8 причин, чтобы привить ребенку правильные ценности

Воспитание ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Воспитание ребенка
  • Нравственное воспитание детей: основные этапы и советы родителям

Моральное развитие ребенка не менее важно, чем физическое или психическое, поэтому родители должны привить ребенку моральные ценности с раннего возраста

Нравственное воспитание детей: основные этапы и советы родителям

Елена, мать 8-летнего Жени, рассказывает, что однажды ее сын принес из школы новую ручку. Он сказал, что нашел ее на полу в классе, и поэтому взял себе. Елена объяснила Жене, что так поступать нельзя и сказала отдать ручку учителю, чтобы он выяснил, кому она принадлежит. Сначала Жене это не понравилось, но, когда Елена объяснила, почему будет правильно отдать ручку ее владельцу, он согласился.

Родители и учителя должны учить ребенка моральным принципам и объяснять ему, какие поступки являются правильными, а какие – нет. Понимание нравственного поведения и умение поступать правильно во многом зависит от окружения, в котором растет ребенок, а также от его эмоциональных, познавательных, физических и социальных навыков.

Рассмотрим основные этапы нравственного развития детей и попытаемся разобраться, как родители могут привить ребенку моральные ценности.

Что такое нравственность

Нравственность – это способность видеть разницу между правильными и неправильными намерениями, мыслями, поступками и поведением. Родители должны привить ребенку эти понятия – это основная цель всего процесса воспитания. Нравственное развитие ребенка связано с понятиями о морали, которым ребенок учится с младенчества и на протяжении всей взрослой жизни.

Этапы нравственного развития детей

Нравственное развитие ребенка происходит постепенно, начиная с младенческого возраста до подросткового и старшего возраста. Рассмотрим подробнее основные этапы этого процесса:

1. Младенчество

Младенцы не понимают моральных принципов. Их понимание правильного и неправильного зависит от их чувств и желаний. Проведя 9 месяцев в утробе матери, младенец ожидает, что мать и дальше будет удовлетворять его потребности. От того, удовлетворяются ли эти потребности, зависит то, как младенец понимает правильное и неправильное:

  • чувства голода и одиночества причиняют ребенку дискомфорт, поэтому он считает их неправильными;
  • когда мама заботится о ребенке, обнимает и кормит его, он делает вывод, что это правильно, а если мама не отвечает на его потребности, чувствует страх и делает вывод, что это неправильно.

2. Раннее детство (2–3 года)

В этом возрасте ребенок начинает понимать, что у других людей тоже есть права и потребности. Однако он еще не осознает разницы между правильным и неправильным. В возрасте 2–3-х лет малыш может чувствовать вину и придерживаться нравственного поведения, основанного на эмпатии. Основываясь на реакции родителей, ребенок понимает необходимость слушаться их, так как:

  • ребенок знает, что забирать игрушки у младшего брата – плохо, потому что за это родители могут его наказать;
  • он не понимает, почему нельзя толкать сверстников, но знает, что будет за это наказан;
  • ребенок обычно придерживается установленных правил, чтобы избежать наказания.

3. Дошкольный возраст (3–5 лет)

В этом возрасте ребенок перенимает семейные ценности. Отметим некоторые закономерности этого процесса:

  • поскольку правила и нормы необходимы для дисциплины в семье, они становятся важными и для ребенка;
  • ребенок ожидает, что родители или другие взрослые возьмут на себя контроль над ситуацией;
  • он понимает роли ребенка и взрослого и ожидает, что взрослые будут его контролировать;
  • он понимает, что поступки влекут за собой последствия;
  • позитивное воспитание позволяет устанавливать связь с ребенком, и он ведет себя хорошо. Если такой связи нет, ребенок будет поступать, исходя из своих чувств, до тех пор, пока его не поймают на плохом поведении.

4. Школьный возраст (710 лет)

С семилетнего возраста дети начинают сомневаться, так ли непогрешимы родители, учителя и другие авторитетные люди. Особенности этого этапа таковы:

  • ребенок четко понимает, что он должен и что не должен делать. Он хочет принимать участие в установлении правил;
  • у ребенка развивается чувство справедливости, он понимает необходимость правил;
  • он понимает, что у детей есть свои права. Он рассматривает правила, исходя из того, подходят они ему или нет.

5. Подростковый возраст (11–16 лет)

По мере того, как ребенок приближается к взрослому возрасту, он начинает развивать свои собственные моральные ценности, анализируя и подвергая сомнению ценности, которые прививают ему родители:

  • подросток расширяет горизонты своих моральных принципов и видит правила как набор социальных ориентиров, приносящих пользу всем;
  • он ценит правила, но обсуждает их;
  • подросток проявляет интерес к тому, что полезно для общества, поскольку в этом возрасте он развивает способность к абстрактному мышлению;
  • он начинает понимать, что его решения влияют и на окружающих людей;
  • подросток хочет, чтобы сверстники его принимали, для этого он может менять свои моральные принципы;
  • таким образом, мнение ребенка меняется от «я делаю так, потому что считаю это правильным» до «я делаю так, потому что так принято в моей семье» и далее – «я делаю так, потому что это правильно».

Нравственное развитие ребенка – более сложный процесс, чем усваивание семейных ценностей. Психологи предлагают различные теории, объясняющие этот процесс.

Теория нравственного развития Жана Пиаже

Швейцарский психолог Жан Пиаже, чьи работы были посвящены детскому развитию, утверждал, что в своем нравственном развитии дети проходят два основных этапа.

Первый этап, который длится до семилетнего возраста, называется гетерономия. На этом этапе моральные принципы навязываются ребенку. После семи лет постепенно начинается новый этап – автономия.

Пиаже отмечал, что нравственное развитие ребенка зависит от его познавательных способностей. Соответственно, он разделял процесс нравственного развития на такие стадии:

Сенсомоторная стадия (до 2-х лет):

  • ребенок понимает мир в соответствии с развитием моторики;
  • он получает новый опыт через физическое взаимодействие: смотрит на объекты, хватает их или кладет в рот;
  • ребенок усваивает «постоянство объектов»: он понимает, что предметы существуют, даже когда он не может их увидеть, услышать или схватить.

