Детская интуиция: особенности

Слушайте детскую интуицию

Эта история из воспоминаний о моем детстве. Мне было 7 лет, я только пошла в школу. Я уже считала себя взрослой: могла пропылесосить или даже приготовить куриный суп для папы.

Эта история из воспоминаний о моем детстве. Мне было 7 лет, я только пошла в школу. Я уже считала себя взрослой: могла пропылесосить или даже приготовить куриный суп для папы. Мне поручали помыть посуду, сходить в магазин, и я с гордостью выполняла все поручения. Я с уверенностью бралась за все поручения и хвасталась перед подругами в школе своими подвигами. Но одного я почему-то очень боялась — оставаться одной дома. Я не могла никому объяснить причину своих страхов, просто очень боялась и всё тут! Так как занятия в школе начинались у меня с 12 часов дня, то первую половину мне, естественно, приходилось сидеть дома. Я начинала истерику еще с вечера и умоляла маму не оставлять меня дома одну до школы. Помню, какое-то время мама перед работой отводила меня даже к соседке, от неё я и уходила в школу, но это продолжалось недолго, потому что мне нужно было с утра готовить уроки, подготовить школьную форму и т.д.

В общем, мне всё-таки пришлось оставаться наедине с собой. И вот в один «прекрасный» день я проснулась с каким-то жутким ощущением: не могла понять, чего же я так боюсь. Я забилась в родительскую спальню, собрала все школьные тетрадки туда, но заниматься почему-то не могла. Когда родители разошлись по своим делам, в квартире наступила зловещая тишина. В голову совсем не лезли цифры и задачки, от страха, который меня почему-то сковывал, я не могла сосредоточиться на уроках. Вдруг я отчетливо услышала шаги в соседней (детской) комнате. Мне и сейчас становится немного жутко, когда я вспоминаю сейчас те ощущения. Шаги «прошли» в кухню, потом опять в детскую комнату и вдруг стали приблизились к родительской комнате. От ужаса я не могла пошевелиться! Какой-то внутренний голос скомандовал: «Ложись!» И я плюхнулась на диван, уткнулась лицом в подушку! Шаги затихли, и я почувствовала на себе чей-то взгляд! Казалось, прошла вечность.

Шаги удалились в детскую комнату, и громко хлопнула дверь. Минут через десять я услышала ковыряние в замке — папа пришел на обед. Я со слезами на глазах бегу к нему на встречу и пересказываю всё, что произошло. Конечно, взрослый человек не поверит в сказку про какие-то «шаги» и мой внутренний страх. Папа прошел на кухню, объяснив, что очень торопится на работу, а я, обиженная на всех вокруг, стала собирать тетрадки в школу. Тут я вспомнила, что портфель-то остался в детской комнате, но дверь в неё я открыть не смогла. Тут я решила прибегнуть к помощи папы и попросила открыть мне дверь. Папа с удивлением обнаружил, что дверь заперта изнутри. С помощью отвертки он быстренько справился с замком и тут. В комнате всё раскидано, на полу следы от чьей-то обуви, дверь на балкон распахнута.

В школу я в этот день не пошла, вместо этого давала показания в милиции. Как вы уже догадались, нас обокрали в этот день, грабители не знали, что дома был ребенок, и проникли в дом. Так как всё самое ценное находилось в родительской комнате, а там, как известно, была я, то им пришлось довольствоваться малым: телевизором, видеомагнитофоном, которые находились в детской комнате, маминой шубой из шкафа в прихожей и т.д. Грабителей нашли через пару недель, им оказались соседский парень, недавно вернувшийся из армии, и его дружки. Решив, что ребенок уснул и ничего не слышал, они решили меня не трогать. Как знать, что могло произойти, не притворись я в тот момент спящей и не плюхнись лицом в подушку?

C тех пор я долго не могла оставаться дома одна, родители водили меня к детским психологам, чувствовали себя виноватыми в том, что отмахивались от моих страхов. А ведь надо было совсем немного — просто прислушаться к детской интуиции. Слушайте своих детей, выясняйте причину страхов своего малыша. Дети очень чувствительны.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Детская интуиция и хитрость

Детская интуиция и хитрость в раннем возрасте

Детская интуиция часто не воспринимается никак, хотя она намного сильнее даже женского предчувствия. Ну, действительно, какой такой мудростью может обладать трёхлетний детёныш, если он пока ещё не наработал ни знаний, ни опыта, что и как нужно делать? Но дело в том, что интуиция действует в обход знаний и опыта…

Что такое интуитивное знание?

Интуиция приходит в виде готового ответа, минуя логику, дедукцию и анализ. Дословный перевод с латинского языка (intuitio) обозначает всматриваться, созерцать, мгновенно постигать. По сути, – это глагол, который или подталкивает нас к определённым действиям, или наоборот, удерживает от них.

К счастью, учёный мир уже не отрицает шестое чувство, и даже даёт ему своё обоснование. Как известно, левому полушарию мозга свойственно аналитическое мышление, правому – образность, творчество. А вот для хорошей интуиции характерна одновременная работа обоих полушарий мозга, что позволяет мгновенно увидеть картину, ситуацию или проблему в целом, в полном объёме, а не какую-то её отдельную часть. Отсюда и приходит готовый ответ на вопрос, идея или познание истины.

