8 причин, почему ваши дети должны играть в видеоигры

10 причин, почему игры важны для развития ребенка

По мнению психолога Питера Грея, правильно организованная игра дает ребенку гораздо больше, чем школьное образование.

Давайте рассмотрим причины, по которым игра является громадным катализатором развития ребенка!

10 причин, почему ребенок должен играть

  1. В игре дети многое успевают: что-нибудь исследовать, самостоятельно найти себе занятие и поскучать, вляпаться в неприятности и из них выпутаться, повитать в облаках и найти новые увлечения, а также почитать те книги, которые хочется, а не те, которые задали.
  2. Дети, которые много играют, психологически более стабильны и реже страдают психическими заболеваниями. Доля детей, страдающих тревожным расстройством и глубокой депрессией, сегодня в 5-8 раз выше, чем в 1950-е, которые психологи называют «золотым веком детских игр». За тот же период процент самоубийств среди молодых людей от 15 до 24 лет увеличился больше чем в два раза, а среди детей до 15 лет — учетверился.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 5 простых игр для развития ребенка из подручных средств
В игре дети учатся всему, что понадобится им во взрослой жизни. Причем в каждой культуре – именно тому, что нужно. К примеру, в некоторых первобытных обществах охотников и собирателей практически все время дети проводят за игрой. Они играют в выслеживание и охоту, в поиск и выкапывание съедобных корешков, в лазанье по деревьям, приготовление еды, строительство хижин и долбленных каноэ.

В Массачусетсе существует особая школа — Садбери Вэлли. Там ученики целыми днями делают все, что захотят — запрещено только нарушать некоторые школьные правила, призванные поддерживать мир и порядок. Школа существует уже 45 лет, и за это время выпустила несколько сот человек. И здесь дети, предоставленные самим себе, стремятся научиться ровно тому, что имеет ценность в нашей культуре: читать, считать и пользоваться компьютерами — и делают это с той же страстью, с которой дети охотников и собирателей учатся охотиться и заниматься собирательством.

Источник: Instagram @pluswonderland

  • Игра в свободном коллективе обеспечивает детям возрастное разнообразие. Как выяснили психологи, игра в смешанной возрастной группе лучше способствует образованию, чем игра сверстников.
  • Игра помогает развивать творческое мышление и нестандартный подход к решению проблем. В так называемых «Тестах творческого мышления Торренса», дети, которые много играют в свободном режиме, показывают на 85 % лучший результат!
  • Игра – лучший способ обретения социальных навыков. Игроки всегда могут выйти из игры, если им не нравится играть. Поэтому каждый, кто хочет продолжить игру, старается удовлетворить не только свои, но и чужие потребности и желания, учится договариваться, искать компромиссы и быть настойчивым, но не слишком авторитарным – то есть приобретает те качества, которые понадобятся ему во взрослой жизни.
  • В игре дети учатся эмоционально и физически справляться с опасностями. Молодые млекопитающие во время игры ставят себя в умеренно опасные ситуации: подпрыгивают, усложняя себе приземление, бегают по краю обрыва, на опасной высоте перескакивают с ветки на ветку. Человеческие дети, предоставленные сами себе, делают то же самое. Они постепенно, шаг за шагом, подходят к самому сильному страху, который могут выдержать.

    Burda Media
  • Игра учит контролировать негативные эмоции. Злость или раздражение в игре может вызвать случайный или намеренный толчок, дразнилка или собственная слабость и неумелость. Но дети, которые хотят продолжить игру, учатся контролировать злость, не выпускать ее наружу, а конструктивно использовать для защиты своих интересов.

    В одном из экспериментов крысятам и детенышам обезьян позволяли участвовать в любых социальных взаимодействиях, кроме игр. В результате оказавшись в не очень опасной, но незнакомой среде, они в ужасе замирали, не в силах преодолеть страх, чтобы осмотреться. Столкнувшись с незнакомым животным своего вида, они либо сжимались от страха, либо нападали, либо делали и то, и другое — даже если в этом не было никакого практического смысла.

    Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

    Что делать, если ребёнок подсел на видеоигры

    Главное правило — не ругайте и не запрещайте.

    Руководитель компьютерной онлайн-школы и отец троих детей.

    Я веду онлайн-группы детей 7–10 лет по программированию и видеоблогингу. В этом возрасте много ребят залипают в играх, так как к началу школьной жизни контроль родителей ослабевает, а влияние сверстников, наоборот, увеличивается. Если ваш ребёнок младше семи лет, статья поможет подготовиться к этому периоду. Если старше — оглянуться назад и оценить, какие советы ещё не поздно применить.

    У меня отучились около 1 000 детей, и примерно половина учеников, которые приходят, — это уже подсевшие на игры ребята. Все рекомендации из этой статьи проверены как на личном опыте воспитания, так и в общении с этими детьми и их родителями.

    Для начала выясним, есть ли у ребёнка такая зависимость:

    1. Он засиживается за играми допоздна, не высыпается, сбивает нормальный режим дня.
    2. Время, отведённое на игры, ограничено, но ребёнок постоянно просит «добавки».
    3. Из-за игр страдает учёба. Школьник делает уроки впопыхах, чтобы побыстрее начать играть, и это сказывается на оценках, например, у отличника появляются неожиданные тройки.
    4. Сокращаются интересы в других областях. Ребёнок бросает все прежние хобби, перестаёт гулять.

    Итак, у нас есть ребёнок, который готов играть, пока не отберут мышку. Что может сделать родитель?

    1. Не ругать. Не запрещать. Не скандалить

    Играющий ребёнок наверняка будет вас раздражать. Даже если вы разрешили ему поиграть, вас будет подмывать сделать замечание в стиле «Зачем ты только на это время убиваешь!» Это заведомо проигрышная тактика: интереса к игре она не убавит, а отношения между взрослым и ребёнком испортит.

