Детские вредные привычки и как с ними бороться

Консультация «Вредные привычки и как с ними бороться»

Екатерина Емельянова
Консультация «Вредные привычки и как с ними бороться»

На протяжении раннего и дошкольного возраста ребенок через общение с окружающими его людьми (взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов) усваивает социальные нормы поведения. Усвоение норм предполагает, что, во-первых, ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение, во-вторых, у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения. Если ребенок действует, выходя за рамки привычного поведения, у него возникает ощущение дискомфорта, в-третьих, ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам. Внешний мир – мир социальных отношений – требует от ребенка нравственного развития, которое определяется следующими образующими: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка.

Эмоциональное и осознанное отношение к нравственным нормам и их выполнению развивается у ребенка через общение со взрослыми. Взрослый своим отношением к поступку ребенка санкционирует определенный тип поведения, он помогает ребенку осмыслить рациональность и необходимость определенного нравственного поступка. Именно на фоне эмоциональной зависимости от взрослого у ребенка развивается притязание на признание в сфере морального поведения.

B процессе развития, личность ребенка легко формируется, но также и легко деформируется. Любое нарушение или дисгармония в окружении малыша или в отношении к нему может повлиять на его поведение. У ребенка быстро формируются стереотипы поведения, он легко приобретает некоторые привычки, которые, как на первый взгляд кажется родителям, неискоренимы никакими воспитательными мерами. Такое поведение или вредные детские привычки проявляются в том, что ребенок любит сосать палец, кусать ногти, вырывать себе волосы, ковырять в носу или тереть глаза, ритмично покачиваться из стороны в сторону.

Сосание пальца, потирания, почесывания и прочее – не что иное, как компенсаторные механизмы, с помощью которых ребенок пытается погасить свою тревожность, утолить недостаток внимания со стороны взрослых или же преодолеть свой страх.

Конечно, было бы хорошо, если бы ребенок избавился от вредных привычек сам. Однако, это практически невозможно, т. к. родителям, прежде всего, необходимо выявить причину таких проявлений в поведении и запастись терпением в процессе их коррекции. Как помочь? В этой консультации я перечислю некоторые наиболее часто встречающиеся вредные привычки ребёнка. Для того чтобы родитель имел возможность оградить своего ребёнка от появления у него привычек способных навредить его здоровью и благополучию.

Сосание предмет ов:

Что нужно делать?

1. Наполнить жизнь ребенка, заинтересовать новыми играми и увлечениями.

2. Помочь ребенку обрести настоящего друга.

3. Дома родителям необходимо проводить с ребенком, как можно больше времени, обязательно разговаривать и играть с ней в разнообразные игры. Когда мама и папа станут настоящими друзьями для малыша, необходимость в труппочке или мягкой игрушке, постепенно отпадет сама собой.

Чего делать нельзя?

1. Отбирать любимую вещь ребенка, к которой он так привязан. Даже если вы победите, напряжение ребенка только усилится, и нет гарантии, что не появится сосание пальца, ковыряние кожи или другая патологическая привычка.

2. Наказывать и всячески стыдить ребенка за такую привязанность.

3. Говорить о любимом предмете ребенка, то есть фиксировать словами, подчеркивать и закреплять патологическую привычку постоянными напоминаниями.

Сосание сос ки:

Привязанность к соске имеет компенсаторный характер, особенно ярко это проявляется при искусственном вскармливании ребенка.

Что нужно делать?

1. Перестать обсуждать проблему соски.

2. Переключать внимание ребенка на более интересные занятия. Разнообразить жизнь ребенка.

Чего делать нельзя?

1. Акцентировать внимание ребенка на проблеме соски.

2. Ругать ребенка.

Сосание паль ца:

Если ребенок сосет палец, бесполезно пытаться запретить ему это делать, необходимо понять, почему он это делает. Сосание пальца успокаивает и умиротворяет ребенка, как и сосание груди, сосание соски. Сосание – это удовольствие раннего детства, удовлетворяющее основную потребность ребенка в пище. Поэтому сосание для ребенка – это вернейший способ успокоиться, когда он беспокоится или не может уснуть. Сосание пальца может выступать как средство компенсации неудовлетворенного инстинкта сосания вследствие затрудненности грудного вскармливания. Сосание пальца уменьшает чувство беспокойства, успокаивает и заставляет на время забыть физическую и душевную боль. Во всех случаях сосание пальца создает ребенку иллюзию удовлетворения и успокоения.

Что нужно делать?

1. Необходимо понять, почему ребенок сосет палец (компенсирует недостающее внимание к себе, стабилизирует свое эмоциональное состояние и др.). Прежде чем пробовать отучить ребенка от сосания пальца, необходимо подумать, что можно предложить ребенку взамен этой привычки, доставляющей удовольствие.

2. Установить доверительный контакт с ребенком, позаботиться о своевременном успокоении ребенка и снятии беспокойства, разумном пользовании соской в раннем возрасте.

3. Создать условия для разнообразия впечатлений ребенка и использования при взаимодействии с ребенком подвижных, эмоционально насыщенных игр.

Чего делать нельзя?

1. Всячески пытаться запретить ребенку, сосать палец, тем самым, привлекая к этой патологической привычке негативное внимание малыша.

2. Излишне ограничивать действия и проявления ребенка, способствуя усилению его напряжения и беспокойства.

Кусание или грызение ногтей (онихофаги я):

Обкусываться могут не только выступающие части ногтей, но частично и прилегающие участки кожи, что часто приводит к воспалительным явлениям. Обкусывание ногтей может сопровождаться их проглатыванием.

Что нужно делать?

1. Необходимо научить ребенка адекватным способам выражения агрессии. Позволять ребенку свободно, адекватными способами выражать свою агрессию, гнев. Для этого дома необходимо иметь, например, специальную “подушку для битья”, используя которую ребенок сможет при необходимости выражать свои негативные чувства.

2. Нужно не просто отказаться от упреков, угроз и наказания, но и понимать то, что происходит с ребенком, переключать, отвлекать его в момент грызения ногтей. Уменьшите чрезмерные требования к ребенку со стороны воспитывающих взрослых. Нужно переключать пальцы малыша на более интересное и не менее приятное занятие всякий раз, когда замечаете у ребенка проявление этой привычки.

3. Необходимо настроиться на длительный период затухания этой привычки, который обычно примерно равен периоду ее протекания.

Чего делать нельзя?

1. Интеллектуально перегружать ребенка в ущерб другим сторонам психического развития.

2. Говорить ребенку про грызение ногтей, тем самым фиксировать словами в сознании ребенка эту привычку.

3. Всячески запрещать ребенку, грызть ногти, наказывать ребенка за эту патологическую привычку.

Беседа «Полезные и вредные привычки» Беседа «Полезные и вредные привычки.» Цели и задачи: Учить детей отличать вредные и полезные привычки. Формировать сознательный отказ от.

Консультация для родителей «Полезные и вредные привычки» Консультация для родителей Что лежит в основе правильного воспитания? Как у ребенка воспитывать полезные привычки? На эти вопросы можно.

НОД по ФЦКМ «Полезные и вредные привычки» в средней группе Задачи : Учить детей отличать вредные и полезные привычки. Формировать сознательный отказ от вредных привычек. Закреплять умение объяснять.

Конспект беседы «Вредные привычки» Цель: воспитывать у детей отрицательное отношение к вредным привычкам, желание вести здоровый образ жизни. Ход беседы Воспитатель: Я очень.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Полезные и вредные привычки» для детей старшей группы Подготовила: Арькова Екатерина Сергеевна, воспитатель МКДОУ “Детский сад №3 “Улыбка” г. Калача-на-Дону Волгоградской области Цель: Расширять.

Конспект занятия «Вредные привычки» для воспитанников СРЦ для несовершеннолетних ОГКУ СО СРЦ для несовершеннолетних п. Лесогорска занятие «О вредных привычках» Подготовил воспитатель 1 реаб гр. Юдина Т. В.