Дооперациональная стадия (от 2-х до 7 лет):

  • у ребенка не развита способность к децентрализации, т. е. все его действия исходят из убеждения, что его потребности кто-то должен обеспечить;
  • у него недостаточно развита логика, чтобы проводить умственные операции;
  • мышление ребенка эгоцентрично, т. е. он не способен понять точку зрения другого человека.

На первых двух стадиях ребенок не способен различать то, что принадлежит ему, и то, что принадлежит другим. Следовательно, все его действия направлены на удовлетворение собственных потребностей, поэтому он проявляет беспокойство по этому поводу.

Стадия конкретных операций (7–11 лет):

  • у ребенка не развита способность абстрактно рассуждать;
  • во время этого процесса у ребенка сильно возрастает психическое представление объектов;
  • вследствие развития познавательно-символической сферы ребенок быстро осваивает язык;
  • у ребенка уменьшается эгоцентризм.

Стадия формальных операций (11–12 лет):

  • ребенок начинает рассуждать абстрактно;
  • у ребенка развивается физическое и психическое представление объектов.

На стадиях конкретных и формальных операций ребенок может видеть вещи со стороны. Он понимает важность сотрудничества, взаимности и равенства. В этот период он переходит от гетерономии к автономии.

Теория нравственного развития Лоренса Кольберга

Американский психолог Лоренс Кольберг предложил теорию нравственного развития, в соответствии с которой выделил следующие этапы:

  • Этап 1: ориентация на наказание и послушание. Маленькие дети ведут себя правильно, потому что они боятся тех, кто обладает властью, и следуют правилам, чтобы избежать наказания;
  • Этап 2: эгоизм/индивидуализм. Ребенок считает правильными действия, удовлетворяющие его потребности, а иногда и потребности других. Взаимность на этом этапе не связана с привязанностью или справедливостью;
  • Этап 3: хороший мальчик/хорошая девочка. Правильное действие в понимании ребенка – то, которое нравится окружающим и впечатляет их. Ребенка волнует то, какое впечатление он производит на окружающих, с помощью хорошего поведения он ищет одобрения;
  • Этап 4: ориентация на закон и порядок. Правильное поведение означает выполнение своего долга, подчинение социальным нормам себе во благо и уважение к власти;
  • Этап 5: ориентация на социальный контракт. Ребенок признает универсальные принципы, права и социальные нормы. Кроме социально принятых норм, правильные действия основываются на личных ценностях и убеждениях;
  • Этап 6: ориентация на универсальные этические принципы. Правильные действия определяются совестью человека в соответствии с выбранными этическими принципами.

Первый и второй этапы Кольберг называл доконвенциональной моралью, третий и четвертый – конвенциональной, а два последних этапа – постконвенциональной моралью.

Теория нравственного развития Кэрол Гиллиган

Кэрол Гиллиган, ученица Лоренса Кольберга, заметила, что исследование Кольберга касалось только нравственного развития мальчиков и мужчин. Она утверждала, что нравственное и психическое развитие женщин и мужчин отличается. Мужчины рассматривают мораль с точки зрения правил и справедливости, а женщины – с точки зрения заботы и отношений. Кэрол Гиллиган выделяет такие этапы нравственного развития:

  • на доконвенциональной стадии цель ребенка – выживание;
  • затем ребенок обретает чувство ответственности за других;
  • на конвенциональной стадии ребенок развивает самопожертвование;
  • затем ребенок воспринимает себя как личность и теперь пытается вести себя не хорошо, а правильно;
  • на постконвенциональном этапе ребенок понимает необходимость не причинять вреда себе и другим.

Теория нравственного развития Берреса Скиннера

Теория Берреса Скиннера основывается на принципах бихевиоризма:

  • внешний мир имеет решающее значение для формирования нравственности ребенка;
  • главный инструмент нравственного развития – социализация.

Существует несколько теорий о нравственном развитии ребенка. Суть их заключается в том, что на этот процесс влияют родители и окружение ребенка.

Роль родителей в нравственном развитии детей

Дети учатся морали у самых близких им людей. Чтобы помочь в этом ребенку, родители могут предпринять следующие шаги:

  • мотивируйте ребенка действовать в рамках приемлемых норм;
  • определение и признание эмоций на ранних этапах поможет ребенку понять, что вы ему сочувствуете;
  • хвалите ребенка каждый раз, когда он проявляет позитивное поведение и демонстрирует правильное моральное поведение. Так ребенок поймет, чего от него ожидают;
  • ваши дети внимательно наблюдают за вами. Придерживайтесь правил, которым вы учите ребенка, показывайте ему хороший пример.

Кроме того, чтобы стать хорошим примером для подражания для вашего ребенка, вам следует научить его правильным с моральной точки зрения моделям поведения.

Как привить ребенку моральные ценности

Привить ребенку какие-либо моральные ценности непросто. Предлагаем несколько советов по этому поводу:

  • объясните ребенку моральные принципы, которые, по вашему мнению, имеют первостепенное значение;
  • расскажите ребенку, как плохое поведение влияет на других и на него самого. Например: «Если ты говоришь неправду, однажды тебе никто не поверит»;
  • обсудите с ребенком гипотетические ситуации, чтобы он оценил свои мысли и принял решение. Например: «Представь, что над твоим другом издеваются в школе. Как бы ты поступил?»;
  • объясните ребенку, что хорошие поступки имеют хорошие последствия;
  • убедитесь, что вы выполняете свои обязательства и обещания, данные ребенку, и проявляете доброту к нему;
  • подавайте ребенку хороший пример высокоморального поведения;
  • поощряйте занятия, которые учат ребенка нравственности.