    На уроке по программированию на Scratch у меня был ученик Лев, буквально помешанный на игре Shadow Fight. Он настолько в неё погрузился, что даже на занятии пытался достать телефон и поиграть. Первые несколько уроков я боролся: просил выключить и даже выйти из класса на 5 минут. Но ничего не помогало: игра поглотила мальчика.

    Поэтому я решил пойти другим путём и предложил сделать всей группой игру-файтинг на Scratch. Несколько уроков дети рисовали своих героев, делали озвучку, искали картинки в интернете — процесс захватил ребят полностью. Через месяц самодельный Shadow Fight был готов. И, к моему удивлению, Лев легко переключился на создание другой игры. Так мы преодолели его «зависание» на этой теме.

    Это моё учительское наблюдение, но тот же приём вы можете взять на вооружение как родитель. Заход через давление и запрет не сработает. Это лишь создаст стену между вами и ребёнком, и чем он старше, тем быстрее вырастет эта стена.

    Если ребёнок уже играет, последнее, что вам нужно делать, — это капать ему на мозги нравоучениями, отбирать компьютер и менять пароли.

    2. Составить чёткий договор о времени для игр

    Хорошо, ругаться и спорить нельзя. А что тогда делать? Ваша задача как родителя — установить для ребёнка правила, когда и как можно играть. Проще всего договориться о длительности игры: к примеру, 1 час в день за домашним компьютером.

    Чтобы не было ситуаций в стиле «Я не знал, что час уже прошёл, поэтому продолжал играть», научите ребёнка ставить будильник на телефоне или заводить онлайн-таймер. Я в детстве пользовался кухонным таймером, который звенел на всю квартиру, оповещая, что пора освободить компьютер. Мои дети пользуются сайтом OnlineTimer. Они не играют, но любая работа на компьютере у нас в семье лимитирована: 8-летнему ребёнку полагается 25 минут, 11-летнему — 40 минут. Когда таймер зазвенел, нужно сделать перерыв.

    Договор советую дополнить условием:

    • «…если сделаны уроки на завтра»;
    • «…если мама или папа разрешили»;
    • «…если в комнате порядок»;
    • «…если вымыта посуда» и подобными.

    Однако не заносите все дела по дому в ваш договор, иначе это будет похоже на сказку про Золушку, которой разрешили поехать на бал после невыполнимого объёма работы. Что вам важнее? Уроки на завтра в сочетании с вашим разрешением могут подойти для детей, которые ходят в школу. Порядок в доме — тем, кто учится дома.

    И обязательно согласуйте «магическую фразу» с другими взрослыми — супругом, бабушкой. Правила должны быть поняты всеми одинаково, чтобы не было такого, когда добрый папа приходит усталый с работы и всё разрешает, лишь бы дети отстали.

    Иногда всё идёт не по плану:

    • К ребёнку пришли гости, и они вместе засели играть на 3 часа.
    • Ребёнок играет у друзей, потом приходит домой и играет свой разрешённый час.
    • Играет на смартфоне в школе.
    • Забыл завести таймер и играл 2 часа не вставая.

    В таком случае первое, что нужно помнить, — это совет номер один: не ругайте, не запрещайте, не скандальте. Разберитесь, это разовый сбой или ваш договор с ребёнком составлен неудачно? Пересмотреть правила и утвердить заново — это нормальная практика.

    3. Предложить полезные компьютерные увлечения

    Часто дети, которые «подвисают» на играх, имеют выраженный технический склад ума. Предложите ребёнку современные компьютерные хобби.

    Программирование компьютерных игр

    По моему опыту этот вариант лучше всего подходит крепко «зависшим». Scratсh — хороший вариант для новичков. Это визуальная среда, где дети учатся программировать, перетаскивая блоки. Первую игру на Scratch можно создать за 20 минут. Что-то посложнее — собрать через 2–3 недели занятий. За пару месяцев можно овладеть хорошим набором инструментов, чтобы сделать любую игру на свой вкус.

    Для детей старше 10 лет и с опытом создания игр на Scratch подойдёт среда PyGame для составления игр на языке Python. Следующей ступенью может стать формирование трёхмерных игр в среде Unity.

    Как видите, это долгосрочное увлечение: начав с простого, можно постепенно охватывать более сложные инструменты.

    Видеоблогинг

    Ведение собственного видеоблога на YouTube — это полезное компьютерное хобби для ребят постарше. С девяти лет ребёнок вполне сможет освоить базовые приёмы видеомонтажа (например в программе с простым интерфейсом Movavi).

    Выпуск ролика — сложная задача, которая прокачивает технические (съёмка, монтаж), креативные (идеи для видео, постановка кадра) и организационные навыки. Даже если ребёнок не будет вести видеоблог регулярно, это по крайней мере станет прививкой от «зависания» в играх и на YouTube.

    По правилам YouTube, заводить свой канал можно только с 13 лет. Дети младшего возраста могут публиковать видео только под вашим контролем. Однако вне зависимости от того, исполнилось ребёнку 13 лет или нет, расскажите ему про базовые правила безопасности в онлайне: не сообщать никому свой адрес, телефон и информацию о родителях. Если появляются сомнения, как ответить на комментарий, можно ли снимать свою комнату и что показывать в кадре, пусть ребёнок сначала обсудит это с вами.

    Обработка фото

    Эта деятельность может заинтересовать ребёнка тем, что в соцсетях он будет выкладывать не однообразные селфи, а красивые отретушированные фотографии. Хороший шанс выделиться из массы одинаковых страничек и начать собирать подписчиков вне круга друзей.

    Просто купить книжку «Основы монтажа» и подарить ребёнку — не вариант. Скорее всего, это он забросит сразу. Поэтому подбирайте интересный формат обучения.