Внутренний голос ребёнка

Интуиция – это природный дар, данный каждому, как и другие органы чувств. Маленькие дети интуитивно чувствуют хороших и плохих людей, способны различить ложь, выбирают для себя более полезную и качественную пищу, почти безошибочно «угадывают» где спрятана игрушка и многое другое.

Дети дошкольного возраста интуитивно поступают так, как считают правильным. Как отмечают учёные, в возрасте 2-4 лет у малыша открываются невероятные способности к познанию окружающего мира. Обучение идёт методом подражания. И тут интуиция оказывает ребёнку неоценимую помощь в изучении родного и иностранного языков, азов счёта и в творческих занятиях. А специальные методики раннего развития детей учитывают эти особенности, преподносят занятия в игровой форме, чередуют нагрузку на разные полушария мозга, и позволяют проявляться детской интуиции в полную силу.

Совет родителям: Замечено, что чем меньше ест ребёнок, конечно, не потому что его не кормят, а потому что сам не хочет, тем тоньше он чувствует окружающий мир, тем более он интуитивен и творчески активен. Поэтому старайтесь не кормить ребёнка через «не хочу».

Сильная и слабая интуиция

Каждый ребёнок индивидуален и от рождения наделён своими собственными талантами, темпераментом, здоровьем и степенью интуитивного чувствования. Сильная интуиция проявляется в «схватывании всего на лету», природной смекалке и даже детской хитрости. Просто хитрый ребёнок остро чувствует состояние и слабости других людей и использует их в своих интересах. Если в хитрости нет обмана – это не порок.

Бесхитростному ребёнку в жизни приходится намного тяжелее. Он больше страдает, и добивается всего упорством и кропотливым трудом. Но слабую интуицию, как и мускулы, можно развить в любом возрасте, научившись доверять и следовать своему внутреннему голосу.

Когда ребёнок задаёт вам вопрос, не торопитесь давать умный ответ. Гораздо важнее услышать его интуитивную догадку на этот счёт. Эти ответы способны удивить, восхитить или от души насмешить. Общение становится увлекательным и полезным для обеих сторон. При этом развивается креативное мышление ребёнка, используется нестандартный подход к решению задачи. Дети становятся более живыми и открытыми.

Хорошая интуиция – залог будущего успеха

Любой родитель хочет видеть своё чадо успешным и счастливым. Но при этом учит его жить своими же шаблонами. Мы вдалбливаем в детей наше несовершенное сегодня, рассчитывая на то, что они будут жить в счастливом завтра.

Но спросите любого из тех, кто добился реальных успехов в жизни, и вам скажут, что самое важное – следовать своему внутреннему голосу. Именно интуиция помогает этим людям быть в нужное время в нужном месте, чтобы совершить самые нужные действия.

Дошкольники обладают чистой интуицией и творческим воображением, такие дети находят для себя массу интересов и увлечений, их фантазии безграничны. А задача хороших родителей не в том, чтобы развивать детскую интуицию (она дана изначально), а в том, чтобы не заглушить этот внутренний голос, развивать умение ребёнка не только слышать интуитивные подсказки, но и полагаться на них. А для этого воспитатель сам должен интуитивно чувствовать малыша.

Именно такие любящие, заботливые и опытные педагоги работают в бишкекской школе раннего развития детей «Чудо-Чадо». Не верите? Приводите вашего малыша, пусть его интуиция сама сделает правильный выбор.

Развитие интуиции и анализа у детей

Что такое интуиция?

Интуиция – это способность человека предугадать будущее, основанная на его воображении, прошлом опыте и некоем чутье. Интуиция очень важна в жизни человека, потому что бывают такие моменты, при которых, кроме как на шестое чувство, больше положиться не на что. Интуиция часто спасает нас, отгораживает от негативных событий и способствует улучшению нашей жизни.

Интуиция у детей – один из основных способов их мировосприятия. Любые родители хотят видеть своего ребёнка если не признанным гением, то хотя бы талантливым человеком и яркой личностью. Из-за этого ребёнка таскают по многочисленным кружкам и секциям, но об интуиции почему-то забывают. А ведь ещё философы древности говорили о том, что не стоит отвергать неизведанное. Платон считал, что интуиция – это «способ познания истины во всех первоосновах бытия: прошлом, настоящем и будущем, жизни и смерти, пространстве и времени». Интуитивный опыт, по мнению мыслителя, исходил из узнавания бессмертной душой своих собственных знаний. Платона поддерживал Сократ, который считал интуицию механизмом для «целостного познания себя». Он говорил, что интуиция – это внутренний голос, который предупреждает человека о чём-либо.

Читайте также:  Как вылечить заложенность носа у ребенка самостоятельно?

Развитие мозга у человека происходит следующим образом: в младенчестве у малыша лучше развито правое полушарие. Оно продуктивно работает до трёх лет. А ведь именно правая сторона мозга ответственна у нас за эмоциональную составляющую, творческие способности и, конечно, интуицию. Это значит, что в первые годы жизни малыш обладает чувственным восприятием, хорошей интуицией и даже имеет задатки к суперспособностям!

