина

  • Свобода творчества. Не нужно организовывать специальные занятия. Ребенок может занимается столько, сколько хочет.
  • Спортивная обстановка в доме и легкая одежда. Спортивный инвентарь дома должен быть с самого детства. Детей не стоит кутать, их следует закалять с младенчества.
  • Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Условия для развития ребенка нужно создавать с учетом его пожеланий, не ориентируясь на свои интересы.
  • Создание условий опережающих развитие ребенка. Создавайте дома развивающие условия раньше, чем ребенок сможет ими воспользоваться.
  • Принцип НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Для каждого ребенка существует определенное время для развития конкретных способностей, если вовремя их не развить, они будут навсегда утеряны.
Читайте также:  Как скрыть «беременный» животик?

Методика Никитиных: видео

Методика Никитиных. Книги

  • Б.П.Никитин. Детство без болезней.
  • Л.А.Никитина. Я учусь быть мамой
  • Л.А. и Б.П.Никитины. Мы, наши дети и внуки
  • Б.П.Никитин. Способный ребенок не дар природы. Гипотеза возникновения и развития творческих способностей
  • Л.А.Никитина. Ж.С.Соколова, Л.А.Блудова. Родителям XXI века
  • Б.П.Никитин. Интеллектуальные игры

Буквограмма. Развивающая методика

Автор: кандидат психологических наук, нейропсихолог Светлана Юлиановна Шишкова.

Программа С.Ю. Шишковой развивает фонематический слух ребенка, формирует пространственное представление. Задания, представленные в видео игре, в книге, в расширенной программе на диске направлены на развитие мелкой и крупной моторики. Для подготовки ребенка к школе, включены игры развивающие речь и математические навыки ребенка. Данная методика призвана подготовить детей к школьному обучению в возрасте от 4 лет. Главный принцип: комбинирование сенсорных и моторных компонентов в период обучения ребенка. Для проведения в домашних условиях – это достаточно простая методика. Следуя ее инструкциям занятия могут проводить сами родители. Конечно для этого нужно изучить весь методический комплекс. При простом подходе, эффект от программы неожиданно результативный.

О методике Буквограмма:

  • Заниматься можно дома или в любом другом удобном вам месте.
  • Для обучения понадобится компьютер или ноутбук с дисководом (требуется для установки и работы с приложением). Можно заниматься по книге.
  • Ребенку для обучения потребуется только пишущие принадлежности и место для записи – тетрадь или блокнот.
  • Время одного занятия -30минут.
  • Собраны в комплекс только интересные для детей упражнения и развивающие игры.
  • Проводить занятие могут родители ребенка, учителя или психолог.
  • Для обучающего и развивающего результата методика Буквограмма требует строгого прохождения всех занятий в той последовательности, которую предлагает автор.
  • Для наилучшего эффекта нужны ежедневные занятия, чтобы ребенок не успевал забыть материал.
  • Автор методики рекомендует повторять упражнения внутри занятия от 2 до 5 раз.
  • На одно занятие может потребоваться от 1 до 5 дней.

Буквограмма. Видео

Буквограмма: отзывы

Увлекательная программа. Занимаемся с ребенком ежедневно и добились уже неплохих результатов. Начали читать по слогам. Собираемся поступать в следующем году в школу, а в сад не ходили. В центр развития ходить далековато и дорого. Рискнула 6 месяцев назад купить буквограмму. Цена диска 2300р. Пришел по почте. Но остерегайтесь подделок. Я в отзывах читала – их много! И диски пустые приходят и не качественно записаны. Мне повезло. Все работает. Главное уделять время ребенку и под моим руководством занятия проходят успешно.

До трех лет мой сын практически не говорил. Когда начали заниматься по методу Буквограмма появился прогресс, ребенок заговорил. Сама игра выполнена очень яркая, запоминающаяся для ребенка. Но не нужно ждать, что ребенок самостоятельно будет заниматься. Обязательно участвуйте в этом процессе. Я определила время после утреннего сна, чтобы сын был в настроении. Занимаемся каждый день около 30-40 минут. И все. Мне нравится программа. Главное нравится ребенку и эффект есть.

Моей дочке 3 года, но с Буквограммой мы познакомились намного раньше. За это время познакомились и с игрой, и с книгой, и с расширенной программой на диске. Каждый из этих вариантов по-своему хорош. Для малявок — красочная игра, для родителей в качестве пособия незаменима именно книга, ну а с программой мы сейчас не расстаёмся. Ежедневно проводим 15-20-минутные занятия, несмотря на то, что ещё и до 4-х лет не доросли (автор предлагает заниматься именно с этого возраста). Нас это не останавливает, в своём возрасте благодаря такой познавательно-обучающей методике мы знаем весь алфавит и с лёгкостью читаем несложные слова!

Читайте наши статьи, в которых описаны развивающие игры:

Для эффективного развития ребенка дошкольного возраста представлены самые популярные и апробированные развивающие методики. С их помощью ребенок приобретет все необходимые знания и навыки, необходимые для успешного обучения в школе. Методики обучения направлены, как правило, на развитие внимания, памяти, восприятия, воображения, мышления, мелкой моторики, получение математических знаний, навыков чтения, письма. Каждая методика уникальна и хороша по-своему. Родители должны осознанно выбрать – какая методика больше всего подходит вашему ребенку и условиям проведения занятий. В домашних условиях вполне возможно комбинировать задания для развития ребенка по разным методикам.

Здоровья Вам и Вашим деткам! Наталья Белокопытова.

Раннее развитие: обзор самых популярных методик

Развивать малыша с рождения – влияние моды или необходимость? К раннему развитию у экспертов отношение неоднозначное. Известный ученый Татьяна Черниговская считает, что мозг развивается неравномерно до 18–20 лет и давать ребенку непосильные задачи не нужно. Негативно отзываются об обучении письму и счету нейропсихологи: нагружать ребенка слишком рано не стоит, это может затормозить его развитие в дальнейшем.

В 60-е годы стала популярной идея по книге Масара Ибуки «После трех уже поздно!» – о том, что с ребенком важно заниматься именно до трех лет, в сенситивный период развития. Впрочем, прежде, чем заниматься с ребенком, взвесьте все за и против. Мы же предлагаем вам обзор самых популярных методик, чтобы вы знали, о чем вообще идет речь.

Что такое раннее развитие

Раннее развитие – это интенсивное развитие ребенка с помощью специальных занятий от рождения до 3–4 лет.