    По опыту скажу, что детям важны такие вещи:

    • Модная тема. Программирование на Scratch лучше, чем на Pascal. Видеоблогинг интереснее основ режиссуры.
    • Преподаватель, который может увлечь и не забрасывает скучной теорией.
    • Группа ребят — чем больше, тем лучше. В офлайн-кружке будет 5–10 человек, в онлайн-группе может быть 40–50 учеников.
    • Регулярные уроки. 2 часа занятий в неделю — оптимальный вариант, чтобы поддерживать интерес и видеть свой прогресс.
    Читайте также:  Работа и воспитание детей - советы работающим родителям

    4. Следить за собой

    Критически оцените своё поведение: как вы обращаетесь с гаджетами? Бывает, что мы требуем от детей избавиться от привычек, которые сами же и демонстрируем. Тревожный сигнал, если вы найдёте себя в одной из ситуаций:

    • Не отрываетесь от телефона за едой.
    • Не ложитесь спать без четырёх серий любимого сериала или пары успешных рейдов в онлайн-игре.
    • Играете на смартфоне в очереди или на обеде в офисе.

    В этом случае вам нужно сначала разобраться со своей тягой к гаджетам.

    Узнайте ❌

    5. Сменить окружение ребёнка

    Если все одноклассники не выпускают из рук смартфоны, ничего удивительного в зависимости от игр нет. А теперь представьте, что ваш ребёнок общается с детьми, которые не залипают в видеоигры, а, например, что-то мастерят. Или собирают головоломки на скорость. Или снимают фильм. В такой среде ребёнок вряд ли станет играть: влияние окружения слишком велико, чтобы выделяться.

    Поищите компанию детей, которые собираются хотя бы раз в неделю, общаются и делают что-то совместно. Это может быть:

    • Клуб под руководством взрослого. Не кружок, где жёсткое расписание занятий, а именно клуб, куда дети могут прийти на 2–3 часа, чтобы пообщаться с друзьями и поработать над совместным проектом. Например, авиамоделирование ближе по духу к клубу, чем кружок по программированию.
    • Компания детей по «некомпьютерным интересам»: настольным играм, головоломкам, занятиям спортом.
    • Спортивная секция. В отличие от первых двух вариантов, здесь ребёнок сможет участвовать в турнирах и соревнованиях. Командные виды вроде хоккея или футбола отлично подойдут.

    Большой плюс правильной компании — то, что она будет сама регулировать ребёнка. Вам не нужно уговаривать и следить за посещаемостью — он сам будет ходить в клуб или секцию с удовольствием.

    6. Придумать семейное хобби

    Необязательно отправлять ребёнка подальше от дома, чтобы он забыл про компьютерные игры. Вы можете подобрать такое хобби, в котором тоже будете активно участвовать.

    Первый вариант — домашние увлечения. Что-то связанное с рукоделием или моделированием: вязать, валять из шерсти, плести из резинок или бисера, складывать оригами, клеить модели, паять схемы — интересных занятий очень много.

    Пробуйте

    Второй вариант — совместные поездки и посещения музеев, парков развлечений, экскурсий. Поручите ребёнку поискать в интернете интересные места, а на себя возьмите организацию семейного мероприятия. Новые впечатления обеспечены.

    7. Научить справляться со скукой без помощи игр

    Иногда дети садятся за видеоигры, чтобы убить время. Стало скучно — включил компьютер и развлёкся. Хорошо бы научить ребёнка находить себе занятие без гаджетов. Ему самому сложно это сделать, поэтому помогайте на первых порах: «Найди интересную книгу на этой полке, и почитаем вместе», «Выбери настольную игру, и мы в неё поиграем».

    Это поможет сделать первый шаг в преодолении скуки. Возможно, в следующий раз скучающий ребёнок начнёт читать, не дожидаясь вас.

    Чтобы он каждый раз не мучился с выбором занятия, запишите возможные идеи досуга. Выберите время и составьте с ребёнком список, чем можно заняться, когда стало скучно. Например:

    • посмотреть старый фотоальбом;
    • сделать упражнения на ловкость с мячом;
    • выйти погулять;
    • выбрать, куда сходить на выходных;
    • придумать, что подарить маме, папе или дедушке на ближайший день рождения;
    • написать письмо или позвонить бабушке.

    Можно оформить список в виде карты мыслей:

    Это были советы родителям детей, подсевших на игры. Если коротко, план такой: не конфликтуйте, введите временные ограничения для игр и помогите с выбором альтернативы. Удачи и понимания вам в семье.

    5 причин, по которым те, кто хорошо играет в компьютерные игры, могут гордиться собой

    Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
    что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
    Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

    Привет, меня зовут Катя, мне 34 года, и последние 10 лет я убиваю радиоактивных тараканов в Убежище 101, отстреливаюсь от хедкрабов, бегаю от зомби, а еще летаю на разные космические станции. Со мной все в порядке: просто я обожаю компьютерные игры.

    Более того, вся моя семья увлечена разными стрелялками и стратегиями в реальном времени: два сына и муж с удовольствием играют в разные игры. Добро пожаловать в нашу геймерскую банду.

    И я, пользуясь возможностью, предоставленной мне AdMe.ru, решила разобраться в том, как влияют видеоигры на нас, геймеров. А заодно развеять парочку мифов о вредном воздействии этих самых игр на подрастающее поколение. Привет, мам, я знаю, ты читаешь это.

    В свободное от игр время мы ведем вполне себе обычную жизнь: ходим в гости, на работу, в кино и даже занимаемся спортом. Несмотря на все это, бабушки, дедушки, друзья и случайные знакомые твердят мне, что компьютерные игры — зло. Нет, не так — ЗЛО. По прогнозам моей мамы, мы обязательно одичаем, а у детей испортится зрение и появятся дурные наклонности.

    Предупреждение: данный пост не пропагандирует компьютерную зависимость. Автор осознает важность воспитания детей и не перекладывает эту ответственную функцию на производителей 3D-игр. Кроме того, игры имеют ряд медицинских противопоказаний, с которыми необходимо ознакомиться.

    1. 3D-игры улучшают когнитивные способности и увеличивают объем памяти

    В ходе эксперимента, проведенного в 2015 году нейробиологами из США, 69 человек были разделены на 3 группы: одни играли в Super Mario 3D World, другие проходили двухмерную Angry Birds, а 3-я группа в течение 2 недель вообще не имела дела с компьютерными играми.

