Что такое ручной период у детей?

«Ручной» период

Американский психотерапевт Жан Ледлофф, известная своим бестселлером «Как вырастить ребёнка счастливым», утверждала, что в развитии малышей есть период, который можно назвать «ручным». Он длится с рождения и до того времени, пока малыш не научится ползать.

В это время ребенок очень привязан к маме, он нуждается в её постоянном присутствии, потому что чувствует себя слабым и беззащитным. Без взрослого он не может удовлетворить ни одну свою потребность. Кроме того, долгое время дети не понимают, что они и их мамы – разные существа. Ведь на протяжении 9 месяцев они были единым целым. А когда куда-то пропадает часть тебя, это, действительно, страшно.

Женщины поняли эту потребность в очень далекие времена. Доказательством этому служит то, что во многих национальных костюмах предусмотрены специальные приспособления для ношения ребенка. Сейчас некоторые из них трансформировались в разнообразные слинги, которые с каждым годом набирают свою популярность. Вместе с растущей «модой» на ношение детей на руках.

Зачем носить

Наши новорожденные детки – самые беззащитные среди млекопитающих. Они рождаются на свет незрелыми, все их органы еще не умеют работать в полную силу и продолжают развиваться на протяжении первых 9 месяцев внеутробной жизни ребенка. Природа сделала это для того, чтобы ребенок мог появиться на свет, что было бы невозможно, если бы беременность длилась 18 месяцев – время, необходимое для созревания всех систем организма.

Мама, держащая своего малыша на руках, обнимающая его, помогает в регулировании работы органов. Материнские прикосновения, стук ее сердца и ритм дыхания стимулируют кровообращение, дыхание и пищеварение, способствуют развитию нервной, иммунной и эндокринной систем. А тепло маминого тела лучше самого теплого одеяла согревает малыша, который не умеет самостоятельно поддерживать температуру.

Человеческие детеныши рождаются с рефлексами хватания для того, чтобы всегда быть с мамой, без которой шансы на выживание малы.

На этих знаниях основана специальная техника вынашивания деток, рожденных раньше срока. Контакт кожи такого малыша с кожей матери или отца является мощнейшим стимулом для развития.

Нося ребенка на руках и выполняя домашние дела, мама развивает свое чадо физически. Любое движение взрослого ощущается ребенком и вынуждает его напрягать мышцы. Это можно назвать естественной зарядкой, результатом которой является своевременное и правильное развитие мышечной системы, суставов и позвоночника.

Специалистами было замечено, что у детей, страдающих от недостатка ношения, чаще возникают колики и вечерний плач. Как известно, есть несколько мнений о причинах возникновения колик. Если считать, что проблема в несформированной пищеварительной системе, то животик малыша, прижатый к маме, удерживает больше тепла, способствуя пищеварению. Если же причина в том, что ребенок испытывает головные боли, то, тем более, прикосновения родного человека облегчат страдания. Близость мамы лучше всего успокоит ребенка, который перевозбудился и не может заснуть.

Основную энергию и питательные вещества малыш первого года жизни получает из материнского молока. Достаточное количество питания обеспечивает правильное развитие. Когда ребенок буквально лежит у мамы под грудью, он имеет постоянный доступ к молочку и сосет значительно чаще, чем малыш, проводящий большую часть времени в кроватке.

Ношение на руках имеет положительный эффект также и на психику малыша.

Одним из главных понятий, определяющих многое в жизни человека, является базовое доверие к миру. Это то, что ожидает человек от окружения, на что рассчитывает, во что верит. Базовое доверие формируется в течение первого года жизни, и главную роль здесь играет то, насколько ожидания ребенка оправдываются действительностью. Если его требования не выполняются, или если ему приходится прикладывать большие усилия для достижения желаемого, уровень доверия падает, малыш перестает чувствовать себя в безопасности. Это скажется на дальнейшей его жизни, на характере и отношении к окружающим. Игнорирование потребностей младенца, неэмоциональность и замкнутость родителей – лучший способ вырастить замкнутого и закомплексованного человека, не умеющего и не желающего быть активным. Именно мамины руки доказывают, что ребенок любим, а мир вокруг безопасен.

Психологами замечено, что дети, которых часто носили на руках в период младенчества, меньше плакали, росли более спокойными, стали более самостоятельными и реже просились на руки в более позднем возрасте.

Популярна сейчас идея раннего развития детей. Многие стремятся отдать своих малюток в специальные группы, где с ними занимаются педагоги и психологи.

Но мало кто задумывается о том, что развитие начинается не с этих групп, а на руках у мамы – когда она, не отрываясь от ежедневных забот, кормит ребенка грудью, убаюкивает его и просто развлекает. Имея возможность наблюдать за жизнью семьи, ребенок получает знания о мире, учится общаться и говорить. Доказано, что в течение первых девяти месяцев жизни дети лишь наблюдают за окружающим миром, впитывают его в себя, и лишь после этого срока начинают вовлекаться в него, чему способствует умение передвигаться.

Мамы могут оценить такие преимущества ношения детей на руках, как:

  • возможность лучше понимать потребности ребенка и немедленно реагировать на его требования;
  • спокойствие и чувство уверенности в том, что ребенку ничего не надо, что он доволен и хорошо себя чувствует;
  • мобильность, возможность отдыхать и заниматься любимым делом без отрыва от забот о малыше.

Безусловно, не стоит носить ребенка 24 часа в сутки. Правильное физическое развитие подразумевает и то, что малыш делает какие-то движения самостоятельно: учится поднимать голову, лежа на животе; учится садиться, стоять, ползать. Для своевременного обретения этих навыков требуется возможность пробовать свои силы на полу или в кроватке. Просто будьте всегда рядом, чтобы поддержать малыша и вселить в него уверенность в собственные силы.

«Привыкание» к рукам

Не исключаю, что некоторые родители, особенно те, на которых велико влияние более старшего поколения, сейчас качают головой и напоминают о том, что так ребенок только «приучится» к рукам. Это утверждали участковые педиатры и многие педагоги во времена детства нынешних молодых родителей. Это было время, когда дети отделялись от мам в первые же минуты своего рождения и в дальнейшем отстранялись от родителей на максимальную дистанцию.

В те времена детей настолько редко держали на руках, что, оказавшись рядом с мамой, они не могли насытиться ее близостью. А когда их клали назад в кроватку, они горько плакали, возмущенные и обиженные тем, что так быстро закончилось это блаженство. В такой ситуации, конечно, маме было проще как можно реже брать ребенка на руки, чем успокаивать его каждый раз, когда после нескольких минут ласки он отправлялся «на место».

С этого времени и появилось мнение о том, что ребенка руки избаловывают, что он с них не слезет, что будет постоянно требовать, чтобы его держали, и мешать маме заниматься хозяйством.

Если же мама держит ребенка ровно столько, сколько ему требуется, если дарит ему достаточно тепла и заботы, он будет вести себя совершенно спокойно тогда, когда маме нужно будет отлучиться или сделать что-то без дополнительной ноши. И когда придет время малышу передвигаться самостоятельно, он станет делать это с большим удовольствием, потому что будет уверен в том, что мама всегда рядом, когда он в ней нуждается.