Консультация для родителей «Детский эгоизм и как с ним бороться» Детский эгоизм От “Я”, которое звучит гордо, до черствого эгоизма… У детей младшего возраста бывает такой период, когда короткое «Я».

Круглый стол с родителями «Капризы. Как с ними бороться?» Круглый стол на тему: «Капризы и упрямства детей дошкольного возраста»[/b] Цели: 1. Познакомить с понятиями «каприз» и «упрямство», причинами.

Конспект родительского собрания «Ребенок и вредные привычки родителей» Тема родительского собрания: «Ребенок и вредные привычки родителей» воспитатель 1 категории МАДОУ «Детский сад №147» г. Рязань : Гребенщикова.

Вредные привычки детей. Что с ними делать?
консультация по теме

Консультация для родителей дошкольного возраста о вредных привычках детей, их причинах и способах их устранения.

Скачать:

ВложениеРазмер
vrednye_privychki_u_detey.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

Вредные привычки у детей. Что с ними делать?

Что такое «вредная привычка» ?

Вредная привычка — это отрицательная склонность, ставшая потребностью и выражающаяся в действиях, в поведении. То есть это — некий стереотип поведения, мешающий ребенку нормально жить и развиваться.

В поведении некоторых детей часто встречаются навязчивые действия: это привычка теребить волосы, мочку уха, сутулиться, шаркать ногами при ходьбе, ерзать на стуле, чрезмерно жестикулировать, хватать собеседника за рукав или пуговицу, ковырять в носу, употреблять слова-паразиты. Но бывают и привычки иного рода. Это сосание пальца, губы, края одежды или постельного белья, грызение ногтей, детский онанизм. Заметив у своего ребенка вредную привычку, родители встают перед дилеммой: бороться с привычкой или оставить все как есть? Как ни парадоксально, правильный ответ на оба вопроса — «нет».

Нельзя бороться с вредной привычкой, потому что она — следствие некоей неудовлетворенной потребности. Но, с другой стороны, вредную привычку нельзя игнорировать , потому что она, опять же, следствие некоей неудовлетворенной потребности.

Таким образом, впервые увидев, что ваш ребенок сосет палец или грызет ногти, не делайте ребенку замечание. И уж тем более не применяйте карательных мер типа мазания пальцев горчицей, битья по рукам или суровых наказаний. Скажите себе: «Это повод задуматься мне как родителю о том, что происходит с моим ребенком».

Доказано, что вредные привычки бесследно исчезают тогда, когда удовлетворяется потребность , лежащая в их основе.

А какие основные потребности у ребенка? Потребность в любви, безопасности, в родительском внимании, в уважении. И если ребенок не чувствует себя любимым, не чувствует себя в безопасности, если ему не хватает родительского внимания или уважительного отношении со стороны мамы или папы, у него включатся компенсаторные механизмы. С их помощью ребенок попытается погасить свою тревожность, недостаток внимания со стороны взрослых или преодолеть свой страх.

Негативные переживания у ребенка возникают из-за родительских ссор, из-за отсутствия ласки и проявления любви, из-за постоянной строгости и вечных запретов родителей.

Очень часто вредные привычки появляются у ребенка в стрессовой для него ситуации, при чрезмерных интеллектуальных и физических нагрузках, при предъявлении ребенку со стороны родителей завышенных требований.

Причиной возникновения вредных привычек (например, привычки грызть ногти) — стремление уменьшить отрицательные эмоциональные переживания и снять нервное напряжение.

Например, дети сосут пальцы перед сном. Если ребенку хочется, чтобы мама или папа до сна или во время засыпания побыли рядом с ним, а вы по той или иной причине отказываете ему, то он начинает искать способ получить ощущение безопасности и комфорта самостоятельно. И сосание пальца или уголка подушки, или уха любимой игрушки в этом случае подходит идеально — все это воссоздает ситуацию сосания материнской груди, возле которой ребёнок ощущал себя в безопасности и согретым любовью. Для отучения ребенка от этой привычки часто бывает достаточным, чтобы мать села рядом с ребенком на кровать; спокойно поговорила с ним перед сном, подержала некоторое время его ручки, чтобы ребенок мог успокоиться и заснуть. Чем старше ребенок, тем труднее отучить его сосать палец. Наряду с усиленным нежным вниманием надо постараться внушить ребенку веру в собственные силы, возлагая на него небольшие обязанности, с которыми он в состоянии справиться под руководством родителей. При сосании пальца незадолго до сна рекомендуются танцы, прыжки со скакалкой (это напоминает об укачивании перед сном). Можно приобрести для ребенка лошадку-качалку.

Если ребенок грызет ногти, в первую очередь проверьте, в порядке ли они у него. Иногда бывает, что заусеница или отслоившийся ноготок доставляют ребенку неудобства. Сказать об этом вам он либо не может, либо забывает, поэтому пробует решить проблему самостоятельно. Если же вы уверены, что, обкусывая ногти, ребенок сбрасывает напряжение, то:

1. Объясните ребенку, что «разрядиться» можно другим способом (например, попинать подушку, покричать в пустой комнате, поплакать, в конце концов).

2. Переключите его внимание на другое действие, чтобы разорвать связь между беспокоящей его ситуацией и его реакцией на нее.

3. Подумайте, с чем могут быть связаны детские переживания, и устраните причину.

Что нужно делать, если ребенок кусается:

  • Научите драчуна договариваться, отстаивать свое мнение, подтверждать свою правоту словами.
  • Агрессора с раннего детства надо учить контролировать себя, уважать и любить своих родителей.

Что нужно делать, если ребенок ругается матом:

  • Не заострять на этом внимание ребенка, как правило, «увлечение» ругательствами проходит само собой по мере обогащения его словарного запаса.
  • Если реагировать на ругательства бурно, ребенок с удовольствием будет их повторять снова и снова только ради того чтобы насладиться вашим негодованием или возмущением окружающих людей.
  • Когда ваш ребенок станет постарше, поговорите с ним по душам и убедите его, что щеголять ненормативной лексикой не очень-то красиво.

Поковыряемся в носу?

Полость носа необходимо поддерживать в чистоте, и один из способов сделать это – это поковыряться в носу. Маленькие детишки начинают ковырять в носу, потому что они изучают свое тело.

1. Если ребенок ковыряется в носу, возможно, он просто совершает физиологически оправданную процедуру — чистит носик. Можно закапать масло (подсолнечное, персиковое) внутрь. А чтобы в дальнейшем у вас не возникало причин для дискуссий с ребенком по поводу пальца в носу, научите его пользоваться платком и объясните, что такая процедура не делается на глазах у окружающих.

2. Если у маленького ребенка нос чистый, а палец все равно лезет в ноздрю, подождите — возможно, пришло время для изучения носа.

Онанизм у маленького ребенка.

Однажды Вы замечаете, что сын или дочка трогает свои половые органы. Что это? Естественное детское любопытство или патологическая привычка – онанизм (мастурбация)?
Если ребенок легко отвлекается от разглядывания и ощупывания своих частей тела, открыто задает вопросы (например, о строении тела, о разнице между мужчиной и женщиной, между девочкой и женщиной), у него не нарушено поведение, нормальный сон, то это – естественная ступенька развития психики, познания окружающего мира и самого себя. Всплеск такого интереса приходится на возраст от 3 до 6-и лет, потом сходит на нет до подросткового возраста. В этой ситуации родителям достаточно вести себя тактично, не стыдить за естественное любопытство, отвечать на детские вопросы.

Но если такое поведение ребенка нормально и даже разглядывание детей противоположного пола считается вполне допустимым, что же тогда считать онанизмом? Когда норма переходит в патологию?