Поэтому очень важно начать развивать интуицию с самого рождения. Ведь тогда итоги занятий мы увидим очень скоро.

Как развивать интуицию у ребёнка?

В ходе тестирования будущего первоклассника профессиональным психологом родители часто слышат вердикт: слабо развита интуиция. Что с этим делать – и как быть при записи в лицей или гимназию? Неужели в дальнейшей жизни малыша никогда не случится творческой реализации?

Ведь при отсутствии прирожденного «чутья» ребёнку с трудом будут даваться точные науки, языки и технические дисциплины.

Развитие интуиции у детей начинается с первых дней жизни. Примитивные игровые действия с использованием игрушек, шумовых инструментов, предметов быта подсознательно формируют несложные интуитивные навыки.

Возрастная педагогика, учитывающая преобладающий тип темперамента ребёнка, предлагает несколько моделей развития интуиции у малышей от 3-х лет:; использование логических игр на смекалку и запоминание;; применение специальных карточек и наглядности;; упражнения на визуализацию и вербальное описание;; практические художественные мероприятия;; задания смешанного типа.

Развитие интуиции у ребёнка старшего дошкольного возраста отличается от психолого-педагогических техник ясельной группы или младших школьников. То, что интересно в 2-3 года, скучно и малоэффективно в 4-5 лет, и наоборот – неправильно подобранные, сложные упражнения на развитие интуиции у ребёнка латентного возраста вызовут у него непонимание и психоэмоциональный дискомфорт, поскольку рассчитаны на возрастную категорию от 7-8 лет.

Преобладающий вид деятельности у дошкольников – игра, поэтому формирование интуитивных способностей, охватывающих физиологические, умственные навыки ребёнка, должно строиться на игровых методах развития.

Развитие интуиции у ребёнка в центре Amakids

Насколько важно для полноценного формирования личности такое понятие как интуиция? Как развивать интуицию у ребёнка? У детей умение «слышать себя», «видеть с закрытыми глазами», предчувствовать и предугадывать – основа становления жизненно необходимых умений и навыков, столь важных, в первую очередь, для получения образования, утверждения в социуме. Если ребёнок умеет «откликаться» на свою интуицию, значит, в нужный момент он сможет:; принять правильное решение;; выполнить необходимый объём задач максимально рациональным методом;; смоделировать развитие ситуации логически правильным путём;; сформулировать точку зрения на событие или явление;; дать объективную аргументированную оценку и т.д.

Многие родители уверены, что интуиция – врожденная способность, и если у ребенка интуитивных навыков нет, то и стремиться их «создавать» искусственным способом не следует. Такое мнение ошибочно: развитие интуиции у ребёнка – необходимый и важный процесс психофизического формирования, и начинать его никогда не поздно.

Развитая интуиция как залог успеха у школьников

Развитие интуиции у школьников играет не последнюю роль в их успеваемости. Логика – основа интуиции. Люди, занимающиеся математикой, увлекающиеся шахматами, обладают превосходными интуитивными качествами, которые успешно применяют в быту, на производстве, для творческой самореализации. Развитие интуиции у детей различных возрастных групп эффективно в процессе постижения ментальной арифметики. Уникальная дидактическая технология, используемая в центре развития АMAKids, основана на древнем методе счета соробан, одинаково стимулирующего как левое, так и правое полушарие (которое отвечает за воображение и фантазию ребёнка).

На занятиях в младших возрастных группах применяются увлекательные игровые упражнения, охватывающие отработку мелкой моторики рук, а также развитие:; речи;; навыков чтения и письма;; внимания;; образного мышления;; эстетических вкусов и т.д.

Развитие интуиции у детей младшего школьного возраста ориентировано на ранее полученный интеллектуальный опыт. Интересные математические задачки, логические упражнения и головоломки помогут ребёнку сосредоточиться, сконцентрироваться, активизировать интеллектуальные способности. Учащиеся с развитой интуицией с легкостью постигают базовые школьные дисциплины, с интересом изучают иностранные языки, выполняют технические действия, проявляя при этом зрелую осознанность.

Специалисты АMAKids внедряют развитие интуиции у детей действенными педагогическими приемами и методами, ориентированными на индивидуальный подход. Толерантное восприятие дидактических потребностей ребёнка в возрасте от 5 до 16 лет гарантирует эффективность обучения с первых занятий.

Занимательные уроки в АMAKids – это профессиональный подход, улучшенная материальная база, веселый коллектив друзей, что в совокупности поможет раскрыться скрытым задаткам и талантам маленького гения!

Интуиция как компонент педагогического творчества современного педагога

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Дата публикации: 05.11.2014

Статья просмотрена: 1723 раза

Библиографическое описание:

Щербакова Т. Н. Интуиция как компонент педагогического творчества современного педагога [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 273-275. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6532/ (дата обращения: 11.03.2020).

В данной статье будет рассматриваться такая категория, как «педагогическая интуиция». Интуиции отводится особая роль в структуре творческого процесса и в деятельности педагога, позволяя непосредственно найти правильное решение быстро и неосознанно. Практические педагоги считают, что те, кто доверяет своей интуиции, работают более успешно.