Выделяют три основных сферы развития:

  1. эмоциональная: ребенок учится проявлять свои эмоции и принимать эмоции других людей;
  2. сенсомоторная: о связи органов чувств (слух, зрение, осязание) с движениями (мелкая и крупная моторика);
  3. интеллектуальная: чтение, счет, знание слов и понятий, способность решать задачи.

Ребенок запоминает то, что ему интересно, поэтому приступать к занятиям лучше с хорошим настроением. Убедитесь, что малыша ничего не беспокоит, он не голоден и не устал.

Чем заниматься с ребенком? Рассмотрим основные популярные методики раннего развития.

1. Педагогическая система Монтессори

Мария Монтессори (Maria Montessori)– первая женщина-врач в Италии, педагог и философ. В своей врачебной практике столкнулась с умственно отсталыми детьми. Изучая педагогику и психологию, открыла «Дом ребенка». Именно там методом проб и ошибок Монтессори разработала собственную систему воспитания.

Метод был успешно применен на здоровых детях, помогая им опережать в развитии и любознательности сверстников.

Основная идея: «Помоги мне сделать это самому».

© Instagram @kartseva_evgenia

Задача – создать пространство, максимально открытое для ребенка. Для этого используется специальная развивающая среда, разделенная по зонам (5 зон – бытовой жизни, сенсорная, математическая, космическая и зона языков) и дидактические материалы (игрушки, стимулирующие познание). Взрослый – помощник. Ребенок все делает сам, учится самостоятельности и границам.

Изначально методика направлена на детей от 3-х лет, но сейчас получила распространение с рождения. Узнать о методике подробнее можно из книг Марии Монтессори «Мой метод» и «Дети – другие».

Где заниматься

Дома и/или на развивающих занятиях. Есть детские сады, которые занимаются по системе Монтессори. Педагоги должны иметь сертификат от Ассоциации монтессори-педагогов в России.

Стоимость

Материалы для занятий можно купить на AliExpress или в специальных Интернет-магазинах. Цены – от 150 руб. до 8 000 руб. за один методический материал.
Основная трудность – найти правильные «подносы», удобные для детских рук. Магазины по продаже игрушек открывают и мамы, которые практикуют методику дома. Например, магазин «Монтессори дома» от мамы 3-х детей.

Отзывы

Виктория, мама Веты (2 года 9 месяцев):

Методика Монтессори предполагает, что ребёнок учится играя и самостоятельно выполняет упражнения. Дочку занятия не захватили – думаю, что в методике ребенку не хватило творчества.

Задания в Монтессори зачастую заключаются в действиях, за которые отвечает левое полушарие. На занятиях развивается логика, аналитическое мышление, мелкая моторика и так далее. При этом творческие способности, за которые отвечает правое полушарие, остаются практически забытыми.

Сейчас мы оставили игры 5-минутки, но стали развиваться всесторонне и больше захватили именно творческих занятий.

2. Методика Глена Домана

Глен Доман (Glenn Doman), американский врач-нейрофизиолог, изначально работал с детьми с повреждениями мозга. При регулярных занятиях такие дети показывали результаты лучше, чем изначально здоровые. Открыл организацию «Институты достижения потенциала человека» и перенес свою методику в обычные семьи.

Основная идея: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».

© Instagram @ann_mother_valery

Во главу Доман ставил не только популярные сейчас карточки по обучению счету и чтению, но и физическое развитие.

В России методика представлена торговой маркой «Умница» и доработана нашими психологами и педагогами. Обещает, что при регулярных занятиях ребенок научится читать, считать, хорошо говорить и повысит общую эрудицию (знание цветов и понятий). Состоит из карточек для показа, детских книг и пособий для родителей.

Первоисточники методики – книги Глена Домана «Гармоничное развитие ребенка» и «Как научить ребенка читать».

Где заниматься

Дома. В книгах Доман описывает, какие нужны упражнения и с какого возраста.

Стоимость

Карточки можно купить в книжных или детских магазинах. Или взять готовые комплекты в «Умнице». Цена одного комплекта «Чтение с пеленок» – 4 500 руб.

Отзывы

Елена, мама Даши (1 год 8 месяцев):

По «Умнице» заниматься легко и удобно, методика в наборах продумана до мелочей. Занятие длится в среднем 15-30 секунд.

Даша очень любит карточки – уже с 8-ми месяцев улыбалась красным точкам из набора «Считаем с пеленок». Но «читать» в полтора года расхотела совсем.

Из минусов методики – заниматься нужно регулярно, иначе эффект пропадает. Просто полистать – результата не будет.

3. Вальдорфская методика

Основана Рудольфом Штайнером (Rudolf Joseph Lonz Steiner), немецким философом и педагогом. Методика получила название по имени табачной фабрики «Вальдорф-Астория», так как первый детский сад, открытый Штайнером, был для детей работников этой фабрики.

Основная идея Вальдорфской методики – в воспитании и в естественном развитии ребенка.

Она выступает против несвоевременных занятий. Главное – научить ребенка верить в себя и не мешать развитию способностей.

© Instagram @wishedkids

В вальдорфском саду в одну группу ходят дети разного возраста и живут по принципу многодетной семьи. Здесь все равны, воспитатель – положительный пример для остальных. Поощряется пребывание в саду родителей вместе с детьми.
Уделяется много времени творчеству и народной культуре. Игрушки и мебель сделаны из природных материалов, нет телевизора и гаджетов. За 100 лет методика почти не изменилась, в отличие от современного мира.

Путеводителем по методике считаются книги Рудольфа Штайнера «Методика обучения и предпосылки воспитания» и «Идея и практика вальдорфской школы». Яркий представитель Вальдорфской школы в России – Елена Гринталь. На сайте описаны принципы педагогики, песни, сказки и игры, соответствующие методике.

Где заниматься

В специализированных детских садах. К примеру, в Москве 18 детских центров в разных районах.

Стоимость

Игрушки можно сделать самим или купить у мастеров. Есть интернет-магазины с природными игрушками, например, «Природа-Шоп». Цена одной погремушки из дерева – 250 руб., пирамидки – 890 руб.

Отзывы

Ольга, педагог, мама 2-х месячной малышки:

Работала год в Вальдорфской школе. Не могу углубиться в раннее развитие, но о начальных классах неоднозначное мнение. Смущает, что есть категоричность. Нельзя в Вальдорфской методике использовать компьютер и технику – и всё тут. Только самодельные книги, только живая музыка, только хардкор.

4. Система Никитиных

Борис и Лена Никитины – педагоги, родители 7-х детей и авторы семейного воспитания.