    В результате ученые пришли к выводу, что люди, игравшие в Super Mario, показали самые высокие результаты, когда требовалось запоминание больших массивов информации, и могли быстрее принимать решения в критических ситуациях.

    Американские психиатры Кен, Глейч и Лоренц провели масштабное исследование, посвященное игре Super Mario, и пришли к выводу о том, что если играть в нее по 30 минут в день в течение 2 месяцев, то мозг буквально вырастает. В процессе игры происходит стимуляция роста серого вещества в областях мозга, имеющих решающее значение для ориентирования в пространстве (гиппокамп), стратегического планирования и оперативной памяти человека.

    Благодаря этому открытию было установлено, что компьютерные игры могут использоваться в качестве профилактики и лечения посттравматических расстройств, шизофрении и нейродегенеративных заболеваний.

    2. Компьютерные игры помогают преодолеть стресс

    Большинство ученых, которые занимаются изучением влияния игр на молодежь, утверждают, что время, проводимое за компьютером, растет год от года. Американские киберпсихологи поставили эксперимент с целью найти связь между частой игрой в видеоигры и ожирением, депрессией и даже снижением успеваемости в школе и колледже. Но результаты показали, что такой связи не существует, и это притом, что 10 % опрошенных уделяли играм не менее 35 часов в неделю.

    Напротив, была выявлена зависимость между играми и последующим улучшением настроения. Компьютерные игры помогали студентам и школьникам преодолеть стресс, возникающий в процессе учебы, и расслабиться.

    Голливудский актер Вин Дизель также не пренебрегает подобным приятным и улучшающим настроение занятием и делится с поклонниками роликами с записью своей игры в World of Warcraft, причем путешествия по фэнтезийному миру стали семейным делом: гражданская супруга Вина увлеченно рубится с ним в WoW.

    3. Компьютерные игры эффективно снимают физическую боль

    В 2012 году в журнале American Journal of Preventive Medicine была опубликована статья, которая обобщила целых 38 исследований. И все они сходятся в одном: видеоигры облегчили лечение пациентов. Секрет в том, что погружение в мир компьютерной игры действует как анальгетик на взрослых и детей с острой и хронической болью.

    Кроме того, очки виртуальной реальности способствуют снижению тревожности у маленьких пациентов, которым предстоят неприятные медицинские процедуры. Такой эффект достигается не просто отвлечением маленького пациента от реальности: ученые утверждают, что игры влияют на то, как мозг воспринимает боль.

    4. Игры помогают в адаптации детей с дислексией

    Недавно итальянские ученые из Университета Падуи доказали, что игры в жанре action помогают детям в возрасте от 7 до 13 лет повысить скорость чтения и концентрацию. Это особенно важно для ребят, которые страдают дислексией — нарушением способности к чтению и письму при общей способности к обучению.

    В течение 10 дней счастливые дети вместо уроков играли в Rayman Raving Rabbids по 80 минут в день, и в результате выяснилось, что читали они точно так же, как и те, с кем занимались опытные педагоги по традиционным методикам.

    Исследователи считают, что быстрый темп игры, характерный для action-игр, стимулировал детей сохранять концентрацию в течение долгого времени и читать быстро сменяющие друг друга тексты на мониторе.

    5. Три НЕ

    • Компьютерные игры не провоцируют жестокость. О том, что шутеры провоцируют агрессивное поведение, говорилось на самом высоком уровне: Верховный суд США и правительство Австралии обращались с заявлением об опасном влиянии жестоких игр на неокрепшие детские умы. Однако 3-летние исследования, проведенные в Стетсонском университете, доказали, что антиобщественное поведение у подростков возникает под влиянием насилия в семье, депрессии и дурного примера плохой компании. А игры тут ни при чем.
    • Компьютерные игры не вызывают привыкания. Все недавние опасения о возможности возникновения пристрастия к видеоиграм основаны не на научных фактах, а на истерике в массмедиа. Само понятие «пристрастие» выглядит неточным, а увлеченность играми не имеет ничего общего с наркоманией, ведь химической зависимости развиться не может. Исследователи утверждают, что люди, которые слишком много времени проводят за компьютером, не имеют навыков эффективного тайм-менеджмента либо пытаются уйти от уже существующих проблем (чувство вины, беспокойство и так далее).
    • Дети, увлеченные играми, не сидят безвылазно в 4 стенах. Крупномасштабное исследование, проведенное в 4 городах Голландии, показало, что дети, располагающие возможностью играть в сетевые MMORPG, проводили на улице больше времени, чем неиграющие. Секрет прост: у современных детей виртуальное общение быстро перерастает в реальное. Так что игры — это еще и инструмент социального взаимодействия, а также возможность найти единомышленников.

    Бонус: хирурги-геймеры

    Интеграция видеоигр в общество принимает просто циклопические масштабы. В стороне не остались даже хладнокровные врачи. Согласно исследованию, проведенному учеными из США, навыки, приобретенные в компьютерных action-играх, помогли хирургам-лапароскопистам лучше проводить операции. По полученным данным, хирурги, которые играли в Top Gun не менее 3 часов в неделю, допускали на 37 % меньше ошибок, а также накладывали швы гораздо аккуратнее, чем их неиграющие коллеги.

    От автора

    Лучший подарок на день рождения.

    Взрослые люди, которые играют в игры, не такая уж большая редкость, просто вы не знаете об этом. Благообразный бухгалтер сражается с пиратами в онлайн-стратегии, а какой-нибудь инженер в свободное от работы время отстреливает 3D-монстров. Об этом почему-то не принято рассказывать, ведь игрушки — развлечение для детей. Или нет?

    Для меня компьютерные игры стали окном в другой мир, возможностью почувствовать себя кем-то другим. Сегодня ты Лара Крофт, которая бесстрашно карабкается по отвесным стенам, а завтра — маленький робот, которого судьба-злодейка забросила на космическую станцию. В игре я могу позволить себе то, на что никогда не решусь в реальной жизни. А если что-то не получится, всегда ведь можно начать заново.