Мамин позвоночник

Большие опасения вызывает боязнь мам повредить себе позвоночник. Здесь есть два условия, соблюдение которых практически гарантирует то, что проблем со спиной не будет. Во-первых, носить надо правильно; во-вторых, носить надо регулярно.

Неправильное распределение нагрузки травмирует позвоночник и скелет в целом. Поэтому очень важно изучить вопрос ношения деток. В прежние времена такой проблемы не было, потому что у молодой мамы всегда на виду были другие женщины, с которых она брала пример, многие знания передавались от мамы к дочери. Сейчас практически любая информация есть в интернете, а в некоторых городах есть специалисты, консультанты.

Регулярность ношения важна потому, что организм в таком случае постепенно привыкает к нагрузке (начал он привыкать, когда вы носили своего ребенка еще в утробе). Новорожденный малыш весит совсем немного, носить его не тяжело. Легко будет восприниматься и вес полугодовалого карапуза благодаря тому, что он тяжелеет постепенно, нагрузка на мамин позвоночник и руки увеличивается понемногу, грамм за граммом.

Женский организм рассчитан на ношение ребенка весом до 20 кг, при условии, конечно, что нагрузка возрастает постепенно.

Приятным дополнением к удовольствию держать малыша на ручках будет подтянутая фигура – как результат регулярной физической нагрузки.

Именно женщине, редко носящей ребенка, стоит побеспокоиться о своем здоровье. Любой маме время от времени нужно поднять малыша – чтобы накормить, помыть, перепеленать и т.д. Если организм не подготовлен к таким нагрузкам, велика вероятность травм.

Если нет возможности носить

К сожалению, бывают ситуации, при которых маме противопоказано поднимать тяжести, даже когда речь идет всего о трех килограммах новорожденного.

В этом случае нужно чаще сидеть и лежать рядом с малышом, обнимать, целовать и гладить его. Ребенок первых месяцев жизни получит огромное удовольствие, если его положить на живот к маме. В крайнем случае, папе тоже можно доверить часть заботы о ребенке.

В этой статье говорится о детях первого года жизни. Как правило, к двум годам малыши умеют передвигаться самостоятельно на достаточно большие расстояния, и пребывание на руках у родителей им уже не требуется так часто. Однако ласка и забота со стороны родных важна в любом возрасте. Не бойтесь поднять на руки малыша 2-х или 3-х лет. Даже кратковременная близость к любимым маме и папе, бабушке и дедушке доставит огромное удовольствие малышу в любом возрасте.

Статья подготовлена по материалам следующих сайтов:

Ручной ребенок

Раньше было распространено мнение, что чем меньше времени ребенок проводит на руках у взрослых – тем лучше. Ручные дети считались избалованными.

Проведя многочисленные исследования и наблюдения, психологи доказали, что на самом деле все наоборот.

Дело в том, что ребенку нужно получить определенный набор ощущений и переживаний при взаимодействии с матерью. Если он лишен этого опыта, то просто не сможет гармонично развиваться в дальнейшем. Поэтому большинство современных педиатров и психологов утверждают, что стремление новорожденного находиться на руках у мамы – это естественная потребность, необходимая для его нормального роста.

Ребенок на руках

Мир для новорожденного – это его мама. Во время беременности, особенно в течение последних месяцев вынашивания, тело ребенка находится в амниотической жидкости и сжато стенками матки. Еще не родившийся кроха чувствует себя там тепло, спокойно и уютно. После рождения ребенок словно попадает в совершенно другую вселенную, где ему становится неуютно и страшно.

Ощущения маленького человека разделяются на знакомые по жизни в утробе до рождения и незнакомые. Первые ассоциируются с источником спокойствия и удовольствия, а новые, наоборот, таят в себе опасность и угрозу.

Сохранение прежних ориентиров может быть достигнуто лишь за счет постоянного присутствия рядом с новорожденным его матери. Ее запах, прикосновения, биение ее сердца и ритм дыхания напоминают крохе комфорт внутриутробного существования и помогают ему вернуть чувство защищенности и спокойствия.
Физический контакт с мамой – это одно из самых важных условий легкой адаптации ребенка, недавно появившегося на свет, к новым условиям внеутробной жизни. Ему необходимо это взаимодействие на протяжении всего дня и в разных ситуациях: когда он не может заснуть, когда ему страшно, когда он хочет общаться и т.д.

Прочная связь мамы и малыша в первые месяцы жизни крохи помогает ему нормально расти и развиваться.
К моменту рождения из 5 органов чувств наиболее развитыми оказываются обоняние и осязание. Именно кожно-мышечные ощущения в первое время после родов являются основным источником впечатлений и положительных эмоций. Тактильные рецепторы расположены по всему телу ребенка, именно поэтому он так чувствителен к прикосновениям, поглаживаниям, ношению на руках.

Первые дни жизни новорожденного

Природа наделила новорожденного малыша способностью к общению и взаимодействию с окружающими. С первых дней ребенок всячески добивается близости с мамой и привлекает к себе ее внимание с помощью различных звуков, плача (крика) или движений. Важно с пониманием реагировать на каждый «каприз» малыша и стараться удовлетворить его потребности.

В некоторых случаях плач ребенка вызван именно тем, что малыш хочет побыть с мамой. Если она не реагирует на этот призыв и кроха не получает достаточного количества тактильных ощущений – он становится беспокойным, капризным и начинает своим плачем постоянно провоцировать взрослых на взаимодействие.

Дефицит тактильных ощущений от мамы в первые месяцы жизни может привести в дальнейшем к формированию у ребенка различных фобий (страхов), неврозов, нарушениям речи, энурезу (недержание мочи), а также повлиять на его характер и становление как личности.

Чувство, которое формируется у ребенка в самых ранних и тесных отношениях с его матерью, является базовым, на основе которого складываются его дальнейшие взаимоотношения и взаимодействия с окружающим миром.

Малыши, с детства лишенные тепла материнских рук, часто вырастают конфликтными, агрессивными или, наоборот, слишком робкими, неуверенными в себе, необщительными, несамостоятельными и обладают низкой самооценкой.

Психологи выделяют феномен сенсорного голодания, который проявляется у деток, с самого рождения растущих без матери. Наблюдения проводились в домах ребенка, воспитанники которых были лишены материнской ласки, любви и нежных прикосновений. В результате у детей отмечалась задержка психического и физического развития и формирование защитного поведения. Было выявлено, что отсутствие материнской ласки может вести к соматическим расстройствам уже с 2-месячного возраста.

Это еще раз доказывает, что на здоровье ребенка влияет не только правильное питание и своевременный уход, но и возможность эмоционального контакта с матерью. Ее голос, ласковые касания, прижимание к груди являются необходимыми раздражителями для развития коры головного мозга.

Дети, которых носят на руках

Ручной период, как правило, длится от рождения малыша до момента, когда он начинает ползать (6–7 месяцев). С этого времени ребенок хочет познавать все сам, для него расширяется пространство окружающего мира, и он меньше времени проводит у мамы на руках. Продолжительность ручного периода индивидуальна у каждого младенца и напрямую связана с темпераментом крохи, особенностями его характера и состоянием здоровья ребенка.