Основная идея – НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей.

Задача – развить способности ребенка по максимуму с помощью специальной среды и опережающих развитие игрушек и пособий.

Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Безусловно, нет ничего важнее здоровья и развития детей: психологического, физического, умственного. Важно вовремя определить, как обстоят дела с этим развитием у крохи и уделять должное внимание его совершенствованию. Методик раннего развития очень много, однако, не стоит увлекаться и экспериментировать на ребенке, делая из него вундеркинда. И уже тем более не нужно пугаться, если выбранный способ не приносит ожидаемых результатов — каждому малышу подходит свой метод. Пытаясь «впихнуть» в маленького человечка уйму материала, не следует забывать, что — это, прежде всего ребенок, нуждающийся в любви, внимании и заботе, а не вычислительная машина. В материалах этой статьи мы расскажем про имеющиеся методики раннего развития.

Три основных типа раннего развития

Психологи разделяют развитие малышей от 0 до 3 лет на три основных типа:

  1. Преждевременное, когда новорожденного уже пытаются сразу учить сидеть или даже ходить. Всем понятно, что это абсурд. Так и психологически невозможно только рожденного кроху заставить выучить алфавит.
  2. Позднее, когда, например, в 10 лет пытаются из ребенка сделать мастера спорта по лыжному бегу, хотя он впервые на них встал.
  3. Своевременное — то есть самый подходящий тип, когда развитие того или иного навыка у ребенка происходит согласно его возрастных и психологических особенностей, т.е. когда малыш полностью готов к освоению «новых земель».

Несмотря на то, что последний вариант самый правильный, не у каждого родителя получается в точности подобрать в нужное время подходящую методику своему малышу и потому в реальной практике психологов встречаются все типы детского развития. Так что это за «зверь» — раннее обучение, в чем его смысл, положительные результаты оно приносит или наоборот?

Суть раннего развития детей

Идеальной, подходящей для каждого программы по развитию, которая бы учитывала все особенности ребенка, нет и никогда не будет. Каждый малыш индивидуален, к каждому нужен свой подход, поэтому одному крохе какая-либо методика пойдет на пользу, а другому та же самая будет абсолютно не подходящей. Вот почему так важно изучить родителям все предлагаемые методики и желательно согласовать раннее развитие по выбранному варианту со специалистом.

С раннего возраста необходимо создать не только комфортные физические и психологические условия ребенку, но и такие, которые бы поспособствовали с младенчества усвоить нужные навыки и знания. Организовать это сможет каждый родитель:

  • необходимо у кроватки малыша развесить различные игровые предметы, которые располагают к двигательной активности, способствуют развитию зрения, слух, сенсорики и т.д.;
  • регулярно показывать и прочитывать вслух специальные пособия, которые познакомят кроху с музыкальным, литературным и художественным искусством;
  • родителям необходимо активно общаться с ребенком, озвучивать многие свои действия.

Здесь собраны самые известные и проверенные временем методики раннего развития детей, которые эффективны и при индивидуальных занятиях с родителями дома и со специалистами в образовательном центре.

Лучшие методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Даже самые замечательные методы развития не гарантируют мгновенный результат, то есть через месяц крошка не заговорит сложными предложениями, не будет решать математические уравнения и читать Шекспира в оригинале.

Регулярные занятия с младенцем по выбранному способу займут много времени и результат, возможно, будет заметен лишь год спустя. Поэтому прерывать занятия не стоит — с каждым разом кроха усваивает определенные вещи и приобретает нужные навыки. Память ребенка вмещает колоссальное количество информации, и чем она обширнее и разностороннее, тем лучше развивается малыш.

Каждая из рассмотренных ниже методик современна и применяется как отдельная, так и в совокупности в центрах раннего развития, которые открыты в каждом городе России. И у каждой есть свои плюсы и минусы.

Карточки Домана

Американский ученый Глен Доман утверждает, что с младенчества до 6 лет дети способны только познавать окружающий их мир, а вот с 6-ти лет — уже обучаться. Познавательные упражнения он рекомендует начинать с 3 месяцев.

Ребенку показывают специальные карточки, например, со словом «дом», через несколько секунд наблюдения родитель должен проговорить написанное на карточке слово. Согласно данной системе малыши быстрее запоминают слова, усваивают информацию, а также у них развивается образное мышление, слуховая и зрительная память, образное мышление.

Карточки Домана со словами, точками, математическими действиями, фотографиями растений, птиц, зверей, известных людей и прочими изображениями обучают не только чтению, но и математике, географии. Однако не все малыши готовы к такому роду занятиям, многие не хотят смирненько сидеть и рассматривать карточки: это не должно раздражать родителей.

Некоторым родителям данная система обучения не понравилась из-за перегрузки детской нервной системы большим объемом информации.

Философия Монтессори

Многим родителям по душе методика Марии Монтессори, основательнице самого интересного способа раннего развития. Занятия проходят в свободной форме, то есть дети сами выбирают, что хотят делать в данный момент и какими предметами играть (а заодно изучать). Здесь главной задачей взрослого становится вызвать интерес у ребенка и, если нужно, помочь. Такая свобода выбора дает малышу ощущение полной независимости. Мебель на занятиях соизмерима с ростом детей и каждая вещь — доступна. На занятиях присутствуют и хрупкие изделия, которые учат играть детей аккуратно.

Читайте также:  Почему идут месячные во время беременности?

Метод Монтессори выделяет личность каждого ребенка, где нет оценок, сравнений и наказаний за достижения детей, однако нет и поощрений. Здесь развивается также самокритика, собственное мнение.

Класс по авторскому замыслу разделен на зоны:

  • сенсорную;
  • математическую;
  • речевую;
  • практическую жизнь;
  • космическую.

Каждая заполняется тематическими пособиями и материалами, соответствующие возрасту детей: книгами, пирамидками, сортерами, емкостями, щетками и совочками и т.д. В одной группе всегда присутствуют дети разных возрастов: в одном классе, к примеру, детки от 1 года до 6 лет, в другом – от 6 до 12-ти. Это сделано с целью воспитания в старших заботы о младших, а младшие в свою очередь быстрее учатся у старших.

Не каждый родитель сможет в силу своей эмоциональности грамотно заниматься с ребенком по данной методике, а потому идеальным решением будет посещать специализированный Монтессори-класс в своем городе. К тому же это и в социализации поможет.