Начнем с того, что в 2-3 года малыш еще не понимает, что такое онанизм, не знает, что трогать себя и других в некоторых местах считается неприличным, поэтому в таком возрасте говорить об онанизме (мастурбации) рано. Онанизм – способ самоудовлетворения, когда ребенок доводит себя до эмоциональной разрядки (перед сном, спрятавшись в укромном месте) и делает это регулярно, вот тогда можно говорить о патологической привычке.

В открытой, заметной для взрослых форме эта привычка встречается у 5% мальчиков и у 3% девочек дошкольного возраста (по А. И. Захарову).

Предпосылки возникновения онанизма.

  • Активный, неукротимый темперамент (холерик) и как следствие повышенная потребность в разрядке психического напряжения.
  • Если девочка не любит играть с куклами, предпочитает дружить с мальчиками; если у мальчика ярко выражены девчачьи черты поведения.
  • Неправильное воспитание: излишняя строгость, ограничение активности, большое количество запретов, физические наказания (особенно шлепки по попе, порка ремнем).
  • Проблемы эмоционального контакта с родителями: недостаток ласки, внимания, положительных эмоций, раннее отлучение от матери (когда ребенка рано отдают в ясли, мама выходит на работу и перепоручает заботу о малыше другому взрослому). Такие дети скрывают свои чувства, эмоции, переживания, часто живут в своем, придуманном мире.
  • В семье появляется 2-й ребенок, и старший ощущает себя ненужным, нелюбимым.
  • Насильное кормление тоже способствует возникновению онанизма. В этом случае происходит сложный компенсаторный процесс: рефлекторная зона рта и губ “молчит” (ребенок не получает удовольствие от пищи), при этом начинает “говорить” генитальная зона, которая создает напряжение, требующее разрядки (по А. И. Захарову).
  • Психологическое заражение – взрослые часто берут ребенка к себе в постель, излишне ласкают, целуют в губы, или излишне тщательно соблюдают гигиену (частые подмывания и т.д.).
  • Бывает, что ребенок повторяет увиденное у сверстников или по телевизору.
  • Проявление невропатии – расстройство сна, плохое засыпание – приводит к накоплению беспокойства, которое таким образом устраняется.
  • Излишнее укутывание, тесная одежда.

Что еще может спровоцировать появление онанизма?

  • Единственный ребенок в семье, изолированный от детского общества.
  • Высокая эмоциональность ребенка.
  • Повышенная возбудимость.
  • Патологии беременности, нежеланная беременность.
  • Когда родители хотели ребенка одного пола, а “получился” – другого.
  • Чрезмерная принципиальность родителей.
  • Импульсивность, несдержанность отца.
  • Холодность матери.

Как помочь ребенку?

  • Прежде всего, выясните причину возникновения привычки.
  • Ни в коем случае не стыдите, не наказывайте, не ругайте.
  • Не оставляйте ребенка, имеющего привычку к мастурбации, в постели одного, если он не засыпает сразу, а постарайтесь сказкой помочь ему уснуть.
  • От дневных «игр» с гениталиями отвлекают, не заостряя внимание ребенка на нем, интересными занятиями.
  • Можно даже не говорить с ребенком на эту тему, но в корне поменять воспитательные методы, отношение с малышом.
  • Предоставьте ребенку больше свободы, возможности самостоятельно действовать.
  • Чаще хвалите.
  • Обстановка в семье должна быть спокойной, доброжелательной.
  • Если ребенок хочет бегать, прыгать, не удерживайте его, а, наоборот, обеспечьте физическими нагрузками (прогулки на свежем воздухе, спортивная или танцевальная секция).
  • Поощряйте ребенка в выражении чувств и эмоций, если он не умеет адекватно реагировать на негативные эмоции – учите его.
  • Чаще общайтесь на нейтральные темы, избегая нотаций, поучений.
  • Вовремя лечите потницу, диатез, глистные заболевания; урологические и гинекологические заболевания.
  • Одежда должна быть чистой, свободной, не натирающей тело.
  • Не пугайте малыша страшными последствиями его “грязных” действий! Это приведет к возникновению комплекса неполноценности, что в будущем выльется в проблемы с познанием своего тела, проблемы с сексом во взрослом возрасте.
  • Не унижайте ребенка допросами, осмотром, обсуждением этой темы при посторонних.
  • Пересмотрите питание (меньше сладкого, острого, соленого).

Помните! Онанизм – способ разрядки нервного напряжения. Если справиться с напряжением, онанизм “уйдет”.

Любите своего ребенка! Чаще всего онанизмом страдают дети в детских домах, которые никому не нужны, никем не любимы, не имеют возможности самовыражения. Делайте вывод.

Если у ребенка появилась вредная привычка, действуйте по следующим правилам.

1. Попытайтесь понять причину возникновения привычки.

2. Не запрещайте в ультимативной форме ребенку вести себя подобным образом.

3. Не ругайте и не наказывайте ребенка в тот момент, когда проявляется вредная привычка.

4. Не акцентируйте внимание на его действиях.

5. В момент, когда проявляется вредная привычка, постарайтесь переключить внимание ребенка на что-нибудь другое, например, если ребенок тянет руки в рот, предложите ему поиграть в «ладушки» или скажите: «Давай я поцелую твою ручку!»

6. Окружите ребенка любовью и лаской, не конфликтуйте друг с другом в присутствии ребенка.

7. Подумайте, соответствует ли интеллектуальная и физическая нагрузка возможностям ребенка.

8. Помните, что вредные привычки часты у детей, имеющих сниженный фон настроения, склонных к депрессии, и поэтому все, что вызывает хорошее настроение, способствует и устранению вредных привычек.

Для устранения дурных привычек нет единого рецепта. Основное правило хорошего воспитания, предупреждение дурных привычек – усиление внимания к ребёнку, заполнение его дня интересными занятиями с игрушками, книгами, картинками. Ни в коем случае нельзя применять силу, угрозу, грубость, доставлять детям неприятные ощущения, боль, бить при онанизме, мазать горчицей ногти при их кусании.

Всё это вызывает отрицательные эмоции у ребёнка, раздражает, нервирует, закрепляет отрицательную привычку.

И запомните еще вот что: свято место пусто не бывает. Запретив с помощью угроз или наказаний ребенку сосать пальцы, грызть ногти и т.д, через какое-то время вы заметите, что на месте искорененных вами привычек, выросли новые, такие же (если не более) вредные.

Классный час “Вредные привычки и как бороться с ними”

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • способствование предупреждению формирования у детей вредных привычек;
  • развитие у подростков осознанного неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на свою личность;
  • формирование у учащихся потребности в ЗОЖ, ответственности за своё здоровье.

Подготовительная работа: За неделю объявить учащимся о классном часе и о конкурсе рисунков на тему “Скажем нет!”

Оборудование: презентация, раздаточный материал, листы красного и зеленого цветов.

Ход классного часа

Основная часть. Ребята, все вы знаете, что важнейшей потребностью каждого человека в современном обществе является укрепление и сохранение здоровья, хорошего самочувствия и настроения, высокой работоспособности, творческого долголетия.

Вопрос: Как вы думаете, какие факторы влияют на наше здоровье. (Ответы детей)

Одно из наиболее эффективных и доступных средств удовлетворения этой потребности – соблюдение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек.

Привычка – это то, что мы неизменно повторяем изо дня в день, в отличие от наших ошибок, на которых мы учимся.

Привычки бывают вредные, дурные, неразумные и порой опасные. Первые привычки берут свои истоки из детства. Самое неприятное в нашей жизни – это плохие привычки Мы знаем. Что они плохие, а зачастую ничего с собой сделать не можем – привыкли!

Что такое вредная привычка? (ребята дают понятие “вредная привычка”)

Вредная привычка – это автоматически повторяющееся многое число раз действие, причем действие это вредоносное с точки зрения общественного блага, окружающих или здоровья самого человека, который подпал под кабалу вредной привычки.

Вредные привычки бывают не полезны или прямо вредны. Такие автоматические действия проявляются из-за слабости воли. Если человек не может проявить силу воли, чтобы совершить прогрессивное действие, то он подпадает под силу привычки, которая возвращает его в старую колею, привычное действие.