Читайте также:  Как помочь ребенку достичь успеха: 10 рекомендаций родителям

Чем же отличаются детки, которых мамы много носят на руках, от своих сверстников, лишенных этого?

Прикосновения – один из важнейших стимулов развития центральной нервной системы. Сигналы от кожных рецепторов поступают в различные центры коры головного мозга, способствуя их интенсивному формированию.

Ручные дети, как правило, опережают своих сверстников по показателям нервно-психического развития. У них быстрее устанавливается зрительный и слуховой контакт с мамой, они раньше понимают чужую речь и успешнее в «производстве» собственной. Кроме того, дети, которых носят на руках, демонстрируют богатство эмоций. Находясь рядом с мамой, они постоянно видят проявления ее чувств: улыбку, удивление, радость, озабоченность и т.д. – и в ответ быстрее учатся выражать свои ощущения: отвечают улыбкой на улыбку, издают звуки, совершают энергичные движения ручками и ножками.

Прикосновения снимают стресс. Ручные дети имеют более низкий уровень гормона стресса кортизола. Мамины объятия не только успокаивают младенца, но и снимают болевые ощущения за счет выработки эндорфинов. Поэтому многие женщины инстинктивно прижимают к себе ребенка, когда он плачет – и малыш быстро успокаивается.

Отмечено, что у детей, которых мама постоянно гладит и обнимает, реже болит животик, они меньше страдают от колик. Это связано с тем, что при прикосновениях высвобождается гормон инулин, активизирующий работу кишечного тракта. Чем выше содержание этого гормона, тем более эффективно происходит переваривание пищи у малыша. Кроме того, мамино тепло согревает животик крохи, снимая боль.

Находясь на руках у мамы, младенцы лучше взаимодействуют с внешним миром и активнее познают его. Во время бодрствования, когда ребенок находится в спокойном состоянии рядом с матерью и не тратит свои силы на плач, он лучше присматривается и прислушивается к окружающим его предметам. С этой высоты младенец может видеть то, что недоступно его восприятию, когда он лежит в кроватке. Если мама ведет активный образ жизни и регулярно носит ребенка, он начинает ощущать себя участником процесса, а не просто наблюдателем. Такие дети впоследствии вырастают подвижными, инициативными и проявляют больше интереса к жизни.

Постоянный контакт с мамой формирует у ребенка чувство полного доверия к ней, между ними устанавливается тесная взаимосвязь. Женщина, которая носит своего ребенка на руках, лучше воспринимает его желания, понимает его потребности и вовремя удовлетворяет их.

Язык новорожденных

Только что родившийся младенец не понимает слов. Но это не значит, что с ребенком не надо общаться. Малыш прекрасно считывает язык маминых нежных прикосновений и объятий. Именно на этом языке женщине нужно общаться с ребенком, чтобы донести свои мысли и чувства и вырастить кроху счастливым.
Общение мамы и малыша не должно происходить исключительно во время мероприятий по уходу (кормление, переодевание и т.д.). Состояние телесного комфорта само по себе не вызывает у младенца положительных эмоций, ведь удовлетворение физических потребностей является лишь предпосылкой для них. Сами положительные эмоции возникают только при общении с другим человеком.

Маленьких детей надо брать на руки при любом плаче, когда у них возникает в этом потребность. Для них это является доказательством того, что они любимы и нужны. Как правило, долго плачут и капризничают те младенцы, которые испытывают дефицит внимания со стороны родителей или ощущают недостаток телесного контакта с ними, а не «избалованные ручные» дети.

Если мама не реагирует на плач ребенка, будучи уверена, что он просто капризничает, у малютки слабеет желание сигнализировать о своих потребностях. Он становится пассивным и инертным, развивается эмоциональное отчуждение от матери, растет внутренняя неуверенность в себе и ощущение враждебности окружающего мира.

Если малыш не испытывает приятных переживаний, связанных с общением с мамой, у него наступает эмоциональная холодность, замедляются процессы развития, окружающий мир представляется мрачным, непонятным и страшным, искажается формирование личности.

Если женщина постоянно оставляет призывы ребенка к общению безответными, крохе, не получившему желаемого внимания и тепла, становится трудно выразить свои потребности. Маме с каждым разом все сложнее понять, чего хочет грудничок, все проблематичнее сблизиться с ним, установить доверительные отношения и «настроиться» друг на друга.

При эмоционально положительных отношениях ребенка с мамой у него, напротив, формируется ранняя детская привязанность к матери, помогающая удовлетворить его потребность в любви. На основе этого гармоничного позитивного чувства в дальнейшем складываются все взаимоотношения маленького человека с окружающим миром.

Ручной период у ребенка

Часто, когда мы гуляем в парке, я наблюдаю за тем, как в колясках плачут дети, а родители пытаются успокоить их, не беря при этом на руки.

В результате дети плачут, пока родители не увозят их домой. А если домой нужно ехать не менее получаса, а то и дольше? Мама, которая везет в коляске кричащего ребенка, выглядит как минимум странно: почему она не возьмет его на руки? Сколько он должен кричать, прежде чем все-таки возьмет? И разве это не первое побуждение мамы — взять плачущего ребенка на руки и приласкать? Кто-то из знакомых меня «успокоил»: «В парке с детьми часто гуляют не мамы, а няни. Возможно, на руки детей именно няни не берут». Возможно.

И возможно, этих родителей (или нянь) уже убедили в том, что «ребенка нельзя приучать к рукам». А ведь место маленького ребенка — на руках у взрослого. И его не нужно приучать — он с рождения готов к этому. Кто видел новорожденного ребенка, который бы отказывался быть у мамы на руках? То, к чему ребенок готов с рождения, что для него естественно, принимается им без протеста и приучения. И наоборот — приучают ребенка к тому, чтобы он умел обходиться без ношения на руках. Именно это ребенку не нравится, он плачет, пытаясь таким образом показать, что ему чего-то не хватает, и чувствует себя при этом одиноким и брошенным. Стоит только взять его на руки — и он затихает, а если еще дать грудь — сразу успокаивается.

Несколько фактов о ношении ребенка на руках (как вариант — в слинге):

  • у мамы на руках, в непосредственной близости к ней, ребенок меньше беспокоится, то есть меньше подвержен стрессам;
  • ориентируясь на мамин организм, организм ребенка учится регулировать ритмы сна и бодрствования; малыш обучается правильно дышать, у него нормализуется сердечный ритм и поддерживается оптимальная температура тела;
  • правильное ношение в позе «лягушки» на бедре у мамы в первые месяцы жизни способствует развитию тазобедренного сустава и равномерному росту ног ребенка (ношение на бедре служит профилактикой дисплазии и даже может помочь ее лечению в случае необходимости);
  • движение вместе с мамой (вниз-вверх при наклонах) развивает у ребенка вестибулярный аппарат;
  • если ребенок везде ходит с мамой, а не лежит сам, скучая, в кроватке или коляске, то он получает необходимые для его полноценного развития опыт и впечатления (он видит все то, что видит мама, а не только стены комнаты или бортики кроватки);
  • тактильный контакт способствует сближению и взаимопониманию ребенка и мамы, построению доверительных отношений между ними и формированию взаимной привязанности.