Вальдорфские школы

Вальдорфская система известна всему миру своей концентрацией на физическом развитии детей. Здесь большинство занятий проходят в движении: танцы, игры, музыка и творчество. Они в приоритете над чтением или счетом, потому как основатели системы утверждают, что невозможно гармонично развивать ребенка, игнорируя двигательную активность, только совмещая духовное, физическое и эмоциональное развитие можно максимально раскрыть способности детей.

К тому же малыша в данной школе никто не подгоняет, он может обучаться в своем собственном ритме, здесь преподаватели работают больше над качеством, чем над скоростью, при этом ничего ему не навязывая.

Ученики вальдорфских детских садов играют игрушками, сделанными из «живых» природных, материалов (глины, шишек, камней, дерева и т.д.), здесь нет предметов из пластмассы.

На уроках не ставят оценки, нет соревнований «кто умнее», в классе максимум 20 учеников. Однако, что не всем родителям нравится – детям запрещено пользоваться мобильными, планшетами, компьютерами и прочими современными гаджетами.

Если данная методика интересна родителям, лучше отдать ребенка обучаться в специализированный класс или детский сад, самостоятельно заниматься по данной системе вряд ли получится.

Комплекс Зайцева

Николай Зайцев также разработал развивающую методику, полюбившуюся многим родителям, поскольку она отечественная и состоит из комплекса легких в восприятии пособий для обучения русскому языку, математике и английскому.

Занятия проходят в виде игры, что гармонично развивает физически и эмоционально детскую личность. Малыш с удовольствием включается в игру, причем программа эффективна как наедине с родителями, так и в детском коллективе в центре.

Что интересно, на занятиях разрешается все: баловаться, разговаривать, смеяться, топать, хлопать в ладоши, можно поменять в любой момент игровые материалы (сменив, к примеру, кубики на таблички). И все же это не просто развлечение, а легкий способ донести до ребенка необходимые знания.

Родители не перестают нахваливать кубики Зайцева как наилучшие среди прочих, т.к. действительно помогают обучать чтению с трех лет. Мамам также нравятся игровые приемы, с помощью которых заниматься можно по-настоящему весело детям и родителям.

Книги Сесиль Лупан

Бельгийская актриса Сесиль Лупан разработала свою систему развития детей, основываясь на материалах Глена Домана, потому что его метод считала не достаточно полным. Это комплекс занятий, учитывающих индивидуальность каждого ребенка, его интересы и способности. Сесиль Лупан в своих книгах рекомендует общаться с новорожденным с первых секунд его появления на свет, и не стоит недооценивать кроху.

Писательница настоятельно рекомендует подписывать крупными буквами окружающие предметы (на бумажках разумеется) и регулярно их проговаривать вслух ребенку. Интересно, что многие родители, даже не читав книг Лупан подсознательно обучают детей по ее системе, главной идеей которой было максимальное внимание ребенку, потакание его интересам, развитие его познания с помощью множества материалов и пособий, сделанных своими руками. Например, самодельные развивающие коврики, книги, доски с различными замочками, фотоальбомы с семейными фотоснимками и т.д.

Физическое воспитание по Никитиным

Супруги Никитины и их система развития известны были еще при Советском Союзе. Они воспитывали детей по своей программе, которая иногда даже шокировала стороннего наблюдателя – вот насколько необычны их воспитательные приемы.

Например, Никитины с негативом относились к коляскам, манежам и прочим «детским тюрьмам», ограничивающим экспериментаторскую свободолюбивую натуру ребенка. Родители позволяли малышам заниматься тем, что им интересно и помогали со сложностями.

В основе системы стоит физическое воспитание и закаливание, для чего в доме обязательно должны присутствовать спортивные тренажеры и снаряды, которые, причем не должны выделяться среди прочей мебели.

Авторами утверждается идея, что ребенку ни в коем случае нельзя оставаться заброшенным или перегруженным знаниями. Родители не должны относиться равнодушно и безразлично к детскому времяпрепровождению, вкладывая в развитие как можно больше времени и сил через участие в играх, где взрослый не будет командиром и надзирателем, как обычно бывает.

Как у любой методики раннего развития, данная система имеет своих сторонников и противников. В любом случае родители выбирают то, что интересно и полезно их чаду.

Разностороннее развитие по Тюленеву

«Метод интеллектуального развития ребенка» педагога П.В. Тюленева учит детей математике и грамоте, развивает спортивные и музыкальные способности.

Занятия разделены по возрастам:

  • два первых месяца крошке показывают на листе простые геометрические фигуры;
  • во 2-4 месяц ребенка знакомят с животным и растительным миром, буквами, цифрами и т.д.;
  • с 4-го месяца актуален «Игрушкобол» — малыш выбрасывает с кровати игрушки или кубики;
  • с 5-го месяца грудничок познает музыкальные инструменты, прикасаясь к которым учится извлекать звуки, в результате чего развивается музыкальный слух;
  • с полугода вводится освоение букв через магнитную азбуку, причем с 8-ого месяца ребенок уже должен приносить буквы, а с 10-го – показать, а далее – называть буквы или слово;
  • в 1.5 с крохой уже играют в шашки и шахматы;
  • в 2 года малыш способен складывать слова из букв и должен учиться печатать их на клавиатуре;
  • в 3 года дети начинают вести дневник на компьютере.

Удивительная методика, к которой непросто отыскать пособия, но полезный материал каждый для себя здесь найдет, главное проследить за реакцией малыша на необычную систему обучения Тюленева.

Кратко о других авторских методиках раннего развития

Прочие образовательные системы успешно применяются частично и в дошкольной, и в школьной программе, помогая развить нужные способности и взращивая разносторонних личностей.

Наиболее популярные методики:

  • Книга японского бизнесмена, который, как заботливый и любящий отец, захотел поделиться с остальными родителями своими наблюдениями и способами развития детей — «После трех уже поздно».
  • Динамическая гимнастика от М. Трунова и Л. Китаева, сборник древнерусских гимнастических упражнений, которые, по мнению авторов, помогут родителям эффективно развивать физическую активность и корректировать мышечный тонус, исправлять косолапость, кривошею и т.д.
  • Гмошинская предлагает метод прививания детям художественных задатков, то есть учит рисовать с пеленок ладошками, пальчиками, ножками и мягкими фломастерами. Необычайно интересный материал.
  • Благодаря музыкальной программе Виноградова и Железновых детки с младенчества знакомятся с классическими произведениями и учатся эмоционально реагировать на нее (Виноградов), а также слушают потешки, колыбельные, музыку для подвижных игр, театральных сценок, массажа, что помогает в изучении алфавита, обучении счету, чтению, всесторонне развивает и т.д. (Железновы).