Привычное действие – это и есть привычка. Но, с одной стороны, бывают привычки и манеры хорошие, полезные и, с другой, бывают дурные, или вредные привычки.

Полезными привычками мы можем назвать такие, как:

  • соблюдать режим дня,
  • делать зарядку по утрам,
  • мыть руки перед едой,
  • убирать за собой все вещи на место,
  • чистить каждый день зубы
  • правильное питаться и т.п.

Правильное выполнение режима, чередование физических нагрузок и отдыха необходимы. Они улучшают работоспособность, дисциплинируют человека, укрепляют его здоровье.

А вредную привычку можно рассматривать как болезнь или патологическую зависимость. Но наряду с вредными привычками существуют неполезные действия, которые нельзя рассматривать как болезнь, но которые возникают из-за неуравновешенности нервной системы.

К вредным привычкам можно отнести следующие действия:

  1. Алкоголизм
  2. Наркомания
  3. Курение
  4. Игровая зависимость или лудомания
  5. Телевизионная зависимость
  6. Интернет-зависимость
  7. Привычка грызть ногти
  8. Техномания
  9. Привычка грызть карандаш или ручку
  10. Привычка сплёвывать на пол
  11. Употребление нецензурных выражений
  12. Злоупотребление “словами-паразитами”
  13. Привычка завидовать другим
  14. Недооценивать себя
  15. Привычка кому-то подражать
  16. Привычка опаздывать
  17. Крайняя болтливость
  18. Лень и неряшливость

Вот только небольшой перечень плохих привычек, которые нам мешают жить и порой создают конфликты.

– Давайте охарактеризуем некоторые из них.

Алкоголизм – самая распространенная вредная привычка, зачастую превращается в серьезное заболевание, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него, сопровождающаяся систематическим потреблением алкогольных напитков несмотря на негативные последствия.

Вопрос: Чем же вредно пьянство? (Ответы детей: пагубно действует на мозг; речь становится нечеткой, непонятной; неровная походка; проснувшись после принятия большой дозы алкоголя, человек испытывает разбитость, слабость, вялость, отсутствие аппетита, сухость во рту и повышенную жажду; снижение работоспособности и др.) Приводит пьянство к автомобильным авариям, преступлениям, несчастным случаям на производстве.

Наркомания – хроническое прогредиентное (развитие болезни с нарастанием симптоматики) заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков.

Разные наркотики вызывают разную зависимость. Одни наркотики вызывают сильную психологическую зависимость, но не вызывают физической зависимости. Другие же, напротив, вызывают сильную физическую зависимость. Многие наркотики вызывают и физическую, и психологическую зависимость.

Различают позитивную привязанность — приём наркотика для достижения приятного эффекта (эйфория, чувство бодрости, повышенное настроение) и негативную привязанность — приём наркотика для того, чтобы избавиться от напряжения и плохого самочувствия. Физическая зависимость означает тягостные и даже мучительные ощущения, болезненное состояние при перерыве в постоянном приёме наркотиков (т.н. абстинентный синдром, ломка). От этих ощущений временно избавляет возобновление приёма наркотиков.

Курение — вдыхание дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях.

Вопрос. Почему же люди пробуют курить? (Ответы детей: за компанию, хотят казаться взрослыми и т. д.)

Игровая зависимость – предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми, а также лудомания – патологическая склонность к азартным играм заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, которые доминируют в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, такой человек не уделяет должного внимания своим обязанностям в этих сферах.

Телевизионная зависимость. Телевидение стало самым распространенным способом бегства от себя в мир иллюзий. Оно вошло в жизнь практически каждого современного человека, стало привычным спутником его жизни.

По статистическим данным в среднем каждый человек примерно по 3 часа в день проводит перед телевизором. Это составляет примерно половину его свободного времени и около 9 лет из жизни каждого.

Интернет-зависимость — психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Интернет-зависимость является широко обсуждаемым вопросом, но её статус пока находится на неофициальном уровне

Основные 6 типов интернет-зависимости таковы:

1. Навязчивый веб-серфинг — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.

2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.

3. Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

4. Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.

5. Пристрастие к просмотру фильмов через интернет, когда больной может провести перед экраном весь день не отрываясь из-за того, что в сети можно посмотреть практически любой фильм или передачу.

6. Киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.

Вопрос: А есть ли у вас какие либо зависимости: телевизионная, интернет, игровая (ответы детей)

Привычка грызть ногти. Науке до сих пор неизвестно, что заставляет людей грызть ногти. Хотя теорий, пытающихся объяснить, почему люди грызут ногти, немало: от задумчивости до напряжения. Одна из самых распространенных теорий гласит, что привычка грызть ногти появляется на почве стресса. Грызут, чтобы расслабиться, грызут, чтобы лучше думалось, грызут, когда нервничают.

Техномания. Желание постоянно обновлять уже имеющиеся телефоны, компьютеры, телевизоры и бытовую технику, покупать все более новые и усовершенствованные модели. Постоянная потребность в приобретении новых моделей телефонов не редкость. Как правило это оправдывается несколькими новыми функциями, обновленным дизайном меню и т.п. То же самое и по отношению к другой технике. Эта зависимость тоже стала заболеванием, которая ведет к депрессиям, нервным расстройствам в случае, если нет финансовой или какой-либо другой возможности приобрести желаемую вещь.

Самые безобидные вредные привычки в этом списке это употребление в речи слов-паразитов, нецензурные выражения, сплевывание на пол и привычка грызть карандаш или ручку.

Вопрос: А какие вредные привычки у вас и как вы с ними боретесь? (по очереди называют свои вредные привычки)

Самое главное — постарайтесь найти причины этой привычки.

Если уж ты решил отказаться от вредных привычек, ни в коем случае не давай себе поблажек.

Борьба с вредными привычками – дело, которым должен заняться практически каждый человек (все мы, увы, несовершенны). Давайте наметим основные принципы избавления от непродуктивных схем поведения.

Отучать себя

  • Замотивировать себя
  • Самому самоорганизовать себя
  • Замотивировать других организовать вас (найти себе “пастуха”)

Отучать других

  • либо отучить его вообще, чтобы он так не делал нигде и никогда,
  • чтобы он что-то не делал рядом с вами.

При этом одно дело – отучать посторонних людей, другое – близких, при этом отучать своих детей – другое, нежели отучать своих родителей.

Ведь здоровье человека – жизненно важная ценность, оно складывается из многих взаимосвязанных друг с другом компонентов. Что же можно, а что нельзя, чтобы ваше здоровье сохранить?

МОЖНОНЕЛЬЗЯ
  1. Заниматься спортом
  2. Дышать свежим воздухом
  3. Спать достаточно
  4. Чаще улыбаться
  5. Любить жизнь
  6. Почаще есть рыбу, овощи, фрукты
  7. Пить воду, молоко, соки, чай
  8. Как можно больше ходить
  9. Помогать окружающим
  1. Сидеть дома
  2. Играть на компьютере
  3. Употреблять алкоголь, наркотики
  4. Смотреть часами телевизор
  5. Быть раздражительным
  6. Унывать, сердиться, обижаться
  7. Переедать
  8. Курить
  9. Поздно ложиться и вставать

Практическая часть. Написать на листочках свои привычки и вредные и хорошие. Хорошие привычки необходимо написать на зеленых листочках, плохие – на красных листах.

Затем листы с плохими привычками скомкать и выбросить в мусорное ведро.

Так мы сделаем первый шаг от избавления привычек.

Подведение итогов.

Авторы лучших работ, рисунков, активные участники занятия отмечаются поощрительными призами.

Сегодня мы с вами узнали, какие вредные привычки бывают у человека и как с ними бороться. Будьте осторожны с вредными привычками, зачастую они приводят к неблагоприятным последствиям, либо являются предвестниками серьезных заболеваний.

В итоге, ребята, хочется вам подарить схему ЗОЖ

Постарайтесь следовать этой схеме здоровья, и вы на долгие годы сохраните молодость и красоту. Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не позаботиться о вас лучше, чем вы сами.

Как бороться с вредными привычками у детей

Содержание статьи:

  1. Разновидности
    • Визуальные
    • Поведенческие

  2. Способы борьбы
  3. Профилактика

Вредные привычки у детей — это проблема, с которой сталкиваются многие родители. Ребенок зачастую не в состоянии контролировать какие-либо свои действия. Следовательно, именно родители должны помочь ему правильно координировать свои поступки и намерения.

Разновидности вредных привычек у детей

Как показывает жизненная практика, любой человек не без греха и подвержен определенным слабостям. Вредные привычки закладываются в раннем детстве и становятся со временем устоявшимися рефлексами, которые могут выглядеть по-разному.

Визуальные вредные привычки у ребенка

Что заказывали, то и имеем. Подобная острота перестает быть смешной, когда речь заходит о вопросе, как отучить ребенка от вредных привычек.

К наиболее неприятным отклонениям в поведении подрастающего поколения стоит отнести следующие манипуляции:

    Ковыряние в носу. Подобная отталкивающая манера вести себя на людях довольно часто распространена среди детей. От нее необходимо однозначно избавляться, потому что даже звездность Брэда Питта, Дэвида Бекхэма и Джона Траволты не спасли их репутацию при наличии данной вредной привычки.

Обгрызание ногтей. Во-первых, подобное занятие существенно портит кутикулу и создает опасность проникновения в организм инфекции. Во-вторых, вряд ли кому-то понравится наблюдать за человеком при этом действии.

Сутулость. Дети обычно горбятся по разным причинам. Такая устоявшаяся привычка может быть как признаком сколиоза, так и нежеланием лишний раз расправить свои плечи.

Повышенная жестикуляция. Излишне импульсивные дети любят размахивать руками во время разговора. Именно так они показывают свой темперамент, что не всегда выглядит эстетично.

Обкусывание губ. Некоторые маленькие особы при стрессе могут зажать зубами данный орган до крови. В дальнейшем при малейшем волнении ребенок начинает кусать губы постоянно.

Перебирание волос. Таким образом, ребенок успокаивается, превращая привычное занятие во вредную привычку. Волосы при этом салятся, что проблематично особенно для девочек.

Дергание мочки уха. Основные жесты лжеца включают в себя озвученную позицию, а также теребление шеи. Следовательно, от данной вредной привычки следует избавляться, чтобы не прослыть неискренней особой и даже вралем.

Шарканье ногами. Обычно этим страдают люди в довольно пожилом возрасте. Однако и детям свойственна подобная вредная привычка, которая выглядит нелепо.

  • Чавканье. При этом ребенок также хлюпает, когда пьет, что смотрится довольно не эстетично. Во время приема пищи дети с такими наклонностями вызывают раздражение у окружающих.
  • Терпение и только терпение понадобится при вопросе, как бороться с вредными привычками у детей. Если взрослые на подобное поведение ответят агрессией, то они только усугубят возникшую проблему.

    Поведенческие вредные привычки у детей

    Визуальные признаки дурного воспитания иногда выглядят невинно на фоне реальных проявлений детского неадекватного поведения. Вредные привычки при этом можно обозначить следующим образом:

      Склонность к дракам. Отстоять в честном бою любимую игрушку не является какой-либо патологией. Если же подобное поведение становится нормой, то родителям стоит задуматься над возникшей проблемой.

    Фантазерство. Юный Мюнхгаузен обычно не является опасной для социума личностью. Однако все хорошо в меру, потому что иногда ребенок может лгать во вред своим близким. В Швеции стал сенсацией случай, когда подросток с богатой фантазией подал в суд на своих родителей за жестокое избиение, которого не было.

    Слова-паразиты. В данной ситуации иногда заходит речь даже о ненормативной лексике. Подобное асоциальное поведение может наблюдаться как у ребенка из неблагополучной семьи, так и у малыша или подростка из элитного общества.

    Провокаторство. Очень часто дети четко видят намечающийся конфликт между родителями. В этом случае в ход может пойти манипулирование враждующими сторонами. При стабильности таких разногласий юный провокатор в будущем станет специалистом по воздействию на психику человека в своих корыстных целях.

    Присвоение чужих вещей. При этом дети не считают себя воришками, а твердо уверены в своей правоте. Подобная привычка однозначно является асоциальным проявлением поведения маленькой личности, которую не контролируют родители.

  • Онанизм. У малышей он связан обычно с проблемами с мочеполовой системой, потому что исключительно в подростковом возрасте начинает проявляться сексуальный интерес к противоположному полу.
  • Многие родители изумляются тому факту, что в их благополучной семье растет шалопай. Потакать некоторым детским капризам нужно, но необходимо четко дать понять ребенку, что его поведение всегда находится под строгим контролем папы и мамы.

    Способы борьбы с вредными привычками у ребенка

    При любой проблеме можно найти выход из возникшей ситуации. Родителям следует вести себя следующим образом, чтобы их чадо избавилось от какой-либо вредной привычки:

      Повышение самооценки ребенка. Если ты не любишь себя, то требовать уважения со стороны социума бессмысленно. Прежде всего малышу стоит внушить концепцию его самодостаточности. Профилактика вредных привычек у детей подразумевает их уничтожение на начальной стадии формирования патологии. Нельзя растить в семье эгоиста, но при этом очень опасно воспитывать у своего потомства заниженную самооценку при склонности к вредным привычкам.

    Справедливое наказание. Молча наблюдать за пагубными пристрастиями своего ребенка ни в коем случае нельзя. Однако жестокость в воспитательном процессе приведет к усугублению проблемной ситуации.

    Полная нагрузка. Дурная голова ногам покоя не дает. Подобное мудрое высказывание подходит в том случае, когда у ребенка появилась плохая привычка. Следует занять свое чадо по максимуму, чтобы у него не осталось времени на глупые мысли.

    Расслабляющий массаж. Если ребенок сосет палец, разговаривает во сне или страдает лунатизмом (сомнамбулизмом), то эти вредные привычки реально устранить при помощи озвученного метода. Вечером (после расслабляющей ванны с ромашкой или лавандой) ему необходимо размять мышцы спины и плечи. Движения взрослого при этом должны быть мягкими, потому что при применении силы можно травмировать своего ребенка.

    Развивающие игры для моторики. Среди способов устранения вредных привычек у детей довольно популярно использование этого метода. Ребенок отучится грызть ногти и сосать палец, если показать ему определенное упражнение. В холщовые мешочки необходимо поместить фасоль, горох, гречку и пшено. Если ребенок уже достиг сознательного возраста, то можно предложить ему угадывать состав, который он щупает пальцами через ткань.

    Единство в воспитании. Папа и мама во избежание возникновения двойных стандартов должны требовать от своего чада одно и то же. Вредные привычки асоциального характера часто возникают у тех детей, которые научились манипулировать сознанием родителей. Маленького драчуна или воришку должны отчитать и папа, и мама, чтобы он понял неправильность своего поведения. Игра в плохого и хорошего полицейского в данном случае только усугубит возникшую проблему.

    Отказ от кардинальных мер воздействия. Ни в коем случае нельзя по совету «мудрых» в плане воспитания особ мазать пальцы ребенка горькими средствами, если он их сосет или грызет ногти. Во-первых, это может негативно сказаться на состоянии детского желудка. Во-вторых, как показывает практика, подобный метод редко срабатывает.

    Полезная ассоциация. Не только при помощи личного примера реально бороться с вредными привычками у ребенка. Если у него есть какой-либо кумир (артист, герой анимации, персонаж из компьютерных игр), то следует донести до своего чада информацию, что идол не одобряет имеющиеся у его фанатов вредные привычки.