Впервые о необходимости ношения ребенка на руках заявил Дональд Вудс Винникотт еще в 50-х годах XX столетия. Он ввел в обиход термин «холдинг», значение которого близко по смыслу к нашему выражению «нянчить на руках», «носить на руках». Период, когда ребенок хочет быть все время у мамы на руках, Винникотт называл «ручным периодом». Этот период обычно длится до того времени, пока ребенок не начинает сам ползать и ходить. Винникотт считает этот период критическим, то есть крайне важным для полноценного развития ребенка и его дальнейших взаимоотношений с мамой. Нахождение у мамы на руках для младенца — естественный способ жизни, и нельзя лишать его такой возможности:

К одиночеству маленький ребенок совершенно не приспособлен. Некоторое время, по ощущениям ребенка, он и мама являются единым целым. И только пребывание у мамы на руках дает возможность ребенку чувствовать себя реальным существом, а это, в свою очередь, дает ему силы для дальнейшего развития. Речь идет о необходимости для ребенка раннего возраста психологической и эмоциональной поддержки, заботы, внимания и отзывчивости со стороны матери. Ношение на руках, а также грудное вскармливание, совместный сон, естественная гигиена — способы проявления этой заботы и отзывчивости, которые дают ребенку возможность чувствовать себя в безопасности, быстро сообщать маме о своих потребностях и получать помощь в их удовлетворении.

Очень важно уметь носить ребенка правильно, в удобной и безопасной для малыша позе. Способ ношения и его длительность определяют рост скелета и развитие мышечного аппарата. При ношении ребенка нужно следить за тем, чтобы он не слишком уставал и не слишком долго находился в одной позиции. Чрезмерные нагрузки на нижнюю часть спины могут повредить правильному формированию изгибов позвоночника, правильному развитию тазобедренных суставов, росту скелета или развитию мышечного аппарата.

Несколько распространенных вариантов правильного ношения ребенка:

  • Поза «колыбелька». Это самая подходящая поза для новорожденного. Ребенок лежит у мамы на одной руке (вдоль всего предплечья) и придерживается другой. Животик должен быть повернут к маминому животу, голова должна лежать на локтевом сгибе. При держании ребенка основная тяжесть должна припадать на плечи и предплечья, а не на кисти (это необходимо для того, чтобы руки держащего не уставали).
  • Поза «столбик». Это положение, когда ребенок вертикально прижат к плечу взрослого и его держат одной рукой вдоль всей спины. Голова ребенка при этом касается плеча держащего. Основная нагрузка идет также на предплечья. Сначала можно держать ребенка двумя руками, а когда разовьется навык, удобно это будет делать и одной рукой.
  • Поддержка одной рукой, при которой голова ребенка возле плеча взрослого, в кисти руки держатся его ножки. Так ребенка удобно держать при высаживании на горшок или для того, чтобы помыть.
  • Под мышкой одной рукой. На кисти руки держащего лежит голова, а ноги поддерживаются локтем и боком.
  • На бедре. От трех месяцев ребенка уже можно (и полезно) носить на бедре. Такая поза служит профилактикой дисплазии тазобедренного сустава. Ножки в такой позе должны быть разведены, так как ношение с сомкнутыми ножками не очень полезно для развития тазобедренных суставов.
  • Также ребенка можно сажать себе на предплечье и поддерживать его под мышку второй рукой или сажать себе на колени — эти позы, мне кажется, всем известны.

Если ребенок лежит на спине, то поднимать его нужно, беря двумя руками под мышки. Поднимать, беря одной рукой под голову, а другой под спинку или попу, нельзя, так как можно повредить шейные позвонки несинхронизированными движениями рук. Лицом вниз на руки или спиной к маме носить не следует. Также не нужно специально поддерживать голову при ношении ребенка в вертикальном положении — он быстро научится держать головку сам. Если по описанию сложно понять (и это неудивительно), как же правильно носить ребенка, то есть смысл попросить более опытных родителей продемонстрировать, как это делается, или посмотреть видеоролики о правильном ношении.

“РУЧНОЙ ПЕРИОД”

Простыми словами о важности «ручного периода».
«РУЧНОЙ» РЕБЕНОК.

Однажды в поликлинике мы с малышом в слинге стояли в очереди. И со мной разговорилась одна мама с малышом на руках. Она мне говорит: «Вы всё время так носите?» «Да», — говорю. «А мне все твердят, что надо отучать, а то потом тяжело будет. А Вы не боитесь к рукам приучить?»

А я в шутку немного утрирую: «Ясно, а я наоборот стараюсь к рукам приучить. Так ведь нет, просится с рук!» Мама была удивлена и сказала с некоторой завистью: «Надо же, какая Вы молодец, вот и мне кажется, что пока маленький, можно носить…»

На чьей стороне правда? Чья стратегия более эффективна и приятна для ребёнка и для мамы? Приучать или отучать, носить на руках или нет?

Давайте обратимся к мнению классика мировой психологии Эрика Эриксона, который в своей книге «Детство и общество» выделил 8 основных периодов развития человека, первым из которых является период базового доверия.

Согласно теории Эриксона, базовое доверие к миру у человека формируется в течение первого года жизни, и, будучи не сформированным, никогда уже не может быть восполненным. Отсутствие базового доверия к миру — прекрасная база для развития всевозможных «комплексов» и трудностей личного характера, набор которых уже зависит от дальнейших условий жизни. Если несколько упростить модель, человек со сформированным базовым доверием к миру многие «негативные» условия жизни просто не замечает, а с не сформированным — попадает под их воздействие.

Формирование базового доверия основано на соответствии реальности бессознательным ожиданиям и чувству безопасности, а именно — на постоянном присутствии мамы в зоне досягаемости.

Внезапное и непонятное ребёнку исчезновение мамы на первом году жизни ставит под угрозу его чувство безопасности, ощущение, что «все хорошо» (это и есть базовое доверие). А для совсем маленького ребёнка мама исчезает (возможно, навсегда, о ужас!) каждый раз, когда выходит в другую комнату. Чем дольше и чаще отлучки, несоответствующие возрасту, тем больше нарушается чувство безопасности. Чем их больше в более раннем возрасте, тем менее стойкое у ребёнка ощущение безопасности, тем меньше запас доверия, что мама вернётся, а значит, мир безопасен.

А в присутствии мамы ребёнку необходимо находиться у неё на руках. Этому есть психологические и физиологические объяснения, но и без них с этой необходимостью обычно никто не спорит. Мамы интуитивно чувствуют, что ребёнку на руках хорошо, и стараются на руки ребёнка всё-таки брать.

Читайте также:  Детские вредные привычки и как с ними бороться

Но, к сожалению, возникают вполне понятные бытовые трудности: руки, спина устают (и в слинге тоже, хоть и меньше), маме хочется свободы, родные видят, что она устала, и тут начинаются «мудрые советы»: не приучай ребёнка к рукам, потом не снимешь, пожалей себя, отучай от рук пораньше, чтобы потом проблем не было.