Занятия, развивающие нравственность у ребенка

Чтобы проявить в ребенке его лучшие моральные качества, предложите ему поиграть в индивидуальные, групповые и развивающие игры. Игры могут научить детей сотрудничеству и равенству, так как:

  • групповые игры (например, прятки, бег наперегонки и т.д.) учат детей честности и важности следования правилам;
  • через групповые игры дети понимают, что следовать правилам нужно не для того, чтобы избежать наказания, а потому что это правильно и этично;
  • игра в крестики-нолики хорошо подходит для маленьких детей. Играйте в нее с ребенком, чтобы показать, что вы можете быть с ним на равных;
  • эта игра помогает детям понять, что они могут брать на себя ответственность за некоторые свои действия и решения и что не все зависит от других людей.

Нравственное развитие ребенка не менее важно, чем физическое и психическое. Вам не нужно ждать, пока ребенок вырастет, чтобы объяснить ему моральные нормы. Начинайте с раннего детства и станьте для ребенка хорошим примером. Так ребенок сможет перенять ваши моральные ценности и сделать их неотъемлемой частью своей жизни.

Настоящие ценности – залог счастливой и успешной жизни в социуме

Современные дети загружены максимально. В школе они изучают множество дисциплин. За школьной дверью их ждут родители, чтобы отвести на кружки или спортивные секции. Очень часто можно увидеть, что ребенок одновременно занимается математикой, языками, посещает уроки рисования и плавание.

Родители делают все, чтобы воспитать всесторонне развитую личность. К сожалению, в этой гонке они не всегда успевают научить ребенка самому главному – человечности!

Стремясь дать своему чаду самое лучшее воспитание и образование, нельзя забывать об истинных ориентирах. Именно правильные жизненные ценности ребенка являются залогом того, что малыш успешно реализует себя, вырастет достойным членом общества, будет жить в согласии с собой и окружающими, найдет применение своим умением, а значит, и свое место в жизни. Формирование ценностей у детей занимает важную роль в процессе воспитания.

С какого возраста можно начинать вести с ребенком беседы о морали?

Приобщение к нравственным и культурным ценностям должно начинаться с ранних лет. Основы этики ребенок впитывает в семье. До 3-4 лет он еще не воспринимает себя как отдельного индивида, полностью перенимая установки близких, копируя их поведение и манеру общения. То, как дальше будут развиваться события, зависит от постоянных отношений в семье.

По мере взросления для ребенка все большую роль начинают играть собственная совесть и мнение окружающих. Прямые конкуренты родителей в борьбе за авторитет у ребенка – его друзья, одноклассники, развлекательная индустрия, СМИ. Именно поэтому родителям необходимо рассказывать малышу о том, что такое хорошо, начиная с того периода, когда их авторитет еще неоспорим.

Почему так важна система ценностей для каждого человека?

Формирование нравственных ценностей у детей необычайно важно. Первый важный урок, которому ребенка должны научить папа и мама, – любить себя. Возможно, родители, воспитанные в духе и по канонам старого времени, с этим требованием поспорят. Однако для сохранения духовного здоровья ребенка данную аксиому нужно принять.

Психологи пришли к мнению, что нельзя научиться доверять окружающим, а значит, жить в гармонии с социумом, если ты не любишь и не принимаешь себя.

Осознание ценности собственной личности приходит в детстве через безоговорочную родительскую любовь, полное принятие и внимание. Способами выражения такой любви являются зрительные и тактильные контакты, языковые и мимические сигналы. Чаще обнимайте своего ребенка, разговаривайте с ним, берите на руки, сажайте на колени, улыбайтесь ему. Именно это и есть настоящие жизненные ценности. Внимание необходимо вашему сыну или дочери как воздух.

Ухаживая за своим малышом, чаще смотрите ему в глаза и, самое главное, улыбайтесь. Улыбка – самый сильный инструмент формирования привязанности. Человеку без сформированного чувства привязанности к родителям очень трудно находить общий язык с окружающими.

Некоторые мамы и папы придут от прочитанного в негодование: а как же спартанское воспитание, дисциплина и объективность? Нельзя же увлекаться всеми поступками своего чада!

Детские психологи не говорят о полном отсутствии критики. Критиковать нужно правильно. Если и критиковать, то не личность, а конкретный поступок малыша. Причем обязательно взамен предлагать альтернативное решение вопроса, объяснять, почему лучше действовать иначе. Только в таком случае критика не вызовет протеста, а пойдет на пользу.

Как формируются ценности у детей?

Какие существуют ценности в настоящее время? Например, правильные коммуникативные навыки помогают ребенку стать успешным человеком в современном мире. С одной стороны, необходимо иметь свою точку зрения и уметь ее отстаивать. С другой – нужно учитывать мнение окружающих. Для этого крайне важно осознавать связь со своими близкими как основополагающую ценность. Понимание данной ценности приходит с развитием привязанности. Когда ты ценишь общение с близким человеком, подсознательно пытаешься делать все, чтобы не огорчить его без веской причины и не оборвать связь.

Главное – оставаться эмоционально открытым для ребенка, не стесняясь говорить о своих чувствах к нему. Доверие всегда порождает доверие. Так называемое «Я-общение» воспитывает эмпатию и способность сопереживать.

Находясь в согласии с собственным Я, ребенок не только начинает понимать свои потребности, но и учится находить для их выражения социально допустимые возможности. Родителям по силам как помочь своему чаду в поисках себя, так и усложнить эти поиски, навязывая ему свои убеждения и ориентиры.

Папа и мама должны научиться с рождения видеть в своем ребенке личность, а значит, признавать его право на самоопределение и на ошибки, предоставлять ему возможность самостоятельно делать выбор. При этом они должны оставаться открытыми для просьб о помощи. В таком случае можно быть уверенным, что чадо не свернет на кривую дорожку, попав под негативное влияние окружения.

Каким основным ценностям нужно научить ребенка?

Для успеха в жизни крайне важна способность к коммуникациям – без продуктивного общения большой успех вряд ли возможен. В основе такого общения лежат гармоничные отношения с близкими людьми и с самим собой.

С развитием привязанности в семье ребенок начинает ценить межличностные связи. Один человек не станет огорчать другого без серьезных причин, если дорожит отношениями. Говорите ребенку, что вы его любите и уважаете, не стесняйтесь проявлять свои чувства и эмоции, будьте открыты для общения. Если вы доверитесь ребенку, то он проявит ответное доверие, что будет способствовать развитию способности к сопереживанию.