    Как насчет вас, дорогие друзья: вы рубитесь в стрелялки или больше любите стратегии? А может, вы никогда не играли в компьютерные игры и предпочитаете другие способы проведения досуга?

    Как видеоигры влияют на развитие ребенка

    Немного истории

    Индустрия видеоигр – быстрорастущий рынок: в 1985 году он имел оборот в 100 миллионов долларов, а в 1990-м – уже 4 миллиарда. Как этой индустрии удалось достичь такого успеха? Когда это началось? До 1980-х гг. у нас было то, что мы называем устаревшими компьютерными играми, а также реализуемые на коммерческом рынке монетные автоматы с играми и домашние консоли.

    Читайте также:  Пошаговая инструкция усыновления ребенка

    Почти сразу после североамериканского кризиса индустрии компьютерных игр 1983 года (масштабного спада, ударившего по рынку) Nintendo Entertainment System спровоцировала рост популярности видеоигр, продолжающийся и по сей день. За годы, прошедшие после, индустрия расширилась и разделилась на многочисленные категории. Есть казуальные, серьезные и образовательные игры, существующие в различных формах: от консолей до ролевых онлайн-игр и самого нового, расцветающего рынка мобильных игр. В 2013 году оборот мировой индустрии в целом составил 93 миллиарда долларов.

    Как все это отражается на наших детях?

    В Америке 81% подростков играет минимум раз в месяц. 8,5% из них – игроманы. В среднем подросток от 8 до 12 лет тратит на игры 13 часов в неделю, подросток от 13 до 18 лет – 14 часов в неделю. Поскольку игры занимают значительное место в жизни детей, трудно оградить их от них полностью, – да и так ли уж это необходимо? Учитывая разнообразие типов игр, нелегко понять, плохи они в целом или хороши. К счастью, есть много исследований и информации по теме, которую легко найти.

    Негативное влияние видеоигр

    Как уже было сказано, типы игр довольно разнообразны. Предполагается, что они влияют на различные аспекты жизни ребенка. Есть много образовательных игр, но, если говорить о реальности, что выберут дети: обучающую игру или ту игру, где можно убивать зомби или водить машину на бешеных скоростях? Согласно исследованию Дебры Бакмен и Жанны Фанк, «видеоигры со сценами насилия одинаково популярны среди мальчиков и девочек вне зависимости от социальных показателей». Некоторые опрошенные девочки предпочитают образовательные видеоигры, но в любых возрастных группах игры с насилием не теряют свои лидирующие позиции.

    Исследования говорят о негативном влиянии агрессивных видеоигр на молодое поколение. Сандра Кэлверт и Сью-Лян Тан написали работу о молодежи, в которой сравнили влияние на человека игр со сценами насилия и без них. В исследовании говорится, что «студенты, игравшие в агрессивные игры, ощущали ускоренное сердцебиение, головокружение и тошноту, и высказывали более воинственные мысли после теста, чем те, кто играл в другие игры». Хотя эти данные не фиксируют реальный рост агрессии, но они говорят о поведенческих изменениях, включающих боле агрессивный стиль действий.

    Другой негативный аспект видеоигр связан с тем, что дети проводят за ними больше времени, чем за физическими занятиями на улице. Они играют 13-14 часов в неделю, а не изредка. Проводя так много времени за приставкой или компьютером, дети выпадают из социальной жизни. Они, вероятно, уже реже выходят на улицу и участвуют во внепрограммных занятиях, что мешает им встречать новых людей и заводить друзей. Упомянутые Фанк и Бакмен провели еще одно исследование о влиянии видеоигр на детей, и в нем проверялось их самоопределение. Результаты показали, что «у мальчиков (но не у девочек) выраженное пристрастие к одной из трех разновидностей игр с насилием связано с низким уровнем самоопределения в одной или нескольких важных для развития областях, включая учебу, межличностные отношения и поведенческие навыки». Этот вывод заставляет задуматься о том, что этих мальчиков необходимо отвлечь другими вещами, поскольку они упускают развитие социально значимых факторов, обеспечивающих человеку успех.

    Наконец, рассмотрим очевидную причину того, почему видеоигры идут во вред развитию ребенка, – ожирение. Согласно исследованиям Центра по контролю и профилактике заболеваний, в 2009-2010 гг.12,1% детей в возрасте от 2 до 5 лет страдали ожирением, в возрасте от 6 до 11 – 18%, от 12 до 19 – 18,4%. Это лишь проценты, и они не охватывают всех детей, страдающих от избыточного веса. Что послужило причиной подобного явления? Я могу сказать: то время, которое дети сейчас проводят за видеоиграми, является одним из факторов. Проводя так много свободного времени за компьютером или приставкой, они совсем не стремятся выйти на улицу и заняться тем, что сделает их физическую форму приемлемой с точки зрения здоровья. Дети сейчас настроены лениво и больше не хотят играть на улице.

    Позитивное влияние видеоигр

    Исследования показывают, что видеоигры могут быть полезны для определенного количества когнитивных функций, а также развивать социально. Первоочередной момент, который выделяют эти работы, – следование указаниям в играх крайне важно. Чтобы достичь прогресса, человеку сначала нужно изучить все данные, ограничения и составляющие игры. Когда игрок сталкивается с новым вызовом, он должен устранить проблему, чтобы найти решение. Это актуально для образовательных и интеллектуальных игр, а также для игр вроде РПГ. Когда человек не может продвигаться дальше с тем, что он уже знает или умеет, ему необходимо придумать новые комбинации и объединить старые навыки с новыми, чтобы преодолеть препятствие в виде уровня или необходимости поиска. В связи с этим игрок может улучшить умение стратегически мыслить и предвидеть, управлять ресурсами (симуляторы), ориентироваться по карте, распознавать образы, разрешать спорные ситуации, читать (инструкции, диалоги и т. д.) и рассчитывать нужное количество (с помощью образовательных игр, где надо распределять финансы, покупать и продавать для извлечения прибыли).

    Геймеры также привыкают к многозадачности. По мере усложнения игр им приходится чаще совмещать цели, отслеживая все меняющиеся элементы и объединяя идеи. Игры к тому же увеличивают скорость мышления. Согласно исследованию ученого-когнитивиста Дафны Бавелье из Университета Рочестера, любители видеоигр лучше приспособлены к окружению, а также быстрее опознают друзей в толпе и улучшают ежедневно необходимые навыки, такие как вождение и чтение мелкого шрифта. Видеоигры значительно уменьшают время реакции человека без потери точности не только в процессе прохождения, но и при принятии верных решений в реальном мире. Такое воздействие на скорость восприятия стало причиной того, что даже американская армия использует на тренировках военные симуляторы и провозглашает их эффективность.

    Видеоигры также улучшают координацию глаз и рук, двигательные навыки и пространственное мышление. К примеру, в шутерах игрок отслеживает свое положение, направление, скорость, цель, результаты и многое другое. Мозг обрабатывает всю эту информацию, а затем передает рукам, поскольку все действия в игре выполняются посредством контроллера или клавиатуры. Эти навыки можно применять и в ситуациях реального мира, например при проведении хирургической операции.

    Наконец, игры – это форма стимуляции, обучающий опыт и социальная активность. Причина, по которой игры кажутся людям такими привлекательными, в том, что они, как правило, соблюдают верный баланс между наличием сверхзадач и активной ролью игрока (в отличие от телевидения). Это поощряет человека в стремлении к целям. И давайте не будем забывать, что многие проекты, как, например, Rise of Nations или Age of Mythology, носят образовательный характер, предлагая много информации из области науки, политики, истории, культуры. А такие игры, как симуляторы пилота, предназначены для отработки практических навыков.

    Мир игр крайне популярен. Таким образом, играть – значит проявлять социальную активность. Интересно, что почти 60% завзятых геймеров играют с друзьями, 33% – с братьями и сестрами, а 25% – с партнерами или родителями. Многие игры требуют от участников команд совместных усилий, тылового прикрытия, товарищества и частого взаимодействия.

    Как и многое другое в современном мире, понятие видеоигр весьма противоречиво. Граница между безопасной для здоровья и чрезмерной «дозировкой» игр размыта, особенно если учесть, что они вызывают такую сильную зависимость, как утверждают исследования. Со стороны родителей было бы благоразумно регулировать эти вопросы. На некоторых семьях полное исключение видеоигр сказалось бы положительно, но в случае с другими (зависит от отношения к играм в конкретном окружении) это может привести к социальной изоляции детей, лишению источника радости и, возможно, средства когнитивного развития.

    Как бы то ни было, открывая дверь добру, мы также откроем доступ и злу, дающему детским умам путь в область насилия, отнимающему свободное время и приводящему к риску ожирения. Важно, чтобы родители контролировали, какими разновидностями игр интересуются их дети. В том числе нужно знать описание и жанр игры. Возрастной рейтинг также находится в открытом доступе. Умелое использование этой информации поможет родителям принять решение с умом.

    Сначала уроки, потом компьютер: почему запрещать игры детям — большая ошибка

    Учитель литературы старших классов Артем Новиченков написал для «Афиши Daily» колонку, в которой рассуждает, почему пользы от видеоигр едва ли не больше, чем от книг, и зачем позволять ребенку играть ровно столько, сколько ему хочется (и даже до поздней ночи).

    Литературовед, писатель, лектор культурной платформы «Синхронизация», куратор Павильона Книги на ВДНХ; ведет курсы повышения квалификации для учителей «Фоксфорд». Автор телеграм-канала о литературе, хип-хопе и школе «Говорящий тростник».

    «Сначала уроки — потом компьютер!» — сколько раз школьником я слышал эту фразу? Уроки я, конечно, делать не любил. А играть в Counter-Strike любил очень. И только спустя десять лет, закончив университет и став учителем литературы, я понял, как опасна эта фраза и что нужно делать, чтобы видеоигры не были камнем преткновения в отношениях между родителями и детьми.

    Мама, я геймер

    В детстве моей главной страстью были спортивные симуляторы — NBA, NHL, FIFA. Я не просто играл, но и комментировал все матчи, проводил по дороге в школу воображаемые утренние ток-шоу с лучшими игроками, а вечером брал интервью у героев прошедших матчей. Это был целый мир, в котором я нередко спасался от школьной тирании и неполадок в семье. Уже спустя более чем десять лет я понял, что это увлечение предопределило мою жизнь. Я в раннем возрасте решил идти учиться на спортивного журналиста и даже поступил на ТВ-кафедру факультета журналистики, но позже пересмотрел свои интересы и предпочел телекамере книги.

    Компьютер у меня появился позже, чем у одноклассников, — в конце 7-го класса. Его покупка была обусловлена образовательными целями (спасибо школе!). Тогда я познакомился с миром новых игр. В 8–9-х классах мы с товарищами не отлипали от онлайн-шутера Counter-Strike: Source. И для меня это был важный момент социализации. С нами по сети играли русские ребята из Германии, Голландии, США и других стран, некоторые были намного старше нас, и все это время мы общались, не только о тактике и хедшотах — мы обсуждали подростковые проблемы, делились опытом. Запретных тем не существовало, и во всем этом было что-то настоящее. Нам казалось, что мы будем играть в «Контру» спустя и десять лет, и двадцать, уже со своими детьми.

    Но в старших классах в моей жизни появились книги и глубоко укоренились в ней. На это повлияло несколько факторов. Сменилась учительница литературы, которая давала нам достаточно свободы, мы могли выбирать, что читать, говорить и писать. А в семье меня никогда не принуждали к чтению. К шестнадцати годам для себя я прочел мало, а из школьной программы — только «Горе от ума». Однако за 11-й класс я съел больше двухсот книг и наверстал упущенное. Но это был уже мой выбор, а не родителей или учителей. Компьютерные игры отошли на второй план, я увлекся хип-хопом, который гармонично сочетался с литературой. Когда поступил в университет, видеоигры исчезли из моей жизни на восемь лет.

    Получив диплом, я пошел работать в школу. Дети периодически спрашивали меня: «Артем Николаевич, почему вы не играете в видеоигры?» Я говорил, что мне это неинтересно, хотя с удовольствием (и даже с жадностью) в гостях у друзей играл в FIFA или Counter-Strike. Я убеждал себя, что перерос игры. Но дети убедили меня в обратном. Я с удовольствием слушал их рассказы о сюжетах «Ведьмака», The Last of Us и понимал, что целый пласт современной культуры проходит мимо меня. Дети вообще заставляют меняться. Благодаря им я начал смотреть сериалы, в том числе «Игру престолов», и ознакомился с русским ютьюбом. Истина проста: хочешь понимать подростков, говорить на их языке — интегрируйся, потребляй то же, что и они. Процесс интеграции завершился этим летом, когда я купил PlayStation 4 и телевизор (которого у меня несколько лет не было). Видеоигры вернулись в мою жизнь, теперь они сосуществуют в гармонии с семейной жизнью, работой, книгами и творчеством.

    Читайте также:  Вредны ли одноразовые памперсы?

    Лучше бы он книжки читал

    Почему читать книги — это хорошо, а играть в видеоигры — плохо? Этот стереотип сложился из предпосылок, имеющих разные истоки. Первая связана с тем, что литература в России — главное искусство, а мы литературоцентричная нация. Неслучайно только литературу так глубоко изучают в школе. Не кинематограф, живопись или музыку, а именно литературу. Видеоигры вообще в России не принято рассматривать как направление в искусстве. Хотя в других продвинутых странах к играм относятся гораздо серьезнее Привет! Не повезло — здесь промокода нет. Ищите дальше, они точно еще есть в других материалах! . Вторая предпосылка связана с представлением о том, что книги — это серьезно, а игры примитивны. На самом деле сложность сюжета, глубина персонажей, философский подтекст и актуальная проблематика видеоигр сегодня дадут фору многим книгам. А вариативность подачи нарратива, которые предоставляет формат видеоигры, просто невозможна в книге или кинематографе. Одно из главных нарративных преимуществ видеоигр — возможность влиять на сюжет и совершать сложный моральный выбор.

    Читая книгу, мы ничего не выбираем. В романе, за исключением нескольких постмодернистских произведений, судьба героев заранее известна и прописана. Во многих видеоиграх от ваших решений зависит судьба персонажей, и порой приходится выбирать из двух зол меньшую. Убить собаку или оставить умирать в мучениях? Убить насильника и убийцу или пощадить? Поддержать сына-революционера или выбрать сторону правительства и уничтожить его? Причем последствия могут быть непредсказуемыми. И путь, который, как казалось, должен привести к добру, приносит лишь смерть и разочарование. Эта виртуальная ситуация выбора позволяет игроку сымитировать выбор реальный. И понести за него условную ответственность. И мне кажется, что для среднестатистического подростка, который в своей жизни почти не принимает решений, видеоигры — отличный тренажер, который может закрывать самые разные потребности.

    У истории с книгами и видеоиграми есть и другая сторона медали. Если ребенок целый день читает книги — это так же ненормально, как если бы он целый день играл в компьютер. Но первый случай родители часто предпочитают не трактовать как проблемный, а вот во втором бьют в колокола, пугая ребенка «игровой зависимостью» и походом к врачу, хотя существование такого типа зависимости до сих пор остается под вопросом. В случае как с книгами, так и с видеоиграми подростковый эскапизм не лечится путем запрета. У любой проблемы есть причина. И если ребенок проводит в виртуальном пространстве всю жизнь, значит реальность его чем-то кардинально не устраивает и в этом стоит разобраться. Видеоигра — отличное зеркало, в котором можно разглядеть своего ребенка. А можно не разглядеть, просто разбив его. Но отражение ведь никуда не денется.

    Играть нельзя наказывать

    Сегодня мир видеоигр поражает воображение. Видеоряд, сюжеты, герои, озвучка. От этого действительно тяжело оторваться. И каждый раз, играя матч в FIFA или эпизод в Beyond: Two Souls, я совершаю выбор. Но мы всю жизнь совершаем выборы. В подростковом возрасте чаще всего его делают за нас — родители и учителя. И приоритеты расставляют обычно тоже родители Привет! Не повезло — здесь промокода нет. Ищите дальше, они точно еще есть в других материалах! . Но на деле от условия «сначала уроки, а потом компьютер» больше вреда, чем пользы. Во-первых, родитель решает за подростка, лишая его права выбора, а значит, и несения ответственности за этот выбор. Во-вторых, это условие выстраивает иерархию, в которой уроки/чтение/помощь по дому — наказание, а игры — поощрение. Вряд ли родитель преследует такой результат, но на деле получается именно так: после каждого подобного условия мотивация учиться/читать/помогать падает, а награда становится все более желанной.

    Так что же делать? Оставить его в покое? Пусть проиграет всю жизнь? Нет, ребенок нуждается в родителе. И хочет быть интересен родителю. Можно поинтересоваться, во что он играет. Как играет? Кому сопереживает? Какие эмоции испытывает? Почему это для него важно? Что именно его не отпускает? Об этом можно поговорить или можно просто понаблюдать за игрой. А если заинтересует — то и поучаствовать, но не стоит имитировать интерес. Фальшь хуже всего. Игра может быть неинтересна, но ведь ребенок интересен. И помочь понять его может в том числе игровая приставка. Это еще один инструмент, с помощью которого можно что-то узнать о ребенке или выстроить диалог. Ошибка большинства родителей, покупающих приставку, в том, что они покупают ее ребенку и сами не смотрят в ее сторону. А многие используют приставку как инструмент манипуляции или как средство от скуки. А между тем на приставках есть игры и для всей семьи. В конце концов, если ребенок предпочитает игру в приставку, а не семейные посиделки, значит, последние проигрывают в конкурентной борьбе, и что-то пора менять. Подростку интереснее уничтожать зомби или решать квесты, чем обсуждать новости вашей жизни.

    Сегодня перед родителями стоит трудная задача: они вынуждены быть интересными своим детям сверх голого жизненного опыта, которого уже не хватает, который оказывается неактуален, и родитель не может ответить на вызовы, с которыми встречается подросток. В отличие от предыдущих поколений нынешнему авторитет нужно заслуживать, а для этого требуется предпринимать усилия. И все чаще родитель уступает игровой приставке или ютьюб в борьбе за внимание ребенка. Или родитель вообще не борется, потому что это проще — меняться всегда тяжело.

    Если в семье хорошие отношения, но подросток все равно заигрывается до ночи, забывает об обещаниях и вынуждает маму с папой срываться, родителю не остается ничего, кроме информирования. Дайте возможность ребенку выбирать. «Если поздно ляжешь, тяжело будет вставать в школу, на уроках будешь разбитый, на тренировку пойдешь уставший», — вот что стоит донести до ребенка. Если он предпочтет сделать по-своему, на следующий день он сам будет нести ответственность за свой выбор. И на второй, третий раз ляжет вовремя. Но уже сам. Проверено на личном опыте, ибо именно так информировала меня мама, когда я засиживался до ночи. Обычно подросток четко понимает, в чем он неправ, его мучает совесть за каждое нарушенное обещание и мелкую ложь. Мучается, конечно же, только в том случае, если уважает родителей. Кроме того, перспектива сна подростку кажется скучной и, безусловно, проигрывает лишнему получасу путешествия по фантастическому миру. Нужно понимать, что дети играют в игры, потому что это их игры, их выбор, не навязанный старшими или школой.

    Почему дети играют в компьютерные игры: 4 причины

    Почему дети играют в компьютерные игры? Вы возвращаетесь домой после тяжелого рабочего дня. Заходите домой, но кроме краткого приветствия вы больше не можете ничего «выдавить» из своего ребенка, потому что он слишком занят игрой за компьютером. Вы до сих пор не понимаете, чем же игры так привлекательны? Иногда кажется, что бы вы не делали, ребенок просто хочет играть без остановки, все больше и больше. Не спал и не ел бы, а только играл.

    Что случилось? Почему он так увлечен игрой? Я помню время, когда был ребенком. Иногда прогуливал школу, чтобы сбегать в ближайший компьютерный клуб и провести там 3-5 часов. Я бы играл дольше, но не было карманных денег. Оглядываясь назад, я нашел несколько основных причин, почему нам нравится играть в компьютерные игры.

    Они замещают наши неудовлетворенные потребности для развития, значимости и общения.

    Почему дети играют в компьютерные игры: 4 элемента игровой привлекательности

    Игры позволяют убежать от реальности. Чтобы не перегореть, иногда нужно отвлекаться, а виртуальная реальность — действенный и доступный способ сделать это. У многих детей и подростков проблемы с учебой, друзьями или в отношениях. Конечно, они ищут способы отвлечься (отдохнуть) от несправедливой к ним жизни. Одни находят убежище в книгах, другие в наркотиках (сигареты, алкоголь), третьи — сериалах.

    Детям это не так интересно, и, к счастью, недоступно, поэтому они выбирают игры.

    Перейдём к причинам игровой привлекательности.

    Видеоигры социальны. Многопользовательские онлайн-игры устроены так, что игрокам нужно вступать в кооперацию с другими людьми, чтобы достичь общих целей. Они формируют команды, кланы, гильдии — все ради достижения одной большой цели. Во многом возможности внутриигрового общения дублируют функции социальных сетей и мессенджеров. Если вы думаете, что ребенок закрыт и ни с кем не общается, а только играет в компьютерные игры, скорее всего, это не так.

    Видеоигры сложные. Они ставят перед игроками конкретные цели, а также снабжают необходимыми инструментами для их достижения. Это дает иллюзорное ощущение целеустремленности, мотив для продолжения игры снова и снова. Это наделяет смыслом жизнь молодого человека, который он не нашел ни в одном из занятий в реальной жизни.

    В детстве я не понимал, зачем я должен ходить в школу, сидеть на уроках, учить непонятные для меня исторические даты и математические формулы. Для чего это всё нужно? Какой в этом смысл? В компьютерных играх детям просто и понятно объясняют, зачем необходимо делать определенные вещи, какими навыками необходимо овладеть и какой будет на выходе результат.

    Компьютерные игры четко показывают постоянное, измеримое развитие. Играя, ребенок видит результаты своего труда.

    С течением времени в любом случае игрок становится сильнее. В реальной жизни бывают моменты роста, а бывают и падения.

    Разработчики игр стимулируют своих игроков играть, а у детей много свободного времени, вот они и играют.

    Уровень прогресса и игровые достижения имеют чёткое количественное и качественное измерение. Этот цикл построен на отношениях обратной связи: вы всегда получаете награду за приложенные усилия: чем их больше, тем больше награда. В жизни мы развиваемся не так прогрессивно, скорее линейно и скучно, а для детей это практически незаметно.

    Понимание основных мотивов, побуждающих вашего ребенка проводить так много времени в виртуальном мире, помогут вам найти такие же стимулы для развития его навыков в реальной жизни.

    Смотрите на проблему не с позиции осуждения, а с позиции поддержки и понимания. Если постоянно ругать ребенка за то, что он играет, это даст обратный эффект. Стремитесь наладить доверительные отношения.

    Надеюсь, вы поняли, почему дети играют в компьютерные игры. Следующий шаг — обсудите, для чего лично он играет. Уверен, вы уже говорили на эту тему, но я хочу, чтобы вы поговорили не с позиции порицания, а из любопытства. Используйте описанные выше причины как компас, который поможет вам сориентироваться и вместе придумать, чем это можно заменить.

  • Ссылка на основную публикацию