Интуиция уже давно является объектом исследования многих наук. Например, философии (Спиноза, Паскаль, Кант, Фейербах, Фрейд), психологии (М. Вертгеймер, Ж. Пиаже, Б. М. Теплов), педагогики (В. И. Загвязинский, С. А. Гильманов).

В философии понятие интуиции имело разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная Интуиция). Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.

Интуиция понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (З. Фрейд).

В психологической концепции К. Юнга интуиция рассматривается как одна из возможных ведущих функций личности, определяющая отношение человека к самому себе и окружающему миру, способ принятия им жизненно важных решений. Интуиция — способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

В. В. Давыдов, Б. Г. Мещеряков, Я. А. Пономарев и др., исследуя психологию творчества, определяют её как эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода. Для интуиции характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез.

В некоторых источниках происходит смешение понятий «интуиция» и «инсайт». Отдельные исследователи рассматривают инсайт как один из видов интуиции, другие считают эти понятия синонимами.

Рассмотрим характеристики данных понятий.

М. Либерман считает, что инсайт — это процесс, посредством которого человек внезапно осознает логические связи между проблемой и ответом. При интуиции такое проникновение в логические отношения отсутствует, а есть предчувствие или поведенческая реакция.

В переводе с латыниинтуиция — «быстро увиденный», «пристально смотреть».

Интуиция — это прямое усмотрение связей и отношений между объектами, которое происходит подсознательно. Это знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат «непосредственного усмотрения».

По Б. М. Теплову интуиция — качественно своеобразный процесс, не подчиняющийся правилам логики в ее обычном смысле.

Ребер определяет интуицию как когнитивное состояние, которое возникает при определенных условиях и направлено на то, чтобы помочь человеку осуществить свой выбор и найти правильную линию поведения.

Исследователи интуиции полагают, что интуитивные процессы отличаются от обычных мыслительных процессов лишь своими внешними проявлениями: быстротой протекания и свернутостью.

Интуиция является и способностью (научная, художественная), и целостным охватыванием условий проблемной ситуации (чувственная, интеллектуальная), и механизмом творческой деятельности (творческая интуиция).

На основе интуиции в процессе деятельности человек может применять уже известные орудия, средства или способы действия, т. е. действует по готовому образцу, его деятельность является повторением уже известных программ деятельности, но ее результат оказывается оригинальным.

Часто интуитивное знание опосредовано имеющимся опытом практической и духовной деятельности человека, что позволяет говорить о профессиональной интуиции как необходимой составляющей профессионального творчества. Интуиция опирается на факты действительности и запас приобретенных знаний.

Ф. Вауган считает, что интуиция может проявляться на 4 уровнях:

1. физическом, ему соответствуют осознаваемые телесные ощущения, встречающиеся в ситуации, в которой, казалось бы, нет причины думать о чем-то необычном;

2. эмоциональном; интуиция достигает сознания посредством чувств (например, любовь с первого взгляда или нелюбовь без видимой причины);

3. ментальном; проявляется через образы, с помощью которых человек способен делать точные выводы на основе несущественной информации;

4. спиритуальном, на котором достигается целостное понимание действительности, которое не зависит от ощущений, чувств и мыслей.

А. С. Кармин выделяет 6 типов интуиции:

Интуиция как инстинктивная реакция. «Чувство опасности», «необъяснимый страх» и т. д.

Диспозиционная интуиция. Существуют разнообразные причины предрасположенности человека к определенным действиям. Человеку кажется, что он принял решение в данный момент неосознанно, но оно бывает определено имеющимися диспозициями (устойчивыми чертами характера или сиюминутными психическими состояниями).

Перцептивная (чувственная) интуиция. Связана с бессознательным восприятием и обработкой информации..

Ассоциативная (имажинативная) интуиция. Наглядно — образное мышление, в процессе которого выстраиваются длинные ассоциативные цепочки образов, нередко протекает неподконтрольно сознанию. На уровень сознания всплывает только итог рассуждения.

Логическая интуиция. А. С. Кармин полагает, что в некоторых случаях логические переходы от одних утверждений к другим происходит настолько стремительно, что окончательный результат является человеку «сам собой», как внезапная догадка.

Эвристическая интуиция. Представляет собой необходимый, внутренне обусловленный природой творчества момент выхода за границы сложившихся стереотипов поведения, логических программ поиска решения задачи.

Далее рассмотрим особенности педагогической интуиции.

В «Педагогическом словаре» под редакцией Коджаспировой Г.М дается следующее определение [3]:

Интуиция педагогическая — быстрое, одномоментное принятие учителем педагогического решения, основанное не на развернутом осознанном анализе, а на предвидении дальнейшего развития ситуации. Совершенствуется на основе необходимых знаний и опыта. Наличие педагогической интуиции обусловливает способности учителя к педагогической импровизации.

Читайте также:  Детская вакцинация: за и против

С. А. Гильманов дает следующее определение педагогической интуиции: «это непосредственность, неосознанность, быстрота, внезапность, проявляющиеся при решении педагогических задач и основывающиеся на ДОЭМ педагогических действительности в мышлении педагога, состоящей в образно-эмоциональном отображении связей и отношений объектов педагогического мышления в их соотнесенности с педагогической целью, и имеющей социокультурные, психолого-педагогические основания и психологические и нейрофизиологические механизмы» [2].