Потребность в любви, проявленная в виде потребности быть на руках у мамы (прикасаться к ней), особенно для искуственничков, кстати, — жизненная необходимость у ребёнка до года, такая же, как потребность есть. Если его НАКОРМИТЬ ношением на руках (оно особенно важно именно до года), утолить его голод, он в дальнейшем, сытый, сможет заниматься своими делами, познавать мир, развиваться.

А если его НЕ ДОКОРМИТЬ, не доносить на руках, недодать любви в этом ручном эквиваленте — он всю жизнь будет «ходить вокруг холодильника», а пока не вырастет — вокруг мамы, стараясь ДОПОЛУЧИТЬ. И тут уж оправдаются страхи, что «от рук не отучить».

Когда мы недостаточно носим на руках — мы создаём ажиотаж вокруг рук, ощущение, что этого мало, и этого надо добиваться. Когда мы предлагаем ребёнку круглосуточное нахождение на руках (это, наверное, невозможно, но должна быть внутренняя готовность к этому), малыш возьмет, сколько надо, и займётся собой. Попросится на пол, то есть. Сам. И «отучать» не придётся.

Надеюсь, что кого-то из мам после прочтения этой статьи хватит смелости довериться своей интуиции, а не страхам окружающих, и до года таки додать малышу сполна любви, внимания и рук.

Социализация ребенка с начала ползания до года. Развитие познания

Ребенок начинает знакомиться с пространством пола с 4-5 месяцев, то есть с того момента, как начнет переворачиваться. Сначала он находится на полу по нескольку минут, затем мама увеличивает время, наблюдая за реакциями ребенка, и берет его по первому требованию на руки. На полу ребенок находится на специальном коврике, одеяле или туристической пенке.

Пространство пола создает необходимые условия, побуждающие малыша начать ползать. Перед ним можно раскладывать игрушки, утварь, любые безопасные предметы, до которых ребенок захочет дотянуться. Если в комнате есть мебель с низко расположенными шкафчиками, малыш будет стремиться к ним, захочет их открыть. Всё это стимулирует начало ползания.

Опасные предметы на пути ползунка

Когда ребенок начнет хорошо ползать, ограничивать его передвижения не стоит. Чем большее пространство он освоит, чем больше стимулов будет в его распоряжении, тем более полно будет удовлетворяться его потребность в познании. Можно разложить вещи в шкафчиках так, чтобы в тех отсеках, до которых может дотянуться малыш, располагались только безопасные и недорогие предметы.

Все ценные, хрупкие или опасные вещи, документы и драгоценности лучше всего убрать в недоступные места и предоставить малышу свободу в изучении мира.

Препятствовать ребенку в познании предметов, находящихся в доме, стоит только в случае очевидной угрозы его здоровью. Слово «нет» он освоит позже, когда будет к этому готов.

Если какая-либо опасная вещь попала в руки ребенка, выдергивать её из его рук с возгласами «отдай, нельзя!» и с выражением тревоги на лице не нужно. Ребенок в период ползания еще слишком мал, чтобы понять запрет. Однако он заражается эмоциями родителя и может сильно испугаться, сожмет предмет в руке еще сильнее. Нужно спокойно предложить малышу любую другую вещь в качестве замены, он заинтересуется, протянет ручку и выпустит опасный предмет сам.

А как же гигиена?

Бояться спускать ребенка на пол из соображений гигиены не стоит. «Мусор» во рту – обычное явление у маленького ребенка, который стремится все попробовать на вкус. Малыш всё тянет в рот потому, что чувствительность вкусовых рецепторов на языке в этом возрасте развита гораздо лучше чувствительности пальцев. Пробовать различные вещи на вкус – необходимый этап развития мозга. Чем меньше ребенка ограничивать, тем быстрее он перейдет к следующему этапу, этапу тактильного познания мира.

Но на полу холодно!

То же самое можно сказать и относительно опасений переохлаждения. Температура больше 18 градусов является достаточной для ребенка, находящегося на полу совсем легко одетым. Ползая, ребенок двигается и повышает температуру своего тела. Ползающему (а затем и ходящему) ребенку до трех лет очень полезно дома голопопить.

Мамы часто пугаются того, что при понижении температуры воздуха в доме дети начинают очень часто (до раза в 5-10 минут) писать. Учащенное мочеиспускание – нормальная реакция на понижение температуры, особенно у мальчиков. Через некоторое время все приходит в норму. Обычно дети сами себе не позволяют застудиться, действует механизм саморегуляции организма: замерзнув, ребенок подползет к маме погреться или заползет на теплый коврик. Причины простудных явлений и инфекций нужно искать в другом.

Для здоровья малыша будет лучше, если он познакомится с обувью на твердой подошве как можно позже, когда придет время выходить своими ножками на улицу в холодное время года. Но даже и тогда дома лучше всего ходить босиком, а для первых шагов на улице, если время года позволяет, использовать обувь с наиболее мягкой подошвой, имитирующей босохождение.

Период интенсивного ношения на руках заканчивается!

Практика показывает, что и маме, и малышу, бывает удобно, если во всех тех местах дома, где мама останавливается подолгу, разложить специальные коврики с игрушками. Ползая по комнате, в которой находится мама, малыш периодически забирается на такой коврик погреться и поиграть. Коробку с игрушками можно также носить с собой из помещения в помещение. Но лучше будет, если в каждой комнате ребенка будет ждать свой набор «игрушек» (роль игрушек могут выполнять любые неопасные вещи) – это отвлечет его внимание на более длительное время, а маме поможет беспрепятственно заниматься делами.

Научившись ползать, ребенок большую часть времени бодрствования проводит отдельно от мамы, на полу. Мама берет малыша на руки или сажает в слинг, выходя на улицу, или для того, чтобы куда-то быстро перенести, уложить спать, покормить. Злоупотреблять ношением на руках и в слинге по дому с того момента, как ребенок начнет сам переворачиваться, а уж тем более, ползать, не стоит.

Если мама играет с малышом, лучше делать это вместе с ним на коврике. Конечно, если ребенок вдруг настойчиво просится на руки к маме, его нужно взять, приласкать. Он мог соскучиться, замерзнуть, захотеть есть, чего-то испугаться. Он может быть просто в «дурном» настроении и искать маминого тепла. Дети проводят много времени на руках в случае болезни или стресса, это помогает им восстановить свои силы.

Однако мама должна понимать, что с началом периода ползания перед ребенком встает новая задача: переживание своей «отдельности» от мамы, самостоятельное и активное изучение мира и своих возможностей в нем.

Отсутствие условий для решения этой задачи тормозит личностное развитие ребенка, усложняет его путь к независимости. У мамы на руках малыш лишь пассивно созерцает происходящее, а не активно осваивает среду. Кроме того, уже накоплен опыт наблюдения психомоторного развития детей, мамы которые излишне растягивали «ручной период», постоянно носили малыша в слинге до года.