Иногда очень сложно понять собственные потребности, еще сложнее найти возможность их удовлетворения. Упрощают процесс понимания налаженные отношения со своим Я. Здесь родители могут помочь ребенку, уважая его границы и личностное пространство, предоставляя право выбора, а также право на ошибку. И еще один важнейший момент: ребенок должен знать, что он в любой ситуации может обратиться к вам за помощью. Таким образом, он будет меньше поддаваться чужому влиянию.

Психологами доказано, что залогом ответственного отношения к жизни является осознание глубинной связи с окружающим миром. Поэтому очень важно проводить с детьми время на свежем воздухе. Таким образом, вы сформируете духовные ценности в жизни сына или дочери.

Сделайте семейной традицией выезды в лес с ночевкой, организуйте турпоходы, гуляйте в парке, привлекайте детей к уходу за комнатными растениями. Если ваш ребенок с детства полюбит природу, проникнется красотой окружающего мира, то сам захочет эту красоту оберегать.

Запомните: для детей очень важны семейные традиции. Совместные активные игры на природе или разговор по душам у костра лучше и действеннее любых воспитательных бесед.

Если хотите поговорить о морали, заходите издалека. Например, вместе с ребенком посмотрите подходящий по теме фильм и предложите обсудить его главную идею, поищите мотивы поведения героев. Вместо фильма можно взять произведения классической литературы.

Хорошая семейная традиция – литературные вечера. Устраивайте их регулярно. Можете даже записаться на курсы скорочтения и посещать их всей семьей. Обсуждайте книги, дискутируйте о поступках героев. Так вам удастся ненавязчиво привить детям правильные нравственные ориентиры.

Настоящие ценности – залог успешного будущего вашего ребенка. Привить их под силу каждому родителю. Главное – видеть в своем ребенке личность, оставлять за ней право самостоятельно принимать решения и просто быть для него хорошим другом. И тогда ваш малыш вырастет яркой индивидуальностью со своими моральными и нравственными ориентирами.

10 правил Басты, которые помогут привить ребенку истинные ценности

38-летний Василий Вакуленко, известный под псевдонимом Баста, вместе со своей супругой Еленой воспитывает двоих дочерей: 9-летнюю Марию и 5-летнюю Василису. И если на сцене артист ведет себя довольно жестко, в семье Баста – любящий отец и настоящий друг для своих наследниц.

Недавно он выпустил детскую книгу о летучей мышке Бэлле, в написании которой ему помогала вся семья. Теперь рэпер решил поделиться своими правилами воспитания дочерей, которые могут помочь и другим родителям.

1. Быть тем, кем является на самом деле

Василий признался, что не питается казаться для дочерей лучше, чем он есть на самом деле. Артист старается быть честным и открытым, считая это залогом доверия.

Родители часто рисуют детям одну картину мира, а потом обманывают, лгут, изменяют друг другу. Дети всё это чувствуют. В воспитании главную роль играет личный пример, и я хочу показать дочерям, что такое преодоление. Детей возможно и уболтать, и уговорить, но в 13-15 лет они столкнутся с глобальным отрицанием, конфликтом, потерей идентичности, отсутствием взаимопонимания с окружающим миром. И если между вами нет честности и близости, вы не сможете в этот момент стать для ребёнка другом и поддержать его.

Instagram @elena_pinskayavakulenko_

2. Дать ребенку детство

Василий воспитывался в жестких условиях: мама постоянно работала, а бабушка держала внука в «ежовых руковицах».

Во время моего взросления, с 7 до 15 лет, я не совсем понимал, кто я, куда идти, на какие эмоциональные маяки опереться. Мама много работала, а мне был нужен друг — просто человек, который был бы рядом, несмотря ни на что. Я с раннего возраста всё понимал: знал, как манипулировать, как обманывать, как быть удобным своим родителям, как быть милым.

Теперь артист делает все возможное, чтобы девочки не повторили его опыт.

Instagram @elena_pinskayavakulenko_

3. Вложить в ребенка, что он не «пуп земли»

Одним из главных качеств, от которого следует избавиться по мнению звезды, это эгоизм. Дети не должны считать себя центром вселенной и уважать других людей.

Ребёнок привязан к своему эго просто по причине рождения. Он делает это не потому, что плохой, а потому что у него нет другого опыта. Цель его существования — максимально притягивать внимание к себе. Но если это не побороть в себе, то будет и одиночество, и инфантилизм, и эгоцентризм. Сейчас много говорят о том, что мы упустили молодёжь. Но это не мы в целом, а конкретные люди!

Рэпер рекомендует родителям не перекладывать свою ответственность за воспитание детей на других людей.

Instagram @elena_pinskayavakulenko_

4. Участвовать в жизни ребенка

Василий все время контактирует со своими детьми: целует перед сном, здоровается утром, выходит на видеосвязь, если находится далеко.

Когда я долго в туре, Лена рассказывает, что папа сейчас работает. Это объяснение — важный момент, чтобы они понимали, как я участвую в их жизни. Объяснения делают это участие более осознанным.

Instagram @elena_pinskayavakulenko_

5. «Завоевать» интерес ребенка

В какой-то момент рэпер осознал, что присутствует в жизни дочерей меньше обычного. Девочки немного отдалились от отца, и ему пришлось «завоевывать» их интерес. Тогда артист написал сказку.

Каждый вечер ровно в восемь я приходил домой и рассказывал им новую историю про летучую мышку Беллу, необыкновенную, ни на кого не похожую. Если я был на гастролях, Лена включала им аудиозапись с моим рассказом. И так полгода! Это было очень тяжело, я ведь не писатель. Мне приходилось писать в телефоне десятки памяток с именами героев и их характеристиками. А потом мы решили сделать книгу — и это стало нашим общим делом, всей семьи. Девочки принимали участие на каждом этапе — это нас очень сблизило.

Instagram @elena_pinskayavakulenko_

6. Объяснить ребенку роль мамы

Ежедневную рутину в семье артиста взяла на себя его супруга Елена. Она следит за всем – от питания до школы. Развлекательную часть берет на себя Василий. Когда он остается наедине с детьми, то объясняет им о том, как нелегко их маме.