Интуиция в деятельности педагога выполняет ряд важных функций:

компенсаторная. Интуиция заключается в компенсировании недостатка знаний и опыта, неполноты информации;

регулирующая. Интуиция помогает регулировать в правильном направлении решение педагогических задач;

ориентирующая. Интуиция «работает» на главную педагогическую цель: помогает предвидеть намеченные тенденции, опережать события, прогнозировать последствия тех или иных действий и регулировать их;

оптимизационная. Интуиция экономит время и усилия при подготовке и проведении урока;

интегративная. Происходит интеграция опыта, знаний, смутных ощущений, воображения, логики, памяти;

эвристическая. Интуиция — фаза творчества и способ творчества, а творческая интуиция — высший уровень интуиции.

С. А. Гильманов считает, что интуиция как профессиональное качество базируется на особой образно-эмоциональной модели профессиональной действительности и рассматривается им как качество личности, связанное с педагогическим опытом и творчеством педагога. Динамическая образно-эмоциональная модель педагогической действительности способствует проявлению самых причудливых ассоциаций через личное переживание хода педагогического процесса, эмпатическое проникновение в образно-эмоциональную сферу личности учащихся. Эмпатия, таким образом, имеет непосредственное отношение к педагогической интуиции, позволяя решать дидактические проблемы, например, преобразовывать научную информацию для учащихся, наиболее эффективно оказывать помощь слабоуспевающим ученикам, находить нужные приемы в самом процессе педагогической деятельности. Особенно часто интуиция проявляется при решении коммуникативных задач, но может быть выражена в невербальных формах и других способах воздействия на личность ученика.

К критериям правильности педагогических решений С. А. Гильманов относит соответствие действий учителя основной педагогической цели, требованиям педагогической науки, характер реакции учащихся, непосредственные результаты действий, оригинальность.

На их основе выделяется четыре вида решений: правильное, оригинальное; правильное, вполне возможное; спорное; неправильное. По результатам его исследований решения, имеющие все признаки интуиции, довольно распространены в педагогической практике.

Главную роль в принятии правильных интуитивных решений принадлежит в первую очередь профессиональному опыту, далее следуют зрительная образность, общекультурный опыт, воспроизводящее воображение, импровизация, эмоциональность, богатство ассоциаций, память и т. д. Отсюда следует, что именно эти качества следует развивать для повышения уровня педагогической интуиции.

Психологи признают индивидуальные различия в интуиции. Одни из них считают, что интуиция свойственна всем в одинаковой степени, а по мнению других, присуща только узкому кругу творцов. По результатам исследования Т. В. Корниловой склонность полагаться на интуицию при принятии решений зависит от таких личностных характеристик, как любовь к порядку, толерантность к новому и автономия. Однако ею же зафиксирован «инструментальный эффект интуиции» [4].

Роль интуиции в педагогической деятельности, по мнению С. Д. Полякова [5], состоит в следующем:

– без интуиции невозможно успешно учить и воспитывать детей, не владея способностью к психологическому проникновению во внутренний мир ребёнка, в подспудные процессы, которые происходят в каждом детском коллективе;

– педагогу приходится мгновенно реагировать и принимать ответственные решения, полагаясь, прежде всего, на интуицию (не потом, а сию минуту…);

– интуиция помогает разобраться в короткие сроки в характерах и привычках детей, опираясь на наблюдательность и педагогическую прозорливость;

– интуиция помогает понять душевное состояние ребёнка ещё до того, как оно проявится в каком-то проступке;

– интуиция помогает угадать общее настроение класса и повернуть урок так, чтобы он тотчас задел за живое всех;

– интуиция, помноженная на любовь к детям, сознание своего гражданского долга, помогает найти дорогу к сердцам детей, в том числе и «трудных подростков»;

– интуиция — необходимое условие педагогического творчества [4].

Для развития педагогической интуиции широкими возможностями обладают герменевтический, экзистенциальный, личностно ориентированный подходы, трансактный анализ, арт-терапия и гештальт-терапия.

Итак, интуиция является необходимой частью педагогической деятельности педагогического творчества. Поэтому необходимо в системе профессионального обучения и повышения квалификации работников образования уделять внимание развитию интуиции.

1. Берикханова Л. Ю. Педагогическая импровизация в школьном учебном процессе// реформа школы и развитие педагогического творчества учителей /Под ред. В. И. Загвязинского. Тюмень, 1998.

2. Гильманов С. А. Интуиция педагога. — Тюмень, 1992.

3. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. — М., 2005.

4. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы. М.,2002

5. Поляков С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М.,2007.

6. Харькин В. Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М.,1992.

Похожие статьи

Импровизация как компонент творчества современного педагога

педагогическая импровизация, учебный материал, импровизация, педагогический замысел, педагогический процесс, методический прием, процесс обучения, решение, творческая деятельность, педагогическое общение.

Творчество в деятельности современного педагога

педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, педагогическое творчество, творческий характер, умение, творческий педагог, творческая личность, образовательный процесс.

Педагогическая креативность в управленческой культуре.