Список методик далеко не полный и каждая по-своему интересна и полезна. Самый удачный вариант – совмещать их друг с другом, применяя наиболее удачные моменты.

Заниматься ранним развитием детей или нет

Спор между специалистами и родителями по поводу раннего развития малышей был, есть и будет всегда. Здесь главное пробовать и наблюдать, чтобы исключить негативные последствия и сделать обучение увлекательным и незатруднительным:

  • Нужно внимательно наблюдать за крохой и когда ему не занятие не нравится, он плачет и отбрасывает предложенные игрушки, следует немедленно остановиться и заняться другими делами.
  • Если младенец увлечен занятием – не отрывать его, т.к. по методике вышло время, пусть играет столько, сколько ему хочется и во что хочется, так он тоже развивается.
  • Каждое упражнение должно быть понятным и легким, подходящим для ребенка.
  • Обучать нужно комплексно, не заостряя внимание только на физическом или только интеллектуальном развитии, не исключая эмоциональную и социальную стороны.
  • Не следует автоматизировать процесс обучения, следует найти подход, простимулировать интерес у ребенка к процессу, сформировать любознательность.

Вместо заключения

В заключении хочется обратиться к мамам и папам. Не нужно торопить время и забирать у малыша время на игры. Даже если в вашей песочнице мамі малышей наперебой рассказвают, как и чем они занимаются со своими детьми, не нужно торопиться. Ориентироваться родителям стоит не на мнение окружающих, других родителей, родственников, а на реакцию и особенности любимого чада. Как говорится: «Чем бы дитя не тешилось – лишь бы не плакало».

Раннее развитие ребенка: 14 самых популярных методик

Существует множество методик раннего развития, перечислить все — очень сложно, поэтому мы решли остановиться на самых популярных, из них. У нас получилось 14, рассмотрим плюсы и минусы каждой.

Методика раннего развития Масару Ибуки

Среди теорий раннего развития детей подход японского инженера и бизнесмена Масару Ибуки занял почетное место, и нет, наверное, родителя, который хотя бы раз не услышал фразу: «После трех уже поздно».

Масару Ибука человек совершенно уникальный – инженер по образованию, сооснователь ныне всемирно известной корпорации Sony, изобретатель и талантливый руководитель, кардинально сменил сферу деятельности и вместе с группой единомышленников создал систему воспитания, основанную, как он утверждает, на физиологических потребностях человеческих детенышей к знаниям.

Методика — ЗДЕСЬ.

Раннее развитие по Доману: в чем суть, преимущества, а стоит ли?

Глен Доман — американский нейрохирург, посвятивший свою жизнь помощи детям с серьезными заболеваниями центральной нервной системы и с различными травмами головного мозга. В ходе работы с маленькими пациентами ученый сделал немало удивительных открытий, главное из которых и легло в основу его знаменитой методики.

По мнению ученого, чем раньше вы начнете заниматься с малышом, тем лучшего результата достигните. Доман считал, что наш мозг, подобно телу, нуждается в постоянной тренировке. Причем так же, как и тело, с возрастом тренировать его все сложнее и сложнее. К моменту поступления в школу, по мнению американского нейрохирурга, мозг способен усваивать информацию в гораздо меньшем объеме, чем, скажем, когда ребенку один год от роду.

Методика — ЗДЕСЬ.

Источник: instagram @mini_bambini.by

Методика Льва Толстого: учим буквы весело с 1 года

Учить ребенка буквам можно уже в 1 год! Правда, обучением это назвать сложно, скорее, веселой игрой!

Лев Толстой — не только талантливый писатель, но и автор уникальной методики обучения детей чтению с раннего возраста. В ее основе лежит складовое чтение. Писатель был уверен, что сначала нужно учить кроху выделять в словах звуки, потом складывать их в слоги и только потом составлять слова из слогов. Тренировать звуковое восприятие можно с помощью скороговорок, потешек.

Методика Льва Толстого — ЗДЕСЬ.

Источник: instagram @logoclub_talk

Пальчиковое рисование: методика Марии Гмошинской

Казалось бы, что может быть проще, чем рисование пальчиками – вот ребенок, вот специальные краски и бумага. А дальше все пойдет само собой. Но оказывается, для того чтобы этот творческий процесс происходил гладко, доставил радость малышу и его родителям, к тому же принес реальную пользу, нужно знать несколько простых правил.

Рисование пальчиковыми красками практикуют родители во всем цивилизованном мире уже не один десяток лет, а на территории бывшего СНГ теоретическую базу этого вида искусства сформулировала Мария Владимировна Гмошинская, врач-педиатр, специалист по грудному вскармливанию, доктор медицинских наук.

Методика — ЗДЕСЬ.

Монтессори-педагогика. Развиваем речь, учимся чтению и письму

Мария Монтессори разработала целую педагогическую систему, которая охватывает все стороны развития маленького человека, включая и овладение родным языком. В Монтессори-педагогике, как и в традиционных методиках обучения чтению, принято уделять много времени различению звуков речи на слух. И это правильно, ведь заучивание букв и слияние их в слоги предполагает развитый фонематический слух.

Многие материалы и пособия, предложенные Марией Монтессори, под силу изготовить самим родителям и предложить своему крохе уже с 3 лет. Важно, что все материалы для обучения должны находиться в свободном доступе для ребенка: лишь он один точно знает, когда и сколько нужно упражняться для выработки того или иного навыка. Мы собрали и предлагаем вашему вниманию самые необычные с точки зрения традиционной педагогики и эффективные приемы и развивающие пособия, которые можно изготовить самостоятельно.

Источник: instagram @kinder_smart

Кубики Зайцева: плюсы и минусы методики раннего развития

Хотите научить своего малыша читать как можно раньше? В этом поможет методика раннего обучения чтению Николая Зайцева. Ее кредо: «Что хорошо показать, о том не надо долго рассказывать». В чем плюсы и минусы этого метода?

В основе методики Николая Зайцева лежит принцип чтения по слогам, где слог – это пара из согласной и гласной, из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже просто одна буква. Именно «слог», а не звук, буква, или слово целиком является основной единицей речи. Ведь все, что мы произносим – это комбинации из согласных и гласных звуков.

Методика — ЗДЕСЬ.

Источник: kubikrubik_store @instagram

Методика раннего развития профессора Макото Шичида

Малоизвестная в нашей стране методика раннего развития малышей японского профессора Макото Шичида основанная на физиологии строения мозга ребенка и успешно используется во многих цивилизованных странах.