Зачастую такие дети обнаруживают гипотонус мышц, поздно приобретают навык вставания на ножки, ходьбы. Им неинтересно ползать, на улице их сложно заставить передвигаться самостоятельно, даже если дома они уже ходят. Если в 8-9 месяцев ребенок не может проводить без мамы на полу и получаса, постоянно просится на руки, и это случается не время от времени, а просто по другому и не бывает, то вариантов тут может быть два.

Либо имеет место повышенная тревожность малыша, либо ношение ребенка на руках превратилось в «закоренелую» привычку, изменить которую, на самом деле, подсознательно не стремится сама мама.

В первом случае следует продолжать удовлетворять потребность ребенка находиться на руках вплоть до того момента, когда он перерастет эту проблему. Можно сажать его в слинг или рюкзак за спину и делать дела. Очень помогает снизить уровень тревожности у ребенка не только ночной, но и, как временная мера, дневной совместный сон. Время от времени нужно пробовать спускать ребенка на пол, оставлять его на несколько минут в помещении одного и не брать на руки в тот же момент, как маме покажется, что ребенок недоволен отдельным пребыванием.

Если же ребенок находился большую часть времени на руках в «ручной период», мама соблюдает основные правила ухода за ним, если малыш уравновешен, практически не плачет, его ритмы не сбиты, он здоров, не переживал стресс, то ситуация требует коррекции. Возможно, маме просто удобнее носить ребенка в слинге и делать дела, не отвлекаясь на него, вместо того, чтобы предоставить ему свободу и следить за ним. Она бессознательно настроена на такое положение вещей и ищет в поведении ребенка доказательств этому. Ребенок же, в свою очередь, отвечает маминым ожиданиям.

Сон на улице уже неактуален

В 8-9 месяцев мама уже может выходить с малышом на улицу во время его бодрствования. Малыш изучает окружающий мир, находясь в физиологической переноске, мама показывает ему различные предметы на улице и рассказывает о них. Если мама по каким-то причинам уже не может ходить по улице с ребенком в переноске, ей нужно выбирать коляску, в которой ребенок будет расположен лицом к ней.

Ближе к году, если ребенок уже делает свои первые шаги, нужно стараться предоставлять ему такую возможность и на улице, а физиологические переноски или коляски использовать только в случае крайней необходимости, если ребенок явно устал или маме нужно быстро добраться до пункта назначения.

Ручной период уже давно закончился, поэтому целью родителей является создание условий для развития инициативности и самостоятельности ребенка, а также стимуляция его исследовательского интереса.

Познаем мир через деятельность

Ребенок уже наблюдал за хозяйственной деятельностью мамы в «ручной период», находясь в перевязи, и это способствовало удовлетворению его познавательного интереса. Теперь он может не только наблюдать за мамиными делами, но и пытаться помогать ей, что закладывает основы трудолюбия.

Ребенок усваивает первые социальные нормы, «подражая» маме. Если она с первых месяцев жизни ребенка будет привлекать его к наблюдению и посильному участию в хозяйственной деятельности, практически любая работа впоследствии будет восприниматься им как увлекательная. Ну, и, конечно, наблюдая за мамиными делами, малыш познает мир.

Автор: Анастасия Добровольская

психолог, преподаватель психологии и философии МГУ

специально для информационного портала Мир во мне

Ресурс mirwomne .ru размещает на своих страницах те фильмы и файлы, которые являются общедоступными в сети Интернет.

Информация в фильмах, является максимально значимой для общественного просмотра. Фильмы размещены в варианте просмотра через систему Yandex видео, а также в варианте скачивания файлов для посетителей сайта, не имеющих возможность смотреть фильмы он-лайн из-за низкой скорости передачи.

Если Вы являетесь правообладателем исключительных имущественных прав, включая: исключительное право на воспроизведение; исключительное право на распространение; исключительное право на публичный показ; исключительное право на доведение до всеобщего сведения, и Ваши права тем или иным образом нарушаются с использованием данного ресурса, мы просим Вас обратиться на : infomirwomne@yandex.ru

Все материалы использованные на сайте предоставлены с целью ознакомления. Администрация сайта не извлекает никакой выгоды из размещения данных материалов. Если Вы считаете, что Ваши авторские права нарушены администрация уберёт соответствующие материалы по вашему требованию. Однако, мы предпочли бы рассмотреть другие варианты сотрудничества, как размещение ссылок на ваши ресурсы, особенно на ресурсы позволяющие приобрести, ваши материалы на легальных носителях.

Новости

04.07.2018
Лаврентьева Ирина – доула, консультант по грудному вскармливанию, слингоконсультант

Выезды на дом и в роддома Москвы и МО, в первые дни после родов и позже. Консультирование по всему миру по телефону, он-лайн и в Skype. Поддержка женщин 24/7. Сопровождение в родах (доула) и после. Консультант по грудн

15.06.2018
Смысл брака в том, чтобы приносить радость

Из дневника Государыни Императрицы Александры Феодоровны Супружеская жизнь – самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это самая тесная и самая святая связь на земле. Первый урок, который нужно выучить и помнить – это терпение

15.04.2018
Как научить малыша засыпать без груди?

Наверное, почти все кормящие мамы привыкли укладывать своих малышей спать с грудью. Это так просто и естественно – с периода новорожденности и до тех пор, пока мама готова кормить, у малыша есть такой чудесный способ успокоиться и заснуть рядом с

Подпишитесь на наши новости и рассылки

СПЕЦИАЛИСТЫ ПОРТАЛА:

Пащенко Надежда

Тихонова Юлия

Лаврентьева Ирина

Специалисты

04.07.2018
Лаврентьева Ирина – доула, консультант по грудному вскармливанию, слингоконсультант

Выезды на дом и в роддома Москвы и МО, в первые дни после родов и позже. Консультирование по всему миру по телефону, он-лайн и в Skype. Поддержка женщин 24/7. Сопровождение в родах (доула) и после. Консультант по грудн

06.04.2018
Надежда Пащенко – консультант по грудному вскармливанию

Образование и опыт в области грудного вскармливания Занимаюсь консультированием в области грудного вскармливания с 2001 г. Прошла обучение в центре Рожана, затем работала консультантом, а также преподавателем центра. Повышение квалификациии по

05.04.2018
Юлия Тихонова – психолог, психотерапевт, консультант

Гештальт-терапевт, психотерапевт, психолог, консультант, преподаватель психологии. Работаю с широким спектром вопросов в разных областях психологии: отношения в паре, подготовка к беременности, подготовка к родам, профилактика послеродово

“Ручной” ребенок

Еще каких-нибудь пятнадцать-двадцать лет тому назад молодым родителям внушали, что новорожденного ребенка вредно приучать к рукам — и родителям это осложняет жизнь, и малышей портит, приучает их капризничать.

Ольга Майорова
врач-педиатр, ассистент кафедры пропедевтики детских болезней Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, к.м.н.

Отношение человека к жизни, к окружающей его реальности является одной из важных характеристик личности. И основы мировосприятия любого человека закладываются в первые годы жизни. Для правильного развития ребенка очень важно, в частности, осознание им собственной значимости, которую обеспечивает уверенность в том, что он нужен своим родителям. И самым главным доказательством искренней любви близких для младенца является немедленная реакция на его желания.