: культура управления, интуиция, педагогическая деятельность, креативность.

педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, педагогическое творчество, творческий характер, умение, творческий педагог, творческая личность, образовательный.

Творческая индивидуальность и индивидуальный стиль.

Педагогу как творческой личности необходимо овладеть педагогической логикой, развивать педагогическую интуицию, способность к импровизации, педагогический артистизм.

Педагогический артистизм как компонент профессиональной.

педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, педагогическое творчество, творческий характер, умение, творческий педагог, творческая личность, образовательный процесс.

Креативность как основа инновационной педагогической.

креативность, педагогическая креативность, инновационная деятельность, управленческая деятельность, умение, творчество, творческая деятельность, способность, создание условий.

Роль педагогического мастерства в изучении хирургической.

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога. Личность преподавателя в образовательном процессе.

Творчество педагога как норма профессиональной.

Таким образом, педагогическая деятельность сегодня — это проявление постоянного разностороннего творчества, а формирование творческой личности — процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности учителя, с другой.

Развитие творческого потенциала педагогов. | Молодой ученый

Творческая природа педагогической деятельности учителя, выражающаяся в индивидуально — творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества, в способности педагога к импровизации.

Фенологическая характеристика языковой интуиции.
статья по коррекционной педагогике

В данной статье рассматриваются этапы и предпосылки возникновения языковой интуиции, связь развития языковой интуиции ребенка с его интеллектуальным развитием. Статья написана на основании изучения трудов ведущих ученых-лингвистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
fenologicheskaya_harakteristika_yazykovoy_intuitsii.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Фенологическая характеристика языковой интуиции.

В лингвистической литературе встречаются термины «языковое чутье» или «языковая интуиция». Эти термины упоминают в своих трудах многие учёные.

По их мнению, языковое чутье или языковая интуиция может рассматриваться как:

  1. восприятие и использование языкового материала на основании практических речевых умений;
  2. навык, основанный на теоретическом знании и выполнении специальных упражнений;
  3. развитие чувствительности к значению целых слов кaк единых лексемных единиц;
  4. восприятие слова во всем семантическом многообразии.

В разных исследованиях содержание и механизмы языковой интуиции получают разные определения. А. Н. Кохичко в своём исследовании констатирует, что «интуиция» – это «неосознанное чувство», «знание, возникающее без осознания путей и условий его получения».

По классификации уровней осознанности в речи, предложенной А. А. Леонтьевым, речевая или языковая интуиция – это уровень бессознательного контроля над речью.

По утверждению Ф. И. Буслаева, усвоение языка происходит «непосредственно, вместе с наглядной восприимчивостью внешних явлений и внутренних ощущений, с которыми ученый и связывает развитие «дара слова». В методике К. Д. Ушинского этот дар рассматривается как величайшая ценность, именуемая «словесным инстинктом». Иногда языковую интуицию отождествляют с таким понятием, как «языковая способность». Однако следует дифференцировать эти два понятия. Человек рождается «с несомненными предпосылками к овладению речью: он обладает слухом, он сразу же издает крик при рождении – это его первая неосознанная фонация; он обладает рядом инстинктов и безусловных рефлексов, позволяющих ему реагировать на мир…». Иными словами, языковая способность – это психофизиологический механизм, обеспечивающий овладение языком. В то время как языковая интуиция (языковое чутье) – результат сложной работы сознания и речи, зарождающийся и развивающийся по мере интеллектуального и речевого развития ребенка.

В психологии и психолингвистике природа языковой интуиции позиционируется и как интеллектуальная (или когнитивная), и как эмоциональная, бессознательная («языковая догадка», «чувство языка»). Этот феномен рассматривался такими известными психологами, как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Ф. Жуйков, А. М. Орлова, Н. И. Жинкин, А. К. Маркова, Л. И. Божович.

Отметим, что характеристики понятий «языковая интуиция» и «чувствo языка» у некоторых исследователей очень схожи и часто взаимозаменяемы (Л. И. Божович, М. М. Гохлернер, Г. В. Рамишвили).

Интеллектуальную природу чувства языка подтверждают современные достижения науки в области интуиции. Однако при определении сущности языковой интуиции не встречается упоминаний о том, что она является обобщенным речевым опытом, или суммой знаний о языке. Механизм ее действия скорее проявляется в реакции на новизну или необычность речевого стимула, функции контроля, в неосознаваемой апелляции к имеющемуся практическому опыту. Это позволяет охарактеризовать ее как особую речемыслительную функцию.

Ребенок эмпирическим путем усваивает материю языка, ее знаковую систему, запоминает традиционные сочетания языковых средств, их выразительные оттенки. При непроизвольном, неосознанном, ненамеренном усвоении знаковой системы ребенок интуитивно соотносит звуковые единицы языка со значимыми единицами – морфемой, словом, словосочетанием, предложением, а их, в свою очередь, – с предметами и явлениями действительности, связями и отношениями, существующими между ними. Такое понимание языковых значений интуитивно, бессознательно. Усвоение ребенком языковых значений на уровне интуиции (понимания смысла воспринимаемой информации) возможно благодаря тому, что он ощущает и воспринимает те явления или связи между ними, которые соответствуют обозначаемым единицам языка. Исследователями доказано, что ребенок в состоянии овладеть теми языковыми закономерностями, которые в определенной степени соотносятся с его интеллектуальным развитием. Основой механизма языковой интуиции являются сигналы согласования или рассогласования порождаемых или воспринимаемых языковых форм со сложившимися в результате речевого опыта в языковом сознании индивида конкретными эталонами языковых единиц, структурными схемами и метаязыковыми знаниями.