С ребенком нужно заниматься с первых недель его жизни в нашем мире, так считают современные психологи и педагоги. Методика японского философа и воспитателя Макото Шичида перекликается с убеждениями основателя корпорации сони и автора книги «После трех уже поздно», Масару Ибуки.

Методика — ЗДЕСЬ.

Источник: instagram @tres_mamas_notes

Методика Никитиных, динамическая гимнастика

Только родившийся малыш адаптируется к новому миру, у него есть некий запас рефлексов, которые можно развить и использовать для гармоничного развития крохи во всех областях (интеллектуальное, творческое). Адекватные физические нагрузки укрепят иммунитет ребенка, стимулируют мышечный тонус и помогут получать больше радости от жизни.

Светские педагоги-новаторы супруги Борис и Елена Никитины разработали собственную систему воспитания детей, основной принцип которой состоял в предоставлении ребенку полной свободы выбора из предоставленных возможностей.

Методика — ЗДЕСЬ.

Как вырастить музыканта: методика раннего развития Железновых

Пианист, композитор и педагог-музыкант с многолетним стажем работы Сергей Железнов много лет готовил малышей к поступлению в музыкальные школы, при этом работал с детками 3-5 лет. Постепенно мамы стали приводить деток все младше и оказалось, что учить годовасиков по той же системе что и трехлеток невозможно, а пособий, которые помогли бы в раннем обучении не существует.

Сергей Железнов вместе со своей дочкой, тоже музыкантом Еленой, которая на тот момент была студенткой музыкально-педагогического колледжа, стали сами сочинять мелодичные и простые песенки, переделывать народные потешки, которые прекрасно воспринимали даже самые маленькие ученики. Методом проб и ошибок, при поддержке родителей-энтузиастов, постепенно формировалась методика, которая и по сей день является незаменимым пособием для музыкальных занятий в садиках и домашнего развития музыкальных способностей самых маленьких.

Методика — ЗДЕСЬ.

Источник: Instagram @honeyhousekids

Методика раннего развития Павла Тюленева: читать раньше, чем ходить

Одна из самых спорных и неоднозначных методик раннего развития малышей была разработана в 80-е годы социологом и педагогом по образованию, советским ученым Павлом Тюленевым.

Изучением детской психологии, а точнее, методов обучения малышей, Тюленев занялся под влиянием популярной в 80-90-х методики Никитиных, который, кстати, познакомившись с подходом Тюленева к развитию ребенка, вполне его одобрил.

Методика — ЗДЕСЬ.

Методика раннего развития Вячеслава Воскобовича: играем и растем

Дети любого возраста должны играть, так считает Вячеслав Вадимович Воскобович, создатель очень эффективной и при этом приятной и не напрягающей ни детей ни их родителей системы развития малышей.

Когда молодой и активный инженер-физик Вячеслав Воскобович стал отцом, его взгляды на жизнь заметно переменились. Мальчики подрастали, так хотелось радовать их игрушками, которые помогли бы им весело проводить время и вместе с тем чему то учиться. Однако детство сыновей Воскобовича пришлось на сложные 90-е, период перестройки и дефицита всего, в том числе качественных игрушек.

Методика — ЗДЕСЬ.

Читайте также:  Что брать с собой в роддом?

Как научить ребенка читать: методика Воскобовича — ЗДЕСЬ.

Источник: Instagram @princess_valery_

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан, популярная актриса родом из Бельгии выбрала для себя карьеру увлеченной мамы, любящей своих детей и желающей дать им с самого раннего возраста разные средства познания мира. Педагоги и мамы всего мира взяли ее советы за основу воспитания детей.

Свой опыт Сесиль изложила в книге „Поверь в свое дитя”. Ее основная мысль: детям необходимы постоянные внимание и интерес, которые могут подарить только их родители.

Методика — ЗДЕСЬ.

Вальдорфская педагогика: растим ребенка без стресса

Вместо пластмассовых пупсов и металлических машинок в детской уютно устроились тряпичная кукла в лоскутном платье и деревянная лошадка, а конструктор заменяют желуди и ракушки — все это особенности воспитания и развития ребенка по вальдорфской педагогике.

Бытует мнение, что в вальдорфские сады отдают в основном детей странных или… болезненных. Известно, что начало этой методики развития и воспитания дошнкольников было положено, когда Рудольф Штайнер давал частные уроки мальчику, перенесшему гидроцефалию. Врачи считали его безнадежным, но Штайнер разработал программу, благодаря которой ученик догнал сверстников.

Раннее развитие ребенка: увлекательные эксперименты Селестена Френе

Если о Вальдорфской педагогике и системе Марии Монтессори слышала, наверное, каждая мама, то с методикой раннего развития Селестена Френе знакомы немногие. При этом его методику раннего развития ребенка успешно практикуют в Европе! Многие детские сады и начальные школы работают по его системе раннего обучения. Чем же она так хороша?

Селестен Френе родился в 1896 году в маленьком городке на юге Франции. Начав обучение в деревенской школе, мальчик проявил незаурядные способности и решил стать учителем. В 24 года Френе разработал авторскую методику обучения и воспитания детей и открыл собственную школу, где не было зубрежки и жесткой программы, зато была, например, собственная типография, в которой дети перепечатывали лучшие сочинения на свободные темы.

Методики раннего развития детей

В этой статье мы собрали наиболее полную информацию о методиках раннего развития детей, а также о том, для чего эти самые методики нужны и как их применяют на практике.

Итак, для чего нужны методики развития детей?

Не сомневаемся, что этот вопрос задают себе многие родители, ведь каждый родитель хочет, чтобы его малыш рос умным, смышленым и здоровым. Именно для этого и нужны методики раннего развития детей. В их основе лежит простой принцип: чем раньше родители начнут заниматься с ребенком, тем легче ему будет развивать свои навыки и способности, вовлекаться в познавательный и учебный процессы. Учеными установлено, что некоторые предметы изучения даются малышам очень легко, а со временем, когда ребенок подрастает, эти предметы воспринимаются хуже, вплоть до полного непонимания.

Каждая развивающая методика предназначена развивать малыша всесторонне, не обходя и не проскакивая какой-либо этап развития стороной. Развивающими методиками для деток раннего возраста успешно пользуется множество родителей во многих странах мира уже десятки лет, так как убеждены в том, что хотят для ребенка только счастливой жизни.

Методики раннего развития:

Методика Монтессори

Методика Марии Монтессори, одна из самых популярных и широко распространенных методик нашего времени, по которой, в последние годы, занимаются чуть ли ни в каждом развивающем центре и элитном детском саду. Мария Монтессори – выдающийся педагог, врач и ученый, впервые применила свою методику еще в далеком 1906 году. Ее система воспитания , изначально разрабатывалась для детей, имеющих проблемы в развитии, но настолько хорошо себя проявила, что вскоре ее стали использовать и для обучения здоровых детей.

Данная система воспитания основывается на принципе «Помоги мне это сделать самому!». Основы данной теории: самостоятельность, естественное развитие ребёнка, свобода в разумных пределах.

Ключевые характеристики метода:

            • Дети самостоятельно выбирают для себя занятие
            • Модель изучения – «Обучение через открытие», малыши узнают новое не через рассказ учителя, а через работу с материалами, разработанными Марией Монтессори
            • В одной группе присутствуют ученики разного возраста
            • Для занятий предоставляется специальный учебный материал, который разработала сама Мария Монтессори
            • Занятия не прерываются и обычно длятся около 3х часов
            • Ученики могут свободно передвигаться по классу
            • Не смотря на внешне пассивную роль учителя, Монтессори-педагогом может быть только специально обученный человек

В системе действую доступные и понятные правила, которые пригодятся ребенку в обычной жизни:

            1. Не мешай другому, когда тот занят.
            2. Учитывай интересы других при выборе себе места для работы.
            3. Не шуми – это мешает другим.
            4. После работы все материалы убирай на свои места.
            5. Если материал кем-то занят, жди своей очереди или наблюдай со стороны.

Большую роль в методике развития Мария Монтессори отводила играм. Такие игры должны включать в себя материалы для сенсорного развития, материалы по чтению и обучению письму, материалы по развитию речи. Каждая игра направлена на развитие мышления деток. Таким образом, малыш учится оценивать форму и количество, цвет предметов, изучает окружающий мир. Мелкая моторика рук развивается при помощи мелких деталей, которые малыш может перебирать в ручках и собирать из них различные конструкции.

Мария Монтессори выделила основные стадии развития малыша, которые проходят вне зависимости от родителей и окружающей среды. Сензитивные периоды в жизни каждого ребенка являются достаточно длительными, и динамика их протекания индивидуальна для каждого малыша. В основном, главные этапы развития определяются следующими промежутками времени:

            • Сенсорное развитие — с рождения и до 5,5 лет;
            • Восприятие порядка — с рождения и до 3 лет;
            • Движения и действия — от 1 и до 4 лет;
            • Развитие речи — с рождения и до 6 лет;
            • Социальные навыки — от 2,5 и до 6 лет.

Подробнее узнать о методике вы можете из нашей статьи: Методика Монтессори: плюсы и минусы

Методика Глена Домана

Методика основана военным американским врачом Гленом Доманом. Работая с детьми, у которых была травма мозга, он пришел к большим открытиям в области детского развития. Основная идея — добиться резкого усиления активности мозга можно путем стимуляции одного из органов чувств. Работая с детками, он учил их читать, но не совсем обычным способом: слова были написаны на карточках красными буквами, которые он показывал детям и четко произносил вслух. Занятия длились 5-10 секунд с повторением до нескольких десятков раз. Благодаря данной методике, дети потихоньку учились читать, затем стали развивать и физическую активность.

После, Глен Доман разработал методику развития для детей без травм и отклонений. Как подтверждают многочисленные отзывы и благодарности родителей, методика — весьма популярна и действенна. Детки с самого раннего возраста начинают читать.

Методика Глена Домана построена на убеждении, что к 7,5 годам детский мозг полностью сформирован, а к 3 годам — уже сформирована большая часть. При этом учеба эффективна только в период развития мозга. Именно поэтому методика Г. Домана создана для деток раннего возраста.

Основные тезисы методики Глена Домана (по книге Г.Домана «Гармоничное развитие ребенка»):

  • Каждый ребенок может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности.
  • Человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам.
  • Маленькие дети обладают огромной жаждой познания. Они легко усваивают огромное количество информации, и она надолго остается в их памяти.
  • Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.
  • Самыми лучшими учителями являются родители. Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только делают это искренне и радостно, с использованием фактов.

Основные принципы и правила обучения ребенка по методике Домана

1. Начинайте как можно раньше – чем меньше ребенок, тем легче его всему научить.

2. Радуйтесь успехам малыша и хвалите его.

3. Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.

4. Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.

5. Создавайте подходящую обстановку для обучения.

6. Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.

7. Чаще вводите новый материал.

8. Будьте организованы и последовательны, проводите регулярные занятия.

9. Не проверяйте знания своего ребенка.

10. Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.

11. Если вам или вашему ребенку неинтересно — прекратите занятия.

Обучать ребенка чтению по методике Домана можно начинать с шестимесячного возраста. Для этого используют специальные карточки размером 10×50 см, с написанными на них красным цветом печатными буквами высотой 7,5 см и толщиной шрифта 1,5 см. Для начала обучающие по методике Домана родители подбирают слова хорошо знакомые ребенку (члены семьи, игрушки, одежда, части тела, любимые блюда и т.п.).

1-й день. В течение 5-10 секунд мама показывает ребенку друг за другом 5 карточек со словами и четко произносит написанное на них: «мама», «папа», «бабушка» и т.д. Всё, занятие окончено. Теперь малыш получает награду – мамин поцелуй, объятия, ласку, слова любви и т.п. В течение первого дня показ карточек Домана нужно повторить еще 2 раза.

2-й день. Повторите вчерашние карточки и добавьте еще 5 новых карточек. Сегодня малыш уже получит 6 коротких занятий – 3 по старым карточкам и 3 по новым.

3-й день. Добавляется еще 5 новых карточек и, следовательно, будет проведено девять показов.

4-й и 5-й день. Таким образом, постепенно вы доходите до 25 карточек и 15 демонстраций в день.

6-й день. Добавляем новые пять карточек, убирая в изученных комплектах по одному слову.

Методика Сесиль Лупан

Методика Сесиль Лупан Начинать занятия по развитию необходимо с самого рождения. Именно в таком случае он будет активно развиваться как физически, там и умственно. Если начать занятия с первых месяцев жизни малыша, то к первому дню рождения малыш сможет добиться огромных успехов в развитии. Развитие математических и лингвистических способностей необходимо начать уже в год. Малыш в этом возрасте наиболее восприимчив и способен впитывать информацию.