Читайте также:  Кризис детей трех лет

Психическое развитие новорожденного

Новорожденный в основном только ест и спит. На втором и тем более третьем месяце в жизнь ребенка входят периоды бодрствования, которые все больше увеличиваются. Сидеть малыш еще не умеет, но желание созерцать окружающий мир у него очень велико, и кроха сообщает вам об этом настойчивыми “просьбами” взять его на руки. Психическое развитие новорожденного ребенка сопровождают следующие очень важные процессы:

  • социальная адаптация – поэтому для полноценного, гармоничного развития малышу необходимо общение с людьми);
  • импринтинг – запечатлевание в памяти младенца впечатлений и образов, воспринятых в первые минуты после рождения наиболее важных объектов;
  • эмоциональное развитие: маленькому ребенку особенно необходимы положительные эмоции
  • они стимулируют развитие его психики, тогда как отрицательные, наоборот, тормозят;
  • интеллектуальное развитие: следует удовлетворять огромную потребность ребенка в новых впечатлениях ненасыщаемость в получении новых впечатлений (остановить этот процесс может только переутомление);
  • необходимость в получении все более усложняющейся информации

Существует очень простой способ, удовлетворяющий практически всем этим требованиям: ЧАЩЕ БРАТЬ РЕБЕНКА НА РУКИ.

Чудодейственный физический контакт

Ношение ребенка на руках способствует развитию у него тактильной чувствительности (чувства прикосновения, осязания). Для малыша эти чувства являются едва ли не главными. Об этом свидетельствует, например, раннее внутриутробное (на 5-6 неделе беременности) формирование тактильных рецепторов (нервных клеток, передающих в головной мозг информацию о прикосновении и осязании), опережающее развитие всех других органов чувств. Тактильные рецепторы не собраны в один орган, как глаз или ухо, а рассеяны по всему телу, особенно их много на кончиках пальцев и губах, меньше всего – на плечах, бедрах и спине. Выделяют несколько видов и типов таких нервных клеток. Одни быстро передают в мозг информацию о касании и отключаются (например, мы быстро перестаем ощущать давление ремешка от часов на руке), другие работают медленнее, но зато длительно посылают сигналы в мозг, где осуществляется их обработка. При этом, ваши действия должны начинаться с одного – подойти к ребенку и взять на руки, что бы переодеть, накормить, укачать, спеть колыбельную песенку (при этом малышу совсем не важно есть ли у вас музыкальный слух) и пр.. Прижавшись к матери, малыш успокаивается, согревается, не тратит время и энергию на крик и плач, а начинает присматриваться и прислушиваться ко всему, что происходит вокруг. Кроме того,

  • Ношение на руках тренирует вестибулярный аппарат (особенно если мама периодически будет ходить по кругу, например, вокруг стола, одновременно совершая плавные движения из стороны в сторону, вверх-вниз и вперед-назад).
  • Наблюдая за артикуляцией матери, слушая ее, ребенок готовится к самостоятельному освоению речи.
  • Малыш может улавливать интонации знакомого с внутриутробного периода жизни голоса, перенимать эмоциональное состояние матери.
  • У молодой мамы снижается тревожность и улучшается настроение (что особенно важно при депрессивном состоянии, наблюдающемся у некоторых женщин после родов).
  • Практический опыт наглядно демонстрирует, что недоношенные дети быстрее догоняют сверстников в развитии, если растут, находясь постоянно в непосредственной близости от матери -на руках: даже ее дыхание способствует стабилизации дыхательного ритма младенца.

Берем на руки – балуем?

Можно ли, часто беря малыша на руки, избаловать его? Если потребности ребенка не игнорируют, не отказывают ему в ласке и тактильном контакте, то это вовсе не означает, что его балуют и плохо воспитывают. Любовь -это не синоним плохого воспитания, тем более, если мы говорим о малыше, которому всего несколько недель. Существует мнение, что до 12 месяцев избаловать ребенка нельзя -до этого возраста все его “капризы” обоснованы потребностями, поэтому взрослый должен во всем потакать малышу. И только по достижении малышом года родители должны выборочно относиться к его запросам -исходя из того, чем они вызваны. С этого возраста малышу уже можно прививать понятие о том, что потребности есть не только у него, но и у окружающих его людей. Во что выливается наша сдержанность Жесткие методики воспитания, согласно которым брать ребенка на руки означает баловать его, игнорируют естественную потребность малыша в постоянном присутствии матери (или того, кто за ним ухаживает). Пропагандируя принцип раннего формирования “самостоятельности”, они имеют существенные отрицательные черты. Во-первых, у ребенка, сознательно отлучаемого от матери, не формируется доверительное, доброе отношение к миру, и это непременно негативно скажется в его взрослой жизни. Во-вторых, ограничение телесного контакта между матерью и малышом не способствует возникновению между ними взаимных чувств. Неудивительно, что ребенок в подобных случаях воспринимается как помеха для привычного образа жизни и обычных дел. А кроха постоянно нуждается в общении и его плач -это призыв ко всем и в первую очередь к маме: “Я голоден!”, “У меня грязный подгузник!”, “Мне трудно уснуть!”. Ведь даже в тех случаях, когда, казалось бы, нет никаких причин для слез, малыш может разразиться обиженным или сердитым плачем -потому что он еще не готов к одиночеству, слишком сильна еще его биологическая связь с мамой. В-третьих, следует иметь в виду, что строгое отношение к ребенку, когда взрослые стараются не показывать своих чувств и эмоций по отношению к чаду, не является залогом хорошего воспитания малыша и его дальнейшей успешности. Конечно, чаще всего у молодой мамы очень много хлопот по дому. Поэтому если она будет часто брать малыша на руки, придется пожертвовать какими-то делами. К тому же носить ребенка на руках еще и физически не очень легко. В общем, при желании причин для сведения телесного контакта с ребенком к минимуму можно найти множество. Здесь необходимо расставить приоритеты и решить, что для вас важнее -ежедневная рутина или развитие ребенка. Если же вы хотите как следует заниматься ребенком и одновременно не запустить быт, поищите себе помощников-союзников, с которыми можно все успеть.

Держим ребенка правильно

Итак, если вы осознали важность непосредственного физического контакта с ребенком и решили применить его на практике, вам осталась самая малость -научиться носить кроху на руках правильно. Как держать ребенка на руках, чтобы не причинить ему вреда? Ведь длительное пребывание крохи в неправильной позе может стать причиной формирования у него в дальнейшем дефектов осанки и искривления позвоночника. Положение малыша на руках у матери (или другого взрослого) прежде всего зависит от его возраста, а также и от того, будет ли он спать или “гулять” вместе с мамой.. До 2-2,5 месяцев (а иногда и дольше) головку малыша обязательно нужно поддерживать, поэтому в горизонтальном положении (лицом вверх) устройте ребенка на вашей руке так, чтобы его затылок лег вам на локоть, спинка -на предплечье, а ваши кисти должны поддерживать попу и бедра малыша. Можно положить малыша на ваше предплечье и животом. В этом случае голова малыша должна оказаться в сгибе локтя, а ваши кисти сомкнутся на животе крохи, и одна рука пройдет между ножками карапуза. Если вы хотите подержать ребенка в вертикальном положении, например для того, чтобы он срыгнул лишний воздух, то поддерживайте ему голову и спинку: одну свою ладонь положите на затылок малыша, предплечьем плотно прижмите его тело к себе. Второй рукой фиксируйте ягодицы крохи. Внимание! Ни в коем случае не присаживайте ребенка себе на руку до уверенного овладения им навыка сидения, что происходит в среднем в возрасте 6-ти месяцев. С 2,5-3 месяцев уже можно носить малыша, повернув его лицом от себя, одной рукой придерживая его на уровне груди, другой -на уровне бедер.

Как облегчить “свою ношу”

Малыш растет, увеличивается масса его тела, и носить кроху долго на руках становится тяжело (особенно после 3-месячного возраста, когда вес ребенка достигает в среднем 6 кг). Здесь могут выручить вас на какое-то время вспомогательные приспособления для ношения детей, например беби-слинг и рюкзачок-“кенгуру”. Беби-слинг -это современная модификация лоскута ткани, которым подвязывают ребенка к матери в некоторых азиатских и африканских странах. ). Беби-слинг обеспечивает тесный физический контакт матери и ребенка и все уже перечисленные преимущества такой близости. Кроме того, с ним при необходимости проще покормить ребенка грудью, находясь на улице или в другом общественном месте, -широкий лоскут ткани укроет от нескромных взглядов; удобно укачивать и убаюкивать ребенка. Носить младенца в лоскуте можно начиная с его рождения и дополутора лет. Все зависит от веса малыша и ваших физических возможностей . Еще очень важно найти оптимальную позицию для ребенка и для мамы, которая обеспечивала бы обоим максимальный комфорт. Основными положениями малыша в беби-слинге являются горизонтальное, с поддержкой позвоночника, и (для более старших детей) приподнятое вертикальное или сидячее, когда ребенок плотно притянут к вам тканью. Рюкзак-“кенгуру” можно использовать только после того, как малыш научится уверенно держать голову и у него окрепнут мышцы. Предпочтение следует отдать рюкзакам с жесткой спинкой. Но все же слишком увлекаться беби-слингом и рюкзаком-“кенгуру” не стоит. Во-первых, малышу все же полезнее лежать на жестком матрасе кроватки или коляски. Во-вторых вряд ли ребенку понравится спать сидя в рюкзаке. И в-третьих, длительное нахождение ребенка в одной и той же позе, обуславливающей неравномерную нагрузку на различные отделы позвоночника, может спровоцировать патологию опорно-двигательного аппарата. Поэтому не рекомендуется держать малыша в Бэби-слинге и “кенгуру” более 40 минут в сутки. Когда ребенок немного повзрослеет, можно практиковать позу, когда малыш сидит на мамином боку, лицом к ней. Преимущества такого положения: у мамы свободна одна рука, а у ребенка отличный обзор. Если маме по состоянию здоровья не рекомендуется брать малыша на руки, то можно чаще класть его к себе на живот, сажать его на колени или поручить эту почетную обязанность папе. Периодически следует оставлять малыша одного в кроватке или манеже -вы ведь тоже устаете от излишнего общения даже с самым приятным вам человеком. Но при этом мама не должна надолго пропадать из поля зрения крохи, Дайте ребенку возможность самостоятельно любоваться или играть игрушками, ощупывать одеяло, изучать собственные кулачки… Это также очень важно для полноценного развития малыша -вряд ли он научится ползать, а затем и ходить, если все время будет находиться на маминых руках. Естественное отлучение от рук Чем ближе возраст полутора -двух лет, тем реже мы носим ребенка на руках. Дети этого возраста все больше стремятся к самостоятельности, активно и неутомимо исследуют окружающий мир. Но все равно они найдут время, чтобы удобно устроиться на коленях родителей, а устав от долгой прогулки, с удовольствием залезают к папе “на ручки” или на шею. В этом возрасте (как и в гораздо более позднем) им все так же необходимы любовь и ласка, внимание и забота, и все так же они нуждаются в физическом контакте с родителями. Причем это в одинаковой степени важно как для девочек, так и для мальчиков. Воспитание мужественности вовсе не должно сопровождаться отсутствием родительской ласки. Ребенок любого пола и любого возраста нуждается в поцелуе мамы перед сном и после пробуждения, в ласковом и успокаивающем объятии. Конечно, воспитание каждого ребенка -это сугубо индивидуальный процесс. Уже в раннем возрасте заметна разница между малышами: одни с удовольствием возятся с игрушками в одиночестве, другие требуют постоянного присутствия матери. Такое поведение обусловлено как особенностями темперамента, характера малыша, так и педагогическим мастерством (или промахами) родителей. Улыбайтесь своему ребенку, будьте внимательны к нему -это позволит вам лучше чувствовать друг друга. Наградой за ваше терпение и любовь будет счастливый, любящий малыш и в дальнейшем ваш “ручной” ребенок сможет стать опорой для вас и собственной семьи.

Чего нельзя делать взрослым, общаясь с ребенком?

  • Постоянно тормошить и тискать ребенка, не считаясь с его состоянием и желанием.
  • Подбрасывать ребенка вверх (часто это делают отцы и дедушки), так как можно уронить малыша и травмировать его.
  • Целовать лицо ребенка, особенно на первом году жизни, чтобы не заразить кроху какой-нибудь инфекцией, например герпесом.

Полезный совет

Для выхаживания новорожденных или маловесных, недоношенных детей особенно хороша “тактика кенгуру”, когда во время дневного сна малыша укладывают маме на грудь (животиком вниз). При этом женщине надо устроиться поудобнее, принять полугоризонтальное положение в кровати или на диване, подложив под спину две-три подушки. В таком положении ребенку комфортно, уютно и проспать он может гораздо дольше. Мама в это время тоже может подремать или почитать книгу.

Ученые утверждают

Американские ученые установили, что прикосновения к телу способствуют лучшему формированию иммунитета, стимулируют центральную нервную систему, выработку гормонов и даже повышают уровень гемоглобина в организме человека. Психологи располагают данными, что те дети, которым не давали плакать в первые месяцы жизни, вовремя устраняли причины дискомфорта, впоследствии выросли более спокойными, чем те, которым предоставляли возможность “наплакаться”.

Это интересно

Известно, что уровень психомоторного развития детей, постоянно находящихся “на маме”, выше, нежели у тех их сверстников, телесный контакт с матерью у которых ограничен (правда, это касается лишь первых лет жизни). К таким выводам пришли исследователи, изучавшие детей в африканских странах, где малыши с рождения находятся на спине у мамы, привязанные к ней платком или куском материи. Причем матери настолько хорошо “чувствуют” своих детей, что даже не пользуются пеленками: в нужный момент они просто достают чадо из лоскута, “высаживают” и после отправления ребенком физиологических потребностей помещают обратно.

Ссылка на основную публикацию