Основные условия, приводящие к речевой интуиции – это индивидуальный опыт, знания, интерес ребёнка к звучащему слову. Механизм языковой интуиции изучен не в полной мере. Большинство ученых сходятся во мнении, что языковая интуиция связана с интеллектуальным развитием ребенка и носит опытный, эмпирический характер. В основе языковой интуиции лежат ассоциативные связи различных признаков языковых явлений, обобщения, которые имеют эмоциональный характер и выраженные черты неосознанного знания, установка, определяющая отбор ребенком лингвистической информации.

«Голос сердца»: научное обоснование интуиции

Юлия Стасишина 24 августа 2017

Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое интуиция? «Мой внутренний голос говорит…», а что есть – этот внутренний голос? Почему у одних он говорит без умолку, а другие заявляют, что интуиции у них просто нет? Что лежит в основе нашего внутреннего голоса? Можно ли развить интуицию? Об этом поговорим сегодня в нашей статье.

Природа интуиции

Интуиция, шестое чувство, голос сердца – все эти явления действительно существуют, говорят ученые. Однако это отнюдь не голос сердца, а скорее, разума. Если быть точнее, голос нашего бессознательного.

Дословно «интуиция» в переводе с латинского означает «пристально смотреть». Интуиция – это некое суждение, которое возникает у нас в голове, если нам не достает информации и логических объяснений для принятия определенных решений. Шестое чувство – это есть наша способность воспринимать информацию от бессознательного. Влияет на «качество» интуиции опыт, эмпатия, воображение.

Вопросы внутреннего голоса изучали даже философы. Платон считал, что интуиция – это интеллектуальное знание, которое приходит как некое озарение. А в XIX веке даже появилось специальное философское течение – интуитивизм. Основоположником его выступил Анри Бергсон. Он противопоставил интуицию и интеллект. Другую концепцию интуитивизма предложил русский философ Николай Лосский. Он, в отличие от Анри Бергсона, наоборот пытался объединить интуицию и интеллект как основные средства познания мира.

Интуиция в психологии – это выход за пределы привычной логики, стереотипов в поиске новых решений. Впервые отнес интуицию к бессознательному К.Г. Юнг. Несмотря на то что интуиция лежит в нашем бессознательном, это аналитический процесс, который нам не подвластен. Если рассматривать интуицию с архетипической точки зрения, то это целый набор из коллективного бессознательного и архетипических программ. Человек сравнивает события из внешнего мира с этим набором, и когда внешнее и внутреннее диссонируют, наступает роль интуиции.

Интуицию часто можно спутать со своими желаниями или рассудком. Например, беременная женщина может выдавать за свою интуицию желание иметь именно мальчика.

Психолог, лауреат Нобелевской премии по экономике Даниэль Канеман в своей книге «Думай медленно… Решай быстро» пишет:

С точки зрения нейробиологии интуиция тесно связана с эмоциональной памятью. Именно эмоциональная память находит в нашем опыте ответы на всевозможные вопросы.

Оказывается, наши интуитивные способности заложены в правом полушарии мозга. Именно сюда все органы чувств отправляют информацию. Правое полушарие способно оценивать картинку целиком и мгновенно. Оно сопоставляет внешнюю картинку с нашим архетипическим образом в бессознательном и отправляет определенный сигнал в виде эмоции, реакции организма или внезапно пришедшей мысли. Этот сигнал и воспринимается нами как внутренний голос.

Ethan Sykes / Unsplash.com

Такая разная интуиция

Интуиция интуиции рознь. Она бывает разной. Самые главные аспекты проявления интуиции – это личностные особенности и характер мышления. По этим аспектам Николай Лосский выделил эмоциональную, физическую и мысленную интуиции. Если человек видит решение проблемы в виде образов, символов, значит, он обладает эмоциональной интуицией. Если вы склонны доверять своему телу, его сигналам, то у вас физическая интуиция. Мысленная интуиция проявляется, когда решения проблем к вам приходят в виде мыслей.

Интуиция позволяет делать определенные прогнозы. Даниэль Канеман видит разницу между краткосрочной и долгосрочной интуицией. По его словам, предчувствие приближения беды – это не то же самое, что прогноз политолога по ситуации на Ближнем Востоке: «Интуитивная компетентность может развиться, только если ситуации регулярно повторяются и есть возможность на протяжении долгого времени их изучать; требуется не менее 10 000 часов практики, чтобы стать специалистом».