    Смешной пример. В данном случае психологи рекомендуют ознакомить ребенка с поучительными «Вредными советами» Григория Остера. Во время совместного чтения веселых и саркастичных стихотворений необходимо объяснять своему сыну или дочери нормы морали и культуры поведения в обществе.

    Акцент на достоинствах ребенка. При наличии вредной привычки у своего чада следует корректно на нее указывать, делая при этом упор на положительные стороны характера сына или дочки. Пусть они грызут ногти, зато в плане декламирования стихов им нет равных. Главное при этом придерживаться золотой середины, чтобы не воспитать зазнаек и воображал.

    Поощрение ребенка. Даже небольшая победа маленькой личности над своими слабостями должна быть вознаграждена. Можно предложить ей пойти на любимый кинофильм или посетить детское кафе. Ни в коем случае нельзя откупаться при этом деньгами, потому что это сформирует в ее сознании инстинкт потребительства.

    Приучение к гигиене. Онанизм не всегда возникает из-за болезни мочеполовой системы. В некоторых случаях у детей появляется повышенное внимание к своей интимной зоне из-за элементарного пренебрежения водными процедурами, что приводит к зуду в области половых органов. Неряшливость тоже своего рода вредная привычка, поэтому маленьких грязнуль необходимо приучать к гигиене.

  • Консультация у психолога. При серьезной проблеме у ребенка без помощи специалиста не обойтись. Именно он сможет выстроить график индивидуальных занятий с маленьким пациентом, используя игровую методику и когнитивно-поведенческую терапию.
  • Профилактика вредных привычек у детей

    Беду лучше изначально предотвратить, чем в дальнейшем пожинать плоды собственной безответственности. Врачи рекомендуют придерживаться следующей линии поведения, когда в семье появился ребенок:

      Грудное кормление. Специалисты настаивают на том факте, что у детей, которые долгое время получали материнское молоко, обычно не бывает визуальных вредных привычек. Вместо сосания пальца они интуитивно искали в свое время материнскую грудь и не воспринимали «пустышку», от которой затем очень сложно отучить свое чадо практически всем родителям.

    Любовь к малышу. Папа и мама часто стараются воспитывать в строгости свое потомство. В некоторой степени это является правильным решением, но не нужно перегибать палку. Вредные привычки часто возникают у того ребенка, который закомплексован или напуган агрессией со стороны взрослых.

    Корректный отказ от соски. Некоторые фанаты Бритни Спирс возмутились при виде фото, где она была с трехлетней дочерью с данным предметом во рту крохи. Она объяснила своим фанатам этот факт тем, что постепенно отучает малышку от вредной привычки и не травмирует психику ребенка. Такой же позиции придерживаются Дэвид Бэкхем, Том Круз и Сара Джессика-Паркер. В данном возрасте лучше всего при помощи ласки отучить ребенка от ненужных ему привычек. В ином случае малыш начнет сосать палец, грызть ногти и теребить мочки ушей даже до подросткового возраста.

    Предотвращение стрессовых ситуаций. Иногда дети во время волнения начинают накручивать волосы на палец, активно жестикулировать или раскачивать головой. Психологи после ряда исследований пришли к выводу, что подобные вредные привычки и их последствия наблюдаются у детей, которые когда-то испытали сильное душевное потрясение. Необходимо контролировать свое поведение и не допускать выяснения отношений между супругами в присутствии ребенка.

    Личный пример. Сложно ругать курящего подростка, если его родители подвержены подобной пагубной привычке. Необходимо на личном примере показать ребенку тот фактор, что неправильное поведение может пагубно повлиять на его будущее. Родители должны запомнить главные правила положительного влияния на своих детей: за столом не чавкать, следить за своей речью и осанкой, не шаркать ногами, не демонстрировать повышенную жестикуляцию.

  • Работа над правилами этикета. В игровой форме необходимо доносить до малыша информацию о том, как необходимо вести себя в обществе. Можно предложить ребенку познакомиться с воображаемым другом, который все делает правильно. Не стоит при этом бояться развития у сына или дочки раздвоения сознания, потому что в этом возрасте дети склонны фантазировать. Однако следует контролировать ситуацию, чтобы малыш не стал профессиональным лгуном.
  • Как бороться с вредными привычками у детей — смотрите на видео:


    Вредные детские привычки: откуда что берется

    То, что малыш после игры педантично складывает свои машинки – в определенной последовательности! – в коробку, нас восхищает: «Смотри, какой аккуратный». Но если он ругается, когда младший брат посягает на его сокровища, мы возмущаемся: «Вот хулиган! Где только нахватался?» И сразу решаем: нужно отучать, ведь сквернословие – дурная привычка. Как и привычка разбрасывать вещи, ковырять в носу, чуть что – кусаться, лазить по чужим карманам… Что это вообще такое – вредные детские привычки – и как с ними правильно бороться?

    19 мая 2015 · Текст: Евгения Карповская · Фото: GettyImages

    Жанна и Андрей Титовы

    логотерапевты

    Привычка – это повторяющееся действие, некий ритуал, который ребенок, как и взрослый человек, выполняет, чтобы успокоиться, развлечься, привлечь внимание или помочь себе справиться со сложными или неприятными ситуациями. Иногда привычка может быть «симптомом» различных комплексов: застенчивости, страха, неуверенности в себе. Некоторые привычки закладываются до рождения (например, малыш сосет пальчик еще в материнском лоне), другие приобретаются в процессе перехода через очередной возрастной рубеж, а есть такие, которые, уходя корнями в раннее детство, сохраняются на всю жизнь.

    Что посеешь, то и пожнешь

    Причины для развития этих своеобразных детских механизмов адаптации самые разные.

    Вредные привычки могут быть:

    • результатом подражания (взрослым, другим детям и даже мультяшным героям или персонажам детских книг);
    • итогом стрессовых ситуаций (в семье, в общении со сверстниками) или недостатка внимания и понимания со стороны близких;
    • следствием психологических и неврологических проблем.

    Одни дурные привычки, как бы странно это ни звучало, – неотъемлемая часть нормального детского развития. Привычка обзываться и отмахиваться («Иди ты!», «Сам дурак!»), бить и кусаться, как правило, отступает после кризиса взросления, когда кроха понимает, что есть более эффективные способы отстоять свою правоту и добиться желаемого. Бывает и так, что особенности поведения становятся способом справиться с нервозностью, страхом, неуверенностью в себе, внутренним беспокойством. Часто это последствия отсутствия ласки, внимания, эмоционального контакта с близкими людьми. Когда малыш оказывается предоставлен самому себе, он ищет способ справиться со своими переживаниями. Вот только спектр действий для его возраста невелик – и вот уже кроха сосет палец, обкусывает ногти, теребит мочку уха и даже выдергивает волосы.

    Одним из основных факторов, предотвращающих развитие вредных привычек у детей, является атмосфера доверия, уважения и любви в семье. Стремитесь к тому, чтобы жизнь ребенка была разнообразна и у него всегда было достаточно впечатлений: планируйте его свободное время, подмечайте интересы и мотивацию и создавайте благоприятные условия для их развития.

    Хорошие, плохие и бесполезные

    Когда вредные привычки являются – каламбур! – безвредными возрастными особенностями ребенка, в них нет ничего страшного, со временем он их перерастет. От шарканья ногами при ходьбе, ерзанья на стуле, прилюдного выпускания газов, ковыряния в носу, игры с волосами, драчливости, употребления ругательств и слов-паразитов («значит», «че», «прикинь», «ну» и др.) при правильном воспитании через некоторое время не останется и следа. Будьте внимательны, когда такие привычки живут дольше нескольких месяцев: выходя за рамки допустимых по возрасту, они могут стать причиной падения самооценки и трудностей в общении, а некоторые к тому же просто опасны для здоровья. К примеру, сосание большого пальца вредит формированию прикуса, а ковыряние в носу чревато ранками, кровотечениями и даже повреждением тонкой носовой перегородки. «Иногда ребенок может совершать действия саморазрушающего характера: бить себя, дергать за волосы, до крови кусать губы или внутренние стенки щек, отрывать заусенцы вокруг ногтей, сильно скрипеть зубами (особенно в ночное время), называть себя дураком, неудачником и другими критикующими словами, в сильном эмоциональном состоянии ломать свои игрушки и т. д. В таких ситуациях, если они регулярно повторяются, ему точно нужна ваша поддержка и, возможно, помощь психолога», – говорит психолог-консультант Юлия Крюкова. Есть и явно асоциальные привычки, например агрессивность или прикарманивание чужих вещей. Именно в таких случаях помогать ребенку избавляться от вредных привычек необходимо! Ведь он может и понимать, что делать так нехорошо, но не знать, как с этим справиться.

    Терпение и труд

    Что делать, когда вы понимаете: у вашего ребенка появилась «дурная» привычка? Как говаривал Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие!» Прежде всего определимся с тем, как поступать ни в коем случае не нужно. Нельзя ребенка ругать и наказывать, смеяться над ним, критиковать и резко одергивать, особенно в общественных местах: стыд, угрызения совести и тревога могут закрепить негативную модель поведения. Еще один тупиковый путь – манипуляции и ультиматумы («Если я увижу, что ты это делаешь, я перестану покупать тебе конфеты / отберу айпад /не поведу больше в кино»). В большинстве случаев такие меры приносят больше вреда, чем пользы. Почему? Да потому что сила воли у маленького человечка развита еще недостаточно и четко контролировать свои действия он пока не может. Потому слова: «Так делать нельзя» и «Это нехорошо – не делай так больше» могут заставить малыша испытывать чувство вины и даже замкнуться в себе.

    Справиться с вредными привычками можно в любом возрасте. Но в детстве это сделать легче: психика маленького ребенка достаточно гибкая, и, если родители находят верную позитивную стратегию борьбы, привычка постепенно забывается.

    7 приемов эффективной борьбы с вредными детскими привычками

    1. Начните с увеличения количества заботы и внимания, проявляемого к малышу. Не будьте с ним чересчур строгими и авторитарными. Не нагружайте сверх меры – ни умственно, ни физически. Не раздражайтесь на него, не запугивайте и не наказывайте. Напротив, постарайтесь обеспечить максимум позитивных впечатлений: от искреннего интереса и тактильного контакта («обнимашки» в постели при пробуждении и легкий массаж перед сном) до вкусной еды и теплых расслабляющих ванн с громадными шапками пены.

    2. Боритесь с привычкой, а не с ребенком! Как правило, дурные привычки – близкие соседи некомфортного психологического состояния малыша. Постарайтесь понять, что лежит в основе привычки, и вам станет более-менее понятно, как с ней справиться. Если позволяет возраст, обязательно говорите с ним о том, что его тревожит, что ему не нравится, и пробуйте это устранить. Если кроха еще маленький, старайтесь непринужденно переключать его внимание, отвлекать, при этом спокойно и незаметно останавливая нежелательное действие. Выбирайте время и создавайте атмосферу для доверительных бесед, понятным языком рассказывая ребенку о естественных последствиях его «вредных» действий (в детском саду поедателя козюль наверняка будут дразнить, а с забиякой или ябедой – отказываться дружить). Постепенно малыш должен понять как последствия вредной привычки, так и преимущества ее отсутствия и самостоятельно принять правильное решение. Конечно, здесь нельзя давить и торопиться.

    3. Один из эффективных способов победить вредные привычки – это искреннее позитивное подкрепление поведения малыша в те моменты, когда он справляется с ними. Кроме словесного одобрения, можно, например, сделать и повесить на видном месте красивый листок, куда в случае успеха вы вместе будете крепить наклейки с его любимым персонажем из мультфильма. Дайте ребенку почувствовать, что вы гордитесь его маленькими победами!

    4. Научите его выражать свои негативные эмоции и снимать напряжение. Довольно часто именно потому, что они не умеют (или боятся) показывать свое раздражение, злость или нетерпение, дети, например, начинают обкусывать ногти. Устраивайте шуточные бои подушками, рвите газеты, месите тесто или пластилин, рисуйте ладошками абстрактные полотна – делайте что угодно, чтобы в игровой форме справиться со стрессом и агрессией.

    5. «Забудьте» о вредной детской привычке: не говорите о ней вслух и не фиксируйте на нежелательном действии внимание ребенка («А ну-ка перестань!», «Опять за свое?!», «Немедленно прекрати!»). Поверьте, многие вредные детские привычки умирают в зачатке, если их игнорировать! Лучше почаще говорите малышу о его достоинствах.

    6. По возможности подкрепляйте свое намерение практическими решениями. Грызет ногти? Коротко обстригайте их. Слюнявит рукава пижамы? Надевайте короткую футболку и оставляйте дверь в детской полуоткрытой, чтобы малыш мог видеть полоску света, или включайте ночник. Повторяет плохие слова? Введите кодовое слово (например, «ой!») – когда их накопится больше десяти, последуют «штрафные санкции». Насколько возможно, ослабьте «провоцирующие» элементы: спрячьте подальше смартфон или отдайте планшет «в ремонт», не покупайте много шоколада, сделайте некомфортным сидение за компьютером.

    7. Все усилия будут напрасными, если вы сами являетесь носителями привычек, которые являются не слишком удачным примером для детей, будь то неаккуратность, невежливость или курение. В этом случае нужно первым делом разобраться со своими привычками. Стоит ли удивляться, что кроха изумленно смотрит на вас, когда вы ругаете его за то, что он разбрасывает свои вещи, если папа, приходя с работы, делает то же самое?

    Попрошу не выражаться: ребенок сквернословит
    Каждый ребенок обязательно проходит через период ругательств. Нравится нам это или нет, но так он познает мир слов. Но то, насколько быстро и с какими последствиями малыш пройдет эту стадию развития и взросления, зависит от родителей. Читать далее

    Как из плохих детей вырастают хорошие: эволюция «плохого» поведения
    Если ваши дети периодически шалят, хулиганят и безобразничают, ничего cтрашного – это их естественные занятия, признанные детьми всего мира и во все времена. Но то, как именно они это делают, очень важно. Ведь любое поведение является показателем развития – даже очень плохое. Значит, в каждом возрасте у ребенка должны появляться новые плохие поступки. А у взрослых – новые методы работы с ними. Читать далее

    Хорошие фразы, которые нельзя говорить детям
    «Посмотри на свою сестру, почему ты не можешь вести себя так же», «Вот папа придет и…», – все знают, что говорить такое ребенку не стоит. Но не все знают, что некоторые, казалось бы, невинные фразы, которые мы постоянно употребляем, не менее разрушительно действуют на ребенка и ваши с ним отношения. Читать далее

    ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ У ДЕТЕЙ

    У каждого из нас есть привычки – это наше поведение, предпочтения, склонности, которые за какой-то период времени стали образом жизни. Если человек регулярно занимается спортом, здоровается с соседями в лифте, поддерживает чистоту в квартире, то про него говорят, что он выработал в себе хорошие привычки. К вредным относят привычки, которые негативно сказываются на здоровье самого человека и, кроме того, вызывают брезгливое отношение и неприязнь окружающих.

    Вредные привычки у детей часто появляются. Задача родителей – знать, как уберечь ребенка от вредных привычек.

    Почему появляются вредные привычки у детей?

    Когда ребенок грызет ногти, сосет пальцы, берет в рот ручки, карандаши, не может жить без гаджетов, говорят, что у малыша вредные привычки и сформировались они не в один момент. Психологи утверждают, что одной из главных причин появления вредных привычек у ребенка – недостаток внимания со стороны мамы, но могут быть и другие:

    – ребенок хочет привлечь к себе внимание;

    – малышу скучно, он хочет успокоиться;

    – физические и психологические проблемы;

    – ребенок повторяет за старшими;

    – сказываются методы воспитания в раннем детстве.