Я стараюсь объяснять дочерям, что мама делает тяжёлую работу, чтобы у нас всё было. Что она прикладывает очень много усилий.

Instagram @elena_pinskayavakulenko_

7. Быть авторитетом для детей

И хотя контролировать свои эмоции родителям зачастую нелегко, Баста никогда не кричит на дочерей, не обижает и не унижает их.

Если моя дочка болеет, меня это мучает. Я не могу выносить их плач вообще. Я, человек со сложной внутренней организацией, эмоционально всё это переживаю. Я по жизни человек, который должен всё контролировать, но иногда сложно отстаивать поставленные мной же задачи в воспитании.

Instagram @elena_pinskayavakulenko_

8. Очертить границу: взрослый-ребенок

Баста нашел способ объяснить дочерям, что нельзя говорить матерные слова. Девочки понимают, что существует весомая разница между взрослыми и детьми.

Глупо говорить детям, что мата не существует — они всё равно его услышат. Зато можно объяснить, что они пока не умеют такими словами пользоваться. Я старшей дочери так объяснил: предложил ей сесть за руль машины. «Вези меня», — говорю. И она: «Ну как я повезу, я же водить не умею». И вот тут я ей сказал, что есть такие взрослые слова — они как эта машина, которой ты не умеешь управлять. И она всё поняла.

Instagram @elena_pinskayavakulenko_

9. Говорить с детьми о достатке

Мария и Василиса понимают, что их папа – звезда, но не ощущают никаких «привилегий», связанных с этим фактом. Рэпер объяснил детям, что популярность – это результат каждодневных трудов, а не чудо.

Я очень много говорю с ними о достатке. О том, что они имеют и какова цена этого. Что значит социальное неравенство. О том, что деньги — это не первой важности вещь.

Instagram @elena_pinskayavakulenko_

10. Любить детей

В разговоре с журналистами портала «mel.fm» Баста заявил, что нужно любить своих детей, несмотря ни на что. Быть рядом с ними даже в непростые моменты.

Я встречал людей, которые отказывались от своих детей за то, что они совершили проступок… Мне жаль этих людей. Жаль. Я причинил много боли своей матери. Но она никогда меня ничем не попрекнула. Она говорила: «Делай, как чувствуешь». И её система сработала! То, чем я занимаюсь всю свою жизнь.

КАК ПРИВИТЬ РЕБЕНКУ ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос человеком, достойным уважения, помните, в первую очередь сами родители должны иметь духовные ориентиры и быть примером для детей. Дети склонны повторять наши поступки, но далеко не всегда прислушиваются к словам. Поэтому мой первый и важный совет родителям: вам самим нужно развиваться

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос человеком, достойным уважения, помните, в первую очередь сами родители должны иметь духовные ориентиры и быть примером для детей. Дети склонны повторять наши поступки, но далеко не всегда прислушиваются к словам. Поэтому мой первый и важный совет родителям: вам самим нужно развиваться.

Как правильно воспитывать ребенка

1. Помните о родительской роли

Имейте в виду, что быть родителями – это сложная работа. Мама – это самая настоящая профессия, причем непростая. Мама должна уметь оказывать первую помощь, она должна быть педагогом высшего класса,
знать, как создать в семье уют и правильную атмосферу, как растить детей. Этому надо учиться. Один из главных критериев успешной жизни – это то, как мы смогли воспитать своих детей, сколько любви им дали.

Для воспитания ребенка одинаково необходимы отец и мать, сочетание мужской и женской энергий.

Роль мамы особенно важна в первые годы жизни ребенка – все дети особенно нуждаются в ласке и заботе.
Отец должен больше заниматься воспитанием, когда ребенок подрос, примерно с 7 лет. Важно, чтобы отец не сюсюкал с детьми, а мама не была жесткой, как мужчина. Если же мужской или женской энергии недостает, то у детей могут быть проблемы со здоровьем и трудности в жизни.

2. Защищайте детей от влияния массовой культуры

Нужно понимать, что современная культура активно призывает людей к процессу потребления. Это делается через рекламу, мультфильмы и фильмы. Ребенок с детства слышит сплошной поток призывов покупать товары определенных брендов. Если не обращать на это внимания, есть риск превратить его в глупое и эгоистичное существо, которым легко манипулировать.

Все начинается с современных мультфильмов (особенно американских), которые вроде бы создаются для маленьких детей. Но обратите внимание на сюжеты: агрессия, борьба, бесконечные драки. В фильмах для подростков еще больше насилия, появляется сексуальная подоплека, а над семейными ценностями там просто смеются.

Доступ к телевизору и компьютеру желательно ограничить – ведь почти все современные родители жалуются на то, что ребенок погружен в виртуальное пространство. Лучше вообще не иметь дома телевизора
и не покупать ребенку личный компьютер как можно дольше. Сами подбирайте мультфильмы и фильмы, которые можно смотреть всей семьей. Пусть это будут советские мультики, которые уже много лет учат нас добру.

3. Тщательно выбирайте школу

Отдав ребенка в первую попавшуюся школу, вы рискуете: он может попасть в дурную компанию, и влияние семьи на него будет ослаблено (или вовсе разрушено). Если рядом с домом нет школ, где с детьми не
только занимаются математикой, но и воспитывают духовные ценности, я предлагаю подумать о домашнем образовании. Исследование в Канаде показало, что у детей, учившихся дома, уровень образования и культуры на порядок выше, чем у тех, кто посещал государственные школы.

Но, если вы все-таки решили, что ваши дети будут ходить в обычную школу, не пускайте на самотек процесс их образования. Никакой педагог не заменит ребенку гармоничной семьи, поэтому не надейтесь, что всему необходимому ваших детей научат в классе.

Принимайте как можно более активное участие в детском обучении. В некоторых школах, к примеру, родители раз в неделю приходят после уроков и общаются с детьми: кто-то рассказывает о профессиях, другие – о книгах, третьи – о том, как стать увереннее.

И эти занятия гораздо полезнее обычных уроков!

Найдите время, чтобы пообщаться с классным руководителем, регулярно интересуйтесь тем, что происходит с вашим ребенком. Ребенок впитывает знания как губка, но важно, чтобы впитывал он «чистую воду»: следите за тем, что он читает, познает, смотрит.

Хочу отдельно отметить, что к вопросу образования на Западе и Востоке относятся совершенно по-разному. В западной культуре образованным считается человек, который прочитал много книг, освоил большой объем информации, сдал те или иные экзамены. С восточной же точки зрения, если вы много читали, но при этом несчастливы, нездоровы и неуспешны, и, самое главное, ваш характер не улучшился, ваши знания бесполезны.

4. Воспитывайте детей в строгости

Вспомните, как растили детей аристократов в царской России. Воспитание было строгим: жесткая дисциплина, никаких поблажек, довольно скромные условия. Примерно так же и сейчас обстоят дела в дорогих частных школах на Западе. Есть народная мудрость: Пожалеешь палку – потеряешь сына». Конечно, маленьких детей нужно опекать и баловать, но после 5–7 лет воспитание должно становиться строже.

В период с 12 до 15 лет подростки переживают непростой, революционный» период: бунтуют, грубят и скандалят, могут вредить самим себе, даже не осознавая этого. Поэтому лучше всего, если дети максимально погружены в занятия, которые им нравятся: спорт, музыку, рисование. Не оставляйте им слишком много времени на отдых.

5. Учите отдавать и делиться

Как можно оградить ребенка от негативного влияния общества потребления? Только научив его отдавать и заботиться о близких.

В России многие родители боятся травмировать своих детей, поэтому скрывают от них горести этого мира. Я не призываю вас в воспитательных целях отправляться, скажем, в больницу или хоспис. Начинайте с мелочей: уберите вместе в подъезде, если там грязно. Помогите тому, кто нуждается в поддержке. Съездите в дом престарелых, где требуется помощь волонтеров.

На мой взгляд, ограждать ребенка от всех негативных переживаний и стараться лишь обеспечить его материально – это серьезная ошибка, особенно это касается воспитания мальчиков. Лучше если ваш ребенок с детства получит опыт и привычку бескорыстного служения, это крайне важно.

6. Не бойтесь признавать ошибки

Очень важно, чтобы в семье были доверительные отношения между детьми и родителями. Но что делать, если вы только сейчас осознали: дети вас не уважают и не считаются с вашим мнением? Даже если вашим детям 15 лет и больше, еще не поздно начать выстраивать открытые отношения.

Можно даже сказать: «Знаешь, я подумала и пришла к выводу, что была неправа. Я поставила на первое место деньги, хотела, чтобы у тебя все было. Но таким образом отодвинула на второй план наши отношения».

А в качестве эксперимента предложите детям поработать после школы, чтобы они почувствовали, как достаются деньги. Кстати, на Западе это обычная практика – подростки довольно рано получают первый опыт работы. Конечно, не нужно ребенка отдавать туда,где рабские условия, но подработка на пару часов в день – отличный вариант.

7. Питайтесь правильно

Сейчас родители жалуются, что их дети любят только «вредную» еду: бургеры, колу, чипсы и пиццу. Поймите: дети любят все это не просто так, вы сами их «подсадили» на подобные продукты.

Современное питание полно химией, ГМО и рафинироваными продуктами. Все это имеет очень негативный эффект на психику, духовное и физическое развитие взрослого, не то, что ребенка.

Правильное питание – это свежие фрукты и овощи, лучше выбирать их по сезону; натуральный мед; орехи и семечки; каши из цельных круп, но без глютена; свежевыжатые соки; очень полезны зеленые коктейли.
желательно обходится без мяса.

8. Выбирайте семейные ценности

Мама и папа с детства должны прививать ребенку мысль о том, что главное в жизни – стать хорошими родителями. Объясните детям, что преждевременное начало «взрослой» жизни может повлиять на их
будущую судьбу, здоровье их детей, разрушить энергетически.

Ставьте семейные ценности на первое место: пусть ребенок изначально будет ориентирован на создание гармоничной семьи, а не задумается об этом в 30–35 лет, когда бывает уже поздно. Мы сейчас не так часто видим нормальную модель семьи – семью полную, счастливую, дружную. Но постарайтесь предложить детям именно такой пример.опубликовано econet.ru.

Рами Блект. Журнал “Благодарение”, пятый выпуск.

Остались вопросы — задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

4 ценности, которые можно привить только в семье

Семья является решающим фактором в формировании всех нас как личностей. Как говорят: «Все мы родом из детства». Именно семья закладывает фундаментальные ценности, которые и определяют в будущем нашу идентичность и связь с миром.

Как правило, именно в семье мы учимся осознавать, кем являемся и чего хотим. Тут формируется наше отношение к реальному миру и людям, живущим в нём. И не имеет значения, если это семья лишь с одним родителем или приёмными родителями.

Люди, которые окружают нас в первые годы развития, оставляют неизгладимый след в душе. Именно они закладывают основные 5 ценностей, которым никто другой не сможет научить по-настоящему.

1. Любовь к жизни – навсегда

В каждом из нас присутствует две тенденции. Одна – к жизни, а другая – к смерти. Жизнь и смерть – это не только биологические состояния. Жизнь связана с движением, изменениями и ростом. Между тем смерть означает противоположность: состояния пассивности, стагнации и застоя.

Именно в раннем детстве закладывается направление наших мыслей и действий. То есть вопрос состоит в том, какую тенденцию мы выберем, как «полетим» в этой жизни. Если вам повезло иметь семью, в которой преобладает тенденция к жизни, то вы с большей вероятностью станете такими же. И это вовсе не связано с тем, что вам будут говорить или как учить. Это передаётся на уровне любви. Таким образом, вы всегда будете выбирать жизнь и всё, что связано с ней: мечтать, добиваться, радоваться, наслаждаться.

Однако это не означает, что тот, кто рос и развивался в менее благоприятных условиях, не может развить любовь к жизни. И также не означает, что если человек выбирает любовь, то его никогда не будут одолевать тенденции смерти (пассивность, застой и прочее). Но всё же вырасти в семье с положительной тенденцией к жизни – огромное преимущество.

2. Уважение

Когда мы говорим об авторитете, то не имеем в виду какие-то строгие команды или приказы, которые следует незамедлительно выполнить. Речь о настоящих авторитетах: людях или учреждениях, которые являются источниками законной и рациональной власти. То есть о тех, кого действительно следует уважать. Причём это уважение вовсе не означает слепого повиновения. Это совершенно другое: признание более высокого иерархического статуса человека или учреждения в силу определенных обстоятельств (возраст, опыт, знания и тд.)

Уважение к авторитетам является одной из ценностей, которые усваивают в семье. Именно такую модель отношения к авторитетам способны передать родители. Если им удастся приучить детей к разумной дисциплине и привить правильные ценности и убеждения, то их наследники научатся главному в нашей жизни – уважению к чужому опыту. Подчеркнём, что речь идёт об опыте старших (по возрасту или по статусу), который не противоречит их собственным убеждениям и здравому смыслу.

3. Самоконтроль эмоций

Родители являются учителями, которые работают круглосуточно, даже если их нет рядом. Их пример – это не просто слова или команды. Дети в основном перенимают поведение, которое видят вокруг себя, и подражают ему. Родители с помощью своих действий и поступков как будто говорят, что это – правильно, а то – наоборот. Они учат как вести себя в различных ситуациях, и делают это исключительно на собственном примере.

У детей в голове ещё много хаоса, потому что они только начинают открывать свои эмоции и, следовательно, не имеют какого-либо существенного контроля над ними. Но если в момент столкновения с этим хаосом, ребёнок чувствует поддержку и спокойствие взрослых, то учится корректировать и сдерживать свои неконтролируемые реакции. С годами эта модель поведения становится доминирующей.

Одна из задач родителей – установить разумные пределы проявления и выражения эмоций ребёнка. Потому что одно дело расплакаться от обиды или отчаянья, и совсем другое – топать ногами в магазине, потому, что не купили дорогую игрушку. Дело в том, что если взрослые не помогут ребёнку научиться контролировать свои эмоции, то сделать позже ему это будет уже намного сложнее.

4. Братство

Братство, помимо того, что является очень важной ценностью, также способ взаимодействия и отношения к миру. По большому счёту речь идёт о внутренней гармонии и любви к себе. Ведь без любви и уважения к себе невозможно ценить других.

Именно чувство братства помогает жить в этом мире. Любить людей мира и себя в нём.

Семья для ребёнка – это самая первая ячейка общества, в которой они познают основы человеческих отношений. Именно в семье люди узнают, что у них должны быть обязанности и права, что они должны уметь сочувствовать и переживать, помогать и поддерживать. Это не то, что можно навязать. Это то, чему ребёнок учится каждый день в семье путём проб и ошибок.

Таким образом, если в семье царят уважение, дружба и братство, то ребёнок, вероятно, усвоит эти ценности на всю жизнь.

Психологи назвали важные уроки, которые детям должны преподать родители, а не жизнь

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Ричард Брэнсон (Richard Branson), миллиардер и основатель Virgin Group, однажды сказал: «Если бы вы спросили всех людей на планете о том, кто дал им лучший совет в жизни, держу пари, ответ большинства был бы „мама“». Полагаем, что оставшиеся упомянули бы папу. Так чему же нужно научить детей, чтобы спустя много лет они с благодарностью вспоминали вас в своих интервью?

Мы в AdMe.ru уверены, что ваши дети вырастут достойными людьми, а для того чтобы они точно сказали вам спасибо за хорошее воспитание, возьмите на вооружение эти 9 важных уроков, которые никогда не поздно им преподать.

1. Готовить еду

Джули Охана (Julie Ohana), социальный работник и кулинарный терапевт, убеждена: приготовление еды помогает выражать любовь и развивать навыки общения. Это чистейший акт альтруизма, который приносит счастье и чувство единения с людьми. Так почему бы не научить этому детей?

Тем более, узнавая, из чего готовятся блюда, ребенок быстрее поймет разницу между полезной и вредной едой, станет более осознанным в выборе продуктов и, возможно, на секунду задумается перед покупкой очередного гамбургера в компании друзей.

Джейми Оливер (Jamie Oliver) считает, что детей нужно привлекать к кулинарным делам с раннего возраста. Для того чтобы малыши полюбили готовить, начните с простых рецептов, разрешайте им трогать и нюхать продукты и, главное, не жалейте времени на разъяснения и уборку после подвигов юных шеф-поваров.

2. Проявлять ласку

Техасский психолог Карл Пикхардт (Carl Pickhardt) рассказывает, что многие дети, переходя в подростковый возраст (9–13 лет), отказываются от тактильных проявлений своих чувств, а иногда перестают и принимать их со стороны взрослых. Так они подчеркивают свою «взрослость», но при этом рискуют потерять бесценную способность к невербальной близости.

Можно помочь ребенку сохранить способность к физическому выражению эмоций. Для этого в переходном возрасте следует все так же выражать свою любовь прикосновениями, но в менее нежной форме. Похлопывания по плечу, массаж ног после тренировки, недолгие объятия при встрече — отличные варианты. Спустя время повзрослевший ребенок сможет вернуться к объятиям и поцелуям.

Умение тактильно проявлять свои чувства поможет ребенку в будущем создавать доверительные отношения с людьми, чувствовать себя более удовлетворенным и легче справляться со стрессом.

3. Зарабатывать деньги на удовольствия

Если вы желаете ребенку финансового благополучия, следует сделать 2 вещи: преподать ему основы финансовой грамотности и научить трудиться. Уже с 3 лет можно рассказывать малышу о том, что такое деньги, как они появляются в семье и почему нельзя купить все, что есть в магазине. При должном воспитании к 7 годам сформируются правильные установки, связанные с деньгами.