Современные психологи выделяют также интеллектуальную и социальную интуицию. Первая проявляется при решении задач, требующих умственных усилий. Пожалуй, каждый в школе хоть раз проверял свою интуицию на контрольных работах. Готова поспорить, у отличников внутренний голос срабатывал гораздо лучше. Все дело опять же в накопленном опыте. Чем больше задач по физике и математике вы решаете, тем больше шансов, что в новом вопросе вы интуитивно будете знать ответ. Социальная интуиция связана с эмоциональным интеллектом – способностью воспринимать, понимать эмоции и управлять ими. Социальная интуиция может сыграть важную роль как в профессиональном плане (угадать настроение начальника), так и в вопросе самозащиты (внутренний голос может дать сигнал о том, что, например, этого человека стоит избегать, он злой).

Загадки интуиции

Есть ли женская интуиция?

Говорить о превосходстве женской интуиции над мужской как минимум необоснованно. Просто мужчины чаще склонны прибегать к логике. Но это не говорит о том, что интуиция у женщин развита лучше. Чтобы проверить, существует ли могущественная женская интуиция, английский психолог Ричард Вайзман провел эксперимент с использованием 15 тысяч человек. Респондентам предлагалось проанализировать фотографии людей с искренними либо фальшивыми эмоциями. Сначала участникам предлагалось самостоятельно оценить свое шестое чувство. Женщины чаще были склонны относить себя к интуитам: 77% женщин и 58% мужчин сочли, что обладают хорошей интуицией. Однако эксперимент показал, что интуиция не зависит от пола. Искреннюю улыбку смогли определить 71% женщин и 72% мужчин.

Интуиция у детей

Считается, что человек с рождения обладает очень хорошей интуицией, однако с возрастом в процессе социализации и развития логического мышления этот важный навык утрачивается. То, что даже младенцы обладают интуицией, – это факт.

«Есть вещи, которые, как мы думаем, известны нам, но мы не знаем, каким образом мы узнаем их», – пишет американский психолог Дэвид Майерс в книге «Интуиция». Действительно, как можно объяснить, что, не зная основных правил русского языка, вы с детства могли правильно употреблять слова, согласовывать их, строить предложения. С самого рождения мы можем отличить рисунок человеческого лица от других изображений. Кроме того, ребенок интуитивно воспринимает и законы физики. Оптические иллюзии и фокусы вызывают удивление и недоверие у малышей. Оказывается, младенцы на интуитивном уровне даже могут считать. Психолог Карен Уинн проводила эксперимент: она показывала детям, которым было всего пять месяцев, несколько предметов, а затем убирала их за ширму. За ней она прятала или добавляла вещи. Когда ширма открывалась и дети видели меньшее количество предметов, чем им было показано ранее, малыши впадали в замешательство и смотрели на предметы дольше обычного.

Можно ли развить интуицию

Интуиция есть у всех. Однако у кого-то внутренний голос работает чаще, у кого-то реже. Главное достоинство шестого чувства – оно позволяет нам соединять наше прошлое и настоящее, с тем чтобы облегчить нашу жизнь в будущем.

Зачем развивать интуитивные способности? Интуиция помогает нам в принятии решений, в которых логика бессильна. Также внутренний голос помогает избавиться от шаблонных и стереотипных мыслей. «Интуитивное схватывание» иногда может лежать в основе научных открытий, в творческом вдохновении.

Развить интуицию можно. Для начала нужно хорошенько порыться у себя в памяти в поиске необходимых воспоминаний, связанных с определенными задачами и их решением. Но просто зафиксировать факт этих воспоминаний недостаточно: нужно определить собственные эмоциональные и физические ощущения, сопутствующие этой информации. Затем нужно практиковаться в «отключении» мозга и искать состояние озарения. Чем больше это состояние будет совпадать с тем, которое вы определили у себя в качестве первоначального интуитивного опыта, тем больше вероятность того, что вы на верном интуитивном пути. В качестве упражнений можно пытаться угадывать цвета, масти карт, имена звонивших. Со временем количество неверных ответов будет уменьшаться.

Бессознательное на то и существует, чтобы проявлять себя внезапно. Разговоры, обрывки фраз, вывески, случайные встречи – через любые знаки интуиция может подсказывать вам ответ на волнующий вопрос.

Чтобы развить физическую интуицию, также существует ряд специальных практик, например, необходимо расположиться в максимально комфортном месте и задавать себе очевидные вопросы, с тем чтобы проследить реакцию своего тела на ответы. Сначала это должны быть вопросы с положительным ответом, через некоторое количество раз – с отрицательным. При этом нужно фиксировать любые реакции организма на ответ. Затем вы сможете выявить определенную закономерность между ответами на вопросы и «ответами» тела: тепло в груди, покалывание, дергание века и другие.

Развитие интуиции должно рука об руку идти с повышением уровня эрудиции, расширением кругозора, а также четкой способностью к формулированию вопросов.

Albert Dera / Unsplash.com

Интуиция, как мы узнали, это вполне себе научный термин, который никак не связан с мистикой и паранормальными явлениями. Интуицию нужно воспринимать как хорошего помощника в принятии решений. Однако слушать внутренний голос не всегда полезно. Например, если вы хотите стать игроком на бирже ценных бумаг, не имея должного опыта, интуицию нужно сначала приучить к новым заданиям. Почитайте экономическую литературу, изучите финансовую отчетность компаний, а уже потом возлагайте надежды на свое шестое чувство.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию