Как наладить контакт между мамой и новорожденным ребенком?

Мама и первенец: как наладить контакт с малышом?

Когда у вас рождается первый ребенок, как бы вы ни готовились к этому событию, отсутствие опыта будет давать о себе знать. Вы — родитель-новичок, а большинство навыков в уходе за малышами приходит только с личным опытом. Неудивительно, что на этом пути мы периодически чувствуем себя бессильными. В первую очередь это касается ситуаций, когда мы не понимаем своего ребенка — ведь он еще не может нам ничего сказать…

Как научиться?

Раньше, вырастая в традиционной большой семье, девочка училась всему, что связано с материнством, наблюдая, как растут ее младшие братья и сестры. В наше время нередки случаи, когда собственный ребенок оказывается первым младенцем, с которым контактирует молодая мама.

С чего тут начать?

Настраивайтесь на ранний контакт с новорожденным еще до родов. Важно понимать, что младенец, который только что родился — уже существо, ориентированное на контакт и нуждающееся в нем. Для малыша после родов жизненно важно почувствовать, что мама тут, никуда не делась. Да и для матери крайне важно ощущать около себя своего новорожденного, чувствовать его тепло и запах. Этот контакт — очень простой, телесный — успокаивает обоих и на уровне сознания, и на более глубоком, подсознательном уровне.

Такой контакт возможен и полезен и отцу ребенка, да и всем, живущим в доме, но матери он просто необходим. Но для того чтобы такой контакт возник, нужен настрой и даже инициатива со стороны матери. Ведь, к сожалению, в отличие от большинства европейских стран и Америки, совсем в немногих наших роддомах практикуется подобный контакт.

Причины просты: большой поток рожениц, недостаток среднего и младшего медперсонала… Но если вы попросите, вам непременно дадут подержать малыша, если не будет к тому препятствий. Если же инициативы со стороны матери нет — никто не будет настаивать. Также персонал роддома довольно редко показывает приемы обращения с малышом.

В итоге — истории, типа этой: при выписке из роддома врач протягивает молодой матери сверток с новорожденным, а она не берет и со страхом говорит: «Ой, это не мне! Там стоит моя мама, вы ей отдайте».

Кожа к коже

Для того чтобы ребенок был готов к контакту с мамой и папой, должно пройти всего несколько минут после рождения. А контакт с маленьким ребенком — это контакт «кожа к коже» и любые другие действия, в которых задействовано осязание. 80% всей информации о мире новорожденный получает именно с помощью осязания. Поэтому не бойтесь прижимать к груди, целовать и гладить младенца. Для него любой мягкий контакт с родителями будет полезным, безусловно успокаивающим и даже развивающим.

Не бойтесь того, что контакт «кожа к коже» не гигиеничен — ребенок уже познакомился со всей вашей микрофлорой, проходя по родовым путям. Кроме того, во многих других странах вот уже более 20 лет в роддомах существует традиция давать подержать новорожденного ребенка его отцу. И кладут малыша на обнаженное предплечье папы. Считается, что такой контакт полезен, помогает возникновению нежных чувств у отца к малышу с первых дней его жизни.

Восстановить контакт с сенсорным миром матери

Малыш будет гораздо спокойнее в первые недели, если вы будете много держать его на руках, позволяя ему слышать стук вашего сердца (это наиболее привычный из всех звуков для ребенка, сопровождавший его во внутриутробный период развития).

Очень важен для младенца запах мамы — ведь с его химическими компонентами он тоже был знаком внутриутробно. Поэтому для того чтобы малыш спокойней засыпал, ему в кроватку стоит положить вашу футболку или платок — любую вещь, которую вы недавно носили. Особенно это удобно, когда вам нужно ненадолго отлучиться и малышу предстоит заснуть самому.

Идеально положение для вашего контакта с первых недель до трех месяцев: малыш лежит животиком на животе мамы, а его головка находится над вашей левой грудью — там легче всего услышать стук сердца.

Не расстраиваться, если в самые первые дни малыш не с вами

Бывает так, что по состоянию здоровья или другим обстоятельствам малыш должен некоторое количество времени провести не с вами. Помните, что послеродовый период длится 6 недель, и за это время установление тесного контакта с малышом возможно не хуже, чем в первые часы после родов. Если, конечно, вы не станете терроризировать себя чувством вины.

Материнские тревоги, блокирующие интуицию

Нередко у мамы достаточно информации о том, как лучше ухаживать за малышом, есть правильный настрой и достаточная поддержка, но воля ее как будто парализована высоким уровнем тревоги: «Все ли я делаю правильно?», «Все ли в порядке с ребенком?», «Должна ли я делать что-то еще?», “Почему у других получается лучше?»

Эти и многие другие вопросы безостановочно вертятся в голове недавно родившей женщины, лишая ее сил и покоя. Как держать тревоги под контролем — долгий разговор. Коротко можно порекомендовать вот что: старайтесь останавливать эти навязчивые мысли. Помните — пользы от них никакой, а вот вреда с избытком. Психологическая усталость и чувство несостоятельности — далеко не все негативные последствия тревог.

Попробуйте хвалить себя и просить поддержки и положительной обратной связи у близких. Избегайте по возможности всех ситуаций и контактов, усиливающих ваши тревоги. Малышу очень важно иметь уверенную маму, которая не слишком сомневается в себе.

Помните, что главный «эксперт» по собственному ребенку — вы. А основой ваш источник знаний — интуиция и непосредственное чувствование малыша.

Часто разноречивые мнения различных специалистов только изолируют маму от того, что она наверняка знает про собственного ребенка.

Успокаиваемся на руках, а засыпаем самостоятельно

Младенцу, который расплакался, проще всего успокоиться и расслабиться на руках мамы, чувствуя ее тепло и запах. Не думайте, что часто беря ребенка на руки, вы «испортите» и избалуете его. Это миф о воспитании, рожденный временем тотального посещения ясель в нашей стране. И его по-прежнему могут транслировать некоторые бабушки и дедушки, но большинство современных специалистов по развитию и здоровью младенцев считают, что телесный контакт и время на руках делают малыша более общительным и даже развитым.

И все же, вам будет значительно проще, если ориентируясь на тесный контакт с ребенком, вы научите его засыпать в своей кроватке, люльке или коляске. Ведь чем старше ребенок, тем больше времени будет уходить на его укладывание. А это как раз не способствует контакту, а лишь усиливает материнскую усталость и раздражение.

Кормление грудью и контакт с малышом

Крайне важно, чтобы кормление грудью было не утомляющей обязанностью, а временем, приносящим радость.

Для этого стоит создать комфортную обстановку, выбрать удобную позу и попробовать сделать так, чтобы вас ничто не отвлекало — ни телефонные звонки, ни подгорающая картошка.

Попробуйте подойти к моментам кормления, как ко времени дополнительного отдыха и возможности насладиться тесным контактом с младенцем. Кормление не должно быть утомляюще продолжительным или чересчур быстрым из-за недоделанных дел. Для вас и малыша стоит попытаться выбрать оптимальное время сосания.

Пытаемся понять, кто у нас родился

Даже самые маленькие дети значительно отличаются друг от друга с первых дней жизни по темпераменту. Есть очень требовательные и громкие младенцы, есть беспокойные, а есть слишком терпеливые.

Одна из первых задач мамы — научиться различать сигналы, которые подает малыш. И если в первые 4-5 недель плач малыша в разных ситуациях звучит примерно одинаково, то к 6 неделям, как считают специалисты, характер плача становится разнообразным. И очень полезно научиться различать, как в какой ситуации плачет младенец.

Например, плач с покряхтыванием может говорить о том, что малыш готовится покакать, а пронзительный писк о том, что наступил час колик. Совсем по-другому плачет малыш, который проснулся и зовет маму. И если плач маленького будет вызывать у вас не тревогу, а исследовательский интерес, вам, возможно, будет проще разобраться.

Учитывайте тот факт, что если требовательный малыш сам добьется того, чтобы на него обратили внимание, то к спокойным деткам надо сформировать особый подход: ведь слишком терпеливый малыш может пропускать время кормления и терпеть слишком полный памперс.

Общая стратегия может быть такой: учим требовательных деток хотя бы несколько мгновений подождать, и относимся очень внимательно ко всем сигналам, которые подают спокойные малыши.

“Бодрячок” или “соня”?

С самых первых дней жизни детки очень сильно отличаются друг от друга по потребности в сне и способности к засыпанию.

Первое, что стоит пытаться определить: может ли малыш заснуть самостоятельно, когда устал? К сожалению, в 80% случаев ответ: «Нет». Только будущие флегматики могут засыпать сами. Всем прочим потребуется помощь в засыпании, иначе ребенок станет капризным и «ручным».

“Бодрячкам” больше, чем другим малышам требуется достаточно четкий режим дня: в определенное время проще перейти от состояния бодрствования ко сну.

Налаживаем ритм дня

И вам, и малышу будет гораздо проще, если хаос первых дней жизни и ощущение, что ребенок абсолютно непредсказуем, сменится более спокойным, размеренным и упорядоченным периодом.

Для большинства деток первых трех лет жизни полезен упорядоченный ритм кормлений, бодрствований, засыпаний. Но сам по себе ритм не возникнет, его нужно создавать, помогая малышу засыпать в определенное время, стараясь кормить по требованию, но ритмично, соблюдая интервал между кормлениями не менее 1-1,5 часов.

Подключаем папу к уходу за младенцем

Первые месяцы жизни — лучший период для установления контакта папы и малыша. Но для того, чтобы он мог возникнуть, маме нужно постараться не замыкать все заботы о ребенке на себе, бабушке, няне. Стоит с первых дней выделить «папины» обязанности, за которые отвечает он и никто другой.

Например, прекрасно подходят купание малыша и помощь в укладывании на ночь. Эти дела не только сблизят папу и маленького, но и помогут ему раньше возвращаться с работы. Только ни в коем случае не комментируйте стиль действий мужа — это может быстро отбить всякую охоту участвовать в каждодневных заботах о младенце.

Отдыхать — это важно

Даже самая выносливая и старательная мама быстро выбьется из сил, если не станет отдыхать в то время, когда малыш спит. Очень часто из желания успеть все, мы бросаемся убирать или готовить в те редкие спокойные минуты, когда в доме тихо.

На мой взгляд, это неправильная стратегия. Отдохнувшая мама может гораздо больше дать младенцу: и молока, и внимания, и адекватной заботы. Есть поговорка «Дела никогда не кончатся» или «Всех дел не переделаешь». Она как нельзя лучше описывает ситуацию с работой по дому.

Правильно расставленные приоритеты в первый год жизни ребенка это: сначала отдых, после — забота о малыше, потом общение с супругом, и только потом — домашние дела.

Если мешает перфекционизм

Вы не должны делать все на «отлично» прямо сейчас. Родительство — марафон, а не спринт. Нужно выйти на правильный ритм для себя, мужа, ребенка, а не выбиваться из сил, пытаясь сделать все как можно быстрее и лучше.

Рекомендации для мам

— Настраивайтесь на то, чтобы в первые недели проводить с малышом как можно больше времени в покое, учась получать удовольствие от контакта с ним.

— Старайтесь контролировать уровень собственной тревоги. Помните: вы не обязаны уметь делать на «отлично» все, связанное с уходом за ребенком.

— Очень полезно делиться опытом и впечатлениями с другими родителями. На мой взгляд, родительские клубы — крайне полезные сообщества, дающие значительную поддержку и помощь, устраняющие ощущение, что ты «выпал из контекста». Годятся также и интернет-сообщества, но лучше все же очные встречи.

— Вместе с отцом малыша отслеживайте уровень собственной тревоги и депрессии, и при необходимости обращайтесь к специалистам. Не давайте себе застревать на полюсе негативных эмоций.

— Делитесь с мужем тревогами, заботами, непониманием, а главное — радостью. Не замыкайте ежедневные заботы о ребенке на себя, даже если папа очень занят.

— Старайтесь тратить на домашние дела поменьше времени, а при необходимости смело пользуйтесь помощью по хозяйству. Лучше пусть кто-то помоет за вас пол и погладит, а вы отдохнете и побудете в гармонии с малышом.

Что почитать

Мамы, которые во время беременности читали книжки, посвященные уходу за ребенком, и посещали специальные занятия, оказываются более готовыми к заботам первых дней и недель. Почитайте 2-3 книжки, желательно представляющие разные подходы к уходу.

Можно порекомендовать книги Уильяма и Марты Серз «Все, что вам нужно знать о вашем ребенке от рождения до 2 лет», Б. Спока «Ребенок и уход за ним», Ж. Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым».

Последняя — довольно экзотическая книжка, которую нельзя воспринимать как руководство к действию, но она может хорошо подчеркнуть и оттенить основные моменты ухода за малышом. Книги разных направлений помогут формированию вашей личной точки зрения, и даже первый собственный родительский опыт будет начинаться не с полного нуля.

Автор: Екатерина Бурмистрова, семейный психолог, мама 11 детей.

Связь между мамой и ребенком сильнее любых других связей.

Связь (bonding) — термин, обозначающий состояние эмоциональной близости между родителями и ребенком в момент рождения, стал широко известен в 80-е годы. Концепция связи была предложена докторами М. Клаусом и Дж. Кеннеллом в их классической книге «Узы, соединяющие мать и дитя». Эти ученые утверждают, что у людей, как и у животных, сразу после рождения существует некоторый «период повышенной чувствительности восприятия», во время которого матери и новорожденные запрограммированы на контакт друг с другом и на заботу друг о друге. Сравнивая пары мать — дитя, которые сразу после появления ребенка были неразлучны, с теми, которые не контактировали, они сделали вывод, что позднее первые оказывались более привязанными друг к другу.

Читайте также:  Как помочь ребенку достичь успеха: 10 рекомендаций родителям

Когда эта идея проникла в родовые палаты, к ней отнеслись неоднозначно. Родители и педиатры восприняли ее с энтузиазмом — большей частью потому, что в ней был смысл. Исследователи поведенческих реакций скептически отнеслись к тому, что первые часы, проведенные матерью и ребенком вместе, могут иметь долговременный эффект.

Мы тщательно изучали концепцию связи. Мы изучали работы других исследователей и сами проводили наблюдения и пришли к выводам, которые, как мы надеемся, вполне обоснованы.

Связь матери и новорожденного

Эмоциональная близость по существу есть продолжение отношений, которые начали складываться во время беременности, она укреплялась от постоянного осознания растущей внутри матери новой жизни. Физические и химические изменения, происходящие в вашем теле, напоминают вам о присутствии ребенка. Рождение цементирует связь, превращает ее в реальность. Теперь вы можете видеть и беседовать с маленьким человечком, который раньше был только «выпуклостью», чьи движения вы ощущали внутри себя, чье сердцебиение слышали с помощью медицинских приборов. Эмоциональная близость трансформирует вашу животворную любовь к существу внутри вас в заботливую любовь к существу вне вас. Когда ребенок был внутри, вы отдавали ему свою кровь; когда он снаружи, вы отдаете ему молоко, ваши глаза, ваши руки, ваш голос — всю себя.

Эмоциональная близость матери и новорожденного объединяет их снова. Изучение связи матери и ребенка явилось катализатором ориентированной на семью организации родовспоможения в больницах. Новорожденных перевели из детских комнат в палаты к матерям. Матерям вновь вернули их главенствующую роль в уходе за новорожденными.

Неразрывная связь матери и ребенка не возникает сразу и навсегда. Хотя нет достаточных оснований, чтобы утверждать, что отлучение матери от ребенка в момент его появления на свет негативно влияет на дальнейшие отношения родителей и детей, мы считаем, что возникновение эмоциональной близости в этот период биологически обостренной чувствительности восприятия обеспечивает хороший старт для формирования дальнейших взаимоотношений. Но нельзя думать, что эти начальные отношения раз и навсегда цементируют взаимосвязь родителей и ребенка. Переоценка начального периода вызывает чувство безнадежности у матерей, которые из-за осложненных родов были временно разлучены с малышами. Распространение такого неправильного понимания роли начального периода для складывания дальнейших отношений вызвало эпидемию меланхолии у матерей, которым делали кесарево сечение, и у матерей недоношенных детей, переведенных в палаты интенсивной терапии.

Что можно сказать о детях, которые в силу разных причин (например, преждевременных родов или кесарева сечения) оказались временно разлученными с матерями? Можно ли восполнить ущерб, вызванный потерей периода раннего контакта? Без всякого сомнения, можно, особенно если не поддаваться унынию. Концепция создания эмоциональной близости в абсолютно критический период, сейчас или никогда, ошибочна. Рождение, младенчество, детство — существует много периодов, в течение которых укрепляется контакт матери и ребенка. Если следовать нашему методу сближения, создающему неразрывные связи между матерью и ребенком, то после их воссоединения потеря столь значимого периода ранних контактов постепенно компенсируется. Мы знаем родителей, усыновивших детей недельного возраста, которые после первого контакта с ними проявляли такие глубокие чувства, такую заботу, которые ничуть не уступали чувствам биологических родителей в момент рождения ребенка.

Новорожденные и отцы

Большинство исследований относились к связи матери и ребенка, тогда как об отцах в них только упоминалось с должным почтением. В последние годы отцы также стали объектом пристального внимания и даже заслужили специальный термин для обозначения отношения с младенцем в момент рождения — «всепоглощающее внимание». Мы привыкли говорить о помощи, оказываемой отцами, теперь мы говорим о всепоглощающем внимании, означающем высшую степень вовлеченности в родительские обязанности и радости. Этот новый термин означает не только то, что отец делает для ребенка (держит его на руках, успокаивает), но и то, что ребенок делает для отца. Близкий контакт с ребенком после рождения развивает в отце тонкость чувств.

Считается, что отцы, когда им поручают детей, не столько нянчат их, сколько сторожат. Они на вторых ролях, помогают матери, пока она возится с ребенком. Это не совсем так. У них свой подход к ребенку, и ребенок нуждается в них.

Изучение поведения отцов показывает, что, когда им дают возможность активно участвовать в уходе за новорожденными, они становятся такими же заботливыми няньками, как и матери. Они могут быть немного менее расторопны, медленнее раскрываются, чем матери, но способны на глубокую привязанность к совсем крошечным детям.

Связь с ребенком после кесарева сечения

Кесарево сечение — хирургическая операция. Но это, прежде всего, роды, не стоит об этом забывать. Если необходимо кесарево сечение, это не означает потерю связи с ребенком; просто она немного сдвигается во времени и изменяются роли. Отцам в настоящее время позволено присутствовать при родах путем кесарева сечения, и приятно видеть отца с новорожденным во время таких родов. Здесь открываются возможности, помогающие установить ранний контакт с малышом.

Советы матери . При использовании местной анестезии, так называемой эпидуральной анестезии, вы утрачиваете чувствительность от пупка до кончиков пальцев. В отличие от общей анестезии, которая погружает вас в сон на время родов, эпидуральная анестезия дает возможность не спать во время хирургической процедуры и, несмотря на операцию, радоваться появлению ребенка. Время контакта с новорожденным будет ограничено, так как вы еще очень слабы. Вы сможете подержать малыша только одной рукой, так как другая будет занята капельницей. Лишь несколько минут вы проведете с ребенком щека к щеке, рассматривая друг друга. Важно, что вы почувствовали друг друга сразу же после рождения ребенка. Хотя после кесарева сечения контакт с малышом налаживается по-другому, он все же состоялся.

Советы отцу . Во время операции вы сможете сидеть у края стола и держать жену за руку. В момент рождения вы сможете заглянуть за стерильные простыни и увидеть, как извлекают вашего ребенка. Малыша немедленно поместят в специальный подогреваемый бокс, отсосут околоплодные воды, если нужно, дадут кислород и убедятся, что все системы работают нормально. После того как все необходимое для него будет сделано (что обычно отнимает намного больше времени, чем при нормальных родах), вы или врач подносите ребенка к матери, чтобы она могла немного побыть с ним и почувствовать его близость. Когда операция будет закончена и вашу жену перевезут в послеоперационную палату, вы с ребенком сможете пройти в детскую и заняться с ним. Подержите ребенка, побаюкайте, поговорите с ним, спойте песенку. Если ребенок нуждается в специальной помощи, вы сможете посидеть неподалеку от изолятора — вас позовут, когда будет можно. Вы сможете потрогать своего ребенка, малыш услышит ваш голос. Вы обнаружите, что он будет реагировать на ваш голос, который все время слышал в утробе матери. Отцам, которые имеют возможность коснуться новорожденного руками и понянчиться с ним сразу после рождения, легче наладить связь с ребенком позднее.

Еще несколько советов

Попросите отложить обычную обработку . Зачастую сестра, принимающая роды, сразу после рождения ребенка начинает заниматься им — делает укол витамина К, вводит в глаза обеззараживающее средство и только затем передает матери. Попросите сестру отложить эти процедуры примерно на час, чтобы малыш мог насладиться первыми материнскими ласками. После обеззараживания глаз ребенок временно хуже видит или закрывает глаза. Ребенку важны первые впечатления от матери, нужно, чтобы он видел ее.

Оставайтесь вместе . Попросите врача и сестру положить ребенка на ваши живот и грудь сразу после рождения или после перерезания пуповины и отсасывания околоплодных вод, если с вами и с ним все в порядке.

Пусть ребенок сосет грудь сразу после рождения . Большинство детей просто лижут сосок, но есть и такие, которые сразу начинают жадно сосать. Как уже говорилось, такое стимулирование соска вызывает выработку гормона окситоцина, который способствует сокращению матки и уменьшению послеродового кровотечения. Стимулируется также выработка пролактина, который ускоряет появление молока.

Прикасайтесь к ребенку . Вам приятно чувствовать, что малышу хорошо лежать так, как он устроился: животик к животику, щечка к груди; поласкайте все его тельце. Мы заметили, что матери и отцы по-разному проявляли свою нежность. Молодые мамы обычно ласкали все тельце ребенка, осторожно касаясь его кончиками пальцев. Отцы чаще клали свою ладонь на головку ребенка, как бы показывая готовность защитить этот росточек жизни, который они породили. Поглаживание тельца, помимо удовольствия, приносит малышу пользу. Кожа очень богата нервными окончаниями. Когда ребенок начинает дышать воздухом, сначала он дышит нерегулярно, поглаживание стимулирует нервные окончания, делает дыхание более ритмичным — вот такое это лекарство, родительские прикосновения.

Смотрите на новорожденного . Новорожденный лучше всего видит на расстоянии от 8 до 10 дюймов (от 20 до 25 см). Удивительно, но это соответствует расстоянию от соска до глаз матери во время кормления. Подержите малыша перед собой, поддерживая его головку так, чтобы ваши глаза встретились. Получите удовольствие от такого визуального контакта в течение короткого времени, пока ребенок после рождения спокойно внимает всему (затем он крепко засыпает). Глядя в глаза ребенка, вы испытываете прилив материнских чувств.

Говорите с новорожденным . В течение первых часов и дней после рождения между мамой и ребенком начинается свой особый разговор. Исследования показали, что при звуках голоса матери ребенок успокаивается и начинает ритмичнее дышать.

Уильям Серз и Марта Серз. Ваш ребенок.

Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливании

Грудное вскармливание обеспечивает возможность гармоничного развития, которое определяется не только составом женского молока, но и контактом между матерью и ребенком (визуальным, тактильным, вербальным), являющимся важной составляющей процесса грудного вскармливания. Именно поэтому грудное вскармливание является продолжением связи между матерью и ребенком, установившейся во время беременности и прерванной в процессе родов. Сформированный в процессе вскармливания грудью контакт между матерью и ребенком оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды.

Связь матери и ребенка начинает формироваться еще во внутриутробный период: на 3–5 месяце гестации появляется амниотрофное питание [1]. В третьем триместре беременности неродившиеся младенцы пьют от 15 до 40 мл амниотической жидкости в час [2]. Именно амниотрофное питание является механизмом адаптации к постнатальному лактотрофному питанию. Запах околоплодной жидкости сходен с запахом секрета желез ареолы материнской груди, что позволяет ребенку узнавать свою биологическую мать [2].

После рождения ребенка связь мать–плод, осуществляемая через пуповину, обрывается, что обозначается в настоящее время в психологии термином «кризис рождения». Этот кризис связан с тем, что после рождения и перевязывания пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать [3]. Ребенок попадает в среду, отличающуюся от среды обитания во внутриутробный период. Меняется все: привычная водная среда — на воздушную, которая отличается температурой, влажностью, освещенностью, концентрацией свободного кислорода, микробной и антигенной нагрузкой, наличием прямого сенсорного воздействия. На ребенка действует сила тяжести. Непривычно интенсивными становятся тактильные, зрительные, слуховые ощущения. Ощущение тепла матери, ее запаха, голоса, биения сердца связывает новорожденного с прежней внутриутробной жизнью и делает рождение не травмирующим [3, 4]. Постнатальным эквивалентом плаценты является грудное вскармливание [5, 6].

Имеются данные, что от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни жизни, а также от качества этого контакта зависит частота его плача в первые два года, привязанность к матери и некоторые психологические проблемы в старшем возрасте [7]. Следует подчеркнуть, что телесный контакт присущ только млекопитающим. В последние годы большое внимание психологи и педиатры уделяют контакту «кожа к коже» [4, 8, 9]. Нахождение ребенка рядом с матерью помогает ему регулировать температуру собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений.

Полагают, что тесная связь c матерью начинает формироваться с первых минут, с первого взгляда. Это положение о важности бондинга (связывания) впервые высказано педиатрами Marshall Klaus и John Kennell [10]. Эти исследователи указывают, что плач ребенка увеличивает приток крови к груди матери. Разделение матерей и младенцев Д. Чемберлен [10] рассматривает как эмоциональное испытание.

Согласно новым перинатальным технологиям по поддержке грудного вскармливания первый контакт матери и ребенка должен быть не менее 30 минут. При этом ребенка не следует сразу прикладывать к соску матери. Ребенка следует выложить на живот матери, после этого у него проявляется поисковый рефлекс: новорожденный находит сосок, начинает сосать и дает старт лактации [4, 11].

Считается, что именно первый час жизни ребенка имеет решающее значение для фенотипической реализации материнского чувства и полноценной, длительной лактации. Это связано с тем, что состояние наибольшей активности головного мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. Состояние матери после родов, характеризуемое как стрессовое по интенсивности эмоций, однако переживаемое как эйфория, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения между матерью и новорожденным сильной эмоциональной связи. Чрезвычайно важным для ребенка является также восприятие биологической матери, которое дает старт чувству привязанности к матери, что оказывает несомненное влияние на гармоничное развитие ребенка [7]. Грудное вскармливание имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку оно является формой общения матери и ребенка. Это одна из отличительных черт грудного вскармливания.

Читайте также:  Методики раннего развития ребенка

Несмотря на все неоспоримые преимущества грудного вскармливания, к шести месяцам на грудном вскармливании находится, в среднем по России, чуть более половины детей. По нашим данным 4% детей с рождения начинают получать искусственные смеси [12]. Имеют также место случаи, когда младенцы при сохраненной лактации отказываются от груди матери; в этих случаях прибегают к вскармливанию сцеженным молоком из бутылочки. Однако грудное вскармливание является формой общения матери и ребенка [13], и это одно из принципиальных отличий вскармливания из бутылочки (даже если это сцеженное грудное молоко). При вскармливании младенца сцеженным грудным молоком из бутылочки ребенок получает все необходимые пищевые вещества и защитные факторы, но может лишиться возможности общения с матерью во время кормления, если сцеженным молоком кормит ребенка бабушка, папа, няня, а не мама.

Техника установления контакта с ребенком при вскармливании сцеженным женским молоком

Что же делать, если мать хочет кормить грудью, но грудное вскармливание либо не состоялось, либо состоялось, но не той продолжительности, как бы этого хотелось матери, либо имеет место бутылочное вскармливание сцеженным женским молоком? Нередко у этих матерей развивается «чувство вины» перед ребенком, т. к., по их мнению, будет потеряна связь с малышом. Врачи должны убедить мать, что она не виновата в сложившейся ситуации, а любовь, общение с ребенком способны сохранить контакт с ним. Следует изменить технику вскармливания ребенка. В исследованиях [14] было показано, что частота кормлений новорожденных, вскармливаемых по требованию, к концу первого месяца составляла в среднем 8,0 ± 2,7 раза в сутки. Средняя продолжительность кормления грудью в период новорожденности может составлять 30–40 минут и более, затем сокращается до 15–20 минут на втором-третьем месяце жизни ребенка, а время кормления ребенка из бутылочки нередко бывает менее 10 мин. Таким образом, при грудном вскармливании ребенок имеет возможность общаться с мамой только во время дневных кормлений около 7–8 часов в период новорожденности и около трех часов в первые месяцы жизни, а при искусственном вскармливании — немногим более часа.

Традиционно техника вскармливания из бутылочки состоит в том, что ребенок берется на руки и ему дают бутылку с соской или же кормят ребенка, не вынимая его из кроватки. Как показывают наблюдения, очень часто кормление ребенка из бутылочки мать поручает няне, бабушке, отцу. Так решается поставленная задача — накормить ребенка. Но вскармливание ребенка первого года жизни имеет не только нутритивное значение. Это было уже отмечено как общение матери и ребенка. Следует отметить, что среди аксессуаров для грудного вскармливания уже в 80?е годы ХХ века было предложено специальное приспособление (SNS (Supplementary Nutrition System) — дополнительная система кормления, разработанная швейцарской компанией Medela для докорма ребенка сцеженным женским молоком или заменителями женского молока [15, 16].

Это приспособление представляет собой градуированную емкость для смеси/сцеженного молока и мягкие капилляры. В комплект входят капилляры трех различных размеров.

Один из капилляров дается ребенку во время кормления грудью. Ребенок сосет из груди матери и получает докорм либо смесью, либо сцеженным женским молоком. Поильник оснащен шейным шнурком с регулируемой длиной, что позволяет контролировать поток молока, располагая бутылочку выше или ниже сосков. Дополнительная система может использоваться не только в случае недостатка молока, но и в период становления или восстановления лактации, при кормлении незрелых детей со слабым сосательным рефлексом или даже при кормлении приемных детей.

К сожалению, этот способ докорма редко используется из-за отсутствия информации, как у кормящих матерей, так и у медицинских работников.

В последние годы общепризнанным является докорм детей сцеженным грудным молоком с помощью ложки. Мягкие ложечки SoftCup для докорма используются как альтернатива бутылочке с соской [16]. Мягкая нижняя ложкообразная часть обеспечивает лучшее дозирование, чем при использовании кружечки или поильника, — ложечка заполняется автоматически при сжатии резервуара. В начале кормления малышу не нужно втягивать воздух, так как между бутылочкой и наконечником расположен мембранный клапан, который также не допускает проливания молока.

Этот способ является профилактикой отказа ребенка от груди и наиболее подходящим для докорма сцеженным грудным молоком или смесью. Приспособление с успехом используется также при кормлении недоношенных детей, детей с различными расстройствами сосания, с челюстно-лицевыми (расщелины верхней губы и мягкого неба) патологиями.

Техника установления контакта с ребенком при искусственном вскармливании

Если мать кормит ребенка смесью, задача педиатра состоит в том, чтобы обучить мать технике искусственного вскармливания. Это позволит компенсировать возможный дефицит внимания матери. Какова же должна быть техника вскармливания из бутылочки? Вскармливание ребенка из бутылочки необходимо проводить матери. Для кормления мать берет ребенка на руки. При этом ей следует поглаживать ребенка. Руки ребенка должны быть свободными, чтобы он мог прикасаться к матери. Очень важен контакт «глаза в глаза». После кормления, если ребенок не заснул, его следует подержать на руках, разговаривать с ним. Время контакта матери и ребенка при таком подходе будет составлять не менее 20–30 минут. Такой способ вскармливания особенно показан матерям, которые очень хотели кормить ребенка, но по независящим от нее причинам вынуждены были перевести его на искусственное вскармливание. «Чувство вины» у матерей может быть снято посредством общения с ребенком и использованием кормления для общения с ним.

Таким образом, грудное вскармливание имеет не только нутритивное значение, не только способствует гармоничному развитию ребенка, но, что очень важно, является продолжением контакта между матерью и ребенком, истоком которого является внутри­утробный период. Контакт, сформированный в период грудного вскармливания, несомненно, оказывает влияние на формирование родительских отношений в последующие возрастные периоды и является предметом исследования психологов.

Литература

  1. Воронцов И. М. Питание беременных и кормящих женщин // Вопросы детской диетологии. 2004, т. 2, № 1, с. 11–13.
  2. Демин В. Ф., Ключников С. О., Мухина Ю. Г. Лекции по педиатрии. Т. 7. Диетология и нутрициология. М., 2007. 396 с.
  3. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М., 1997. С. 110–168.
  4. Фатеева Е. М., Коваленко Н. П. Перинатальная психология как новое направление исследований в системе поддержки грудного вскармливания // Вопросы детской диетологии. 2005, т. 3, № 6, с. 52–57.
  5. Гаппаров М. М., Левачев М. М. Питание детей первого года жизни: взгляд нутрициолога // Вопросы питания. 2001, № 4, с. 23–27.
  6. Антропология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 272 с.
  7. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Институт психотерапии, 2002. 239 с.
  8. Воронцов И. М., Фатеева Е. М., Хазенсон Л. Б. Естественное вскармливание детей. СПб: ППМИ, 1993. 200 с.
  9. Moore E., Anderson G., Bergman N. Early skin-to-skin contact for mothers and their healthy newborn infants // Cochrane Database Syst. Rev. 2007. V. 18, № 3. CD003519.
  10. Чемберлен Д. Разум вашего ребенка. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. 224 с.
  11. Фатеева Е. М. Первые капли молозива сразу после родов — залог здоровья ребенка и успешной лактации // Вопросы детской диетологии. 2007, т. 5, № 2, с. 47–50.
  12. Конь И. Я., Гмошинская М. В.. Боровик Т. Э., Булатова Е. М., Джумангазиев А. А. и др. Результаты мультицентрового исследования особенностей вскармливания детей в основных регионах Российской Федерации. Сообщение 1. Распространенность грудного вскармливания и факторы, влияющие на продолжительность лактации // Вопросы детской диетологии. 2006, т. 4, № 2, с. 5–8.
  13. Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери (пер. с англ.). М.: Класс, 1998. 80 с.
  14. Diaz S. et al. Breast-feeding duration and growth of fully breast-fed infants in a poor urban Chilean population // American journal of clinical nutrition. 1995. Vol. 62. P. 371–376.
  15. Jelliffe D. B., Jelliffe E. F. P. Human milk in the modern World: psychological, nutritional and economic significance. Oxford. 1978. 560 р.
  16. www.medela-russia.ru.

М. В. Гмошинская, доктор медицинских наук

НИИ питания РАМН, Москва

Эмоциональная связь с ребенком. Возможно ли наверстать упущенное? Часть 1

Как известно, мать и дитя связаны между собой уже во время беременности. Соединяет их в единое целое пуповина, физический орган, который становится не нужным сразу же после рождения. Но «эмоциональная пуповина», душевная связь ребенка с матерью остается на годы. Усиливает взаимную связь грудное вскармливание, когда мать своей жизнью, своей кровью, претворенной в молоко, напитывает ребенка, отдает ему свои силы и любовь.

Ребенок растет, и эмоциональная связь–пуповина понемногу «растягивается», чтобы когда-то, когда уже взрослый ребенок будет смотреть сверху вниз на маму, остаться только в памяти. Нет-нет, любовь и забота не кончаются, кончается только зависимость от мамы, невозможность жизни без нее.

Что дает эмоциональная связь?


Фото с сайта www.mama.ua

Ребенок – максимально беззащитное существо на свете. Только родившийся, он остро нуждается в человеке, который понимал бы его нужды без слов, который был бы так к нему привязан, так предан и близок, что помог бы выжить в этом непонятном мире. Поэтому когда мама понимает и чувствует потребности малыша, его настроение и чувства, ребенок ощущает себя в безопасности и с легкостью идет по дороге развития. Это ощущение есть важнейшее, базовое состояние уверенности нормально развивающегося ребенка.

Эмоциональная связь интенсивно формируется и укрепляется именно в первые год-два жизни малыша, начиная с рождения, когда идет знакомство мамы с малышом, подстраивание ее поведения под его потребности и состояние. Мама все время рядом с малышом. У нее есть возможность изучить его и уделять ему внимание. Для установления связи нет ничего сложного, кроме желания и вовлеченности мамы.

Особенно важен первый год жизни. Именно в это время на основании взаимопонимания с мамой у ребенка формируется базовое доверие к миру. «Если самый близкий человек душой (любит, понимает) и телом (берет на руки, ласкает, кормит) со мной, значит, ничего не страшно в этой жизни». Ребенок через заботу мамы учится доверять априори всем людям.

Малыш капризничает. Окружающие люди делают свои предположения по поводу причины, советуют маме (переодень, покорми, уйди ненадолго и пр.). Она может выслушать советы, но интуитивно выберет единственно правильный для своего ребенка. К примеру, возьмет на руки и уединится с ним.

Маму, чувствующую своего ребенка, не так просто сбить с толку неподходящими советами. И в любой ситуации, она в первую очередь, смотрит на ребенка, как будет лучше ему, а не на то, образцовой ли мамой смотрится она в глазах подруг и соседей. Ребенок спокоен тогда, когда мама настроена на него.


Фото с сайта www.livejournal.com

Если нет настройки, мама чувствует свою отдаленность, непонимание малыша, отстраненность от него со своими проблемами. Больше испытывает страх, злость или раздражение по отношению к младенцу, чем любовь и удовлетворение. Хочет «спастись» от заботы о ребенке. Не вполне может подстроиться к нему – он хочет на руки и пообщаться, а она трясет его в кроватке, чтобы заснул.

Если малыш чувствует, что мама «не на его волне», у него исчезает доверие миру, появляется беспокойство и тревога, все силы идут на восстановление эмоциональной связи. Младенец «портится» – идет сбой в вегетативных функциях (аппетит, сон, настроение, стул, физическая реакция на любые температурные изменения, т.д.). По-другому младенец не может привлечь мамино внимание к себе и восстановить утраченную связь.

Важно: если у вашего ребенка есть какие-то вегетативные сбои, не приписывайте их сразу же отсутствию эмоциональной связи. Проанализируйте ситуацию со всех сторон.

Физические факторы нарушения эмоциональной связи с ребенком.

Когда по каким-то внешним причинам у мамы нет возможности быть с малышом, она впоследствии испытывает трудности в понимании его потребностей и настроения.

Связь может быть нарушена из-за послеродовой долгой разлуки мамы и ребенка, частичного или полного отстранения мамы от ребенка (тяжелые роды, болезнь, которая делают невозможным совместное пребывание, отъезд мамы, ранний выход на работу, передача ребенка на воспитание третьему лицу – все это в самые ранние месяцы и первые годы жизни).

Психологические факторы нарушения эмоциональной связи.

Как правило, при первой беременности и материнстве мама занята не чувствами ребенка, а своими. Справиться бы. Устоять бы. Не «уронить знамя» хорошей матери, которая может все, что угодно, да еще одновременно.

Когда говорят, что первый ребенок – это последняя кукла, с точки зрения психологии это как раз про то, что новоиспеченная мама с трудом воспринимает ребенка, как личность со своими настроениями и чувствами. На нем ставится много экспериментов, причем мама руководствуется только своим видением, забывая про то, что ребенок – не просто принимающий объект. У него есть свои переживания, но их не замечают. Но ругать за это мам первых детей как-то не поднимается язык. Первый блин, как говорят, часто комом. Неопытность – это не про желание навредить ребенку.

Читайте также:  Забота о недоношенном ребенке дома


Фото с сайта www.b17.ru

Бывает, что у мамы самой столько внутренних проблем, что она просто не в состоянии заметить, что рядом есть еще человечек, которому нужно отдать много душевных сил. И тогда мама живет со своими проблемами, и ребенок со своими, один на один. И заметить, что отношения с ребенком складываются как-то не так, можно тоже не сразу, а когда мама выходит из «своего угла», т.е. происходит что-то, что заставляет ее «открыть глаза», по–другому посмотреть на происходящее.

Дети, пережившие разлуку или отстранение мамы в самом раннем детстве, вырастая, нередко говорят, что мама, по сути, для них – чужой человек; что им сложно испытывать к ней какие-то теплые чувства, естественные для отношений мамы и ребенка. Это дети, которые явно или неосознанно чувствуют обиду на маму, оставившую их в то время, когда они больше всего нуждались в ней. Часто дети, которым доставалось очень мало внимания от мамы, практически не помнят свое детство и себя самого вплоть до подросткового возраста – их как будто и не было, близкий человек не подтверждал своим вниманием даже факт существования ребенка. Становясь школьниками, дети не чувствуют доверия к маме, пытаются решать свои проблемы в одиночку, порой мать и не догадывается о внутренней, да и внешних событиях жизни своего ребенка. Это дети, которые во взрослом возрасте испытывают непростые психологические проблемы с рождением и воспитанием собственных детей.

Чем меньше ребенок, тем тяжелее для него последствия разлуки с мамой или ее невнимания, игнорирования. Старший ребенок уже гораздо сильнее и опытнее, не так беспомощен, поэтому степень поражения его всегда меньше.

Важно помнить, если разлука произошла не по желанию мамы, а по необходимости, вынужденным обстоятельствам, и мама пытается компенсировать впоследствии дефицит внимания ребенку, то последствия стресса оказываются обратимыми, особенно, если мама и ребенок быстро воссоединяются.

© mamochki.by

Перепечатка и копирование текста и фотографий без разрешения редакции запрещены

Мать и новорожденный: психологические проблемы и основы поведения

Самым главным правилом будет поставить себе цель – постоянно улучшать знания о малыше и умения ухаживать за ним. Важно сделать так, чтобы он всегда пребывал в физическом и психологическом комфорте. Также нужно испытывать удовольствие и гордость за свою роль родителя. Поговорим же подробнее о том, как должна себя вести мать с новорожденным, обсудим психологические проблемы и основы поведения.

Мать новорожденного должна как следует настроить себя на раннее общение с ребенком. Первые контакты определяют взаимодействия с ребенком в будущем. Нужно выбирать роды деятельности, которые подойдут именно вам. Нужно помнить, что на вас возлагается огромная ответственность за нового человека. Запасайтесь знаниями и умениями. От вашего выбора будет зависеть, куда будет направлена ваша энергия: на восстановление себя или на улучшение первого контакта. Когда вы уверены в благополучии и настроены на это морально, вы будете чувствовать себя увереннее и спокойнее, а значит, будет больше сил на полезные занятия.

Если говорить о самых ответственных периодах, то это первые недели и первые два месяца, и тут есть одно наиболее важное условие – заключается оно в том, чтобы быть вместе с ребенком как можно чаще. Перерывы в общении должны быть короткими и минимальными. С самого рождения возникают отношения любви и привязанности матери. Раскрывается естественная, природная потребность быть матерью.

Грудное вскармливание

Этот вид питания исключительно важен и незаменим для здоровья и развития новорожденного. Во время кормления грудью вырабатываются гормоны: пролактин и окситоцин, которые формируют, без преувеличения, материнскую интуицию. Основной принцип – неограниченное кормление по первому желанию младенца. Этот метод усиливает выработку молока. Нужно не ждать плача, предлагать/давать грудь при неспокойном поведении младенца. Даже 10 – 15 кормлений в день считается нормой. Также полезно кормление в ночное время, так как это приносит наибольшую пользу и усиливает процесс лактации.

Носите малыша на руках. Хорошей идеей будет пользоваться лоскутным держателем для удобства ношения. Это незаменимая вещь, к тому же, помогающая укреплению взаимоотношений мамы и ребенка. Не обязательно носить подобным образом ребенка все время, но стоит это делать на регулярной основе, чтобы тратить меньше сил. Специалистами доказано, что дети, которых носят на руках, меньше плачут, и обладают более спокойной нервной системой. Их развитие идет быстрее и качественнее, так как вся энергия идет в рост организма, и не тратится на плач и истерики.

Телесный контакт и поглаживания

Психологи уверяют, что важен частый телесный контакт и поглаживания. Поэтому, если ребенок просится на руки – это не прихоть, и не каприз, а вполне естественная природная потребность.

У активных в жизни родителей, соответственно, активные и дети. В этом случае ребенок познает мир, часто пробует что-нибудь новое, интересное. Дети сами от природы очень любопытны и тянутся к активной деятельности в жизни.

Советы маме – как понимать ребенка

Отсутствие опыта во всех этих вопросах – нормальное явление. Особенно, если вы становитесь мамой в первый раз. Большинство сильно теряются и пугаются в первые дни, не представляют себе, что и как нужно делать, чтобы не навредить. Поэтому обязательно понадобится изучить все основы по уходу за грудным ребенком. В этом случае нужно определять баланс между отдыхом и посвящением себя малышу. Если есть возможность, предоставьте хотя бы часть бытовых дел родным и близким людям. На первых порах это очень поможет. Настройтесь на то, что с этого времени ваша жизнь сильно изменится, и, возможно, будет не такой интересной как раньше. Вам предстоит многое прочитать, изучить и попробовать на практике.

Научитесь понимать сигналы ребенка, и всегда совершенствуйте этот навык. Нужно учиться отчетливо и в идеале безошибочно понимать, что требует ваш новорожденный ребенок в данный момент и в разных ситуациях. Если что-то не получается сразу – не паникуйте. Это не просто, особенно на первых этапах.