Сесиль Лупан, не имея педагогического или медицинского образования, не работая с детьми, смогла разработать уникальную методику развития детей. При этом, в отличие от других методик, программа развития деток не рассчитана на то, чтобы вырастить гениев или решить все возможные проблемы воспитания и развития малышей.

Главная цель, которую преследовала Сесиль при разработке методики — помочь родителям советами, которые помогут понять малышей и открыть для них прекрасный и непознанный мир.

Сесиль Лупан поняла, что детям нужна не только забота родителей и их желание вырастить из малышей профессоров и ученых, но еще и интерес, который поможет ребенку приобрести новые знания. Поэтому не нужно давить на ребенка, следует предложить ему заниматься только теми предметами, к которым у него проявляется интерес и склонности.

Ключевые принципы метода:

  • «Плавающий график» занятий. С ребенком не следует заниматься по установленному графику каждый день. Это не поможет привить малышу любовь к знаниям, а наоборот может поселить в душе у ребенка неприязнь к урокам.
  • Подробное описание занятий. Это необходимо не для того, чтобы четко следовать инструкциям, а для того, чтобы не упустить важные детали и, если не удалось выполнить какие-то упражнения или задания, — перенести их на следующие уроки.
  • Занятия с ребенком не нужно планировать. Это дает возможность родителям проводить уроки в различных условиях, чтобы малышу всегда было интересно. Кроме того, это позволит ребенку применять полученные знания на практике и закрепить изученный материал.
  • В прекращении занятий на некоторый период нет ничего ужасного. Если малышу не интересно и занятия вызывают у него скуку, то следует прекратить занятия на определенный срок. Это может быть неделя, месяц или даже больше. Зато в последствии малыш снова захочет учиться и это не вызывет у него отрицательных эмоций.
  • Нет четких рекомендаций. Именно в этом и состоит уникальность методики Сесиль Лупан. Родители всегда лучше знают, что лучше для своего чада и могут сами корректировать и менять планы занятий.

Игры и упражнения в первый год жизни (по книге Сесиль Лупан «Поверь в своё дитя»):

Состояние высвобожденной двигательной активности. Когда вы играете с грудным малышом, его головку нужно поддерживать, тогда ребенок сможет спокойно рассматривать ваше лицо или предмет, который вы ему показываете.
Гримасы. Человеческое лицо очень интересует новорожденного. Когда вы держите его лицом к себе, делайте движения, которые ребенок мог бы наблюдать (например, открывайте рот, высовывайте язык, закрывайте глаза), и сопровождайте все это смешными звуками.
Одноцветные предметы. Предметы, с которыми малыш чаще всего играет, должны быть ярких цветов. Показывайте их ребенку по очереди (сначала можно дать сразу два предмета, потом добавлять по одному)
Украшение кроватки. Прикрепите к стенкам его кроватки кусочки ткани, бумаги или пластика, так как примерно до шести недель головка малыша всегда повернута вбок — независимо от того, лежит ли он на спине или на животе. Как только малыш научится хватать, уберите все, чем он может пораниться, что может проглотить и обо что удариться.
Зеркала. Поместите зеркала по бокам и в изголовье кроватки ребенка: в них будут отражаться его движения, и это расширит его мир.
Мобиль. Прикрепите мобиль или длинную резинку, к которой подвесьте разные предметы (чайную ложку, погремушку, кольцо и т.п.) так, чтобы малыш мог их достать. «Шахматная доска». Когда ребенок находится на полу или на большом специальном мате, положите перед ним, например, вертикальную дощечку, расчерченную на клетки — черные и белые. Это поможет младенцу фокусировать свой взгляд.
Иллюстрированные карточки. Подготовьте карточки размером 3030 см. На одних карточках нарисуйте кружки, на других — черные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг и т.п.). Разложите их вокруг малыша и периодически их меняйте.

Слух
Приучайте малыша к звуковым контрастам. Вы должны много петь ребенку. Подбирайте не только тихие, медленные, но и громкие, веселые мелодии. Разговаривая с малышом, почаще меняйте интонацию. Не стесняйтесь заниматься звукоподражанием и издавать звуки, которые считаются неприличными!
Высокие и низкие звуки. Заставьте ребенка почувствовать различие между ними. Например, зазвоните сначала в маленький колокольчик, а затем в колокол побольше; ударьте по хрустальному бокалу, а потом стукните по кастрюле; свистните, после чего постучите в дверь и т.п.
Кассеты. Ничто не может заменить непосредственного общения и человеческих контактов. Однако когда ребенок остается один, включите ему магнитофон с записями различных музыкальных произведений или песнями на тех языках, которым вы хотите научить его.

Осязание и хватание

Заставьте кожу малыша испытывать различные ощущения. Массируйте кожу нежно, гладьте ее, например, гусиным перышком, похлопывайте плотной губкой и т.п.

Лоскутное одеяло. Сделайте такое одеяло из кусочков ткани разной фактуры (бархата, атласа, тюля, грубого полотна и т.п.). Дайте его ребенку в качестве игрушки, чтобы он «тренировал» свое осязание.
Яркие рукавички. Чтобы развить хватательный рефлекс, управляемый взглядом, нужно, чтобы малыш понял, что у него есть руки. Для этого сшейте яркие рукавички, отличающиеся по цвету от его одежды:
Побуждайте ребенка хватать предметы, а затем потихоньку отбирайте их у него, осторожно вытягивая из рук. Важно, чтобы малыш как следует вцепился в такой предмет. Если ему понравится эта игра, дайте ребенку палочку и научите его висеть на ней.

Вкус и обоняние
Запахи растений. Сделайте маленькие мешочки из ткани и наполните их травами и веществами с характерными запахами (ваниль, морские водоросли, анис, лаванда, базилик и т.п.). Затем плотно завяжите мешочки и напишите на них название того вещества, которое в них хранится. Дайте ребенку понюхать мешочек и назовите то, что в нем лежит.
Предметы для жевания. Дайте младенцу предметы различной плотности, которые бы он мог грызть или жевать.
Использование в качестве игрушек различных вещей. Для игры ребенку можно предложить какие-нибудь предметы домашнего обихода — чайную ложку, стаканчик, пустую катушку, старый каталог, носок, шапку и т.п. Но не давайте одновременно больше трех-четырех предметов и меняйте их, когда увидите, что они малышу надоели.

Методика Сесиль Лупан заключается в подсказках и советах родителям, которые помогут им найти самые лучшие варианты занятий по развитию малыша,ведь каждый ребенок — индивидуальность.

Ссылка на основную публикацию