    Причина возникновения всех вредных привычек стресс, тревожность, не стабильность нервной системы. В первую очередь необходимо создать в семье психологически здоровую обстановку, поощрять ребенка, уделять ему больше внимания. Помогите школьнику грамотно распределить свободное время, собственным положительным примером пропагандируйте здоровый образ жизни и предпочтения к качественной, полезной еде.

    Виды вредных привычек у детей

    Рассмотрим основные вредные привычки детей и подростков.

    Привычка обманывать.

    Дети, часто повторяя за сверстниками, начинают обманывать. Психологи дают родителям и педагогам несколько советов, как помочь ребенку избавиться от вредной привычки:

    – демонстрируйте доверие в любой ситуации;

    – показывайте любовь, меньше воспитательных указаний;

    – не наказывайте ребенка;

    – сами демонстрируйте честность и искренность.

    Перекусы.

    Перекусы между уроками тоже относятся к вредным привычкам. Энергия растущему организму необходима, но, желательно, чтобы она поступала из полезных продуктов, а не из фаст-фудов, чипсов и шоколадных батончиков. Вредная еде может стать причиной заболеваний желудочно-кишечного тракта и ожирения. Перекусывать на переменах лучше фруктами и чистой негазированной водой.

    Жевательная резинка тоже вредная привычка. Во время жевания снижается концентрация внимания, в этой связи ребенок хуже усваивает учебный материал. Жвачка также негативно влияет на пищеварительную систему.

    Грызть ручки и карандаши.

    Привычка грызть ручки и карандаши таит опасность для ребенка. Школьник может подавиться колпачком или кусочком от карандаша. Малышу необходимо рассказать об опасных последствиях. Можно заменить пластмассовую ручку на металлическую (грызть металл не так удобно) или с наконечником забавного персонажа.

    Вредные привычки у детей дошкольного возраста

    Грызет ногти.

    Если ребенок грызет ногти, он испытывает внутреннее беспокойство, которое сам не осознает. Поиски причин ни к чему не приводят, можно лишь заметить, что некрасивая привычка проявляется у ребенка в трудной ситуации, при усвоении школьной программы, при чувстве дискомфорта в общении со сверстниками. Строгое воспитание тоже дает толчок к возникновению вредной привычки. С возрастом привычка остается лишь у 15% взрослых. Статистика неутешительна – более 40% подростков грызут ногти.

    Чтобы помочь ребенку избавиться от вредной привычки, родителям следует постараться создать дома спокойную обстановку и убедительно донести информацию о вреде привычки для здоровья. Покажите под микроскопом

    наличие опасных микробов, которые находятся под ногтями, и какой вред они несут организму, попадая внутрь.

    Ябедничает.

    В три года малыш не осознает, что ябедничает. Он просто делится с мамой ситуацией, которая его беспокоит. В более старшем возрасте ребенку следует объяснить разницу между ябедничеством и важной информацией. Например, если, кто-то попал в беду, конечно, нужно рассказать взрослым – это ответственный поступок. Причина ябедничества в неспособности ребенка самостоятельно справляться с ситуацией, поэтому он и обращается к взрослым. Нужно приучать ребенка к самостоятельности.

    Вредные привычки у детей школьного возраста

    К наиболее частым привычкам детей такого возраста могут относиться все те, что могут быть и у детей дошкольного возраста, в особенности, если никто не работал над их устранением. Кроме того, в школьные годы могут наблюдаться:

    Зависимость от гаджетов.

    Компьютеры, телефоны, планшеты – прогресс цивилизации, от которого никуда не денешься, полностью запретить ребенку пользоваться гаджетами бессмысленно. Родителям следует регламентировать время, проводимое за электронными приборами, чтобы не испортилось зрение, не развился сколиоз, не начались проблемы с лишним весом.

    Курение, алкоголизм, наркотики.

    Подростки менее подвержены влиянию родителей, в пубертатном периоде они сталкиваются с такими пороками человечества, как никотин, алкоголь и другие, ещё более опасные, вредные и дурманящие средства. В школьном возрасте существует наибольшая опасность, что ребенок попадет в плохую компанию и попробует все выше перечисленное.

    Как бороться с вредными привычками?

    Негативное влияние вредной привычки на детей велико. Нужно набраться терпения, внимания, заботы, чтобы избавить ребенка от них. Есть несколько способов профилактики вредных привычек у детей.

    1. Игнорирование. Если вы много времени уделяете слабостям ребенка, ругаете его за них, наказывайте, то последствия могут возникнуть не те, которых вы ждали. Возможно, что ваши поступки сформируют негативный эффект, и ребенок, наоборот, чтобы привлечь ваше внимание, будет делать вам назло. Поэтому лучше не обращать внимания на нежелательные действия, и тогда появится шанс, что малыш сам избавится от привычки.
    2. Комплимент и вознаграждение. Один из прекрасных методов – это хвалить сына или дочь за появление хороших привычек. Пусть ребенок видит, что вы оцениваете его по достоинству и вознаграждаете отличное поведение. Это поможет развитию моральных качеств и отказу от вредных привычек.
    3. Обучение. Ребенок сам захочет и сможет отказаться от плохих привычек, если мама и папа смогут ему четко и понятно объяснить, почему и как они приносят вред физическому и душевному здоровью. Нужно подобрать правильные слова, которые бы подействовали на малыша. Тогда ребенок поймёт ваши аргументы и сознательно захочет отказаться от вредной привычки.
    4. Постепенность. У человека может быть несколько плохих привычек, и не стоит пытаться за один раз решить все трудности. Необходимо работать по порядку. Влияние вредных привычек на людей не подлежит сомнению, поэтому возьмите сначала привычку, которая наносит наибольший вред. Не надо спешить. Не нужно терять самообладание в процессе воспитания ребенка. И уж тем более нельзя ставить своего малыша в неловкое положение, обсуждая его проблемы при других людях. Все деликатные разговоры нужно вести наедине.

  • Нахождение причины. Любой наш поступок имеет в своем корне некую причину. Такой может стать стресс. Нервное напряжение у ребенка появляется из-за ссор в семье, трудностей в учебе, конфликтов с друзьями, проблем с педагогами и даже из-за личной душевной травмы. Поэтому мама и папа должны внимательно следить за жизнью детей, узнавать, что нового происходит в их жизни, спрашивать, могут ли они чем-то помочь. Необходимо открыто разговаривать с ребенком, наблюдать за ним, чтобы понять причину его нервного напряжения. Выслушайте сына или дочь, наберитесь терпения. Скажите, что вы очень любите своего малыша и всегда готовы поддержать его.
  • Самоконтроль. Любой малыш с раннего детства копирует поведение родителей. Поэтому очень необходимо следить за своими жестами, мимикой, словами и действиями. Нельзя требовать от ребенка идеального поведения, если поступки самих взрослых оставляют желать лучшего. Поэтому понаблюдайте сначала за собой. Возможно, малыш взял плохую привычку от вас, поэтому вам вдвоем придётся исправлять ее.
  • Установка правил. Во время воспитания очень важно установить определенные границы. Объясняя ребенку последствия его неправильных поступков, вы помогаете ему контролировать свои плохие привычки. Все правила должны быть заранее регламентированы, оговорены и одобрены сыном или дочерью.
  • Формирование моральных качеств. У малыша нужно поддерживать стабильность настроения. Сделать это не так уж сложно: важно увеличивать уровень доверия между вами, во всём его поддерживать. Иногда давайте ребенку возможность самому принимать решения в своей жизни. Это поможет сформировать самостоятельность, ответственность и уверенность в себе. А эти позитивные качества, в свою очередь, помогут вашему сыну или дочери избавиться от вредных привычек.
  • Читайте также:  Самая полезная еда для беременных
    Ссылка на основную публикацию