Прививать любовь к труду можно, прося их о помощи в мелких домашних делах, покупках, уходе за котом. При этом не стоит платить ребенку за помощь по дому. Кимберли Палмер (Kimberly Palmer), автор книг о материнстве, уверена: дети должны выполнять бытовые задания не из-за денег, а потому что они являются частью семьи и разделяют ее заботы.

В возрасте 10–14 лет, когда ребенок уже умеет трудиться и знает ценность денег, стоит помочь ему найти занятие, за которое он получит денежное вознаграждение. Это может быть помощь соседке, продажа собранной на даче клубники, несложные курьерские поручения. Заработанные деньги позволят ребенку почувствовать радость от финансовой независимости и обеспечат дальнейшее стремление к ней.

4. Быть счастливым в одиночестве

Психотерапевт и лектор Северо-Восточного университета США Эми Морин (Amy Morin) утверждает, что каждому человеку необходимо научиться проводить время в одиночестве. Эта практика повышает работоспособность, увеличивает креативность и спасает от психических расстройств. Человек, умеющий быть один, лучше чувствует свои потребности и потому более успешен в их удовлетворении.

Учиться с удовольствием проводить время в своей компании необходимо с ранних лет. Дети, которые могут пару часов обходиться без общения, развлекая себя самостоятельно, во взрослой жизни оказываются более независимыми и находят достойных спутников жизни, так как не цепляются за первого встречного, только чтобы не быть в одиночестве.

К тому же самостоятельные дети более творческие и инициативные, что является еще одним весомым аргументом за то, чтобы перестать придумывать ребенку тысячу и одно занятие и позволить ему сделать это самому.

5. Не стесняться быть настоящим

У совсем маленьких детей нет проблем с выражением себя. Они говорят и делают то, что чувствуют, не стараясь угодить или понравиться. Однако эти непосредственные малыши довольно быстро смекают: иногда выгоднее скрыть эмоции и «побыть хорошим», чтобы получить желаемое: вторую конфету, поход в кино или хорошее папино настроение.

За подавленными эмоциями следуют увлечения, как у других, не привлекающая внимание одежда, страх возразить учителю и боязнь нелепо станцевать на дискотеке в летнем лагере. Для того чтобы подростковый конформизм не перерос в полную потерю себя, родителям следует всегда быть открытыми к любым проявлениям настроения ребенка и принимать его разным.

Когда дети уверены в том, что негативные эмоции и странные желания не отдаляют их от близких людей, они и во взрослом возрасте сохраняют смелость в решениях и творческий подход к жизни.

6. Быстро адаптироваться к переменам

Если у малыша есть склонность все контролировать и желание знать наперед, что будет дальше, будет нелишним разговор о том, что неопределенность — это естественная часть жизни. Родителям нужно научить ребенка принимать жизненные перемены, не бояться непредсказуемых событий, быть готовым к приятным и не очень сюрпризам.

Позитивный взгляд на перемены и готовность к ним помогут ребенку в будущем быстро приспосабливаться к самым серьезным изменениям: переездам, сменам мест работы, расставаниям и новым отношениям. Легкое отношение к неожиданностям должно прививаться с детства, чтобы однажды закрытие любимого кафе возле дома не стало причиной депрессии.

7. Терпеть, чтобы получить больше

Терри Моффит (Terrie E. Moffitt), доктор психологических наук Университета Дьюка, предоставила результаты исследований, которые доказывают, что способность детей к самоконтролю в раннем возрасте влияет практически на все сферы жизни: от личного дохода до — представьте! — скорости старения.

Это подтверждает и небезызвестный стэнфордский зефирный эксперимент. Участвовашие в нем дети, которые преодолели искушение съесть лакомство сразу, чтобы получить впоследствии в 2 раза больше, показывали в дальнейшем более высокий уровень благосостояния и удовлетворенности жизнью.

Если вы научите ребенка проявлять терпение в очередях и долгих прогулках, а также во время выполнения энергозатратных школьных заданий, то через пару десятков лет у вас будут все шансы гордиться его успехами. Объясните малышу, что большая мечта требует методичного и спокойного достижения маленьких целей, а иногда — элементарной способности подождать чуть дольше.

8. Заботиться о более слабых

Дети по умолчанию получают много внимания и заботы. Для безболезненного превращения из всеобщего маленького любимца во взрослого человека важно с раннего возраста учить ребенка тому, что можно не только принимать заботу, но и проявлять ее.

Постарайтесь найти кого-то, над кем малыш сможет взять шефство. Идеальным вариантом будет домашнее животное: кот, маленькая собачка, хомячок. Кормление Барсика и прогулки с Мухтаром будут с раннего возраста воспитывать в ребенке ответственность. Однако помощь родителей все-таки потребуется, чтобы ребенок не переутомился и не объявил протест.

Если в семье несколько детей, старший может ухаживать за младшими. Только не нужно радостно перекладывать на него уход за остальными детьми. Ребенок не должен выполнять родительские функции. От него требуются только забота, ласка и помощь маме в несложных делах по уходу за младшими детьми.

9. Следить за чистотой тела

Вопрос детской гигиены всегда стоит очень остро. Если младенца можно искупать без особых проблем, то с ребенком постарше, который умеет сопротивляться и убегать, дела обстоят сложнее. Тем не менее стоит проявить терпение и научить ребенка за собой ухаживать.

Очень важно не акцентировать внимание на дурном запахе («Не ребенок, а поросенок!») или грязных зубах («Не будешь чистить — сгниют!»), а сместить фокус в сторону удовольствия от водных процедур. Вкусная зубная паста, мультяшная щетка, яркие мягкие полотенца, шампунь с запахом шоколада, веселые купальные традиции — подобные вещи сделают так, что ребенок сам будет радостно бежать в ванную комнату.

Кроме того, нужно не только научить ребенка получать удовольствие от процесса, но и объяснить, почему важно хорошо пахнуть, рассказать о связи чистоплотности и уважения к окружающим. Тогда ваш малыш точно не превратится в очередного пахучего дядю из метро.

За какие бесценные уроки вы благодарны своим родителям?

Читайте также:  Взаимоотношения родителей и детей: взаимные долги
Ссылка на основную публикацию