Чтобы понять язык новорожденного, вам придется понаблюдать за его поведением. Запомните, когда примерно он спит, просит кушать, желает побыть с мамой. Вскоре по его кряхтению или плачу вы поймете, чего хочет малыш в данную минуту. Каждая мама на уровне интуиции может понимать язык малыша без особых усилий, так как это закладывалось природой на протяжении тысячелетий. Образно говоря, нужно поймать канал связи, это наподобие двух радиостанций, к тому же, находящихся рядом друг с другом. Это произойдет методом проб и ошибок, но, как и в любом деле, без этого никак. Только у разных мам уходит на это разное время. И эта связь постепенно, но неизбежно будет найдена. В случае неправильного приема сигнала, например, вы решили, что ребенок голоден, и вы его покормили, но он желал побыть у вас на руках, ничего страшного не случится. И это намного лучше, чем отсутствие любого ответного сигнала. Это просто вариант продолжения общения.

Слух новорожденного ребенка настроен на голос матери, поэтому ребенок будет всегда узнавать маму по голосу, ребенок поворачивает голову в сторону источника звука. Поэтому обязательно нужно говорить только спокойным голосом, повышать голос нельзя категорически. Спокойный, ласковый тон обязательно ускорит взаимопонимание.

Плач как основная психологическая проблема

Плач – это основной сигнал, и в этом нет ничего плохого, это естественный, пока что, язык малыша. Не игнорируйте его язык никогда! Если игнорировать плач, то это закрепляется на уровне инстинкта, и вырабатывается привычка, которая очень пагубно подействует на его состоянии здоровья.

Психологические проблемы матери и ребенка можно свести к минимуму, если соблюдать правила и морально настроиться на положительное отношение к этому.

Если с самого начала жизни вашего чада вы откликаетесь на его призывы, внимательно распознаете сигналы, то это хорошее начало счастливого детства. Через какое-то время вы будете реагировать чуть медленнее, и это так же пойдет на пользу, потому что малыш научится ждать, и постепенно, кроме плача, появится другой канал связи. В будущем вы увидите положительный результат от ваших стараний, так как ничего не пройдет даром. Будет чувствоваться взаимопонимание с каждым месяцем все больше и больше. Наступит следующий этап с другими заботами, но самый сложный период будет уже пройден успешно.

Правильный сон новорожденного

Психология новорожденного такова, что ему необходима постоянная эмоциональная связь с матерью. Ребенок ощущает, нужен ли он маме, и это невозможно скрыть. Что касается сна, то оптимальным решением будет то, которое обеспечит наилучший сон. Одни дети любят засыпать в собственной кроватке, другие не могут уснуть, если мамы в это время рядом нет. Нужно попробовать все эти варианты, чтобы это выяснить. Это очень хорошо, если малыш спит вместе с вами, ведь это полезно вдвойне. Ребенку приятно ощущать, что он находится рядом с мамой, от этого сон более спокойный и крепкий.

Создавайте атмосферу взаимопонимания и любви, а так же находите и запоминайте те полезные мелочи, которые принесут двойную пользу. Берите на вооружение то, что помогает, ищите новые методы, и, если что-то не получается, не переставайте искать новое. Скоро вы наберетесь опыта, и найдете свою индивидуальную манеру воспитания с максимальной пользой.

Физический контакт между ребенком и родителями

Для ребенка прикосновение взрослого — знак того, что его любят, замечают, обращают внимание и принимают. Поэтому любое прикосновение мамы или папы — это одно из тех самых простых событий в жизни малыша, всегда доставляющих удовольствие.

Значение физического контакта для ребенка

Самое интересное, что исследования подтвердили значимость физического контакта: оказывается, дети, к которым прикасаются часто и с любовью, гораздо лучше растут и развиваются. В этом смысле детский массаж, ежедневные процедуры купания, занятия плаванием, физкультура приобретают огромное значение, поскольку все эти действия напрямую связаны с прикосновением и целенаправленным контактом кожа к коже, что и является настоящим стимулятором роста для детей.

Прикосновение стимулирует образование веществ в организме ребенка, которые ускоряют его развитие. Опытные специалисты знают, что недоношенные дети гораздо быстрее набирают вес, если в сочетании с традиционными способами выхаживания они получают заботливые прикосновения медсестер или родителей.

Интересно, что зоопсихологи также установили связь между вылизыванием матерью своих детенышей и скоростью их развития. И наоборот, когда малышей или детенышей лишают материнских прикосновений, их рост, как это ни удивительно, сразу замедляется. Из этого был сделан глобальный вывод: ласковые и заботливые прикосновения стимулируют рост и развитие организма. Родители, прикасаясь к ребенку, стимулируют вырабатывание в его организме гормонов роста.

Прикосновение стимулирует развитие нервной системы (мозга) ребенка. Физический контакт стимулирует выработку нервных импульсов, формирование новых межклеточных взаимоотношений, что обеспечивает своевременное становление неврологических функций, благотворно влияет на психическое развитие малыша.

Прикосновение улучшает пищеварение и работу желудочно-кишечного тракта. У детей, которым регулярно гладят животик, делают массаж, берут на руки, улучшается моторика желудочно-кишечного тракта, реже отмечаются колики. Если малыш страдает от колик, массаж становится одним из средств, значительно уменьшающих болевые ощущения.

Прикосновение улучшает поведение ребенка и его самоощущение. Это удивительно, но малыш, который получает от родителей физический контакт, гораздо лучше себя чувствует. Это значит, что и маме с таким ребенком тоже намного проще: он лучше и быстрее устанавливает более организованный режим, хорошо спит, меньше капризничает и охотнее идет на контакт с незнакомыми людьми. Мамины прикосновения его успокаивают и дают ощущение уверенности в себе.

Для очень серьезных, замкнутых малышей прикосновения помогают преодолеть некий внутренний барьер, который мешает выражать свои эмоции. Через некоторое время даже самый неласковый ребенок будет подавать сигналы своих положительных эмоций, если его регулярно берут на руки, глядят или делают массаж.

Чем помогает родителям физический контакт с ребенком?

Когда отсутствие материнских чувств доводит женщину до настоящей депрессии, рекомендуется чаще использовать физический контакт с ребенком как один из эффективных способом разбудить в себе эти чувства.

Так мама поневоле общается со своим новорожденным малышом очень близко, прислушивается и к своим, и к его переживаниям. И уже через семь-десять дней, например курса профилактического массажа, который она делает своему ребенку, может обнаружить, как проникается к нему более теплыми и нежными чувствами.

Массаж, поглаживания, просто ношение ребенка на руках как самые простые виды контакта можно использовать в любое время. Взяв на руки малыша, женщина настраивается на него и отключается от других мыслей.

Для пап умение поддерживать с ребенком физический контакт станет практическим курсом по общению с ним. Ведь детям очень важно ощущать не только материнские прикосновения, но и отцовские.

Любое действие — смена подгузника, прогулка, купание, массаж, зарядка, кормление — это всегда общение, а не просто выполнение механических действий или родительских обязанностей.

Ссылка на основную публикацию